УДК: 332
Савельев Антон Александрович
аспирант кафедры мировой экономики Российского экономического университета им. Плеханова Savel [email protected] Anton A. Savelyev
the graduate student of chair of world economy of the Russian economic university of Plekhanov [email protected]
Налоговые аспекты инвестиционного климата ведущих стран АСЕАН Tax aspects of the investment climate leading ASEAN countries
Аннотация: В статье рассмотрены различные налоговые аспекты инвестиционного климата Сингапура, Малайзии, Таиланда, Индонезии, Вьетнама и Филиппин. Основной акцент сделан на анализе корпоративного налогообложения в вышеперечисленных странах. Проведен сравнительный анализ налоговых ставок, налоговой нагрузки на бизнес и прочих показателе. Анализ налоговых аспектов инвестиционного климата соотнесен с реальными успехами в области привлечения прямых иностранных инвестиций.
Ключевые слова: АСЕАН, налогообложение, налог на прибыль, налоговое бремя, налоговая нагрузка, инвестиционный климат, прямые иностранные инвестиции (ПИИ)
Annotation: The article deals with the various tax aspects of the investment climate in Singapore, Malaysia, Thailand, Indonesia, Vietnam and the Philippines. The main emphasis is on the analysis of corporate taxation in the above mentioned countries. A comparative analysis of tax rates, the tax burden on business and other indicators was performed. Analysis of the tax aspects of the investment climate was compared with real success in attracting foreign direct investment.
Keywords: ASEAN, taxation, corporation tax, tax burden, the investment climate, foreign direct investment (FDI)
Налоговые меры на протяжении многих лет являлись основным способом привлечения прямых иностранных инвестиций в большинстве стран АСЕАН. Эти меры включали в себя постепенное снижение ставки налога на прибыль, предоставление различного рода налоговых льгот иностранным инвесторам, сокращение количества налогов и затрачиваемого на уплату времени. Таким образом, налоговые аспекты инвестиционного климата стали одним из основных методов конкурентной борьбы стран региона за ПИИ. В отличие от западной экономической науки и практики экономической политики, полагающей, что налоговая конкуренция в большинстве случаев неэффективна и контрпродуктивна, в странах Юго-Восточной Азии отсутствуют предубеждения против налоговой конкуренции за иностранный капитал. Даже в контексте углубления
интеграционных процессов в регионе странам-участникам предоставляется широкая свобода в области налоговой политики, налоговых ставок и налоговых льгот.
40
10 5
0 Н-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1
1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014
Ф Малайзии —• Вьетнам А Таиланд )( Индонезии Ж Филиппины —I- Сингапур
Рис.1. Ставки налога на прибыль в ведущих странах АСЕАН
Составлено по [3; 4 с.18].
Конкуренция ставок налога на прибыль - одно из наиболее очевидных проявлений налоговой конкуренции. Во всех крупных экономиках АСЕАН, также как и в мире в целом, ставки налога на прибыль имеют нисходящий тренд (рис.1). Наиболее сильное снижение ставки за последние два десятилетия произошло во Вьетнаме - 13%, Таиланде - 10% и Сингапуре - 9%. В Малайзии, Индонезии и на Филиппинах за тот же период произошло сокращение на 5%. Таким образом, в настоящее время наиболее привлекательные условия налогообложения прибыли среди ведущих стран АСЕАН предлагает Сингапур - 17%-я ставка, на втором месте Таиланд - 20%, на третьем Вьетнам -22%, далее Малайзия и Индонезия - 25%, на последнем месте Филиппины. Снижение ставки налога на прибыль происходило в различные моменты и с различными целевыми акцентами. В Сингапуре основное снижение - 7,5% происходило в период с 2002 г. по 2008 г. Целью было повышение инвестиционной конкурентоспособности и создание одной из наиболее привлекательных для ПИИ ставок налога на прибыль. В Малайзии основное снижение ставки - на 3% происходило с 2007 по 2009 г., как ответ на потерю конкурентоспособности по отношению к Сингапуру - главному региональному конкуренту [4, с.19-20]. В Индонезии и на Филиппинах снижение ставки на 5% произошло в 2009-2010 гг. в рамках антикризисных мер правительства. Во Вьетнаме ставка снижалась постепенно, а главный мотив - скорее удержание существующих инвесторов [4, с.19-20]. Сокращение налоговой нагрузки по существу является компенсацией инвесторам за более высокие издержки, связанные с невысокого качества инфраструктурой и высоким уровнем коррупции. В Таиланде десятипроцентное снижение ставки произошло в 2012-2013 гг. в рамках усиленных попыток правительства повысить инвестиционную привлекательность страны и стимулировать рост экономики.
Таблица 1.
