АПК и сельское хозяйство
DOI 10.26726/2305-4484-2017-2-10-19
УДК: 673.13 ДОХОЛЯН СЕРГЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ
д.э.н., профессор, директор ФГБУН «Институт социально-экономических исследований ДНЦ РАН», e-mail: [email protected]
ПЕТРОСЯНЦ ВИКТОР ЗАВЕНОВИЧ
д.э.н., профессор, главный научный сотрудник ФГБУН «Институт социально-экономических исследований ДНЦ РАН», e-mail: [email protected]
САДЫКОВА АМИНАТ МАГОМЕДХАНОВНА
научный сотрудник ФГБУН «Институт социально-экономических исследований ДНЦ РАН»,
e-mail:[email protected]
МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ ОГРАНИЧЕННОСТИ РЕСУРСНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ АПК1
Аннотация. Цель работы. Целью работы является исследование механизмов реализации инновационной деятельности в условиях новых экономических отношений и ограниченности ресурсных возможностей агропромышленного комплекса. Метод или методология проведение работы. Исследование основывается на общенаучной методологии, которая предусматривает применение системного подхода к решению проблем. Основой данной работы являются фундаментальные труды отечественных и зарубежных учёных по проблемам управления инновационным развитием региональных агропромышленных комплексов. Результаты. В условиях, когда действуют новые экономические отношения и финансовые и кредитные возможности агропромышленного комплекса крайне ограничены, осуществление инновационной деятельности с определением конкретных приоритетов создает возможность обеспечения концентрации средств, ресурсов и научно-технического потенциала для решения жизненно важных для агропромышленного комплекса проблем и реализации основных направлений ПТП в его отраслях. Приоритетными направлениями в инновационной деятельности в агропромышленном комплексе являются: энерго- и ресурсосберегающая технология производства; хранение и переработка сельскохозяйственной продукции; инновации, которые способствуют насыщению внутреннего рынка дешевыми и качественными продовольственными товарами, лекарствами отечественного производства; нововведения, которые позволяют повышать надежность, эффективность, ремонтопригодность сельскохозяйственных машин и механизмов, продлевать срок их службы, повышать производительность; меры, которые позволяют добиваться улучшения экологической обстановки. Область применения результатов. Результаты проведенного исследования могут использоваться органами управления АПК при формировании системы управления инновационным развитием региональных агропромышленных комплексов. Выводы. Для формирования инновационной аграрной экономики необходимо, чтобы агропромышленное производство базировалось в основном на инновационной деятельности, для которой в обязательном порядке нужны новые технологии, чтобы сформировать единое финансово-информационное пространство Ключевые слова: инновационное развитие, АПК, система управления, эффективность инновационной экономики, конкуренция, инфраструктура, инвестиционно-инновационная система.
DOKHOLYAN SERGEY VLADIMIROVICH
Doctor of Economic Sciences, Professor, Director of FSBIS "Institute of Social-Economic Studies of DSC of the RAS ',
e-mail: [email protected]
1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ, проект № 16-02-00374а.
PETROSYANTS VICTOR ZAVENOVICH
Doctor of Economic Sciences, Professor, Chief Researcher of FSBIS "Institute of Social-Economic Research of DSC of RAS", e-mail: [email protected]
SADYKOVA AMINAT MAGOMEDKHANOVNA
Research Associate of FSBIS "Institute of Social-Economic Research of DSC of RAS",
e-mail:[email protected]
MECHANISMS OF IMPLEMENTATION OF THE INNOVATIVE ACTIVITY IN THE MODERN CONDITIONS OF LIMITATION OF RESOURCE POSSIBILITIES IN THE AIC
Abstract. The goal of the paper. The goal of the paper is studying the mechanisms of implementation of the innovative activity in the conditions of new economic relations and limitation of resource capabilities of the agro-industrial complex. The method or methodology of performing work. The study is based on the general scientific methodology that provides for the use of a systemic approach to solving problems. The basis of this work is fundamental research of domestic and foreign scientists on the problems of management of the innovative development of regional agro-industrial complexes. The results. In the conditions where there are active new economic relations, and where financial and credit capabilities of the agro-industrial complex are extremely limited, performing the innovative activity determining specific priorities creates an opportunity of providing for the concentration of funds, resources and scientific-research potential to solve vitally important problems for the agro-industrial complex and to implement the main areas of focus of PTP in its industries. The priority areas of focus in the innovative activity in the agro-industrial complex are the following: the energy and resource efficient technology of production; storage and processing of agricultural products; innovations that promote saturation of the domestic market with cheap and high quality food products, medications that have been domestically produced; innovations that allow to improve the reliability, effectiveness, maintainability function of agricultural machines and mechanisms, prolong their service life, improve productivity; measures that allow to achieve improvement in the environmental conditions. The area of application of the results. The results of the study performed may be used by the AIC management authorities when forming the system of management of the innovative development of regional agro-industrial complexes. Conclusions. In order to form the innovative agrarian economy, it is necessary for the agro-industrial production to be based mostly on the innovative activity that absolutely has to use new technologies in order to form a unified financial-informational space. Keywords: the innovative development, the AIC, the management system, effectiveness, innovative economies, competition, infrastructure, the investment-innovative system.
