Научная статья на тему 'Обеспечение национальной безопасности через сохранение и развитие сферы культуры'

Обеспечение национальной безопасности через сохранение и развитие сферы культуры Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1597
169
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
безопасность / национальная безопасность / национальные приоритеты / национальные интересы / сфера культуры / финансирование сферы культуры / security / national security / national priorities / national interests and cultural sphere / the sphere of culture funding

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Малакшинова Надежда Шагжиевна, Цыбиков Батор Булатович

Данная статья посвящена вопросам обеспечения национальной безопасности в контексте неразрывной взаимосвязи и взаимообусловленности национальной безопасности и социально-экономического развития страны. Внимание уделено изучению законодательного закрепления категорий безопасности, системных элементов национальной безопасности, изменений и обновлений в отечественном законодательстве. Следовательно, пристального внимания заслуживают вопросы обеспечения безопасности, перечень национальных интересов, выдвинутых на первый план на долгосрочную перспективу, и вопросы о средствах реализации стратегических национальных приоритетов, в числе которых названа культура как сфера жизнедеятельности. Наиболее детально изучена сфера культуры как один из национальных приоритетов и важный фактор роста качества жизни и гармонизации общественных отношений, залог динамичного социально-экономического развития и сохранения единого культурного пространства и суверенитета России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Малакшинова Надежда Шагжиевна, Цыбиков Батор Булатович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

National security through the preservation and development of cultural sphere

Matters of national security in the context of the inextricable interrelationship and interdependence of national security and socio-economic development are presented in the article. The particular attention is paid to the legislative consolidation of security categories, the system of national security elements, and changes in the domestic legislation updates. Therefore, safety, a list of national interests, highlighted by long-term perspective, and questions about the means of implementation of strategic national priorities, including the named culture as a sphere of life are very important. Sphere of culture as a national priority and an important factor in the quality of life growth and harmonization of public relations, collateral dynamic socio-economic development and the preservation of a common cultural space and sovereignty of Russia are studied more detailed.

Текст научной работы на тему «Обеспечение национальной безопасности через сохранение и развитие сферы культуры»

Юриспруденция

УДК 342.95

РС! 10.21661/Г-113755

Н.Ш. Малакшинова, Б.Б. Цыбиков

Обеспечение национальной безопасности через сохранение и развитие сферы культуры

Аннотация

Данная статья посвящена вопросам обеспечения национальной безопасности в контексте неразрывной взаимосвязи и взаимообусловленности национальной безопасности и социально-экономического развития страны. Внимание уделено изучению законодательного закрепления категорий безопасности, системных элементов национальной безопасности, изменений и обновлений в отечественном законодательстве. Следовательно, пристального внимания заслуживают вопросы обеспечения безопасности, перечень национальных интересов, выдвинутых на первый план на долгосрочную перспективу, и вопросы о средствах реализации стратегических национальных приоритетов, в числе которых названа культура как сфера жизнедеятельности. Наиболее детально изучена сфера культуры как один из национальных приоритетов и важный фактор роста качества жизни и гармонизации общественных отношений, залог динамичного социально-экономического развития и сохранения единого культурного пространства и суверенитета России.

I Ключевые слова: безопасность, национальная безопасность, национальные приоритеты, национальные интересы, сфера культуры, финансирование сферы культуры.

N.Sh. Malakshinova, B.B. Tsibikov

National security through the preservation and development of cultural sphere

Abstract

Matters of national security in the context of the inextricable interrelationship and interdependence of national security and socio-economic development are presented in the article. The particular attention is paid to the legislative consolidation of security categories, the system of national security elements, and changes in the domestic legislation updates. Therefore, safety, a list of national interests, highlighted by long-term perspective, and questions about the means of implementation of strategic national priorities, including the named culture as a sphere of life are very important. Sphere of culture as a national priority and an important factor in the quality of life growth and harmonization of public relations, collateral dynamic socio-economic development and the preservation of a common cultural space and sovereignty of Russia are studied more detailed.

I Keywords: security, national security, national priorities, national interests and cultural sphere, the sphere of culture funding.

В процессе радикальных социально-политических изменений, происходящих в российском обществе, были подорваны виды его безопасности, что вызвало возникновение трудностей в реализации интересов России как во внутренней жизни общества, негативно отразилось на многих сферах, в том числе в сфере культуры, в отношениях с другими социальными системами. Во внешней - осложнило положение России в мировом сообществе, вызвало проблемы в решении международных вопросов.

