Научная статья на тему 'Особенности инвестирования в сфере культуры на современном этапе развития'

Особенности инвестирования в сфере культуры на современном этапе развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2578
221
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИИ / ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС / МЕХАНИЗМ ИНВЕСТИРОВАНИЯ / ФАКТОРЫ ВЛИЯНИЯ / СФЕРА КУЛЬТУРЫ / КУЛЬТУРНЫЙ КОМПЛЕКС / INVESTMENT / INVESTMENT PROCESS / INVESTMENT MECHANISM AND FACTORS OF INFLUENCE / SPHERE OF CULTURE AND CULTURAL COMPLEX

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сазонова Екатерина Владимировна

В статье рассмотрены особенности инвестирования в отрасль культуры на современном этапе развития, осуществлена классификация факторов по виду влияния на повышение эффективности инвестиционных процессов в сфере культуры, проведен анализ основных характеристик действующей модели финансирования культуры в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности инвестирования в сфере культуры на современном этапе развития»

ОСОБЕННОСТИ ИНВЕСТИРОВАНИЯ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ

FEATURES OF INVESTING IN THE FIELD OF CULTURE AT THE PRESENT STAGE OF DEVELOPMENT

УДК 330.322.3 : 008

САЗОНОВА Екатерина Владимировна

доцент кафедры управления экономическими и социальными процессами Санкт-Петербургского государственного университета кино и телевидения, кандидат экономических наук, доцент, sazonova_liki@mail.ru

SAZONOVA Ekaterina Vladimirovna

associate Professor, Department of economic and social processes, St. Petersburg state University of cinema and television, candidate of economic Sciences, associate Professor, sazonova_liki@mail.ru

Аннотация.

В статье рассмотрены особенности инвестирования в отрасль культуры на современном этапе развития, осуществлена классификация факторов по виду влияния на повышение эффективности инвестиционных процессов в сфере культуры, проведен анализ основных характеристик действующей модели финансирования культуры в России.

Ключевые слова: инвестиции, инвестиционный процесс, механизм инвестирования, факторы влияния, сфера культуры, культурный комплекс.

Annotation.

The article describes the main factors affecting the attraction of investment into the sector of culture at the present stage of development, carried out by type classification of factors influence the effectiveness of the investment processes in the sphere of culture, an analysis of the main characteristics of the current model of financing culture in Russia.

Key words: investment, investment process, investment mechanism and factors of influence, sphere of culture and cultural complex.

Отрасль культуры в современных условиях характеризуется отсутствием действенных механизмов управления, позволяющих привлекать к данному сектору экономики значительные объемы финансовых ресурсов, так как органами управления (федеральными, региональными, муниципальными) на современном этапе развития не созданы действенные

нормативно-правовые основы, позволяющие эффективно взаимодействовать субъектам хозяйствования культурного комплекса России с финансовыми, банковскими структурами, лизинговыми компаниями, организациями других отраслей народного хозяйства.

По мнению автора, при определении направлений инвестиционной деятельности в

отрасли культуры целесообразно в первую очередь рассмотреть факторы, влияющие на инвестиционную деятельность в данной сфере в современных условиях хозяйствования.

Рассматривая экономические и финансовые факторы, отрицательно влияющие на повышение эффективности инвестиционных процессов в сфере культуры, следует отметить [1; 3]:

• несовершенство налогового стимулирования;

• слабую развитость и отсутствие стабильности и надежности в функционировании банковской системы;

• неразвитость принципов и критериев финансирования учреждений культуры;

• отсутствие долгосрочной федеральной культурной политики;

• слабое развитие видов современного искусства в России;

• низкий уровень доходов населения и нерегулярный характер спроса на культурные продукты;

• несовершенство форм и методов взаимодействия с потребителями культурных услуг;

• неразвитость процессов оказания спонсорской и меценатской помощи;

• устаревшая материально-техническая база учреждений культуры.

