ЮГО-ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ _Выпуск XХХVI (№ 36, 2017)_
© Костюнина Г.М.
МГИМО (У) МИД РФ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ в СТРАНАХ АСЕАН
Введение
Страны-участницы Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН)1 выступают крупными реципиентами прямых иностранных инвестиций (ПИИ), которые отличаются более динамичными темпами роста притока инвестиций по сравнению с общемировыми прямыми инвестициями. За 2000-2016 гг. их доля в мировых накопленных ПИИ возросла с 3,44% до 7,0%, в стоимостном выражении их объем - с 257,6 млрд долл. до 1872,2 млрд долл., или в 7,3 раза. Для сравнения приток мировых ПИИ за рассматриваемый период увеличился с 7489,6 млрд долл. до 26728,3 млрд долл.2, или в 3,6 раза. Причины связаны с динамичным экономическим ростом стран, инвестиционной либерализацией, относительно благоприятным инвестиционным климатом, включая государственные гарантии защиты прав иностранных инвесторов и государственную поддержку реализации инвестиционных проектов.
История предоставления инвестиционных стимулов для инвестиционных проектов, главным образом, в промышленности разных стран АСЕАН отличается. Если в Малайзии такие стимулы применяются с начала 1990-х гг., то во Вьетнаме и Индонезии - с 2005 г. и 2007 г. соответственно.
Во всех государствах АСЕАН сформированы государственные органы, которые уполномочены предоставлять стимулы при реализации инвестиционных проектов, в том числе, с зарубежным капиталом. Так, например, в Малайзии - Орган инвестиционного развития Малайзии (Malaysian Investment Development Authority, MIDA), в Таиланде и на Филиппинах - Совет по инвестициям (Board of Investment, BOI).
Государственная поддержка инвестиционных проектов в странах АСЕАН ведется по нескольким направлениям: (1) раз-
работка государственных программ поддержки инвестиций в приоритетных отраслях промышленности; (2) поддержка кластерного подхода к развитию промышленности; (3) предоставление инвестиционным проектам налоговых стимулов; (4) предоставление инвестиционным проектам неналоговых стимулов; (5) создание свободных экономических зон, особенно в депрессивных регионах. Стимулы различаются как законодательно установленные, так и дискреционные. Законодательно установленные стимулы предоставляются всем инвесторам в рамках национального режима. Для получения дискреционных стимулов необходимо пройти процесс одобрения на соответствие установленным критериям, который занимает от 1 до 6 месяцев в разных странах. Как правило, компания-инвестор получает соответствующий сертификат, который предоставляет инвестиционному проекту приоритетный (квалифицированный) статус.
Государственные программы поддержки инвестиций в приоритетных отраслях промышленности
Практически во всех странах АСЕАН разработаны программы поддержки вложения инвестиций в приоритетные отрасли, списки которых периодически пересматриваются. Так, например, в Брунее действует список из 25 приоритетных отраслей, который включает в том числе фармацевтическую промышленность, производство алюминия, текстиля, химической продукции, мебели, стекла, пластмассовых изделий, деревообрабатывающей продукции и электротехнического оборудования.
Для проектов в приоритетных отраслях Брунея предлагаются такие налоговые стимулы, как: освобождение от налогообложения прибыли корпораций на срок в 5-11 лет; освобождение от уплаты пошлин при импорте оборудования, машин, компонентов и сырья3.
В Сингапуре для приоритетных проектов установлена нулевая ставка налога на прибыль корпораций сроком на 15 лет; для проектов по развитию или расширению промышленного производства - ставка в 5 или 10% на срок до 40 лет; вычет капитальных расходов с суммы налогооблагаемой прибыли в 30-
50%; налоговый вычет расходов на НИОКР с коэффициентом до 300%. Критериями получения таких льгот являются внедрение высоких технологий в промышленность и объем предпринимательских расходов4.
