Научная статья на тему 'Роль государства в управлении инновационным развитием агропромышленного комплекса'

Роль государства в управлении инновационным развитием агропромышленного комплекса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
210
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рюмина Юлия Александровна

Рассматриваются тенденции в сфере развития и использования в экономике научно-технических достижений и выделяются основные направления государственной инновационной политики в системе АПК.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of state in administration by innovational development of agriculture

In article the principal causes of occurrence of crisis in agrarian and industrial complex are considered and possible ways of perfection of organizational economic mechanisms of innovational development of agrarian and industrial complex at a regional level are offered.

Текст научной работы на тему «Роль государства в управлении инновационным развитием агропромышленного комплекса»

Ю.А. Рюмина

РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В УПРАВЛЕНИИ ИННОВАЦИОННЫМ РАЗВИТИЕМ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА

Рассматриваются тенденции в сфере развития и использования в экономике научно-технических достижений и выделяются основные направления государственной инновационной политики в системе АПК.

Агропромышленный комплекс России является крупнейшим сектором экономики государства, который, по мнению многих авторитетных ученых и политиков, находится в состоянии системного кризиса.

В АПК страны за последнее десятилетие наблюдается резкий спад производства, существенное сокращение производственного потенциала. В новых условиях радикально изменилась роль государства и его влияние на процессы в АПК. Ослабла управляемость комплексом со стороны органов государственной власти как на федеральном, так и на региональном уровне.

Кризисная ситуация в аграрном секторе в значительной степени обусловила низкую востребованность научно-технических достижений в производстве, снизила влияние научно-технического прогресса на его развитие. Бюджетное финансирование научных учреждений на крайне низком уровне привело к резкому сокращению численности научных работников, ослаблению материально-технической базы научно-исследовательских учреждений, опытных хозяйств, свертыванию исследований по целому ряду важнейших научных направлений в АПК. Специфика сложившейся ситуации заключается в том, что в стране имеются значительные фундаментальные и технологические заделы, уникальная научно-производственная база и высококвалифицированные кадры, но в то же время крайне слаба ориентация этого инновационного потенциала на реализацию научных достижений в производстве и других сферах деятельности. Инновационный кризис проявляется в резком снижении уровня управляемости процессом создания и реализации новшеств, в отсутствии источников его финансирования, в свертывании деятельности исследовательских коллективов [1. С. 10].

В этих условиях необходим пересмотр стратегии развития АПК страны и механизмов ее реализации. Новая стратегия должна сочетать в себе как активное государственное регулирование, так и рыночные механизмы саморегуляции. Основным фактором преодоления экономического кризиса и выхода на траекторию устойчивого экономического роста в современных условиях должен стать научно-технический прогресс, который невозможен без проведения активной инновационной политики.

Инновационная политика является мощным рычагом, с помощью которого предстоит преодолеть спад в АПК, обеспечить его структурную перестройку и насытить рынок разнообразной конкурентоспособной продукцией.

Инновационная политика в отношении агропромышленного комплекса отличается по характеру, масштабам поддержки, объему ресурсов, необходимых для обновления и модернизации производственного потенциала на основе реализации отечественных достижений

науки и техники. Причем централизованная организация инновационной деятельности в АПК представляется неэффективной в силу специфики данной отрасли материального производства. Наиболее приемлемой представляется организация инновационной деятельности с ориентацией в первую очередь на региональные особенности и потребности в инновациях, которые определяют приоритетные направления развития агропромышленного комплекса. Задача государства заключается в разработке механизмов и инструментов для стимулирования привлечения финансовых ресурсов в форме инвестиций в региональный агропромышленный комплекс, в поддержке социальной сферы и развитии инфраструктуры.

Для организации и стимулирования инновационной деятельности используются как прямые, т.е. включающие непосредственно финансовую помощь (государственные закупки и т.д.), так и косвенные (налоги, нормы, подготовка специалистов и т.д.) методы воздействия. Данный механизм достаточно хорошо известен и поэтому может считаться традиционным. Однако воздействие на инновационный процесс этих методов достигается путем различного их использования и варьируется в соответствии с объективно присущими самому инновационному процессу закономерностями [2. С. 33].

Государственная научно-техническая политика не может и не должна ограничиваться лишь финансовой поддержкой научно-технических программ и предоставлением различных льгот хозяйствующим субъектам, которые осуществляют инновационную деятельность. Государство обязано выполнять (посредством своих уполномоченных исполнительных органов, прежде всего инновационных научно-технических фондов) функции экономической (коммерческой) реализации научно-технических новшеств, выступать основным инвестором интеллектуального капитала, субъектом присвоения экономических эффектов НТП.

Организационный механизм государственного регулирования инновационной деятельности должен обеспечить учет мнений всех прямо или косвенно заинтересованных структур и в то же время создать условия для согласованного принятия мер по стимулированию инноваций.