Не менее негативно влияют на процессы инвестирования в сферу культуры сокращение средств спонсоров и меценатов; падение спроса на услуги организаций культуры; сокращение государственных расходов на культуру (в первую очередь, из региональных и местных бюджетов), а также низкие темпы проведения бюджетной реформы. Данные факторы затрудняют привлечение в сферу культуры отечественных и иностранных инвестиций.

К факторам, положительно влияющим на повышение эффективности инвестиционных процессов в сфере культуры, можно также отнести [1; 3]:

• заинтересованность государственных структур в решении проблем внедрения информационных технологий. Созданы системы телекоммуникаций, электронной почты,

спутниковой и цифровой связи, обеспечен выход в зарубежные коммуникационные сети и их базы данных;

• расширение разнообразия форм и методов внебюджетной поддержки, рост финансирования культурных комплексов;

• разработку стратегических ориентиров развития сферы культуры, реализация целевых культурных программ;

• диверсификацию основных направлений деятельности культурных учреждений, развитие творческих индустрий;

• повышение качества и обеспечение разнообразия культурных услуг, создание маркетинговых альянсов.

Однако, по мнению автора, наиболее существенным фактором, способным значительным образом повлиять на повышение эффективности инвестиционных процессов в сфере культуры в России, является наличие высококвалифицированных специалистов в различных областях, имеющих необходимый уровень знаний для эффективной деятельности в сфере культуры в условиях усиливающейся конкуренции.

Таким образом, инвестирование в сферу культуры - это сложный многогранный процесс, на который оказывает влияние множество факторов, учет которых позволяет повысить адаптивность реагирований всей макроэкономической системы в условиях складывающихся рыночных отношений. С практической точки зрения, знание факторов, механизма их влияния на инвестиционную деятельность в культурном комплексе и эффективность социальных инвестиций являются основой для разработки научно обоснованной системы инвестирования и более эффективного управления инвестиционным процессом в сфере культуры.

В этой связи отметим, что рыночная инфраструктура представляет собой социально-экономическую систему, обеспечивающую свободный обмен и перераспределение различного рода ресурсов, на основе которых возможно эффективное функционирование отдельных частей и объектов такой системы, их регулирование, как и системы в целом, в связи с конъюнктурными колебаниями рын-

ка. Следует пояснить то обстоятельство, что в современной экономической литературе нередко все взаимоотношения между субъектами финансового рынка отождествляют как инвестиционные со всеми вытекающими из этого характеристиками осуществления инвестиционного процесса [1]. Действительно, рынок, на котором продаются и покупаются финансовые ресурсы для вложения в материальную и социальную сферы, можно назвать инвестиционным. Это связано с тем, что в конечном итоге на финансовом рынке, будь-то любой из его секторов - денежный рынок или рынок ссудного капитала, а также рынок ценных бумаг, денежные средства трансформируются в инвестиционный процесс. При этом один участник рыночного инфраструктурного комплекса становится инвестором, а другой - объектом потребления инвестиций. Вместе с этим необходимо учитывать и то обстоятельство, что каждый из объектов инфраструктуры рынка может быть непосредственным инвестором и потребителем инвестиций в проекты и программы, риски участия в которых для инвестора должны быть предпочтительно минимальны.

В целом, можно отметить, что наиболее действенным рычагом воздействия на процессы инвестирования является проводимая на государственном уровне инвестиционная политика в сфере культуры, способствующая решению многих социальных проблем. Однако в настоящее время государственными органами управления не уделяется необходимого внимания созданию системы инвестирования в культурный комплекс страны как на макро-, так и на микроуровне. С начала рыночных преобразований в нашей стране государственными органами управления так и не были разработаны основные методологические и методические положения по созданию системы инвестирования в социально-культурную сферу, отвечающие современным требованиям развития экономики. Таким образом, отсутствие эффективного механизма инвестирования и методик оценки инвестиционной привлекательности культурного комплекса в большинстве субъектов Российской Федерации, а также на уровне от-

дельных учреждений и организаций отрасли отрицательно отражается на инвестиционной деятельности в сфере культуры и экономике страны в целом.

