Научная статья на тему 'БУДУЩЕЕ, КОТОРОГО МЫ ХОТИМ (социальная сфера и устойчивое развитие Российской Федерации)'

БУДУЩЕЕ, КОТОРОГО МЫ ХОТИМ (социальная сфера и устойчивое развитие Российской Федерации) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1413
222
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Экономикс
Область наук
Ключевые слова
социальная сфера / здравоохранение / культура / образование / физическая культура и спорт / пенсионное обеспечение / социальная гарантия / социальная поддержка граждан / устойчивое развитие / соціальна сфера / охорона здоров"я / культура / освіта / фізична культура і спорт / пенсійне забезпечення / соціальна гарантія / соціальна підтримка громадян / сталий розвиток / social sphere health / culture / education / physical culture and sports / pensions / social guarantees social support of citizens / sustainable development

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гостев Руслан Георгиевич, Гостева Снежана Руслановна

Показана роль социальной сферы в переходе Российской Федерации к устойчивому развитию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The future we want (social sphere and sustainable development of the Russian Federation)

The role of social sphere in transition of the Russian Federation to Sustainable Development is shown.

Текст научной работы на тему «БУДУЩЕЕ, КОТОРОГО МЫ ХОТИМ (социальная сфера и устойчивое развитие Российской Федерации)»

УДК 316 . 4

Р.Г. Гостев *, С.Р. Гостева**

БУДУЩЕЕ, КОТОРОГО МЫ ХОТИМ (социальная сфера и устойчивое развитие Российской Федерации)

Гостев Р.Г., Гостева С.Р. Будущее, которого мы хотим (социальная сфера и устойчивое развитие Российской Федерации). - Статья .

Показана роль социальной сферы в переходе Российской Федерации к устойчивому развитию .

Ключевые слова: социальная сфера, здравоохранение, культура, образование, физическая культура и спорт, пенсионное обеспечение, социальная гарантия, социальная поддержка граждан, устойчивое развитие

Gostev R.G., Gosteva S.R. The future we want (social sphere and sustainable development of the Russian Federation). - Article .

The role of social sphere in transition of the Russian Federation to Sustainable Development is shown.

Keywords: social sphere health, culture, education, physical culture and sports, pensions, social guarantees social support of citizens, sustainable development.

Гостєв Р.Г., Гостєва С.Р. Майбутнє, якого ми хочемо (соціальна сфера і сталий розвиток Російської Федерації). - Стаття .

Показана роль соціальної сфери в переході Російської Федерації до сталого розвитку.

Ключові слова: соціальна сфера, охорона здоров'я, культура, освіта, фізична культура і спорт, пенсійне забезпечення, соціальна гарантія, соціальна підтримка громадян, сталий розвиток

Введение

Социальная сфера является одним из ведущих факторов устойчивого развития . Это подчеркивается во всех международных документах, в которых ставятся задачи устойчивого развития. Идеи совершенствования социальной сферы буквально пронизывают Итоговый документ Конференции Организации Объединенных Наций по устойчивому развитию, по которому 11 сентября 2012 года Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию под названием «Будущее, которого мы хотим» [11] .

Несомненно, социальное развитие, модернизация социальной сферы для Российской Федерации имеют принципиальное значение. Им принадлежит огромная роль в формировании современного человече-

ского капитала. Образование, здравоохранение, культура, физическая культура и спорт, пенсионное обеспечение, социальные гарантии, социальная поддержка граждан и доступная среда - это стержневые понятия социальной сферы

В статье «Человеческий капитал - вызовы для России» доктор экономических наук, профессор, ректор РАНХиГС при Президенте Российской Федерации В.А. Мау выделяет пять характерных черт (принципов функционирования), которые следует учитывать при модернизации различных отраслей социальной сферы

Первое - непрерывный характер услуги В прошлом образование было в значительной мере функцией возраста - человек до определенного возраста учился, а затем

* Гостев Руслан Георгиевич - депутат, член Комитета Государственной Думы по делам национальностей, доктор исторических наук, профессор, Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации, г. Москва, Россия .

** Гостева Снежана Руслановна - кандидат исторических наук, доцент, директор филиала в г. Воронеж Российского государственного социального университета, г. Воронеж, Россия .

работал К здравоохранению имели отношение только больные Теперь же образование и здравоохранение являются востребованными на протяжении всей жизни, т е люди учатся и общаются с медициной на протяжении всей жизни

Понимание работы и пенсии тоже существенно трансформируется Снижение роли крупного производства и усиление роли сектора услуг вкупе с отказом от такого советско-индустриального реликта, как уголовное наказание за тунеядство, приводит к размыванию понятия пенсии и уж тем более возраста прекращения (или непрекращения) работы.

Второе - услуга приобретает все более индивидуальный характер Человек все чаще будет выбирать собственные образовательные услуги и траектории и механизмы поддержания здоровья, из множества предлагаемых образовательных и медицинских услуг. В .А. Мау подчеркивает, что и пенсионный возраст постепенно становится предметом индивидуального решения - когда человек может и хочет прекратить свою трудовую деятельность Применительно к пенсионной системе это означает существенную диверсификацию форм поддержки старших возрастов .

Третье - услуга приобретает глобальный характер Образовательные и лечебные учреждения конкурируют не с соседними школами и больницами и даже не с соответствующими заведениями в стране, а во всем мире. Конечно же, этот выбор могут позволить себе не все, но по мере роста благосостояния людей и реального удешевления соответствующих услуг и транспорта в глобальную конкуренцию будет включаться все большее число людей. Наличие же личных сбережений в условиях глобальной финансовой системы позволяет пенсионеру все менее зависеть от конкретной пенсионной системы своей страны

Четвертое - возрастает роль частных расходов на развитие человеческого капи-

тала Усиливаются возможности людей покупать необходимые им услуги и, следовательно, роль и доля частного спроса будут расти, все более опережая объем государственных расходов в соответствующих секторах Частные платежи или соплатежи являются не только естественным, но и прямо неизбежным следствием технологической модернизации секторов и роста благосостояния населения Рост частных расходов связан также и с тем, что бурный рост государственных расходов натолкнулся к концу XX века на естественную преграду - больше собирать налогов было нельзя, а потребности населения в услугах социального характера продолжали (и продолжают) расти по мере общественного прогресса

Пятое - все более активную роль играют новые технологии, радикально изменяющие характер оказываемых услуг. По мере развития информационно-коммуникативных технологий и транспорта традиционные формы лечения и образования будут все более уходить в прошлое Это же касается и организационных инноваций

По мнению В.А. Мау, учет всех названных особенностей формирует основу не только для модернизации отраслей человеческого капитала, но и для экономической и политической модернизации всей страны, включая ее технологическую базу; игнорирование перечисленных принципов создает риски консервации и усугубления отставания уровня социально-экономического развития страны [12, с. 12-13].

В силу многих причин после развала Советского Союза в 1990-е годы в социальной сфере в целом, в отдельных ее отраслях произошло резкое ухудшение, что не могло не сказаться на уровне развития отраслей человеческого капитала Были запущены негативные процессы в образовании, здравоохранении, произошло резкое падение рождаемости, возросла смертность (демографический кризис), ухудшилось пенсионное обеспечение, обострились жилищные проблемы, стала серьезной угрозой

национальной безопасности коррупция, в социальной сфере приобрели особую остроту поляризация доходов и неравенство доступа к социально-экономическим ресурсам На население городов и сел буквально обрушился вал преступности, страну потрясли террористические акты . На социальное самочувствие население оказывали отрицательное давление трагические события на Северном Кавказе (особенно в Чеченской Республике)

В 2000-е годы государство, общество, бизнес предприняли действия, направленные на изменение ситуации во всех отраслях социальной сферы, стали осуществляться реформы, а затем была заявлена модернизация, которая призвана создать условия для глубоких преобразований социальной среды, социальных отношений, при которых стимулы, возможности и механизмы поддержки человеческого развития были бы оптимальными

Предпринимаемые меры дают постепенно позитивные результаты: растет рождаемость, снижается смертность, увеличивается продолжительность жизни, имеются некоторые положительные моменты в здравоохранении Вместе с тем изменения в социальной сфере, достигнутые в последние годы, все-таки недостаточны, они пока далеки от ожиданий российского населения .

