Роль сферы инфокоммуникаций в обеспечении национальных интересов РФ
Охарактеризованы важнейшие национальные интересы РФ и рассмотрена роль связи в их обеспечении. Исходя из тезиса о том, что национальные интересы по своему содержанию являются интегрированным выражением жизненно важных интересов личности, общества и государства, показано, что развитие инфокоммуникаций в стране способствует обеспечению национальных интересов РФ: развитие связи стимулирует улучшение ситуации в экономике, политике, социальной жизни и др. Приводится классификация национальных интересов РФ с разъяснением сущности каждого и перечислением действий, предпринимаемых органами управления связи, для их обеспечения. Таким образом, статья конкретизирует полезные эффекты отрасли связи в различных сферах общественной жизни.
Ключевые слова: национальные интересы; сущность интересов; безопасность, роль инфокоммуникаций в обеспечении национальных интересов.
Куликова К.Н.,
старший преподаватель кафедры менеджмента МТУСИ Романчева Н.В.,
магистрант гр. МЭМ 1101 МТУСИ Федорович ЕА,
аспирант кафедры менеджмента МТУСИ; ведущий специалист отдела маркетинга,
Столичный филиал ОАО"Ростелеком", е.кс1огоу'1сЬ@гатЫег.ги
Основой успешного развития государства является четкое однозначное понимание национальных интересов, а также путей и средств их реализации. От ясной и определенной позиции здесь зависит программа действий любого правительства, направление его политического курса. Поэтому определению, формированию и обеспечению национальных интересов следует уделять особое внимание [3].
Согласно [1], национальные интересы — это совокупность общих для членов данной социокультурной общности интересов и потребностей, удовлетворение и защита которых является необходимым условием ее существования и идентичности в качестве субъек-
та истории. В национальных интересах выражается потребность национальной общности занимать то место в мировом сообществе, которое максимально соответствует ее (общности) культурно-историческим и духовным традициям, позволяет наиболее полно реализовать ее потенциальные ресурсы. Они отражаются в стратегических и текущих задачах как внутренней, так и внешней политики государства, реализуясь в рамках системы государственного и политического управления, а также структур национальной безопасности [3], их защита обеспечивает устойчивое развитие личности, общества и государства [4].
Национальные интересы следует рассматривать в неразрывной связи со стратегическими национальными приоритетами, под которыми понимаются важнейшие направления обеспечения национальной безопасности, реализуются конституционные права и свободы граждан Российской Федерации (РФ), осуществляются устойчивое социально экономическое развитие и охрана суверенитета страны, ее независимости и территориальной целостности [2].
Глубоко осознанные и четко сформулированные национальные интересы могут быть прочным строительным материалом для сотрудничества, для жизнеспособной и юридически оформленной системы партнерских связей. Поэтому перед РФ стоит задача гармонизации своих интересов с интересами других стран и поиска путей их согла-
По степени важности:
1. Личные;
2. Общественные.
3. Государственные,
В зависимости от г еографии потребностей государства
1 Внутренние;
2 Внешние,
По длительности:
1. Долгосрочные;
2. Среднесрочные;
3. Краткосрочные;
Суверенные потребности:
1 Внутренние;
2 Внешние;
Потребность в безопасности:
1. В сфере международной безопасности
Россия;
2. Национальная безопасность;
3. Национальная оборона;
4. Государственная и общественная
безопасность;
5, Зашита и охрана государственной
границы,
б. Повышение качества жизни российских
граждан;
7. Развитие субъектов Российской
Федерации;
8. Экономическая безопасность;
9. Наука, технологии и образование,
10. Здрав оохранение,
11. Культура,
12. Зашита экологии живых систем и
рациональное природопользование;
С учетом сферы общественной жизни:
1 Экономические:
• внешнеэкономическая деятельность;
• внутриэкономическая деятельность;
2. Политические:
• Внешнеполитические,
• Внутриполитические;
3. Социальные;
4. Международная сфера;
5. Военная сфера;
6. Пограничная сфера;
7. Экологическая сфера.
8. Духовная,
9 Информационная сфера
Рис. 1. Классификация национальных интересов РФ
сования. При этом по мнению Кортунова С.В., внешняя и внутренняя политика должны основываться на максимально возможном общественном согласии [1].
