НАВСТРЕЧУ 75-ЛЕТИЮ ВАВТ
Мировой опыт развития телекоммуникационного рынка
А.В. Григорян (Всероссийская академия внешней торговли)
В условиях глобализации нарастающие потоки информации в форме телефонных разговоров, факсимильной информации, электронной почты, массивов данных, телевизионного вещания и т.п. свидетельствуют о возрастающей зависимости современного человечества от средств электросвязи, являясь интегрирующим звеном между промышленностью, сферой услуг и потребителями, стимулирующим фактором социального сплочения и культурного обогащения стран.
Растущие потребности в информационных услугах должны обеспечиваться эффективной организацией доступа к мировым информационным ресурсам, ростом интенсивности информационного обмена между субъектами телекоммуникационных отношений - операторами связи, поставщиками услуг в сети Интернет, поставщиками информации, пользователями.
Далее остановимся на принципах формирования отношений в области предоставления информационных услуг в различных странах, в том числе в России.
1. Принципиальные схемы и национальные модели регулирования естественных монополий в телекоммуникационной сфере
Цели телекоммуникационной политики государства в каждой отдельной стране в
зависимости от уровня развития национальной отрасли связи, социальной и законодательной среды могут быть различными. Но существует ряд универсальных, не зависящих от страновых особенностей требований, согласно которым государственное вмешательство в сферу телекоммуникаций должно быть ориентировано на совершенствование телекоммуникационной инфраструктуры, повышение эффективности телекоммуникационного сектора, обеспечение высокого качества услуг и защиту общественных интересов, верховенства права и принципа эффективного управления.
Эксперты в области инфокоммуника-ций отмечают, что для достижения общих целей телекоммуникационной политики законодательные органы должны создать такую модель, которая может четко определить функции регулирования, процедуры и процесс принятия решений, очертить полномочия регулирующего органа по четырем основным вопросам:
• «регулирование условий вхождения операторов на рынок телекоммуникационных услуг;
• «техническое регулирование выделения, распределения и мониторинга частот и номерного ресурса, сертификацию оборудования и политик стандартизации;
• регулирование деятельности операторов на рынке для обеспечения добросо-
вестной конкуренции и соблюдения требований антимонопольного законодательства, защиты пользователей, контроля над ценами и качеством услуг;
• контроль за выполнением лицензионных условий и требований нормативноправовых документов государственных органов, регулирующих сферу связи.
Перечисленные функции регулирования означают, что государственное вмешательство в сектор телекоммуникаций в новых условиях должно основываться, на наш взгляд, на прозрачной и последовательной телекоммуникационной политике, невозможности влияния интересов отдельного оператора на политику регулирования в отрасли, недопущении дискриминации отдельных операторов или пользователей, создание возможности применения адекватных санкций за совершенные нарушения действующего законодательства, учете экономических и социальных последствий подобных действий.
Как показывает опыт мирового экономического развития, до 1980-х гг. практически во всех странах с развитой рыночной экономикой эволюция отрасли связи осуществлялась в рамках государственной (частной) регулируемой монополии в отсутствии какой-либо конкуренции внутри комплекса. Общая тенденция к устранению монополии в области услуг связи начала складываться лишь в середине 1980-х гг. Основные принципы регулирования телекоммуникаций в
период перехода от монопольного режима к конкуренции были сформулированы в 1997 г. Совещательной группой Всемирной торговой организации (ВТО)1. Однако, несмотря на то, что сегодня в хозяйственном механизме функционирования телекоммуникаций развитых стран государственная регламентация играет решающую роль, крупнейшие национальные компании все еще достаточно успешно удерживают свои рынки, гибко приспосабливаясь к новому регламенту.
Можно считать, что действующий в настоящее время в сфере телекоммуникаций механизм государственного регулирования сочетает стимулирование конкуренции с жестким государственным контролем важнейших показателей деятельности предприятий связи. При этом меняются не столько степень государственного надзора, сколько сами формы регулирования отрасли. Следовательно, государство продолжает управлять стратегическими направлениями развития отрасли связи, но уже с помощью косвенных методов воздействия.
В контексте данного исследования, а также в плане возможной практической адаптации к российским условиям особый интерес представляют модели государственного участия в контроле за телекоммуникационной сферой в США, Великобритании, Германии, Франции, Норвегии, Бельгии, Китае и других странах. Суть указанных моделей регулирования естественных монополий изложена ниже (табл.1).
