Научная статья на тему 'Роль государства в регулировании аграрного рынка Кыргызстана'

Роль государства в регулировании аграрного рынка Кыргызстана Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
203
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КИРГИЗИЯ / KYRGYZSTAN / АГРАРНЫЙ РЫНОК / AGRICULTURAL MARKET / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ИНИЦИАТИВА / ENTREPRENEURIAL INITIATIVE / КРЕДИТ / CREDIT / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДОТАЦИИ / GOVERNMENT SUBSIDIES / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / GOVERNMENT REGULATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Джоробаева Мукаддас Абдужалиловна

В статье предлагается система мер государственного стимулирования аграрно-промышленного комплекса Киргизии. Автор проводит идею о том, что эта отрасль имеет огромные перспективы развития и в то же время на сегодняшний день находится в таком состоянии, когда для ее активизации необходима безотлагательная экономическая поддержка государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Role of the State in the Regulation of the Agricultural Market in Kyrgyzstan

The paper suggests a system of measures of the state incentives for agroindustrial complex in Kyrgyzstan. The writer presents the idea that the industry has great development prospects and at the same time, at present there is an urgent need in the state economic support to enhance its development.

Текст научной работы на тему «Роль государства в регулировании аграрного рынка Кыргызстана»

роль государства в регулировании аграрного

рынка Кыргызстана

Аннотация

В статье предлагается система мер государственного стимулирования аграрно-промышленно-го комплекса Киргизии. Автор проводит идею о том, что эта отрасль имеет огромные перспективы развития и в то же время на сегодняшний день находится в таком состоянии, когда для ее активизации необходима безотлагательная экономическая поддержка государства.

Ключевые слова: Киргизия, аграрный рынок, предпринимательская инициатива, кредит, государственные дотации, государственное регулирование

Развитие предпринимательской инициативы требует определенной экономической свободы для реализации коммерческих интересов и проектов. Экономические стимулы при этом могут создаваться методами государственного регулирования. Это в полной мере относится и к финансово-кредитной системе.

Среди непосредственных проблем финансирования сельскохозяйственного товаропроизводителя можно выделить следующее:

- недостаточно отработанный финансово-кредитный механизм;

- отсутствие эффективной государственной поддержки сельского хозяйства, обеспечивающей нормальное функционирование аграрного производства;

- недоступность кредитных ресурсов из-за высоких процентных ставок, и в этой связи недостаток в них для ведения не только расширенного, но и простого воспроизводства;

Джоробаева

Мукаддас

Абдужалиловна

докторант

факультета

бизнеса

и менеджмента, Ошский

Государственный

университет,

Кыргызстан

шика<!<1а8270471@

mail.ru

комплексная

реформа системы _финансирования

сельского хозяйства _конечной целью

должна иметь

_финансовую

самостоятельность отрасли

ш

- массовая убыточность предприятий, не позволяющая возвращать полученные заемные средства. Учтем и особенности аграрного сектора, которые зачастую игнорируются:

- зависимость от природно-климатического фактора экономических результатов работы не только отдельных хозяйств, но и целых регионов;

- сезонный характер и длительность производственного цикла в сельском хозяйстве, вследствие чего этот сектор экономики больше других страдает от высоких темпов инфляции;

- потребность сельского хозяйства, имеющего сезонное производство, в развитой системе кредитования сезонных затрат и запасов;

- снижение конкурентоспособности относительно малых сельскохозяйственных предприятий на рынке краткосрочных кредитов.

фоблемыреформы финансирования ского хозяйства

Комплексная реформа системы финансирования сельского хозяйства конечной целью должна иметь финансовую самостоятельность отрасли и сочетать азличные формы привлечения финансовых ресур-ов через создание специальных финансово-кредитных институтов:

- необходимо оздоровить собственные финансы сельхозпредприятий, создав возможности для самофинансирования и условия для расширения использования собственных финансовых ресурсов;

- расширить государственную поддержку по абсолютным масштабам, направив ее на укрепление и развитие производственно-сбытовой структуры агропромышленного комплекса как основы его развития;

- на этой базе решать вопросы привлечения кредитных ресурсов и инвестиций.