Введение. Достижения НТП, основанные на инновационных процессах, позволяющих непрерывно обновлять сельскохозяйственное производство, могут производить конкурентоспособную продукцию. Подтверждением необходимости активизации инновационного процесса во всех сферах народного хозяйства являются многочисленные законы, постановления, концепции, соглашения.
Методы исследования. Участие в конкурентной борьбе позволяет достигать самых высоких показателей развития экономики, за счёт сокращения издержек на производство продукции, снижения цен, т. е. внедряя наиболее эффективные инновационные процессы, что, в конечном итоге, приводит к повышению благосостояния граждан и общества [2, 5, 9, 11, 14, 17].
В создании инновационной экономики решающую роль должно играть государство. Финансирование может осуществлять либо само государство, либо венчурные компании, альянсы или объединения предприятий. При этом именно государство:
- выбирает приоритеты в инновационной сфере;
- обеспечивает стратегическое планирование, определяет перечень товаров и услуг, которые могут стать предметом государственного заказа;
- создает механизмы самоорганизации в инновационной сфере, поощряет за участие крупного капитала в инновационных проектах; проводит экспертизу и анализирует инновацион-
ные проекты;
- создает необходимые условия, для того чтобы построить инновационную экономику, а именно: мониторинг, развитую инновационную инфраструктуру, способствующую оперативному доведению до товаропроизводителей информации, связанной с результатами научно-технической деятельности, конкретными рекомендациями науки по различным аспектам агропромышленного производства.
В АПК в инновационной сфере на сегодняшний день можно выделить следующие приоритеты:
- энерго- и ресурсосберегающие технологии в производстве, хранении и переработке сельскохозяйственной продукции;
- инновации, с помощью которых на внутренний рынок попадают дешевые и качественные продукты питания, лекарства отечественного производства;
- нововведения, которые способствуют повышению надежности, эффективности, ремонтопригодности сельскохозяйственных машин и механизмов, продлевается срок их службы, повышается производительность;
- меры, с помощью которых улучшается экологическая обстановка.
Исходя из опыта стран с развитой экономикой, можно сделать вывод о том, что важнейшая функция государства заключается в экономическом регулировании инновационных процессов на основании разработанной инновационной политики [18, 19, 20].
Инновационная политика — представляет собой такой мощный рычаг, с помощью которого возможно преодоление спада в экономике, обеспечение её структурной перестройки, насыщение рынка разнообразной конкурентоспособной продукцией. Переход к инновационной модели экономики не только стабилизирует, но и постепенно повысит технический и технологический уровень отечественного производства, приблизит его к высокоразвитым странам мира.
Только при условии базирования агропромышленного производства преимущественно на основе инновационной деятельности, которая возможна только при создании новых и, в первую очередь, компьютерных технологий, позволяющих формировать единое финансово-информационное пространство [4, 16], происходит формирование инновационной аграрной экономики. Однако в экономике отсутствует универсальный сценарий развития инноваций, применимый для всех стран, поскольку построение инновационной аграрной экономики является сложным и достаточно финансово ёмким делом и у каждой развитой страны здесь свой подход.
