ВОПРОСЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ФИНАНСОВО-КРЕДИТНОГО МЕХАНИЗМА
АГРАРНОГО ПРОИЗВОДСТВА
М.Ж. Абдиев1, канд. экон. наук, доцент
Т.Ч. Ташибеков1, аспирант
2 ^
Б.М. Мамытов , начальник сбыта по Ошской и Баткенской области 1Ошский технологический университет 2ООО «Москва»
(Кыргызская Республика, г. Ош)
Аннотация. В статье рассмотрены вопросы регулирования финансово-кредитного механизма аграрного производства, в частности Кыргызской Республики (КР). Объектом исследования являются субъекты аграрного производства КР. По результатам исследования на основе определения проблем кредитования в аграрном секторе, предложены пути его развития через систему государственного регулирования.
Ключевые слова: аграрное производство, кредитование аграрного сектора, финансово-кредитный механизм, инвестиции, государственное регулирование.
Повышение эффективности сельскохозяйственного производства в условиях становления рыночных принципов хозяйствования во многом зависит от правильного функционирования финансово-кредитного механизма государства. Финансово-кредитный механизм, прежде всего, должен быть направлен на усиление роли экономического механизма в обеспечении финансовой самостоятельности, ответственности хозяйствующих субъектов, сокращении масштабов централизованного перераспределения финансовых рынков и его инфраструктуры.
В настоящее время в Кыргызстане действуют 265 кредитных союзов и количество заемщиков по республике составило 19,9 тыс. человек, Кредитный портфель кредитных союзов республики в 2015 г. составил 870,3 млрд. сом [3].
Финансовый анализ показывает, что функционирующие в республике институты кредитования аграрного сектора -«Айыл Банк» и ФКПР КС - еще не создали эффективного механизма кредитования сельскохозяйственных товаропроизводителей и не обеспечили их необходимыми кредитными ресурсами. По нашему мнению, это обусловлено, во-первых, тем, что хозяйствующие субъекты не могут своевременно оплатить полученный кредит; во-вторых, кредит выдаётся в основном на предприятиях перерабатывающих отраслей АПК; в-третьих, процентные ставки по
кредиту еще не оптимальны, сельскохозяйственные товаропроизводители не в состоянии их оплачивать.
Причина слабой активности коммерческих банков в экономике сельского хозяйства заключается в следующем: во-первых, неразвитая сеть банков в сельской местности (сокращается в последнее время еще больше вследствие закрытия ряда банковских филиалов); недостаток опыта и знаний в вопросах финансирования мелких сельхозтоваропроизводителей и предприятий малого бизнеса; завышенные требования к обеспечению выдаваемых кредитов и пренебрежение оценкой денежных потоков; стремление избежать всяческих рисков и альтернативных, более прибыльных объектов инвестирования. Такой подход к кредитованию, в котором нуждается экономика сельского хозяйства, уходит за ее пределы, во-вторых, слабая осведомленность клиентов в финансовых вопросах; недоверие сельского населения к коммерческим институтам; опасения в отношении банковской бюрократии. Вследствие этого сельский бизнес вообще не обращается за финансовым кредитом к коммерческим банкам. Вследствие этого сельские предприниматели ограниченно обращаются за финансовыми услугам в коммерческие банки, предпочитая пользоваться займами неофициальных кредиторов или проводить бартерные операции.
В этой связи, по нашему мнению, необходимо и дальше развивать кредитные союзы в аграрном секторе экономики, которые являются важнейшим источником развития финансового рынка в сельском хозяйстве.
Одной из эффективных форм кредитования сельскохозяйственных товаропроизводителей является товарное кредитование, которое может быть успешно реализовано в рамках кооперативов кредитного союза. Товарная форма кредита в сельскохозяйственное производство призвана оказать стимулирующее воздействие на весь процесс воспроизводства.
По нашему мнению, для совершенствования экономического механизма хозяйствования в аграрном производстве необходимо внедрить ипотечное кредитование под залог земель сельскохозяйственного назначения.
Другой проблемой является несовершенство законодательства коммерческой банковской системы и отсутствие опыта работы ипотечного кредитования банков. Кроме того, для проведения подобных операций банки должны иметь более высокую ликвидность своих активов. При низкой ликвидной стоимости земельного участка потери капитала для банка могут оказаться существенными. Кроме того, ипотечные операции сопряжены с дополнительными затратами по их оформлению, которые тоже ведут к повышению процентной ставки.
Поэтому для инвестирования сельскохозяйственного производства, обеспечения долгосрочных кредитов могут предлагаться только такие земельные участки, которые помимо собственной рыночной стоимости обеспечивают текущие поступления, за счет которых может осуществляться погашение кредита. По нашему мнению, пока не будут созданы приемлемые для ипотечного кредитования и кредитно-финансового механизма условия функционирования, вряд ли следует ожидать заметного притока финансовых ресурсов в сельское хозяйство непосредственно в виде кредитов под залог земельных участков. Более того, до тех пор, пока не будут созданы экономические условия и организа-
ционно-правовые предпосылки функционирования ипотечного рынка, его развитие предоставляется весьма проблематичным.
