ределения, сбора, измерения, регистрации и обработки информации о затратах и результатах хозяйственной деятельности организации в разрезе определенных сегментов (вид продукции, тип покупателя, район сбыта и т.п.) деятельности, а также передачи этой информации управленческому персоналу, осуществляющему контроль и принимающему решения.
Проблемы организации бухгалтерского (финансового) и управленческого учета в телекоммуникационных компаниях в связи с вступлением России в ВТО и принятием с 1 января 2013 года Федерального Закона Российской Федерации от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" приобретают первостепенное
значение; от четкого определения сущности учета, его целей, задач, функций, взаимодействий, во многом будет зависеть результат экономической деятельности каждой телекоммуникационной компании.
Литература
1. Лытнева НА, Кыштымова Е.А., Парушина Н.В. Бухгалтерский учет и анализ. — Феникс, 2011.
2. Пугачев В.В. Внутренний аудит и контроль // Дело и сервис, 2009.
3. "Закон о бухгалтерском учете". № 402-ФЗ от 6 декабря 2011 г.
Accounting as part of the internal control system in telecommunication companies Grishanova E.M., Krasnoslobodtseva EA, MTUCI, Russia Abstract
Problems of accounting and management accounting in telecommunication become import are important in relation to Russia's accession to the WTO (World Trade Organization) and the adoption of January 1, 2013 402 - FL (Federal Law) "On Accounting". Result of economic activity will largely depend on a clear definition of the essence of accounting, goals, objectives, functions and interactions.
Keywords: accounting and management accounting, telecommunication company, WTO (World Trade Organization), result of economic activity.
Нормативно-правовая база функционирования отрасли инфокоммуникаций
Отрасль инфокоммуникаций в современныхусловиях является наиболее динамично развивающейся отраслью инфраструктуры. Ее основная функция — оказание услуг в области передачи и получения определенной информации. Опыт использования нормативно-Ключввые слова: отрасль тфокош^ка^й, правовой базы отрасли инфокоммуникаций показывает, что многие источники права
нормативно-правовая бащ передача уже теряют свое значение и актуальность в связи с высокими темпами развития отрасли,
и получение информации,источники права. поэтому необходимо их постоянное совершенствование.
Гришанова Е.М.,
кэ.н., доиент кафедры ПЭ и П МТУСИ
Краснослободцева Е.А.,
кэ.н., доцент кафедры ПЭ и П МТУСИ
Право на получение и передачу услуг — это не абстрактная возможность правообладания чем-то, а закрепленное и гарантированное законом право притязания на приобретение и пользование услугами. Такое право граждан закреплено в Конституции Российской Федерации, в нормах Гражданского кодекса Российской Федерации, в ряде нормативных правовых актах. При этом в отрасли связи используется более широкое понятие, чем "гражданин — потребитель" для обозначения тех, для кого предназначены услуги связи. ФЗ "О связи" введено понятие "пользователь" — это лицо заказывающее и (или) использующее услуги связи. Пользователем может быть и гражданин и юридическое лицо, независимо от его гражданского-правовой формы.
Нормативно-правовую базу отрасли образуют источники права. Основными из них являются:
1. Конституция Российской Федерации.
2. Федеральные конституционные законы.
3. Федеральные законы.
4. Нормативные правовые акты Президента Российской Федерации.
5. Нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации.
6. Нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти в области связи.
7. Международные договора Российской Федерации.
8. Договора.
9. Обычаи делового оборота.
Конституция Российской Федерации в ст. 2 провозгласила человека, его права и свободы высшей ценностью, закрепив их приоритет перед остальными социальными ценностями, и установила, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина является обязанностью государства.
В ст. 18 Конституции устанавливается, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Эта норма еще раз подчеркивает естественный характер не только прав и свобод, закрепленных конституционно, но и любых прав и свобод человека и гражданина. Причем действие этих прав не зависит от того, принят ли закон или иной нормативный правовой акт, устанавливающий порядок реализации конституционной нормы. Указание на то, что
права и свободы человека и гражданина определяют смысл закона, по моему мнению, означает, что концепция закона, его цель должны быть направлены на правовую защиту личности. Содержание закона должно соответствовать конституционным нормам о правах человека и общепризнанным принципам и нормам международного права. При применении законов все органы и должностные лица должны в первую очередь руководствоваться интересами обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина.
