Научная статья на тему 'Государственное регулирование рынка инфокоммуникаций: проблемы и методы'

Государственное регулирование рынка инфокоммуникаций: проблемы и методы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1632
396
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИРОВОЙ ОПЫТ / ГОСУДАРСТВО / БИЗНЕС / ОПТИМАЛЬНОЕ СООТНОШЕНИЕ / РЫНОЧНОЕ ХОЗЯЙСТВО

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гришанова Е. М., Краснослободцева Е. А.

В теории и практике рыночного хозяйства в настоящее время мало кем оспаривается необходимость государственного регулирования. Мировой опыт свидетельствует о том, что государство и бизнес сосуществуют друг с другом и поиск их оптимального соотношения идет постоянно. Как показывает практика, механизм рынка часто не реагирует на явления, которые стали настоящей проблемой для человечества. Поэтому роль государства должна состоять не в коррекции рыночного механизма, а в создании условий его свободного функционирования: то есть обеспечении конкуренции и регулирующего воздействия государства везде, где это возможно и необходимо. В статье проанализированы факторы, обуславливающие необходимость государственного регулирования экономики. Они достаточно разнообразны, однако их можно сгруппировать на основании определённого критерия, связанного с разрешением тех или иных экономических проблем. Опыт функционирования инфокоммуникаций в странах с развитой рыночной экономикой показывает, что сегодня практически везде сохраняются элементы воздействия государства на деятельность субъектов рыночных отношений с использованием адекватных методов прямого (административного) и косвенного (экономического) регулирования. Правительственные органы определяют политику развития связи, формируют нормативно-правовую базу ее деятельности и взаимодействия с аналогичными сетями других стран. Они же непосредственно курируют вопросы лицензирования операторской деятельности, сертификации оборудования и услуг, распределения и использования спектра частот, ресурсов нумерации, сопряжения сетей и межсетевого взаимодействия, контроля и регулирования затрат. Необходимо подчеркнуть, что к числу проблем, которые не решает рыночный конкурентный механизм, относятся внешние или побочные эффекты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Государственное регулирование рынка инфокоммуникаций: проблемы и методы»

У

Государственное регулирование рынка инфокоммуникаций: проблемы и методы

В теории и практике рыночного хозяйства в настоящее время мало кем оспаривается необходимость государственного регулирования. Мировой опыт свидетельствует о том, что государство и бизнес сосуществуют друг с другом и поиск их оптимального соотношения идет постоянно. Как показывает практика, механизм рынка часто не реагирует на явления, которые стали настоящей проблемой для человечества. Поэтому роль государства должна состоять не в коррекции рыночного механизма, а в создании условий его свободного функционирования: то есть обеспечении конкуренции и регулирующего воздействия государства везде, где это возможно и необходимо. Проанализированы факторы, обуславливающие необходимость государственного регулирования экономики. Они достаточно разнообразны, однако их можно сгруппировать на основании определённого критерия, связанного с разрешением тех или иных экономических проблем. Опыт функционирования инфокоммуникаций в странах с развитой рыночной экономикой показывает, что сегодня практически везде сохраняются элементы воздействия государства на деятельность субъектов рыночных отношений с использованием адекватных методов прямого (административного) и косвенного (экономического) регулирования. Правительственные органы определяют политику развития связи, формируют нормативно-правовую базу ее деятельности и взаимодействия с аналогичными сетями других стран. Они же непосредственно курируют вопросы лицензирования операторской деятельности, сертификации оборудования и услуг, распределения и использования спектра частот, ресурсов нумерации, сопряжения сетей и межсетевого взаимодействия, контроля и регулирования затрат. К числу проблем, которые не решает рыночный конкурентный механизм, относятся внешние или побочные эффекты.

Ключевые слова: мировой опыт, государство, бизнес, оптимальное соотношение, рыночное хозяйство.

