2. Ключевым моментом в деле успешного формирования в стране специализированного конкурентоспособного мясного скотоводства явилось принятие Отраслевой целевой программы по развитию данной сферы животноводства на 2009-2012 гг., в которой были конкретизированы и уточнены основные положения, цели и задачи в этой области, намеченные в принятых ранее Государственной программе развития сельского хозяйства на 20082012 гг. и Концепции социально-экономического развития РФ на период до 2020 г. Таким образом, в аграрной сфере в настоящее время формируется система взаимоувязанных прогнозных и перспективных документов, на практике реализующих программно-целевой метод планирования применительно к конкретной народнохозяйственной подотрасли и это перспективное направление работы нуждается в дальнейшем совершенствовании и поддержке.
3. Реализация Отраслевой программы по развитию мясного скотоводства, безусловно, столкнется в современных условиях экономического кризиса с объективными трудностями в части инвестирования и кредитования, а некоторые ее целевые параметры, возможно, будут скорректированы. Однако сам принцип выделения мясного скотоводства и в целом животноводства в качестве одного из ключевых инновационных направлений аграрной политики, уже доказал свою жизнеспособность и правоту и, безусловно, должен быть сохранен. В сложившихся условиях особенно важно, с одной стороны, способствовать инновационной направленности и эффективности ведения животноводческих отраслей за счет внутренних источников, а, с другой стороны, по возможности, разблокировать материальные и финансовые потоки, питающие село необходимыми ресурсами со стороны народного хозяйства, всей экономики.
4. Существенным барьером для реализации инновационного сценария является сокращающийся в условиях общего экономического спада конечный потребительский спрос населения. В этих условиях целесообразно сохранить и направить внутренний
спрос со стороны государства, основными элементами которого в современных условиях выступают государственные инвестиции и государственные закупки, способные отчасти компенсировать аграрным производителям вынужденное сокращение конечного потребительского спроса населения на продукты питания, в первую очередь, животного происхождения.
5. Значительными трудностями на пути конкурентоспособного развития мясной скотоводческой подотрасли является также низкая продуктивность кормовых угодий и недостаточная численность и качество животных племенного назначения. В производстве кормов основным структурным маневром следует признать комплексную технологическую модернизацию полевого, лугопастбищного кормопроизводства и комбикормовой промышленности при одновременном переключении части современных экспортных поставок зерна на расширение внутреннего спроса за счет развития всех подотраслей животноводства, в том числе мясного скотоводства. В племенном деле необходимо сохранение и использование отечественного генофонда, в том числе местных, локальных и аборигенных пород, обладающих уникальными приспособительными способностями к природно-климатическим особенностям данного региона, что является основой успешной селекционной работы и инновационных проектов в этой сфере.
6. Племенные хозяйства и хозяйства-репродукторы по выращиванию крупного рогатого скота мясного направления должны стать в дальнейшем ядром специализированных региональных кластеров данного типа включающих в себя хозяйства, кормопроизводящие и кормоперерабатывающие предприятия, мясокомбинаты, а также объекты заготовительной, транспортной и торговой инфраструктуры. Возникновение подобных региональных формирований послужит важной предпосылкой общего улучшения размещения и специализации агропромышленного производства, раскрытия многофункционального природно-экономического потенциала сельских территорий.
ВОЗМОЖНОСТИ И ОГРАНИЧЕНИЯ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА
В.А. Иванов, д.э.н., проф., зав. лабор. Института социально-экономических и энергетических проблем Севера Коми НЦ УрО РАН
Анализ нынешнего состояния и оценка инновационной деятельности в АПК Республики Коми свидетельствует, что этот процесс характеризуется низким уровнем инновационной активности при значительном научном потенциале. Доля агропромышленных предприятий, являющихся наиболее динамичными потребителями новшеств, составляет лишь 10%. На шесть сельскохозяйственных предприятий (из 73 организаций) приходится 35% численности работников, 64 - основных фондов, 75 -выручки от реализации продукции, 84% прибыли. В этой группе предприятий против средних показателей остальных сельхозорганизаций уровень среднемесячной заработной платы выше в 2,7 раза, производительности - в пять, а размер выделяемых субсидий на единицу реализованной продукции ниже в 7,4 раза, стабильнее финансовое состояние.
В большинстве аграрных предприятий и крестьянских хозяйств преобладают примитивные ме-
тоды и технологии, применяются устаревшие сорта и породы скота, несовершенные формы организации и управления. Особенно неблагополучное положение в скотоводстве. Сейчас на современные технологии производства молока переведено 15% общего поголовья коров, с их использованием производится 28% молока.
Условиями и факторами, ограничивающими инновационную активность организаций регионального АПК, являются: убыточность и низкий уровень рентабельности производимой продукции, недостаточность государственной поддержки, слабость материально-технической базы, недостаточный уровень подготовки кадрового персонала организаций агропромышленного производства в области инновационного менеджмента, отсутствие государственной инновационной политики и стратегии, инновационной инфраструктуры, неразвитость рынка инновационной продукции, отсутствие организацион-
но-экономического механизма управления инновационными процессами.