Нормативные правовые основы совершенствования социальной сферы, системы здравоохранения Заботой о совершенствовании социальной сферы, повышении качественных и количественных показателей всех ее отраслей проникнуты указы Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. : «О мерах по реализации государственной социальной политики»; «О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения»; «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»; «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повы-

шению качества жилищно-коммунальных услуг»; «Об обеспечении межнационального согласия» и «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации» [15, 16, 17, 18, 19].

Следует отметить, что все отрасли социальной сферы имеют базовые федеральные законы, нормативные правовые основы, утвержденные указами Президента Российской Федерации, распоряжениями Правительства Российской Федерации концепции, стратегии, доктрины

Правительство Российской Федерации подготовило и утвердило ряд государственных программ, предусматривающих совершенствование отраслей социальной сферы, в том числе: «Развитие культуры и туризма» на 2013-2020 годы (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 27. 12.2012 г. № 2567-р); «Развитие образования» на 2013-2020 годы (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 05 2013 г № 792-р); «Развитие здравоохранения» (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 12 2012 г № 2511-р); «Социальная поддержка граждан» (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 12 2012 г № 2553-р) [1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8] и т. д .

Несомненно, в России постепенно и настойчиво создаются предпосылки для совершенствования отраслей социальной сферы, идет трудный поиск оптимальных путей качественного роста человеческого капитала

Вывод социальной сферы на новый уровень станет ступенью для перехода Российской Федерации к устойчивому развитию .

В последние годы идет интенсивная работа, направленная на создание современной нормативно-правовой базы во всех сферах жизнедеятельности общества, государства Большое внимание уделяется совершенствованию законодательства в экономике, экологии, природопользовании, здравоохранении, физической культуре

и спорте, образовании, демографии и т.д. Даже сам перечень основных федеральных законов, нормативно-правовых документов: указов, распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений, распоряжений Правительства Российской Федерации, принятых на федеральном уровне, концепций, стратегий, доктрин, государственных программ Российской Федерации, - впечатляет В создание нормативноправовой базы вносят свой весомый вклад субъекты Российской Федерации

Сказанное подтвердим на примере охраны здоровья населения и здравоохранения

В области правового регулирования сферы охраны здоровья за 2006-2011 годы были приняты:

- Федеральный закон от 21 ноября 2011 г № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»;

- Федеральный закон от 22 ноября 2010 г № 326-ФЗ «Об обязательном медицинским страховании в Российской Федерации»;

- Федеральный закон от 24 апреля 2008 г № 51-ФЗ «О присоединении Российской Федерации к Рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака»;

- Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 9 октября

2007 г № 1351);

- Концепция реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года (одобренная распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. № 2128-р);

- Концепция осуществления государственной политики противодействия потреблению табака на 2010-2015 годы (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 сентября

2010 г № 1563-р);

- Основы государственной политики Российской Федерации в области здорового питания населения на период 2020 года (утверждены распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2010 г № 1873-р);

- Стратегия государственной анти-наркотической политики Российской Федерации до 2020 года (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 9 июня

2010 г № 690);

- Федеральный закон от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»;

- Федеральный закон от 12 апреля

2010 г № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» и др

В 2012-2013 гг. законодательная, нормативно-правовая база развития здравоохранения, охраны здоровья населения пополнилась рядом правовых актов, в том числе Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г № 598 «О совершенствовании государственной политики в сфер здравоохранения»

Законодательное обеспечение сферы охраны здоровья, состояние медицинского права в Российской Федерации проанализированы Н.Ф. Герасименко, О . Ю. Александровой, В. И. Стародубовым, Ф. Н. Кадыровым и И. С . Хайруллиной в книге «Общественное здоровье и здравоохранение Национальное руководство» [13, с 108-166]

Н Ф Герасименко и О Ю Александрова уделили особое внимание характеристике Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21 ноября 2011 г № 323-ФЗ, который является базовым нормативным актом о здравоохранении Российской Федерации Федеральный закон разработан в целях совершенствования законодательства в сфере охраны здоровья граждан и оказания медицинской помощи, устанавливает правовые основы его регулирования

Федеральный закон от 21 ноября

2011 г № 323-ФЗ учел происшедшие по-

сле принятия «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» (от 22 июля 1993 г. № 5487-1) значительные перемены в экономике, системе исполнительной власти, организации медицинской помощи В отличие от прежней редакции Основ, только декларирующей принципы охраны здоровья граждан, принципы, закрепленные в новой редакции, представляют собой сформулированные в ее нормах основополагающие идеи, определяющие его формирование и реализацию на любом этапе - фундамент регулирования отношений в сфере охраны здоровья граждан В соответствии с конституционной нормой о высшей ценности человека, его прав и свобод и обязанности государства в признании, соблюдении и защите прав и свобод человека и гражданина на первом месте в охране здоровья граждан стоит соблюдение прав человека и гражданина на охрану здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий. Определены приоритеты охраны здоровья - приоритет интересов больного при оказании медицинской помощи, приоритет охраны здоровья детей и приоритет профилактических мероприятий. Сохранены важнейшие принципы, определяющие государственный характер и социальную направленность российского здравоохранения - социальная защищенность граждан при утрате здоровья и ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления за организацию медицинской помощи. Определены четкие критерии доступности и качества медицинской помощи Введены новые важные принципы - недопустимость отказа в медицинской помощи и сохранение врачебной тайны Приоритет профилактических мероприятий характеризует переход от здравоохранения, направленного преимущественно на лечение заболеваний, к охране здоровья граждан, основанного на здоровом образе жизни, повышении функциональных возможностей организма и профилактике заболеваний

Основы уточняют полномочия федеральных органов исполнительной власти, органов власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления исходя из статьи 72 Конституции Российской Федерации, согласно которой координация здравоохранения, защита семьи, материнства и детства отнесены к вопросам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации

Закон обеспечивает усиление ответственности органов государственной власти за охрану здоровья граждан и оказание медицинской помощи и перенос на уровень субъекта Российской Федерации основного объема полномочий, связанных с обеспечением прав граждан на бесплатную медицинскую помощь

Одна из новаций закона - консолидация прав и обязанностей граждан в охране здоровья в одной главе Существенное новшество закона - детальное регулирование вопросов репродукции человека Закон устанавливает права граждан в области вспомогательных репродуктивных технологий .