К числу прав человека и гражданина, действие которых не зависит от того, есть ли закон, регламентирующий их реализацию, относится право на свободу информации. Конституция Российской Федерации в ч. 4 ст. 29 закрепила право граждан на свободу поиска, получения, передачи, производства и распространения информации любым законным способом. Следовательно, наряду со свободой слова в Российской Федерации конституционно закреплена свобода мысли. Свобода информации является элементом свободы мысли и свободы слова. Данная норма устанавливает целый ряд прав человека в области информации. Право искать, получать, производить и распространять информацию без предварительного разрешения и уведомления государства и его органов любым способом, независимо от государственных границ и форм выражения, не подлежит ограничению со стороны государства, кроме распространения сведений, составляющих государственную тайну. Процесс
оказания услуг связи как раз и направлен на реализацию гражданином права на информацию.
Однако в целях защиты данного права и соблюдения права гражданина на неприкосновенность частной жизни конституционно закрепляется ряд ограничений на распространение информации. В
ч. 2 ст. 23 Конституции Российской Федерации закреплено право на охрану информации, которой люди обмениваются между собой. Перечень услуг связи, используемых гражданами для информационных сообщений, и подлежащих государственной охране, не является исчерпывающим. К иным сообщениям можно отнести сообщения подвижной радиотелефонной связи, факсимильные сообщения, использование для передачи сообщений ресурсы сети Интернет. Никто не может фиксировать, прослушивать и контролировать эту информацию иначе, чем на основании судебного решения.
Вопросам связи посвящена и ч.1 ст. 24. Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой дополнительной гарантией неприкосновенности частной жизни, личной и семейной тайны является запрет сбора, хранения, использования и распространения информации о частной жизни лица без его согласия. Это права распространяется на каждого и не связанно с принадлежностью к гражданству. Только согласие лица является тем единственным условием, при котором возможна работа с информацией о нем. Законодательными и нормативными правовыми актами в области связи установлен минимально необходимый перечень сведений о лицах, имеющих намерение заключить с оператором связи договор оказания услуг связи, а также регламентирована структура счета об оказанных услугах связи и работа информационно-справочных служб операторов связи.
Права личности на информацию и на защиту информационных сообщений относятся к социально-экономическим правам, являющимся по существу основой всех иных прав и свобод. Их реализация составляет основу материальной жизни общества, государства и каждого человека. При этом информация и связь нормами ст.71 "и" Конституции Российской Федерации отнесены к исключительному ведению Российской Федерации, что говорит о включении услуг связи в сферу интересов федерального центра, как элемента, необходимо для реализации Российской Федерации своих суверенных прав как единого целостного государства, субъекта международного права, для охраны и защиты суверенитета и независимос-
ти государства, прав и свобод человека и гражданина. Федеральное ведение вопросами связи не препятствует созданию в этой отрасли экономики России рыночных отношений, а направлено исключительно на создание условий для более полного раскрытия потенциала данной отрасли. Бурный рост информационно-телекоммуникационных технологий приводит к росту рынка услуг связи, что, в свою очередь, дает возможность более полной реализации права граждан на информацию.
Деятельность в сфере оказания услуг связи является частью деятельности в области связи и относится к экономической деятельности. В ст. 8 и 9 Конституции Российской Федерации закрепляются экономические основы конституционного строя Российской Федерации. Нормы этих статей учреждают базовые отношения в сфере экономики, в том числе многообразие форм собственности и свободу экономической деятельности. Важнейшим элементом конституционного статуса государства является единство экономического пространства. Это понятие включает в себя отсутствие любых таможенных границ внутри страны, отсутствие правовых и иных ограничений на перемещение внутри государства товаров, услуг и финансовых средств. Поддержка добросовестной конкуренции, отвечающей интересам потребителей, гармонизируется нормами Гражданского кодекса Российской Федерации, Законом Российской Федерации "О защите конкуренции". При этом государство, не вмешиваясь в экономическую деятельность хозяйствующих субъектов, юридически закрепляет и защищает равным образом частную, государственную, муниципальную и иные формы собственности.
