МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 05/2017 ISSN 2410-700Х
день экономичность оценивается при помощи комплекса критериев и показателей производительности труда, материальных ресурсов, капитала, прибыльности и рентабельности, выполнения норм расхода ресурсов;
4. Адаптивность заключается в соответствии особым потребительским требованиям, которые могут быть выражены при помощи сложной системы потребительских оценок и конкуренции. Свойство адаптивности основано на выработанных в ходе анализа возможностях приспособления отдельных структурных параметров и элементов системы к новым условиям среды и задачам гостиничного бизнеса. [3,c.89]
Таким образом, эффективность деятельности в условиях формирования рынка услуг и его насыщения в разрезе и в совокупности указанных выше свойств должна раскрываться через критерии и показатели, специфичные для каждого гостиничного предприятия. Данное обстоятельство обусловило проблематичность формирования универсального перечня критериев, которые могут оценить эффективность.
Список использованной литературы:
1. Ильясова М.К., Ибраимова С.И. Проблемы оценки эффективности деятельности предприятий гостиничного бизнеса // Инновационная наука. 2015. №5-1 С.115-118.
2. Лазарев А.Н. Экономика гостиничного предприятия: учебное пособие / А.Н. Лазарев, Н.А. Зайцева, С.В. Огнева, Е.Н. Егорова ; под ред. А.Н. Лазарева. — М. : КНОРУС, 2016. — 304 с.
3. Медлик С., Инграм Х. Гостиничный бизнес : учебник. М. : ЮНИТИ, 2013. - 290 с.
4. Скляренко В.К., Прудников В.М. Экономика предприятия : учеб. пособие; 2-е изд. М. : ИНФРА-М, 2013. - 360 с.
5. Турманидзе Т.У. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятий : учебник. М. : Экономика, 2015. - 305 с.
© Антипенко А.А., Козлова Е.И., 2017
УДК 336
Бексултанов Азисбек Абдилкариевич
к.э.н., доцент ИЭФ КГТУ им. И. Раззакова г. Бишкек, Кыргызская Республика
АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЧЕТНОЙ ПАЛАТЫ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Аннотация
В данной статье рассматривалась деятельность Счетной Палаты по выявлению финансовых нарушений и недостатков для определения состояния экономики, при котором обеспечивается формирование положительных финансовых потоков государства в бюджет.
Ключевые слова
Счетная плата, деятельность, бюджет, контроль, финансовые нарушения.
В первую очередь нас интересует, конечно, структура и динамика финансовых нарушений и недостатков, которые были выявлены в процессе осуществления контрольных мероприятий внешнего и внутреннего порядка, процент возмещения обнаруженных нарушений, а также вскрываемые недостатки правового и организационного характера. При этом, рассматриваются отчеты как служб внутреннего аудита
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 05/2017 ISSN 2410-700Х_
бюджетных учреждений1, так и отчеты Счетной палаты2, являющейся, на настоящий момент, высшим органом финансово-бюджетного контроля (аудита) КР. В целях получения более полной картины происходящего, проведения сравнительного анализа потребовалось исследовать общую деятельность Счетной палаты по выявлению финансовых нарушений и недостатков, резервов и потерь бюджета, нерационально использованных средств, уровень возмещаемости средств в бюджет, а также иные аспекты функционирования контрольных органов страны.
В качестве регионального примера использования бюджетных средств учреждениями образования и здравоохранения были выбраны Чуйская область, Таласская область и г. Бишкек. Данный выбор детерминирован в том числе и тем, что наибольшая концентрация учащихся всех образовательных уровней сосредоточена в г. Бишкек и Чуйской области, а наименьшая - в Таласской области.3 Выборочно будут рассматриваться, также, результаты аудитов различных контролируемых субъектов как сферы образования, так и сферы здравоохранения.