На первом этапе такой реформы очевидны две проблемы. Во-первых, восстановление товаропроводящей сети и инфраструктуры рынка сельхозпродукции и, во-вторых, создание четкой системы государственной поддержки в области финансово-кредитной политики в сельском хозяйстве. Переход к рынку показал, что в государственном регулировании нуждается система реализации продукции сельского хозяйства. Сегодня некон-

едпринимательство, № 14 (212)/июль 2012

курентоспособность отечественной продукции связана не только с ее высокой себестоимостью и низким качеством, как раз по этим параметрам положение отечественных производителей сравнительно приемлемо, но и с отсутствием профессиональной маркетинговой службы, дееспособной сети реализации продукции, должной государственной защиты от недобросовестной зарубежной конкуренции [1].

Гарантии, стимулы и правовая защита производителей продовольствия, развитая маркетинговая служба повысили бы эффективность сбытовых механизмов на крупнооптовом, мелкооптовом и розничном уровнях [2].

Меры господдержки сельхозпроизводителей

Для усиления мер государственного финансово-кредитного регулирования реализации продукции и, соответственно, повышения финансовой устойчивости сельхозпредприятий можно предложить установление гарантированных цен с последующими практическими действиями. Во-первых, для производителей продукции определять объем региональных закупок по каждому району и хозяйству. Заключать договор на среднесрочный период, ориентировочно на три года, позволяющий планировать производство и необходимые текущие инвестиции, с индексацией на уровне не ниже действующих рыночных цен. Ввести систему государственного авансирования: 50% - под посевные работы, остальное - по мере поступления продукции.

Во-вторых, ввести государственные дотации, прежде всего, для эффективно хозяйствующих субъектов, с целью повышения конкурентоспособности отечественной продукции, так как ни повышение таможенных пошлин, ни введение квот не сможет оказать существенного влияния на ограничение импорта и повышение объемов внутреннего производства.

Захват нашего рынка идет за счет временного установления демпинговых цен ниже розничных цен отечественной продукции. Дотации эффективно хозяйствующим производителям отечественной продукции позволили бы им реально конкуриро-

сегодня неконкурентоспособность отечественной продукции связана ... с отсутствием профессиональной маркетинговой службы, дееспособной сети реализации продукции, должной государственной защиты

от недобросовестной

зарубежной

конкуренции

зет

.ни повышение

таможенных пошлин, _ни введение квот

не сможет оказать

_существенного

_влияния

_на ограничение

тпорта и повышение объемов внутреннего _производства

вать с импортной продукцией в таких конъюнктурных ситуациях. Кроме того, вся сумма платежей в бюджет, связанная с импортом продовольствия, может переводиться в специальный фонд поддержки предприятий сельского хозяйства. В-третьих, на базе региональной продовольственной корпорации или иной системы необходимо сконцентрировать денежные и материально-технические ресурсы, позволяющие заготовителям кредитовать конечную продукцию, оцениваемую по рыночным ценам, финансировать посевные и уборочные работы. Одновременно корпорация гарантирует и закупку излишков сельхозпродукции по рыночным ценам. В руках государства, таким образом, может появиться объем продукции, обеспечивающий внутренние потребности страны, регулирующий уровень рыночных цен и создающий возможности для выхода на внешний рынок. Для реализации этих задач можно подключить и биржевые механизмы сбыта сельхозпродукции, что, однако, требует пересмотра норм регулирования товарных рынков с целью их переориентации с преимущественно спекулятивных операций на бслуживание реального товарооборота формирования ценовых ориентиров для производства и частично его авансирования.

В-четвертых, в решении проблем сбыта важную роль могут сыграть региональные и местные органы власти за счет проведения различных мероприятий - начиная от чисто организационных, позволяющих, упорядочить производство и сбыт на подведомственных территориях, до наведения порядка на дорогах и рынках, борьбы с рэкетом и т.д. Эти меры могли бы дополнять прямой бюджетной государственной поддержкой стратегически важных для развития сельского хозяйства производств: племенных, семеноводческих хозяйств вет-санутильзаводов, а также товаропроизводителей, отобранных на конкурсной основе для участия в государственных программах (развитие льноводства, овцеводства, отдельных территорий и т.д.). Возможны и безвозвратные государственные капитальные вложения, являющиеся инвестициями государства в принадлежащие ему производства, строительство и реконструкцию мелиоративных систем, водохозяйственных объектов, развитие сис-

Л к А_

йское предпринимательство, № 14 (212)/июль 2012

темы образования и т.д. Они могут выдаваться также на конкурсной основе хозяйствующим субъектам, участвующим в государственных программах. На конкурсной основе среди хозяйствующих субъектов, участвующих в государственных программах, а также государственных предприятий и объектов инфраструктуры могут размещаться возвратные капитальные вложения. Даже обычные банки и небанковские учреждения могут участвовать в льготном кредитовании на конкурсной основе. Одной из форм такого краткосрочного кредитования являются государственные залоговые операции с сельскохозяйственной продукцией.