Первостепенное значение для расширения и укрепления сферы услуг, совершенствования ее правового регулирования имеет включение в Конституцию Российской Федерации данной категории. Основополагающими для развития этой сферы экономики являются нормы ч. 1 ст. 74 Конституции Российской Федерации, которые развивают нормы ст.8 Конституции. Наряду с единством экономического пространства в России гарантируется свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. Не допускается на территории страны установления таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств. Ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться лишь в соответствии с федеральным законом при условии, что это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей.
Все перечисленные выше конституционные нормы имеют непосредственное отношение к деятельности в области инфокоммуникаций. Разработка законодательных и нормативных правовых актов, регулирующих развитие отрасли , в учетом данных конституционных норм в полном объеме, позволит в ближайшее время создать правовую базу, полностью обеспечивающую реализацию конституционного права граждан на информацию.
Федеральный закон "О связи" состоит из тринадцати глав. Каждая глава устанавливает правовые нормы в определенных сферах деятельности в области оказания услуг связи.
Цели закона развивают положения Конституции РФ, Окинавской хартии глобального информационного общества, Концепции развития рынка телекоммуникационных услуг Российской Федерации, других документов программного характера. Указанные цели предопределяют структуру самого Закона (разбиение нормативного материала по главам и статьям), а также структуру законодательства о связи в целом.
Первая цель Закона — создание условий для оказания услуг связи на всей территории Российской Федерации — находит свое отражение в таких институтах Закона, как универсальные услуги связи (глава 8), присоединение сетей электросвязи (статьи 18, 19),
единой политики государственного регулирования и надзора в сфере связи (глава 5). Указанные институты обеспечивают единство экономического и правового пространства в сфере связи в РФ, обеспечивают надлежащее финансирование оказания услуг связи и контроль за их оказанием на всей территории РФ.
Вторая цель — содействие внедрению перспективных технологий и стандартов — реализуется по двум направлениям. С одной стороны, создаются условия для финансирования и стимулирования внедрения новых технологий и стандартов: этому способствует, например, институт универсальных услуг связи. С другой стороны, закрепляются правовые механизмы, препятствующие использованию на сетях связи оборудования, которое может нарушить функционирование единой сети связи. В частности, эту задачу выполняет институт подтверждения соответствия средств связи.
Третья цель — защита интересов пользователей услугами связи и осуществляющих деятельность в области связи хозяйствующих субъектов — отражена в нормах главы 9 (защита прав пользователей услугами связи) и отчасти в главах 5 и 7 Закона (применительно к защите прав операторов связи).
Обеспечение эффективной и добросовестной конкуренции на рынке услуг связи достигается путем использования норм, адресованных операторам связи, занимающим существенное положение в сети связи общего пользования. Возможности таких операторов ограничивать, с использованием своего положения, конкуренцию в сети связи общего пользования, поставлены под контроль в целом ряде норм Закона, в частности, путем регулирования тарифов и условий присоединения таких операторов.
Создание условий для развития российской инфраструктуры связи, обеспечения ее интеграции с международными сетями связи — эти цели Закона реализуются, прежде всего, в главе о международном сотрудничестве в области связи (глава 12). Кроме того, международную интеграцию сетей связи призвано обеспечить подтверждение соответствия средств связи в порядке, установленном Законом (статьи 41-43).
Обеспечение централизованного управления российским радиочастотным ресурсом, в том числе орбитально-частотным, и ресурсом нумерации достигается на основе механизмов регулирования, заложенных статьями 22-24, 26 Закона.