Инновационной политике в АПК для осуществления необходимо:
- использовать инновационные прогнозы основных направлений производственного освоения научно-технических достижений в отраслях АПК на кратко-, средне- и долгосрочную перспективу;
- выбирать и реализовывать базисные инновации, которые влияют решающим образом на повышение эффективности производства и конкурентоспособности продукции;
- создавать системы комплексной поддержки инновационной деятельности;
- развивать инфраструктуру инновационного процесса, включая систему информационно-консультационного обеспечения товаропроизводителей, а также подготовки кадров;
- поддерживать и развивать научно-технический потенциал;
- содействовать развитию малого инновационного предпринимательства;
- обеспечивать формирование источников финансирования инновационной деятельности за счёт средств бюджета и средств, которыми владеют предприятия, коммерческие банки, страховые организации, зарубежные фонды, внебюджетные фонды финансирования НИОКР;
- активизировать сотрудничество на федеральном и международном уровнях всех заинтересованных сторон;
- создать экономические и правовые условия инновационной политики, совершенствования налогового законодательства.
Перечисленные направления инновационной политики должны быть реализованы органами управления АПК федерального и регионального уровней.
На основании опыта США2 и других стран Запада можно говорить о том, что главный признак инновационного развития — это количество технических изобретений в конкретный период [12]. В то же время резкие изменения ситуации не принимаются во внимание, когда создание изобретений всё менее определяет степень их использования в стране. При этом управленческие инновации зачастую важнее технических. Следовательно, не только техническими новшествами определяется характер инновационности общества. Инновационная деятельность, так же как совершенствование технологий, является предпосылкой для создания соответствующих организационно-экономических форм.
Инновационная деятельность — это достаточно широкое понятие, и, в первую очередь, оно зависимо от уровня и темпов реализации инновационных проектов, которые состоят из определенных стадий (рис. 1).
Теоретическая стадия инновационного проекта заключается в обработке идеи и гипотезы предлагаемого новшества. Стадия научной отработки идеи (гипотезы) заключается в её научном оформлении, результатом которой является создание продукции в виде проектно-конструкторской, технико-технологической, организационно-экономической и прочей разработки, а также различной нормативно-технической документации, связанной с стандартизацией, сертификацией и методами измерения.
Рис. 1. Стадии инновационного проекта агропромышленного предприятия
На стадии экспериментальной проверки научной продукции дается оценка и отрабатываются конкретные рекомендации, связанные с её освоением непосредственно в производстве. Стадия освоения заключается в качественном обновлении и модернизации самого производства, результатом которого является производство качественно новой продукции с новыми, более полезными свойствами, как для производства, так и для потребления.
Указанные стадии инновационного проекта должны иметь определенную организационно-
2 за последние 50 лет там зарегистрировано 60% всех технических нововведений в мире
экономическую связь, и на всех стадиях конкретные исполнители должны отличаться достаточно высокой подготовкой.
Если отнестись к любому инновационному проекту с коммерческой точки зрения, то его можно рассматривать как инвестиционный, который направлен на получение прибыли.
1-г 3 4
При реализации инновационного проекта — как материального , так и нематериального — часто возникает необходимость вложить средства, для чего требуется тщательное согласование размеров и сроков инвестируемых вложений, величины и периодов, когда будут получены ожидаемые результаты. Только всесторонне проанализировав эти данные, увязанные в программе, можно принимать решение о проведении того или иного хозяйственного процесса.
Следовательно, первоочередной задачей для успешной реализации любого инновационного процесса становится наличие источника финансирования инновационной проекта, что является подтверждением тесной взаимосвязи инвестиций и инноваций, но учитывая, что в современной экономике без технико-технологического обновления производства преодолеть экономический кризис невозможно, успешная работа любого предприятия возможна только при условии динамического развития инвестиционно-инновационной системы.
В результате кризисной ситуации, поставившей сельскохозяйственные и промышленные предприятия в очень тяжелое финансово-хозяйственное положение, произошло резкое снижение эффективности производства на большинстве предприятий АПК.
Путем выхода из кризиса и стабилизации производства в агропромышленном комплексе и дальнейшего успешного развития пищевого и перерабатывающего производства, повышения его эффективности является научно-технический прогресс. Невозможно восстановить утраченные за прошедшие годы показатели по урожайности сельскохозяйственных культур и продуктивности животноводства, объёмам переработки сырья и производства продовольственной продукции без того, чтобы кардинально совершенствовать технику, технологии, методы организации производства, совершенствования экономических взаимоотношений между предприятиями сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности независимо от форм собственности и хозяйствования.
