2008
Экономика
Вып. 8(24)
Сущность и основные инструменты государственной инвестиционной политики
Е.В. Подгорнова
Пермский государственный университет
Описана сущность инвестиционной политики государства, которая заключается в проведении комплексных мер, стимулирующих инвестиционную активность и формирующих благоприятный инвестиционный климат, а также рассмотрены основные инструменты государственной инвестиционной политики.
Инвестиции играют центральную роль в обеспечении эффективности функционирования экономической системы и всего общественного воспроизводства, поскольку непосредственно влияют на возможность экономического роста в долгосрочной перспективе. Инвестиционная активность относится к числу важнейших показателей экономической динамики. Их интенсивностью определяется состояние экономики. В процессе инвестиционной деятельности решаются крупные
макроэкономические проблемы: структурная перестройка национальной экономики и технический прогресс, возможно преодоление инфляции, происходит расширение
налогооблагаемой базы и пополнение бюджета, увеличение числа рабочих мест.
Предпринимательская, инвестиционная деятельность и состояние экономики в целом в значительной степени зависят от государственной политики. Своими действиями государство может существенно затормозить или ускорить эти процессы.
Рыночная экономика, несмотря на многие положительные черты, не способна автоматически регулировать
предпринимательскую и инвестиционную деятельность, а также все экономические и социальные процессы в интересах всего общества и каждого гражданина. Она не обеспечивает социально справедливое распределение дохода, не гарантирует право на труд, не нацеливает предприятия и организации на охрану окружающей среды и не поддерживает незащищенные слои общества. Частный бизнес не заинтересован вкладывать капитал в такие отрасли и проекты, которые не приносят достаточно высокой прибыли (угольная промышленность, железнодорожный транспорт, сельское хозяйство и другие). Тем не менее, для общества и государства они просто жизненно необходимы. Рыночная экономика не
решает и многие другие актуальные проблемы. Все это требует вмешательства государства.
Прерогативой государства является и обеспечение надлежащего правопорядка в стране и ее национальной безопасности, что, в свою очередь, является основой развития инвестиционной деятельности.
Таким образом, экономика любой страны не может нормально развиваться, а инвестиции не будут вкладываться, если государство не обеспечило соответствующих условий для этого.
Инвестиционный процесс является одним из основных аспектов функционирования экономической системы, определяя уровень технологической основы и эффективности материального производства.
Государственное регулирование
экономических и социальных отношений представляет собой не что иное, как целенаправленную деятельность государства по обеспечению стабильности национальной экономики и ее воспроизводства, общих условий нормального функционирования свободных товаропроизводителей.
Важным рычагом воздействия на предпринимательскую деятельность субъектов хозяйствования и экономику страны является инвестиционная политика - одна из составных частей экономической политики государства. При помощи инвестиционной политики государство непосредственно может воздействовать на темпы объема производства, на ускорение НТП, на изменение структуры общественного производства и решение многих социальных проблем.
Под инвестиционной политикой государства понимается комплекс проводимых государством мероприятий, направленных на создание благоприятных условий для всех субъектов хозяйствования с целью оживления инвестиционной деятельности, подъема
О Е.В. Подгорнова, 2008
экономики, повышения эффективности производства и решения социальных проблем.
Главной задачей государственной инвестиционной политики является
формирование благоприятной среды, способствующей привлечению и повышению эффективности использования инвестиционных ресурсов в развитии экономики и социальной среды.
Инвестиционная политика должна быть ориентирована на:
- определение целесообразных для каждого периода времени объемов инвестиций и их структуры: отраслевой, воспроизводственной, технологической, территориальной и по формам собственности;
- выбор приоритетов;
повышение эффективности
инвестиций.
Данное определение обрисовывает все составляющие инвестиционной политики, но можно дать и более широкую трактовку. Инвестиционная политика государства -комплекс взаимосвязанных целей и мероприятий по обеспечению необходимого уровня и структуры капиталовложений в экономику страны и отдельные ее сферы и отрасли, повышению инвестиционной активности всех основных агентов воспроизводственной деятельности: населения, предпринимателей и государства. Иными словами, инвестиционная политика - это деятельность государства, направленная на изыскание источников инвестиций и установление рациональных областей их использования.