Основные параметры налоговых аспектов ведения бизнеса в странах
АСЕАН
Стр ана Параметр Н алог на прибыль Нал оги на работников П рочие налоги С бщая ставка Р анг в АСЕ- АН-10
Син гапур Ставка 4, 9 17,8 4 ,6 2 7,3 4
Затрачиваемое время 32 10 4 0 8 2 1
Количество платежей 1 1 3 5 1
Малайзия Ставка 19 ,3 15,6 1 ,4 3 6,3 8
Затрачиваемое время 26 77 3 0 1 33 3
Количество платежей 2 2 9 1 3 2
Таиланд Ставка 22 ,5 4 3 ,3 2 9,8 5
Затрачиваемое время 16 0 48 5 6 2 64 8
Количество платежей 2 13 7 2 2 3
Индонезия Ставка 18 ,1 10,8 3 ,3 3 2,2 6
Затрачиваемое время 75 94 9 0 2 59 7
Количество платежей 13 24 1 5 5 2 1 0
Вье тнам Ставка 11 ,4 23,7 0 ,1 3 5,2 7
Затрачиваемое время 21 7 335 3 20 8 72 1 0
Количество платежей 6 12 1 4 3 2 6
Филиппины Ставка 19 ,6 10,8 1 4,1 4 4,5 9
Затрачиваемое время 42 38 1 13 1 93 6
Количество платежей 1 25 1 0 3 6 8
Составлено по [5, с.150-152].
Проводимый PWC анализ параметров налоговой системы и особенностей налоговой практики, влияющих на бизнес, позволяет сделать вывод о сильных и слабых сторонах налоговых систем, в том числе и стран АСЕАН (таблица 1). Ставки рассчитаны, как доли налоговых расходов в прибыли попавших в выборку компаний до вычета налогов. Представленные ставки больше приближены к эффективной ставке, отражая не только номинальную ставку налога на прибыль, но и базу налогообложения и наличие различных льгот. Более того, для комплексности оценки влияния налоговых факторов на инвесторов следует рассчитывать и проводить сравнение обременительности налоговой системы с учетов всех налогов, которые ложатся грузом на компании. Для этих целей учитываются и другие налоги помимо налога на прибыль, формирующие затраты компаний. В совокупности отношение общей суммы налоговых расходов к прибыли компании до налогов дает совокупную эффективную налоговую ставку. Ранжирование стран АСЕАН по номинальным ставкам налога на прибыль не соотносится с ранжированием исключительно по налогу на прибыль, но зато коррелирует с ранжированием по совокупной налоговой ставке (таблица 3).
Рейтинг стран по эффективной ставке налога на прибыль следующий: 1. Сингапур - 4,9%, Вьетнам - 11,4%, Индонезия - 18,1%, Малайзия - 19,3, Филиппины - 19,6%, Таиланд - 22,5%. По сути, единственным явным несоответствием номинальной ставки налога на прибыль с эффективной связано с Таиландом, у которого при номинальной ставке в 23% в 2012 г., эффективная превысила уровень всех остальных наиболее крупных стран АСЕАН. Это свидетельствует о более широкой налоговой базе в сравнении с соседними странами.
Совокупная эффективная налоговая ставка во всех рассмотренных странах за исключением Филиппин существенно меньше среднемировой, которая составляет 43,1% коммерческой прибыли. Наиболее привлекательная ставка в Сингапуре - 27,3%, за ним следуют Таиланд - 29,8%, Индонезия - 32,2%, Вьетнам - 35,2, Малайзия - 36,3%, Филиппины 44,5%.
Помимо ставок важным индикатором эффективности налоговой системы является затрачиваемое на уплату налогов время. По затрачиваемому на уплату налогов времени наиболее эффективен Сингапур - 82 часа, далее следуют Малайзия - 133, Филиппины - 193, Индонезия - 259, Таиланд - 264, наиболее удручающая ситуация во Вьетнаме - на уплату налогов в течение года требуется 872 часа. Таким образом, только во Вьетнаме на данный процесс компании затрачивают больше времени, чем в среднем в мире (268 часов).
