Научная статья на тему 'Проблемы финансирования социально-культурной сферы в условиях экономического кризиса'

Проблемы финансирования социально-культурной сферы в условиях экономического кризиса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
239
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ / ECONOMICS AND MANAGEMENT IN THE AREA OF CULTURAL / СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ СФЕРА / SOCIAL-CULTURE SPHERE / БЮДЖЕТНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ / ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ / UNBUDGETED FUNDS / СПОНСОРСКИЕ СРЕДСТВА / ВЫСВОБОЖДЕНИЕ ЧИСЛЕННОСТИ / ОПЛАТА ТРУДА / SPONSORS / FIRES / WAGES AND SALARIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Галаева Елена Викторовна, Россикова Юлия Борисовна

Социально-культурная сфера подвержена в настоящее время серьезным изменениям, связанным с проведением реформы высшего образования, введением отраслевых систем оплаты труда, развитием в стране экономического кризиса. Анализ возможных последствий указанных процессов для социально-культурной сферы, использование ее ресурсов, в том числе финансовых, для ее сохранения и будущего дальнейшего развития рассмотрены в настоящей статье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Socio-cultural sphere now is suffered from such progresses, as reforming ofhigher education, introducing of branch systems of wages and salaries, developing of world-wide economic crises. The analyses of possible results of such processes in socio-cultural sphere, using of its resources, including financial for security and future development of the sphere are considered in the article

Текст научной работы на тему «Проблемы финансирования социально-культурной сферы в условиях экономического кризиса»

парламентские комитеты по социальной политике, труду, здравоохранению и т.д.), и в исполнительной власти (например, Министерство труда и социального развития), и в судебной власти. При этом активно поощряется создание и деятельность различных негосударственных институтов, участвующих в осуществлении социальной политики общества. Речь идет о профсоюзных организациях, о частных страховых, пенсионных, благотворительных и иных фондах в поддержку безработных, науки, культуры и т.д.

Следует отметить, что значимыми компонентами управляющей системы государства являются правовые и иные юридические нормы. В развитом социальном государстве, как правило, существует социальный кодекс, в который сведены и кодифицированы основные юридические акты и нормы по

социальной сфере общества.

В условиях современной российской модернизации наблюдается процесс одновременного зарождения и становления как предпосылок социальной ориентации экономики, формирования элементов гражданского общества, правовой государственности, демократического политического режима, так и процессуально-институциональных компонентов социального государства как управляющей системы. Последняя имеет преемственность с социальной политикой, осуществлявшейся в советский период, но исключает государственный патернализм и уравнительность. В качестве важнейшего элемента социальной политики России можно отметить приоритетные национальные проекты, большая часть которых направлена на решение конкретных социальных проблем.

Примечания

1. Волконский В. А. Институциональные проблемы российских реформ / В.А. Волконский. — М.: Диалог — МГУ, 1998.

2. Интервью с В. Зорькиным // российская газета. — 2007. — 8 июня (№ 122).

3. Максимова Н. С. Реформа жилищно-коммунальной сферы — важный резерв сокращения бюджетных расходов / Н.С. Максимова // Финансы. — 2000. — № 1.

Е. В. Галаева, Ю. Б. Россикова

ПРОБЛЕМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ СФЕРЫ В УСЛОВИЯХ ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА

Социально-культурная сфера подвержена в настоящее время серьезным изменениям, связанным с проведением реформы высшего образования, введением отраслевых систем оплаты труда, развитием в стране экономического кризиса. Анализ возможных последствий указанных процессов для социально-культурной сферы, использование ее ресурсов, в том числе финансовых, для ее сохранения и будущего дальнейшего развития рассмотрены в настоящей статье. Ключевые слова: экономика и управление в сфере культуры, социально-культурная сфера, бюджетное финансирование, внебюджетные фонды, спонсорские средства, высвобождение численности, оплата труда.

Socio-cultural sphere now is suffered from such progresses, as reforming ofhigher education, introducing of branch systems of wages and salaries, developing of world-wide economic crises. The analyses of possible results of such processes in socio-cultural sphere, using of its resources, including financial for security and future development of the sphere are considered in the article. Keywords: economics and management in the area of cultural, social-culture sphere, unbudgeted funds, sponsors, fires, wages and salaries.

