РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В РАЗВИТИИ ЭФФЕКТИВНОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ СФЕРОЙ КУЛЬТУРЫ
Гаджиев М.Х., к.э.н., ст. преподаватель кафедры «Аудит и финансовый контроль»
ГОУ ВПО «Дагестанский государственный технический университет»
В статье рассматриваются вопросы сохранения культурного наследия страны и отдельных регионов, формирования единого культурного пространства, создания условий для сохранения и развития культурного потенциала народов России, интеграции в общекультурный процесс, сохранения и развития профессионального искусства.
Ключевые слова: система управления сферой культуры, культурное наследие страны, единое культурное пространство, механизм государственного регулирования сферы культуры.
STATE ROLE IN DEVELOPMENT OF AN EFFECTIVE CONTROL SYSTEM BY CULTURE SPHERE
Gadzhiev M., Cand.Econ.Sci., the senior teacher of chair «Audit and the financial control» GOU VPO «the Dagestan state technical university»
In article questions ofpreservation of a cultural heritage of the country and separate regions,formations of uniform cultural space, creation of conditions for preservation and development of cultural potential of the people of Russia, integration into common cultural process, preservation and development of professional art are considered.
Keywords: a control system of culture sphere, a country cultural heritage, uniform cultural space, the mechanism of state regulation of sphere of culture.
Предпринятые в 1993-2008 гг. усилия по сохранению и развитию культуры и искусства в Российской Федерации позволили в целом замедлить и частично преодолеть кризисные явления в данной области, сохранить культурный потенциал центральных и региональных учреждений культуры и способствовать их инновационному развитию.
Вместе с тем накопившиеся за время экономического спада проблемы в сфере культуры значительно превышают возможности государства по их решению. Отрасль, традиционно ориентированная на государственную финансовую поддержку, оказалась слабо подготовленной к рыночной экономике. Это коснулось как технической части, так и обеспечения кадрового потенциала организаций культуры и искусства. Темпы обновления техники в российских театрально-зрелищных организациях продолжают катастрофически отставать от темпов их установки в коммерческих концертных залах. Зритель хочет качественное представление на уровне мировых аналогов, которые он может ежедневно наблюдать благодаря телевизионным передачам, однако региональные организации культуры и искусства не могут похвастаться своим звуком и светом.
Аналогичная ситуация складывается и с кадровым потенциалом отрасли. Молодые люди в регионах с неохотой идут работать в культуру, не хотят становиться художниками, музыкантами, артистами, так как получаемая там оплата их не удовлетворяет. По сути, сегодня продолжается процесс постепенной утраты культурного достояния (как материального, так и духовного), накопленного предыдущими поколениями.
Культура должна выйти на уровень, позволяющий ей стать активным участником социально-экономических процессов, что требует определенных усилий со стороны государства, развития системы управления отраслью.
Мы считаем, что реформирование в культурной жизни является прямым следствием происходящих экономических и политических преобразований. Необходимо создать систему эффективного управления данной сферой на уровне государства, что позволит укрепить материальную и кадровую базу, создать новые творческие проекты.
Целями государственной культурной политики являются: сохранение культурного наследия страны и отдельных регионов, формирование единого культурного пространства, создание условий для обеспечения выравнивания доступа к культурным ценностям и информационным ресурсам различных групп граждан, создание условий для сохранения и развития культурного потенциала народов России, интеграция в общекультурный процесс, сохранение и раз-
витие профессионального искусства.
В этой связи основными задачами государства являются: обеспечение сохранности историко-культурного наследия; сохранение и развитие кадровой базы учреждений культуры и искусства, поддержка молодых дарований; адресная поддержка профессионального и народного искусства; обеспечение условий для художественного творчества и инновационной деятельности; обеспечение культурного обмена; разработка и внедрение информационных продуктов и технологий в сфере культуры; поддержка производителей культурных благ и их продвижение на общероссийский рынок; обновление специального оборудования организаций сферы искусства и культуры; модернизация сети.