Несмотря на наличие очевидной понижающейся тенденции в области ставок налога на прибыль, как результата налоговой конкуренции в регионе, налоговые доходы бюджета по отношению к ВВП не имеют такого же низхо-дящего тренда (таблица 3), также как и доля доходов от налога на прибыль в ВВП. Этому на первый взгляд парадоксальному явления имеется ряд объяснений. Во-первых, понижая ставку налога на прибыль государство стимулирует расширение налоговой базы за счет притока новых налогоплательщиков, а также за счет возможного эффекта перемещения прибыли ТНК в юрисдикцию с более низкими ставками налога на прибыль. Вторым объяснением является нередко практикуемое усиление налоговой нагрузки на менее мобильные факто-
ры производства, призванное компенсировать недополученные бюджетом доходы от ослабления налоговой нагрузки на компании. Кроме того, параллельно с снижением ставок, часто происходит расширение налоговой базы. Еще одним фактором является показатели роста ВВП, которые, как правило, коррелируют с количеством прибыльных компаний. Таким образом, в случае динамичного роста экономики растет количество прибыльных предприятий и нередко эффект роста прибыльных компаний опережает темпы роста ВВП. И наоборот в периоды экономических кризисов наблюдается тенденция снижения налоговых доходов в ВВП, как за счет нередко практикуемой целенаправленной политики снижения налоговой нагрузки на компании, так и за счет роста количества убыточных компаний. В странах АСЕАН это явление наблюдалось, как в 1997-1998 гг., так и в 2008-2010, но уже в меньшей степени (таблица 2).
Таблица 2.
Уровень налогового бремени в странах АСЕАН в 2005-201 [2 гг. (%)
Страна 2 005 2 006 2 007 2 008 2 009 2 010 2 011 2 012
Сингапур 1 1,61 1 1,90 1 2,89 1 3,85 1 3,07 1 2,97 1 3,36 1 3,97
Малайзия 1 4,83 1 4,52 1 4,30 1 4,66 1 4,94 1 3,74 1 5,25 1 6,11
Вьетнам 2 4,98 2 6,33 2 5,34 2 6,64 2 5,14 2 7,27 2 5,33 2 6,20
Таиланд 1 7,24 1 6,74 1 6,12 1 6,45 1 5,16 1 5,97 1 7,55 1 6,50
Индонезия 1 2,50 1 2,25 1 2,43 1 3,04 1 1,43 N /Л N /А N /А
Филиппины 1 2,43 1 3,71 1 3,54 1 3,59 1 2,23 1 2,15 1 2,38 1 2,88
Составлено по [1]
Из рассматриваемых нами стран АСЕАН наибольший уровень налогового бремени во Вьетнаме - в диапазоне 25-27%. Однако следует отметить, что для ПИИ налоговая нагрузка меньше, чем в среднем для страны и составляет 15% от ВВП компаний с иностранным капиталом. Наименьшая налоговая нагрузка, как не парадоксально у Филиппин - страны с самой высокой ставкой налога на прибыль. Это свидетельствует об очень высокой роли налоговых стимулов и льгот и как следствие узкой базы налогообложения, а также невысокого уровня эффективности администрирования. Также страной с низким уровнем налогового бремени является Сингапур, что является прямым следствием позиционирования страны, как необременительной и комфортной для бизнеса. Неслучайно Сингапур относят к налоговым гаваням, хотя и не во всех классификаторах. Малайзия и Таиланд занимают срединное положение по уровню налоговой нагрузки с уровнем от 14% до 17%.
Таблица 3.
Основные показатели налогов и ПИИ в АСЕАН (2013 г)
С трана тав- ка НП ан г тав- ка НП по PW C ан г С ово-купная ставка по PWC ан г ИИ (сар 20 1120 12) ан г П ИИ/В ВП (ср. 20112012) ан г Ранг в мире по налогооб-лажению
С инга- пур 7 ,9 2 7,3 6 2 1,2 5
Т аиланд 3 2,5 2 2 ,2 70
И ндоне-зия 5 -5 8,1 3 2,2 9 2 ,3 137
В ьетнам 5 -5 1,4 3 5Д 6 149
М алайзи я 5 -5 9,3 3 6,3 1 3 ,8 36
Ф илип-пины 0 9,6 4 4,5 1 131
Составлено автором по [2; 5; 6, с. 181-234]
Подводя итоги налоговой среды и ее значения для привлечения ПИИ в ведущих странах АСЕАН, следует отметить следующее. Позиции ведущих стран АСЕАН по привлечению ПИИ не имеют прямой связи или явно просматриваемой закономерности в соотношении с уровнем налогового бремени (Таблица 4). Однако, не являясь ведущими факторами привлечения ПИИ, невысокая налоговая нагрузка и простота налогового администрирования, безусловно, оказывают определенное влияние на иностранные инвестиции. Так, лучшая среди рассматриваемых нами ведущих стран АСЕАН практически по всем налоговым параметрам экономика Сингапура лидирует и в области привлечения иностранного капитала, как по абсолютной величине - в среднем 56 млрд. в год, так и по относительной 21,2% ВВП. Худшая по ряду налоговых параметров, таких как ставка налога на прибыль, совокупная ставка налогов на бизнес, экономика Филиппин является аутсайдером и в сфере привлечения ПИИ как по абсолютному, так и по относительному показателю (около 3 млрд. и около 1% от ВВП). Что касается других стран, то по абсолютным показателям притока ПИИ на втором месте после Сингапура находится Индонезия, а по доле ПИИ в ВВП Вьетнам. Это не соответствует зрелости, необременительности и удобству для бизнеса системы налогообложения этих стран, которые и по совокупной ставке налогов на бизнес и по фактору налогообложения в целом согласно исследованию PWC и WB "Ease of doing Business" занимают позиции во второй
