Научная статья на тему 'Конструктивные направления адаптации мирового опыта инвестирования в сельское хозяйство к условиям Украины'

Конструктивные направления адаптации мирового опыта инвестирования в сельское хозяйство к условиям Украины Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
279
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИРОВАНИЕ / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ / СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / АГРОФОРМИРОВАНИЯ / ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ / ИНСТРУМЕНТЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Черный Р. В.

Произведен анализ исторических условий развития инвестиционной политики, выявлены ее ключевые инструменты в сельском хозяйстве развитых стран и стран Центральной и Восточной Европы. Предложены действенные инструменты стимулирования инвестиционной деятельности агроформирований в Украине.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Constructive directions of the adaptation of the world agricultural investment experience to the conditions of the Ukraine /

The analysis is conducted of the historical conditions of the development of the investment policy, its key instruments in agriculture of developed countries and countries of Central and Eastern Europe are revealed. Effective instruments for stimulating investment activity of agricultural formations in the Ukraine are offered.

Текст научной работы на тему «Конструктивные направления адаптации мирового опыта инвестирования в сельское хозяйство к условиям Украины»

Р. В. ЧЕРНЫЙ

Конструктивные направления адаптации мирового опыта инвестирования в сельское хозяйство к условиям Украины

Произведен анализ исторических условий развития инвестиционной политики, выявлены ее ключевые инструменты в сельском хозяйстве развитых стран и стран Центральной и Восточной Европы. Предложены действенные инструменты стимулирования инвестиционной деятельности агроформирований в Украине.

Ключевые слова: инвестирование, инвестиционная политика, зарубежный опыт, сельское хозяйство, агроформирования, инвестиционный климат, инструменты стимулирования инвестиционной деятельности.

Constructive directions of the adaptation of the world agricultural investment experience to the conditions of the Ukraine. R.V. CHYORNIY.

The analysis is conducted of the historical conditions of the development of the investment policy, its key instruments in agriculture of developed countries and countries of Central and Eastern Europe are revealed. Effective instruments for stimulating investment activity of agricultural formations in the Ukraine are offered.

Key terms: investing, investment policy, foreign experience, agriculture, agricultural formations, investment climate, instruments for stimulating investment activity.

Развитие аграрного сектора экономики является глобальной проблемой, которая актуализируется на фоне обострения продовольственного кризиса и роста цен на продукты питания. Украина относится к ряду стран с наименее реализованным потенциалом агропро-довольственного производства, для которых активизация инвестиционной деятельности аграрных формирований становится важной задачей государственной политики, призванной сформировать благоприятный инвестиционный климат и условия для привлечения и освоения инвестиций.

Для обеспечения максимальной эффективности инвестиционной аграрной политики следует развивать ее в единстве с общегосударственной инвестиционной стратегией, принимая во внимание мировой опыт. Учитывая место Украины в системе мировых экономических отношений, кроме передового опыта стран, достигших высокого

уровня социально-экономического развития (США, Канада, Германия, Великобритания, Франция, Италия и др.), интерес в плане адаптации успешного опыта инвестиций представляют страны, которые имели схожие исходные позиции и получили существенные результаты трансформации инвестиционной политики к новым условиям (страны Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ)).

Задачей данного исследования стала разработка конструктивных направлений адаптации мирового опыта регулирования инвестиционной политики в сельском хозяйстве к условиям Украины.

Инвестиционная политика, по словам А.А. Кириченка и А.И. Харченка, представляет собой комплекс правовых, административных и экономических мер, направленных на распространение и активизацию инвестиционных процессов [5, с. 64]. Учитывая такое определение, в ходе анализа мирового опыта инвестиционной деятельности в АПК целесообразно определить, какие именно меры обеспечили результат. Кроме этого, следует установить, в каких условиях они применялись и будут ли иметь такое же влияние в Украине с учетом современной ситуации.