Понятие «безопасность» является многозначным, характеризующим некоторую защищённость и низкий уровень риска для личности, общества или других субъектов, объектов, или даже систем. В действующем российском законодательстве понятие не определено -Федеральный закон №390 от 28 декабря 2010 г. «О безопасности» (в ред. Федерального закона от 05.10.2015 №285-ФЗ) [1]. Указан лишь предмет его регулирования, к которому отнесены: основные принципы и содержание деятельности по обеспечению безопасности

Legal studies

государства, общественной безопасности, экологической безопасности, безопасности личности, иных видов безопасности, предусмотренных законодательством Российской Федерации, полномочия и функции органов публичной власти в области безопасности, а также статус Совета Безопасности Российской Федерации. Однако, в законе от 5 марта 1992 г. за №2446-1 «О безопасности»[2], который утратил силу, под безопасностью понималось состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. А под жизненно важными интересами понимались совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства. Также выделялось в законе понятие «государственная безопасность», под которой понималось состояние стабильности государственного механизма, которое, в свою очередь, возможно при совокупной стабильности абсолютного большинства общественных институтов: экономики, правопорядка, обороны, международных отношений и многих других. Вносится понятие «национальная безопасность», под которой понимается безопасность ее многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в Российской Федерации. В качестве основных объектов безопасности выделены личность, ее права и свободы; общество - его материальные и духовные ценности; и государство, его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность.

Президент РФ осуществляет общее руководство всеми государственными органами, которые обеспечивают безопасность, также он возглавляет Совет Безопасности РФ. Кроме того, Президент Российской Федерации призван планировать защиту национальных интересов государства и национальных приоритетов, определять цели, задачи и меры в области как внутренней, так и внешней политики, укреплять национальную безопасность страны, таким образом обеспечить на долгосрочную перспективу устойчивое развитие.

Теперь следует обратиться к основополагающему документу, который отражает систему взглядов на обеспечение национальной безопасности от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности -это утвержденный Указом Президента РФ от 31 декабря 2015 г. №683 «Стратегия национальной безопасности Российской Федерации» [3]. Правовой основой данного документа послужили вышеупомянутый №390-Ф3 и №172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» от 28 июня 2014 г. [4]

В данном документе в ст. 5 вносится по-иному понятие «национальная безопасность» как состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, при котором обеспечиваются реализация конституционных прав и свобод граждан, достойные качество и уровень их жизни, суверенитет, независимость, государственная и территориальная целостность, устойчивое социально-экономическое

развитие Российской Федерации. Законодательно определены также составляющие национальной безопасности такие как: оборона, виды безопасности, такие как государственная, общественная, информационная, экологическая, экономическая, транспортная, энергетическая, и безопасность личности. Под национальными интересами принято понимать объективно значимые потребности личности, общества и государства в обеспечении их защищенности и устойчивого развития.

Данный документ определяет место России в современном мире, указывая на то, что в настоящее время создана устойчивая основа для дальнейшего наращивания экономического, политического, военного и духовного потенциалов страны, повышения ее роли в формирующемся полицентричном мире. Характеризует современное состояние в мире, связанной для России с необходимостью устранения попыток сдерживания России, выражающейся в оказании политического, экономического, военного и информационного давления на нее, с попытками сохранения доминирования в установлении мирового порядка со стороны США и их союзников.

В данной Стратегии уточнен и расширен перечень долгосрочных национальных интересов России, которые состоят в следующем: укрепление обороны страны, обеспечение незыблемости конституционного строя, суверенитета, независимости, государственной и территориальной целостности России; укрепление национального согласия, политической и социальной стабильности, развитие демократических институтов, совершенствование механизмов взаимодействия государства и гражданского общества; повышение качества жизни, укрепление здоровья населения, обеспечение стабильного демографического развития страны; сохранение и развитие культуры, традиционных российских духовно-нравственных ценностей; повышение конкурентоспособности национальной экономики; закрепление за Россией статуса одной из лидирующих мировых держав, деятельность которой направлена на поддержание стратегической стабильности и взаимовыгодных партнерских отношений в условиях поли-центричного мира.

В число основных показателей, необходимых для оценки состояния национальной безопасности, включены: удовлетворенность граждан степенью защищенности своих конституционных прав и свобод, личных и имущественных интересов, в том числе от преступных посягательств; доля современных образцов вооружения, военной и специальной техники в Вооруженных Силах России; ожидаемая продолжительность жизни; валовой внутренний продукт на душу населения; уровень инфляции; доля территории РФ, не соответствующая экологическим нормативам. доля расходов в валовом внутреннем продукте на культуру, а также на развитие науки, технологий и образования;

Трансформация общественного сознания в сторону фетишизации денег, отставание в духовном развитии привели к кризису не только экономическому, но и са-

Юриспруденция

мое главное духовному, моральному. Основные факторы, влияющие на жизнь современных россиян это материальное благосостояние, размер пенсии, качество еды, цены на нефть и ресурсы. Без запуска процесса аккумуляции культурной модернизации и развития правовых, экономических и социальных механизмов реализации культурной политики, остро встает вопрос, сколько нас будет и каким станет новое поколение россиян. В масштабах страны будет уместно предположение, что это будет уже не Россия, включая культурные особенности народов, проживающих на ее территории, а страна с другими традициями и ценностями или вообще без них.