Государство также разрабатывает программы поддержки инвестиций в экспортноориентированные отрасли (например, в Брунее) или в отрасли с высокой добавленной стоимостью (в частности, программа «Глобальный инвестор» в Сингапуре). Цель последних - увеличение промышленного потенциала страны, использование технологий и внедрение международных бизнес-практик в промышленность, привлечение ТНК. Налоговые стимулы для таких программ следующие: освобождение от налогообложения прибыли корпораций или ее сокращение в размере 0-15% (в стране - 17%) в отраслях с более высокой добавленной стоимостью; налоговые каникулы; ускоренная амортизация. Критерии их получения включают: создание дополнительных рабочих мест, развитие новых видов предпринимательской деятельности, объем вкладываемых капиталовложений.
Поддержка кластерного подхода к развитию промышленности
Активно поддерживается в странах АСЕАН формирование промышленных кластеров, что особо отличается практику экономически более развитых государств-членов, как например, Сингапур, Малайзия или Индонезия.
Кластеризация в Индонезии осуществляется в рамках программы формирования шести экономических коридоров, призванных повысить связность между системами логистики, транспорта, связи и информации. Ежегодно составляется список отраслей экономических коридоров, в которых действуют налоговые льготы с учетом критериев, как, например, национальный интерес; защита интересов потребителей; повышение конкурентоспособности; создание новых рабочих мест и вклад в доходную часть бюджета. Из числа мер государственной поддержки развития экономических коридоров следует выделить: беспошлинный ввоз капиталоемких товаров в таких отраслях промышленности, как нефтепереработка и строитель-
ство геотермальных станций; снижение ставки пошлины на 5% сроком на 2 года в отношении импорта оборудования и сырья, необходимых для производства, для промышленных компаний, развивающих или расширяющих бизнес в Индонезии.
В Малайзии действует программа развития экономических коридоров в пяти регионах, нацеленная на трансформацию экономики страны в полностью индустриальное государство к 2020 г. и стимулирование экономического роста. Приоритет отдан формированию кластеров в сферах нефтегазовой отрасли, промышленности, сельского хозяйства, туризма и образования. Для реализации этой цели утверждён пакет стимулов для промышленных компаний, включающий освобождение от налогообложения корпоративных доходов на 10 лет, освобождение от налога на переводимые за рубеж доходы сроком на 10 лет, неприменение национальных правил инвестиционного регулирования на территории коридоров, смягчение валютных ограничений, отсутствие ограничений на количество занятых иностранцев5.
Предоставление инвестиционным проектам налоговых стимулов
Главным инструментом господдержки промышленности во всех странах АСЕАН выступают налоговые стимулы и прежде всего, в форме освобождения от налогообложения прибыли корпораций на срок от 1 года до 20 лет в зависимости от сложившейся практики и установленных критериев, а также беспошлинный ввоз продукции, необходимой для процесса производства. Из числа других налоговых стимулов следует выделить: сниженную ставку налога на прибыль после истечения срока освобождения от налогообложения (кроме Брунея и Лаоса); инвестиционные скидки (Малайзия, Сингапур, Камбоджа); налоговый вычет капитальных расходов (Сингапур, Вьетнам, Малайзия), или расходов на НИОКР (Сингапур, Таиланд, Малайзия, Мьянма), или расходов на оплату земельных участков, электроэнергии и водоснабжения в размере 100-200% (Таиланд); гораздо реже практикуется ускоренная амортизация (Сингапур, Мьянма) и налоговый кредит на сырье, полуфабрикаты, используемые в производстве экспортной продукции
(Филиппины). Сравнительная таблица налоговых стимулов в государствах АСЕАН представлена ниже.
Таблица 1
Формы налоговых стимулов в практике стран АСЕАН
Страна Освобождение от налога на прибыль Сниженная ставка налога на прибыль вычет расходов т.ч. на НИОКР Ускоренная амортизация Инвестиционная скидка Беспошлинный импорт
Бруней 5-20 лет у
Вьетнам 4 года 10% на 5-9 лет; 50% на 4 года для регионов со сложной с/э ситуацией у у
Индонезия 5-10 лет 50% на 2 года 10 лет у
Лаос 1-10 лет у
Камбоджа 9 лет У у у
Малайзия 10 лет 50-70% на 10 лет у у у
Мьянма 5 лет У у у у
Сингапур 15 лет 5 или 10% на 40 лет у у у у
Таиланд 3-8 лет 50% на 5 лет у у у
Филиппины 3-6 лет 5% у у
Источник. Составлено автором на основе Doing Business in ASEAN: A Legal & Tax Perspective. Bangkok Bank, 6 March 2015.