Было бы ошибкой применять зарубежный опыт содействия инвестированию в аграрной сфере Украины без учета исторического аспекта. Поскольку, исходя из исторических условий в странах, опыт которых рассматривается, инструменты инвестиционной политики менялись в зависимости от макроэкономической ситуации. Развитие инвестиционной политики в западных странах после окончания Второй мировой войны прошло несколько этапов (табл. 1).

Таблица 1

Этапы проведения инвестиционной политики в высокоразвитых странах

Этап Ключевые аспекты инвестиционной политики

I этап, 1945-середина 1950-х гг. - Налоговая политика направлена на увеличение удельного веса самофинансирования инвестиций (США); - Введение налога на корпорации, дифференцирует ставки налогообложения распределенной и нераспределенной прибыли (Великобритания); - Создание специального фонда для финансирования инвестиций стратегических отраслей (Германия); - Использование методов ускоренной амортизации; - Доля государственных средств в валовых инвестициях более 30 %, интенсивно инвестируются средства в инфраструктуру (Франция); - Безвозмездная помощь для финансирования инвестиций в сельское хозяйство, судостроение, добывающую промышленность и жилищное строительство; - Административно-правовая нормализация государственного регулирования инвестиционной деятельности, ее отраслевой и региональной структуры, использование антициклических мероприятий для стабилизации частных инвестиций.

Окончание табл. 1

Этап Ключевые аспекты инвестиционной политики

II этап, середина 1950-х - конец 1970-х гг. - Усиление антициклической регуляции инвестиций за счет варьирования доходов и расходов государственного бюджета, функционирование специальных антициклических фондов, изменения ставки корпоративного и подоходного налогов, применение инвестиционных дотаций и инвестиционных премий; - Внедрение 7 %-ной налоговой скидки на капиталовложения в оборудование производственного назначения с длительным сроком эксплуатации (США); - Стимулирование НТП за счет субсидирования НИР и инновационных процессов в частном секторе, бюджетного финансирования фундаментальных исследований, предоставление льгот предприятиям, осуществляющим НИР (США, Германия, Франция, Великобритания, Италия); - Частичное исключение расходов на НИОКР из базы налогообложения (США, Великобритания, Италия, Канада, Швеция); - Стимулирование НТП в мелком и среднем бизнесе за счет введения амортизационных льгот, снижения ставок подоходного налогообложения, снижения ставок налога на прирост капитала и на доходы от операций с ценными бумагами (США, Великобритания); - Поощрение инвестиций в энергосберегающие технологии; - Контроль затрат на энергопотребление, введение налоговых льгот компаниям, которые инвестируют в энергосбережение; - Поощрение инвестиций в природоохранную деятельность путем введения системы штрафов и налоговых льгот.

III этап, конец 1970-х гг. по настоящее время - Основные усилия направляютя на создание в финансовой и кредитно-денежной сферах условий, необходимых для развертывания частной предпринимательской инициативы и повышения эффективности собственно рыночного механизма инвестирования; - Полностью отменена налоговая скидка для инвестиций (США); увеличены сроки списания многих видов оборудования, помещений; продажа госимущества и приватизация (Великобритания, Германия); - Сокращение государственных расходов на НИОКР, снижение ставки налогового кредита на прирост НИОКР.

Примечание. Обобщено автором на основании [3, с. 55].

Сегодня, в условиях информатизации и компьютеризации экономики, государство потеряло первенство в НТП. Как следствие, акценты инвестирования были смещены в направлении поощрения владельцев частных капиталов. При этом государства не только ограничили финансирование и провели приватизацию ряда предприятий, но и уменьшили объемы косвенной поддержки доходов и стимулирования инвестиционной деятельности.