В целях защиты прав граждан на бесплатную медицинскую помощь установлено, что оплате не подлежат:

- пребывание одного из родителей или одного из члена семьи в больничном учреждении вместе с ребенком в интересах его лечения, если это обусловлено медицинскими показаниями со стороны ребенка;

- медико-транспортные услуги для выполнения порядка медицинской помощи и стандартов медицинской помощи при отсутствии возможности их оказания медицинским и иным учреждением;

- оказание медицинской помощи в сроки, установленные лечащим врачом по медицинским показаниям

В Основах получил отражение инновационный подход к управлению охраной здоровья граждан, включающийся в сочетании государственного регулирования и самоуправления, установлении управления качеством и безопасностью, деятель-

ности, введении новых форм государственного контроля качества и безопасности услуг [13, с 147-151]

Следует заметить, что на протяжении ряда лет в России реализуются следующие приоритетные национальные проекты: «Здоровье», «Образование», «Доступное и комфортное жилье» и «Развитие агропромышленного комплекса». По указанным проектам удалось добиться неплохих результатов Представим некоторые из них

Приоритетный национальный проект «Здоровье» осуществляется по следующим направления:

- формирование здорового образа жизни;

- развитие первичной медико-санитарной помощи и совершенствование профилактики заболеваний;

- повышение доступности и качества специализированной, в том числе высокотехнологичной медицинской помощи;

- совершенствование медицинской помощи матерям и детям

В рамках мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни у населения Российской Федерации, включая сокращение потребления алкоголя и табака:

- созданы и оснащены 502 Центра здоровья для взрослых и 204 Центра здоровья для детей, штаты которых укомплектованы специалистами, прошедшими специальную подготовку на базе медицинских организаций субъектов Российской Федерации;

- в центры здоровья в Российской Федерации в 2012 году обратились 4457,0 тыс человек (в 2011 г -

3882,2 тыс. человек), в том числе 1361,8 тыс. детей (30,6 %). Обращаемость в Центры здоровья в 2013 году составила 6413 человек (в 2011 г. - 5586 человек);

- реализована масштабная рекламная кампания по приоритетным направлениям программы «Здоровая Россия»

В рамках направления «Финансовое обеспечение закупок диагностических средств и

антивирусных препаратов для профилактики, выявления и лечения инфицированных вирусами иммунодефицита человека и гепатитов В и С» обследовано с целью выявления инфицированных вирусами иммунодефицита человека и гепатитов В и С

22955,5 тыс. человек (111 % от плановых показателей); получили лечение 125,6 тыс. ВИЧ-инфицированных человек (114 % от плановых показателей) и 6,9 тыс инфицированных вирусами гепатитов В и С человек (114,8 % от плановых показателей).

Мероприятия, направленные на обследование населения с целью выявления туберкулеза, лечения больных туберкулезом, профилактические мероприятия, а также подпрограммы «Туберкулез» ФЦП «Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями (2007-2012 годы)», охватили с начала его реализации 92308,9 тыс. человек (около 65 % от общей численности населения России) Смертность от туберкулеза на 1 января 2013 года составила 12,2 умерших на

100,0 тыс населения, что на 12,2 % меньше по отношению к 2011 году (13,9 умерших).

В рамках реализации мероприятия «Высокотехнологичные виды медицинской помощи»:

- в 2012 году оказана высокотехнологичная медицинская помощь 451,7 тыс пациентам, что более чем в 1,4 раза больше, чем в 2011 году (322,0 тыс. пациентам), высокотехнологичную медицинскую помощь в 2012 году оказывали 342 медицинские организации;

- пролечено 324,7 тыс. пациентов в федеральных медицинских учреждениях и 127,1 тыс пациентов в медицинских учреждениях, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации;

- увеличилось число операций по трансплантации органов и тканей, осуществляемых за счет средств федерального бюджета, более чем в 1,9 раза по сравнению с 2009 годом, до 1958 операций. В 2012 году 45 % медицинских организаций, осуществляющих трансплантацию органов и

тканей, были представлены медицинскими организациями субъектов Российской Федерации

Исключительное внимание уделяется совершенствованию медицинской помощи матерям и детям.

В рамках реализации мероприятий по пренатальной (дородовой) диагностике:

- организован новый курс обучения по пренатальной (дородовой) диагностике нарушений развития ребенка, принята принципиально новая программа подготовки специалистов на кафедре медицинской генетики Государственного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Российская медицинская академия последипломного образования»;

- обследовано около 400 тыс. беременных по новому алгоритму, что позволило выявить более 2 тыс. врожденных пороков развития;

- обследовано более 95 % новорожденных на 5 наследственных заболеваний, из них выявлено 1252 ребенка с врожденными наследственными заболеваниями (267 - фенилкетонурия, 512 - врожденный гипотиреоз, 199 - адреногенитальный синдром, 93 - галактоземия, 181 - муковисци-доз). Все дети взяты на диспансерный учет, получают необходимое лечение;

- зарегистрирован один из лучших показателей охвата новорожденных неонатальным скринингом в Уральском, Дальневосточном и Сибирском федеральных округах - 95 %, что отвечает требованиям ВОЗ и свидетельствует об эффективности проводимого мероприятия

В рамках мероприятия «Централизованные закупки в рамках национального календаря профилактических прививок» привито против вирусного гепатита В -

78,8 тыс. человек: кори - 3277,8 тыс. человек; полиомиелита - 6249,4 тыс человек; краснухи - 3252,9 тыс человек; эпидемического паротита - 3248,3 тыс. человек; туберкулеза - 2146,7 тыс. человек; гриппа -

33246,9 тыс человек, дифтерии, коклюша, столбняка - 6249,4 тыс человек

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В рамках мероприятия «Проведение диспансеризации пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации» за 2012 год прошли диспансеризацию

309,6 тыс . детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации По результатам диспансеризации дети-сироты и дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, распределены по группам здоровья (1 группа составила 4,6 %; 2 группа - 33,2 %;

3 группа - 39,6 %; 4-5 группы - 13,8 % и 8,7 %) [10, с. 38-43].

Несмотря на некоторые положительные изменения, в здравоохранении Российской Федерации по-прежнему сохраняются серьезные проблемы, что не может не сказываться на состоянии здоровья населения Существенному улучшению здоровья населения мешают:

- дефицит медицинских кадров (особенно выраженный в первичном звене здравоохранения и в сельской местности) и диспропорции в их структуре, в том числе неоптимальное соотношение врачей и средних медицинских работников (1:2,5);

- неудовлетворительная квалификация медицинских кадров, что связано с проблемами в базовом медицинском образовании, отсутствием непрерывности последипломного образования и недостаточным внедрением современных образовательных технологий;

- недостаточность представляемых объемов медицинской помощи по программе государственных гарантий, по сравнению с «новыми» странами ЕС, в том числе недостаточное обеспечение населения лекарственными средствами в амбулаторных условиях (в 4,8 раза меньше) и низкие объемы высокотехнологичной медицинской помощи (в 5-7 раз меньше, чем в этих странах);

- несоответствие системы организации медицинской помощи современным технологиям ее оказания, в том числе нео-

птимальная структура коечного фонда - избыток и плохое оснащение лечебных коек для интенсивного и неотложного лечения пациентов; недостаток коек реабилитации и длительного ухода;

- несистемное управление, в том числе отсутствие стратегии развития здравоохранения, ответственности и отчетности руководителей всех уровней за достижение результатов по установленным показателям, а также недостаточная и противоречивая нормативно-правовая база по охране здоровья [13, с 596-597]

В целях улучшения ситуации в здравоохранении Правительство Российской Федерации распоряжением от 24 декабря 2012 г. № 2511-р утвердило Государственную программу «Развитие здравоохранения» Стратегической целью программы является формирование системы, обеспечивающей доступность медицинской помощи и повышение эффективности медицинских услуг, объемы, виды и качество которых должны соответствовать уровню заболеваемости и потребностям населения, передовым достижениям медицинской науки

Достижение стратегической цели Программы в 2020 году будет характеризоваться снижением значений следующих целевых индикаторов:

- смертность от всех причин - до

11,4 случая на 1000 населения;