На наш взгляд, при инвестировании в сферу культуры основным конструктивным элементом является определение того, кто, какие и в каком объеме осуществляет инвестиционные вложения для повышения уровня социальной эффективности страны в целом. Значит, отличительными особенностями субъектов социально-культурного взаимодействия является то, какими именно ресурсами они располагают и посредством какого инструментария будет осуществляться инвестирование в сферу культуры. Отметим, что ресурсами могут быть как финансовые средства из различных источников, так и управленческие и налоговые инструменты. Следовательно, инвестиции в сферу культуры могут рассматриваться как процедура аккумулирования и комплексного вовлечения всех возможных видов ресурсов в решение приоритетных социально-культурных проблем для получения требуемого синергетического эффекта.

По мнению автора, в настоящее время назрела серьезная необходимость в создании предпосылок для обеспечения сферы культуры России.

Отметим, что курс, начатый представлением пакета социальных законов в Государственную Думу, отвечает задачам экономического роста. Но при этом следует учитывать, что в настоящее время главным для культуры законом являются «Основы законодательства Российской Федерации о культуре», которые были приняты в 1992 году - еще до принятия Конституции РФ и основных кодексов (Бюджетного, Налогового, Гражданского). То есть правовая система государства развивалась и совершенствовалась, а законодательного закрепления «культурных» прав так и не появилось. Кроме того, за десятилетия, прошедшие после принятия «Основ законодательства Российской Федерации о культуре», процессы глобализации, появление и развитие различных субкультур, новых информационнокоммуникационных технологий повлияли на структуру культуры в целом. Поэтому зако-

нодательству в сфере культуры нужны правовые средства, позволяющие решать практические проблемы, стоящие перед культурным комплектом, в том числе и в области финансирования.

В целом можно определить следующие основные характеристики действующей модели финансирования культуры в России [3]:

• административная модель распределения общественных ресурсов;

• доминирование формы прямого бюджетного финансирования;

• государственные органы культуры выступают в качестве распорядителей бюджетных средств, которым выделяются не сами денежные средства, а лимиты бюджетных ассигнований;

• механизмы государственно-частного партнерства в сфере культуры находятся в латентном состоянии;

• слабые позиции спонсорства и меценатства, а также несовершенство системы налогового протекционизма для участников культурной деятельности препятствуют привлечению внебюджетных источников финансирования культуры.

Несмотря на то, что в настоящее время в России существует достаточно хорошо отработанная процедура разработки программ инвестирования в различные сектора и отрасли экоомики, однако при этом неэффективна работа по их экспертной оценке со стороны независимых специалистов на разных стадиях развития, а также по созданию действенных механизмов реализации, корректировки и контроля за исполнением указанных директив. По мнению автора, в настоящее время назрела необходимость формирования мер, позволяющих создать действенный механизм инвестирования сферы культуры посредством определения условий взаимодействия государственных органов управления на различных уровнях и некоммерческих организаций. На наш взгляд, механизмы социального инвестирования путем взаимодействия государства с некоммерческими организациями должны строиться исходя из следующих положений:

• наличие четкой согласованной и недвусмысленной системы правовых норм и регуляторов, обеспечивающих их взаимодействие;

• открытые и контролируемые процедуры разработки и реализации программ соци-ально-культурых реформ;

• расширение форм и способов финансирования организаций культурного комплекса;

• формирование фиксированных и согласованных правил оценки, осуществления и контроля за ходом реализации программных или иных мероприятий.

Таким образом, любые усилия в этом направлении должны быть корректно спланированными и нацеленными на получение рассчитанного положительного социального эффекта, а инвестирование в сферу культуры должно рассматриваться также как процесс принятия инвестиционных решений, основанных на оценке социальных результатов проекта, то есть его соответствие социальным нормам, стандартам и условиям прав человека.