Гришанова Е.М.,

кэ.н., доиент, зав.каф.ПЭиП, МТУСИ [email protected]

Краснослободцева Е.А.,

кэ.н, доцент, МТУСИ кафедры ПЭиП

К числу проблем, которые не решает рыночный механизм, относятся внешние или побочные эффекты. Как показывает практика, механизм рынка часто не реагирует на явления, которые стали настоящей проблемой для человечества. Внешние или побочные эффекты можно регулировать с опорой на прямой контроль государства, то есть государство должно оценивать возникающие проблемы с точки зрения общественных перспектив.

Экономическая практика подтверждает факт существования таких ситуаций, как, например, так называемое фиаско рынка, когда рыночная координация не обеспечивает эффективного использования ресурсов. Фиаско рынка проявляется не только в ситуациях, связанных с внешними эффектами и общественными благами. Самая важная причина этого явления состоит в свойственной рынку тенденции к монополизации. В этих условиях для обеспечения конкуренции, как условия наиболее полно-

го выявления регулирующих функций рынка, необходимым фактором становятся такие действия, как выработка антимонопольного законодательства и его применение государством. Помимо этого, вне рыночного регулирования существуют проблемы справедливости и равенства. Рыночное распределение, справедливое с точки зрения законов рынка, приводит к неравенству доходов и социальной незащищенности населения. Второй причиной является существование таких видов производства, развитие которьх невозможно в рамках рыночного механизма. Это убыточные производства или производства с длительным сроком окупаемости капитала, высокой степенью риска, высокой степенью стандартизации, которые функционируют в интересах всех членов общества. Без этих производств общество не может обойтись, а их результаты нельзя оценивать с позиции немедленного экономического эффекта. Третьей причиной является существование последствий, вытекающих из ограниченных возможностей рыночных саморегуляторов: обеспечение равновесия в экономической системе, поддержание занятости населения на необходимом уровне, правовое обеспечение функционирования рыночного механизма, разработка теории общественного выбора и принципов рационального экономического поведения.

Таким образом, сущность государственного регулирования экономики можно опреде-

лить как защиту частных инициатив и всех форм собственности, а не увлечение административными рычагами и не поддержку избранных предприятий и участников на рынке. При этом следует иметь в виду, что ситуация недовольства большинства населения рыночным распределением может угрожать государству серьезными социальными конфликтами.

Цель государства в рыночной экономике состоит не в коррекции рыночного механизма, а в создании условий его свободного функционирования: то есть обеспечении конкуренции и регулирующего воздействия государства везде, где можно и необходимо. Существующие факторы, обуславливающие необходимость государственного регулирования экономики достаточно разнообразны, их можно сгруппировать на основании определённого критерия, связанного с разрешением тех или иных экономических проблем.

Для более полного понимания сущности государственного регулирования на современном этапе обратимся к изучению данного термина. В первую очередь необходимо заметить, что понятие "регулирование" представляет собой направление развития, движения чего-либо с целью приведения в порядок, в систему. В этой связи в теории и практике государственное регулирование трактуется как степень вмешательства государства в экономическую жизнь. Такое ограничение понятия "государст-

венное регулирование" встречает критику его сторонников. Государственное регулирование включает в себя следующие составляющие:

• нормативно-правовая основа регламентации хозяйственной жизни, образуемая сводом законов для хозяйствующих субъектов, определяющий их права и обязанности, меру взаимной ответственности, в том числе и введение определенных запретов, нацеленных на недопущение ущерба субъектам рынка;

• организационно-экономическая структура, обеспечивающая строгий контроль за соблюдением норм регламентации хозяйственного поведения субъектов рынка и обслуживающих хозяйственные отношения;

• выработка социально-экономической политики, определение и результативное применение механизмов ее реализации и регулирования социально-экономических процессов.

В теории и практике рыночного хозяйства сегодня никто не оспаривает необходимости государственного регулирования, в том числе и в отрасли инфокоммуникаций.

