ЗАРУБЕЖНАЯ ПРАКТИКА ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ
АГРАРНОГО СЕКТОРА
К.Ш. Токтомаматов1, д-р экон. наук, профессор М.Ж. Абдиев2, канд. экон. наук, доцент К.К. Токторов3, канд. экон. наук, доцент 1Университет экономики и предпринимательства 2Ошский технологический университет 3Ошский государственный университет ^Кыргызская Республика, г. Жалал-Абат) ' (Кыргызская Республика, г. Ош)
Аннотация. В статье рассмотрен зарубежный опыт повышения конкурентоспособности аграрного сектора, в частности опыт США и ЕС. Объектом исследования являются субъекты сельского хозяйства Кыргызской Республики (КР). По результатам исследования, в теоретическом аспекте, на основе обобщения опыта зарубежных стран по данной проблеме, предложены направления его применения в повышении конкурентоспособности аграрного производства Кыргызской Республики (КР).
Ключевые слова: аграрный сектор, конкурентоспособность аграрного сектора, сельскохозяйственная кооперации, эффективность, интеграция.
В настоящее время основной целью и содержанием аграрной политики экономически развитых стран является развитие высокоэффективного и конкурентоспособного сельского хозяйства посредством ее стимулирования и оказания сильной государственной поддержке аграрного сектора посредством поддержки доходов производителей, ценового вмешательства, компенсации издержек производителей -субсидирования, выделения государственных средств для развитию производственной инфраструктуры и осуществления льготной налогово-кредитной политики, протекционистской внешнеторговой политики - субсидирования экспорта и т.д. Государственная поддержка сельского хозяйства сыграла основную роль в резком увеличении производства продовольствия в странах, являющихся в настоящее время его крупнейшими экспортерами - в США, Канаде, странах ЕС, Бразилии, России и Китае.
Конкурентные преимущества аграрного сектора на внутреннем и особенно на внешнем рынках большинства стран поддерживаются с помощью механизмов субсидирования. В странах ЕС в Соглашении о Европейском Союзе предусмотрено обеспечение справедливого дохода для сельскохозяйственных предприятий путем
создания совместной системы продовольственных рынков, применения единого механизма ценообразования и интервенционных мер. Расходы на сельское хозяйство достигают 45,0% бюджета ЕС. Ежегодные выплаты из Фонда гарантий Евросоюза в среднем на одно хозяйство составляют около 5,7 тыс. евро (в том числе для крупных сельскохозяйственных предприятий, владеющих значительным экспортным потенциалом - 18 тыс. евро) [2, с. 94].
Опыт развитых стран показывает, что влияние правительства на этот фактор выражается в компенсации части затрат на производство путем дифференциации налоговых ставок, введения налоговых и кредитных льгот, субсидирования. В США кредитная база в совокупных затратах сельского хозяйства составляет до 70%, Англии и Германии - до 50%. При этом льготы по кредиту реализуются в виде компенсационных платежей по процентам коммерческих банков, ценных бумаг, служащих залогом при получении ссуд из федеральных кредитных средств, долговых обязательств, процент по которым не облагается налогом, и ряда других [4].
В большинстве развитых стран применяются различные ценовые системы поддержки конкурентоспособности и защиты сельскохозяйственного товаропроизводи-
теля. Например, в США уровень целевых цен на сельскохозяйственную продукцию используется как расчетная величина с учетом возмещения затрат (включая среднюю норму дохода на фермерский капитал и расчетную земельную ренту) и получения дохода свыше средней нормы.
В США выплаты фермерам только для поддержки цен составляют примерно 17 млрд. долл. в год, а в целом государственные дотации американским фермерам выражаются в сумме 60 млрд. долларов. Причем помощь сельским производителям из года в год нарастает. Европейский фермер за счет рыночных цен получает лишь часть доходов, а остальные доплачиваются государством. Так в Австрии уровень государственной поддержки сельского хозяйства к стоимости продукции составляет 44%, Финляндии - 72, Швеции - 47, Швейцарии - 76%.
В развитых странах эффективность и конкурентоспособность аграрного производства обусловливается высокой степенью развития сельскохозяйственной кооперации и агропромышленной интеграции. Особенно высока роль кооперации в развитии сферы переработки, хранения, и реализации сельскохозяйственной продукции, агросервисного и кредитного обслуживания фермеров.
Под влиянием процессов усиления конкуренции на агропродовольственных рынках серьезные изменения происходят в сфере агропромышленной интеграции. Взаимодействие крупных торговых или перерабатывающих структур с сельскохозяйственными предприятиями, как правило, осуществляется на основе вертикальной интеграции и контрактации. Вместе с тем в ведущих странах мира наиболее значимые сферы аграрной экономики охвачены агрокластеризацией, представляющей высокий уровень развития интеграционных процессов в АПК.