Цель инвестиционной политики государства заключается в:
- достижении постоянного и равномерного экономического роста;
- повышении благосостояния и улучшении качества жизни населения;
- обеспечении структурной перестройки экономики;
- определении стратегических приоритетов инвестирования;
- стимулировании предпринимательства и частных инвестиций;
- создании дополнительных рабочих
мест;
- привлечении инвестиционных ресурсов из различных источников, включая иностранные инвестиции;
- стимулировании создания негосударственных структур, для аккумулирования денежных сбережений населения на инвестиционные цели;
- поддержке малого и среднего предпринимательства;
- совершенствовании системы льгот и санкций при осуществлении инвестиционного процесса;
- создании условий для становления и развития венчурного инвестирования.
Инвестиционная политика государства состоит из двух основных блоков: государственное регулирование
инвестиционной деятельности и
государственное инвестирование. При этом государство выступает в качестве инвестора для основных жизнеобеспечивающих производств, социальной сферы и отраслей, имеющих государственное значение.
Инвестиционная политика проводится государством посредством находящегося в его распоряжении инструментария - совокупности рычагов воздействия на экономические процессы и участников хозяйственной деятельности. Она реализуется через законы, указы, правительственные постановления и другие нормативные акты, содержащие решения государственных органов.
Конкретные инструменты
государственной инвестиционной политики условно можно разделить на три группы: макроэкономические, микроэкономические и институциональные. К первой группе относятся инструменты, которые создают
общеэкономический климат инвестиций: влияют на процентную ставку, темпы роста экономики и внешнеторговый режим.
Наиболее эффективными среди микроэкономических инструментов
регулирования инвестиций являются меры, непосредственно влияющие на объем фондов, остающихся в распоряжении предприятия. Финансирование внутренних инвестиций обычно осуществляется из амортизационного фонда и прибыли. Из этого вытекают налоговые инструменты воздействия государства на инвестиционный процесс. В рамках налогового регулирования существуют такие формы стимулирования инвестиций, как ускоренная амортизация, инвестиционный налоговый кредит, выведение из-под налогообложения части прибыли, направляемой на финансирование капиталовложений
производственного и непроизводственного назначения.
Специальным инструментом
поощрения частных инвестиций являются государственные гарантии осуществляющему финансирование проекта учреждению. Положительным в данном инструменте является то, что в условиях высокого риска государство может эффективно повысить
заинтересованность инвесторов, уровень инвестиций и взимать плату, которая может стать существенным источником поступлений в
бюджет, отрицательным - гарантии могут превратиться в реальные долги, а также наличием целого ряда ограничителей.
Институциональные инструменты инвестиционной политики заключаются в создании механизмов координации
инвестиционных решений частных компаний между собой и с государственными инвестиционными программами, а также в создании инфраструктуры инвестиционного процесса и специализированных институтов развития. Привлекает инвестиции и
своевременная и качественная информация, и консультационный обмен между
правительством и деловыми кругами.
Иностранные инвестиции регулируются теми же методами, что и частные, но инструменты могут носить специфический характер. При привлечении и регулировании иностранных инвестиций используются гарантии правительства, налоговые
инструменты - льготы, временные освобождения от налогов, преференции, институциональные инструменты - например, создание консультативных советов,
лицензирование, ограничение или полное закрытие доступа в отдельные сферы деятельности.
В зависимости от степени воздействия государства на инвестиционную деятельность методы могут быть пассивными и активными.
Пассивный метод связан с ориентацией предпринимателей на выбор наиболее эффективных вариантов инвестирования путем разработки индикативных планов инвестиций, активный же метод связан с прямым государственным инвестированием, а также проведением государственными органами мероприятий в налоговой и бюджетной сфере, направленных на активизацию инвестиционной активности предпринимателей.
При обосновании рационального плана инвестиций и приоритетных направлений государственной поддержки капиталовложений используются такие инструменты, как динамическая модель межотраслевого баланса, системы балансовых построений, отражающих инвестиционный процесс и его отдельные аспекты.