Республика располагает значительным научно-образовательным потенциалом. В настоящее время научным обеспечением агропромышленного производства занимаются 36 сотрудников, в том числе 10 докторов и 26 кандидатов наук.
Республика Коми располагает совокупностью благоприятных агроклиматических условий, обеспечивающих эффективное производство картофеля, овощей местного ассортимента и кормовых культур. При использовании современных технологий реально в условиях республики получать с гектара 200-300 ц картофеля, 300-400 ц овощей, 20-30 ц озимой ржи, ячменя и овса (в южных районах), 4050 ц семена многолетних трав.
Благоприятное влияние на развитие скотоводства оказывает наличие естественной кормовой базы. Сенокосы и пастбища республики представляют источник получения наиболее дешевых и полноценных кормов. Особую народнохозяйственную ценность имеют крупные массивы лугов, расположенные в поймах Печоры, Вычегды и Сысолы. Потенциальная возможность сбора кормов с пойменных лугов превышает 150 тыс. т корм. ед. В конце 1970-х-начале 1980-х гг. республика занимала первое место по урожайности картофеля, четвертое -по урожайности овощей открытого грунта.
Одним из конкурентных преимуществ сельского хозяйства является производство органической продукции, позволяющей получать от ее реализации рентный доход. Возможности северного земледелия для производства экологических продуктов питания успешно используют Скандинавские страны.
Активизация инновационной деятельности в региональном АПК включает решение целого ряда задач:
- разработка и обеспечение единства государственной аграрной, научно-технической и инновационной политики с целью повышения спроса агропромышленного производства на научнотехнические достижения и привлечение капитала в развитие инновационных технологий;
- совершенствование нормативно-правового регулирования инновационных процессов;
- создание условий для активизации деятельности аграрной науки, интеграция ее с высшим образованием, совершенствование системы подготовки кадров в области инновационной деятельности, обеспечивающих повышение инновационной активности организаций и коммерциализацию результатов научных исследований;
- усиление кооперации между предприятиями, научно-исследовательскими организациями и вузами;
- техническое и технологическое переоснащение организаций комплекса, применение энерго-и ресурсосберегающих технологий производства, хранения и переработки продуктов питания;
- комплексное сочетание инноваций селекционно-генетического, технологического, организационно-управленческого, экономического и социально-экологического типов;
- создание современной информационноконсультационной системы освоения инноваций;
- государственная поддержка и стимулирование инновационной деятельности.
Основываясь на этапах инновационного процесса, предложена модель организации управления инновационной деятельностью в региональном АПК на примере Республики Коми (рис. 1).
Основными разработчиками нововведений была и остается академическая наука, учитывающая в своих исследованиях разнообразие местных условий аграрного производства. Основные фундаментальные исследования и важнейшие прикладные разработки целесообразно сконцентрировать на повышение плодородия почв, создание ранних и среднеранних сортов картофеля, способных к клуб-необразованию в условиях длинного светового дня, развитии молочного и мясного скотоводства, обосновании эффективных межотраслевых связей сельского и лесного хозяйства, отраслей перерабатывающей промышленности, стратегии устойчивого функционирования северных сельских территорий.
Для активизации инновационной деятельности определяющим является спрос на новшества, а не предложения со стороны нации. Особое значение приобретает формирование экономического механизма инновационной деятельности в АПК, который включает:
- стратегическое управление инновациями, направленное на разработку мер, программ, проектов достижения намеченных целей, исходя из потенциала НИОКР, производственного потенциала предприятий, внешних и внутренних факторов, потребностей в новшествах;
- планирование инноваций, включающее совокупность инструментов, правил, информации и процессов, направленных на достижение конечных целей;
- поддержку и стимулирование инновационной деятельности;
- систему финансирования инновационных процессов, включающую многоканальность источников поступления финансовых средств, принципы вложения аккумулируемых средств, механизм контроля за использованием инноваций, их возвратность и оценку эффективности инновационных проектов;
- налогообложение организаций, создающих и осваивающих новшества, страхование инновационных рисков;
- стратегический и тактический маркетинг инноваций, направленный на поддержание конкурентоспособности предприятия и освоение новых рынков сбыта;
- ценообразование на инновационную продукцию и услуги.
Стратегическое управление инновационными процессами в АПК предлагается осуществлять научно-координационному совету при Министерстве сельского хозяйства и продовольствия республики. В его состав войдут представители организаций науки, образования, отраслевых ассоциаций сельхозтоваропроизводителей, специалисты и руководители агропромышленных предприятий, региональных и муниципальных органов управления. Для оценки реализации инновационной деятельности, эффективности инновационных проектов создается независимая экспертная комиссия. Текущее управление инновационной деятельностью осуществляет специальное подразделение.