В других странах в зависимости от их специфики интеграция в АПК проходит в форме различных моделей. Общим для них является то, что этот процесс охватывает, прежде всего, отрасли связанные с агропродовольственной системой (сельское хозяйство, перерабатывающая и пи-
щевая промышленность, сфера реализации продовольствия). В странах ЕС в сфере сельскохозяйственного производства преобладают мелкие фермерские хозяйства и это, главным образом, обусловлено исторически сложившимся укладом, то в сфере переработки, в производстве минеральных удобрений, торговли продовольствием, в сфере производства для сельского хозяйства средств производства и т.д., конкурируют крупные компании олигополистиче-ского типа.
Наряду с развитием горизонтальных и вертикальных форм интеграции в зарубежных странах, активно развивается сельскохозяйственная кооперация. Фермерская кооперация животноводов особенно развита в странах Европейского Союза. Во Франции через сбытовую кооперацию продают около 70% свинины, в Нидерландах - 26%, в Германии - 25%. Так, в Швеции в такие кооперативы объединено большинство фермерских хозяйств. В стране действует 18 региональных кооперативных объединений. Для решения более сложных задач и защиты интересов фермеров создано Национальное объединение фермерских кооперативов [3, с. 50].
Кооперация позволяет фермерам приобрести действительную экономическую силу на рынке, путем концентрации предложения их продукции, выступая инструментом антимонопольного действия, создавая альтернативный канал сбыта продукции, сдерживая возможное падение уровня закупочных цен. Кооперативы для своих членов организуют поставку молодняка для выращивания и откорма, животных для маточного стада, различных средств производства. Они имеют разветвленную сеть боен, холодильников, перерабатывающих предприятий, что позволяет им занимать более 60% в убое скота и 40% в поставках мяса на экспорт.
В странах с развитым агропромышленным производством широкое распространение получила контрактная форма агропромышленной интеграции. В США на этой основе производится примерно 30% сельскохозяйственной продукции. Контракты с фермерами заключают промыш-
ленные и торговые компании. Более всего контрактация развита в производстве и сбыте скоропортящейся продукции, а также продукции, поступающей на переработку (в производстве цельного молока ее доля составляет 95%, овощей для переработки - 83%, цитрусовых - 65% и т.д.).
Опыт развитых стран мира свидетельствует, что в целях обеспечения их продовольственной безопасности ими проводится политика всесторонней и существенной государственной финансовой поддержки и принимаются меры по экономическому регулированию отрасли с учетом конъюнктуры продовольственного рынка [1].
Рассмотрение зарубежного опыта обеспечения конкурентоспособности аграрного сектора позволяет сформулировать основные моменты, которые должны учитываться при организации конкурентоспособного АПК Кыргызстана:
- государственная поддержка и регулирования отрасли, в том числе стимулирование экспортоориентированных отраслей;
- высокий уровень интеграции и кооперации в сфере производства, переработки и реализации агропродукции на кластерной основе обеспечивающий высокий уровень конкурентоспособности отрасли на мировых рынках.
Библиографический список
1. Абдиев М.Ж. Основные направления агропродовольственной политики Кыргызской Республики в условиях интеграции в Евразийский экономический союз // Общество и экономика. - 2017. - №3,4. - С. 132-138.
2. Ильина, З.М. Конкурентоспособность сельскохозяйственной продукции и продовольственная безопасность // Устойчивое развитие агропродовольственного сектора как важнейший фактор социально-экономической стабильности России: докл. Пленар. заседания второго Всерос. конгр. экономистов-аграрников. - М., 2006. - Ч.2. - С. 91-96.
3. Милосердое, В.В. Многоукладная экономика АПК: состояние и перспективы // АПК: экономика, управление. - 2002. - №2. - С. 10-21.
4. Калиее, Г.А. Повышение конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции и продовольствия в Казахстане / Г.А. Калиев, Г.А. Никитина. -Алматы, 2006. - 41 с.
FOREIGN PRACTICE OF INCREASING AGRARIAN SECTOR COMPETITIVENESS
K.Sh. Toktomamatov1, candidate of economic sciences, professor M.Zh. Abdiyev2, candidate of economic science, associate professor K.K. Toktorov , candidate of economic science, associate professor University of economics and entrepreneurship Osh technological university 3Osh state university 1(Kyrgyz Republic, Zhalal-Abat) 2' (Kyrgyz Republic, Osh)
Abstract. The article reviews foreign experience of increasing the competitiveness of the agricultural sector, in particular, the experience of the United States and the EU. The subject of the study are the subjects of agriculture of the Kyrgyz Republic (KR). According to the results of the research in the theoretical aspect, based on the generalization of the experience of foreign countries on this problem, their application to the practice of competitiveness of agrarian production of the Kyrgyz Republic (KR) is proposed.
Keywords: the agricultural sector, the competitiveness of the agricultural sector, agricultural cooperation, efficiency, integration.