Муранова А.П.*
Воздействие глобализации на налоговую политику стран Юго-Восточной Азии
Всё большая вовлечённость стран Юго-Восточной Азии в единое мировое рыночное пространство и расширение их внешнеэкономических связей ведут к тому, что налоговая политика их правительств перестала определяться только национальными интересами и внутренними потребностями социально-экономического развития. По мере углубления процесса глобализации усиливается воздействие на нее внешних факторов, которые наряду с внутренними определяют ныне направление модификации налоговых систем. Это стало отчётливо проявляться уже с последней четверти ХХ века в связи с тем, что развивающиеся глобальные процессы затронули и сферу налогообложения. Обострившееся соперничество государств за привлечение иностранного капитала, за рынки сбыта и источники сырьевых ресурсов породило глобальную налоговую конкуренцию, в результате действия которой в мире заметно снижаются налоговые ставки. Отправной точкой такого движения ставок стали радикальные фискальные реформы, которые были проведены в 1980-х годах в США, Великобритании, Франции и Японии на основе концепции экономики предложения, предусматривающей значительное понижение ставок корпоративного налога в качестве средства поощрения и активизации предпринимательской деятельности частного бизнеса.
Влияние глобализации на фискальную политику стран ЮВА проявляется больше всего в наиболее развитых государствах региона - Индонезии, Малайзии, Таиланде, Филиппинах, Брунее Даруссаламе и особенно в Сингапуре, но оно сказывается также и в менее развитых странах - Вьетнаме, Мьянме, Камбодже и Лаосе. Экономическая стратегия всех этих стран нацелена на активное привлечение зарубежных инвестиций и придаёт большое значение фактору конкурентоспособности страны, важной составляющей которой является налоговая конкурентоспособность. В связи с этим в функции налоговой системы входит, помимо мобилизации финансовых ресурсов и регулирования внутренних социально-экономических процессов, также и обеспечение конкурентоспособности экономики с помощью налоговых инструментов.
Основные направления воздействия глобализации на налоговую политику государств региона нижеследующие.
1. Подоходное налогообложение. Влияние глобальных процессов на налоговую политику стран ЮВА стало ощущаться в конце ХХ в., когда были пересмотрены ставки подоходных налогов вслед за либерализацией
* Муранова А.П. - к.э.н., Старший научный сотрудник, Институт востоковедения РАН,
Отдел экономических исследований
фискальных режимов в США и в других индустриальных странах. Правительство Сингапура в течение нескольких лет подряд понижало ставку корпоративного налога - с 40% (с 1947 г. по 1987 г.) до 33% в 1988 г., 32% в 1990 г., 31% в 1991 г., 30% в 1992 г. и 27% в 1993-1995 гг. (в 1995 г. ставка была самой низкой в регионе). Шкала ставок подоходного налога с физических лиц также значительно изменилась: в 1981 г. её диапазон составлял 4-55% налогооблагаемого дохода, в 1982-1984 гг. - 4-45%, в 1985-1987 гг. - 4-40%, в 1988-1993 гг.- 3,5%-33%, в 1994 г. - 2,5-30% [2, 1981, № 6, С. 252; 1984, № 5, С. 205; 1988, № 12, С. 544; 1993, № 5, С. 281-282].
В Малайзии налог на прибыль юридических лиц был снижен с 40% в 1988 г. (взимался по этой ставке с 1947 г.) до 35% в 1989 г., 34% в 1993 г., 32% в 1994 г. и 30% в 1995 г. Ставки подоходного налога с физических лиц также были преобразованы и установлены в диапазоне 6-55% в 1984 г., 4-35% в 1992 г., 2-34% в 1993-1994 гг.и 0-32% в 1995 г. [2, 1985, № 3, С. 129; 1994, № 2, С. 94; 1995, № 5, С. 227,231; 6, 1988, С.М-16; 1995, С.М-24].