В условиях рынка, представляющего товаропроизводителям полную самостоятельность как в производстве, так и реализации продукции, обеспечение такого уровня эффективности, который дает возможности для расширения воспроизводства, становится особенно важным. Но для этого необходимо организовать производственный процесс, основываясь на интенсивности ресурсосберегающих технологий, применении научно-технических достижений в производственной деятельности. Практика знает примеры, когда эффективно работающие предприятия стали проявлять значительно больший интерес к модернизации производства, совершенствованию технологий, освоению новой техники, новой продовольственной продукции, используя нетрадиционные и растительные компоненты сырья, пищевых добавок, к улучшению качества как самой продукции, так и тароупаковочных материалов, их дизайнерского оформления, выпуску недорогой расфасованной и мелкоштучной продукции.
Основной инструмент, который позволяет достигать такого успеха на рынке, — маркетинговые исследования, которые ориентированы на запросы и интересы потребителей. Задача выбора приоритетных перспективных НИОКР и оптимизации затрат на их реализацию является одной из основных для маркетинга. При этом на главном месте стоит задача разработки, с учетом изучения рынка, рекомендаций, позволяющих создать продукцию, имеющую высокие потребительские свойства, формирования предложений по её сбыту, а не конкуренция цен.
Одновременно важно обеспечить цену на продовольственную продукцию предприятий АПК, гарантировано возмещающую расходы, связанные с изучением рынка, рекламой и стимулированием сбыта.
Для российских производителей продовольственной продукции ясно, что вышеперечисленные условия способствуют повышению покупательского спроса на них, конкурентоспособности не только на внутреннем, но и на внешнем рынке, инвестиционной привлекательности конкурентных производств и отраслей для потенциальных отечественных и зарубежных инвесторов. Последняя позиция особенно важна в условиях применения одного из основных
3 Приобретение нового технологического оборудования, дополнительных производственных помещений.
4 Проведение НИОКР, подготовка персонала, приобретение патентов и т. п.
направлений механизма рыночного хозяйствования многоисточникового финансирования
В таких условиях научно-инновационной сфере АПК необходима постепенная перестройка и совершенствование, несмотря на то что есть серьезные финансово-экономические трудности, постоянное уменьшение доли бюджета, выделяемой на развитие науки и научное обеспечение.
По мере того как формируется общий рынок продовольствия, рынок труда и средств производства, происходит постепенное формирование и рынка научной продукции, который, исходя из принципов конкуренции, обеспечивает сбалансированный спрос и предложение на эту
продукцию. В целом рынок научной продукции--это базовой направление развития бизнеса
в сфере научных знаний в России (рис. 2).
Однако функционирование рынка научной продукции не достигло больших успехов в связи с вышеперечисленными условиями и незаинтересованности к данной продукции товаропроизводителей, для которых важна коммерческая реализация текущих, а не перспективных задач.
Отсутствие серьёзных заделов во многих новейших областях науки и техники, замедление освоения научно-технических нововведений и обновления производственного аппарата в итоге приводит производство к «технологической инфляции», при которой снижается технический уровень предприятий ввиду их ориентированности исключительно на простейшие и беспроигрышные в коммерческом плане технологии, продолжающегося воспроизводства устаревших технологических укладов, сопровождающегося нарастающими диспропорциями в экономике.
Рис. 2. Основные направления развития бизнеса в сфере научных знаний
И для производителей научной продукции, которыми являются научно-исследовательские организации, и для потребляющих её предприятий агропромышленного комплекса независимо от форм собственности на современном этапе развития стоит стратегическая задача — удовлетворение физиологических потребностей населения высококачественным, биологически полноценным, безопасным продовольствием. Основным видом потенциальной опасности при этом является ухудшение экологической обстановки и связанный с ним высокий уровень загрязнения продуктов питания тяжелыми металлами, радионуклидами, разного рода токсичными химическими соединениями, а также биологическими агентами и микроорганизмами, которые способствуют росту негативных тенденций в состоянии здоровья населения страны. Эти тенденции нейтрализуются за счет использования различных видов инноваций. На повестке дня вопрос: как поднять инновационную активность в агропромышленном комплексе. Не-
смотря на сложность этой задачи в условиях кризисного состояния агропромышленного комплекса её необходимо решать.