Установлено, что в основе создания эффективной системы развития профессионального искусства лежит человеческий фактор. В сфере культуры, где ведущая роль отводится творчеству, этот фактор имеет особое значение. Достижение указанной цели предполагает: выявление и поддержку молодых дарований в сфере искусства; сохранение и развитие кадровой базы; преодоление существующих тенденций по оттоку талантливых детей и молодежи в другие отрасли народного хозяйства; поддержку проведения конкурсов, фестивалей и других культурных мероприятий всех уровней; решение социальных вопросов1.
В современных условиях важно достичь рационального сочетания государственной поддержки культуры и ее коммерческой составляющей. При этом необходимо учитывать наличие свободной конкуренции и обеспечить развитие творческой инициативы работников культуры и искусства.
Исходным моментом здесь выступают рыночные отношения, которые коренным образом поменяли принципы и методы ведения хозяйственной деятельности учреждений культуры. Становится все более важным и необходимым формирование государством эффективной системы управления развитием сферы культуры, отвечающей закономерностям рыночной экономики и отражающей изменившуюся ситуацию на рынке услуг культуры.
Результаты наших исследований свидетельствует о том, что практика ставит вопрос о важности целостного взгляда на проблему формирования эффективной системы управления сферы культуры. Многоканальная система финансирования в России существует только на бумаге, организационная структура учреждений культуры мало изменилась за последние годы, уровень оплаты труда работников культуры слишком мал, экономические методы стимулирования труда не применяются в полном объеме.
Нами обосновано, что новая отраслевая система финансирова-
1 К примеру, адресная поддержка искусства обеспечила бы создание дополнительных возможностей для активизации творческого процесса и востребованности творчества и повысила бы уровень доступности искусства для населения страны. Необходима поддержка творческих деятелей, работающих в сфере искусства. Сохраняет актуальность развитие культуры и искусства посредством формирования эффективной среды для экспериментирования и новаторства, внедрения новых технологий.
ния оплаты труда в бюджетных организация должна стать тем механизмом, который позволит повысить заработную плату работникам сферы культуры и искусства, оптимизировать организационную структуру учреждений и в полном объеме применять экономические методы стимулирования труда.
Место культуры в системе рыночных отношений, принцип взаимодействия рынка и государства в данной отрасли должен определяться государством ее пониманием как сферы создания, сохранения, передачи определенных духовных и этнических ценностей и представлений обществу и каждому человеку. В современных условиях культурная политика, ее цели, методы и формы находятся в прямой зависимости от постоянного внимания государства к проблемам духовного обогащения общества.
Рассматривая проблемы развития культуры, необходимо исходить из общей социальной установки общества: даже при самой высокой индивидуальной полезности культурных благ цены на них должны быть доступны для различных групп населения, что, в свою очередь, предполагает дифференциацию по видам (платные и бесплатные, частные и государственные, а также индивидуальными и социальными).
Соотношение между индивидуальной и социальной полезностью благ обуславливает границы и меру участия государства в рыночном обмене. Рынок индивидуальных товаров и услуг предполагает минимальное участие государства, чаще всего косвенное, примером чего может служить шоу-бизнес, который нет необходимости поддерживать на государственном уровне.
К требованиям по создаваемой эффективной системы управления культурой могут быть отнесены следующие: соответствие социально-культурным целям общества и комплексу функций, реализуемых учреждениями культуры; целостность всех элементов и членов организации; определенная самостоятельность каждого элемента системы; обеспечение наиболее оптимального сочетания централизации и децентрализации; четкое распределение функций, обеспечивающее взаимосогласованность вертикальных и горизонтальных связей; контроль за деятельностью организации должен быть широк, но не ограничивать самостоятельность учреждений.
Нами обосновано, что общество должно воздействовать на рыночные процессы в сфере культуры с помощью применения соответствующих механизмов государственного регулирования, представляющего систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к меняющимся условиям.