Обратимся к анализу инвестиционной политики отдельных высокоразвитых стран мира. Сельское хозяйство США имеет самые высокие показатели производительности труда. Это результат стимулирующей государственной политики, которая, помимо прочего, спо-

собствует формированию благоприятного инвестиционного климата в аграрном секторе. Ее основными элементами являются:

- стабилизация доходов посредством прямых, циклических и кредитных выплат;

- компенсация потерь при падении цен ниже установленного уровня за счет залоговых платежей (loan deficiency payments);

- льготное кредитование федеральными агентствами - Системой фермерского кредита (SFC), на которую приходится более трети всех кредитов, полученных фермерами, и Федеральной сельскохозяйственной ипотечной корпорацией (Farmer Mac);

- льготное налогообложение за счет снижения уровня налогового процента, предоставления налоговых скидок, исключения из базы стоимости машин и оборудования, предназначенных для сельскохозяйственных работ [3, с. 345];

- специальная политика учета затрат, при которой с целью активизации инвестиционной деятельности разрешается включать в текущие расходы некоторые виды вложений в средства производства (выращивание телок для пополнения основного стада, известкование почв и меры по охране окружающей среды) и полностью списывать их в течение года. Вложения в мелиорацию, охрану земельных и водных ресурсов, а также выращивание скота налогом не облагаются и способствуют снижению общего размера дохода, подлежащего налогообложению [10, с. 79];

- поощрение развития институтов совместного инвестирования (ИСИ), которые позволяют эффективно использовать свободные ресурсы населения, домохозяйств и юридических лиц, автоматически способствуют активизации инвестиционных процессов на финансовых рынках [9, с. 197].

Особое отношение к сельскому хозяйству характерно для экономики Канады. Стимулирование инвестиционной политики здесь отличается от мер, принимаемых в США. Так, для иностранных инвесторов, стремящихся работать в стране, существует ряд бюрократических препятствий, усложняется процесс привлечения инвестиций из других стран. Также в Канаде государство контролирует допуск иностранных инвесторов в национальную экономику - начиная деятельность на территории Канады необходимо представить сообщение или заявку на инвестиции [11, с. 260].

Основные усилия канадской аграрной политики сосредоточиваются не столько на привлечении инвестиций, сколько на поддержке уровня доходности аграрного бизнеса и обеспечении его оперативного финансирования. Достаточно действенной является программа авансированных платежей, предусматривающая выдачу наличных авансом под весеннюю посевную - SCAP (Весенняя программа авансовых платежей), или осенью под зерно, которое хранится на ферме, - AMPA (Акт о программах реализации сельскохозяйственной продукции). Эти инструменты удовлетворяют потребность фермеров в средствах на

производственные расходы и позволяют высвобождать ресурсы для инвестирования.

Принцип действия канадской системы налоговых скидок на инвестиции похож с американской. В первый год эксплуатации машин и оборудования скидки составляют 10-50 % их стоимости. Это почти столько же, как в Великобритании, но значительно меньше, чем в Ирландии, где аналогичные скидки составляют 100 % стоимости.

Инвестиционная политика Германии характеризуется высоким уровнем открытости и либерализации. Так, по утверждению А.В. Сав-лука, «согласно нормативным актам, в стране не существует законодательных ограничений на движение капитала, на объем и характер валютных сделок, а также на финансирование иностранных компаний на местном рынке заемного капитала. В лицензировании нуждается лишь деятельность в определенных отраслях экономики (медицинской, фармацевтической, транспортной, страховой, банковской, в гостиничном и ресторанном бизнесе и т.п.)» [11, с. 59].

Опыт Германии в области инвестирования в материально-технические средства является очень ценным. Так, после объединения страны правительством были приняты меры для создания благоприятных условий для притока капитала в Восточную Германию. Государство предоставляло дополнительные возможности списания или увеличения амортизационных отчислений при условии инвестирования в приобретение или производство новых основных средств. Действовали 12 % компенсации на приобретение сельскохозяйственной техники и обновление производства, компенсация затрат на строительство производственных мощностей и структурную перестройку производства составляла до 23 %. По статусу и правами иностранные инвесторы были приравнены к отечественным [4, с. 65].

Важным фактором развития инвестиционной политики в сельском хозяйстве является создание специальной системы финансовокредитных отношений, которая не только аккумулировала и обеспечивала производственные процессы необходимыми ресурсами, но и стимулировала материально-техническое обновление сферы. Кроме этого в стране действуют специальные программы «Молодые фермеры», «Сельское хозяйство» и «Обновление села», которые предлагают льготные условия аграрного кредитования [10, с. 79].

