Научная статья на тему 'Средства самообложения граждан как источник доходов местных бюджетов'

Средства самообложения граждан как источник доходов местных бюджетов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2073
230
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
БЮДЖЕТ / СРЕДСТВА САМООБЛОЖЕНИЯ ГРАЖДАН / ФАКТОРЫ / ОГРАНИЧИВАЮЩИЕ САМООБЛОЖЕНИЕ ГРАЖДАН

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Найденова Т.А.

В статье рассматриваются вопросы самообложения граждан, факторы, ограничивающие привлечение средств самообложения в бюджет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Средства самообложения граждан как источник доходов местных бюджетов»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №10-1/2016 ISSN 2410-700Х_

УДК 336

Найденова Т.А.,

К.э.н., доцент,

Сыктывкарский государственный университет им.Питирима Сорокина,

г. Сыктывкар, Российская Федерация, E-mall: NaydenovaTA@mail.ru

СРЕДСТВА САМООБЛОЖЕНИЯ ГРАЖДАН КАК ИСТОЧНИК ДОХОДОВ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы самообложения граждан, факторы, ограничивающие привлечение средств самообложения в бюджет.

Ключевые слова

Бюджет, средства самообложения граждан, факторы, ограничивающие самообложение граждан

Большинство муниципалитетов имеет незначительный налоговый потенциал. Согласно положениям Налогового кодекса РФ систему местных налогов составляют земельный налог и налог на имущество физических лиц, которые закрепляются за бюджетами поселений и городских округов, а муниципальные районы вообще не имеют собственных налогов. В совокупности поступления от местных налогов составляют лишь несколько процентов от всех доходов муниципальных образований, и, таким образом, система местных налогов не может обеспечить финансовой самостоятельности муниципалитетов. Чтобы расширить перечень собственных доходов местных бюджетов, законодатель предусмотрел возможность взимания средств самообложения граждан.

Самообложение — форма добровольного участия граждан денежными средствами либо безвозмездным трудом в мероприятиях местного характера по социально-культурному строительству и благоустройству. В СССР на добровольных началах осуществлялось самообложение населения сельских местностей и дачных поселков путем взноса денежных средств. Право вводить и определять порядок самообложения было предоставлено союзным республикам (Указ Президиума ВС СССР от 5 марта 1983 г.). В РСФСР, например, в соответствии с Указом Президиума ВС РСФСР от 12 января 1984 г. самообложение возлагалось на сельские Советы народных депутатов и осуществлялось по решению общего собрания (схода) граждан, которое обязательно для всех жителей данного сельского населенного пункта. Собрание определяло размер взноса одного хозяйства в год в пределах, утвержденных союзным законодательством (до 4 р. в год на одно хозяйство), льготы для отдельных хозяйств, сроки уплаты, на какие конкретные мероприятия из установленных Примерным перечнем, разработанным Советом Министров СССР (проведение и ремонт дорог, строительство и ремонт мостов, ремонт больниц, изб-читален и др.), и в каких размерах должны быть израсходованы средства самообложения. Средства от самообложения не включались в сельский бюджет, расходовались сверх него по утверждаемой сельским Советом смете на цели, определенные общим собранием граждан; не израсходованные в течение года средства самообложения изъятию не подлежали.

В современных условиях возможность взимания с граждан платежей самообложения была предусмотрена федеральным законом N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 (ст. 56), а также Бюджетным кодексом РФ (ст.41).

В соответствии со п. 1 ст. 56 закона № 131-ФЗ под средствами самообложения граждан понимаются разовые платежи граждан, осуществляемые для решения конкретных вопросов местного значения.

Вопросы местного значения — вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и данным Законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно (ст. 2 Закона N 131-ФЗ).

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №10-1/2016 ISSN 2410-700Х_

Средства самообложения могут вводиться и использоваться для решения вопросов благоустройства и озеленения территории муниципального образования, сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, благоустройства мест массового отдыха населения, охраны и сохранения памятников истории и культуры местного значения, электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, строительства и содержания автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных сооружений и других вопросов местного значения, предусмотренных ст. ст. 14 - 16 Закона N 131-Ф3.

Здесь выделен целевой характер указанных платежей, что предполагает их отражение в местных бюджетах отдельными от других доходов и расходов статьями.