- младенческая смертность - до 6,4 случая на 1000 родившихся живыми;

- материнская смертность - до 15,5 случая на 100 тыс населения;

- смертность от болезней системы кровообращения - до 622,4 случая на 100 тыс. населения;

- смертность от дорожно-транспортных происшествий - до 10,0 случаев на 100 тыс населения;

- смертность от новообразований (в том числе от злокачественных) - до 190,0 случая на 100 тыс населения;

- смертность от туберкулеза - до

11,2 случаев на 100 тыс. населения;

- потребление алкогольной продукции (в пересчете на абсолютный алкоголь) -до 10 литров на душу населения в год;

- распространенность потребления табака среди взрослого населения до 25 %;

- распространенность потребления табака среди детей и подростков - до 15 %;

- заболеваемость туберкулезом - до

35,0 случаев на 100 тыс. населения;

повышением к 2020 году значений следующих целевых индикаторов:

- ожидаемая продолжительность жизни при рождении до 74,3 лет;

- обеспеченность врачами до 44,8 на 10 тыс населения;

- соотношение врачей и среднего медицинского персонала до 1:3;

повышение к 2018 году значений следующих целевых индикаторов:

- средняя заработная плата врачей и работников медицинских учреждений, имеющих высшее медицинское (фармацевтическое) или иное высшее образование, представляющих медицинские услуги (обеспечивающих предоставление медицинских услуг) - до 200 % от средней заработной платы в соответствующем регионе;

- средняя заработная плата среднего медицинского (фармацевтического) персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг) - до 100 % от средней заработной платы в соответствующем регионе;

- средняя заработная плата младшего медицинского персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг) - до 100 % от средней заработной платы в соответствующем регионе;

- ожидаемая продолжительность жизни при рождении до 74,0 лет;

снижением к 2018 году значений следующих целевых индикаторов:

- смертность от болезней системы кровообращения - до 649,4 случая на 100 тыс населения;

- смертность от новообразований (в том числе от злокачественных) - до

192.8 случая на 100 тыс . населения;

- смертность от туберкулеза - до

11.8 случаев на 100 тыс. населения;

- смертность от дорожно-транспортных происшествий - до 10,6 случая на 100 тыс населения;

- младенческая смертность - до 7,5 случая на 1 тыс населения [6]

По данным Счетной палаты Российской Федерации, в соответствии с отчетом кассовое исполнение расходов на реализацию трех приоритетных национальных проектов (ПНП) в 2012 году составило

412,2 млрд рублей, или 97,3 % показателя сводной бюджетной росписи с изменениями, что на 1,6 процентного пункта ниже среднего уровня исполнения расходов и на 1,4 процентного пункта ниже аналогичного показателя 2011 года Объем недовыполнения составил 11,3 млрд рублей и на 6,7 млрд рублей превысил объем неиспользованных в 2011 году средств на реализацию ПНП

По ПНП «Образование» на низком уровне исполнены расходы по ряду направлений и мероприятий, в том числе на развитие информационно-коммуникационных технологий в образовании; по ПНП «Здоровье» на низком уровне исполнены расходы на мероприятия по обследованию населения в целях выявления туберкулеза и лечения больных туберкулезом, на централизованные закупки в рамках национального календаря профилактических прививок; по ПНП «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» на низком уровне исполнялись расходы на строительство и приобретение жилых помещений для постоянного проживания военнослужащих федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба [9, с. 23-39].

Модернизация образования

Одним из важнейших направлений развития социальной сферы, безусловно, является модернизация образования На

протяжении новейшей истории России проблемы образования постоянно остро обсуждаются в российском обществе, органах государственной и муниципальной власти . Вопросы реформирования системы образования находятся в центре внимания научных, образовательных учреждений .

Идет активный процесс формирования нормативной правовой базы совершенствования и развития образовательной среды Принят объемный пакет стратегических документов, в которых определены приоритеты государственной политики в сфере образования на период до 2020 года:

- Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г № 1662-р);

- Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года (утверждены распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г № 1663-р);

- Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации (утверждена Президентом Российской Федерации 7 февраля 2008 г № Пр-212);

- Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года (утверждена Указом Президента Российской Федерации 12 мая 2009 г № 537);

- Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. № 2227-р);

- Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 августа 2009 г № 1101-р);

- Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации на период до 2016 года (утверждена распо-

ряжением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2006 г. № 1760-р);

- План действий по модернизации общего образования на 2011-2015 годы [утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2010 г. № 1507-р «О реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»);

- Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы [утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 7 февраля

2011 г. № 61);

- Федеральная целевая программа «Русский язык» на 2011-2015 годы [утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июня

2011 г. № 492);

- Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»;

- Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»;

- Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 602 «Об обеспечении межнационального согласия»;

- Федеральный закон № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» [принят Государственной Думой 21 декабря 2012 г. ; одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 г. , подписан Президентом Российской Федерации 29 декабря 2012 г. );

- Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы [утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2013 г № 792-р);

- Государственная программа Российской Федерации «Развитие здравоохранения» [утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2012 г. № 2511-р);

- Государственная программа Российской Федерации «Развитие культуры и туризма» на 2013-2020 годы (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 г. № 2567-р);

- Государственная программа Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта» (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 марта 2013 г № 402-р)

Принципиально важное значение для понимания роли и места образования имеют статьи 3, 4 и 5 Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. , в которых изложены (сформулированы) основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования; правовое регулирование отношений в сфере образования; право на образование и государственные гарантии реализации права на образование в Российской Федерации

Выполняя Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г № 599, Правительство Российской Федерации утвердило Государственную программу Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы, которая включает пять подпрограмм:

- подпрограмма 1 «Развитие профессионального образования»;

- подпрограмма 2 «Развитие дошкольного, общего и дополнительного образования детей»;

- подпрограмма 3 «Развитие системы оценки качества образования и информационной прозрачности системы образования»;

- подпрограмма 4 «Вовлечение молодежи в социальную практику»;

- подпрограмма 5 «Обеспечение реализации Государственной программы «Развитие образования на 2013-2020 годы и прочие мероприятия в области образования»

Целями Государственной программы являются: обеспечение высокого качества российского образования в соответствии с

меняющимися запросами населения и перспективными задачами развития российского общества и экономики; повышение эффективности реализации молодежной политики в интересах инновационного социально-ориентированного развития страны

Правительство Российской Федерации определило следующие задачи Государственной программы:

- формирование гибкой, подотчетной обществу системы непрерывного образования, развивающей человеческий потенциал, обеспечивающей текущие и перспективные потребности социально-экономического развития Российской Федерации;

- развитие инфраструктуры и организационно-экономических механизмов, обеспечивающих максимально равную доступность услуг дошкольного, общего, дополнительного образования детей;

- модернизация образовательных программ в системах дошкольного, общего и дополнительного образования детей, направленная на достижение современного качества учебных результатов и результатов социализации;

- создание современной системы оценки качества образования на основе принципов открытости, объективности, прозрачности, общественно-профессионального участия;

- обеспечение эффективной системы по социализации и самореализации молодежи, развития потенциала молодежи

Правительство Российской Федерации определило следующие объемы бюджетных ассигнований Государственной программы: прогнозный объем финансового обеспечения Государственной программы (в ценах соответствующих лет) за счет средств федерального бюджета составит 3992223353,4 тыс. рублей, в том числе: а) в разрезе подпрограмм и федеральных целевых программ: подпрограмма 1 - 3864800284,76 тыс рублей; подпрограмма 2 - 93671216,45 тыс. рублей; под-