Эффективное государственное регулирование должно включать в себя: определение глобальных целей и задач развития, выявление объектов регулирования, организацию управляемой системы, выделение субъектов регулирования и формирование их организационной структуры, разграничение функций и выбор необходимых методов, оценку результатов. К методам государственного регулирования относятся прямые (дотации, госзаказ, регулирование цен, госконтроль) и косвенные методы (бюджетное регулирование, налоговая и денежно-кредитная политика). К способам воздействия на субъекты культурной деятельности могут быть отнесены идеологический, социальный, правовой и экономический.
Решение проблем сферы культуры требует пересмотра системы управлением данной отрасли, а также вложения финансового, материального и человеческого капитала. Обобщение основных положений и направлений развития государственного регулирования в сфере культуры предполагает неуклонное расширение и углубление использования чисто рыночных методов и приемов ведения хозяйственной деятельности учреждений культуры.
Организациям культуры необходимо постоянно обновлять, качественно совершенствовать и менять форму подачи культурного блага. Поиск новых рынков, разработка оригинальных подходов должны стать неотъемлемой частью маркетинговой стратегии учреждения культуры. Важным элементом успешной маркетинговой программы должно выступать ценообразование, современная практика которого в сфере культуры и искусства очень гибка. Система ценообразования не должна быть единой для всех организаций, а должна выбираться индивидуально, изменяться и обновляться.
Одновременно, важно развивать рекламу, которая является наиболее дешевым, быстрым и простым способом продвижения товаров и услуг на рынке. Вместе с тем, для нормального развития культуры необходимо, чтобы она была поддержана социальными ин-
ститутами меценатства, государственным покровительством, благотворительными фондами, промышленными предприятиями и частными лицами. Чем больше будет различных источников покровительства и чем меньше будет бюрократизма, тем лучше для культуры. И наоборот, чем меньше разнообразие покровительства, тем меньше возможностей у художника, тем больше вероятность злоупотреблений со стороны покровителя. Должна быть полная экономическая и правовая свобода творчества, возможность маневра ресурсами, ценами, стратегическими целями, что обеспечивает уникальность культурных благ. В нашей стране возможность маневра ресурсами ограничена системой постатейного финансирования государственных учреждений, и контроля за использованием ресурсов со стороны Министерства финансов.
Необходимо не только увеличивать долю культуры в иерархии расходов всех уровней, но и изменить суть их распределения. Культура должна не просто сохраняться, но и развиваться, используя традиционные установки и ценности. Экономические преобразования в сфере культуры должны обеспечить сохранность уже накопленного культурного материала, обозначить развитие новых форм искусства и предопределить скорейший расцвет творчества в России. Этому отвечают принципы и направления экономических реформ. Поэтому необходимо не просто разрабатывать средне- и долгосрочные программы развития культуры в стране с указанием ежегодных бюджетных приоритетов, но и подготовить полноценную национальную целевую программу «Культура». Это позволит уделить большее разработке и претворению в жизнь федеральных, региональных и ведомственных целевых программ.
Именно программы должны таки стать фактором, оказывающим влияние на появление новых творческих идей и вынуждающим организации культурной сферы конкурировать между собой. В то же время, необходимо сохранить строгое финансовое исполнение защищенных статей бюджета по отрасли культуры, что позволит учреждениям данной сферы спокойно заниматься творчеством. Одновременно требуется проведение работы по совершенствованию нормативно-правовой базы, направлению ее на стимулирование притока финансовых средств в культуру из внебюджетных источников. Представляется существенно важным совершенствование системы подготовки кадров культуры, по современным рыночным специальностям: рыночная экономика, менеджмент, маркетинг.
