МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №6/2016 ISSN 2410-700Х
составляет пятикратную величину прожиточного минимума (3611,45 рублей), установленного Правительством Москвы - 18057,25 рублей; при рождении второго ребенка - семикратный размер прожиточного минимума - 25280,15 рублей; при рождении третьего и последующих детей - десятикратный размер прожиточного минимума - 36114,5 рублей. Дети одиноких мам могут пользоваться бесплатным двухразовым (завтрак и обед) школьным питанием. Для них также предусмотрены льготы по оплате за обучение в детских школах искусств (музыкальных, художественных, спортивных и других) системы Комитета по культуре Москвы.
B данной статье были предоставлены социальные программы по поддержке семьи, действующие в Краснодарском крае, самой актуальной на сегодняшний день является программа «Молодой семье -доступное жилье», так как в настоящее время появляется все больше молодых семей без крыши над головой, а данная программа поможет с первоначальным капиталом на приобретение доступного жилья. Список использованной литературы:
1. Президент российской федерации указ от 5 мая 2003 г. N 431 о мерах по социальной поддержке многодетных семей [Электронный ресурс] : - URL: http://www.referentru/1/14304
2. Рожков, В. В. Многодетная семья - барьер депопуляции России [Текст] - М. / В. В. Рожков // Социальное обозрение, 2012. - №1. - 135 с.
3. Социальные программы. Славянск-на-Кубани Независимый портал города и района. [Электронный ресурс] : - URL: http://slavyansk2.ru/map?page=1
© Махова А.В., Чумак Л.Ю., 2016
УДК 336.145 (575.2)
Шакулова Нуриса Эмилбековна
преподаватель БГУ им. Карасаева г. Бишкек, Кыргызская Республика E-mail: nuriza.shakulova@mail.ru
ОГРАНИЧЕННОСТЬ ФИНАНСОВЫХ ИСТОЧНИКОВ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ КЫРГЫЗСТАНА
Аннотация
В статье проведен анализ формирования и использования источников местных бюджетов, рассмотрены меры государственного регулирования по совершенствованию формирования и исполнения местных бюджетов, предложены механизмы управления финансовыми потоками органами местного самоуправления.
Ключевые слова
Местные бюджеты, управление, финансирование, доходы, расходы, предприятия, платежеспособность.
Переход к рыночной системе хозяйствования обусловил разграничение функций в сфере бюджетной организации страны, которое стало определяться необходимостью самостоятельного осуществления воспроизводственного процесса на местном уровне. Основной функцией государственной власти в центре стала разработка и осуществление финансово-бюджетной политики в целом, распределение и использование денежных ресурсов разнымиструктурами бюджетной системы государства, а также соблюдение нормативных документов по налогово- бюджетному и внебюджетному процессу финансирования и регулирования двухуровневой системы страны.
В этой связи главной задачей органов местного самоуправления стала ответственность перед местным населением и осуществление своих полномочий именно в его интересах, прежде всего
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №6/2016 ISSN 2410-700Х_
выполнение социальных обязательств, что обуславливает эффективное использование всех имеющихся ресурсов, в том числе финансово-бюджетных. Речь идет об обеспечении на деле реальной бюджетной обеспеченности деятельности органов местных сообществ.
С 2012 года бюджетная система Кыргызстана состоит из государственного и местных бюджетов. Это правомерно, так как в стране признаны и действуют две отдельные системы управления: государственная и муниципальная. Соответственно и бюджет был разделен по тому же принципу - из республиканского бюджета должна финансироваться государственная система управления, а из местного бюджета - система местного самоуправления
При формировании местных бюджетов органы центральной власти руководствуются нормативными документами, в соответствии с которыми устанавливаются минимальная бюджетная обеспеченность местных бюджетов, с тем, чтобы они могли исполнять свои социальные обязательства в соответствии с установленными в государстве социальными нормами и стандартами.
Принцип самостоятельности местных бюджетов состоит в том, что они имеютзаконное право самостоятельно проводить бюджетный процесс в рамках установленной закономкомпетенции - это формирование собственных источников доходов, их утверждение и исполнение.