Таблица
Модели развития телекоммуникационного сектора экономики в различных странах
Модель развития Описание национальной модели
Американская (высококонкурентная) модель (фактически возникла в 1982 г. после демонополизации AT&T и появления альтернативных операторов и провайдеров) В 1996 г. вступил в силу Закон о телекоммуникациях «для содействия конкуренции и сокращения регулирования в целях сохранения низких цен, высокого качества обслуживания американских потребителей телекоммуникаций и поощрения быстрого разворачивания новых телекоммуникационных технологий». Закон определяет условия конкуренции в области местных телефонных сетей; отменяет ограничения, запрещающие компаниям, занимающимся кабельными сетями, иметь долевое участие в делах телефонных компаний и т.д.
Национальная политика формируется независимой Федеральной комиссией связи ^^), Национальным управлением по телекоммуникациям и информации (NTIA), Госдепартаментом юстиции, Управлением торгового представительства, Министерством обороны и подотчетна Конгрессу, который ограждает их от политического давления. FCC выступает главным официальным арбитром в разрешении конфликтных ситуаций, а все случаи обращения к FCC становятся достоянием общественности, и любой гражданин США может принять участие в их слушаниях. Т аким образом, в США налицо прямое участие государственных структур в регулировании телекоммуникационного сегмента экономики с достаточно широким привлечением корпоративных объединений. В основе американской модели - развитый рынок телекоммуникаций, наличие неаффилированных финансово-промышленных групп парламента и достаточно влиятельных корпоративных объединений.
Британская модель (1996 г.) Компании, предоставляющие услуги на основе маркетинговых исследований, сами определяют те суммы, которые должны быть покрыты за счет их тарифной политики, а также за счет бюджетных поступлений. Задачи управления отраслью решаются независимой организацией OFTEL Британская модель обеспечивает условия, когда к общему государственному финансированию подключится частный бизнес, что приводит к совместному государственно-частному определению тарифов. Британская модель позволила увеличить за два года количество пользователей Интернет-услуг в 4 раза, количество пользователей спутникового вещания - в 9 раз, а мобильных телесистем - в 6 раз. Британская модель при разработке тарифной политики предполагает взаимосвязь частного и государственного секторов.
Германская модель (рынок телекоммуникаций был полностью либерализи-рован 01.01.98 г.; немецкий регуляторный орган был создан в качестве национального органа на базе федерального Министерства экономики и технологий; функции регуляторного органа описаны в Законе « О телекоммуникациях»; целью регулирования телекоммуникаций является стимулирование справедливой конкуренции и гарантирование потребителям возможности получать высококачественные услуги связи) На рынке изначально сосуществовали четыре основные компании - «Дойчете-леком», «Бертельсманн», «Бурда» и «Компьюсерв» (европейское отделение американской компании). В 1998 г. была начата «либерализация телекоммуникационного сектора Европы», причем Германия в области либерализации телекоммуникаций занимает ведущее положение, поскольку еще в 1996 г. была начата приватизация «Дой-четелеком», который сейчас является объектом строгого регуляторного контроля со стороны Немецкого регуляторного органа. Немецкая модель может быть представлена следующим образом: монополист разделяет экономически свои полномочия с рядом других компаний, а сосредоточение какой-то одной телекоммуникационной операции в руках одной компании моментально пресекается государством в целях либерализации телекоммуникационного рынка. На телекоммуникационном рынке существует конкуренция между ограниченным кругом практически равноправных в экономическом развитии "телекоммуникационных гигантов", деятельность которых контролируется государством. Непосредственное участие государственных органов власти в сфере естественных монополий реализуется путем покупки соответствующей доли. Немецкая модель, во многом схожая с американской с точки зрения влияния государства на развитие телекоммуникационного сектора, существенно дополнена рычагами непосредственного экономического контроля. Для применения немецкой модели необходимо длительное развитие телекоммуникационной сферы с привлечением иностранных инвесторов.
Французская модель (открытие отрасли для конкуренции в 1998 г.) «Франстелеком», изначально имевший статус монополиста с долей государственного участия в 27%, на сегодняшний день имеет право рекомендовать участникам рынка телекоммуникаций нормы и правила, которые не носят нормативно-правового характера, не являются обязательными и только принимаются государственными органами во внимание при принятии нормативных решений в области телекоммуникационного регулирования.