половине списка рассматриваемых нами стран. Кроме того, по некоторым налоговым компонентам являются самыми отстающими странами АСЕАН: Вьетнам по количеству затрачиваемого на уплату налогов времени, Индонезия по количеству налоговых платежей. Таким образом, в случае Индонезии и Вьетнама очевидно, что решающую роль в привлекательности экономик для ПИИ играют другие факторы, такие как наличие более дешевой рабочей силы в сравнении с Сингапуром, Малайзией, Таиландом и Китаем, высокие темпы роста экономики и большой потенциал внутреннего спроса. Малайзия и Таиланд находятся на более высоком уровне налогового комфорта для бизнеса, занимая соответственно второе и третье место после Сингапура согласно отчету "Ease of doing Business". С точки зрения привлечения ПИИ Малайзия занимает третье место, как по объему привлекаемых ПИИ - в среднем 11 млрд. в год в 20112013 гг., так и по доле в ВВП - 3,8%. Таким образом, в значительной степени ситуация в налоговой сфере и позиции в области привлечения ПИИ близки, особенно если учесть что на протяжении долгого времени именно Малайзия была второй по привлечению ПИИ экономикой вслед за Сингапуром. Таиланд начал предпринимать ряд налоговых средств для привлечения ПИИ и повышения привлекательности экономики, в том числе резкое снижение ставки налога на прибыль в последние годы. По большинству рассмотренных нами налоговых факторов Таиланд занимает второе-третье место среди анализируемых стран (второе по совокупной ставке налога на бизнес и номинальной ставке налога на прибыль), однако предпоследнее по затрачиваемому на уплату налогов времени, что в совокупности обеспечивает ему третью позицию из шести рассмотренных стран АСЕАН и 70-ю в общемировом рейтинге по фактору налогообложение ("Ease of doing Business"). По привлечению ПИИ Таиланд занимает невысокую позицию - четвертую по объему в среднем 9 млрд. в год и пятую по доле в ВВП - 2,2%. Таким образом, в случае с Таиландом также не просматривается прямой связи между налоговыми факторами и ПИИ. В целом, согласно ряду исследований налоговые факторы оказывают определенное влияние на привлечение ПИИ в страну, однако в большинстве случаев главными факторами для инвесторов являются экономическая и политическая стабильность, качественная инфраструктура (транспорт, связь, финансовые институты), для инвесторов стремящихся получить доступ к внутреннему рынку - численность население и уровень жизни, для инвесторов стремящихся к получение специфических ресурсов - наличие этих ресурсов, для тех, кто ищет минимизации затрат - уровень заработной платы рабочих. Для последних налоговые факторы в том числе налоговая нагрузка на бизнес наиболее значимы из вышеперечисленных типов инвесторов. Как правило, инвесторы начинают рассматривать налоговые факторы, как значимые для принятия решения после определения стран с примерно одинаковым состоянием вышеизложенных более значимых для них критериев. Однако, по-прежнему, страны АСЕАН делают важнейший акцент в политике привлечения ПИИ именно на налоговое инструменты.
Литература:
1. База данных Всемирного Банка. Режим доступа: http://data.worldbank.org/
2. База данных ПИИ ЮНКТАД. Режим доступа: http://unctad. org/en/Pages/Statistics. aspx
3. http://www.kpmg.com/global/en/services/tax/tax-tools-and-resources/pages/corporate-tax-rates-table.aspx
4. Apritto Berlianto. Tax Competition and Harmonization in Southeast Asia, Massey University, Albany. 2009
5. PWC Paying taxes 2014 Режим доступа: http://www.pwc.com/gx/en/paying-taxes/assets/pwc-paying-taxes-2014.pdf
6. World Bank. Doing Business 2014. A co-publication of the World Bank and the International Finance Corporation. Wash., 29 October 2013.
Literature:
1. World Bank statistics database. http://data.worldbank.org/
2. UNCTAD FDIstatistics database. http://unctad.org/en/Pages/Statistics.aspx
3. http://www.kpmg.com/global/en/services/tax/tax-tools-and-resources/pages/corporate-tax-rates-table.aspx
4. Apritto Berlianto. Tax Competition and Harmonization in Southeast Asia, Massey University, Albany. 2009
5. PWC Paying taxes 2014. http://www.pwc.com/gx/en/paying-taxes/assets/pwc-paying-taxes-2014.pdf
6. World Bank. Doing Business 2014. A co-publication of the World Bank and the International Finance Corporation. Wash., 29 October 2013.