Для начала скажем, что структура финансовых нарушений и недостатков, выявляемых Счетной палатой, выглядит следующим образом:
- нецелевое использование государственных средств;
- сокрытая по учету дебиторская и завышенная кредиторская задолженности;
- недостачи и хищения денежных средств и материальных ценностей;
- необоснованные выплаты заработной платы;
- необоснованное списание материальных ценностей и денежных средств;
- завышение объемов строительно-монтажных работ;
- арендная плата, подлежащая перечислению в бюджет;
- дополнительно начисленные доходы Соцфонда;
- использование спецсредств, минуя систему казначейства;
-нарушения налогового и таможенного законодательства;
- нецелевое использование госкредитов и бюджетных ссуд;
- дивиденды на государственный пакет акций;
- средства, выделенные из республиканского и местных бюджетов организациям, состоящим на бюджетах другого уровня.
Счетная палата КР относит к нерационально использованным средствам следующие показатели:
- расходы, осуществленные на мероприятия без достижения планируемых целей;
- сверхнормативные запасы товарно-материальных ценностей (ТМЦ) и средства в расчетах;
- неиспользованные остатки наличных бюджетных средств в кассах учреждений на конец года;
- нарушения при осуществлении государственных закупок.
В понятие «резервы и потери бюджета» ВОФК нашей страны вкладывает следующее содержание:
- излишнее финансирование бюджетных учреждений;
- нарушения при выплате заработной платы;
- сверхнормативные расходы товарно-материальных ценностей (ТМЦ);
- потери бюджета по налоговым и таможенным платежам;
- завышение цен и тарифов;
- занижение стоимости при приватизации;
- другие резервы и потери.
1 Официальный сайт Министерства финансов КР. - http://minfin.kg/ru/novosti/bukhuchet-finansovaya-otehetnost-i-vnutrenniy-audi/ichki-audit/otchet-o-deyatelnosti-sluzhb-vnutrennego-audita-go.html. - Загл. с эерана
2 Официальный сайт Счетной палаты КР - http://esep.kg/audit-gosfinansov/otraslevoj-audit. - Загл. с экрана.
3 Кыргызстан в цифрах. Статистический сборник. - Бишкек: Национальный статистический комитет КР, 2016. - 351 с.; Статистический ежегодник / Под ред. А. Осмонолиева. - Бишкек, Национальный статистический комитет Кыргызской Республики, 2014. - 435 с.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 05/2017 ISSN 2410-700Х_
По заявлению Счетной палаты выявленные резервы и потери бюджета являются результатом неэффективного использования государственных средств и деятельности контролируемых субъектов. При этом, обнаруженные суммы по финансовым нарушениям, как правило, подлежат возмещению в бюджет, а нерационально использованные средства, как и в случае с резервами и потерями бюджета, в основном, возмещению не подлежат.
В этой связи следует отметить, что в процессе анализа ГФБК (А) расходов на сферы образования и здравоохранения мы будем использовать показатель простой экономической эффективности Счетной палаты, равно как и служб внутреннего аудита. В данном случае следует разделить простую экономическую эффективность и совокупную экономическую эффективность. Последняя определяется нами как соотношение суммы возмещенных в бюджет денежных средств по результатам контроля (аудита) с суммой совокупных затрат (постоянных и переменных) органов внешнего контроля (А), правоохранительных и судебных органов на возмещение данных средств.
За период с 2011-2015 гг. по общим финансовым нарушениям и недостаткам всех контролируемых субъектов сложилась следующая картина (табл. 1).