На уровне государства национальные интересы представляют собой важный ресурс, действенный фактор модернизации страны, условие и предпосылку для решения внешнеполитических задач и проблем развития страны в качестве субъекта мировой истории [5]. Исходя из этого, возможна классификация национальных интересов по следующим признакам: по степени важности, в зависимости от географии потребностей государства, по длительности, по суверенным потребностям, что показано на рис. 1.
Инфокоммуникации, как одна из важнейших отраслей инфраструктуры, оказывают значительное влияние на этот фактор. Поэтому далее рассмотрим некоторые аспекты НИ, касающиеся, прежде всего, различных сторон потребности в безопасности, как ключевой составляющей НИ и роль инфокоммуникаций в их осуществлении.
В общем виде безопасность — это состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. К объектам безопасности относятся: личность — ее права и свобода; общество — его материальные и духовные ценности; государство — его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность [6].
Источниками внутренних и внешних угроз национальной безопасности РФ выступают недостаточное развитие отечественной экономики, несовершенство системы организации государственной власти и гражданского общества, социально-политическая поляризация российского общества, криминализация общественных отношений, организованная преступность, терроризм, обострение межнациональных и осложнение международных отношений.
Основное содержание обеспечения национальной безопасности состоит в поддержании правовых и институциональных механизмов, а также ресурсных возможностей государства и общества на уровне, отвечающем национальным интересам Российской Федерации, что напрямую зависит от уровня экономического потенциала страны и эффективности функционирования систем обеспечения национальной безопасности [7]. Соответственно, активное развитие и повышение эффективности использования инфокоммуникаци-онного сектора страны, как инфраструктурной отрасли, здесь является безусловным императивом.
В сфере международной безопасности Россия стремится проводить предсказуемую и открытую внешнюю политику (что неразрывно связано с реализацией задач устойчивого развития России), осуществлять интеграцию России в глобальное экономическое пространство и международную систему разделения труда с целью перевода национальной экономики на инновационный путь развития, используя политические, правовые, внешнеэкономические, военные и иные инструменты защиты государственного суверенитета и национальных интересов,
Со стороны! Администрации связи обеспечению национальных интересов в области международной и национальной безопасности содействует развитие спутниковой связи, а также подготовленный Минкомсвязи проект "Соглашения о сотрудничестве государств — участников Содружества Независимых Государств в области обеспечения информационной безопасности" (Распоряжение Правительства РФ от 28.05.2012 N 856-р "О подписании Соглашения о сотрудничестве государств — участников Содружества Независимых Государств в области обеспечения информационной безопасности").
Национальные интересы в сфере национальной безопасности Российской Федерации подразумевают безопасность ее многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в Российской Федерации.
Национальные интересы в сфере национальной обороны заключаются в обеспечении военной безопасности страны, что предполагает предотвращение глобальных и региональных войн и конфликтов; осуществление стратегического сдерживания; развитие и совершенствование военной организации государства и оборонного потенциала, а также выделения на эти цели достаточного объема финансовых, материальных и иных ресурсов; поддержание военной мощи страны на уровне, достаточном для отражения любой военной агрессии, с соблюдением принципа стратегической достаточности; активное участие и стимулирующая роль в проведении глобальной политики дальнейшего ослабления военной опасности в мире, ядерного разоружения, ликвидации химического оружия и сокращении обычных вооружений [2,7,8]. Согласно программе "Электронная Россия (2002-2010 годы)" (Федеральная целевая программа "Электронная Россия (2002 — 2010 годы) в ред. Постановления Правительства РФ от 09.06.2010 №403.) было приобретено и установлено компьютерное оборудование для создания опытного участка автоматизированной системы межведомственного взаимодействия в целях мониторинга потенциально опасных объектов Российской Федерации для Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Национальными интересами в сфере государственной и общественной безопасности являются защита основ конституционного строя РФ, основных прав и свобод человека и гражданина, охрана суверенитета РФ, ее независимости и территориальной целостности, а также сохранение гражданского мира, политической и социальной стабильности в обществе. Реализации этих интересов способствует проводимая Минкомсвязи РФ Государственная программа "Информационное общество" (Государственная программа "Информационное общество" в ред. Постановления Правительства от 15.08.2012 № 1472-р охватывает все отрасли и сферы деятельности, в результате должны быть повышены прозрачность и управляемость, обеспечены устойчивость и конкурентоспособность экономики в целом. Цели и задачи Госпрограммы — получение гражданам и организациями преимуществ от применения информационных и телекоммуникационных технологий и создание условий для оперативного и эффективного взаимодействия государства с гражданами и бизнесом с их использованием Работа ведется по множеству направлений, включая создание электронного правительства, преодоление цифрового неравенства, развитие новых технологий связи. Основной принцип программы: результаты должны приносить реальную, ощутимую пользу людям. Повышение качества жизни должно выражаться в простых и доступных сервисах, которыми граждане пользуются почти ежедневно: запись на прием к врачу через интернет, оплата штрафов с мобильного телефона, недорогой широкополосный доступ.).