программа 3 - 19230898,16 тыс. рублей; подпрограмма 4 - 5722786,49 тыс рублей; подпрограмма 5 - 16155388,05 тыс рублей; ФЦП «Русский язык» на 2011-2015 годы (объем финансирования на 2013-2015 годы) - 30947234,5 тыс. рублей; б) по годам реализации: 2013 год - 446938205,6 тыс рублей; 2014 год - 393408141,5 тыс рублей; 2015 год - 430569206,3 тыс рублей; 2016 год - 469597300 тыс рублей; 2017 год - 499658300 тыс рублей; 2018 год - 536020100 тыс рублей; 2019 год - 584777000 тыс. рублей; 2020 год -631255100 тыс рублей

Ожидается, что по результатам реализации Государственной программы улучшатся результаты российских школьников по итогам международных сопоставительных исследований качества общего образования (PIRLS, TIMSS, PISA); повысится удовлетворенность населения качеством образовательных услуг; совокупный объем затрат на сферу образования по отношению к валовому внутреннему продукту (бюджетные средства, средства семей и предприятий, направляемые в систему образования) увеличится с 4,9 до 6,3 % (в случае реализации модернизационного сценария); повысится эффективность использования бюджетных средств, будет обеспечена финансово-хозяйственная самостоятельность образовательных организаций за счет реализации новых принципов финансирования (на основе государственных (муниципальных) заданий); повысится привлекательность педагогической профессии и уровень квалификации преподавательских кадров; будут полностью обеспечены потребности экономики России в кадрах высокой квалификации по приоритетным направлениям модернизации и технологического развития; увеличится количество российских вузов, отмеченных в первой полутысяче в наиболее массово признаваемых рейтингах мировых университетов; будут созданы условия для получения любым гражданином страны

профессионального образования, повышения квалификации и переподготовки на протяжении всей жизни; увеличится доля образовательных услуг, оказываемых в рамках частно-государственного партнерства; будет сформирована сеть ведущих вузов страны; будет создана инфраструктура поддержки раннего развития детей (0-3 года); будут ликвидированы очереди на зачисление детей в возрасте от трех до семи лет в дошкольные образовательные организации; во всех общеобразовательных организациях будут созданы условия, соответствующие требованиям федеральных государственных образовательных стандартов; не менее 75 % детей 5-18 лет будут охвачены программами дополнительного образования; увеличится доля молодых людей, участвующих в деятельности молодежных общественных объединения, с 17 % в 2010 году до 28 % в 2020 году; повысится эффективность реализации молодежной политики в интересах инновационного развития страны [1]

В Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года определено, что в области модернизации образования будут реализованы следующие приоритетные меры:

- внедрение федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, позволяющих обучать школьников по современным образовательным программам и обеспечивающих полноценное развитие современной воспитательной компоненты в школе;

- обновление содержания и технологий образования по иностранному языку и естественно-научным предметам, достижение международного лидерства в обучении математике и естественно-научным предметам;

- завершение перехода к профильному обучению старшеклассников, позволяющему создать условия для углубленного изучения отдельных предметов, ориентированных на выбор будущей профессии;

- формирование национальной системы выявления и поддержки одаренных учащихся, создание профильных старших классов (гимназий) в структуре ведущих университетов;

- реконструкция и строительство детских садов, развитие альтернативных (негосударственных) форм дошкольного образования;

- модернизация системы подготовки и повышения квалификации учителей, создание механизмов мотивации педагогов, направленных на повышение качества работы и непрерывное профессиональное развитие, в рамках перехода к системе «эффективного контракта», сокращение формальной отчетности учителей в 2 раза;

- создание условий для тиражирования лучших образовательных практик учреждениями общего образования

Будет обеспечена реализация мер по расширению масштабов дистанционного образования на русском языке, доступного для граждан иностранных государств, поддержка школ, ведущих преподавание на русском языке, за рубежом, а также по формированию системы международных школьных олимпиад по русскому языку.

Правительство Российской Федерации считает, что предпосылкой для роста национальной конкурентоспособности и производительности труда должна стать модернизация системы высшего образования.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В 2018 году будет обеспечено вхождение 2 российских вузов в первую сотню ведущих мировых университетов (в 2020 году - 5 российских вузов), увеличение объема научных исследований, проводимых в вузах Предполагается расширить возможности для осуществления гражданами необходимого повышения квалификации и получения новой специальности Удельный вес численности выпускников образовательных организаций, трудоустроившихся в течение одного года после окончания обучения по полученной специальности, увеличится с 40 % в 2011 году до 55,6 % в 2018 году.

Основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации в развитии профессионального образования до 2018 года определены:

- реструктуризация сети вузов и реорганизация вузов, потерявших связь с рынком труда и не ведущих научных исследований;

- поддержка проектов модернизации заочного образования, включая масштабные открытые университеты;

- завершение перехода к нормативно-подушевому финансированию программ высшего образования;

- переход к системе «эффективного контроля» Средняя заработная плата преподавателей и мастеров производственного обучения образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования достигнет уровня средней заработной платы в соответствующем регионе, а преподавателей образовательных учреждений высшего профессионального образования - 200 % этого уровня;

- повышение нормативов финансирования образовательных программ высшего образования по инженерным, медицинским и естественно-научным направлениям подготовки (специальностям);

- запуск программы «Глобальное образование», которая обеспечит до 2015 года обучение за рубежом не менее 3 тысяч человек;

- обучение по программам прикладного бакалавриата до 30 % обучающихся по образовательным программам высшего образования;

- формирование многофункциональных центров прикладных квалификаций, осуществляющих обучение на базе среднего (полного) общего образования;

- формирование независимой системы оценки качества профессионального образования;

- расширение практики участия бизнеса в управлении и финансировании деятельности вузов

Результатом развития профессионального образования в период до 2018 года станет опережающее развитие непрерывного образования Обучение населения в возрасте 25-65 лет по программам дополнительного профессионального образования возрастет с 22 % в 2011 году до 49 % в 2018 году. При этом будут обеспечены поддержка развития корпоративных образовательных организаций, а также присоединение к ним учреждений начального профессионального образования [14]

В то же время модернизация образования сталкивается с многочисленными проблемами, власти не могут или не хотят использовать имеющиеся резервы . Это в полной мере проявилось при обсуждении законопроекта «Об образовании в Российской Федерации» В ходе дискуссий при обсуждении законопроекта было внесено немало дельных предложений Об этом говорили и представители российского Правительства Однако в принятый Федеральный закон № 273-ФЗ из них мало что попало Основные положения законопроекта Правительства были сохранены. Более того, в Федеральный закон № 273-ФЗ в спешке, запальчивой правоте большинства Государственной Думы, вкрались досадные «ляпы», которые предстоит устранять законодателям. Несложно заметить элементы небрежности, допущенные при утверждении Государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы

Совершенствование и развитие культуры Совершенствование социальной сферы во многом связано с состоянием и развитием культуры и туризма. Россия располагает значительным культурным наследием, которое опирается на имеющийся огромный потенциал Сфера культуры охватывает деятельность по сохранению объектов культурного наследия, развитию библиотечного, музейного, архивного дел, поддержке и развитию исполнительских

искусств (в том числе театрального, циркового, музыкального), кинематографии, современного изобразительного искусства, сохранению нематериального культурного наследия народов Российской Федерации и развитию традиционной народной культуры, укреплению межрегиональных и международных культурных связей .

