тривуня молодого ученого
УДК 34.096
Красильникова Наталья Александровна Krasilnikova Natalya Aleksandrovna
старший преподаватель кафедры государственно-правовых дисциплин
Приволжский филиал Российского государственного университета правосудия (603022, Нижний Новгород, пр. Гагарина, 17)
senior lecturer of the state law department
Privolgzkiy branch of Russian state university of justice (17 Gagarin av., Nizhny Novgorod, 603022) E-mail: [email protected]
Взаимодействие органов власти и институтов гражданского общества в новой Стратегии национальной безопасности Российской Федерации
The reaction of the authorities and civil society in the new National security
strategy of the Russian Federation
Статья посвящена исследованию роли институтов гражданского общества в документах стратегического планирования Российской Федерации, в частности — в сфере национальной безопасности. Автором проведен анализ мер по стратегическим национальным приоритетам, а также сделана попытка систематизировать формы взаимодействия органов государственной власти с институтами гражданского общества в документах стратегического планирования.
Ключевые слова: институты гражданского общества, взаимодействие, стратегия национальной безопасности, национальные приоритеты.
The article investigates the role of civil society in the strategic planning documents of the Russian Federation, in particular — in the sphere of national security. The author analyzes the measures for a strategic national priorities, as well as an attempt to systematize the forms of interaction between public authorities and civil society institutions in the documents of strategic planning.
Keywords: institutions of civil society, cooperation, national security strategy, national priorities.
В соответствии с пунктом 2 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2010 года № 390-ФЗ «О безопасности» [1], с целью стратегического планирования [2] по целеполаганию, прогнозированию и социально-экономическому развитию Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, обеспечения национальной безопасности с учетом складывающихся международных отношений и мировой обстановки в конце 2015 года утверждена Стратегия национальной безопасности Российской Федерации [3] (далее — новая Стратегия). Данный документ досрочно заменил Стратегию национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года [4] (далее — Стратегия до 2020 года).
Сравнительный анализ Стратегии до 2020 года и новой Стратегии показывает, что при сходных: юридической силе (утверждены указами Президента Российской Федерации), структуре (по 6 разделов, 112 и 115 пунктов со-
ответственно в Стратегии до 2020 года и новой Стратегии), отдельных элементах содержания (указано по 9 стратегических национальных приоритетов, которые дословно и в той же иерархии перенесены из Стратегии до 2020 года в новую Стратегию) во многом названные документы различаются, например:
— взамен трех абзацев национальных интересов (п. 23 Стратегии до 2020 года) теперь шесть (п. 30 новой Стратегии), а их анализ показывает, что они различаются не только по технико-юридическим свойствам (см. таблицу 1);
— по каждому из 9 стратегических национальных приоритетов в Стратегии до 2020 года и в новой Стратегии предусмотрены различные меры, направленные на достижение соответствующих приоритетов, причем заметно увеличение количества мер как по отдельным приоритетам, так и в целом (см. таблицу 2);
— основу системы национальной безопасности ранее составляли исключительно фе-
Таблица 1
Стратегии национальной безопасности: согласованность стратегических национальных приоритетов
Стратегия до 2020 года новая Стратегия
укрепление обороны страны
обеспечение незыблемости конституционного строя, суверенитета, независимости, государственной и территориальной целостности Российской Федерации
укрепление национального согласия, политической и социальной стабильности
развитие демократических институтов, совершенствование механизмов взаимодействия государства и гражданского общества
повышение конкурентоспособности национальной экономики
повышение качества жизни, укрепление здоровья населения, обеспечение стабильного демографического развития страны
сохранение и развитие культуры, традиционных российских духовно-нравственных ценностей
закрепление за Российской Федерацией статуса одной из лидирующих мировых держав, деятельность которой направлена на поддержание стратегической стабильности и взаимовыгодных партнерских отношений в условиях полицентричного мира
3 £
Таблица 2
Стратегии национальной безопасности: количество мер по стратегическим национальным приоритетам
№ п/п Меры по стратегическим национальным приоритетам Стратегия до 2020 года новая Стратегия
количество мер
1 Оборона страны 6 7
2 Государственная и общественная безопасность 7 24
3 Повышение качества жизни российских граждан 7 16
4 Экономический рост 7 15
5 Наука,технологии и образование 4 14
6 Здравоохранение 4 16
7 Культура 7 10
8 Экология живых систем и рациональное природопользование 5 11
9 Стратегическая стабильность и равноправное стратегическое партнерство 5 7
ВСЕГО 52 120
деральные органы государственной власти («Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы, в которых федеральным законодательством предусмотрена военная и (или) правоохранительная служба» — абз. 7 п. 6 Стратегии до 2020 года), а теперь «совокупность осуществляющих реализацию государственной политики в сфере обеспечения национальной безопасности органов государственной власти и органов местного самоуправления» (абз. 7 п. 6 новой Стратегии).
Важно отметить, что в новой Стратегии институты гражданского общества названы в качестве одного из основных субъектов «создания благоприятных внутренних и внешних условий для реализации национальных интересов и стратегических национальных приоритетов Российской Федерации» (п. 3). В Стратегии до 2020 года институты гражданского общества упоминались только как второстепенные силы и далеко не по всем приоритетам (см. таблицу 3).