Местные бюджеты являются составной частью государственного (консолидированного) бюджета. В соответствии с законодательством Кыргызской Республики о бюджетном праве, местными бюджетами являются бюджеты местного сообщества аила и города, формирование, утверждение и исполнение которых осуществляются органами местного самоуправления.
По состоянию на 31 декабря 2013 года размер государственного долга страны составил 3,4 млрд. долларов США (167,4 млрд. сом), из них93% составляет внешний долг (3,2 млрд. долларов США или 155,5 млрд. сом);7% приходится на внутренний долг (241 млн. долларов США или 11,9 млрд. сом).В 2014 году из республиканского бюджета на обслуживание госдолга (т.е. на его погашение) направлялось 15,2 млрд. сом, из них на внешний долг - 4,9 млрд. сом, внутренний долг - 10,3 млрд. сом.[1]
В целом объем местных бюджетов постепенно увеличивался с 13,4 миллиардов сомов в 2009 году до 24,9 миллиардов сомов в 2013 году. В 2014 году объемы местных бюджетов значительно сокращаются в связи с переводом финансирования образования на республиканский бюджет. Собственные доходы местных бюджетов за 2009-2014 годы выросли с 7 миллиардов сомов до 13,8 миллиарда сомов. Соответственно доля собственных доходов в 2009 году составила 52,2%, а в 2014 году данный показатель составляет 88,8%.
Доходами местного бюджета, в соответствии с законодательством Кыргызской Республики, являются денежные средства, сформированные от налоговых, неналоговых и иных источников. Доходы состоят из закрепленных (или местных) и регулируемых доходов, а также трансфертов, финансируемых из республиканского бюджета.
Кроме этого, местным бюджетам предоставляются трансферты из республиканского бюджета. Категориальные гранты, начиная с 2014 года не предусматриваются в связи с переходом финансирования системы образованияиз республиканского бюджета. Но следует сказать, что их объемы были очень существенными: за период 2009-2013 годы произошел рост в 2,7 раза выделяемых грантов: с 4171,6 млн. сомов в 2009 году до 11177,1 млн. сомов в 2013 году.Большая часть средств грантов (46,1%) была выделена на школьные объекты, на детсады пришлось 18,8%, практически в равной степени профинансированы объекты культурного назначения и объекты инженерно-коммуникационной инфраструктуры (9,7-9,8%).[1]
Размеры выравнивающих грантов устанавливаются каждый год. Так, например, на 2014 год размер выравнивающего гранта составил 1299,8 млн. сомов, что по сравнению с 2013 годом (696,1 млн. сомов) больше на 603,7 млн. сомов.
В Кыргызстане, несмотря на достаточно активное формирование института местного самоуправления и наличия определенной экономической самостоятельности, сохраняется сильная централизованная бюджетная система. Как правило, основная масса денежных доходов государства от различных источников, и, прежде всего, так называемых общегосударственных налогов, направляется наверх, в казну страны и только после проведения процедуры распределения и перераспределения возвращается обратно, в
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №6/2016 ISSN 2410-700Х_
принципе туда, где фактически они были собраны и, причем, в недостаточном объеме. В этой связи следует подчеркнуть, что местные бюджеты необходимо формировать и функционировать как самофинансируемые, самосбалансированные субъекты хозяйствования на принципах финансовой автономии. Для этого в среднесрочной перспективе намечено провести следующие мероприятия:
1. определить перечень административных полномочий и осуществить их передачу.
2. расширить полномочия представительных органов, включая функции определения стратегии развития населенного пункта и реального контроля за исполнительной властью.
3. расширить налоговую базу местных бюджетов первичного территориального уровня, ввести в практику установление долгосрочных стабильных нормативов отчислений, внеся соответствующие поправки в законодательство по финансово-бюджетным основам.
4. свести до необходимого минимума практику регулирования размеров отчислений местных бюджетов со стороны центральных финансовых органов.
5. активизировать местную экономическую инициативу повсеместно создавая советы местного экономического развития и фонды поддержки предпринимательства.