Таблица 1
Показатели финансовых нарушений и недостатков, выявленных Счетной палатой КР за 2011-2015 гг., млн. сомов
№ 2011 2012 2013 2014 2015 Итого
1. Нецелевое использо-вание государственных средств, госкредитов и бюджетных ссуд 1204,0 2028,6 134,1 82,3 63,2 3512,2
2 Сокрытая по учету деби-торская и завышенная кредиторская задолженность 152,9 304,9 313,5 507,2 167,1 1445,6
3 Нарушения налогового и таможенного законодательства 156,4 188,1 174,6 623,2 243,2 1385,5
4 Завышение объемов строительно-монтажных работ 478,0 102,3 214,3 134,9 149,8 1079,3
5 Необоснованные выплаты заработной платы 250 118,6 370,7 78,1 116,4 933,8
6 Средства, выделенные из республиканского и местных бюджетов организациям, состоящим на бюджетах другого уровня. 64 354,0 86,9 4,7 218,5 728,1
7 Недостачи и хищения денежных средств и материальных ценностей 121,4 192,6 96,1 34,3 53,3 497,7
8 Необоснованное списание материальных ценностей и денежных средств 65,5 104,0 102,7 114,1 82,0 468,3
9 Использование спецсредств, минуя систему казначейства 5,2 8,2 10,0 32,3 302,3 358
10 Дивиденды на государственный пакет акций 89,5 142,8 6,0 50,1 63,7 352,1
11 Арендная плата, подлежащая перечислению в бюджет 9,0 13,0 43,1 19,0 11,9 96
12 Дополнительно начисленные доходы в Соцфонд 7,0 11,0 33,4 17,4 19,2 88
ИТОГО: 2602,9 3568,1 1585,4 1697,6 1490,6
Составлено автором на основе данных Счетной палаты КР
Анализ данных табл. 1 дает основание предположить, что ситуация с выявляемыми финансовыми нарушениями и недостатками в бюджетной сфере весьма неоднозначная. Наибольшие объемы финансовых нарушений и недостатков имеются в таких категориях, как сокрытая по учету дебиторская и завышенная кредиторская задолженности, нарушения налогового и таможенного законодательства, нецелевое использование государственных средств, госкредитов и бюджетных ссуд. В последней категории сформировалась тенденция к снижению показателей. Уменьшаются, также, недостачи и хищения денежных
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 05/2017 ISSN 2410-700Х_
средств и материальных ценностей. Вместе с тем, не удается справиться с завышением объемов СМР и необоснованными выплатами заработной платы. Последняя категория имеет особое значение для сферы образования и здравоохранения.
За период с 2013-2015 гг. показатель простой экономической эффективности Счетной палаты относительно выявления финансовых нарушений практически не изменялся. Резко снизившись с уровней 2011-2012 гг. данный показатель остался в пределах 7,5-7,3 сомов на 1 сом, потраченный на обеспечение деятельности Счетной палаты КР. Вместе с тем, за исследуемый период увеличение общей суммы выявленных финансовых нарушений и недостатков, резервов и потерь бюджета и нерационально использованных средств составило 27% (с 10670,7 млн. сомов до 13550,7 млн. сомов), а расходы на содержание Счетной палаты КР увеличились за этот же период более чем в 2 раза.
Наилучший результат деятельности ВОФК страны был показан в 2011 году, когда, по нашему мнению, Счетная палата КР еще не так «увлекалась» аудитом эффективности. Безусловно, аудит эффективности полезен и даже необходим, но только тогда, когда максимально выявляются и возмещаются реальные финансовые нарушения в бюджетной сфере и существует низкий уровень коррупции в стране.
Динамика возвратности средств в бюджет оставляет желать лучшего, так как фактически существенные суммы остаются навсегда потерянными для бюджета (рис. 1).
Рисунок 1 - Динамика возмещения финансовых нарушений и элементов аудита эффективности
за 2011-2015 гг. (млн. сомов)
Составлено автором
Следует отметить, что в целом линия тренда остается в восходящем положении, хотя в возмещении средств, кроме Счетной палаты, участвуют правоохранительные и судебные органы, в также используются иные рычаги воздействия на бюджетных нарушителей. Подсчитать совокупную экономическую эффективность деятельности всех указанных органов по возврату средств в бюджет практически невозможно.
Исследуя функционирование служб внутреннего аудита бюджетных учреждений Кыргызской Республики, можно сказать, что последние постепенно проходят естественные эволюционные этапы своего развития.
Список использованной литературы:
1. Бюджетный кодекс КР - Бишкек, 16 мая 2016, № 59
2. Конституция Кыргызской Республики - Бишкек, 27 июня 2010.
© Бексултанов А.А., 2017