На наш взгляд, наиболее значимым результатом проведения реформ в сфере культуры стало понимание того, что инвестиции в культурный комплекс, как правило, не имеют прямого экономического эффекта. Результат такого инвестирования должен быть направлен на формирование человеческого капитала, то есть давать социальный эффект для общества в целом. Многочисленные исследования последних лет определяют роль человеческого капитала как одного из ключевых факторов успешного экономического развития. Наличие человеческого капитала значительно снижает издержки бизнеса и посредством укрепления доверия, координации и кооперации на всех уровнях ведет к повышению производительности труда, тогда как его отсутствие ведет к нарастанию конфликтов и снижению эффективности. По словам датского экономиста П. Маскелла, «если не создавать рабочие места, не обеспечивать базовый доход и не препятствовать социальной изоляции менее квалифицированной части населения, процесс накопления (и сохранения) социального капитала приостановится и сопряженные с ним экономические выгоды будут утеряны» [2]. Автор полностью согласен с данным утверждением и считает, что именно взаимосвязь социального капитала и экономического роста будет залогом эф-

фективного развития культурного комплекса России. Следовательно, в современных условиях мы можем говорить о том, что по мере того как в процессе глобализации прежние локальные преимущества становятся повсеместно доступными, конкурентоспособность организаций, действующих на мировом рынке, все в большей мере определяется двумя факторами - способностью сохранять и развивать человеческий капитал, а также возможностью создавать и наращивать социальную прибыль.

Если в экономике прибыль - денежный эквивалент, то в социально-культурной сфере, на наш взгляд, это понятие значительно более многомерное и с трудом на сегодняшний день поддающееся измерению. Автору представляется спорным утверждение тех специалистов, которые считают, что не может быть никакой социальной прибыли. Так как при изучении других литературных источников можно сделать вывод о том, что в настоящий момент целый ряд самых разнообразных показателей и исследований делают возможным определение и раскрытие понятия социальной прибыли. Так, например, в качестве отправной позиции можно рассмотреть индекс человеческого потенциала, который уже на протяжении полутора десятков лет исчисляется Мировым банком для определения инвестиционной привлекательности той или иной страны. Однако, на наш взгляд, этот индекс представляет собой механистический показатель, не имеющий динамики. Возможно, было бы целесообразней рассматривать социальную прибыль как совокупность более детальных исследований, в том числе и социологических. Также автор полностью согласен с тем, что для определения социальной прибыли могут применяться такие показатели, как

валовой внутренний продукт и уровень качества жизни, которые характеризуют не только исключительно механистические позиции, но и социальные позиции, посредством отражения зрелости и готовности общества к более качественному уровню жизни.

Таким образом, можно отметить, что формирование и развитие системы и механизмов инвестирования культурного комплекса в России должно отвечать экономической и социальной стабилизации, а также способствовать росту эффективности деятельности хозяйствующих субъектов данной сферы. При этом отметим то, что рост инвестиционных вложений в социально-культурную сферу возможен при реализации следующих условий:

• независимости хозяйствующих субъектов в решении финансовых проблем;

• заинтересованности объектов рыночной инфраструктуры в получении прибыли;

• проявлении оперативной самостоятельности;

• четко сформулированных социальнокультурных целей;

• возрастания уровней конкуренции на внутреннем и внешнем рынках.

Культура должна быть введена в ранг национальных приоритетов, не ограничиваясь форматом федеральной целевой программы Министерства культуры Российской Федерации «Культура России (2012-2016 гг.)». Несмотря на сокращение государственный расходов, развитие культуры требует активной государственной поддержки, которая, на наш взгляд, заключается в смене парадигмы и переходе от государства-мецената к государ-ству-инвестору, когда расходы на культуру будут оцениваться не только с точки зрения экономической эффективности, но и являться инвестициями в человеческий потенциал.

Список литературы

1. Переверзев М. П. Менеджмент в сфере культуры и искусства. М.: Инфра-М, 2010.

2. Инвестиции: системный анализ и управление. Под ред. К. В. Балдина. М.: Дашков и К, 2010.

3. http://fcpkultura.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.