Государственное регулирование включает в себя определения государственной политики, стратегии развития отрасли, государственную поддержку приоритетных направлений в области связи, государственное управление, в том числе координацию деятельности органов государственной власти, регулирование использования ограниченных ресурсов — радиочастотного спектра, ресурса нумерации и т.д.

Главной целью государственного регулирования инфокоммуникационного комплекса является создание такой системы управления, которая будет способствовать прогрессу отрасли в условиях либерализации и демонополизации инфокоммуникационных рынков и обеспечению роста ее инвестиционной привлекательности.

Основными проблемами государственного регулирования инфокоммуникационного рынка остаются: несовершенство законодательства, связанного с нечеткостью описания процедур выполнения некоторых нормативноправовых актов; несоответствие их международным стандартам, особенно в области защиты прав потребителей и информационной безопасности; неадекватность применяемых методов государственного регулирования задачам либерализации рынка инфокоммуникаций; техническое и технологическое отставание от промышленно развитых стран мира, низкий уровень интенсивности научных исследований; недостаточная проработка механизма реализации концепции перспективного развития отрасли; совмещение функций координации и контроля одним государственным органом; отсутствие четких экономических и орга-

Т

низационно технических требований к универсальным услугам; отсутствие прозрачности процедуры лицензирования; отсутствие четкого механизма устранения конфликтов между операторами отрасли и другие.

Государственное регулирование инфокоммуникаций предполагается осуществлять по таким основным направлениям как: развитие конкурентной среды посредством разработки активной антимонопольной политики; создание условий для предоставления услуг связи на всей территории РФ, обеспечение равных прав и технических возможностей для получения информации всем населением; обеспечение информационной, экономической и культурной безопасности; охрана интеллектуальной собственности, включая борьбу с пиратством, с компьютерными преступлениями.

Реализация этих основных направлений государственного регулирования в области инфокоммуникаций позволит обеспечить недискриминационный доступ различных субъектов инфокоммуникационного рынка к информационной сети, технологиям и аппаратуре связи и информатизации, либерализацию рынка инфокоммуникационных услуг с учетом вхождения в ВТО и построением адекватной системы защиты отечественных производителей и операторов, национальную безопасность функционирования сетей связи и защиту информации от несанкционированного доступа, получение основной массой населения России базовых услуг связи, обеспечение доступа к услугам автоматической телефонной связи, включая местную, междугороднюю и международную связь, доступ к службам спасения, справочным службам, услугам телеграфной связи; заявки на установление телефона должны удовлетворяться в соответствии с определенными нормами для каждого региона России, доступ жителей малонаселенных и труднодоступных районов к ближайшему переговорному пункту телекоммуникационной сети должен осуществляться в соответствии с определенными нормами времени.

Государство для реализации задач по развитию отрасли должно использовать наиболее эффективные и прозрачные методы регулирования. Существуют различные классификации методов регулирования. Так, в терминологическом справочнике по теории управления выделяются: следящее регулирование, программное регулирование и стабилизация.

Данная классификация определяется признаком стохастичности управляемой системы. В первом случае (следящее регулирование) поведение системы и состояние окружающей среды заранее не известны. Во втором случае (программное регулирование) эти характерис-

тики заранее известны, и система регулируется в соответствии с заданной программой. В третьем случае целью регулирования является обеспечение постоянных значений результатов функционирования системы.