Государство реализует функцию по формированию в стране благоприятной инвестиционной среды через активный метод, связанный с повышением эффективности инвестиционной деятельности, через инструменты активного метода, которые обобщенно можно представить в следующем виде: создание благоприятных условий для деятельности частных предпринимателей; прямое участие государства в эффективных и значимых для страны проектах; внедрение
принятых в международной практике критериев оценки финансовой эффективности инвестиций, таких как текущая приведенная стоимость, внутренняя норма рентабельности, срок окупаемости; стимулирование инвестиционной активности частного сектора экономики посредством налоговых льгот.
Далее будут рассмотрены основные инструменты государственной инвестиционной политики.
Денежно-кредитная политика
Важным инструментом целевого регулирования денежных потоков является государственное воздействие на динамику процентных ставок. Так, с целью активизации инвестирования поддержка производств и проектов, признанных приоритетными, может производиться путем кредитования по льготным ставкам. При этом движение льготных кредитов должно осуществляться через систему государственных банков развития при установлении строгого контроля,
исключающего нецелевое применение средств и финансовые спекуляции.
Опыт развития стран с рыночной экономикой показывает, что регулирование процентных ставок выступает весьма действенным методом повышения роста деловой активности в фазе кризисов, при углублении неравновесного состояния экономических систем. С достижением экономического равновесия и
сбалансированного развития производственного и финансового секторов необходимость государственного вмешательства в экономику в целом уменьшается, соответственно снижается роль государственного воздействия на динамику процентных ставок денежного рынка.
Использование государственного
регулирования характеризуется определенной цикличностью. В условиях обострения структурных диспропорций, когда действие рыночных механизмов становится
недостаточным для того, чтобы обеспечить, с одной стороны, сдерживание развития избыточных производств и обесценения основного капитала, а с другой - наращивание инвестиционной активности, роль
государственного воздействия на экономику, в том числе в области целевого регулирования денежных потоков, возрастает, при переходе экономики к устойчивому росту - уменьшается. Это подтверждается анализом практики преодоления структурных депрессий в странах Западной Европы и США, послевоенного восстановления Японии, Франции и Германии.
Государственное регулирование
процентных ставок применялось как в странах с развитой рыночной экономикой (в период послевоенного развития Японии, в течение
длительного времени во Франции, при проведении так называемого нового курса Рузвельта в США), так и в ряде развивающихся стран, демонстрирующих устойчиво высокие темпы экономического роста (Индия, Китай, страны Юго-Восточной Азии и др.). Значительные масштабы накопления, обеспечивающие возможность повышения темпов экономического развития, во многом были достигнуты в результате проведения политики активного воздействия на уровень процентных ставок в интересах развития национального производства. В этих целях использовались также прямые и косвенные методы целевого регулирования денежных потоков и трансформации внутренних накоплений в инвестиции, в частности, путем создания государственных банков развития, ссудо-сберегательных ассоциаций и иных специализированных кредитных институтов, установления определенных нормативов кредитной политики для негосударственных банков, ставок льготного налогообложения.
Мировой опыт свидетельствует, что в условиях переходной экономики кредитно-денежные инструменты выполняют двоякую функцию: регулирования деятельности
кредитных институтов, денежного рынка и экономики в целом с целью достижения финансовой стабилизации, с одной стороны, и стимулирования инвестиционной деятельности в приоритетных сферах экономики, отраслях и регионах - с другой.
В условиях, когда финансовые рынки развиты слабо и не могут обеспечить эффективного распределения денежных ресурсов, шансы на «автоматический» инвестиционный эффект общей финансовой и денежной стабилизации предельно
ограничены. Только воздействие
государственных программ на структуру кредитных потоков может способствовать их концентрации в «точках роста» на приоритетных направлениях.
Думается, ничего принципиально нового данная идея не содержит. Например, опыт послевоенной Японии, Южной Кореи, рыночного реформирования экономики в развивающихся странах и в странах Восточной Европы доказывает, что селективная государственная кредитная политика является важным фактором восстановления экономики и стимулирования экономического роста.