Современный мировой экономический кризис затронул все сферы народного хозяйства и еще более обострил проблемы регулирования социально-культурной сферы. Учреждения и организации этой сферы относятся преимущественно к государственному сектору экономики и потому сильно зависят от величины выделяемых на их функционирование и развитие бюджетных средств. В условиях постоянного дефицита этих средств и сложившейся практики «остаточного финансирования» в социально-культурной сфере и до кризиса существовало много проблем: гораздо медленнее, чем в других отраслях экономики, шли инвестиционные процессы после перехода страны к рыночным отношениям, на очень долгие годы после перехода к рынку была «заморожена» заработная плата бюджетников, которая даже по самым высоким тарифным разрядам не превышала уровня прожиточного минимума, и т.д.

Лишь в последние 2-3 года учреждения этой сферы почувствовали, наконец, не только недостатки, но и преимущества рыночных отношений: при увеличении бюджетного финансирования на фоне наблюдавшегося в стране в 20002007 годах значительного экономического роста (в среднем примерно 7% в год) учреждения и организации социально-культурной сферы получили возможность использовать, помимо бюджетных, еще и достаточно значительные внебюджетные средства, поступающие как от реализации населению платных услуг, так и от спонсорской поддержки в различных ее формах. Это позволило организациям существенно обновить и отремонтировать основные производственные фонды, вывести на приемлемый уровень оплату труда своих работников. Дальнейшим шагом в упорядочении и повышении заработной платы явился переход с декабря 2008 года на отраслевые системы оплаты труда работников бюджетной сферы, сопровождавшийся тридцатипроцентным ростом фондов оплаты труда. Учитывая, что рост среднемесячной заработной

платы во всех отраслях народного хозяйства, включая и социально-культурную сферу, в последние годы опережал темпы роста инфляции примерно на 10% в год, указанные меры привели к реальному росту заработной платы работников этой сферы.

Наступивший в стране экономический кризис снова поставил вопрос о сохранении достигнутых позиций в развитии социально-культурной сферы. В связи с этим необходимо проанализировать и оценить направления и масштабы возможного воздействия экономического кризиса на финансирование этой сферы.

Как показывает опыт развитых зарубежных стран, вступивших в кризис раньше нашей страны, в первую очередь придется столкнуться с резким снижением объемов спонсорской помощи. Как известно, основную долю финансирования театров в США и других развитых странах составляют пожертвования частных лиц и крупных компаний. Государство лишь обеспечивает налоговую поддержку указанных пожертвований: при единовременном перечислении до 100 тысяч долларов США на благотворительные цели эти средства освобождаются от налогообложения. Снижение спонсорской помощи, в частности американскому театру «Метрополитен-опера», потребовало снижения на 10% заработной платы сотрудников театра и залога некоторого принадлежащего театру имущества, а именно: двух фресок Марка Шагала. О пятнадцатипроцентном снижении цен на билеты объявили несколько бродвейских театров. Некоторым театрам пришлось пойти на сокращение репертуара, а также отменить новые постановки.

С подобными сложностями начали сталкиваться и наши театры. Однако следует заметить, что российские театры, в отличие от западных, не имеют такого источника финансирования, как продажа или передача в залог имущества, так как это имущество в основном является государственной или муниципальной собственностью, малодоступны

и банковские кредиты — по той же причине, что же касается спонсорских средств, то их доля в бюджетах театров всегда была очень незначительной.

Актуальной спонсорская помощь была для нашего кинопроизводства — на средства спонсоров производилось большинство кинофильмов. В результате отказа спонсоров от финансирования кинопроизводства к концу 2008 года в России было приостановлено или прекращено производство почти всех кинофильмов, а в январе 2009 года на Мосфильме не снималось вообще ни одного фильма, работало только вспомогательное производство — звукозапись, монтаж и т.п.