В качестве примера можно рассмотреть практику Вьетнама. Основной формой налоговых льгот выступает сниженная ставка налога на прибыль корпораций в 10% на срок 15 лет для проектов в депрессивных регионах, на 30 лет для крупномасштабных проектов, в высокотехнологических отраслях, отраслях, особо нуждающихся в привлечении иностранных инвестиций; на весь период предпринимательской деятельности для проектов в сферах образования, здравоохранения, подготовки
кадров, культуры, спорта и экологии. Другие формы налоговых льгот - налоговый вычет капитальных расходов до 5 лет; освобождение от уплаты налога на переводимые за рубеж доходы; освобождение от налогообложения аренды земельных участков
на 15 лет в отдельных отраслях промышленности в промыш-
6
ленных зонах, размещенных в депрессивных регионах .
Предоставление инвестиционным проектам
неналоговых стимулов
*
Применение неналоговых стимулов в отношении инвестиционных проектов в промышленности Ассоциации ограничено по объему и инструментам. Одна из причин связана с ограниченностью финансовых ресурсов, необходимых для финансовых стимулов. Лишь в практике Сингапура как наиболее развитого государства АСЕАН используются формы господдержки промышленных проектов, характерные для развитых стран Европы и Северной Америки, как предоставление субсидий (грантов), гарантии, льготное кредитование и функционирование институтов развития, как Венчурный фонд. Относительно широкая практика неналоговых стимулов сформировалась в Индонезии (льготное кредитование и его гарантирование, субсидирование). Их отдельные формы можно встретить и в практике других государств АСЕАН, как Малайзия или Таиланд (см.табл.2).
Таблица 2
Формы неналоговой господдержки в странах АСЕАН
Страна Гарантии Льготное кредитование Субсидии Программы по росту инвестиций Промышленные кластеры/экономические коридоры го о С Освобождение от арендных платежей
Бруней
Вьетнам 15 лет
По классификации ЮНКТАД неналоговые стимулы включают финансовые стимулы (субсидирование, покрытие части капитальных и иных расходов, льготное кредитование и его гарантирование) и прочие стимулы (создание СЭЗ, разработка госпрограмм поддержки депрессивных регионов, смягчение требований в отношении использования иностранной рабочей силы и др.).
Индонезия У У У У У У
Камбоджа У
Лаос У
Малайзия У У У У
Мьянма У
Сингапур У У У У У
Таиланд У У
Филиппины У
Источник. Составлено автором.
В практике Сингапура для стимулирования капиталовложений в производство и инновации применяется одноименная схема кредитования (productivity&innovation credit, PIC). Она дает право на получение 400%-ого вычета из налогооблагаемой суммы первоначально инвестируемого капитала (не менее 400 тыс. синг. долл.) в течение 8 лет в таких видах предпринимательской деятельности, как НИОКР, приобретение и лицензирование прав интеллектуальной собственности (ИПС), регулирование ИПС, разработка промышленного дизайна, покупка или лизинг оборудования и программного обеспечения для автоматизации производства, подготовка кадров.
Для малых и средних компаний может применяться схема PIC+ на основе конвертации расходов МСП в необлагаемую налогом сумму в 100 тыс. синг. долл. сроком на 8 лет при уровне конверсии в
40-60%'. Такая схема предоставляет МСП возможность ограничивать оплату расходов наличными.
В целом, наиболее популярным инструментом из числа неналоговых стимулов в странах АСЕАН выступает гарантирование кредитов, что отличает практику Индонезии (государственная организация Perum Jaminan Kredit Indonesia (Perum Jamkrindo) или Малайзии - государственно-частная организация Credit Guarantee Corporation Malaysia Berhad (CGC).