В какой бы форме ни проводилась инновационная политика, она обязательно должна предусматривать рациональное сочетание государственного регулирования с рыночным механизмом. Эффективными оказываются те формы регулирования, которые, не подавляя рыночных сигналов, упреждают их и снимают неопределенность поиска новых направлений вложений ресурсов. В этом суть инновационной политики государства в регулируемой рыночной экономике.

В России на сегодняшний день еще не сложились ни действенные рыночные механизмы регулирования

инновационной деятельности, ни эффективная система государственного регулирования и поддержки инноваций при приоритете рыночных связей и частнособственнических отношений в экономике.

В этих условиях усиливаются отрицательные тенденции в сфере развития и использования в экономике научно-технических достижений:

- уменьшаются функциональные возможности и сфера применения новой техники;

- падают темпы обновления выпускаемой продукции, что ведет к ее моральному устареванию;

- снижается наукоемкость новой техники;

- снижаются темпы развития интеллектуальной инфраструктуры (сферы образования, системы научной информации и пр.);

- разрушается и стареет материально-техническая база инноваций;

- снижается общественный престиж научной деятельности.

Основные трудности в реализации инновационного потенциала аграрной науки связаны с нехваткой собственных средств у организаций, ограниченностью бюджетного и внебюджетного финансирования, в том числе заемных и привлеченных средств. Спад производства во всех отраслях и сферах агропромышленного производства, постоянный дефицит денежных средств у организаций не оставляют ресурсов для инновационной деятельности.

Инвестиционная поддержка инноваций со стороны государства, особый режим для нововведений, страхование рисков, венчурные фонды, инновационная инфраструктура - это те необходимые условия, без которых нельзя обеспечить инновационный прорыв как государственных организаций, так и организаций других форм собственности [3. С. 25].

В этой связи к основным направлениям государственной инновационной политики в системе АПК можно отнести:

- создание системы комплексной поддержки приоритетных направлений инновационной деятельности, развития производства, повышения конкурентоспособности наукоемкой продукции АПК. В процессе активизации инновационной деятельности необходимо участие не только органов государственного управления, коммерческих структур, финансово-кредитных учреждений, но и общественных организаций как на федеральном, так и на региональном уровне;

- развитие на региональном уровне инфраструктуры инновационного процесса, включая систему информационного обеспечения, систему экспертизы, финансово-экономическую систему, производственнотехнологическую поддержку, систему сертификации и продвижения разработок, систему подготовки и переподготовки кадров. Накопившееся в течение многих лет отставание имеет в своей основе не низкий потенциал отечественных исследований и разработок, а слабую инфраструктуру инновационной деятельности, отсутствие мотивации товаропроизводителей к реализации новшеств как способа конкурентной борьбы. Это приводит к невостребованности потенциала отечественной прикладной науки и техники;

- развитие малого инновационного предпринимательства путем формирования благоприятных условий для образования и успешного функционирования малых высокотехнологичных организаций и оказания им государственной поддержки на начальном этапе деятельности,

- совершенствование конкурсной системы отбора инновационных проектов и программ. Реализация относительно небольших и быстро окупаемых инновационных проектов с участием частных инвесторов и при поддержке государства позволит поддержать наиболее перспективные производства и организации, усилить приток в них частных инвестиций.

Для проведения активной инновационной политики в сфере АПК требуется принятие неординарных мер, включающих в себя совершенствование системы государственных инвестиций, кредитной и налоговой политики, внебюджетного финансирования. Кроме того, необходимо осуществлять целенаправленные меры по развитию предпринимательской среды, созданию и развитию системы коммерческих форм взаимодействия науки и производства путем интеграции отраслевых институтов с крупными промышленными и финансовыми структурами.

Следовательно, активизация инновационной деятельности требует, с одной стороны, государственного управления и координации действий всех ее субъектов, с другой - интеграции всех заинтересованных структур в реализации инноваций, привлечении инвестиций, создании условий, способствующих инновационному процессу и внедрению достижений науки и техники в экономику страны.

ЛИТЕРАТУРА

1. Егерева О.А. Стратегия реформирования аграрного сектора в условиях перехода к рынку: Автореф. дис. ... д-ра эконом. наук. М.: РАГС,

2000. 44 с.

2. Егерева О. Совершенствование системы налогообложения в сельском хозяйстве // АПК: экономика, управление. 2000. № 7. С. 32-38.

3. Голенков В.А., Степанов Ю.С., Садков В.Г., Машегов П.Н. Стратегия инновационного развития на базе университетских комплексов. М.:

Машиностроение, 2003. 130 с.

Статья представлена научной редакцией «Экономика» 18 декабря 2007 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.