Классификация по объекту регулирования отражает специфику различных систем: технических или социальных; отраслей и регионов; различных видов предприятий. Очевидно, специфика отрасли инфокоммуникаций определяется особенностями технологии в этой отрасли, экономических показателей, отражающих ее деятельность, тенденциями развития информационного общества и проблемами экономики России. Кроме того, объектами государственного регулирования могут быть:

— государственные предприятия и учреждения, для которых используются методы прямого регулирования (вплоть до назначения руководителей организаций, утверждения бюджета и распределения доходов);

— частные предприятия, для которых государственные органы управления используют методы косвенного регулирования (установление рыночных и технических правил ведения бизнеса в данной отрасли);

— предприятия смешанной собственности, для которых могут быть использованы методы прямого и косвенного регулирования;

Классификация методов регулирования по субъекту управления необходима для определения задач развития отрасли телекоммуникаций, то есть по признаку способов регулирования в соответствии с различными функциями управления. По этой классификации методы государственного регулирования отрасли инфо-коммукаций делятся на экономические и организационно-правовые. Следует отметить, что при этом в качестве объекта регулирования рассматривается отрасль в целом. Если бы речь шла об управлении министерством, то к этим методам можно было бы добавить социальнопсихологические методы управления, связанные с воздействием на конкретные подразделения и работников министерства.

Приведенная классификация, как и любая другая, достаточно условна, поскольку процессы развития отрасли трудно разделить на технические и экономические. Функциональные признаки классификации являются аспектами одного и того же процесса развития отрасли. Для решения задач антимонопольного характера в рамках экономических методов регулирования разрабатываются модели расчета тарифов для монополистов, а в рамках организационно-правовых методов разрабатываются и утверждаются нормативно-правовые документы, регламентирующие расчеты этих тарифов.

т

В свою очередь, экономические методы регулирования подразделяются на следующие: поддержка инвестиций (частных, государственных, иностранных); стимулирование совокупного спроса (оптимизация тарифов и взаиморасчетов операторов телекоммуникационного рынка); формирование благоприятного хозяйственного климата на телекоммуникацонном рынке (развитие конкуренции и антимонопольная политика).

Организационно-правовые методы государственного регулирования подразделяются на методы: нормативного регулирования (выделение частот, утверждение технических стандартов, лицензирование); законодательного регулирования (обеспечение прав собственности потребителей, безопасности, международное сотрудничество); организационного регулирования (совершенствование системы управления отраслью, разработка концепций, стратегий, программ развития отрасли, кадровая и образовательная политика и тд.).

В рамках представленной классификации для развития инфокоммуникаций в России первоочередными представляются следующие методы государственного регулирования:

— тарифная политика, которая представляет собой как формирование тарифов на конечные услуги абонентов, так и систему взаиморасчетов между операторами связи;

— лицензирование. Проблема лицензирования — это проблема весьма сложная. С одной стороны, спектр распределяемых частот крайне ограничен. При этом выбор телекоммуникационных стандартов, по которым разрешается выдавать лицензии, непосредственно влияет на технический прогресс в отрасли. Все это предъявляет особо высокие требования к

типизации и стандартизации лицензии и к отбору лицензиатов. С экономической точки зрения, лицензирование может выполнять не только стимулирующую функцию повышения технического уровня лицензиата, но и функцию пополнения финансовых источников развития отрасли. Принципы лицензирования телекоммуникационных услуг в современных условиях в российском законодательстве недостаточно четко сформулированы;

— реструктуризация компаний. В отрасли инфокоммуникаций как и в ряде стратегических отраслей (электроэнергетика, газовая промышленность, железнодорожный транспорт), определяющей характеристикой является монопольное положение крупнейших компаний. Это отсутствие конкуренции существенно затрудняет стимулирование экономического развития компаний отрасли. Современные компании-монополисты будут снижать тарифы (что служит базой для расширения доступа к телекоммуникационным услугам) и осваивать новые технологии только в условиях усиления конкуренции и адекватного государственного контроля. Потому с одной стороны, ставится задача либерализации рынка, а с другой стороны, отсутствуют действенные методы контроля за монополиями на рынке инфокоммуникаций. Это противоречие может быть решено не только за счет укрепления законодательной базы (четкого формулирования ограничений для монополий и полномочий государства по регулированию монопольного рынка), а, главным образом, на основе реструктуризации самих монополий, особенно тех из них, в которых значительна доля государства. Главными целями такой реструктуризации выступают: расширение числа конкурирующих компаний на рынке ин-

фокоммуникаций, рост капитализации компаний и привлечение стратегических инвесторов на базе уменьшения доли государственного участия и, в конечном счете, повешение эффективности работы реструктурированных компаний.