Средства самообложения граждан относятся к собственным доходам местных бюджетов. Размер платежей в порядке самообложения граждан устанавливается в абсолютной величине равным для всех жителей муниципального образования. Для отдельных категорий граждан может быть предусмотрена льгота в виде уменьшения размера платежа. К таким льготным категориям могут быть отнесены, в частности, граждане пожилого возраста, инвалиды, ветераны войны и труда, малоимущие. При этом их численность не может превышать 30% от общего числа жителей муниципального образования.

Рассмотрим динамику поступления в бюджет средств самообложения граждан (Таблица 1).

Таблица 1

Динамика поступления средств от самообложения граждан в бюджеты муниципальных образований1

Субъект РФ 2014 2015

Объем средств самообложения, млн.руб. Доля,% Объем средств самообложения, млн.руб. Доля,%

Всего по РФ 114,3 100 156,2 100

Республика Татарстан 80,3 70,3 122,3 78,3

Кировская область 6,7 5,9 11,4 7,3

Липецкая область 3,0 2,5 3,7 2,4

Пермский край 5,0 4,4 3,1 2,0

Калужская область 2,1 1,3

Республика Башкортостан 3,9 3,4 1,9 1,2

Республика Северная Осетия-Алания 1,8 1,2

Ростовская область 1,3 0,8

1Результаты проведения мониторинга исполнения местных бюджетов и межбюджетных отношений в субъектах Российской Федерации на региональном и муниципальном уровнях за 2010-2015 гг. [Электронный ресурс]: URL: http://minfin.ru/ru/perfomance/regions/monitoring_results/analysis/index.php

Данные таблицы свидетельствуют о тенденции роста поступлений в местные бюджеты средств самообложения граждан. В 2015 г. объем средств самообложения граждан вырос по сравнению с 2014 г. на 36,6% и составил 156,2 млн. руб. Расширилась география введения самообложения.

Наибольший объем поступлений от самообложения в 2014-2015 гг. приходился на такие субъекты РФ, как Республика Татарстан (более 70% от общего объема средств), Кировская область и Пермский край. В указанных субъектах РФ для активизации самообложения применялось софинансирование из региональных бюджетов.

Например, в соответствии с решением Правительства Республики Татарстан, принятым в 2013 г., средства самообложения граждан софинансируются из республиканского бюджета в сооношении 1:4. В 2014 г. в 658 муниципальных образованиях Татарстана были приняты решения по введению самообложения граждан. Общая сумма собранных средств составила около 80 млн руб., из республиканского бюджета поселениям было перечислено, соответственно, более 300 млн руб. Более 40% указанных поселений приняли решение об использовании средств самообложения для финансирования ремонта и содержания дорог внутри населенных пунктов, в т. ч. мостов.

Аналогично в Кировской области был использован механизм софинансирования средств, полученных в порядке самообложения граждан. Методика распределения трансфертов ориентирована на активизацию работы органов местного самоуправления поселений по введению самообложения граждан. Согласно

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №10-2/2016 ISSN 2410-700Х_

используемой методике право на получение трансфертов имеют городские и сельские поселения, принявшие на местном референдуме (сходе граждан) решения об использовании самообложения граждан. Объем межбюджетного трансферта для i-го поселения определяется по следующей формуле:

Мт = СС х 1,5,

где Мт — объем межбюджетного трансферта i-му поселению;

СС — объем средств самообложения граждан, поступивших в бюджет i-го поселения в отчетном году в соответствии с принятым на местном референдуме решением по введению самообложения граждан, руб.

Таким образом, на каждый рубль, который должен поступить в бюджет поселения, выделяется 1,5 руб. трансфертов.

По данным Минфина Кировской области в 2015 г. на софинансирование самообложения направлено 9,3 млн. рублей межбюджетных трансфертов.

В 2014 г. средства самообложения были собраны в 26 муниципалитетах Пермского края. Их объем составил суммарно 4,45 млн руб., из регионального бюджета в порядке софинансирования было выделено 22,91 млн руб.

Опыт по распределению трансфертов в целях стимулирования самообложения жителей представляется неоднозначным. Положительно оценивается то обстоятельство, что предлагается поиск дополнительных источников доходов для бюджетов поселений. Однако по своей сути самообложение граждан является механизмом финансирования, который должен инициироваться гражданами, так как именно жители должны быть заинтересованы в финансировании тех или иных расходов за счет дополнительных средств. В случае если самообложение граждан софинансируется, то инициатива будет исходит не от жителей, а от представительных органов местного самоуправления.

