ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
Проблемы развития межбюджетных отношений в Кыргызской Республике
Кельдибеков А. К.
Кельдибеков Акматбек Кельдибекович /КеЫАекоу АкшаАекКеЫАекстсЬ — кандидат экономических наук,
докторант,
Кыргызский экономический университет имени М. Рыскулбекова, г. Бишкек, Кыргызская Республика
Аннотация: в статье рассматриваются вопросы разграничения, закрепления бюджетных полномочий по уровням формирования правоотношений между различными уровнями консолидированного бюджета.
Ключевые слова: межбюджетные отношения, стимулирующие гранты, выравнивающие гранты, местные бюджеты, исполнение бюджета.
Согласно Закону Кыргызской Республики «О введении в действие Бюджетного кодекса Кыргызской Республики» с 1 января 2017 года в Бюджетном кодексе заложены следующие основные направления для дальнейшего реформирования бюджетного законодательства:
- нормативное закрепление прав и обеспечение возможностей граждан открыто участвовать в обсуждении вопросов формирования бюджетов и возможности их мониторинга и контроля;
- усиление контрольных полномочий Жогорку Кенеша КР;
- введение бюджетных принципов и основополагающих требований к формированию, утверждению и исполнению бюджетов бюджетной системы республики;
- четкая регламентация бюджетной системы, определений и терминов, используемых в бюджетном процессе, и процедур формирования и исполнения бюджетов;
- внедрение основополагающих механизмов бюджетного планирования, а также программно-целевого бюджетирования, ориентированного на результат;
- обеспечение прозрачности бюджетного процесса и минимизацию коррупционных проявлений при всех циклах формирования и исполнения бюджета;
- построение эффективной системы межбюджетных отношений с прозрачными инструментами регулирования;
- разграничение роли и полномочий и закрепление ответственности участников бюджетного процесса;
- разграничение расходных обязательств между бюджетами;
- последовательное развитие регионов;
- определение бюджетных инвестиций, ориентированных на цели развития.
Особо необходимо также выделить следующие направления, заложенные в Бюджетном кодексе:
- величина государственного долга будет определяться Правительством Кыргызской Республики с учетом международных показателей долговой устойчивости;
- четко определена норма, в соответствии с которой проекты законов об изменении финансовых обязательств государства, об увеличении расходов бюджета, финансируемых из республиканского бюджета, либо о сокращении его ресурсов принимаются только с согласия Правительства;
- реформирована система учета специальных средств, в состав которых будут включаться только средства, полученные от выполненных работ и оказанных услуг по перечню, утверждаемому Правительством Кыргызской Республики;
- предусмотрены особенности формирования бюджетов судебной системы и Счетной палаты Кыргызской Республики;
- бюджет ФОМС стал самостоятельным, и будет утверждаться отдельным законом Кыргызской Республики [1.26].
Межбюджетные отношения, как считают ученые Павлова Л. Н., Бабич А. М., - это «Совокупность отношений между органами государственной власти, органами власти субъектов местного самоуправления по поводу разграничения и закрепления бюджетных правомочий, соблюдения прав, обязанностей и ответственности органов власти в области составления и исполнения бюджетов и бюджетного процесса» [2.89].
По мнению Карасартовой Р. Р., межбюджетные отношения - это отношения, возникающие между органами государственной власти и органами местного самоуправления в ходе бюджетного процесса по поводу четкого разграничения расходных полномочий, распределения доходов между уровнями бюджетной системы, а также перераспределения средств из вышестоящего уровня бюджета в нижестоящие в порядке бюджетного регулирования [3.18].
83
Эффективная система межбюджетных отношений должна быть направлена на достижение трех целей:
1) Повышение уровня жизни, обеспечение социальной защищенности и равного доступа населения к общественным услугам и социальным гарантиям на всей территории страны;
2) Обеспечение устойчивого экономического развития при оптимальном использовании налогового и ресурсного потенциала отдельных территорий и страны в целом;
3) Упрочение государственного устройства и территориальной целостности страны, создание предпосылок для становления гражданского общества
Межбюджетные отношения на современном этапе выглядят структурно следующим образом.
Республиканский бюджет, который является основным финансовым планом государства, а также субсидирует местные бюджеты через следующие инструменты:
- выравнивающие гранты;
- стимулирующие гранты.
