Научная статья на тему 'Социально-культурная сфера как отрасль экономики Кыргызской Республики'

Социально-культурная сфера как отрасль экономики Кыргызской Республики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1184
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЮДЖЕТ / СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА / КУЛЬТУРНАЯ СФЕРА / ПРОГРАММА / СТРАТЕГИЯ / РЕАЛИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чотонов Мамашарип Мамытович

Современные рыночные отношения сопровождаются трансформацией отношений собственности, коренным изменением общественных отношений между людьми и их объединениями по поводу материальных благ. Специфичность отраслей социально-культурной сферы изначально определила необходимость нестандартных решений, принимаемых в процессе регулирования в них отношений собственности. Основой государственных гарантий сохранения и развития отраслей социально-культурной сферы в Кыргызской Республике является преимущественно государственное финансирование, т. е. главным источником финансовых средств для всей социально-культурной сферы является государственный бюджет. Этому и будет посвящена данная статья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социально-культурная сфера как отрасль экономики Кыргызской Республики»

Реформирование системы межбюджетных отношений должно сопровождаться корректировкой местного процесса. Формирование доходной части бюджета должно основываться на местных налогах независимо от их удельного веса в структуре налоговых доходов. Местные органы власти должны обосновывать нормативы отчислений от общегосударственных налогов на основе прогнозов о поступлениях от местных налогов, а не наоборот, как это происходит сейчас.

Литература

1. Закон «О введении в действие Бюджетного кодекса Кыргызской Республики».

1. Государственные и муниципальные финансы. Бабич А. М., Павлова Л. Н.

2. Карасартова Р. Совершенствование системы межбюджетных отношений в Кыргызстане.

3. Кыргызстан в цифрах, 2015.

4. Материалы Министерства финансов Кыргызской Республики, 2015.

Социально-культурная сфера как отрасль экономики Кыргызской Республики

Чотонов М. М.

ЧотоновМамашарип Мамытович / СЬоЮпоу ЫатаяЬапр Мату1оу1сЬ — кандидат экономических наук, доцент,

кафедра социально-культурной деятельности, Кыргызский государственный университет культуры, и искусств им. Б. Бейшеналиевой, г. Бишкек, Кыргызская Республика

Аннотация: современные рыночные отношения сопровождаются трансформацией отношений собственности, коренным изменением общественных отношений между людьми и их объединениями по поводу материальных благ. Специфичность отраслей социально-культурной сферы изначально определила необходимость нестандартных решений, принимаемых в процессе регулирования в них отношений собственности. Основой государственных гарантий сохранения и развития отраслей социально-культурной сферы в Кыргызской Республике является преимущественно государственное финансирование, т. е. главным источником финансовых средств для всей социально-культурной сферы является государственный бюджет. Этому и будет посвящена данная статья. Ключевые слова: бюджет, социальная сфера, культурная сфера, программа, стратегия, реализация.

Развитие мировой цивилизации, внедрение новой технологии, электронной техники приводят к тому, что у человека увеличивается свободное время и, соответственно, это приводит к развитию тех отраслей экономики, которые удовлетворяют социально-культурные потребности человека. Во всем мире всё большее внимание со стороны ученых и менеджеров уделяется производству такого рода услуг. Законы и механизмы развития социально-культурной сферы сегодня исследуют специалисты различных отраслей знаний - философы, культурологи, педагоги, медики, экономисты. Естественно, что в современных условиях процессы развития социально-культурной сферы требуют глубокого экономического осмысления. В принципе, такая область экономических знаний, как экономика социально-культурной сферы получила своё развитие относительно недавно - в конце 60-х - начале 70-х годов ХХ века. Но до сих пор нет единого чёткого определения, что же относится к социально-культурной сфере.

В последнее время всё чаще употребляется термин «непроизводственная сфера». К непроизводственной сфере отнесены следующие отрасли национальной экономики и виды деятельности: жилищно-коммунальное хозяйство, непроизводственные виды бытового обслуживания; здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение; народное образование; культура и искусство; наука и научное обслуживание; финансы, кредит, страхование, пенсионное обеспечение; государственное управление; общественные объединения; торговля и общественное питание; транспорт и связь; природоохранная деятельность. Таким образом, непроизводственная сфера - это совокупность отраслей, не связанных (или почти не связанных) с производством материальных благ [1, с. 58-60]. О непроизводственной сфере можно говорить как о создании объектов социальной инфраструктуры.