В Японии существенное увеличение доли кредитов, предоставляемых промышленным компаниям правительственными финансовыми учреждениями в послевоенный восстановительный и реконструктивный период, в немалой степени обусловило феномен
«японского чуда». Льготные кредиты этих учреждений составляли в тот период более половины всех долгосрочных кредитов, причем особенно высоким был их удельный вес в приоритетных, но капиталоемких отраслях: горнорудной, химической, металлургической, транспортном машиностроении.
В странах Восточной Европы в период рыночных реформ с начала 90-х гг. широко использовались льготные ставки процента для производственного сектора, в первую очередь, на реструктуризацию предприятий и развитие экспортных производств. Практически все страны используют льготное кредитование сельского хозяйства.
Микроэкономические инструменты
Налоговая политика
Государственное регулирование
частных капиталовложений должно быть направлено на обеспечение предпринимателям достаточно высокой нормы прибыли. Главным методом государственного воздействия на норму и массу чистой прибыли частных компаний является налоговая политика. Можно выделить два важнейших направления налоговой политики государства, влияющих на развитие промышленности.
Во-первых, воздействуя посредством налогов на уровень сбережений населения, амортизационных фондов фирм и их нераспределенной прибыли, т.е. на величину потенциальных источников финансирования инвестиционных программ фирм, государство влияет на важнейшие макроэкономические пропорции, в частности, на распределение национального дохода между накоплением и потреблением.
Во-вторых, используя целенаправленные налоговые льготы, а также законодательство, государство воздействует на соотношение между инвестициями фирм в активную и пассивную часть основных фондов, на скорость воспроизводства основного капитала в промышленности страны, стимулирует инвестиции промышленных фирм в приоритетные, с точки зрения государства, направления, влияет на региональное размещение инвестиций.
В области налоговой политики создание благоприятных условий активизации инвестиционной деятельности в
производственном секторе предполагает повышение действенности налоговых льгот при осуществлении инвестиций.
Экспертами Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) выделены следующие налоговые инструменты, используемые для стимулирования инвестиций в современных налоговых системах: уменьшение налоговых ставок; перенос убытков
на будущее; налоговые льготы (скидки) при осуществлении капитальных вложений; налоговые каникулы; инвестиционный налоговый кредит; льготный режим налогообложения при выплате дивидендов; льготный режим налогообложения доходов от прироста стоимости капитала при долгосрочных инвестициях; прямые налоговые вычеты (скидки) по определенным видам затрат компаний из налогооблагаемой прибыли; снижение либо отсутствие пошлин; налоговые кредиты (скидки) при увеличении добавленной стоимости; налоговые льготы, основанные на численности занятых; налоговые вычеты (скидки) для прибыли, получаемой в твердой валюте.
Налоговые каникулы — наиболее распространенный в странах с развивающейся или транзитивной экономикой налоговый инструмент для привлечения инвестиций. Налоговые каникулы обычно предоставляются вновь созданным компаниям, которые освобождаются от уплаты налога на прибыль в течение определенного времени (например, 3— 5 лет). Налоговые каникулы помимо налога на прибыль могут быть предоставлены также при уплате других налогов. Данный инструмент позволяет освободить от налогообложения чистый доход компании, получаемый в течение срока действия налоговых каникул, при реализации инвестиционного проекта, что, в свою очередь, должно способствовать инвестициям. Однако компания, использующая благоприятный режим налоговых каникул, не вправе учитывать для целей налогообложения расходы, осуществленные в течение этого периода (например, амортизацию и процентные расходы). Таким образом, государству частично компенсируется недополученный вследствие предоставления налоговых каникул доход.
Инвестиционный налоговый кредит считается одним из наиболее перспективных методов налогового регулирования инвестиций. Основным преимуществом для инвесторов является его дешевизна по сравнению с банковским кредитом. Инвестиционный налоговый кредит представляет собой обратную форму бюджетного финансирования на условиях возвратности, срочности и платности. Данная мера широко применяется в странах с развитой экономикой преимущественно с целью стимулирования капитальных вложений. Величина инвестиционного налогового кредита определяется в установленном проценте от стоимости приобретаемых машин и оборудования. Механизм его использования предполагает уменьшение суммы платежа по налогу на прибыль с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов. Если в текущем отчетном
(налоговом) периоде сумма кредита превышает установленную предельную величину от общей суммы налоговых обязательств либо если предприятие имело убытки по итогам какого-либо отчетного (налогового) периода, разница между этой и предельно допустимой суммой переносится на следующий отчетный (налоговый) период.