Одним из условий обеспечения национальной безопасности является надежная защита и охрана государственной границы РФ. Основными угрозами интересам и безопасности РФ в пограничной сфере являются усиление политических и территориальных притязаний ряда иностранных государств из-за незавершенности международно-правового оформления государственной границы с отдельными сопредельными государствами и возможность появления в непосредственной близости от российских границ иностранных военных баз и крупных воинских контингентов. Опасной и нестабильной является зона южнее России, где особо велика вероятность возникновения локальных войн, вооруженных конфликтов и формирования очагов военно-политической напряженности на границе с РФ. Решение задач обеспечения безопасности государственной границы РФ достигается за счет создания высокотехнологичных и много-
функциональных пограничных комплексов, особенно на границах с Казахстаном, Украиной, Грузией и Азербайджаном, а также повышения эффективности охраны государственной границы, в частности в Арктической зоне РФ, на Дальнем Востоке и на Каспийском направлении [2, 7].
Национальные интересы в области повышения качества жизни российских граждан проявляются в снижении уровня социального и имущественного неравенства населения, стабилизации его численности в среднесрочной перспективе, а в долгосрочной перспективе — в коренном улучшении демографической ситуации. Повышение качества жизни российских граждан гарантируется путем обеспечения личной безопасности, а также доступности комфортного жилья, высококачественных и безопасных товаров и услуг, достойной оплаты активной трудовой деятельности. В условиях формирующегося глобального информационного общества развитые инфокоммуни-кационные технологии обеспечивают основу для равных возможностей доступа граждан к услугам связи. Принцип универсального обслуживания или универсального доступа является одним из центральных направлений государственной телекоммуникационной политики во многих странах мира [1, 2, 7, 8].
Немаловажное влияние на повышение качества жизни российских граждан оказывает и проведение государственных программ по развитию сети спутниковой связи, теле- и радиовещания. На региональном уровне можно отметить осуществление программы "Строительство олимпийских объектов и развития города Сочи как горноклиматического курорта" (http://www.rossvyaz.ru/activity/ programms/sochi2014/#112), которая предполагает строительство сети радиосвязи стандарта "Тетра", волоконно-оптических линий передачи, центра оперативного управления по обеспечению безопасности и правопорядка. Минкомсязи проводило и проводит и другие программы направление на развитие отдельных регионов: ФЦП "Социально-экономическое развитие Чеченской Республики на 2008-2012 гг.", ФЦП "Социальное развитие села до 2012 г., ФЦП "Социально-экономическое развитие Курильских островов (Сахалинская область) на 2007-2015 гг., ФЦП "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 г., ФЦП "Мировой океан", подпрограмма "Освоение и использование Арктики" (Шпицберген), ФЦП "Развитие телерадиовещания в РФ на 2009-2015 г., ФЦП "Социально-экономическое развитие Республики Ингушетия на 2010-2016 г., Государственной программы РФ "Информационное общество (2011 -2020 гг.).
На региональном уровне в среднесрочной перспективе особое значение приобретает проведение сбалансированной территориальной политики развития регионов, т.е. сокращение социальноэкономической дифференциации развитии субъектов РФ на межрегиональном уровне. Это подразумевает координацию принимаемых социально-экономических решений на всехуровнях (федеральном, региональном и муниципальном).
В долгосрочной перспективе в целях устранения угрозы НИ, связанной с диспропорцией уровней развития регионов России, предполагается формирование перспективных инновационных промышленных регионов (например, в южных регионах и Поволжье, на Урале и в Сибири, на Дальнем Востоке и в других регионах РФ).