Создание условий для обеспечения потребностей в связи для нужд государственного управления, обороны страны, безопасности государства и обеспечения правопорядка: прежде всего, этому способствует выделение в отдельную категорию сетей связи сети связи специального назначения. Закон предусматривает, что требования к этим сетям и правила их использования будут устанавливаться особым массивом норм, смежных с законодательством о государственном управлении и безопасности (см. ст.16 Закона и комментарий к ней). Кроме того, отдельные требования к операторам связи, оказываемым ими услугам и используемым сетям, связанные с требованиями управления и безопасности, предусмотрены статьями 46, 51, 64 и главой 10 Закона.
Сфера действия закона закрепляет предмет регулирования Закона. Границы регулирования определяются по, во-первых, видам отношений, во-вторых, по территориальному признаку. К предмету Закона, таким образом, относятся все отношения в сфере связи на
территории Российской Федерации, а также в пределах континентального шельфа и исключительной экономической зоны (в соответствии с международным правом континентальный шельф и исключительная экономическая зона в состав территории государства не входят, но находятся под юрисдикцией государства), в воздушном пространстве над территорией Российской Федерации.
Поскольку в законе не установлены критерии, определяющие, в каких случаях отношения считаются отношениями на территории России, используются критерии, установленные другими нормативными актами, применимыми в конкретном случае. В частности, могут использоваться критерии, закрепленные разделом VI Гражданского кодекса РФ "Международное частное право".
Если оператор связи оказывает свои услуги и выполняет работы как на территории Российской Федерации, так и за ее пределами, и к деятельности данного оператора применимо право иностранных государств, то Законом регулируется деятельность такого оператора только в части оказания услуг связи и выполнения работ в пределах юрисдикции Российской Федерации (см. комментарий к пункту 1 настоящей статьи).
Данные положения необходимо применять с учетом нормы, содержащейся в п.3 статьи 70 Закона, согласно которой для оказания услуг связи в пределах мировых информационно-телекоммуникационных сетей на территории Российской Федерации является обязательным создание российских сегментов мировых сетей связи, обеспечивающих взаимодействие с единой сетью связи Российской Федерации и создание российских операторов связи, отвечающих требованиям, предъявляемым к ним настоящим Федеральным законом.
Таким образом, деятельность иностранных операторов связи по оказанию услуг связи в пределах мировых информационно-телекоммуникационных сетей на территории Российской Федерации прямо запрещена: услуги связи на территории РФ могут оказывать только юридические лица и индивидуальные предприниматели, зарегистрированные по праву РФ. Впрочем, указанное положение Закона не запрещает деятельность операторов связи со 100% иностранным участием, а наоборот, поощряет создание таких операторов иностранными компаниями.
В отношении российских операторов связи, осуществляющих деятельность за пределами Российской Федерации, нормы Закона не применяются. Отношения в области связи могут регулироваться другими федеральными законами и нормативными актами в области связи в той части, в которой они не урегулированы Законом.
Опыт использования нормативно-правовой базы отрасли инфо-коммуникаций показывает, что многие источники права уже теряют свое значение и актуальность в связи с высокими темпами развития отрасли, поэтому необходимо их постоянное совершенствование.
Литература
1. Федеральный закон "О связи" от 7.0б.2003 №12б-ФЗ.
2. Кузoвкoвa ТА., Tимoшeнкo Л.Р Анализ и прогнозирование развития инфокоммуникаций. — М.: Горячая линия — Телеком, 2009.
3. Тихвинский В.О, Фpoнтoв В.В. Регулирование телекоммуникаций в России и странах СНГ. — М.: Радио и связь, 2005.
Regulatory and legal framework of functioning ICT industry Grishanova E.M., Krasnoslobodtseva EA, MTUCI, Russia
Abstract
ICT industry in modern conditions is the fastest growing industry infrastructure. Primary function is providing services in the area of giving and receiving information. Experience in the use of normative and legal base of the industry ICT industry shows that many sources of law are already losing its importance and relevance in connection with the rapid development of the industry, they must be constant improvement.
Keywords: ICT industry, normative and legal base, giving and receiving information, source of law.