Возникает вопрос, каким образом поднять инновационную активность в АПК. Задача эта в условиях кризисного состояния АПК весьма сложная, но решать её необходимо.
В первую очередь необходимо выяснить, кто заинтересован в развитии инновационного процесса. В настоящих условиях функционирования рынка основные заинтересованные субъекты — это товаропроизводители и потребители научной продукции. Производители сельскохозяйственной продукции заинтересованы приобретать и внедрять в своих предприятиях разработанные новшества, с помощью которых возможно совершенствование технологии, увеличение производства качественной конкурентоспособной продукции, повышение эффективности своего труда. Заинтересованность представителя науки, разработчика новшества в передаче своей разработки объясняется его расчетом на коммерческий эффект от разработки не только для себя, но и для производителей и потребителей научной продукции. Этим не исчерпывается понятие инновационной активности, поскольку оно значительно шире и охватывает одновременно с наукой и товаропроизводителем ещё и все уровни управления агропромышленным комплексом, начиная от предприятия до района и области, от научно-исследовательской организации до РАН и российских министерств — сельского хозяйства, экономического развития, образования и науки. Независимо от представляемой формы хозяйствования товаропроизводитель сам, в первую очередь, должен проявлять активность, осваивая новшество на своем производстве. Составляющей частью этой активности должна быть информированность товаропроизводителя о том, каков сегодня арсенал науки и передовой практики, задействованный в производстве безопасной для здоровья населения, экологически чистой продовольственной продукции, переработке сельскохозяйственного сырья, хранении и реализации [6, 10, 13].
Поэтому, инновационная активность на конкретном объекте производства или отрасли, во многом зависит от того, каким уровнем квалификации, профессионализма и осведомленности обладает товаропроизводитель.
Важное направление, повышающее информационную активность АПК, — современное информационное обеспечение товаропроизводителей соответствующими информационными формированиями. Не менее важна в этом плане и роль специальной консультационной службы. На основе опыта передовых предприятий можно сделать заключение, что рост инновационной активности реального сектора экономики — производства очень важно иметь постоянную связь товаропроизводителя с научными и внедренческими коллективами.
В будущем с информационно-консультативными службами АПК связываются большие надежды. Уже сейчас в связи с сокращением численности высококвалифицированных специалистов, которые работают непосредственно на сельскохозяйственных предприятиях, крестьянских (фермерских) хозяйствах, резко возросло их значение.
Следовательно, в современных условиях наиболее активно исследуются проблемы формирования рынка научно-технической информации (НТИ) в различных сферах агробизнеса.
Для того чтобы сформировался рынок информационной продукции и соответствующих услуг, должны быть производители и потребители этого информационного продукта. Схематично это выглядит так. В рыночных условиях техническая информация, являющаяся специфическим товаром, является также ресурсом, средством и продуктом труда. У разработчика научной продукции есть заинтересованность в осуществлении разработок и производстве на её основе в самые короткие сроки продукции, в известной мере определяющей покупательский спрос на нее. Разработчик (научный разработчик) по традиции не занимался освоением научно-технических достижений на производстве, поскольку это для него было необязательно. Обычно в его функции входил авторский надзор за освоением нововведений. Основной причиной такого положения вещей заключалось в том, что у научного работника не было материальной заинтересованности в освоении своих разработок. До настоящего времени не существует механизма передачи научной продукции производству. Этот механизм должен нацелить научного работника на освоение его разработок в производство независимо от того, как при этом оказывается содействие. Решение такого вопроса может существенно повысить инновационную активность самих производителей научной продукции.
Следовательно, инновационная активность производителей и потребителей научной продукции определяет, на каком уровне развития находится научно-технический прогресс в агропромышленном комплексе. Но в силу особенностей, присущих пищевым и перерабатывающим производствам, не во всех случаях возможна прямая зависимость между ними, поэтому участие в инновационной деятельности сферы, призванной способствовать оперативному производственному освоению как научных достижений, так и передового опыта, не является случайностью.