В Индонезии согласно налоговой реформы 1984 г. налог на прибыли компаний, взимавшийся по градуированным ставкам 20%, 30% и 45% был снижен до 15%, 25% и 35%, а подоходный налог с физических лиц со ставками в диапазоне 5-50% был отменён и стал выплачиваться по ставкам корпоративного налога [2, 1984, № 3, С. 133]
В Таиланде налог на прибыли компаний, незарегистрированных на местной фондовой бирже, был снижен с 40% до 35% в 1986 г.и до 30% в 1991 г. Верхняя предельная ставка индивидуального подоходного налога понизилась с 65% до 55% в 1986 г., до 50% в 1989 г. и до 37% в 1991 г. [1, 1991, № 4, С. 14-15; 2, 1986, № 9, С. 417-418].
В ХХ1в. глобальный процесс снижения ставок корпоративного налога в целях поддержания конкурентоспособности экономики протекает очень активно. Среднемировая ставка уменьшилась с 32,69% в 1999 г. до 27,47% в 2006 г., 25,51% в 2009 г. и до 23, 62% в 2016 г. то есть более, чем на 9 единиц (лишь в США ставка сохраняется на одном уровне 40% и остаётся самой высокой в мире) [3; 7, С.15]. Падение ставок налога на прибыли юридических лиц происходит во всех регионах, только с разной степенью интенсивности (см. Таблицу 1).
Таблица 1
Динамика средних ставок корпоративного налога в регионах мира, 2006-2016 гг. (%)
Регионы 2006 г. 2010 г. 2016 г. Уменьшение за период 2006-2016 гг.(% пункта)
Европа 23,7 21,46 20,48 - 3,22
Азия 28,99 23,96 21,92 - 7,07
Северная Америка 38,05 35,5 33,25 - 4,80
Африка 30,82 28,38 27,46 - 3,36
Регионы 2006 г. 2010 г. 2016 г. Уменьшение за период 2006-2016 гг.(% пункта)
Латинская Америка 29,07 27,52 27,29 - 1,78
Океания 30.6 29,0 26,0 - 4,6
Источник: [3]
«Передовым отрядом» выступают европейские страны, где в целом ставки корпоративного налога относительно низкие (за исключением Бельгии, Франции, Италии). Это, несомненно, воздействует и на положение в других районах мира, особенно в Юго-Восточной Азии, поддерживающей широкие внешнеторговые и инвестиционные связи с этим континентом. Под влиянием фискальной политики в развитых европейских странах здесь произошли существенные сдвиги в режиме корпоративного налогообложения (см. Таблицу 2). Дополнительным импульсом послужили экономический кризис и принятие двух региональных актов - в 2007 г. Плана создания Экономического сообщества государств АСЕАН на 2008-2015 гг. и в 2015 г. Плана создания экономического сообщества на 2016-2025 гг. Немаловажную роль сыграла также и сильная внутрирегиональная налоговая конкуренция, что связано с тем, что зарубежные инвестиции поступают из одних и тех же источников. Драйвером процесса выступает Сингапур, остро соперничающий с Гонконгом (ставка корпоративного налога с 2008 г.-16,5%).
Таблица 2
Динамика ставок корпоративного налога в странах ЮВА, 1999-2016 гг. (%)
Страны 1999 г. 2003 г. 2007 г. 2009 г. 2011 г. 2015 г. 2016 г.