В некоторых АСЕАН применяется также субсидирование. Например, во Вьетнаме оно ведется в отношении снижения издержек при приобретении земельных участков и сооружении инфраструктуры; в Индонезии - спонсирования участия в национальных и зарубежных выставках и ярмарках, семинарах,
встречах с потенциальными инвесторами, размещения информации о компаниях на специальном сайте.
Предусмотрены и прочие стимулы для инвесторов, как: (1) возможность создания 100% иностранного предприятия; (2) возможность приобретения земли в собственность; (3) неограниченный найм иностранной рабочей силы.
Создание свободных экономических зон
Во всех странах АСЕАН крупный пакет стимулов применяется в отношении резидентов разных типов свободных экономических зон, включая освобождение от уплаты налога на прибыль корпораций; беспошлинный импорт необходимых для осуществления процесса производства машин, оборудования и средств транспорта, компонентов и сырья; освобождение от экспортных пошлин при вывозе произведенной продукции за рубеж.
В качестве примера рассмотрим практику Таиланда. В стране развиваются 36 промышленных зон в 16 провинциях с тремя ключевыми сферами: производство электроники, автомобилей и потребительской продукции. Они призваны стимулировать вложение прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в сборку и промышленное производство.
Пакеты стимулов разнятся в зависимости от типа СЭЗ и включают: освобождение от импортных пошлин и внутренних налогов товаров, ввозимых из-за рубежа или произведенных в зоне, или ввезенных из других зон, как машины, оборудование и компоненты; освобождение от экспортных пошлин реэкспортных товаров; освобождение от требований контроля за качеством сырья, ввезенного на территорию зоны для производства, сборки и упаковки продукции при условии ее реэкспорта в другие государства. Иностранному инвестору разрешается не привлекать местного предпринимателя для совместного ведения предпринимательской деятельности (такое требование действует в отношении иностранных инвестиций, вкладываемых в экономику Таиланда).
Неналоговые стимулы включают: разрешение приобретать в собственность земельные участки; разрешение привлекать иностранных специалистов; разрешение переводить ино-
странную валюту за рубеж; разрешение на пребывание в стране инвестора и членов его семьи; упрощенные административные формальности в рамках программы «одного окна».
Больший объем инвестиционных стимулов действует для резидентов тайских научно-технологических парков: освобождение от импортных пошлин ввозимого оборудования, освобождение от корпоративного налога сроком на 8 лет с последующим снижением ставки корпоративного налога на 50% на 5 лет, разрешение нанимать на работу иностранных специалистов и исследователей, ускоренная амортизация, 200% налого-
о
вый вычет из расходов на НИОКР .
Современный этап тайской политики зонирования связан с формированием пяти специальных экономических зон (СЭЗ) в регионах, граничащих с партнерами по АСЕАН (Малайзия, Лаос, Мьянма и Камбоджа), а в 2016 г. - еще 5 зон. Зоны получили название специальных экономических зон, но по сути -трансграничные свободные экономические зоны9. Резидентным компаниям предлагаются налоговые и неналоговые льготы: освобождение от корпоративного налога сроком на 3 года; двойной налоговый вычет издержек на транспорт, электроэнергию и водоснабжение; сокращение строительных издержек на 25%; освобождение от импортных пошлин сырья и материалов, используемых в экспортноориентированном производстве; освобождение от импортных пошлин ввозимого оборудования для налаживания процесса производства; разрешение привлекать иностранную неквалифицированную рабочую силу; разрешение привлекать иностранную квалифицированную рабочую силу и экспертов; разрешение иностранным инвесторам приобретать землю в собственность. Помимо перечисленных стимулов компания может получить и специальные льготы, если ее предпринимательская деятельность признается ключевой в соответствующей СЭЗ. Это: освобождение от корпоративного налога сроком на 8 лет с последующим 50%-ым сокращением ставки налога на прибыль на 5 лет.