Применение контрактной системы оплаты труда в учреждениях культуры позволяет обеспечить индивидуальный подход к творческим кадрам, стимулирует повышение качества работы и рост профессионального мастерства. К примеру, в театральном коллективе наиболее приемлемой системой оплаты труда будет следующая: заработная плата актера делится на должностной оклад, а также компенсационные и стимулирующие выплаты, выплачиваемые пропорционально «отработанным» спектаклям.
В настоящее время в России действует ряд федеральных и региональных программ развития культуры и искусства. Экономическое содержание вышеупомянутых программ состоит в том, что они финансируют не орган управления культурой, не учреждение культуры, а собственно деятельность. При программно-целевом методе происходит отход от монополии государственных учреждений культуры, тем самым признается многосубъектность культурного развития; разрабатывается не конечный результат, а система мер по его достижению, поэтому есть возможность корректировки хода программы. Внедряя в жизнь программы, государство устанавлив-ливает приоритетные направления культурной политики, определяет федеральную и региональную значимость деятельности учреждений культуры и искусства. Поэтому составлению программ должен предшествовать этап, в ходе которого производится анализ проблем культурной жизни данного региона, направленный, как и программа в целом, на выявление и поддержку творческого, инновационного начала в деятельности учреждений культуры и искусства всех уровней. При этом каждое программное мероприятие должно финансироваться из нескольких источников: федерального и (или) регионального бюджета, спонсорскими средствами, собственными активами и т.п.
Успешное взаимодействие меценатства и государства, стимулирующего его развитие с помощью ряда организационно-экономических рычагов (налоговые льготы, юридические гарантии и пр.)
- залог сохранения и творческого расцвета культурной жизни нашей республики. Необходимо стимулировать и постоянно освещать в средствах массовой информации благотворительную деятельность
банков, общественных фондов, крупных промышленных предприятий и т.п. Важно убедить спонсоров, меценатов и прочих жертвователей вкладывать деньги в театры, музеи, библиотеки и прочие очаги культуры.
Многие потенциальные меценаты, в силу своей низкой культуры не понимают важности сохранения традиционной культуры. Для предотвращения такой негативной деятельности (или точнее, бездеятельности) должна быть разработана и через средства массовой информации претворена в жизнь политика втягивания в сферу культуры спонсорских средств.
Несовершенство действующей системы финансирования к настоящему времени создало условия, при которых учреждения культуры оказались в ситуации, когда бюджетное финансирование существенно отстает от потребностей отрасли.
В этих условиях все более очевидным становится умелое использование коммерческой составляющей, коммерческого потенциала данной отрасли. Однако здесь следует учитывать, что при росте объемов платных услуг, оказываемых населению, утрачиваются ценностные смыслы деятельности организаций культурной сферы, духовные потребности нивелируются в конкретные предметы, вещи, значимость которых определяется прежде всего их практической полезностью. Коммерциализация искусства приводит развитие культурной деятельности в сторону удовлетворения запросов зажиточной части населения или в сторону массовых вкусов. Платные услуги в меньшей степени способны формировать вкусы, запросы населения, поскольку подстраиваются под уже существующий спрос.
Государство должно помнить о недопущении сплошной коммерциализации всех учреждений культуры. Полностью автономно могут существовать лишь цирковые коллективы и небольшие орга-
низаторы шоу-программ. Поэтому коммерциализация и государственная поддержка должны взаимодополнять друг друга. Данное требование выдвигает задачу определения оптимального соотношения платных и бесплатных услуг, обеспечивающего гарантированный минимум культурного обслуживания для социально незащищенных слоев населения и материальной компенсации бесплатных услуг учреждениям культуры, которые по своей роли в обществе не должны применять платные услуги.
Проведенное исследование позволило выявить следующие тенденции:
- снизился общий интерес к высокой культуре, вследствие отсутствия идеологической пропаганды отечественного искусства,
- снизился уровень художественных услуг вследствие перехода многих артистов в более финансово-обеспеченные отрасли народного хозяйства,
- появились конкуренты в виде новых шоу-программ, эстрадных представлений, ночных клубов и т.п.