Вьетнам 35 32 28 25 25 22
Индонезия 30 30 30 28 25 25 25
Камбоджа 20 20 20
Малайзия 28 28 27 25 25 25 24
Сингапур 26 22 20 17 17 17 17
Таиланд 30 30 30 30 30 20 20
Филиппины 33 32 35 30 30 30 30
Источник: [3; 7]
В последнее десятилетие снижались ставки налога и на доход физических лиц. но в гораздо меньшей мере, чем в корпоративном налогообложении, да и не во всех странах ЮВА. Индивидуальный подоходный налог понизился в Индонезии с 35% в 2006-2009 гг. до 30% в 2009-2016 гг., во Вьетнаме - с 40% до 35% в те же годы, в Таиланде - с 37% в 2006-2012 гг., до 35% в 2013-2015 гг., в Малайзии - с 28% в 2006-2008 гг. до 27% в 2009 г., до 26% в 2010-2013 гг. и до 25% в 2014 г. В Сингапуре, и на Филиппинах
ставки персонального подоходного налога сохранялись в 2006-2015 гг.на одном уровне - соответственно 20% и 32%, а в Мьянме ставка даже повысилась с 20% в 2013-2015 гг. до 25% в 2016 г. [5]
Воздействие глобализации на налоговую политику в странах ЮВА проявляется не только в установлении более низких ставок подоходных налогов, но также и в том, что страны региона восприняли опыт создания развитыми странами режимов налоговых льгот и уже с середины ХХв. вводили в практику различные фискальные послабления, в первую очередь для иностранных инвесторов (в сфере подоходного налогообложения это - налоговые каникулы сроком от 3 до 10 лет, льготные ставки корпоративного налога, льготные амортизационные отчисления и другие).
Еще одним каналом влияния глобальных процессов на фискальную политику в подоходном налогообложении являются соглашения об избежании двойного налогообложения, регулирующие взимание налога у источника дохода. Глобализация бизнеса ведёт к тому, что производство не ограничивается территорией одной страны и налоговая база тоже выходит за ее границы. Чтобы уловить доход и взыскать налог с него. страна, в которой извлекается доход, вынуждена отказаться от части своего фискального суверенитета и согласовывать с правительствами других государств условия разделения прав на взимание налога с дохода, полученного на её территории. За исключением Камбоджи, все государства ЮВА имеют такие договоры со странами как внутри региона, так и вне него.
2. Косвенное налогообложение. Под непосредственным воздействием глобализации модифицировалось и косвенное налогообложение, сбор от которого является преобладающим в налоговых поступлениях в бюджет. Однако в отличие от подоходных налогов процесс изменений идёт медленнее. Первая акция по пересмотру громоздких и устаревших моделей налогов с продаж была проведена в Индонезии, которая ввела с 1 января 1984 г. современный налог на добавленную стоимость (НДС), зародившийся во Франции в 1954 г. и широко распространившийся с тех пор во всём мире (кроме США). За нею последовали Филиппины (1988 г.), Таиланд (1992 г.), Вьетнам (1999 г.). В Сингапуре (1994 г.) и Малайзии (2015 г.) введен однотипный с НДС налог на товары и услуги. Мьянма в 1990 г. ввела налог с продаж под названием «коммерческий налог» планирует заменить его на НДС в 2018-2019 гг. Ставки налога колеблются в пределах от 6% (в Малайзии) до 12% (на Филиппинах) и намного ниже, чем в Европе (оптимальные 15-20%) [4].
Литература
1. Bank of Thailand. Quarterly Bulletin. Bangkok.
2. Bulletin of International Fiscal Documentation. Amsterdam.
3. Corporate Tax Rates Table. KPMG. GLOBAL [Электронный ресурс].
URL: https://home.kpmg.com/xx/en/home/services/tax/tax-tools-and-resources/ tax-rates-online/corporate-tax-rates-table.html
4. EY Worldwide VAT, GST & Sales Tax Guide 2016 {Электронный ресурс]. URL: www.ey.com/Worldwide VAT.GST &Sales Tax Guide/2016.pdf
5. Individual Income Tax Rates Table. KPMG.GLOBAL. {Электронный ресурс}. URL: https://Home.kpmg.com/xx/en/home/services/tax/tax-tools-and-resources/tax-rates-online/individual-income-tax-rates-table.html
6. International Tax Summaries. N.-Y.
7. KPMG"s Corporate and Indirect Tax Rate Survey 2009.19 October 2009. {Электронный ресурс}. URL: https://www.kpmg.com/.../KPMG"s-Corporate-and-Indirect-Tax-Rate-Survey-2009.gspx