По заявлению французского правительства, развитие телекоммуникационного рынка, должно осуществляться в сфере взаимодействия сектора частного капитала с государственными структурами, а «Франстелеком» является «переходным звеном», обеспечивающим это взаимодействие. Франция сегодня обладает значительным опытом развития конкуренции в телекоммуникациях. В Европе французский рынок телекоммуникаций имеет существенный вес. Без сомнения, процесс либерализации принес свои плоды - снижение цен для всех потребителей и развитие новых услуг. Однако остаются проблемы в сфере местной связи, где действующий оператор сохраняет за собой более 90% рынка.
Норвежская и бельгийская модели В Норвегии на рынке действует один естественный монополист -государственная компания «ТелеНорд», услуги которой охватывают все население страны. Планируется разделение «ТелеНорд» на три независимые компании. В Законе о телекоммуникациях Норвегии выделены следующие цели развития телекоммуникационной сферы: -создание сетей для органов власти на различных уровнях, открытие их для широкого круга граждан, развитие сети “инфокиосков”, которые предоставляют гражданам необходимую информацию, по сути приближая сетевые телекоммуникационные услуги к универсальным; -создание и поддержание тематических баз данных со сведениями о компаниях, работающих на телекоммуникационном рынке, привлечение заинтересованных предприятий к финансированию государственных проектов, поддержка национальных телекоммуникационных индустрий, обеспечение благоприятных условий реализации частным бизнесом государственных программ — то есть создание условий для участия всех сфер бизнеса в переходе к информационной структуре общества; -создание электронных каталогов библиотек, обеспечение преимущественного доступа к телекоммуникационным ресурсам отдельных социальных категорий (инвалиды, школьники, женщины), внедрение новых технологий в деятельность общественных телекоммуникационных компаний, то есть дальнейшее повышение уровня социального развития телекоммуникационной сферы В Бельгии действует система выделения в каждом из ключевых секторов рынка телекоммуникаций по одному монополисту. По подсчетам работников телекоммуникационной сферы, процент охвата телекоммуникационными услугами населения Бельгии в 2001 г. составлял 78%, причем 30% от этого числа были обеспечены услугами по льготным тарифам с учетом социального статуса. Естественные монополии в данном случае являлись одним из инструментов достижения указанной цели.
По мнению Н.П. Резниковой, с которым трудно не согласиться, к основным причинам возникновения разных типов телекоммуникационных рынков в США и Европе следует отнести различие традиционной роли и формы влияния государства на экономику в Северной Америке и в Европе. Если в США это воздействие в основном косвенное через налоговую систему, тарифную политику, правила технической эксплуатации сооружений, развитую систему юридических актов (уже к началу 1970-х гг. национальный регулятор в области телекоммуникаций ФСС имела в своем активе более 2000 правил и инструкций), то в Европе - это прямое управление предприятием , полностью или частично на -ходящимся в государственной собственности.
2. Становление телекоммуникационного рынка в России
Вхождению России в глобальное мировое информационное сообщество должно соответствовать создание полноценной и отвечающей всем современным мировым требованиям телекоммуникационной отрасли на базисе складывающегося демократического общества.
Государственная политика, обеспечивающая телекоммуникационное развитие России, должна предусматривать реализацию трех основных направлений, способствующих скорейшему переходу к информационному обществу:
- социально-политическое направление (социальная, правовая, психологическая подготовка граждан к условиям жизни в информационном обществе): домашняя компьютеризация, развитие средств массовой информации, информационная безопасность, международное информационное сотрудничество, становление телекоммуникационного права;
- технико-технологическое направление (развитие информационно- коммуникационной инфраструктуры, создание технологической базы): единое информационное пространство, технологии, профессиональный уровень специалистов;
- экономическое направление: рынок информационных средств, товаров и услуг.
Безусловно, общие тенденции развития телекоммуникационной отрасли в мире и РФ одинаковы, однако, существуют и специфические различия, обусловленные некоторыми страновыми особенностями, географическим расположением, политическими условиями и т.п. Следует также отметить, что отечественный телекоммуникационный рынок характеризуется неравномерностью развития различных сегментов, недостаточным объемом инвестиций для ведения полномасштабной телекоммуникационной деятельности.