Статистика, характеризующая состояние культуры как отрасли, не может не впечатлять . В начале 2012 года отрасль культуры включала 92160 бюджетных учреждений культуры На государственной охране состояло более 144 тысяч памятников истории и культуры, в том числе памятники архитектуры - 59 тысяч; памятники археологии - 57 тысяч; истории - 24 тысячи и монументального искусства - около

4 тысяч . Более 22 тысяч объектов имели федеральное значение Структуру отрасли культуры России составляли 618 театров; 44978 учреждений культурно-досугового типа; 368 парков; 143 концертные организации; 176 самостоятельных коллективов; 2631 музей, в том числе 108 музеев-заповедников; 43179 библиотек и 67 цирков [7]

В то же время в последние два десятилетия в развитии культуры четко прослеживается множество проблем, имеющих отрицательные тенденции Наличие серьезных негативных фактов в развитии культуры, ориентированной на духовные потребности маргинальных слоев общества, противоправные посягательства на объекты культуры, серьезно озаботили общество, что нашло отражение в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537. Указанные проблемы в Стратегии отнесены к главным угрозам национальной безопасности в сфере культуры

В Государственной программе Российской Федерации «Развитие культуры и туризма» на 2013-2020 годы, утвержденной

распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 г. № 2567-р, взвешенно проанализировано состояние российской культуры, вскрыты недостатки Среди них отмечаются следующие упущения .

• Стремительно развиваются коммерческие формы культуры и развлечения, находящиеся вне сферы влияния не только Минкультуры России, но и других государственных органов . В этой связи финансовые органы нередко усматривают возможность сокращать бюджетное финансирование сферы культуры Для сохранения баланса между различными формами творчества и культурной деятельности, для противовеса коммерциализации сферы и культуры, у которой есть и позитивная и негативная стороны, финансирование «высокой» культуры, культуры малых народов и немногочисленных культурных сообществ должно увеличиваться в соответствующей пропорции В противном случае возникает риск утраты тех ценностей, которые составляют основу национального единства и многообразия российской культуры

• По сравнению с началом 1990-х годов число театров выросло почти на 40 % . Однако количество театров и объемы театральных предложений по-прежнему не покрывают потребности населения страны По развитию сети театров Россия уступает большинству европейских стран Только в 20 % российских городов имеется свой театр В половине регионов России отсутствуют театры юного зрителя

• За последние 20 лет число филармоний и самостоятельных коллективов в стране выросло со 153 до 318 . Вместе с тем, несмотря на рост числа концертных организаций, количество концертов на протяжении этого периода снижалось С 1990 по 2010 год число филармонических концертов сократилось более чем наполовину

• За 25 лет количество симфонических оркестров выросло почти в 3 раза и достигло 74, однако это не соответствует даже числу субъектов Российской Федерации

• Крайне недостаточным является количество музеев-заповедников (всего 108 по всей России) Половина субъектов Российской Федерации вообще не имеют таких учреждений . Явно недостаточно их типовое разнообразие

• Число учреждений культурно-досугового типа (в том числе с киноустановками) сократилось по сравнению с началом 1990-х годов - с 72,6 тысячи (62,3 тыс в сельской местности) в 1990 году до 46,6 тысячи (41,1 тыс. на селе) в 2010 году. Доступность культурных форм досуга для жителей сельской местности и небольших городских поселений значительно снизилась

• Крайне неудовлетворительным остается состояние зданий и материальнотехнической оснащенности большинства организаций культуры, находящихся в ведении муниципальных образований Российской Федерации . Устаревание материальнотехнической базы учреждений культуры и утечки высококвалифицированных кадров (их старение) связаны с хроническим недофинансированием

• По состоянию на 1 января 2012 года в хорошем и удовлетворительном состоянии находилось всего 35,7 % памятников истории и культуры (без учета археологических памятников, то этот показатель примерно 60 %) Остальные имеют неудовлетворительное состояние, при этом 8 тыс объектов культурного наследия (или более 9 % от общего числа памятников архитектуры, истории и монументального искусства) находилось в аварийном или руинированном состоянии

• Многоаспектный характер носят недостатки в развитии кинематографии, которая не смогла стать экономически самостоятельной отраслью экономики, способной развиваться на основе современных рыночных механизмов и инвестиционных решений

• Требуют улучшения аспекты правового регулирования сферы культуры, связанные с:

- определением прав человека и гражданина в сфере культуры;

- определением отношений в сфере образования в области культуры;

- установлением социальных гарантий для творческих работников;

- организацией и развитием государственно-частного партнерства в области культуры;

- законодательным закреплением новых организационно-правовых форм организаций культуры (многофункциональные культурные и образовательные комплексы и др );

- защитой интеллектуальной собственности в телекоммуникационных сетях, ответственности информационных посредников за размещение контента, нарушающего авторские права

• Требуется переход к качественно новому уровню функционирования отрасли культуры, включая библиотечное, музейное, архивное дело, концертную, театральную и кинематографическую деятельность, традиционную народную культуру, сохранение и популяризацию объектов культурного наследия, а также значительному укреплению потенциала России в сфере культуры, в том числе для формирования положительного образа страны как в ее границах, так и за рубежом [7]

В целях реализации стратегической роли культуры как духовно-нравственного основания развития личности и государства, единства российского общества, а также развития туризма для приобщения граждан к мировому культурному и природному наследию Правительство Российской Федерации распоряжением от 27 12 2012 г № 2567-р утвердило Государственную программу Российской Федерации «Развитие культуры и туризма» на 2013-2020 годы.

В Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года намечено обеспечение реализации следующих приоритетных мер в сфере культуры:

- повышение к 2018 году средней заработной платы работников учреждений культуры до 100 % средней заработной платы в соответствующем регионе уже при увязке роста оплаты труда с повышением уровня квалификации и качества выполняемой работы;

- реализация мер по популяризации чтения среди детей и молодежи;

- увеличение количества детей, посещающих учреждения дополнительного образования в сфере искусства;

- создание и трансляция на общероссийских телевизионных и радиовещательных каналах тематических передач в области классической музыки, театра, изобразительного искусства, архитектуры, литературы и истории, в том числе передач, ориентированных на детскую и подростковую аудитории;

- программное и информационное наполнение единого интернет-портала популяризации культурного наследия России «Культура рф», обеспечение в рамках этого портала свободного доступа пользователям информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» к фильмам и спектаклям выдающихся российских режиссеров театра и кино, мастер-классам известных деятелей культуры и искусства, а также к сайтам музеев и библиотек;

- расширение стипендиальных программ для молодых российских деятелей культуры и искусства с увеличением к 2015 году количества стипендий до 4000;

- создание многофункциональных центров культурного развития в малых и средних городах с использованием современных телекоммуникационных технологий;

- внедрение и использование механизмов государственно-частного партнерства для решения задач сохранения историко-культурного наследия, привлечения инвестиций в строительстве объектов культуры и туристической инфраструктуры [14].