Однако, следует заметить тенденции возрождения традиционных духовно-нравственных ценностей, об позитивных изменениях у молодого поколения отношения к истории страны, на этом фоне заметны сдвиги в сторону упрочения гражданского общества вокруг общих ценностей. В условиях трансформации общества меняются потребности людей, которые проявляются как в снижении потребностей, ослаблении интереса, при этом в повышении запросов к качеству предоставляемых услуг. Например, в области культуры, эффективность деятельности культурных учреждений и не только, зависит от возврата вложенных средств через реализацию предоставленных им услуг, на основе предварительного анализа потребностей населения и своих функциональных возможностей по их удовлетворению. И, как следствие, приоритетами в деятельности учреждений культуры становятся анализ и прогнозирование поведения потребителей, формирования и удовлетворения их потребностей.

Сфера культуры до сих пор регулируется законом «Основы законодательства Российской Федерации о культуре», который был принят в 1992 году [5]. В 1992 году закон, содержал 45 ю статью, согласно с которой субъекты РФ должны были 6% регионального бюджета выделять на культуру, а федеральные - 2% бюджета, причем не зависимо от финансового ведомства. Но эта норма не исполнялась, так как было принято множество нормативных актов и законов, регулярно вносились поправки и предложение о приостановке действия 45 й статьи. В 2005 году 45ая статья «Основ законодательства Российской Федерации о культуре», устанавливающую гарантированный уровень бюджетного финансирования культуры утратила силу. Реалии сегодняшнего дня таковы, что статьи и их части,

утратившие силу в «Законе о культуре» в редакции, действующей с 1 января 2015 г. в большинстве своем связанны с финансированием. Сокращение финансирования в 2015-2016 году не будет способствовать решению проблемы отрасли, а лишь усугубит их.

Находясь между глобальными и национальными интересами, между материальными и духовными компонентами социума, в сфере культуры назрела необходимость создания нового механизма финансового обеспечения, реорганизации бюджетного процесса, повышения инвестиционной привлекательности отрасли в целом и финансово-хозяйственной самостоятельности. Проблемой в регионах и стране в целом является нехватка финансирования. Финансирование в сфере культуры должно быть ориентирована не только на государственное содержание, но и на механизмы хозяйственной самостоятельности для привлечения дополнительных ресурсов.

Изучение и анализ механизма финансового обеспечения деятельности культурных учреждений приобретает актуальность в условиях реструктуризации межбюджетных отношений, внедрения альтернативных источников финансирования, способствующих инновационному развитию учреждений культуры. Так, например, с 2006 года в России с принятием Закона №275-ФЗ «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций» появилась возможность использования инструментов формирования эндаумент-фондов (целевых капиталов) [6]. В России сегодня зарегистрирован 141 целевой капитал с общей стоимостью активов 27,5 млрд руб., из них всего лишь 8% относятся к сфере культуры и составляют 11 эндаумент-фондов. Наш регион имеет эндаумент-фонд Всебурятской ассоциации развития культуры, действующем при комитете по культуре Республики Бурятия. Целевой капитал может выступать значительным источником финансирования организаций культуры, но для этого необходимы годы и активное привлечение средств в целевой капитал. На сегодня создание благотворительных фондов при учреждениях культуры является более распространенной практикой.

Политика государства в сфере культуры должна быть направлена на увеличение финансирования из бюджетов. Понятно, что создание благоприятных условий жизнеспособности социальной системы в сферах жизнедеятельности станут основой укрепления стабильности и обеспечения национальной безопасности.

Литература

1. «О безопасности» Закон Российской Федерации от 28.12.2010 г. - №390-Ф3 (ред. от 05.10.2015 г.) // СЗ РФ. 04.01.2016. - №1. - Ч. II. - Ст. 212.

2. «О безопасности» Закон Российской Федерации от 5 марта 1992 г. - №2446-1 // Российская газета. - №103. 06.05.1992.

Legal studies

3. «Стратегия национальной безопасности Российской Федерации» Указ Президента РФ от 31 декабря 2015 г. №683 // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 31.12.2015).

4. «О стратегическом планировании в Российской Федерации» №172-ФЗ от 28 июня 2014 г. // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 30.06.2014).

5. Основы законодательства Российской Федерации о культуре: от 09.10.1992 №3612-1. (ред. от 28.11.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016) // Российская газета. - №248. - 17.11.1992.

6. О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций: федеральный закон от 30.12.2006 №275-ФЗ.: ред. от 23.07.2013 // Официальный интернет-портал правовой информации. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения)11.02.2016

7. Fundamentals of the Russian Federation legislation on culture: from 09.10.1992 №3612-1. (Ed. By 11/28/2015) (rev. and ext., joined. in force from 01.01.2016) // RG. - №248. - 17.11.1992.

8. On the order of formation and use of financial endowment: Federal Law of 30.12.2006 number 275-FZ.: Ed. from 07/23/2013 // SPS Consultant // The official internet-portal of legal information [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 11.02.2016).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.