Важным направлением инвестирования в Германии стало органическое земледелие, под которое по состоянию на 2010 г. было отведено 3,7 % сельхозугодий. Его стимулирование происходит за счет прямых выплат, составляющих 200 евро/га в год [10, с. 79].

Благоприятный инвестиционный климат отмечается также в Великобритании. Система налогообложения в стране построена таким образом, что капиталовложения в оборудование и НИОКР налогом не облагаются, инвестиции в строительство сооружений облагаются по ставке, сниженной на 79 %. Для наиболее важных инвестиционных проектов стоимостью не менее 0,5 млн фунтов стерлингов действует

система государственной конкурсной помощи, максимальный размер которой может составлять половину стоимости проекта [7, с. 28].

Для ускорения процесса модернизации сельского хозяйства и выпуска конкурентоспособной продукции правительства стран с развитой рыночной экономикой предусматривают специальные льготные условия кредитования. В частности, процентная ставка льготных кредитов в зависимости от условий ведения аграрного производства составляет 3,1-8,9 % [10, с. 78].

В системе французского инвестиционного кредитования преобладают кредиты на приобретение новой техники и внедрение прогрессивных, ресурсосберегающих технологий. Кроме того, в стране действует эффективная система привлечения собственного и иностранного капитала. Правительство выделяет инвесторам субсидии в размере 25 % стоимости всех вложений в приобретение земли и оборудования в первые три года строительства. Широко используется также система долгосрочного льготного кредитования [7, с. 28]. Механизм льготного кредитования аграрного сектора действует по принципу бонификации.

В Италии компании, функционирующие в сфере сельского хозяйства юга страны, на 10 лет освобождаются от уплаты налога на прибыль и местного аналога этого налога. Прибыль от иностранных инвестиций в этот регион не облагается рядом местных налогов, а инвесторы, приобретающие здесь землю для строительства производственных сельскохозяйственных объектов, освобождаются от регистрационного, ипотечного и земельного налогов [2, с. 229].

Обобщая опыт инвестирования в сельское хозяйство развитых стран, можно утверждать, что инвестиционные процессы, определяются в первую очередь конъюнктурой рынка, особенностями аграрной среды. Финансированиие осуществляется в основном за счет частного капитала (внутреннего и иностранного), прямого бюджетного финансирования, косвенных бюджетных дотаций, частных капиталовложений (через налоговые льготы и инвестиционные кредиты), инвестиций из общественных и благотворительных фондов [7, с. 28]. При этом применяются различные методы государственного стимулирования инвестиционных процессов - налоговые, амортизационные, кредитные и др. Также используются налоговые каникулы, налоговые инвестиционные отчисления и налоговые инвестиционные кредиты для стимулирования производственных капиталовложений с учетом экономической ситуации и необходимости развития тех или иных отраслей [7, с. 28].

Отдельной группой стран, опыт развития инвестиционной политики которых в наибольшей степени может быть использован Украиной, являются страны Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ), прошедшие путь от командно-административной к рыночной экономике. Благодаря инвестированию им удалось трансформировать производственно-хозяйственную систему, получить высокие показатели социально-экономического развития.

Ключевыми элементами стимулирования инвестиционной деятельности стали привлечение инвестиций, налоговая инвестиционная политика, содействие развитию НИОКР и обновлению материальнотехнического обеспечения, приватизация, создание свободных экономических зон (табл. 2).

Таблица 2

Элементы инвестиционной политики стран ЦВЕ

Сфера Основные положения инвестиционной политики

Привлечение инвестиций Польша: иностранным инвесторам предоставлено право создавать компании и покупать акции частного сектора, вывозить за границу полученную прибыль, а также средства, полученные в результате национализации или экспроприации активов и др. Государственное агентство иностранных инвестиций предоставляет инвесторам информацию о потенциальных отечественных и иностранных партнерах, гарантирует обслуживание иностранных инвесторов [12, с. 43].