Для современного времени характерна передача многих функций хозяйствования, которые ранее были прерогативой аппарата управления высшего уровня иерархии, на уровень непосредственно самих предприятий независимо от форм собственности. В современных условиях хозяйствования предприятие получает возможность самостоятельно формировать собственную технико-технологическую и продовольственную политику, в которой инновационной деятельности отводится центральное место. Раньше в его функции в данной области входило только выполнение плана мероприятий, направленных на техническую реконструкцию и модернизацию производства, обновление продукции. Но такого контроля и стимулирования выполнения этих планов как планов производства никогда не было, к тому же, не было контроля над качеством самих планов, в результате чего постепенно сформировалось негативное отношение к инновациям в производстве, приведшее в итоге к отторжению производством инноваций.
Создавшаяся в последнее время в России финансово-кредитная и социально-экономическая ситуация, отсутствие средств у предприятий и соответствующей поддержки со стороны государства стали главными факторами, способствовавшими замедлению его инновационного развития. Отрицательное влияние на развитие инновационных и инвестиционных процессов оказывают также «пробелы», существующие в той ценовой, налоговой и кредитной политике, которая сейчас действует, кризисные явления и нестабильность в экономике.
Оживление инновационной деятельности в сложившейся ситуации чрезвычайно затруднительно. Слабо воздействие и внутренних побудительных мотивов к инновациям, которые обуславливаются необходимостью замены устаревшего оборудования и внедрения новых технологий, способных решить задачу повышения конкурентоспособности продукции в условиях монополизации экономики и слаборазвитого рынка. Даже самое интенсивное использование рыночных структур не позволит в ближайшее время значительно повысить инновационную активность. Такое слабое их влияние на инновационные процессы будет существовать до устойчивого проявления внутренних мотиваций к изменению структуры производства, соответствующему спросу рынка. В таких условиях роль внешних стимулов, вытекающих из экономической политики государства, становится решающей.
На сегодняшний день, а тем более в ближайшем будущем, предприятия окажутся в условиях, когда самыми важными факторами предпринимательского успеха станут экономическая самостоятельность и успешная реализация инновационной деятельности
Ограниченные ресурсы, давление рынка, отстающая технико-технологическая база действующих производств создают для этого достаточно жесткие условия [1, 3, 7, 8, 15].
В то же время любая организация агропромышленного производства предприятия не будет независима от элементов экономического механизма5, которые не только прямо воздействуют на звенья АПК, но и создают соответствующую экономическую среду, в которой деятельность предприятий будет заведомо подчинена интересам государства.
Поэтому, для того чтобы предприятия и научно-исследовательские организации могли осуществлять эффективную инновационную деятельность, им следует помимо своих интересов учитывать и влияние «внешней среды», т. е. экономические условия, которые существуют на сегодняшний день.
Упрощённое понимание инновации как процесса вложения средств в модернизацию производства уже не является верным. Инновация включает в себя, кроме того, и рациональный выбор направлений такого вложения. Кроме того, при объективной обусловленности инноваций как экономического процесса для всех звеньев агропромышленного комплекса, для которых они являются необходимым условием их выживания, эффективная работа этих звеньев воз-
5 Например, налоги, возможности централизованного финансирования, кредиты и т. п.
можно за счёт выявления оптимальных направлений вложения средств в приобретение и освоение новой техники, технологий, продукции и т. п.
Результаты. Следовательно, инновационная деятельность, осуществляемая в условиях, когда действуют новые экономические отношения, а финансовые и ресурсные возможности агропромышленного комплекса резко ограничены, с определением конкретных приоритетов дает возможность концентрации средств, ресурсов и научно-технического потенциала на решении жизненно важных для агропромышленного комплекса проблем и реализации основных направлений научно-технического прогресса в его отраслях.
Выводы. Исследования показали, что для формирования инновационной аграрной экономики необходимо, чтобы агропромышленное производство базировалось в основном на инновационной деятельности, для которой в обязательном порядке нужны новые технологии, чтобы сформировать единое финансово-информационное пространство.
Литература
1. Балиянц, К. М. Государственная поддержка АПК в России и членство в ВТО / К.М. Балиянц // Региональные проблемы преобразования экономики. 2012. № 3. С. 52-58.