В части расходной политики межбюджетных взаимоотношений и их исполнения выступает казначейская система исполнения бюджета.
В части доходной базы бюджетов разных уровней выступает система налогов, а также других обязательных платежей в пользу бюджетов.
Таким образом, межбюджетные отношения - это комплекс взаимосвязанных финансовых звеньев, который обеспечивает выполнение социально-экономических, экологических и других задач государства.
Большую часть в общих трансфертах сектора государственного управления занимают гранты местным бюджетам, за исключением городов республиканского значения.
Таблица 1. Индикаторы местных бюджетов за 2010-2014 гг., млн сом
Наименование 2010 год 2011 год 2012 год 2013 год 2014 год
Собственные доходы 7 021,1 8 011,9 8 691,7 9 843,1 12 304,9
Категориальный грант 4 171,6 4 062,2 4 084,5 11 050,7 11 177,1
Выравнивающий грант 806,9 947,5 1 059,2 954,9 696,1
Средства передаваемые 1 442,2 2 616,3 8 178,1 2 388,8 735,0
Всего местные бюджеты, млн сом 13 441,8 15 637,8 22 013,5 24 237,4 24 913,2
Доля расходов, покрытая за счет собственных средств, % 52,2% 51,2% 39,5% 40,6% 49,4%
Источник: данные Министерства финансов КР.
Так, в 2014 г. общий объем грантов, передаваемых районным бюджетам, составил 447,3 млн сом., (82,1%), бюджетам айыл окмоту - 3 725,2 млн сом. (71,3%), городам районного значения - 216,0 млн сом. (67,6%), городам областного значения - 439,3 млн сомов (61,0%), наименьшая часть приходится на долю городов республиканского значения - 181,9 млн сом. (21,1%) (табл. 1) [4.54].
На наш взгляд, наиболее сложным барьером развития и эффективного функционирования муниципальных образований является их финансово-бюджетная необеспеченность. Поэтому финансовая политика местного самоуправления должна быть выстроена таким образом, чтобы финансировать большую часть своей деятельности по реализации собственных внутренних задач за счет собственной доходной базы, не впадая в зависимость от государственных и кредитных учреждений. Однако неравномерные экономические возможности органов местного самоуправления вызывают необходимость привлечения бюджетных трансфертов.
города районного значения 4,3%
бюджеты айыл окмоту 44,7%
районные бюджеты 7,3°%
города республиканского значения 33,6%
города областного значения 10,1%
Источник: по данным Министерства финансов КР.
Рис.1. Распределение расходных средств по МСУ за 2014 г. 84
Большая часть (44,7 %) расходных средств распределяется на нужды бюджета айыл окмоту, меньшая часть - в города районного значения (4,3%) (рис. 1).
Как известно, гранты рассчитываются и распределяются на основе формулы, утвержденной Правительством Кыргызской Республики, которая учитывает лишь финансовый разрыв между потенциалом доходов и потребностями местного бюджета на финансирование расходов местного сообщества, без других факторов жизнедеятельности самоуправления.
Одна из особенностей новой модели выравнивающих грантов состоит в том, что она устанавливает порядок расчета размера выравнивающих грантов местным бюджетам, разделенным по следующим группам: города республиканского значения, города областного значения, города районного значения, айыл окмоту, которые, безусловно, различаются по уровню доходности [4.56].
Отличие новой, разработанной нами, модели от старой заключается в том, что при расчете выравнивающих грантов расчеты ведутся от доходного потенциала, а не от потенциального дохода (прогноза доходов), а также бюджетных расходов, при определении которых применены корректировочные коэффициенты (коэффициент уровня урбанизации, коэффициент высокогорности и отдаленности, коэффициент структуры населения, коэффициент масштаба).
Обновленная модель позволяет варьировать параметры бюджетной политики в области межбюджетных отношений, что дает возможность анализировать и сопоставлять различные методы межбюджетного регулирования, а также рассчитать размер выравнивающих грантов в зависимости от выбранных параметров формулы распределения.
Данный анализ сформирован согласно нормативно--правовых актов Кыргызской Республики, которые определяют переход на новые принципы межбюджетных отношений (от 3-уровневого бюджета к 2-уровневому), где в системе межбюджетных отношений понятие местные бюджеты включают в себя бюджеты местного сообщества аила, поселка, города, формирование, утверждение и исполнение которого осуществляют органы местного самоуправления.