Национальные интересы в сфере экономической безопасности выражаются в защите интересов личности, общества и государства в области материального производства и финансовых отношений от негативного влияния внешних и внутренних угроз. Это подразумевает совершенствование государственного регулирования экономического роста путем создания комплексной системы контроля над рисками, включая: проведение активной государственной антиинфляционной, валютной, курсовой, денежно-кредитной и налогово-
бюджетной политики, ориентированной на импортозамещение и поддержку реального сектора экономики; стимулирование и поддержку развития рынка инноваций, наукоемкой продукции и продукции с высокой добавочной стоимостью, развитие перспективных технологий общего, двойного и специального назначения [2, 7]. В значительной мере обеспечению этих интересов способствуют региональные государственные программы, проводимые Минкомсвязи РФ: "Информационное общество" (2011-2020 гг.), а развитие сети спутниковой связи и теле и радиовещания способствуют обеспечению этих интересов на территории всей страны.
Национальные интересы! в сфере науки, технологий и образования требуют развития государственных научных и научно-технологических организаций, способных обеспечить конкурентные преимущества национальной экономики и потребности национальной обороны за счет эффективной координации научных исследований и развития национальной инновационной системы; проведения прорывных фундаментальных и прикладных исследований по актуальным для мировой экономики и науки и приоритетным для России направлениям; повышения социальной мобильности, уровня общего и профессионального образования населения, профессиональных качеств кадров высшей квалификации за счет доступности конкурентоспособного образования. Немало важной проблемой в сфере научно-технологичных национальных интересов является выезд наиболее образованных и компетентных специалистов за границу, что отрицательно сказывается на развитии всего государства, [2,7,9].
Решению некоторых из вышеперечисленных проблем по обеспечению национальных интересов в сфере науки, технологий и образования способствует проведение государственной программы РФ "Информационное общество", которая предполагает в этой связи:
• развитие электронных сервисов для повышения качества оказания услуг в области образования и науки, в том числе: создание и сопровождение федеральной системы исключения доступа образовательных учреждений на территории РФ к интернет-ресурсам, несовместимым с задачами образования и воспитания обучающихся; развитие электронных образовательных интернет-ресурсов нового поколения, включая культурно-познавательные сервисы, систем дистанционного общего и профессионального обучения, в том числе, для использования людьми с ограниченными возможностями;
• создание национального библиотечного ресурса с унифицированным каталогом на базе отцифрованных фондов Российской государственной библиотеки, Российской национальной библиотеки, Президентской библиотеки имени Б.Н. Ельцина, библиотек государственных академий наук РФ, а также государственных и муниципальных публичных библиотек;
Обеспечение национальных интересов в сфере здравоохранения и здоровья нации предполагает увеличение продолжительности жизни, снижение инвалидности и смертности; совершенствование профилактики и оказания своевременной квалифицированной первичной медико-санитарной и высокотехнологичной медицинской помощи; совершенствование стандартов медицинской помощи, а также контроля качества, эффективности и безопасности лекарственных средств [7]. На этом направлении инфокоммуникациям принадлежит важная роль, и, согласно государственной программе РФ "Информационное общество", предусмотрено:
• создание и развитие электронных сервисов в области здравоохранения;
• расширение использования информационных технологий, что позволит повысить качество диагностики и реабилитации и, как следствие, обеспечит снижение смертности, инвалидности, увеличение доли активного трудоспособного населения страны и продолжительности жизни.
• объективный, точный и оперативный учет и контроль деятельности в сфере здравоохранения и социальной помощи населению, осуществляемый при помощи средств вычислительной техники, приведет к укреплению доверия и сокращению традиционной проблемы обратной связи гражданина и системы здравоохранения;
• создание и внедрение комплексных информационных систем в области здравоохранения, в том числе: создание единой информационной системы в здравоохранении, обеспечивающей персонифицированный учет оказания медицинской помощи гражданам Российской Федерации в рамках реализации предоставления государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи на основе медицинского приложения универсальной электронной карты;
• подготовка и предоставление структурированной информации гражданам о типах государственных лечебно-профилактических учреждений, их адресах, контактной информации и иной необходимой информации, интеграция официальных сайтов лечебнопрофилактических учреждений в единый интернет-портал лечебнопрофилактических учреждений; развитие технологий персонального мониторинга в реальном режиме времени здоровья человека, создание информационного центра "Управление рисками, угрожающими здоровью;
Национальные интересы в сфере культурной безопасности заключаются в укреплении роли государства, которое формирует нравственные и идеологические настроения в обществе, снижении коммерциализации культуры, борьба размыванием исторических культурных, нравственных традиций России и общих гуманистических ценностей. В рамках обеспечения рассматриваемых национальных интересов предполагается расширение доступа граждан страны к лучшим образцам отечественной и зарубежной культуры и искусства путем создания современных территориально распределенных информационных фондов; создание условия для стимулирования людей к творческой самореализации путем совершенствования системы культурно-просветительской работы, организации досуга и массового внешкольного художественного образования; содействие развитию культурного потенциала регионов Российской Федерации и поддержке региональных инициатив в сфере культуры. Сохранение культурного разнообразия и традиций является одной из ключевых задач тысячелетия. В этой связи существует потребность в реализации мероприятий по созданию, распространению и сохранению этой информации в электронной форме, что позволит сохранять культурное наследие для будущих поколений [2, 7, 8, 9]. В Государственной программе РФ "Информационное общество" переводу существующего культурного наследия в цифровой формат отводится ключевая роль и предусмотрена реализация ряда мероприятий, направленных на содействие обеспечению доступности всего информационного контента: образовательного, научного, культурного и развлекательного.