Формы налоговых инвестиционных льгот, устанавливаемых каждый раз в развитых странах, сообразуются с конкретными экономическими условиями и задачами промышленной политики этих стран. Следует подчеркнуть, что эти льготы могут сильно различаться применительно к специфике местных условий, определяющих
необходимость изыскания средств для развития инфраструктуры, осуществления программ развития, в особенности депрессивных районов, создания рабочих мест, развития образования, здравоохранения, привлечения или, наоборот, рассредоточения капитала и т.д.
Амортизационная политика
В современных условиях в большинстве развитых и развивающихся стран амортизационные отчисления служат главным источником финансирования капиталовложений. Варьирование норм и моделей амортизационного списания основного капитала стало одним из самых главных инструментов государственного стимулирования инвестиционной деятельности.
Мировой опыт показывает, что эффективная амортизационная политика служит активным стимулом экономического роста, залогом успешного развития страны.
Основные цели амортизации:
- возмещение затрат инвестору;
- восстановление основного капитала с учетом срока его службы;
- восстановление структуры финансовых балансов в условиях инфляции;
- совершенствование инвестиционной политики для решения государственных задач структурного развития экономики;
- поддержание научно-технического и технологического производства.
Во многих странах амортизация используется для достижения национальных приоритетов, выраженных в политике этих государств. Здесь применяется несколько подходов - в том числе и вариант ускоренной амортизации, т. е. предоставление определенной системы льгот для развития производств, стратегически важных для государства.
В законодательстве многих зарубежных стран действуют положения, согласно которым амортизация служит для восстановления основных фондов национальной
промышленности. Более того, в ряде стран
приняты законы, в соответствии с которыми амортизационные отчисления должны расходоваться на основные цели в течение одного года.
Помимо этого в зарубежной практике существует целый ряд мер, направленных на стимулирование ускоренной амортизации и роста инвестиций. Конечно, стимулирование ускоренной амортизации основного капитала по своей природе содержит в себе инфляционный импульс, вызываемый включением затрат в себестоимость продукции и снижением соответственно прибыли и оборотных средств.
В некоторых странах, например во Франции, применяются амортизационные каникулы, т. е. отсрочка амортизации, которой пользуется предприятие, попавшее в трудное положение. Оно может вычесть из облагаемого дохода суммы амортизации с обязательством включить их в последующем в амортизацию, а до этого использовать эти средства на цели текущего финансирования для выхода из кризисной ситуации.
Амортизация для инновационных целей возникла в связи с необходимостью стимулирования новых организационных форм частного бизнеса, способных быстро осуществлять и реализовывать новейшие технические и технологические разработки, особенно в области энергосбережения и экологической безопасности.
В современных налоговых системах развитых стран действуют налоговые льготы покупателям новых выпусков акций компаний, широко практикуется ускоренная амортизация оборудования, списание расходов на разведку и оборудование мест добычи в горнодобывающей и нефтегазовой промышленности, вычет из налогооблагаемого дохода затрат на научно-исследовательские разработки.
Еще один инструмент амортизационной политики - стимулирование капитальных вложений в технологии, приборы и оборудование для научно-исследовательских целей. Затраты на них могут списываться в размере 50% стоимости в первый же год. Это обеспечивает заказы промышленности на такое оборудование и технологии без привлечения бюджетных средств. Выпадающие налоговые доходы переносятся на увеличение выпуска у производителей.
В некоторых странах предусмотрена возможность удвоения амортизационных отчислений в первый год приобретения нового оборудования и технологий (стимулирование покупок и роста производительности труда).
В ряде стран применяется налоговый кредит на прирост НИОКР. Эта льгота распространяется только на национальные исследования. Налоговый кредит составляет
25% суммы прироста подтвержденных расходов. В рамках этого опыта в некоторых странах осуществляется расширение льгот по налоговому кредиту. В целях стимулирования спроса на новое оборудование со стороны малого бизнеса практикуется трехкратное увеличение ставки списания из налогооблагаемой прибыли затрат на приобретение капитального оборудования.