Возобновление производства фильмов, по-видимому, начнется после выделения на эти цели бюджетных средств, однако количество производимых фильмов в год снизится на порядок. При этом будут ужесточены критерии отбора сценариев для производства фильмов на бюджетные деньги. Помимо отрицательных моментов, связанных с ограничением возможностей выбора для населения, это может иметь и некоторые позитивные моменты — ужесточение критериев неминуемо приведет к росту качества кинофильмов, к отбору тех проектов, которые имеют воспитательное, развивающее, культурное значение для нашего населения, в чем мы испытывали дефицит в последние годы. Немаловажным является и позитивный настрой, который должны давать будущие новые фильмы: как известно, производство фильмов с пресловутым «хеппи-эндом» в США началось именно в годы Великой депрессии 1929-1933 годов в целях повышения общего оптимизма среди населения. По некоторым оценкам именно подъем оптимизма среди населения вкупе с применением кей-нсианских методов регулирования экономики способствовали выходу США из кризиса и дальнейшему бурному экономическому росту.

Итак, наиболее ненадежными и зависимыми от общей негативной экономической ситуации оказались

спонсорские средства. Другим важным источником внебюджетных средств учреждений социально-культурной сферы были и пока остаются доходы от предпринимательской деятельности и реализации платных услуг населению. Что касается театров, то оттока зрителей пока не наблюдается, что связано, по-видимому, с потребностью населения в отвлечении от текущих кризисных проблем. Что же касается сферы образования, то коммерческие вузы и государственные вузы, предлагающие платную подготовку студентов, уже с осени 2008 года стали испытывать проблемы со своевременностью поступления платы за обучение, просьбами об отсрочке или изменении схемы платежей, а иногда и с реальным оттоком студентов. Очевидно, что проблемы платежеспособного спроса на услуги социально-культурной сферы в течение 2009 года будут нарастать и постепенно охватывать все отрасли этой сферы, что потребует от учреждений и организаций этой сферы, во-первых, снижения расходов, а во-вторых, решения вопроса о стоимости предоставляемых платных услуг. Для стран с развитой рыночной экономикой путь снижения этой стоимости является приемлемым и реальным, так как в этих странах в течение последних нескольких месяцев наблюдаются дефляционные процессы — цены на товары и услуги снижаются. В нашей же стране, наоборот, зафиксировано увеличение цен на все товары и услуги, а особенно — на импортные. Правительство прогнозирует инфляцию в 2009 году на уровне 14%. Это обусловлено ослаблением рубля и необходимостью увеличения импортных пошлин на товары и услуги в целях защиты собственного товаропроизводителя. Процесс ослабления рубля, в свою очередь, поддерживается оттоком валюты из страны — в 2008 году он оценивался примерно в 130 млрд.долларов, а в 2009 году, по прогнозам правительства, составит не менее 80 млрд. Для сравнения заметим, что после перехода к рынку в течение нескольких лет отток капитала из нашей

страны составлял примерно 25-30 млрд. долларов в год, и тогда этот объем оценивался правительством как неприемлемо высокий.

Интересно, что при снижении объема иностранных инвестиций в российскую экономику в 2008 году на 14% до уровня 104 млрд. долларов, в том числе портфельных — на 64%, объем российских инвестиций за рубеж увеличился в

2008 году, по сравнению с 2007 годом, на 53%, достигнув 114 млрд. долларов.

Отток капитала, в свою очередь, во многом обусловлен чрезмерным ростом внешнего долга нашей страны в последние годы. В конце 2008 года общий объем этого долга превышал 500 млрд. долларов, причем основная его часть — более 450 млрд. долларов — приходилась на коммерческую задолженность банков и предприятий. Для сравнения вспомним, что после перехода к рынку на Россию лег внешний долг СССР в размере 150 млрд. долларов, и эта сумма считалась очень большой. Именно на помощь предприятиям и банкам по выплате внешней задолженности наше государство за последние полгода потратило более трети своих золотовалютных резервов, которые в августе 2008 года составляли примерно 600 млрд. долларов, а к концу первого квартала

2009 года снизились до 376 млрд. долларов. Здесь уместно отметить, что на валюту в нашей стране приходится практически весь объем золотовалютных резервов, так как доля золота в нем на 1 января 2009 года составляла только 3,4%, в то время как эта доля в США составляет 79,8%, Германии — 68,9%, Франции — 59,7%, Италии — 70,4%.