Однако, по мнению многих учёных, понятия «непроизводственная сфера» и «социально-культурная сфера» не тождественны.

Ряд авторов определяет социально-культурную сферу как совокупность предприятий, выпускающий продукт, связанный с жизнедеятельностью людей, но в этом случае к социально-культурной сфере можно отнести и многие отрасли экономики, такие как автомобилестроение, производство бытовой техники и многие другие.

Другие учёные определяют социально-культурную сферу как совокупность предприятий, имеющих значение для повышения культурного уровня всего общества. В этом случае трактовка понятия «социально-культурная сфера» довольно узкая, т. е. в перечень таких предприятий можно отнести только учреждения культуры, такие как театры, библиотек, клубы, музеи и т. п.

Но будет правильнее под социально-культурной сферой понимать совокупность предприятий, учреждений, организаций, осуществляющих производство, распределение, сохранение и организацию потребления товаров и услуг социально-культурного и информационного назначения, обеспечивая тем самым удовлетворение социально-культурных и информационных потребностей населения.

Эта сфера представляет совокупную социально-культурную организацию общества, и в соответствии с Законом КР «Об основных принципах бюджетного права в КР» социально-культурная сфера включает в себя следующие группы или отрасли [2]:

- образование и профессиональная подготовка кадров;

- наука и научное обслуживание;

- здравоохранение и социальное обеспечение;

- жилищно-коммунальное хозяйство и бытовое обслуживание;

- культура, искусство и средства массовой информации;

- физическая культура и спорт;

- индустрия туризма, гостеприимства и рекреационных услуг.

В социально-культурной сфере, как и в других отраслях общественного производства, проявляются определенные экономические отношения. Они складываются в процессе воспроизводства социальных благ, выступающих как в вещественной форме, так и в форме услуг или полезного эффекта труда, потребляемого в процессе его производства.

Таким образом, экономика социально-культурной сферы - это наука, призванная изучать экономические проблемы как сферы в целом, так и отдельных ее отраслей. Становление экономики социальной сферы как самостоятельного научного направления обусловлено не только необходимостью улучшения, например, жилищно-коммунальных, культурно-образовательных, медицинских и других социальных услуг, но и наличием широкой области социально-экономических отношений, связанных с необходимостью вовлечения в оборот многочисленных и дорогостоящих экономических ресурсов различных отраслей социально-культурной сферы.

Необходимость развития рыночных отношений в экономике ставит задачу существенного обновления методологии и организации экономического анализа в отраслях социально-культурной сферы, перехода к международным стандартам ведения анализа и учета.

Несмотря на быстрое развитие отраслей социально-культурной сферы, специфическим продуктом которой является услуга и усиление ее роли, в экономике до сих пор не выработано общепринятого определения понятия «услуга».

По мнению многих ученых, услуга - это особая потребительная стоимость, которую доставляет труд, только не в качестве вещи, а в качестве деятельности. Другие - под услугой понимают огромное разнообразие видов деятельности и коммерческих занятий. Услуга - это объекты продажи в виде действий, выгод или удовлетворений. Услуга - любое мероприятие или выгода, которые одна сторона может предложить другой и которые в основном не осязаемы и не приводят к завладению чем-либо.

Важнейшей проблемой экономики социально-культурной сферы является классификация услуг. Используют различные критерии классификации услуг, но в качестве примера можно рассмотреть классификацию, в основе которой лежит идея о том, на кого (на что) направлены услуги, и являются ли они осязаемы или нет [3, с. 23].

Таблица 1. Классификация услуг

Основные классы услуг Сферы услуг

1. Осязаемые действия, направленные на тело человека Здравоохранение, салоны красоты и парикмахерские, спортивные заведения, рестораны

2. Осязаемые действия, направленные на товары и другие физические объекты Поддержание чистоты и порядка (ЖКХ), прачечные и химчистки, ветеринарные услуги

3. Неосязаемые действия, направленные на сознание человека Образование, радио-, телевизионное вещание, информационные услуги, театры, музеи

4. Неосязаемые действия с неосязаемыми активами Юридические и консультационные услуги, страхование, операции с ценными бумагами

Классификация услуг позволяет улучшить понимание изучаемого явления, выделить отличительные черты каждого вида услуг, определить специфику методов управления организациями социально-культурной сферы.