Таким образом, рассмотренные методы государственного регулирования являются ключевыми для развития инфокоммуникаций в России. Их совершенствование может разрешить основные противоречия между задачами развития отрасли инфокоммуникаций и организационно-экономическими формами функционирования отрасли.

Литература

1. Закон РФ "О связи" сг.07.07.2003 №126-Ф3.

2. Государственное регулирование рыночной экономики / Под общей ред. В.И. Кушлина, НА Волгина. — М.: Экономика, 2010. — 129 с.

3. Кузовкова Т.А., Тимошенко Л.С. Анализ и прогнозирование развития инфокоммуникаций. — М.: Горячая линия — Телеком, 2009. 224 с.

4. Фронтов В.В., Тихвинский В.О. Регулирование телекоммуникаций в России и странах СНГ — М.: Радио и связь, 2005 г. — 369 с .

5. Коллинз Д. От хорошего к великому. Почему одни компании совершают прорыв, а другие нет. — СПб.: Стокгольмская школа экономики в Санкт-Пе тербурге, 2011.

6. ГришановаЕМ., Артамонова Я.С., ВасильеваЕ.Н. Информационная безопасность и экономическая культура современного предпринимательства. — М.: АНО Редакция журнала "Социально-гуманитарные знания", 2011. — 200 с.

7. Гришанова Е.М., Артамонова Я.С. Институционализация предпринимательской деятельности как системообразующий фактор информационной безопасности // Т-Сотт: Телекоммуникации и транспорт, №2, 2012. — С. 73-76.

The state regulation of the ICT market: problems and methods

Grishanova E.M., Associate Profession the Department of PE and P MTUCI, [email protected] Krasnoslobodtseva E.A., Associate Profession the Department of PE and P MTUCI

Abstract. In the theory and practice of market economy need for state regulation process is rarely being disputed; government and business coexist together worldwide and there is a constantly search of their optimal relation. One of the purposes of state regulation could be determined as protection of private initiatives and all forms of ownership. In the article are analyzed the main problems and key methods of state regulation process in the IT communication industry. State regulation in the IT industry includes determination of state policy, state support of the key areas in the field of communications, state administration, including coordination of the activities of state authorities, regulation of the use of scarce resources - the radio spectrum, numbering resource, etc. The main difficulty of state regulation in the IT communicational market is i.a. the imperfection of legislation, inconsistency of certain legal acts with international standards, especially in the area of consumer protection and information security. As key methods for the development of info-communications market in Russia are defined in the article licensing, tariff policy and process of corporate restructuring.

Keywords international experience, government, business, the optimal ratio, the market economy

References

1. RF Law "On Communications" st.07.07.2003 №126 F3.

2. State regulation of the market economy /ed. Kushlin VI., Volgin NA M .: Economy, 2010. 129 p.

3. Kuzovkova TA, Tymoshenko L.S. Analysis and forecasting of ICT. M .: Hotline - Telecom, 2009. 224 p.

4. Frontov VV, Tikhvinsky VO. Regulation Telecommunications in Russia and CIS countries. M .: Radio and Communications, 2005. 369 p.

5. Collins D. Good to Great. Why Some Companies Make the Leap and Others Do not. Petersburg .: Stockholm School of Economics in St. Petersburg, 2011.

6. Grishanova E.M., Artamonova Ya.S., Vasileva E.N. Information security and economic culture of the modern enterprise. M .: Socio-humanitarian knowledge, 2011. 200 p.

7. Grishanova E.M., Artamonova Ya.S. Institutionalization of entrepreneurship as a system of information safety factor / T-Comm: Telecommunications and Transportation, №2, 2012. Pp. 73-76.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.