- люди больше времени проводят перед телевизорами и компьютерами, играют в видеоигры, смотрят видеофильмы.
- ухудшился жизненный уровень населения,
- ухудшилась криминогенная ситуация и снизилась безопас-ност граждан в вечернее и ночное время.
Резюмируя вышеизложенное, можно сделать вывод о том, что широкий спектр услуг, оказываемых организациями культуры на платной основе, оригинальность при их внедрении в жизнь и эффективная реклама позволят выжить большому количеству театров, концертных организаций, музеев, библиотек, клубов в условиях, когда государство не в состоянии позаботиться о культуре, а меценаты либо не занимаются благотворительностью вообще, либо поддерживают только известные коллективы.
ИСТОЧНИКИ ИНВЕСТИЦИИ И ОБЪЕКТЫ ИНВЕСТИРОВАНИЯ (ФИНАНСИРОВАНИЯ) TT-КОМПАНИИ
Макаров О.А., соискатель ГОУ ДПО ГАСИС
В статье определены и рассмотрены источники инвестиций и объекты инвестирования (финансирования) IT-компании относительно фаз (поиск и подготовка инвестиционных идей; разработка, тестирование и маркетинговые исследования; интеграция, внедрение и сопровождение) функционирования системы управления инвестиционной деятельностью IT-компании.
Ключевые слова: источники инвестиций, объекты инвестирования, IT-компании, система управления.
SOURCES OF INVESTMENTS AND OBJECTS OF INVESTMENT (FTNANCTNG) OF THE TT COMPANY
Makarov O., GOUDPO GASIS, the competitor
In article sources of investments and objects of investment (financing) of the IT company concerning phases (search and preparation of investment ideas are defined and considered; working out, testing and marketing researches; integration, introduction and support) functioning of a control system by investment activity of the IT company.
Keywords: sources of investments, objects of investment, the IT company, a control system.
Источники инвестиций и объекты инвестирования (финансирования) 1Т-компании зависят от этапов процесса инвестиционной деятельности. Расширенная последовательность этапов процесса инвестиционной деятельности, характерных для 1Т-компаний, состоит из следующих этапов:
• поиск и подготовка новых инвестиционных идей;
• маркетинговые исследования новых инвестиционных идей;
• подготовка технических заданий на разработку новых ^-продуктов (технологий, услуг);
• подготовка инвестиционных предложений;
• оценка инвестиционных предложений;
• отбор перспективных инвестиционных предложений;
• разработка и выпуск пилотной версии 1Т-продукта (технологии, услуги);
• тестирование нового 1Т-продукта;
• первые продажи нового 1Т-продукта;
• маркетинговые исследования нового 1Т-продукта;
• доработка нового 1Т-продукта;
• выпуск финальной версии 1Т-продукта и масштабный выход на рынок;
• реклама (продвижение) нового 1Т-продукта;
• мониторинг и сопровождение реализованного 1Т-продукта.
Сгруппируем множество этапов процесса инвестиционной деятельности 1Т-компании с целью выделения наиболее значимых и самостоятельных фаз функционирования системы управления инвестиционной деятельностью 1Т-компании:
• поиск и подготовка инвестиционных идей;
• разработка, тестирование и маркетинговые исследования;
• интеграция, внедрение и сопровождение.
Определим источники инвестиций и объекты инвестирования (финансирования) 1Т-компании относительно фаз функционирования системы управления инвестиционной деятельностью.
Анализ табл.1 с информацией об источниках инвестиций и объектах инвестирования 1Т-компании показывает, что наибольшая вероятность возникновения проблем с финансированием наблюдается в фазе поиска и подготовки инвестиционных идей. Это объясняется тем, что фаза поиска и подготовки инвестиционных идей характеризуется максимально высокими рисками, что фактически является блокирующим фактором для всех типов консервативных инвесторов. Однако высокие риски и потенциальная сверхдоход-