Научная статья на тему 'Роль государства в процессе регулирования сектора инфокоммуникаций'

Роль государства в процессе регулирования сектора инфокоммуникаций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
151
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль государства в процессе регулирования сектора инфокоммуникаций»

Роль государства в процессе регулирования сектора инфокоммуникаций

Гришанова Е.М., МТУСИ

С последнего десятилетия XX в. в отрасли инфокоммуникаций во всём мире идут беспрецедентные перемены.

В различных странах с разными политическими, экономическими, географическими условиями происходят схожие преобразования сектора инфокоммуникаций: находившиеся в государственной собственности операторы приватизированы, предприняты политические шаги по развитию конкуренции, введены новые, ориентированные на рынок подходы к оказанию телекоммуникационных услуг.

Эти изменения обусловлены рядом причин: значительным опережением развития конкурентных рынков, более активным внедрением инноваций и лучшим обслуживанием клиентов, повышением инвестиционной привлекательности сектора телекоммуникаций для расширения и модернизации сетей электросвязи, а также для внедрения новых услуг, развитием сети Интернет, мобильной и иной беспроводной связи, которые стали альтернативой фиксированным сетям связи.

Например, в США в феврале 1996 г. был принят Закон о телекоммуникациях. Вступление его в силу ознаменовало переход к развитию конкуренции на американском рынке телекоммуникаций. Закон 1996 г. не являлся самостоятельным актом, он, не отменяя предыдущего законодательства, дополнял и обновлял Закон о телекоммуникациях 1934 г. Принятие закона о телекоммуникациях 1996 г. содействовало развитию конкуренции на телекоммуникационном рынке и ускорению технологического развития страны.

До 1996 г. корпорация AT&T (American Telephone and Telegraph Company), основанная в 1885 г., была исторически сложившимся монополистом, производящим телекоммуникационное оборудование и предоставляющим услуги связи.

В 1934 г. образованная Федеральная комиссия связи закрепила существующее положение вещей Законом о связи.

Конгресс США делал неоднократные попытки корректировки Закона о связи, но, за редким исключением, эти попытки не приводили к успеху. Поэтому Закон 1934 г. оставался базовым до середины 90-х годов прошлого столетия.

Длительный период регулирования государством монопольной деятельности AT&T закончился в 1974 г., когда Министерство юстиции США выступило с иском против компании AT&T о нарушении антимонопольного законодательства в сфере телекоммуникаций. В соответствии с решением суда, вступившим в действие с 1984 г., от компании отделялись ее дочерние предприятия-операторы местной телефонной связи. Разделение AT&T открыло период быстрых преобразований американского телекоммуникационного рынка, что, в свою очередь, привело к пересмотру телекоммуникационной политики государства. Результатом этого стал Закон о связи 1996 г.

В Германии в 1996 г. была начата реструктуризация сектора телекоммуникаций. Реструктуризация была направлена на воплощение в жизнь директив ЕС, касающихся создания эффективной среды передачи информации путем интеграции и совершенствования физических сетей связи.

В июле 1996 г. был принят Закон о телекоммуникациях, в 1998

г. начал функционировать национальный регулирующий орган, сформированный в соответствии с законом 1996 г. По формальным признакам этот орган являлся независимым по отношению к операторам и министерству экономики.

К январю 1998 г. Германии удалось в основном выполнить положения директив ЕС, положенных в основу реструктуризацию отрасли: например, директива по голосовой телефонной связи была трансформирована в национальное законодательство посредством закона о телекоммуникациях, законодательства о защите прав потребителей и мер регулирования доступа к сетям связи.

Несмотря на то, что реструктуризация привела к изменениям телекоммуникационной отрасли Германии, компания Deutsche Те1есот, где после проведенной приватизации доля государственного участия составила 74 %, осталась основным оператором связи. Лидирующее положение эта компания сохраняет благодаря одной из самых надежных сетей в мире. Но даже, несмотря на это преимущество, Deutsche Те1есот сегодня сталкивается с жесткой конкуренцией со стороны альтернативных операторов.

В Польше монополия на услуги местной телефонной связи компании ТРБА прекратилась в 1991 г., когда лицензию на предоставление этих услуг получили еще две компании. В настоящее время именно они обеспечивают телефонную связь в большинстве районов Польши.

В результате всех преобразований сектора инфокоммуника-ций, число регулирующих органов во многих странах увеличилось. Этот факт объясняется тем, что успех преобразования монопольных рынков в конкурентные напрямую зависит от вмешательства регулирующих органов. Без него здоровая конкуренция едва ли возникнет.