Ограниченность рыночных механизмов в области создания и освоения научно-технических разработок, высокорискованная и малопривлекательная для инвестиций аграрная деятельность обуславливаю необходимость активной поддержки инновационных процессов со стороны государства с помощью как прямых, так и косвенных рычагов стимулирования. Разумеется, государственное вмешательство не может и не должно быть востребованным и замещать рыночные отношения.Усиление роли государства в инновационном процессе возможно по следующим направлениям:
- повышение доли расходов консолидированного бюджета региона на финансирование сельского хозяйства до 5%, вместо 1% в настоящее время;
- государственная поддержка опытнопроизводственных хозяйств, где проводится проверка практического применения научно-технических разработок в конкретных условиях предприятий, которые производят конкурентоспособную продукцию, пользующуюся устойчивым спросом;
- компенсационные выплаты из бюджетов по поддержанию паритетности цен сельхозтоваропроизводителям;
- субсидирование банковских процентных ставок по кредитам и займам на техническое и тех-
нологическое обновление производства;
- снижение (освобождение) от таможенных пошлин ввозимых высокоэффективных пород скота, технических средств, высокотехнологического оборудования для организаций и хозяйств АПК;
- усиление контроля и использование (ужесточение) санкций за нецелевое использование амортизационных средств, использование нелинейной шкалы амортизационных отчислений и отнесение их на финансовые результаты деятельности организаций с соответствующим уменьшением налогооблагаемой прибыли;
- освобождение научных организаций от уплаты налога на землю, снижение для НИИ и вузов тарифов на электроэнергию и тепло;
- предоставление системы льгот по налогам организациям, создающим и осваивающим инновации.
В условиях глубокого кризиса аграрной сферы собственные средства предприятий и кредитные ресурсы в инновации крайне ограничены. На этом этапе роль государства в развитии инновационных процессов должна усиливаться. В период подъема и стабильного функционирования аграрного сектора масштабы государственной поддержки инновационной деятельности сокращаются.
ИННОВАЦИОННЫЕ ПРИОРИТЕТЫ В РАЗВИТИИ МЯСОМОЛОЧНОГО ПОДКОМПЛЕКСА
В.Н. Подольская, асп. Российского государственного аграрного университета -МСХА им. К.А. Тимирязева
Для улучшения обеспеченности населения мясными и молочными продуктами необходимо развивать приоритетные направления мясомолочного подкомплекса на инновационной основе.
Исследование функционирования регионального продуктового подкомплекса показало, что наибольшие резервы для улучшения обеспечения населения области мясомолочной продукцией имеются в животноводстве.
В отраслях животноводства инновации, прежде всего, ориентированы на повышение продуктивности животных с использованием новых ресурсосберегающих технологий (рис. 1).
Для повышения производственного потенциала отраслей животноводства большое значение имеет применение биологического блока инноваций, достижений мировой и отечественной селекции, отражающих особо важные направления совершенствования селекционно-генетического потенциала, от которого зависят уровень продуктивности животных, рациональное использование кормовых ресурсов, освоение ресурсосберегающих технологий, направленных на повышение эффективности производства. Необходимо чтобы селекционно-генетическая работа стала стратегически значимой для России и поддерживалась государством. Собственный генетический материал должен служить одним из гарантов продовольственной безопасности страны [3].
Основной проблемой в развитии животноводства является низкий уровень использования производственного потенциала сельскохозяйственных организаций. Без участия сельхозорганизаций невозможно добиться устойчивого роста объемов производства животноводческой продукции. Обладая высоким потенциалом, эти хозяйства обеспечивают организацию общественного производства,
оказывают широкую поддержку личным подсобным хозяйствам (ЛПХ) в обеспечении животными кормами, техникой, оказании ветеринарных услуг, в сбыте продукции. Повышение роли сельхозорганизаций диктуется необходимостью существенного роста интенсификации производства.
Увеличение животноводческого производства только за счет поголовья скота дорого и в настоящее время невозможно, так как это очень длительный процесс. При благоприятных межотраслевых отношениях и достаточном уровне доходности основным источником финансирования станут собственные средства товаропроизводителей и приемлемые по предлагаемым условиям кредиты банков. Основными направлениями экономической политики в АПК должны стать обеспечение доступности материально-технических ресурсов, необходимых для более полного использования достижений научно-технического прогресса, специализация и рациональное размещение сельскохозяйственного производства вообще, и животноводства в частности. Требуется решение проблемы доходности сельскохозяйственного труда и изменения межотраслевых пропорций распределения конечного продукта [1, 2].
Основу товарного производства продуктов животноводства должны составлять высокомеханизированные крупные и мелкие по объемам производства сельскохозяйственные организации коллективного типа. Только в них заложены большие резервы строительства помещений для животных, получения дополнительных кормов и увеличения поголовья скота. В настоящее время многоукладность форм собственности и хозяйствования на селе сохраняется в целом в России и в отдельных регионах [5].