Инвестиционные стимулы играют важную роль в привлечении инвесторов и инвестиций в СЭЗ, хотя и не являются главным показателем благоприятности инвестиционного климата. Тайская практика это доказала. Количество зарегистриро-
ванных резидентных компаний в СЭЗ Таиланда составляет 3945, численность занятых - более 445 тыс. чел., количество предприятий - 3142. Примерно 77% территории тайских СЭЗ занимают совместные предприятия. Объем вложенных инвестиций - 54,8 млрд долл. Иностранные инвестиции поступают из Японии (41,4%), развивающихся стран Азии (27,27%), Европы (15,05%) и США (10,6%)10.
Большинство промышленных зон стали кластерами в сферах (1) электроники и электротехники (12 зон, в том числе Пи-чит, Лаем Чабанг, Амата); (2) автомобилестроения (9 зон, включая Истерн Сиборд, Лаем Чабанг, Амата сити); (3) нефтехимии, чугуна и стали (7 зон, в т.ч. Падаенг и Южный регион); (4) ювелирной продукции и обработки драгоценных камней (1 зона - Гемополис); (5) издательского дела и упаковки (1 зона -Синсакхон Принтинг сити); (6) текстиля и одежды (3 зоны, включая Ратчабури и Смутсакхон).
Таким образом, во всех государствах АСЕАН сформированы действенные системы государственной поддержки промышленных инвестиционных проектов на основе предоставления инвесторам, главным образом, налоговых и в гораздо меньшем объеме - неналоговых стимулов. Формы налоговых стимулов достаточно разнообразны и включают нулевую ставку налога на прибыль на разные сроки, беспошлинный ввоз продукции для процесса производства, налоговый вычет расходов на НИОКР или капитальных расходов, ускоренную амортизацию, тогда как неналоговые стимулы - в основном, гарантирование кредитов. Немалое место в системах господдержки инвестиционных проектов в странах АСЕАН занимает разработка программ поддержки инвестиций в приоритетных и/или экспортноориентированных отраслях промышленности, поддержки кластерного подхода к развитию промышленности и создания свободных экономических зон, особенно в депрессивных регионах.
1 Более подробно см. Костюнина Г.М. Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН). / Международная экономическая интеграция. Под ред.Н.Н.Ливенцева. М., Экономистъ, 2006. С.226-260.
Л
World Investment Report 2017. Investment and the Digital Economy. UNCTAD, Geneva, 2017. Annex table 2. FDI stock, by region and economy, 2000, 2010 and 2016.P.226-227. investment incentives in Brunei. URL: http://www. mofat. gov. bn/Pages/I nvestment-Incentives.aspx 4Taxation and Investment in Singapore 2016. Deloitte. 2016. URL: https://www2. deloitte. com/content/dam/Deloitte/global/Documents/Tax/dttl-tax-singaporeguide-2016.pdf 5Tax incentives in Asia-Pacific. Malaysia. URL: http://www.ey.com/sg/en/services/tax/ey-tax-incentives-in-asia-pacific-malaysia
6Tax incentives in Asia-Pacific. Vietnam. URL:
http://www.ey.com/sg/en/services/tax/ey-tax-incentives-in-asia-pacific-
vietnam
7Taxation and Investment in Singapore 2016. Deloitte. 2016. URL:
https://www2.deloitte.com/content/dam/Deloitte/global/Documents/Tax/dttl-
tax-singaporeguide-2016.pdf
о
Костюнина Г.М. Практика функционирования свободных экономических зон в Таиланде / Г.М.Костюнина // Российский внешнеэкономический вестник. - 2017. - №5. - С. 38-53.
9 Костюнина Г.М., Баронов В.И. Трансграничные свободные экономические зоны в зарубежных странах (на примере Китая) / Г.М.Костюнина, В.И.Баронов // Вестник МГИМО-Университета. - 2011. - № 2. - С. 169178.
10 Industrial Estates Offer Investors Convenience, Time Savings and Cost Efficiencies. Thailand Investment Review. 02.10.2016. P.7-8.