Факторы, ограничивающие привлечение средств самообложения граждан.

1. Вопросы введения и использования средств самообложения граждан должны решаться на местном референдуме (сходе граждан). В местном референдуме могут принимать участие все граждане, проживающие на территории муниципального образования и обладающие избирательным правом на основе всеобщего равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании. Сход граждан для решения вопросов местного значения проводится в поселении с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более ста человек. Если численность населения, обладающего избирательным правом, составляет более ста человек цель, порядок и сроки уплаты и использования средств самообложения граждан, а также порядок осуществления контроля за их уплатой и использованием, ответственность за их несвоевременное внесение в местные бюджеты и неуплату должны решаться на местном референдуме. Однако проведение референдума мероприятие дорогостоящее, в условиях дефицитности местных бюджетов практически не возможное. К тому же, местный референдум может проводиться только на всей территории муниципального образования, поэтому введение средств самообложения граждан для большинства крупных муниципалитетов будет экономически невыгодно.

На местном референдуме (сходе граждан) может быть предусмотрена не только единовременная, но и поэтапная уплата гражданами данных платежей (то есть по частям), а также сроки поэтапного внесения населением соответствующих денежных средств в местные бюджеты. В то же время в соответствии с действующим законодательством средства самообложения - это разовые платежи. Это означает, что при введении средств самообложения граждан на местном референдуме (сходе граждан) для решения конкретного вопроса местного значения может быть установлен только один платеж, взимаемый с граждан однократно, а не на систематической основе в течение определенного периода времени.

2. В Законе N 131-ФЗ, и Бюджетном кодексе РФ не установлено требований относительно того, каким образом будет обеспечена экономическая обоснованность установления разовых платежей граждан на территории муниципального образования, а также предельных размеров их взимания. При этом требования об уплате данных платежей в случае их введения будут распространяться на граждан, не участвовавших в местном референдуме (сходе граждан), несовершеннолетних детей, а также на жителей, которые голосовали против принятия такого решения. Обязанность по уплате указанных платежей будет распространяться также на жителей муниципального образования, которые в целом не возражают против уплаты данных платежей,

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №10-1/2016 ISSN 2410-700Х_

но не согласны с их размером или порядком использования.

3. В муниципальных образованиях уровень бюджетной обеспеченности существенно отличается. Вместе с тем в федеральном законодательстве не содержится никаких ограничительных механизмов, связанных с порядком определения объекта разовых платежей, взимаемых в виде средств самообложения граждан, предельных ставок и размера указанных платежей, подлежащих уплате, количества и периодичности уплаты этих разовых платежей в течение определенного периода времени. Поэтому вполне возможна ситуация, когда размер указанных разовых платежей будет вполне приемлем для одних граждан и практически невозможен с финансовой точки зрения для других.

Для расширения сферы привлечения средств самообложения граждан можно было бы предложить решать вопросы самообложения не на референдуме, а на общественных слушаниях при принятии бюджета муниципалитета. Учитывая, что в федеральном законодательстве не определено минимальное количество граждан, которые могут участвовать в слушаниях, принятие на них решений о введении средств самообложения для подавляющего большинства населения муниципальных образований может носить дискриминационный характер, то есть вполне возможна ситуация, когда подавляющее большинство жителей муниципальных образований, не принимавшее участие в общественных слушаниях, будет вынуждено подчиняться решениям меньшинства. Если это утвердить законодательно, то смысл самообложения будет утрачен.

Закономерно заменить средства самообложения граждан на добровольные пожертвования. Правовые аспекты института добровольных пожертвований, порядок, условия их внесения и использования регулируются нормами ст. 582 Гражданского кодекса РФ. Основные характерные черты пожертвования — целевое использование, общеполезная цель, добровольность. При этом предметом пожертвований может быть всякое имущество, в том числе денежные средства и вещи.

Таким образом, чтобы избежать проведения референдума (схода граждан) для уплаты гражданами определенных целевых платежей, представительные органы местного самоуправления могут предусматривать в решениях о местном бюджете возможность уплаты гражданами пожертвований для решения конкретных вопросов местного значения. При этом такие пожертвования могут уплачиваться гражданами исключительно на добровольной основе. Кроме того, жители муниципальных образований могут непосредственно заключать с организациями договоры гражданско-правового характера о выполнении ими за плату определенных общественно полезных работ и оказании услуг. В данном случае не требуется зачислять платежи граждан в местные бюджеты для их последующего использования органами местного самоуправления в целях решения конкретных вопросов местного значения. При этом органы местного самоуправления могут оказывать содействие гражданам в выборе указанных организаций и заключении с ними указанных договоров, а также осуществлять координацию исполнения данных договоров этими организациями посредством механизмов муниципально-частного партнерства.