Одним из приоритетов экономической политики США является создание новых поколений компьютерной техники. Для притока инвестиций в эту сферу компании получили право ускорить амортизацию и списывать 30% стоимости компьютеров и другого электронного оборудования сразу после их приобретения.
Также амортизация используется для стимулирования торгового баланса. Для повышения конкурентоспособности
экспортеров применяются выборочные меры ускорения амортизации. Такие же меры применяются для высокозатратных
предприятий горной промышленности и черной металлургии.
Действенным инструментом
амортизационной политики является также амортизационная премия. Для поощрения предприятий, осуществляющих модернизацию, разрешается из их доходов исключать сумму, равную 10% исходной стоимости основных средств в дополнение к обычным амортизационным отчислениям. Данная мера была введена во Франции с целью послевоенного подъема экономики и в дальнейшем получила распространение в других странах. По сути, предприятия имеют право вычитать из суммы облагаемых доходов прибыли первого года деятельности наряду с амортизацией суммы, равные 15-30% стоимости производственных строений или
приобретенного нового оборудования. Эта мера стимулирует спрос на промышленные технологии, ориентирует на сокращение сроков строительства и пуска новых мощностей. Подобный подход может рассматриваться и как субсидия предприятиям, и как способ облегчения обслуживания инвестиций, привлекаемых из-за рубежа, что связывает практику амортизации с политикой управления платежным балансом страны.
В ряде стран существует так называемая дегрессивная амортизация. Этот метод применяется практически для всех отраслей экономики, малого
предпринимательства и сельского хозяйства. Метод состоит в более быстром начислении износа оборудования на начальном этапе при непременном условии - материальная часть должна быть новой и срок годности - не менее трех лет. Это способствует модернизации
предприятий и сокращает их налоги на начальном этапе при общей равной ставке налогов.
Наконец, во многих странах действуют компании регионального развития (КРР). Эти частные финансовые компании создаются с целью стимулирования развития регионов, страдающих от безработицы и экономической отсталости. КРР-акционерные компании, на капитал которых подписываются
государственные органы, банки, торгово-промышленные палаты, крупные
промышленные предприятия и т.д. При этом с Минфином заключается соглашение о пользовании определенным налоговым кредитом.
КРР занимаются «запуском» новых предприятий и фирм и имеют право держать в своей собственности до 35% их акций в течение четко обозначенного срока. Они предоставляют ссуды, поручительства, займы, которые гарантируются государством. Смысл этой меры заключается в том, чтобы в отсталом регионе (отрасли) создать эффективные производства с участием большого числа партнеров. Одновременно для них существует особое соглашение с определенными налоговыми льготами, в том числе и по амортизационным отчислениям.
Таким образом, амортизация в мировой практике - это отнюдь не простой способ отчисления, при котором используются единые для всех и неизменные коэффициенты. Сама по себе амортизация может быть очень гибкой и во многом зависит от того, какую цель преследует государство. Но главное - этих амортизационных отчислений должно быть достаточно для восполнения стоимости основных фондов.
Институциональные инструменты
Ключевым для реализации
эффективной инвестиционной политики является наличие развитой инфраструктуры инвестиционного процесса, состоящей из целого ряда институтов, необходимых для создания благоприятного инвестиционного климата.
Реализация инвестиционного спроса и предложения осуществляется финансовыми посредниками, наделенными широкими возможностями по обслуживанию
инвестиционных и финансовых потребностей экономических субъектов. Рыночный механизм мобилизации инвестиционных ресурсов и их эффективного размещения предполагает наличие развитой инфраструктуры
инвестиционного процесса, различных
институциональных органов инвесторов, соответствующих рыночной экономике.
Экономике развитых стран присуща сложная и многообразная структура институтов, осуществляющих мобилизацию
инвестиционных ресурсов с последующим их вложением в предпринимательскую деятельность. Эти институты, выступая финансовыми посредниками, аккумулируют отдельные сбережения домашних хозяйств и фирм в значительные массы инвестиционного капитала, который затем размещается среди потребителей инвестиций.