Содействие развитию НИОКР и обновлению материальнотехнического обеспечения Венгрия: предоставление таможенных и налоговых льгот для инвестиций в объеме 25-50 % в зависимости от отрасли и региона инвестирования, которые осуществляются в проекты, связанные с производством продукции, и предусматривают расширение и обновление, а также создание рабочих мест; Румыния: от уплаты пошлины освобождается импорт оборудования, контрольно-измерительных приборов, программных продуктов; Польша: иностранные инвесторы освобождаются от уплаты пошлины на оборудование, приобретенное за границей, в течение первых трех лет деятельности; НДС, уплаченный от стоимости импортированных основных средств, зачисляется как вложение в уставной капитал; применяется система 50 %-ного налогообложения предприятий в специальных экономических зонах; Болгария: иностранные инвесторы освобождаются от уплаты НДС; Чехия: предоставляется полное (для новых предприятий) или частичное (при условии расширения производства) освобождение от налога с дохода на 5 лет для инвестиций в производство и сферу прогрессивных технологий [8, с. 120].

Приватизация Польша: процессы приватизации государственных предприятий основываются на реституции в сочетании с методами капитализации и ликвидации. Разрешение на приобретение недвижимости на территории страны не требуется; Венгрия: приоритет в процессе приватизации предоставляется внешним инвесторам, сектор услуг не имеет никаких ограничений для продажи иностранным компаниям [8, с. 121].

Налогообло- жение Для всех стран: уменьшение уровня налогов и обязательных платежей в среднем на 1,2 %. Для привлечения иностранного капитала предусматривается снижение ставок налога с прибыли с одновременным уменьшением налоговых льгот;

Окончание табл. 2

Сфера Основные положения инвестиционной политики

Налогообло- жение Словения: снижен налог на доходы корпораций с 40 до 29 %; освобождены от уплаты налогов сроком на пять лет промышленные предприятия, имеющие зарегистрированный капитал в сумме 5 млн евро и получающие 60 % прибыли от экспорта, и предприятия с капиталом 2,5 млн евро, расположенные в регионе, где зарегистрированная безработица превышает 15 %, а также предприятия с капиталом в сумме 1,5 млн евро, которые работают в определенных сегментах сферы услуг. Дополнительно освоождены на 5 лет от уплаты 50 % налога на прибыль предприятия, основные доходы которых росли ежегодно в течение первых пяти лет за счет иностранных инвестиций в объеме 5 млн евро [8, с. 121].

Свободные экономические зоны Польша: создано 14 свободных экономических зон, с льготными условиями инвестирования, в составе которых реализуется более 650 инвестиционных проектов стоимостью 4,8 млрд дол. США. Создано более 63 тыс. рабочих мест и предоставлено налоговых льгот в объеме 483 млн долл. США [4, с. 67].

В результате стимулирования инвестирования в странах ЦВЕ существенно увеличились объемы инвестирования, особенно в стратегически важные сферы, трансформировалась структура инвестирования в плане увеличения доли финансовых инвестиций и возросла доля сельского хозяйства в общем объеме инвестиций. Важно, что сформировалась развитая рыночная инфраструктура. Со вступлением стран ЦВЕ-9 в ЕС максимальный рост прямых иностранных инвестиций (ПИИ) произошел в сельском хозяйстве (более чем в три раза). Наибольшей динамики привлечения ПИИ в сельское хозяйство достигла Чехия - в 17 раз [6, с. 24].

Оценивая инвестиционную политику Украины, отметим ее неси-стемность и низкий уровень реализации базисных положений, которые, в отличие от вышеприведенного опыта, не имели четкой цели. Кроме этого, в законодательстве не были прописаны действенные механизмы стимулирования инвестирования в инновации в сельском хозяйстве, а также в восстановление производственного, трудового и социального потенциалов.