В системе межбюджетных отношений накопилось много нерешенных проблем и поэтому возникла объективная необходимость ее реформирования. Для этого целесообразно пересмотреть методы и формы взаимодействия республиканского и местных бюджетов.
Модели и инструменты управления финансовыми потоками органами местного самоуправления должны вбирать весь спектр легитимных источников финансирования, технологий финансово-экономического анализа и управления, а также институтов, адаптированных к функциональной деятельности муниципалитета крупных, средних и малых городов, а также сельских поселений. Это, прежде всего, бюджетно-финансовый менеджмент, проектное финансирование, SWOT - анализ, институты казначейства, программные продукты на базе научно обоснованных бюджетных технологий. [2]
В процессе реализации реформы финансовой децентрализации, Министерство финансов в 2014-2017 годах планирует продолжить работу совместно с органами местного самоуправления через территориальные подразделения Министерства финансов по совершенствованию формирования и исполнения местных бюджетов. В целях разрешения текущих проблем и задач в условиях финансовой децентрализации для Министерства финансов Кыргызской Республики основными направлениями на среднесрочный период являются:
• совершенствование системы межбюджетных отношений;
• дальнейшее проведение оптимального административно-территориального разделения;
• обеспечение прозрачности бюджета в системе единого казначейского счета;
• совершенствование модели децентрализованной бюджетной системы, которая требует финансовой самостоятельности, органам местного самоуправления четкого закрепления расходных полномочий, функций, обязательства и соответствующего разделения и закрепления доходных источников за каждым уровнем бюджетной системы;
• совершенствование нормативных документов, регулирующих систему межбюджетных отношений;
• продолжение практики подушевого финансирования в системе образования по примеру пилотных проектов;
• внедрение единой автоматизированной системы отчетности для органов местного самоуправления;
• совершенствование мер и подходов по расширению налоговой базы органов местного самоуправления.
• сокращение дотационных органов МСУ путем равномерного распределения совокупного объема налоговых и неналоговых доходов между местными бюджетами до распределения финансовой помощи и путем укрупнения некоторых малообеспеченных органов МСУ;
• дальнейшее совершенствование методики расчета межбюджетных трансфертов в период
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №6/2016 ISSN 2410-700Х_
среднесрочного бюджетного планирования;
• совершенствование среднесрочного прогнозирования местных бюджетов с учетом экономического плана развития территорий;
• повышение уровня квалификации работников местных финансовых органов.
Ключевыми понятиями современного управления должны стать ориентиры, как власти, так и общественных институтов на оказание услуг населению, поскольку конечной целью деятельности любой власти должно являться удовлетворение потребностей граждан решение проблем социального развития.
Ученые и практики едины в том, что в современных условиях проблема повышения эффективности бюджетной системы является одной из актуальных проблем. Поэтому возникает необходимость разработки мер направленных на укрепление финансовых основ местных бюджетов, обеспечения механизмов устойчивых и стабильных источников их пополнения. [3]
В современных условиях наделения местных органов власти широкими полномочиями в управлении и самостоятельности, требуется пересмотреть систему межбюджетных отношений. Поэтому предлагается примерное соотношение движения денежных потоков между местными бюджетами и республиканскими бюджетами, которые составляют от 0 до 20%. Остальные доходы местных бюджетов должны формироваться на основе сбора местных налогов и сборов. Поэтому необходимо дальнейшее совершенствование налогового законодательства. Предлагается действие раздела IV Налогового кодекса (определяющего перечень дополнительных местных налогов и сборов, а также порядок введения, исчисления, уплаты и учета налогов) должно носить рекомендательный характер в целях дополнительной мобилизации доходов бюджета. Определение прогнозных показателей по ним неэффективно, т.к. снижает заинтересованность местных кенешей в увеличении их объемов. Следует предусмотреть действия местных налогов и сборов в целях мобилизации дополнительного резервного источника (вопрос о децентрализации).