В наиболее общем виде финансовые институты включают следующие типы:
• коммерческие банки (универсальные и специализированные),
• небанковские кредитно-финансовые институты (финансовые и страховые компании, пенсионные фонды, ломбарды, кредитные союзы и товарищества), инвестиционные институты (инвестиционные компании и фонды, фондовые биржи, финансовые брокеры, инвестиционные консультанты и пр.).
Общей чертой для всех групп институциональных инвесторов является аккумулирование ими временно свободных денежных средств (государства, фирм, населения) с последующим вложением их в экономику.
Вместе с тем каждая из указанных групп обладает собственной спецификой как в осуществлении присущих ей функций, так и в механизме аккумуляции инвестиционных ресурсов и их дальнейшем размещении.
Особую роль в стимулировании инвестиционной деятельности играют специализированные государственные
институты развития. Такие институты развития действуют практически во всех странах с динамично развивающейся экономикой. Они играют структурообразующую роль в национальной кредитной системе, ориентируют кредитно-финансовые институты на трансформацию сбережений в инвестиции.
Государственные институты развития (банки развития, фонды развития, корпорации развития, агентства развития и т.д.) - это специализированные финансовые институты, целью деятельности которых является поддержка долгосрочного финансирования общественно значимых проектов,
способствующих экономическому росту, развитию экономики и решению социальных задач. В отличие от сходных по наименованию и осуществляемым операциям частных финансовых институтов (коммерческих банков, инвестиционных фондов, лизинговых компаний), ГИР работают не для максимизации
своей прибыли, а для решения задач, поставленных перед ними государством.
Основная задача государственных институтов развития состоит в отборе и финансовой поддержке проектов, являющихся приоритетными для развития экономики, однако не получающих необходимых ресурсов со стороны частного сектора, в том числе из-за своей высокой рискованности, длительных сроков окупаемости, сложности необходимых инструментов поддержки и т.д. Поддержка таких проектов со стороны ГИР может обеспечиваться как путем прямого предоставления кредитов и займов со стороны самих ГИР, в том числе совместно с частными финансовыми институтами, так и путем снижения рисков (предоставление гарантий, страхование кредитов и т.п.), делающих важные для государства проекты приемлемыми для частных финансовых институтов с точки зрения соотношения доходности и риска. Таким образом, ГИР выступают не в качестве источника государственных ресурсов для заведомо убыточных проектов, а в роли катализатора процессов финансирования приоритетных секторов, предприятий и сфер бизнеса с привлечением ресурсов частного бизнеса.
Мировая практика выработала следующую типологию институтов развития: Банки Развития, венчурные фонды, агентства развития, работающие в социальных сферах.
Банки развития - крупные высококапитализированные финансовые
институты, обеспечивающие финансирование крупных значимых для государства инфраструктурных и инновационных проектов. К основным секторам, получающим поддержку ГИР, как правило, относятся:
отрасли инфраструктуры; производство и экспорт высокотехнологичной продукции; импорт передовых зарубежных
технологических комплексов в интересах расширения производства продукции с высокой
степенью обработки; поддержка фирм, занимающихся НИОКР и их внедрением в производство; поддержка вновь создаваемых высокотехнологичных фирм, предприятий малого и среднего бизнеса.
К основным операциям, проводимым ГИР, в соответствии с международным опытом, относятся: кредитование проектов, экспертиза проектов, организация финансирования проектов с привлечением отечественных и международных финансовых институтов и участие в синдицированном кредитовании, предоставление гарантий по операциям кредитования заемщиков коммерческими банками, предоставление специализированных финансовых услуг, направленных на снижение рисков (использование производных финансовых инструментов, секъюритизация активов и др.), обслуживание расчетов, осуществляемых в рамках реализации проектов, в финансировании которых ГИР принимают участие; страхование политических и коммерческих рисков национальных экспортеров; осуществление лизинговых операций; оказание консультационных услуг частным финансовым институтам и их потенциальным клиентам, предприятиям, осуществляющим приоритетные для государства проекты, включая содействие в продвижении их продукции на зарубежных рынках.
THE ESSENCE OF INVESTING
POLICY OF THE GOVERNMENT
E.V. Podgornova
The essence of investing policy of the government, which consists in carrying out complex measures, stimulating investment activity and formulating positive investment climate, is offered.