2. Гасанов, М. А. Материально-техническая база как основа устойчивого развития агропроизводства в регионе /Гасанов М.А., Курбанов К.К. //Региональные проблемы преобразования экономики. 2013. № 2. С. 187-193.
3. Гасанов, М. А. Производственная инфраструктура и эффективность АПК региона / Гасанов М.А., Курбанов К.К., Омаров А.З. //Экономика сельского хозяйства России. 2009. № 6. С. 57-66.
4. Дохолян, С. В. Инновационные подходы к повышению эффективности использования ресурсного потенциала агропромышленного комплекса / С.В. Дохолян, Ю.Д. Умавов // Проблемы развития АПК региона. 2011. Т. 8. № 4. С. 73-81.
5. Дохолян, С. В. Методологические аспекты формирования стратегии развития агропромышленного комплекса / С.В. Дохолян, Ю.Д. Умавов //Научное обозрение. Сер. 1. Экономика и право. 2012. № 6. С. 192-197.
6. Дохолян, С. В. Особенности государственного регулирования и управления АПК на региональном уровне / С.В. Дохолян, Ю.Д. Умавов, Э.М. Эминова // Экономика и предпринимательство. 2014. № 12. С. 235-242.
7. Дохолян, С. В. Повышение эффективности использования ресурсного потенциала аграрного сектора АПК с учётом этно-экономической составляющей региона / С.В. Дохолян, Ю.Д. Умавов // Финансовая экономика. 2012. № 6. С. 105-109.
8. Дохолян, С. В. Развитие ресурсного потенциала агропромышленного комплекса в системе регионального воспроизводства / С.В. Дохолян, Ю.Д. Умавов // Региональные проблемы преобразования экономики. 2011. № 4. С.135-159.
9. Дохолян, С. В. Ресурсный потенциал аграрной сферы региона / С.В. Дохолян, Ю.Д. Умавов // Экономика и предпринимательство. 2012. № 1. С. 37-45.
10. Курбанов, К. К. Стратегическое управление производством на сельскохозяйственных предприятиях АПК региона / К.К. Курбанов, Р. К. Казалиев // Дагестанский науч. центр РАН; Ин-т социально-экономических исслед.; Российская акад. с.-х. наук; Дагестанский науч.-исследовательский ин-т сельского хоз-ва. — Махачкала, 2010.
11. Петросянц, В. З. Системная организация эффективной деятельности регионального АПК / Петросянц В.З., Курбанов К.К., Абдуллаева И.М. // Региональные проблемы преобразования экономики. 2007. № 1. С. 51-55.
12. Чумаченко, Б., Лавров К. Стратегическое управление научно-техническим развитием: опыт США // Проблемы теории и практики управления. 2012. № 2. С. 53-61.
13. Эминова Э. М. Государственное регулирование устойчивого развития аграрно-промышленного комплекса региона (на примере Республики Дагестан) : дис. ... канд. экон. наук / Дагестанский государственный университет. — Махачкала, 2009.
14. Эминова, Э. М. Программно-целевой подход к стратегическому планированию АПК региона / Э.М. Эминова, А.Д. Гасанова //Региональные проблемы преобразования экономики. 2015. №11. С. 40-49.
15. Эминова, Э. М. Формирование системы разработки стратегических решений по повышению конкурентоспособности предприятий АПК / С.В. Дохолян, Э.М. Эминова // Экономика и предпринимательство. 2015. № 2. С. 857-864.
16. Юнусова, П. С. Инновационное развитие АПК как инструмент мобилизации ресурсного потенциала /П.С. Юнусова //Региональные проблемы преобразования экономики. 2013. № 3 (37). С. 170-173.
17. Юнусова, П. С. О роли государства в рыночной экономике / П. С. Юнусова, Р.М. Магомедов // Вопросы структуризации экономики. 2003. № 3. С. 128-131.
18. Arenas, A., Vega-Reclonto, F. A. Self-organized of technological progress. — Santa-Fe, 2000.
19. Birkin, M., Foulger, F. Sales performance and sales forecasting using spatial interaction modelling // Univ. of Leeds. Working Paper. 1992. No. 2 1. P. 122-134.