Как правило, в обязанности регулирующих органов входит определение полномочий и лицензирование новых операторов связи. Зачастую им приходится ликвидировать барьеры, препятствующие появлению на рынке новых операторов. Регулирующие органы должны осуществлять надзор за порядком присоединения сетей новых участников рынка с действующими операторами. Вмешательство регулирующих органов может также потребоваться для гарантии того, чтобы операторы не отказывались обслуживать абонентов с низкими доходами.

Принимая во внимание важность телекоммуникаций для социальной сферы, в большинстве стран предоставление каждому члену общества возможности доступа к телекоммуникационным сетям, обеспечение населения базовыми (универсальными услугами) считается приоритетными задачами отрасли. Даже в тех случаях, когда правительства больше не занимаются непосредственной эксплуатацией сетей связи, они, как правило, сохраняют за собой роль регулирующего органа, с тем чтобы обеспечить предоставление телекоммуникационных услуг в соответствии с местными (национальными) представлениями об общественных интересах. Например, в России, после структурной перестройки отрасли, Министерство связи и массовых коммуникаций России перестало быть собственником сетей и предприятий связи, но сохранило функции государственного регулятора, к основным из которых относятся: проведение научнотехнической политики, лицензирование, управление использованием радиочастотного спектра, осуществление контроля за развитием

рынков услуг и оборудования связи и др.

В Финляндии после пересмотра в 1997 г. Закона о телекоммуникациях 1987 г. функции по регулированию рынка телекоммуникаций были разделены между Министерством транспорта и коммуникаций и Центром управления телекоммуникациями. Независимость функций по регулированию телекоммуникационного сектора этими двумя организациями была усилена четким разделением сфер действия и задачами. Однако формальный контроль процесса регулирования отрасли со стороны Министерства сохранился.

По мнению зарубежных и российских специалистов в области регулирования телекоммуникаций, роль регулирующих органов должна заключаться в поддержании нормативно-правовой среды, способствующей эффективному функционированию сектора инфо-телекоммуникаций.

Основные цели регулирования в области телекоммуникаций в различных странах зачастую схожи. Перечислим основные из них:

• содействие универсальному доступу к базовым услугам электросвязи;

• стимулирование развития конкурентных рынков для обеспечения эффективного оказания услуг, надлежащего качества обслуживания, современного уровня обслуживания, доступных цен;

• создание благоприятной среды для содействия инвестициям;

• оптимизация использования ограниченных ресурсов, таких, как радиочастотный спектр, ресурс нумерации и др.

Эти цели регулирования сегодня считаются общепризнанными.

Принимая во внимание важность инфокоммуникации для развития экономики в целом, регулирование этого сектора должно осуществляться на основе не только выбранных целей, но и принципов эффективности регулирования. Несмотря на то, что процесс преобразования сектора инфокоммуникаций в каждой стране обладает своими особенностями, изменения идут в одном и том же направлении.

Поэтому не удивительно, что в мире разрабатываются примерно одинаковые принципы эффективного регулирования. Вместе с тем, применение этих принципов значительно различается в зависимости от структуры и этапа развития конкретного рынка телекоммуникаций, ресурсов страны, ее правовой базы и возможностей в области регулирования.

В секторе инфокоммуникаций некоторых стран ключевую роль могут играть иные государственные министерства или ведомства. Например, орган, ответственный за развитие конкуренции, может быть важной составляющей институциональной структуры. В США главной движущей силой разрушения естественной монополии в области связи стала американская судебная система и Министерство юстиции США. Многочисленные претензии компаний-конкурентов в конечном итоге вызвали необходимость возбуждения государством иска о монополизме компаний AT&T.

К другим организациям, которые могут играть значительную роль в определении общеэкономических условий для сектора инфо-телекоммуникации, относятся министерства финансов и планирования, а также органы, ответственные за проведение приватизации и налогообложения. Все эти учреждения способны сыграть особенно важную роль в период приватизации.

Литература

1. Федеральный закон "О связи" от 7 июля 2003 г. № 126-ФЗ.

2. Письмо Главгоссвязьнадзора РФ от 28 июня 2000 г. N 00072 "О порядке регистрации радиоэлектронных средств".

3. Бабашкина АМ. Государственное регулирование национальной экономики: Учеб. пособие. — М.: Финансы и статистика, 2006. — 480 с.

4. Фронтов В.В., Тихвинский В.О. Регулирование телекоммуникаций в России и странах СНГ — М.: Радио и связь, 2005. — 369 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.