Целесообразно также увеличить перечень местных налогов и сборов и ввести следующие налоги:
- за ветеринарный осмотр скота, дающего право на продажу и забой;
- за неиспользованные земельные угодья;
- за недропользование (дополнительно к сбору МСБ) и др. В целях увеличения поступления акцизного налога в бюджет необходимо:
- внести изменения в Налоговый Кодекс о включении в перечень подакцизных групп не ферментированного табака;
- снизить долларовую ставку на винодельческую продукцию (для повышения покупательского спроса);
- отменить действие статьи 150 Налогового Кодекса, определяющей право о возмещении из бюджета сумм НДС в материальных затратах по ставкам с нулевой ставкой.
В целях обеспечения финансового оздоровления предприятий и достижения эффекта работы с недоимкой на местных уровнях, взысканные суммы задолженности прошлых лет по налогам в полном объеме определить к зачислению в местные бюджеты.
Существование большого числа малообеспеченных граждан, а также граждан нетрудоспособного возраста налагает на госбюджет обязанность по их поддержке, в особенности тех, у кого отсутствуют стабильные доходы. В этой связи следует согласится с кыргызскими исследователями, что в вопросах финансирования предоставления социальных услуг населению имеется много нерешенных проблем, которые требуют своего решения.[4, с. 94]
Юридические и физические лица, осуществляющие экономическую деятельность, обязаны проставлять свой идентификационный налоговый номер во всех финансовых, бухгалтерских, таможенных и договорных документах. Такой системный подход действительно является большим продвижением вперед к цивилизованной практике налогового сбора и к централизованной компьютерной обработке базы данных того или иного хозяйствующего лица.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №6/2016 ISSN 2410-700Х_
Местным бюджетам предоставить право:
1. самостоятельно распределять финансовые средства по расходам в рамках контрольных цифр Минфина. При составлении бюджета учитывать кредиторскую задолженность за предшествующий период хотя бы по защищенным статьям.
2.Так как льготы ложатся тяжелым бременем на бюджет, необходимо жестко упорядочить и пересмотреть перечень лиц, для которых предусмотрены льготы и усилить адресную направленность получателей.
Одним из путей сокращения расходов местных бюджетов является уменьшение кредитования посредством бюджетных ресурсов. Кредитование должно осуществляться в основном через различные кредитные организации (банки, корпораций, агентства), а также путем привлечения иностранных инвестиций. При этом кредиты должны выделяться только тем предприятиям, которые не имеют долгов и являются платежеспособными.
Таким образом, следует сказать, что осуществление намеченных мероприятий будет во многом способствовать преодолению ограниченности бюджетных средств местных бюджетов в Кыргызстане.
Список использованной литература:
1. Гражданский бюджет - 2014 год. - Б.: Минфин, 2014.
2. Бабич А.М., Павлова Л.Н.Государственные и муниципальные финансы: учебник для вузов. - М.: Юнити, 2006. - 689 с.
3. Мороз Т.А. Формирование расходов местных бюджетов на основании нормативно-целевого метода.- М.: Экмос, 2007. - 314 с.
4. Савин В.Е., Усоналиева Д.А. Социальная сфера: развитие, финансирование, модернизация. - Б.: БГУ, 2014.
© Шакулова Н.Э., 2016
УДК 338
И.А. Шалаев к.э.н., старший преподаватель А.В. Серегин, Е.А. Скоробогатова ФГБОУ ВО «ОГУ имени И.С. Тургенева», г.Орел, Российская Федерация
ФИНАНСОВАЯ ПОДДЕРЖКА МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА КАК УСЛОВИЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Аннотация
В данной статье обозначена значимость финансовой поддержки малого предпринимательства как условие обеспечения экономической безопасности Орловской области.
Ключевые слова
Экономическая безопасность, малое предпринимательство, финансовая поддержка, регион, инновации.
В современных рыночных условиях крупные промышленные предприятия, корпорации, фирмы не в состоянии обеспечить своими налоговыми отчислениями самодостаточное развитие региона, вследствие чего они являются дотационными, и неспособны полностью обеспечить свою экономическую безопасность и суверенитетность. Существует необходимость уделения наибольшего внимания малому предпринимательству, т.к., большинство развитых странах, в частности США доля МСП составляет более 50 % от ВВП. Далее в Таблице 1 мы можем это наблюдать.