Формирование современной ипотечной системы не может обойтись без организующей роли государства, поскольку в условиях рыночной трансформации экономики государство должно быть одновременно организатором и регулятором ипотечных отношений равноправных хозяйственных субъектов. В этой связи особого внимания заслуживают определенные основные принципиальные направления государственного регулирования в финансово-кредитной сфере. По нашему мнению, основные меры государственного регулирования должны быть направлены на создание устойчивой кредитно-финансовой инфраструктуры ипотеки. Весьма важным является комплексное и сбалансированное развитие экономического механизма ипотечного рынка и его регулирование с целью обеспечения доступности кредитов для сельскохозяйственных товаропроизводителей, стимулирование долгосрочного ипотечного кредитования [2].
Мировая практика и опыт показывают, что одним из действенных инструментов регулирования в аграрном секторе экономики, посредством экономического механизма, выступают институты финансово-кредитной системы, способные аккумулировать финансовые ресурсы. На практике важно создать механизм привлечения в финансовые институты достаточного объёма средств, для обеспечения превращения кредитных ресурсов в один из источников инвестиций. При этом необходимо решить две проблемы:
1. Во-первых, какому типу кредитных учреждений следует отдать предпочтение. Мировая практика содержит для решения этого вопроса государственную ипотечную структуру или систему частных специализированных кредитных организаций, либо государственную структуру, дополняемую частными кредитными организациями.
2. Во-вторых, кто должен осуществлять ипотечные операции: универсальные кредитные организации или специализированные кредитные организации. Это тем
более важно, если учесть, что сегодня существующие в Кыргызстане банки, в основном, специализируются на получении кредитного процента от промышленных и торговых операций и практически не участвуют в предоставлении кредитов аграрному сектору экономики.
Определенную роль в повышении эффективности управленческих решений играет борьба с коррупцией, которая в сельском хозяйстве имеет свои специфические особенности. Коррупция распространена там, где имеет место разрешительная система, области проявления ее довольно обширны, начиная с распределения земельных участков, фонда перераспределения сельхозугодий и кончая реализацией сельхозпродукции [1].
Нарастание финансового кризиса в сельском хозяйстве требует разработки новой финансовой политики, ориентированной, прежде всего, на обеспечение условий для повышения эффективности аграрного производства и конкурентоспособности его продукции, роста дохода
В этой связи для стабилизации финансового положения и развития сельского хозяйства необходимо Правительству КР подготовить проект закона «О финансовом оздоровлении сельского хозяйства», в котором должны быть предусмотрены следующие условия финансового оздоровление аграрного сектора экономики:
- ведение финансирования сельскохозяйственных товаропроизводителей из государственного бюджета;
- создание условий для привлечения иностранных инвестиций в АПК;
- развитие кредитного союза в системе кредитных отношений с учетом региональных особенностей сельскохозяйственного производства;
- возложение обязательств на Национальный банк в предоставлении краткосрочных кредитов по договору под залог будущего урожая и сельскохозяйственных угодий.
Таким образом, совершенствование финансово-кредитных отношений является одним из важнейших рычагов экономического регулирования АПК.
крестьянских (фермерских) хозяйств.
Библиографический список
1. Абдиев М.Ж. Совершенствование управления в сельском хозяйстве КР / М.Ж. Абдиев, К.М. Маатов // Экономика и бизнес, теория и практика. - 2017. - №4. - С. 47.
2. Закиров А.З. Проблемы развития АПК Кыргызстана в условиях рыночной экономики. - Ош: Ошск. обл. тип., 2007.
3. Кыргызстан в цифрах:2016 : статсборник. - Бишкек: Нацстаткомитет, 2015. - 325 с.
ISSUES OF REGULATION OF THE FINANCIAL AND CREDIT MECHANISM
OF AGRICULTURAL PRODUCTION
M.Zh. Abdiyev1, candidate of economic science, associate professor
T.Ch. Tashibekov1, postgraduate
B.M. Mamytov2, head of sales for Osh and Batken obl
1Osh technological university
2LTD «Moscow»
(Kyrgyzstan, Osh)
Abstract. The article deals with the regulation of the financial and credit mechanism of agricultural production, in particular the Kyrgyz Republic. Subjects of research are subjects of agrarian production of the Kyrgyz Republic. Based on the results of the study based on the identification of problems of lending in the agricultural sector, the ways of its improvement through the system of state regulation are suggested.
Keywords: agrarian production, crediting of the agrarian sector, financial and credit mechanism, investments, state regulation.