В условиях инфляции перед учреждениями социально-культурной сферы особенно остро встает вопрос об установлении цен на свои услуги. Если они будут расти пропорционально инфляции, то число пользователей этими услугами неминуемо сократится, если они будут заморожены, то возникнет необходимость существенного снижения расходов учреждений и организаций социально-культурной сферы на произ-

водственную деятельность, включая расходы на заработную плату, что повлечет снижение ее уровня и более существенное высвобождение численности персонала.

При этом очевидно, что более защищенными на этот раз окажутся бюджетники — работники государственных и муниципальных учреждений социально-культурной сферы. Как обещает правительство, в новом скорректированном бюджете на 2009 год социальные расходы будут максимально сохранены при снижении некоторых инвестиционных расходов в социально-культурной сфере (в целом инвестиционные расходы в новом бюджете снижаются на 14%).

Все это обусловит заинтересованность организаций и учреждений этой сферы в сохранении объемов выделяемых им бюджетных средств (в условиях существенного снижения внебюджетных средств), то есть предпочтение ими статуса бюджетного учреждения и отказа от перехода на статус автономного учреждения (речь идет о реализации закона «Об автономных учреждениях»). В результате социально-культурная сфера вернется «на круги своя» — в старые рамки бюджетного финансирования и государственного заказа на производимые ею услуги, что ограничит ее свободу в выборе репертуарной политики, форм и методов работы, но позволит сохранить существующую сеть учреждений, по крайней мере — на ближайший год.

А далее все будет зависеть от того, как будет развиваться экономический кризис. Пока он усугубляется: в декабре 2008 года спад производства в России составил 8%, за два месяца (январь-февраль) 2009 года — 14,6%. При сохранении данных темпов снижения производства в 2009 году годовой спад ВВП может превысить прогнозируемый правительством уровень объема промышленного производства, а дефицит бюджета в свою очередь может превысить прогнозируемые 7,6%. По оценкам правительства, на покрытие прогнозируемого бюджетного дефицита будет

потрачено более половины (2,7 триллиона рублей из имеющихся примерно 5 триллионов) Резервного фонда. При превышении указанных прогнозируемых значений Резервный фонд может быть потрачен практически полностью, тем более что другие возможные источники покрытия дефицита бюджета — внешние займы, выпуск государственных облигаций (ГКО, ОФЗ) — будут в условиях кризиса фактически недоступны. А это означает, что в 2010 году мы должны будем выйти на бездефицитный бюджет, то есть резко сократить все бюджетные расходы, включая расходы на социально-культурную сферу со всеми вытекающими отсюда последствиями — ликвидацией ряда учреждений, значительным сокращением их численности, замораживанием заработной платы работников и т.п. Впрочем, не исключен и более оптимистический сценарий — постепенного выхода из кризиса в пределах 2010 года. Этот сценарий возможен, если средняя цена нефти юралс в 2009 году не упадет ниже 41 доллара за баррель.

В любом случае на период 2009-2010 годов мы столкнемся с проблемой роста безработицы. К марту 2009 года она уже возросла в нашей стране на 1 млн. человек по сравнению с серединой 2008 года и составила 8,1% экономически активного населения. К концу года ожидается рост еще на миллион, в результате чего безработица превысит 7 млн. человек.

В связи с этим встает задача максимального сохранения численности работников в социально-культурной сфере. Тот факт, что основная доля работников этой сферы относится к государственному и муниципальному секторам экономики, делает их более защищенными в условиях экономического кризиса: коммерческий сектор экономики гораздо более склонен, чем государственный, освобождаться от лишнего персонала в периоды спада производства. Это означает, что и вузы, осуществляющие подготовку специалистов для социально-культурной сферы, бу-

дут продолжать работать с минимальным сокращением штатов, хотя, возможно, со значительным снижением покупательной способности заработной платы профессорско-преподавательского состава.

Следует заметить, что Правительство России проводит мудрую политику в целях сохранения сферы высшего образования в условиях кризиса и максимальной защиты молодежи от безработицы: в 2009 году число бюджетных мест в вузах увеличится на 25 тысяч, в результате чего на тысячу выпускников школы будет приходиться 420 бюджетных мест в вузах против 394 в 2008 году Количество бюджетных мест в магистратурах возрастет с 20 тыс. в 2008 году до 35 тыс. в 2009 году. Произойдет также увеличение бюджетных мест в аспирантурах и докторантурах.