Определенная уникальность услуг организации социально-культурной сферы обуславливает специфику их производства и реализации. Специфика эта касается, в первую очередь, культурных и просветительных услуг и заключается в том, что их реализация возможна только при наличии у населения свободного времени, духовных и других запросов, финансовых возможностей. Например, для сферы туризма имеет значение наличие свободного времени, желания и платежеспособности населения. Кроме того, культурные потребности и услуги находятся под жестким влиянием такого социально-культурного явления, как мода. Мода оказывает влияние на производство и реализацию продукта туристских фирм, издательств, предприятий шоу-бизнеса, предприятий бытовых услуг (парикмахерские, салоны красоты, массажные кабинеты и др.).

Исследование видов услуг или продуктов организаций социально-культурной сферы позволяет выделить продукты или услуги на основные и вторичные.

К основным (продуктам или услугам) относится услуга или продукт деятельности организации социально-культурной сферы, соответствующей профилю деятельности. Каждая организация СКС выпускает конкретные продукты или услуги, являющиеся для нее основными, например, для театра -это создание спектаклей, для музеев - организация экспозиций, для шоу-бизнеса - организация концертов, для высших учебных заведений - организация учебного процесса и т. д.

Под вторичным продуктом понимается видоизмененный, но без нарушения целостности или социокультурной значимости основной продукт. Некоторые виды услуг, например, организация буфетов, платных автостоянок и т. д., не имеют отношения к созданию основной услуги, например, при оказании услуг туристического характера. Однако вторичный продукт или услуга призваны решать следующие задачи:

- Увеличение доходов организации.

- Расширение каналов реализации основного продукта.

- Повышение значимости, имиджа предприятия.

- Выполнение функции «промоушн», т. е. продвижение основного продукта на рынке.

Современные рыночные отношения сопровождаются трансформацией отношений собственности,

коренным изменением общественных отношений между людьми и их объединениями по поводу материальных благ. Специфичность отраслей социально-культурной сферы изначально определила необходимость нестандартных решений, принимаемых в процессе регулирования в них отношений собственности. Кроме того, объективные сложности переходного периода привели к усложнению институциональной структуры отраслей, а также обострили финансовые проблемы учреждений и организаций отраслей социально-культурной сферы, главным образом общественного сектора -государственных и вновь зарождающихся частных некоммерческих и коммерческих структур. Эти проблемы данной сферы могут быть решены только при учёте их взаимосвязи с собственностью, при тщательном просчёте того, какое воздействие в ближайшем и отдалённом будущем принимаемое решение способно оказать на отношения собственности. Отношения собственности формируются под влиянием господствующих экономических отношений и социально-экономических условий жизни. Эта общая теоретическая предпосылка определённым образом модифицируется в отраслях социально-культурной сферы, которые являются, во-первых, преимущественно сферой общественного сознания и, во-вторых, совокупностью отраслей, учреждений, хозяйствующих субъектов. Кроме того, в отраслях социально-культурной сферы имеется большой объём невещественных факторов и результатов производства, что определяет существование особого рода неимущественных отношений собственности, не характерных для большинства отраслей.

Рыночная экономика обусловила появление разнообразных форм собственности в социально-культурной сфере, формирование которых происходит под влиянием как экономических, так и неэкономических факторов. Исходя из этих факторов организации социально-культурной сферы обладали следующими признаками [4, с. 26]:

- Классификация по формам собственности.

- Классификация по виду продукта (результату деятельности).

- Классификация по способу хозяйственной деятельности.

Основой государственных гарантий сохранения и развития отраслей социально-культурной сферы в Кыргызской Республике является преимущественно государственное финансирование, т. е. главным источником финансовых средств для всей социально-культурной сферы является государственный бюджет. Одним из основных направлений государственного финансирования предприятий социально-культурной сферы являются государственные субсидии, которые бывают прямые и косвенные. Через прямые субсидии государство стимулирует накопление капитала, финансирует капитальные вложения в отрасли, развитие которых необходимо, но недостаточно прибыльно, например, отрасли культуры и искусства. Косвенное субсидирование осуществляется в основном средствами налоговой и денежно-кредитной политики, а также через механизм монопольно-высоких и монопольно-низких цен.