Развитие физической культуры и спорта

В последние годы в социальной сфере сформировалась в качестве самостоятельной отрасли физическая культура и спорт. Цели и задачи государственной политики в сфере физической культуры и спорта определены в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября

2008 г. № 1662-р, Государственной программе Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 20. 03.2013 г. № 402-р, Стратегии развития физической культуры и спорта на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 августа 2009 г. № 1101-р, указах Президента Российской Федерации, которые предусматривают создание условий для ведения гражданами здорового образа жизни, развития массового спорта и повышения конкурентоспособности российского спорта на международной арене

На развитие физической культуры и спорта положительное влияние оказывает современная нормативная правовая база отрасли . Принят Федеральный закон от 4 декабря 2007 г № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», а также свыше 350 иных нормативных правовых актов

В Российской Федерации функционируют около 5 тыс учреждений дополнительного образования детей спортивной направленности, в которых обучаются более

3,5 млн . человек. Функционируют 52 училища олимпийского резерва В них совершенствуют спортивное мастерство более 10 тыс спортсменов

Ежегодно в России проводится более 10 тыс официальных спортивных мероприятий, что потенциально позволяет вовлекать в занятия физической культуры и

спортом более 100 млн человек Возрождено спартакиадное движение, функционируют система проведения всероссийских спортивных соревнований школьников «Президентские состязания» и «Президентские спортивные игры», спортивные студенческие лиги и т д

В 2008-2012 годах сдано в эксплуатацию и реконструировано более 15 тыс. объектов спорта В стране функционируют более 253 тыс объектов спорта, в том числе

133,6 тыс плоскостных спортивных сооружений, 74,3 тыс спортивных залов,

4,4 тыс плавательных бассейнов В 2012 году по сравнению с 2008 годом количество плоскостных спортивных сооружений увеличилось на 10,4 тыс., количество спортивных залов - на 5,6 тыс., бассейнов - на 705 единиц

В результате принятых мер:

- увеличена численность граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом По сравнению с 2008 годом в 2012 году этот показатель возрос на 6,1 % и составил 22 % от общей численности населения России;

- российские спортсмены успешно выступили на Играх XXX Олимпиады и XIV Паралимпийских летних играх 2012 года в Лондоне, блестящий результат достигнут студентами-спортсменами на XXVII Всемирной летней универсиаде 2013 года в г Казани Могут успешно россияне выступить и на XXII Олимпийских зимних играх и XI Паралимпийский зимних играх в г. Сочи.

Вместе с тем в развитии физической культуры и спорте имеются серьезные недостатки, недостаточно эффективно решаемые проблемы. К 2020 году необходимо удвоить число граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в том числе среди учащихся и студентов, и в семь раз повысить значение данного показателя для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов

Запланировано, что доля граждан Российской Федерации, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в 2015 году составит не менее 30 % их общей численности, а в 2020 году - не менее 40 %, что соответствует показателям ведущих в спортивном отношении стран мира

Для лиц с ограниченными возможностями здоровья величина данного показателя в 2015 году составит не менее 10 %, в 2020 году - не менее 20 %; для учащихся и студентов - не менее 60 % и 80 % соответственно

Одновременно предстоит обеспечить успешное развитие спорта высших достижений [8]

Правительство Российской Федерации считает, что для сохранения положительной динамики и устойчивого развития физической культуры и спорта в ближайшие годы необходимо:

- обеспечить сохранение темпов строительства и реконструкции объектов спорта с учетом потребностей лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов;

- завершить модернизацию системы подготовки спортивного резерва и обеспечить внедрение федеральных стандартов спортивной подготовки и эффективность деятельности учреждений, осуществляющих спортивную подготовку;

- создать условия для подготовки спортивных сборных команд по олимпийским и паралимпийским видам спорта на территории России и осуществления конкурентоспособных прикладных научных исследований и экспериментальных разработок, направленных на развитие спорта высших достижений;

- принять дополнительные меры по повышению качества медико-биологического и антидопингового обеспечения спорта высших достижений;

- повысить привлекательность физической культуры и спорта как сферы профессиональной деятельности, принять дополнительные меры по совершенство-

ванию системы оплаты труда и социальной защиты спортсменов, квалифицированных тренеров и тренеров-преподавателей;

- повысить эффективность пропаганды физической культуры и спорта, включая производство и распространение информационно-просветительских программ, подготовленных с участием государственных телерадиокомпаний, увеличить объем вещания на эти цели

Ставится задача расширить представительство и активизировать участие России в международных спортивных организациях.

В рамках Государственной программы Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта» предусматривается реализация четырех подпрограмм:

- «Развитие физической культуры и массового спорта»;

- «Развитие спорта высших достижений и системы подготовки спортивного резерва»;

- «Подготовка и проведение чемпионата мира по футболу ФИФА 2018 года в Российской Федерации»;

- «Управление развитием отрасли физической культуры и спорта» [8]

Пенсионная реформа, социальные гарантии и социальная поддержка граждан

Правительство Российской Федерации в ближайшие годы (до 2018 г. ) предполагает внесение серьезных изменений в пенсионную систему, системы социальных гарантий и социальной поддержки граждан.

Положено энергичное начало пенсионной реформы, которая должна обеспечить повышение пенсий, сбалансированное с финансовыми источниками Рост пенсий в реальном выражении к 2018 году составит по сравнению с 2012 годом 2028 %. При этом средний размер трудовой пенсии по старости в 2018 году достигнет уровня не менее двух прожиточных минимумов пенсионера

Намечено, что при проведении пенсионной реформы будет обеспечено:

- право граждан направить 4 % страховых взносов в системе обязательного пенсионного страхования на формирование накопительной части трудовой пенсии (в том числе после 1 января 2014 г. );

- введение механизма, увязывающего размер трудовой пенсии с продолжительностью нормативного стажа;

- установление в более высоком размере пенсии для граждан, принявших решение отсрочить назначение пенсии после достижения пенсионного возраста;

- установление дополнительных взносов для финансирования досрочных пенсий по условиям труда;

- предоставление самозанятым гражданам права выбора уровня страховой нагрузки и соответствующего объема пенсионных прав;

- создание условий для гарантированной сохранности пенсионных накоплений на долгосрочную перспективу и усиление надзора за институтами коллективного инвестирования, управляющими этими средствами;

- создание стимулов для формирования дополнительных пенсионных накоплений в рамках корпоративных и частных пенсионных систем, позволяющих повысить уровень пенсий [14]

Предстоит модернизация системы социальных гарантий и социальной поддержки граждан, они станут более справедливыми и гибкими, будут внедрены современные механизмы реабилитации инвалидов, содействующие их возвращению к трудовой деятельности, реализованы мероприятия по созданию для инвалидов доступной среды жизнедеятельности Будет налажено обеспечение инвалидов современными техническими средствами реабилитации, что позволит повысить доступность занятости инвалидов, в том числе на создаваемых для них специализированных рабочих местах.

Правительство Российской Федерации предусматривает оказание системной поддержки семей, имеющих трех и более детей,

включая введение в регионах ежемесячной денежной выплаты, реализацию мер по улучшению жилищных условий, введение мер, позволяющих обеспечить совмещение семейных обязанностей с профессиональной деятельностью, а также направленных на организацию профессионального обучения (переобучения) женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.

В результате реализации мер по профилактике семейного неблагополучия и отказов от детей при рождении, по предотвращению лишения родителей родительских прав и поддержке устройства детей-сирот в семьи количество детей, находящихся без попечения родителей в детских домах и домах ребенка, сократится к 2018 году более чем вдвое

Будет обеспечено развитие занятости и социального обслуживания лиц старшего возраста, развитие геронтологической службы [14]

Заключение

Рассмотренные нами государственные программы Российской Федерации имеют существенное значение в реализации направления «Новое качество жизни» Все они предусматривают меры, направленные на повышение качества социальной и культурной среды, уровня жизни населения, кадрового потенциала, конкурентоспособности социальных секторов экономики. Государственные программы охватывают среднесрочные и долгосрочные цели, приоритеты и основные направления демографической политики, политики модернизации здравоохранения и образования, рынков труда и жилья, предусматривают снижение уровня преступности, повышение эффективности системы защиты граждан от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

Реализация государственных программ Российской Федерации, федеральных целевых программ, приоритетных национальных проектов оказывает и будет оказывать позитивное влияние на изменения в социаль-