При формировании местных бюджетов на 2013 год и 2014-2015 годы Министерством финансов Кыргызской Республики, местные бюджеты разделены на 4 группы, общее количество которых составляет 484 субъектов:
■ Города республиканского значения - 2;
■ Города областного значения - 12;
■ Города районного значения - 11;
■ Айыл окмоту - 459.
Общий объём проекта местных бюджетов на 2015 год составляет 22 454,6 млн сомов, или увеличение объема местных бюджетов по сравнению с 2011 годом составляет 1 814,8 млн сомов.
Увеличение объёма местных бюджетов на 2012 год связано с введением новых условий оплаты труда работникам социальной сферы, с выплатой доплаты к заработной плате работникам бюджетной сферы из-за изменения тарифной политики на энергоносители, «О фискальных преференциях, льготах и отсрочках для физических и юридических лиц, пострадавших во время беспорядков в Ошской и Джалал-Абадской областях и мерах по стабилизации и восстановлению региона».
14 000,0 12 000,0 10 000,0 8 000,0 6 000,0 4 000,0 2 000,0 0,0
1Ш
2010 год
2011 год 2012 год 2013 год 2014 год
Рис. 2. Диаграмма: Динамика доходов местных бюджетов
В рамках мер по выполнению программы Правительства Кыргызской Республики «Стабильность и достойная жизнь», в целях укрепления доходного потенциала местных бюджетов, Министерством финансов при формировании проектов местных бюджетов на 2014-2016 годы определены новые нормативы отчислений от общегосударственных и других доходов.
85
Таблица 2. Новые нормативы отчислений от общегосударственных и других доходов распределены дифференцированно следующим образом
Наименование групп Подоходный налог, уплачиваемый налоговым агентом Налог на основе обязательного патента Налог за пользование недрами Всего
2011 | 2012 2011 | 2012 2011 | 2012
о/ % сумма % сумма % сумма
Города республиканского значения 35% 50% 659,4 50% 100% 22,0 0% 50% 38,8 720,2
Города областного значения 30% 40% 93,1 50% 100% 0,9 0% 50% 8,0 102,0
Города районного значения 30% 40% 74,0 50% 100% 1,1 0% 50% 4,2 79,3
Айылокмоту 0% 10% 155,0 50% 100% -0,5 0% 50% 29,7 184,2
ИТОГО: 981,5 23,5 80,7 1 085,7
Справочно: изменения нормативов отчислений коснулись исключительно 3-х вышеуказанных регулируемых налогов (за вычетом поступления от букмекерских кантор).
При этом принимались во внимание следующие критерии, которым должны удовлетворять эти налоги:
• возможность органов МСУ реально влиять на базу налогообложения и собираемость налогов;
• равномерность размещения налоговой базы по территории;
• равномерность поступлений в течение года.
Таблица З.Общий объём местных бюджетов на 2012-2014 годы (млн сомов)
Наименование 2011 год 2012 год 2013 год 2014 год Откл. (3-2) Откл. (4-2) Откл. (5-2)
1 2 3 4 5 6 7 8
Местные бюджеты 20 639,8 22 454,6 22 390,5 23 510,6 1 814,8 1 750,7 2 870,8
По межбюджетным трансфертам:
Таблица 4.Категориальные гранты (млн сомов)
Наименование на 2011 на 2012 на 2013 на 2014 Откл. Откл. Откл.
год год год год (3-2) (4-2) (5-2)
1 2 3 4 5 6 7 8
Категориальные гранты 3 929,5 10 760,0 10 760,0 10 760,0 6 830,5 6 830,5 6830,5
Объем категориальных грантов на 2012 год составляет 10 760,0 млн сомов, по сравнению с 2011 годом объем категориальных грантов увеличился на 6830,5 млн сомов.
Увеличение объема категориальных грантов связано с принятием следующих нормативно-правовых актов:
в соответствии с Постановлением Правительства КР №18 от 19.01.2011 года «О введении новых условий оплаты труда образовательных организаций» введены новые условия оплаты труда:
- с 1 мая 2011 года для преподавательского и административно-управленческого персонала;
- с 1 сентября 2011 года для младшего и технического персонала.
А также с введением новых объектов дошкольного и школьного образования.