На основании проработанного зарубежного опыта действенными инструментами стимулирования инвестиционной деятельности агроформирований вУкраине должны стать следующие:

- суммы, инвестированные в производственную сферу, должны частично облагаться налогами на льготных условиях, а при инвестировании в депрессивные регионы или стратегически важные для страны отрасли - в полном объеме (по примеру Словении);

- для сокращения сроков инновационного обновления материально-технической базы сельского хозяйства основные средства должны подпадать под нормы ускоренной амортизации (по примеру высокоразвитых стран);

- средства иностранных инвесторов, реинвестированные в сельское хозяйство депрессивных регионов, должны полностью освобождаться от налогообложения (по примеру Италии);

- инвестиции в НИОКР и строительство сооружений производственного назначения должны или не облагаться налогом (при условии их стратегического значения), или подпадать под действие налоговой льготы (по примеру Великобритании);

- налоговые скидки на использование техники должны дифференцироваться соответственно сроку эксплуатации: новое оборудование не должно облагаться налогом, оборудование, эксплуатируемое 1 год, должно подвергаться налоговой скидке в размере 50 %, 2 года - 25 % и т.д. (по примеру Канады, Великобритании и Ирландии);

- агроформированиям нужно разрешить включать в текущие расходы или полностью списывать в течение года некоторые виды вложений в средства производства животноводства, охраны и восстановления почв, развития инфраструктуры продовольственного рынка и т.д. (по примеру США).

Таким образом, подходы к привлечению инвестиций в сельское хозяйство в разных странах существенно отличаются и зависят от поставленных целей. Примером могут быть отдельные государства, определившие для себя привлечение иностранного капитала в аграрный сектор как безусловный приоритет, и, отталкиваясь от этого, создавшие для иностранных инвесторов условия иногда даже лучше, чем для отечественных предпринимателей. Кроме этого, применение налоговых льгот, политика возмещения кредитов, содействие инвестированию в НТП, амортизационная политика могут стать действенными факторами в процессе обновления производственного потенциала отрасли на инновационном базисе.

Литература

1. Власюк С.А. Сучасні тенденції інвестиційного забезпечення сільського сподарських підприємств // Вісник Сумського національного аграрного університету. Серія «Фінанси і кредит». 2010. № 2. С. 27-33.

2. Грущинський П.С. Іноземний досвід створення правових передумов залучення інвестицій у сільське господарство // Часопис Київського університету права. 2010. № 3. С. 227-231.

3. Захарченко В.І., Завербний А.С. Інформаційне забезпечення моде лей оцінки інвестиційних проектів // Менеджмент та підприєм ництво в Україні: етапи становлення і проблеми розвитку. Львів: Вид-во НУ «Львівська політехніка», 2001. С. 345-347.

4. Іваночко С.С. Досвід регулювання інвестиційної діяльності країн Центральної та Східної Європи і можливості його застосування в Україні // Вісник Львівської комерційної академії. - 2011. - Вип. 38. - С. 63-68.

5. Кириченко О.А., Харченко О.І. Антикризова інвестиційна політика України // Актуальні проблеми економіки. 2010. № 1 (103). С. 64-74.

6. Крутилко О.І. Економічні пріоритети прямого іноземного інвестування країн ЦСЄ після вступу до ЄЄ // Актуальні проблеми економіки. 2011. № 4 (118) С. 21-31.

7. Кушнір І.В. Інвестиційна політика зарубіжних країн в аграрній сфері // Економічний простір. 2008. № 10. С. 26-31.

8. Кушнір І.В. Формування інноваційно-інвестиційної стратегіїпроз-витку аграрного сектору економіки // Інноваційна економіка. 2012. № 8 (34). С. 63-65.

9. Перконос П.П. Організація функціонування інститутів спільного інвестування у США // Вісник Університету банківської справи Національного банку України. 2010. № 2 (8). С. 197-202.

10. Резнік Н.П. Зарубіжний досвід інвестування в агропромисловий комплекс // Культура народов причерноморья. 2008. № 147. С. 77-80.