89

К государственным источникам финансирования и поддержки отраслей социально-культурной сферы относятся и выделяемые премии, пособия, гранты, льготные тарифы на транспортные перемещения во время гастрольных туров по Кыргызстану и за рубежом, которыми пользуются различные группы творческих деятелей, выдающиеся представители художественной элиты, преуспевающая в обучении студенческая молодежь, победители различных конкурсов и т. п.

Кроме государственного бюджетного финансирования, крупная часть социальных расходов (около 8 % ВВП) проходит по государственным целевым внебюджетным фондам, к которым относятся: пенсионный фонд, фонд социального развития, фонды медицинского страхования и другие [5, с. 30-31].

К децентрализованным или негосударственным (внебюджетным) источникам финансирования относятся [6, с. 34]:

- Коммерческая деятельность предприятий социально-культурной сферы (платные услуги, страховая деятельность и т. д.).

- Защита авторских прав также обеспечивает серьезный источник пополнения дохода предприятий социально-культурной сферы.

Самую серьезную роль во внебюджетных источниках выполняют:

а) международные проекты и программы, финансируемые из различных Международных благотворительных фондов и банков, в виде научных грантов, премий, стипендий и т. п.

б) взаимодействие и сотрудничество различных учреждений социально-культурной сферы с обществом и бизнесом в формах спонсорства, благотворительности, патронажа.

Спонсорство, в соответствии с Законом КР «О рекламе» [7], представляет собой разновидность рекламной деятельности и предполагает, что спонсируемое лицо оказывает спонсору услуги рекламного характера. Спонсорство включает целевые субсидии коммерческим фирмам с целью взаимовыгодного сотрудничества с социально-культурными учреждениями путем реализации совместных проектов на основании взаимных обязательств сторон, т. к. учреждения социально-культурной сферы становятся выгодным деловым партнером.

Благотворительность, направленная на социально-приоритетные цели, не предполагает каких-либо финансовых и прочих обязательств со стороны учреждений социально-культурной сферы, получающих поддержку, и выдвигает на первый план нравственный аспект совершаемого действия. Достаточно устаревший и требующий внесения поправок и изменений Закон «О меценатстве и благотворительной деятельности» в редакции от 6 ноября 1999 г. № 119 не предусматривает конкретных льгот и привилегий участникам благотворительной деятельности.

Благотворительная деятельность характеризуется добровольностью, т. е. к благотворительности не относится уплата различного рода обязательных платежей и взносов; и бескорыстностью, под которой понимается оказание поддержки не только на безвозмездной, но и на льготной основе.

Патронаж - покровительство не только финансовое, но и организационное, оказываемое на долговременной стабильной основе.

Успеху в поиске дополнительных источников финансирования способствует использование хорошо апробированной за рубежом методики фандрейзинга (с англ. - поиск, добывание средств).

Фандрейзинг является конкретной формой управленческой технологии, позволяющей консолидировать усилия и средства государства, бизнеса и общественности. Это деятельность по привлечению и аккумулированию финансовых средств из различных источников на реализацию социально-культурных проектов и программ, не имеющих, как правило, непосредственной коммерческой выгоды. К специальным акциям фандрейзинга относят: приемы и презентации, конкурсы и премии, аукционы знаменитостей, лотереи, обеды, балы, уличные сборы, продажа мест для рекламы и т. д.

Расходы на содержание организаций социально-культурной сферы определяются на основе принципов сметного и нормативного планирования. Расчетными единицами служат показатели деятельности предприятий социально-культурной сферы, характеризующие обслуживаемый контингент (количество учащихся, учебных групп, классов, число коек, проведенных операций и т. п.) и время функционирования учреждений социально-культурной сферы в течение года. Определение расходов на предприятиях социально-культурной сферы производится на основании укрупненных нормативов, охватывающих все виды затрат учреждений СКС и ориентирующих работу этих учреждений на достижение конечных результатов: обучение детей, подготовку специалистов, оказание помощи больным и т. п.