20. Samuelson, P. A. Economics : An Introductory Analysis. — New York ; Toronto ; London, 1961. References:
1. Balents, K. M. the State support of agribusiness in Russia and membership in the WTO / K. M. Balent // Re-
gional problems of transformation of the economy. 2012. No. 3. Pp. 52-58.
2. Hasanov, M. A. the Material and technical base as the basis for sustainable development of agricultural production in the region / Gasanov M. A., Kurbanov K. K. // Regional problems of transformation of the economy. 2013. No. 2. P. 187-193.
3. Hasanov, M. A. Production infrastructure and the effectiveness of agribusiness in the region / Gasanov M. A., Kurbanov K. K., Omarov Z. A. // Economics of agriculture of Russia. 2009. No. 6. P. 57-66.
4. The dokholyan, S. V. Innovative approaches to increase of efficiency of use of resource potential of agro-industrial complex / S. V. Dokholyan, Y. D. Umavov //problems of development of agribusiness in the region. 2011. Vol. 8. No. 4. P. 73-81.
5. Dokholyan, S. V. Methodological aspects offormation of strategy of development of agroindustrial complex /
5. V. Dokholyan, Y. D. Umavov //Scientific review. Ser. 1. Law and Economics. 2012. No. 6. P. 192-197.
6. Dokholyan, S. V. Peculiarities of state regulation and management of agriculture at the regional level / S. V. Dokholyan, Y. D. Umavov, E. M. Eminova // Economics and entrepreneurship. 2014. No. 12. P. 235-242.
7. Dokholyan, S. V. improving the efficiency of use of resource potential of agrarian sector of agriculture, given the ethno-economic component of the region / S. V. Dokholyan, Y. D. Umavov // Financial economy. 2012. No. 6. S. 105-109.
8. Dokholyan, S. V. development of the resource potential of agro-industrial complex in the system of regional reproduction / S. V. Dokholyan, Y. D. Umavov // Regional problems of transformation of the economy. 2011. No. 4. P. 135-159.
9. Dokholyan, S. V. Resource potential of the agrarian sphere of the region / S. V. Dokholyan, Y. D. Umavov // Economics and entrepreneurship. 2012. No. 1. S. 37-45.
10. Kurbanov, K. K. Strategic management of production in agricultural enterprises and agribusiness in the region / by K. K. Kurbanov, R. K. Cazalieu // Dagestan scientific. center of RAS, Institute of socio-economic research.; Russian Acad. of agricultural Sciences; Dagestan scientific.-research Institute of agricultural households Islands. — Makhachkala 2010,.
11. Petrosyants V. Z. System performance management of regional agriculture / Petrosyants V. Z., Kurbanov K. K., Abdullayev.M. // Regional problems of transformation of the economy. 2007. No. 1. S. 51-55.
12. Chumachenko, B., Lavrov. Strategic management of technological development: the U.S. experience // problems of the theory and practice of management. 2012. No. 2. S. 53-61.
13. E Eminova. M. State regulation of sustainable development of agrarian and industrial complex of region (on example of Republic Dagestan) : dis. kand. Ekon. University of the Sciences / state of Dagestan. — Makhachkala 2009,.
14. Eminova, E. M. targeted approach to strategic planning and agribusiness in the region /E. M. Eminova, A. D. Hasanov // Regional problems of transformation of the economy. 2015. No. 11. P. 40-49.
15. Eminova, E. M. the development system, strategic decisions to improve the competitiveness of agricultural enterprises /S. V. Dokholyan, E. M. Eminova //Economics and entrepreneurship. 2015. No. 2. P. 857-864.
16. Yunusov, S. P. Innovative development of agriculture as a tool of mobilization of resource potential / P. S. Yunusova // Regional problems of transformation of the economy. 2013. No. 3 (37). P. 170-173.
17. Yunusov, P. S. the role of the state in a market economy / P. S. Yunusov, R. M. Magomedov // Issues of economy structuring. 2003. No. 3. S. 128-131.
18. Arenas, A. VEGA-Reclonto, A. F. self-organization of scientific-technical progress. Santa Fe, 2000.
19. Birkin, M., Foulger, F. sales performance and sales forecasting using spatial interaction modelling]. Leeds. Workbook. 1992. Room 2 1. P. 122-134.
20. Samuelson, P. A. Economics : An Introductory Analysis. New York, Toronto, London, 1961.