Таблица 5.Выравнивающие гранты (млн сомов)
Наименование 2011 год 2012 год 2013 год 2014 год Откл. (3-2) Откл. (4-2) Откл. (5-2)
1 2 3 4 5 6 7 8
Выравнивающие гранты 763,2 954,9 957,8 953,5 191,7 194,6 190,3
Объёмы выравнивающих грантов на 2012 год в сумме 954,9 млн сомов, по сравнению с 2011 годом выравнивающие гранты увеличились на 191,7 млн сомов [5.65].
Увеличение выравнивающего гранта связано с повышением заработной платы работникам культуры и социальной защиты.
Реформирование системы межбюджетных отношений должно сопровождаться корректировкой местного процесса. Формирование доходной части бюджета должно основываться на местных налогах независимо от их удельного веса в структуре налоговых доходов. Местные органы власти должны обосновывать нормативы отчислений от общегосударственных налогов на основе прогнозов о поступлениях от местных налогов, а не наоборот, как это происходит сейчас.
Литература
1. Закон «О введении в действие Бюджетного кодекса Кыргызской Республики».
1. Государственные и муниципальные финансы. Бабич А. М., Павлова Л. Н.
2. Карасартова Р. Совершенствование системы межбюджетных отношений в Кыргызстане.
3. Кыргызстан в цифрах, 2015.
4. Материалы Министерства финансов Кыргызской Республики, 2015.
Социально-культурная сфера как отрасль экономики Кыргызской Республики
Чотонов М. М.
ЧотоновМамашарип Мамытович / СЬоЮпоу ЫатаяЬапр Мату1оу1сЬ — кандидат экономических наук, доцент,
кафедра социально-культурной деятельности, Кыргызский государственный университет культуры и искусств им. Б. Бейшеналиевой, г. Бишкек, Кыргызская Республика
Аннотация: современные рыночные отношения сопровождаются трансформацией отношений собственности, коренным изменением общественных отношений между людьми и их объединениями по поводу материальных благ. Специфичность отраслей социально-культурной сферы изначально определила необходимость нестандартных решений, принимаемых в процессе регулирования в них отношений собственности. Основой государственных гарантий сохранения и развития отраслей социально-культурной сферы в Кыргызской Республике является преимущественно государственное финансирование, т. е. главным источником финансовых средств для всей социально-культурной сферы является государственный бюджет. Этому и будет посвящена данная статья. Ключевые слова: бюджет, социальная сфера, культурная сфера, программа, стратегия, реализация.
Развитие мировой цивилизации, внедрение новой технологии, электронной техники приводят к тому, что у человека увеличивается свободное время и, соответственно, это приводит к развитию тех отраслей экономики, которые удовлетворяют социально-культурные потребности человека. Во всем мире всё большее внимание со стороны ученых и менеджеров уделяется производству такого рода услуг. Законы и механизмы развития социально-культурной сферы сегодня исследуют специалисты различных отраслей знаний - философы, культурологи, педагоги, медики, экономисты. Естественно, что в современных условиях процессы развития социально-культурной сферы требуют глубокого экономического осмысления. В принципе, такая область экономических знаний, как экономика социально-культурной сферы получила своё развитие относительно недавно - в конце 60-х - начале 70-х годов ХХ века. Но до сих пор нет единого чёткого определения, что же относится к социально-культурной сфере.
В последнее время всё чаще употребляется термин «непроизводственная сфера». К непроизводственной сфере отнесены следующие отрасли национальной экономики и виды деятельности: жилищно-коммунальное хозяйство, непроизводственные виды бытового обслуживания; здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение; народное образование; культура и искусство; наука и научное обслуживание; финансы, кредит, страхование, пенсионное обеспечение; государственное управление; общественные объединения; торговля и общественное питание; транспорт и связь; природоохранная деятельность. Таким образом, непроизводственная сфера - это совокупность отраслей, не связанных (или почти не связанных) с производством материальных благ [1, с. 58-60]. О непроизводственной сфере можно говорить как о создании объектов социальной инфраструктуры.
Однако, по мнению многих учёных, понятия «непроизводственная сфера» и «социально-культурная сфера» не тождественны.
Ряд авторов определяет социально-культурную сферу как совокупность предприятий, выпускающий продукт, связанный с жизнедеятельностью людей, но в этом случае к социально-культурной сфере можно отнести и многие отрасли экономики, такие как автомобилестроение, производство бытовой техники и многие другие.