Правительство предусматривает также помощь в оплате процентов по образовательным кредитам: в 2009 году оно будет субсидировать указанные проценты в размере ? ставки рефинансирования Центрального Банка России. При ставке рефинансирования в 13% размер субсидии, таким образом, составит почти 10%.

Это означает, что численность специалистов, получивших образование в вузах культуры и искусства, в ближайшее время не изменится. Здесь важно, однако, чтобы эти специалисты не меняли профессии после окончания вуза и трудоустраивались в организации и учреждения социально-культурной сферы, что не всегда выполняется: по данным выборочного обследования Рос-стата, половина выпускников вузов в настоящее время работает не по специальности, а 25% выпускников вузов работают на таких местах, где высшее образование не требуется вообще.

Указанное обследование, кстати, показало, что наиболее часто меняют профессию инженеры (в 65% случаев) и выпускники сельскохозяйственных вузов (80%). Что же касается экономистов и юристов, о переизбытке которых так много говорилось, то они в большинстве

случаев остаются верными своим профессиям.

Кстати, такие специалисты в настоящее время очень нужны в социально-культурной сфере, которая позже других отраслей народного хозяйства вступила на рыночные рельсы и дольше других отраслей адаптировалась к рыночным отношениям. В условиях кризиса экономисты и юристы, специализирующиеся именно на проблемах указанной сферы, могли бы помочь ее учреждениям и организациям «остаться на плаву» и найти новые «точки роста» для своего дальнейшего развития.

В социально-культурной сфере особенно актуальными сейчас являются проблемы защиты интеллектуальной собственности, авторского права, культурного наследия, требующие как солидного юридического, так и финансово-экономического обеспечения. Особую важность в условиях кризиса приобретают задачи повышения экономической эффективности деятельности учреждений и организаций, поиска новых источников и методов их финансирования, совершенствования условий и охраны труда работников этих учреждений, внедрения прогрессивных способов их социальной поддержки и т.п. Именно эти проблемы должны решаться и, как показывает практика, успешно решаются экономистами, подготавливаемыми вузами культуры, в том числе Московским государственным университетом культуры и искусств.

Хотелось бы остановиться еще на одном вопросе — отраслевой системе оплаты труда работников социально-культурной сферы. Эффективность этой системы во многом зависит от правильно установленной базовой тарифной ставки, что подразумевает ее ориентацию на федеральный уровень прожиточного минимума и, соответственно, минимальный размер оплаты труда. Вместе с тем здесь имеются колоссальные региональные различия. Например, при

средней величине прожиточного минимума трудоспособного населения по России в целом в начале 2009 года в 5017 руб., его величина в Кабардино-Балкарии составляет 3777 руб., а в Чукотском автономном округе — 10061 руб., то есть разница достигает почти трех раз. Соответственно, если среднемесячная номинально начисленная зарплата по России в целом за 2008 год составила 17226,3 руб, то в Ханты-Мансийском автономном округе ее размер составил 43620,3 руб., а в Республике Дагестан — всего 7532,3 руб. Такой большой разброс значений анализируемых величин по регионам страны означает, что руководствоваться при решении вопроса о базовой тарифной ставке заработной платы, исходя из ее федерального уровня, не вполне правомерно. Другими словами, один и тот же размер заработной платы может оказаться очень низким, например для Москвы, и очень высоким, например для Республики Дагестан.

Гораздо более информативным является минимальный размер оплаты труда того региона, где находится то или иное учреждение. Еще более точный анализ может быть произведен на основе покупательной способности среднемесячной заработной платы. Под покупательной способностью понимается отношение среднемесячной заработной платы в целом по стране или отдельному региону к соответствующей величине прожиточного минимума. Учет указанного соотношения позволил бы сделать оплату труда работников социально-культурной сферы более справедливой, однако при этом единый отраслевой подход к оплате труда был бы нарушен. Вместе с тем в условиях экономического кризиса региональные соотношения покупательной способности заработной платы могли бы учитываться при дефиците бюджетных средств для ее индексации в условиях инфляции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.