Национальные интересы в сфере экологической безопасности включают: сохранение окружающей природной среды и обеспечение ее защиты; ликвидацию экологических последствий хозяйственной деятельности в условиях возрастающей экономической активности и глобальных изменений климата [7]. Здесь роль инфокомму-никаций неоценима. В целях содействия процессу внедрения новей-
ших радиотехнологий в области экологического мониторинга на Заседание ГКРЧ (23 августа 2010 г. Протокол №10-08) было принято решение об использовании спутниковых радиомаяков (как отечественного, так и зарубежного производства), работающие в спутниковой системе определения местоположения и сбора данных "Argos"^ том числе со встроенными радионавигационными приемниками систем GPS или GPS/ГЛОНАСС; выделение полосы радиочастот 401,62-401,68 МГц для разработки, производства и модернизации юридическими и физическими лицами радиомаяков спутниковой системы определения местоположения и сбора данных "Argos.
Таким образом, материалы представленного выше обзора дают фактографическое подтверждение и раскрывают ощутимый вклад инфокоммуникаций в социально-экономическое развитие страны. Как высокотехнологичная инфраструктурная отрасль связь воздействует на все сферы общественной жизни, оптимизирует протекающие там процессы, тем самым способствуя обеспечению многих национальных интересов. От управленческих решений, принимаемых в этой сфере, в значительной степени зависят темпы развития всей экономики страны. С этой точки зрения особая роль принадлежит Администрации связи, которая разрабатывает и проводит внутреннюю политику телекоммуникационного развития с учетом современных мировых тенденций, нацеленную на укрепление национального суверенитета.
Учет национальных интересов совместно с фактами (примерами) усилий по их обеспечению за счет инфраструктуры сферы ин-фокоммуникаций внутри страны позволяет собирать и обобщать полезный опыт для разработки эффективной стратегии защиты позиций РФ в рамках международного сотрудничества и в условиях глобализации инфокоммуникаций.
Литература
1. Кортунов С.В. Национальная идентичность: Постижение смысла / С.В. Кортунов. — М.: Аспект Пресс, 2009. — 589 с.
2. Куняев Н.Н. Правовое обеспечение национальных интересов российской федерации в информационной сфере. — М.: Логос, 2010. — 348 с.
3. Трухачев В.В. Национальные интересы России: состояние и приоритеты реализации: диссертация ... кандидата политических наук: 23.00.02/Трухачев Владимир Владимирович; [Место защиты: Рос. ун-т дружбы народов]. — Москва, 2010. — 211 с.
4. Босхамджиева НА. Компетенция милиции в области обеспечения национальной безопасности Российской Федерации: диссертация ... кандидата юридических наук: 12.00.14/Босхамджиева Наталья Антоновна; [Место защиты: Всероссийский научно-исследовательский институт МВД РФ]. — Москва, 2008. — 215 с.
5. Социология: энциклопедия/Сост. АА. Гришанов, В.Л. Абушенко, ГМ. Евелькин, ГН. Соколова, О.В. Терещенко. Минск: Книжный дом, 2003. 1312 с.
6. Закон РФ "О безопасности" от 5 марта 1992 года № 2446-1.
7. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утверждена Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537.
8. Официальный сайт Федерального агентства связи http://www.rossvyaz.ru.
9. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. № 2227-р).