Особенности кредитной поддержки аграрного сектора

Возможны долгосрочные кредиты под льготные проценты, которые выдаются товаропроизводителям аграрного сектора государственным Земельным банком: товарные краткосрочные (ГСМ, минеральные удобрения, другие ресурсы) и долгосрочные (лизинговые операции) кредиты, выдаваемые товаропроизводителям фирмами-операторами с учетом кредитоспособности ссудозаемщиков под залог их имущества, в том числе продукции. Государственной поддержки требуют депрессивные территории, а также территории с конъюнктурно неблагоприятной структурой производства. Таким образом, ситуация, сложившаяся в сельском хозяйстве Кыргызстана, делает необходимой разработку новых, принципиальных и четких подходов к кредитно-финансовой политике, соответствующих возрастающей роли государства в регулировании аграрного рынка страны.

Организационно оформленная государственная специализированная система сельскохозяйственного кредита могла бы учитывать специфику отрасли, сочетать в себе рыночные принципы прямого банковского кредитования с льготной процентной политикой государства и контролем за целевым использованием и возвратом средств. А одним из важных ее итогов явилась бы ориентация сельского хозяйства на выполнение функций, связанных с сохранением способа хозяйствования и образа жизни основной массы населения. Среди направлений государственного регулирования сельского

государственной поддержки требуют депрессивные территории, а также территории с конъюнктурно неблагоприятной структурой производства

Литература

1. Воробьев И. Особенности кредитных отношений в аграрном секторе // АПК: Экономика, управление. - 2001. - Октябрь.

2. Экономические основы развития рыночного механизма в зерновом хозяйстве // Вестник КахГАУ. -2000. - № 4. - С. 61-63.

3. Социально-экономическое положение Кыргызской Республики. НСК КР.

4. Экономика Кыргызстана: реалии и перспективы: научно-практический семинар (июнь 2000 апрель 2001г.) /под ред. Рахматова А., Турсуновой С., Лайлиевой Э. - Б., 2001.

хозяйства в развитых капиталистических странах главное - это поддержание уровня доходов населения, занятого в аграрном секторе. Во-первых, низкая доходность ведения сельскохозяйственного производства объективно обусловливает и низкую доходность работников, занятых в этой сфере; во-вторых, монопольный характер несельскохозяйственных отраслей аграрного сектора также ограничивает доходные потенции аграрного сектора и, в-третьих, очевидна и тенденция подтягивания уровня жизни сельского населения до городского. Поддерживается определенный уровень доходов и накоплений в сельском хозяйстве. Важно обеспечить для сельского хозяйства комфортные экономические условия обмена с отраслями первой и третьей сферы аграрного сектора. В создании таких условий особое место занимает паритет цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию.

Сельскохозяйственные товаропроизводители работают на самофинансировании, и конкретные меры их поддержки являются дополнительными в обеспечении нормальных экономических условий хозяйствования. При этом субсидии, дотации, льготы и другие регулирующие рычаги и инструменты ориентируют товаропроизводителей на более эффективное хозяйствование, и их надо применять строго дифференцированно. Полезен еще и целевой программный подход.

Mukaddas A. Dzhorobaeva

Doctoral Applicant, Faculty of Business and Management, Osh State University, Kyrgyzstan

The Role of the State in the Regulation of the Agricultural Market in Kyrgyzstan

Abstract

The paper suggests a system of measures of the state incentives for agro-industrial complex in Kyrgyzstan. The writer presents the idea that the industry has great development prospects and at the same time, at present there is an urgent need in the state economic support to enhance its development.

Keywords: Kyrgyzstan, agricultural market, entrepreneurial initiative, credit, government subsidies, government regulation

российское прi

гредпринимательство, № 14 (212)/июль 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.