Финансовая норма расхода выражает меру удовлетворения конкретной потребности в определенной сумме денежных средств.

Особое значение имеет разработка и внедрение системы минимальных социальных стандартов в КР, отражающих уровень государственных гарантий в обеспечении населения страны бесплатными и льготными социально-культурными услугами, в соответствии с конституционными нормами о бесплатности образования, здравоохранения, социальной защите наименее обеспеченных слоев населения.

90

Стандарты и нормы стали разрабатываться с середины 90-х годов с принятием Законов КР «О прожиточном минимуме» [8], «О минимальной заработной плате» [9], «О минимальном потребительском бюджете» [10]. Эти нормативные документы установили один из важных социальных стандартов: уровень нищеты, бедности, обеспеченности, минимальной заработной платы и т. д.

Социальный стандарт - это уровень удовлетворения совокупности потребностей населения. В названной системе приняты три уровня стандартов: минимальный, средний, рациональный.

Социальные нормы - это единые или групповые для однородных территорий меры социальных потребностей, таких как обеспеченность: населения - учреждениями социально-культурной сферы, их услугами; работников этих учреждений - ресурсами, достаточными для их эффективного функционирования.

Таким образом, применение стандартов и норм делает расчет бюджетной потребности прозрачным, исключает самостоятельность, лоббирование территориями своих проблем с целью повышения уровня доходов. Она приемлема для всей территории Кыргызской Республики. Следовательно, можно добиться требуемого уровня экономических показателей в социально-культурной сфере.

Литература

1. Асаналиева Г. Т. Особенности системы предоставления социальных услуг в условиях переходной экономики / Вестник КРСУ, Т. 8, 2008. № 3. С. 58-60.

2. Закон Кыргызской Республики «Об основных принципах бюджетного права в Кыргызской Республике». В редакции Закона от 25 июля 2012 г. № 141.

3. Асаналиева Г. Т. Теоретические основы исследования сферы социальных услуг. Б.: КРСУ, 2006. 23 с.

4. Закон Кыргызской Республики «О рекламе». В редакции Закона от 18 декабря 2009 г. № 310.

5. Закон Кыргызской Республики «О прожиточном минимуме». В редакции Закона от 18 декабря 2009 г. № 310.

6. Закон Кыргызской Республики «О минимальной заработной плате». В редакции Закона от 26 мая 2009 г. № 170.

7. Закон Кыргызской Республики «О минимальном потребительском бюджете». В редакции Закона от 6 мая 1993 г. № 1190-Х11.

Совершенствование инструментов реализации фискальной политики

в Кыргызской Республике Омургазиева Н. Б.

Омургазиева Назира Бекболотовна / Ошп^/лгвуа Ыахгта БвкЬо1Моупа — аспирант, кафедра финансов, экономический факультет, Кыргызский национальный университет им. Ж. Баласагына, г. Бишкек, Кыргызская Республика

Аннотация: в статье рассматриваются проблемы осуществления фискальной политики в рамках расходов и доходов государственного бюджета республики, а также структура доходной политики бюджета.

Ключевые слова: государственный бюджет, фискальная политика, расходная политика государственного бюджета, налоговая система, косвенные налоги, прямые налоги.

Перевод экономики на рыночные отношения, разгосударствление и приватизация предприятий, введение свободы предпринимательства, свободы ценообразования и внешнеэкономической деятельности, отказ от государственного финансирования хозяйствующих субъектов, быстрый рост цен и инфляции - все это крайне болезненные процессы, которые самым непосредственным образом затронули экономику страны.

Объективная реальность социально-экономического развития Кыргызстана указывала на то, что сама по себе проблема экономического роста исчезнуть не может, необходима государственная поддержка, государственное правовое регулирование экономики. Еще во второй половине двадцатого столетия американский экономист Дж. К. Гэлбрайт издал свою книгу «Экономические теории и цели общества в США» (1973 год), где писал: «что после создания Д. Кейнсом теории регулируемой экономики, экономическая система капитализма больше не может считаться саморегулирующейся. Только вмешательство государства способно обеспечить рост и осуществление социальных программ» [1, 7].

Переходная экономика характеризуется изменением структуры отраслей хозяйства, которая, в свою очередь, изменила структуру налогооблагаемой базы. Источником доходов и налогов становится

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.