Разумеется, Россия, разделяющая концептуальные положения и принципы Окинавской хартии 2000 г., не может оставаться в стороне от процессов интегрирования в мировое информационное общество, способное обеспечить населению страны достойную жизнь, необходимые условия для свободного развития личности, экономическое процветание.
Концепция Федеральной целевой программы " Развитие информатизации в России на период до 2010 г."2 (проект) выделяет характерные черты и признаки информационного общества как новой ступени в развитии современной цивилизации, особое внимание уделив увеличению роли информации и знаний в жизни общества и созданию глобального информационного пространства.
В проекте Концепции выделены главные составляющие и базовые предпосылки движения к информационному обществу в России, на которые необходимо обратить внимание в первую очередь. Следует отметить, что за последние годы в России сделано немало для развития информатизации: существенно укрепилась технико-технологическая база информатизации, постоянно растет объем продаж средств информатизации, компьютеров, телекоммуникационного оборудования, в том числе отечественного производства. Однако имеются и объективные трудности, вызванные, например, утратой в значительной степени научно-технического и производственного потенциала информати-
зации страны; наличием существенных различий в уровне информатизации регионов страны, углубляющих неравномерность их социально-экономического и культурного развития; отставанием необходимой нормативно-правовой законодательной базы, регулирующей взаимоотношения государства с участниками процесса информатизации в условиях рыночной экономики; недостаточностью усилий по обеспечению информационной безопасности страны.
В преддверии принятия Концепции, мы бы хотели обратить особое внимание на ряд вопросов, от решения которых зависит дальнейшее развитие телекоммуникационной отрасли и страны в целом: недостаточными являются гарантии свободы массовой информации, существенная финансовая зависимость средств массовой информации от крупного капитала, явно не соответствуют угрозам правовые гарантии реализации конституционных прав человека. К сожалению, большая часть проблем все еще остается не решенной.
В.П.Шерстюк, подводя итоги пятилетней деятельности в рамках мероприятий по вхождению России в "информационное общество", в докладе "Итоги пятилетия и задачи обеспечения информационной безопасности Российской Федерации в условиях глобального информационного общества"3 отметил, что сделан существенный задел по созданию фундамента информационного общества и обеспечению безопасности национальных интересов России в информационной сфере. Однако на фоне заметных достижений существует ряд серьезных проблем, решение которых жизненно необходимо для дальнейшего развития страны.
Развитие рынка телекоммуникаций в России нельзя рассматривать в отрыве от общеэкономических условий в стране, в связи с чем следует отметить, что подъему отрасли может способствовать стабилизация экономической жизни, связанная с ростом платежеспособности населения, снижением налогов , предоставлением финансовых, та -моженных и иных льгот в перспективных отраслях экономики и т.д.
Конкуренция, обострившаяся с приходом в сети российской фиксированной связи ориентированных на потребности рынка альтернативных операторов и операторов ведомственных сетей Министерства путей сообщения России, негативно сказывается на рисках традиционных операторов связи. Ожидается, что в ближайшее время доля традиционных операторов фиксированной связи на рынке будет постепенно сокращаться. Несмотря на то, что сегодня традиционные операторы продолжают доминировать на рынке телекоммуникаций по числу абонентов, альтернативные операторы уже обогнали их по уровню доходов.
Успешная конкурентная борьба с альтернативными операторами за абонентов вынуждает традиционных операторов проводить внутреннюю реструктуризацию с целью повышения эффективности производственнохозяйственной деятельности, совершенствования управленческого учета, маркетинга, кадровой политики и т.п.
Литература:
1. Батурин Ю. Стратегия правового регулирования телекоммуникаций в России // Центр "Право и средства массовой информатизации". Серия " Журналистика и право". Выпуск 26. - 2000.
2. Разроев Э. Инфокоммуникацион-ный бизнес: управление,технологии, маркетинг. - СПб.: Изд-во "Профессия", 2003. -352 с.
3. Резникова Н.П. Маркетинг в телекоммуникациях. - М.: Эко-Трендз, 2002. -336 с.
Примечания:
1 Пасс К., Лоус Б., Дэвис Л. Словарь по экономике /Пер. с англ. - СПб.: Экономическая школа, 1 998. - 752 с..
2ИПр://шшш.Мз.ги/МЬгагу/1зр2010/ 1зр2010.ru.html
^ПрУ/шшш.тГоГогит.ги/с^аМ.рЬф? радес^аИ=1 248 - (1 5.02.05).