Накопленный опыт самообложения граждан позволяет сделать вывод о том, что самообложение - это дополнительный источник доходов местных бюджетов. Однако объемы средств, привлекаемых в порядке самообложения, не могут (и не должны) становится преобладающим источником доходов местных бюджетов. Основное назначение средств самообложения жителей - финансирование конкретного вопроса местного значения, решение которого представляется для жителей первоочередным и значимым, существенно влияющим на условия жизни населения.

Еще одним преимуществом самообложения, если оно инициировано самими жителями, является их вовлечение в решение наиболее актуальных вопросов местного значения и практическое участие в самоуправлении, то есть это средство повышения гражданской активности населения на каждой конкретной территории.

Список использованной литературы:

1. Бюджетный кодекс РФ. Федеральный закон от 31 июля 1998 года № 145-ФЗ (ред. от 26.12.2014, с изм. от 08.03.2015) [Электронный ресурс]: СПС КонсультантПлюс. URL: www.consultant.ru.

2. Результаты проведения мониторинга исполнения местных бюджетов и межбюджетных отношений в субъектах Российской Федерации на региональном и муниципальном уровнях за 2010-2015 гг. [Электронный

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №10-1/2016 ISSN 2410-700Х_

ресурс]: URL: http://minfin.ru/ru/perfomance/regions/monitoring_results/analysis/index.php

3. Официальный сайт Министерства финансов Кировской области. [Электронный ресурс]: URL: www.minfin.kirov.ru

4. Официальный сайт Министерства финансов Республики Татарстан. [Электронный ресурс]: URL:http: //minfm.tatarstan .ru/

© Найденова Т.А., 2016

УДК 338.51

Неродова Маргарита Владимировна

студентка 3 курса ДГТУ, г. Ростов-на-Дону, РФ Козлова Елена Ивановна канд. экон. наук, доцент ДГТУ, г. Ростов-на-Дону, РФ Е-mail: rudenk-alj ona@rambler.ru

КОМПЛЕКСНАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ЦЕНАМИ И ДОХОДАМИ ПРЕДПРИЯТИЯ

ГОСТИНИЧНО-РЕСТОРАННОГО БИЗНЕСА

Аннотация

На данной стадии развития все более улучшается индустрия гостеприимства, элементами которого считается гостиничный и ресторанный бизнес. Актуальными являются вопросы обеспечение высочайшей конкурентоспособности российских компаний гостиничного и ресторанного бизнеса.

В условиях рыночной экономики коммерческий успех любой фирмы во многом находится в зависимости от верно избранной стратегии и тактики ценообразования на продукты и услуги. В данной связи более актуальным на данный момент считается введение в практической работе компаний гостиничного и ресторанного бизнеса всеохватывающей системы управления тарифами и доходами предприятия.

Ключевые слова

Тариф, ценообразование, стратегия, система управления, гостинично-ресторанный бизнес.

На данной стадии развития все более улучшается индустрия гостеприимства, элементами которого считается гостиничный и ресторанный бизнес. Актуальными являются вопросы обеспечение высочайшей конкурентоспособности российских компаний гостиничного и ресторанного бизнеса. Область гостинично-ресторанного бизнеса характеризуется высокой степенью инвестиционной привлекательности. Это не удивительно, так, как с каждым годом наблюдается увеличение спроса при очевидном недостатке предложения [1].

Высокая степень конкурентоспособности предоставленной категории компаний обусловливается в значимой степени нравом ценовых заключений, которые, в свою очередь, воздействуют на размеры формирования денежных итогов и эффективность их функционирования. Как раз вследствие этого вопрос обоснования адекватной внешним условиям функционирования компаний гостиничного и ресторанного бизнеса всеохватывающей системы управления тарифами и доходами остаются в нынешних условиях чрезвычайно актуальными [1].

В условиях рыночной экономики коммерческий успех любой фирмы во многом находится в зависимости от верно избранной стратегии и тактики ценообразования на продукты и услуги. Сложность ценообразования в том, собственно, что цена - категория многосложная. На ее степень оказывает значительное воздействие комплекс политических, финансовых, психологических и общественных

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.