ной сфере: образовании, здравоохранении, физической культуре и спорте, культуре, демографии, обеспечении жильем, пенсионном обеспечении и т д Это будет повышать значимость социальной сферы в переходе Российской Федерации к устойчивому развитию Вместе с тем здесь не обойтись без серьезного мониторинга, извлечения уроков из ошибок, упущений, просчетов Только объективный анализ в ближайшие годы, например, позволит сделать выводы о том, кто же был прав в жарких дискуссиях при принятии Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании» или Федерального закона о реформировании РАН Население страны ждет внятного (понятного) и эффективного законодательства о пенсионном обеспечении Многие убеждены, что в серьезной модернизации нуждается жилищно-коммунальное хозяйство Мы не против роста роли населения в реформировании ЖКХ, но категорически не приемлем стремление властей всех уровней отстраниться (уйти, «сбежать») от решения жилищных проблем . Ведь комфортность, устроенность жизни человека, как правило, определяются простыми и понятными вещами: наличием жилья, медицинского учреждения, школы, вуза, учреждения культуры и, конечно же, работы (зарплаты), пенсионного обеспечения С большим сожалением отмечаем серьезные проблемы в обеспечении доступной среды, в которой нуждаются около 13 млн инвалидов России (около 8,8 % населения страны) Ситуация может быть изменена в лучшую сторону в случае реализации Государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2015 годы (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.11.2012 г. № 2181-р) [5]. Вопросы модернизации социальной сферы должны занимать центральное положение в проводимых мероприятиях по переходу к устойчивому развитию как Российской Федерации, так и ее субъектов, и отдельных территорий, особенно сельской местности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Список литературы

1. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы . Утверждена распоряжением Правительства РФ от 15.05.2013 г. № 792-р. [Электронный ресурс]. - Режим доступа : www. consultant ru (Дата сохранения: 15. 10 . 2013).

2. Государственная программа Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» Утверждена распоряжением Правительства РФ от 30 11 2012 г № 2227-р [Электронный ресурс]. - Режим доступа : www. consultant ru (Дата сохранения: 14. 10 . 2013).

3 Государственная программа Российской Федерации «Социальная поддержка граждан» Утверждена распоряжением Правительства РФ от 27 12 2012 г № 2553-р // СЗ РФ. - 31. 12. 2012. - № 53 (ч . 2). - Ст.8054.

4 Государственная программа Российской Федерации «Содействие занятости населения» Утверждена распоряжением Правительства РФ от 22 11 2012 г № 2149-р [Электронный ресурс] - Режим доступа : www. consultant ru (Дата сохранения: 04. 10.2013).

5 Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2015 годы Утверждена распоряжением Правительства РФ от 28 11 2012 г № 2131-р . [Электронный ресурс]. - Режим доступа : www. consultant, ru (Дата сохранения: 08. 10.2013).

6. Государственная программа Рос-

сийской Федерации «Развитие здравоохранения» Утверждена распоряжением Правительства РФ от 24 12 2012 г № 2511-р [Электронный ресурс] - Режим доступа : www consultant ru (Дата сохранения: 6 . 10 . 2013).

7 Государственная программа Рос-

сийской Федерации «Развитие культуры и туризма» на 2013-2020 годы . Утверждена распоряжением Правительства РФ от 27 12 2012 г № 2567-р [Электронный ре-

сурс]. - Режим доступа : www. consultant ru (Дата сохранения: 15. 08.2013).

8. Государственная программа Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта» . Утверждена распоряжением Правительства РФ от 20. 03.2013 г № 402-р. [Электронный ресурс]. - Режим доступа : www.consultant.ru (Дата сохранения: 04.10.2013).

9. Заключение Счетной палаты Российской Федерации на отчет об исполнении федерального бюджета за 2012 год (основные положения). - М ., 2013.

10 . Исполнение федерального бюджета и бюджетов системы Российской Федерации за 2012 год. - М ., 2013. - 139 с.

11. Итоговый документ Конференции Организации Объединенных Наций по устойчивому развитию . Рио-де-Жанейро, Бразилия, 20-22 июня 2012 года Резолюция, принятая Генеральной ассамблеей 66/288. Будущее, которого мы хотим . 11 сентября 2012 года. A/RES/66/288.

12. Мау В.А. Человеческий капитал -вызовы для России / В .А . Мау// Развитие человеческого капитала Сб научных статей - М : Издательский дом «Дело», 2013

13. Общественное здоровье и здравоохранение. Национальное руководство / Под ред . В . И . Стародубова, О . П. Щепина и др . - М . : ГЭОТАР-Медиа, 2013. - 624 с.

14 Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года Утверждены Председателем Правительства Российской Федерации Д Медведевым 31 января 2013 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа : www. consultant, ru (Дата сохранения: 19.11.2013).

15 Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» // СЗ РФ - 7 мая 2012 г -№ 19,- Ст. 2334.

16 Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г № 598 «О совершенствовании государственной политики

Проблемы получения внешних инвестиций для современной России

в сфере здравоохранения» // СЗ РФ. - 7 мая

2012 г.- № 19.- Ст. 2335.

17. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»// СЗ РФ. -7 мая 2012 г. - № 19. - Ст. 2336.

18 . Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации

доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг» // СЗ РФ. - 7 мая 2012 г. - № 19 . -Ст 2337

19 Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г № 606 «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации» // СЗ РФ - 7 мая

2012 г - № 19 - Ст 2243

УДК 336. 61

С.В. Каледин* ПРОБЛЕМЫ ПОЛУЧЕНИЯ ВНЕШНИХ ИНВЕСТИЦИЙ ДЛЯ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Каледин С.В. Проблемы получения внешних инвестиций для современной России. - Статья .

Привлечение иностранного капитала относится к стратегическим задачам развития российской экономики . Особую роль в этом процессе играют прямые инвестиции, которые обеспечивают доступ к финансовых ресурсам, современным технологиям, управленческим навыкам, а также напрямую способствуют повышению конкурентоспособности отечественной экономики, ее устойчивому росту и улучшению уровня жизни российских граждан . В этой связи создание благоприятных условий для увеличения притока средств иностранных инвесторов является одним из приоритетных направлений государственной экономической политики в РФ

Только эффективная реализация экономических и административных реформ, дерегулирование, борьба с коррупцией, совершенствование законодательства и правоприменительной практики, наряду с активной работой по привлечению иностранных инвесторов и улучшению имиджа России за рубежом позволят ей преодолеть последствия кризиса, встать на путь устойчивого экономического роста и занять достойное место на мировом рынке

Ключевые слова: иностранные инвестиции, прямые инвестиции, портфельные инвестиции, экономический рост, экономическая политика

Kaledin S.V Problems in obtaining of foreign investment in modern Russia. - Article .

Attracting of foreign investment refers to the strategic objectives of the Russian economy. Special role in this process belongs to direct investment, which provide access to financial resources, advanced technology, management skills, as well as directly contribute to increasing the competitiveness of the domestic economy, sustainable growth and standard of Russian citizens life improvement. In this regard, the creation of favorable conditions for increasing of foreign investments is one of the priorities of the Russian Federation state policy

Only the effective implementation of economic and administrative reforms, deregulation, corruption combating, improvement of legislation and law practice, along with active work on attracting of foreign investors and improvement of Russia's image abroad will enable Russia to overcome the consequences of the crisis, to embark on a path of sustainable economic growth and take her rightful place on the world market.

Keywords: foreign investment, direct investment, portfolio investment, economic growth, economic policy

* Каледин Сергей Викторович - профессор Челябинского филиала Университета Российской академии образования доктор экономических наук, г. Челябинск, Россия .

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.