11. Савлук О.В. Світовий досвід підвищення інвестиційної привабливості регіону на основі інституціонального регулювання // Вісник Хмельницького національного університету. 2012. Т. 1. № 2. С. 256-262.

12. Танцюра О.А. Польський досвід в залученні іноземних інвестицій // Вісник наукових праць ЧДТУ. 2008. Вип. 21. С. 42-45.

References

1. Vlasiuk S.A. Suchasni tendencii investycijnogo zabezpechennja silsko-gospodarskyh pidpryjemstv[Current trends of investment of agricultural enterprises]. VisnykSums’koho natsional’noho ahrarnoho universytetu, vol. 2, pp. 27-33.

2. Hruschyns’kyj P.S. Inozemnyj dosvid stvorennja pravovyh peredumov zaluchennja investycij u silske gospodarstvo [Foreign experience of legal preconditions for investment in agriculture]. ChasopysKyivs’koho universytetu prava, 2010, 2010, vol.3, pp. 227-231.

3. Zakharchenko V.I., Zaverbnyj, A.S. Informacijne zabezpechennja mode-lej ocinky investycijnyh proektiv [Information of valuation of investment projects]. Zbirnyknaukovykhprats. Menedzhment tapidpryiem-nytstvo v Ukraini: etapy stanovlennia i problemy rozvytku. Lviv Polytechnic, Lviv, Ukraine, 2001, pp. 345-347.

4. Ivanochko S.S. Dosvid reguljuvannja investycijnoi' dijalnosti krain Centralnoi ta Shidnoi Jevropy i mozhlyvosti jogo zastosuvannja v Ukraini [Experience regulating investment activities in Central and Eastern Europe and the possibility of its application in Ukraine]. Visnyk L’vivs’koi komertsijnoi akademii, 2011, vol.38. pp. 63-68.

5. Kyrychenko O.A., Kharchenko, O.I. Antykryzova investycijna polityka Ukrainy [Anti-crisis investment policy of Ukraine]. Aktual’ni problemy ekonomiky, 2010, vol. 1 (103), pp. 64-74.

6. Krutylko O.I. Ekonomichni priorytety prjamogo inozemnogoinvestu-vannja krain CSJe pislja vstupu do JeC [Economic priorities of foreign direct investment in CEE countries after joining the EU]. Aktual’ni problemy ekonomiky, 2011, vol. 4 (118), pp. 21-31.

7. Kushnir I.V. Investycijna polityka zarubizhnyh krain v agrarnij sferi [The investment policy of foreign countries in agriculture]. Ekono-michnyj prostir, 2008, vol. 10, pp. 26-31.

8. Kushnir I.V. Formuvannja innovacijno-investycijnoi strategiinrozvytku agrarnogo sektoru ekonomiky [Formation of the innovative investment strategy of the agricultural sector]. Innovatsijna ekonomika, 2012, vol. 8 (34), pp. 63-65.

9. Perkonos P.P. Organizacija funkcionuvannja instytutiv spilnogo investu-vannja u SShA [Organization of functioning of collective investment institutions in the U.S.]. Visnyk Universytetu bankivs’koi spravy Natsi-onal’noho banku Ukrainy, 2010, vol. 2 (8), pp. 197-202.

10. Reznik N.P. Zarubizhnyj dosvid investuvannja v agropromyslovyj kompleks [Foreign experience of investing in agribusiness]. Kul’tura narodov prychernomor’ia, 2008, vol. 147, pp. 77-80.

11. Savluk O.V. Svitovyj dosvid pidvyshhennja investycijnoi' pryvablyvosti regionu na osnovi instytucionalnogo reguljuvannja [International experience increase the investment attractiveness of the region on the basis of institutional regulation]. VisnykKhmel’nyts’koho natsional’noho universytetu, 2012, vol. № 2, pp. 256-262.

12. Tantsiura O.A. Polskyj dosvid v zaluchenni inozemnyh investycij [Polish experience in attracting foreign investment]. Visnyk naukovykh prats’ ChDTU, 2008, vol 21, pp. 42-45.

© ^epHbin P.B., 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.