Правда, при определении национальных интересов «развитие демократических ин-
о
>3 ф
<о
о §
3 (С п
00 <
£ (С со
0
3
1
-о
4
3 о (С
£
Таблица 3
Стратегии национальной безопасности: институты гражданского общества и стратегические национальные приоритеты
№ п /п Стратегические национальные приоритеты Стратегия до 2020 года новая Стратегия
1 Оборона страны - -
2 Государственная и общественная безопасность - +
3 Повышение качества жизни российских граждан + +
4 Экономический рост + +
5 Наука, технологии и образование + +
6 Здравоохранение + +
7 Культура - -
8 Экология живых систем и рациональное природопользование + +
9 Стратегическая стабильность и равноправное стратегическое партнерство - -
ститутов, совершенствование механизмов взаимодействия государства и гражданского общества» (п. 30 новой Стратегии) смещено с первого места на второе, и акцент сделан уже не столько на «развитии демократии и гражданского общества» (п. 23 Стратегии до 2020 года), сколько на взаимном сотрудничестве органов власти с институтами гражданского общества.
В то же время единообразного понимания сущности, задач, форм и иных элементов взаимодействия органов власти с институтами гражданского общества не сложилось. Так, статья 18 Федерального закона от 21 июля 2014 года № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» [5] называет такие формы взаимодействия институтов гражданского общества с государственными органами и органами местного самоуправления, как общественные обсуждения, общественные (публичные) слушания и другие формы в рамках действующего законодательства. При этом эти формы являются разновидностью общественного контроля.
В Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года [6] предусмотрены две группы задач, по каждой из которых участниками названы институты гражданского общества:
1) задачи по информационному обеспечению реализации государственной национальной политики Российской Федерации (с участием институтов гражданского общества):
— выступление в средствах массовой информации представителей институтов гражданского общества, общественных объединений и религиозных организаций по актуальным вопросам, связанным с реализацией государ-
ственной национальной политики Российской Федерации;
— осуществление органами государственной власти и органами местного самоуправления с участием институтов гражданского общества и журналистского сообщества мониторинга публикаций печатных и электронных средств массовой информации по вопросам реализации государственной национальной политики Российской Федерации, а также проведение регулярных семинаров для журналистов по повышению их квалификации в этой сфере;
— использование мер общественного контроля в целях недопущения публикаций, направленных на разжигание межнациональной (межэтнической) или межконфессиональной ненависти либо вражды;
2) задачи по совершенствованию взаимодействия государственных и муниципальных органов с институтами гражданского общества при реализации государственной национальной политики Российской Федерации:
— участие Общественной палаты Российской Федерации и региональных общественных палат в подготовке управленческих решений в сфере государственной национальной политики Российской Федерации;
— усиление роли общественных советов при государственных и муниципальных органах в деятельности по повышению общероссийского гражданского самосознания, гармонизации межнациональных (межэтнических) и межконфессиональных отношений, обеспечению социальной и культурной адаптации и интеграции мигрантов;
— поддержка деятельности межнациональных общественных объединений, ассоциаций,
фондов, национально-культурных автономий как важного средства выявления и удовлетворения этнокультурных запросов граждан, достижения стабильности межнациональных отношений, предупреждения конфликтов на национальной почве, обеспечения реализации настоящей Стратегии;
— усиление общественного контроля деятельности государственных органов и органов местного самоуправления по реализации государственной национальной политики Российской Федерации;
— обеспечение прозрачности источников финансирования проектной деятельности институтов гражданского общества в сфере государственной национальной политики Российской Федерации, а также совершенствование механизмов их финансовой отчетности;
— обеспечение открытости и публичности рассмотрения ситуаций, связанных с конфликтами в сфере межнациональных (межэтнических) отношений, их непредвзятого и ответственного освещения в средствах массовой информации;
— вовлечение институтов гражданского общества, в том числе молодежных и детских общественных объединений, в проведение мероприятий по профилактике проявлений межнациональной (межэтнической) нетерпимости либо вражды в детской и молодежной среде;
— развитие этнокультурной инфраструктуры, в том числе домов дружбы, центров национальной культуры, иных государственных и муниципальных учреждений, деятельность которых направлена на решение задач государственной национальной политики Российской Федерации;
— использование потенциала институтов гражданского общества, в том числе национальных и многонациональных общественных объединений граждан, национально-культурных автономий, в целях гармонизации межнациональных (межэтнических) отношений, совместного противодействия росту межнациональной напряженности, экстремизму, разжиганию этнической и религиозной ненависти либо вражды.
Однако в Плане мероприятий по реализации в 2016—2018 годах Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года [7] указаны только три направления совершенствования работы:
— привлечение институтов гражданского общества к работе в общественных советах, иных экспертно-консультативных органах при заинтересованных федеральных органах исполни-
тельной власти, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, представителей национальных общественных объединений и религиозных организаций (п. 71 Плана);
— анализ деятельности координационных и консультативных структур по вопросам межнациональных и этноконфессиональных отношений на федеральном и региональном уровнях (п. 72 Плана);
— выступления институтов гражданского общества, общественных объединений и религиозных организаций по актуальным вопросам, связанным с реализацией государственной национальной политики Российской Федерации в рамках различных мероприятий, круглых столов и т. д. (раздел X Плана).
Таким образом, поставленные в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации задачи потребуют пересмотра всего спектра документов стратегического планирования, для чего целесообразно уточнить и конкретизировать формы взаимодействия органов власти с институтами гражданского общества по всем стратегическим национальным приоритетам.
Примечания
1. Российская газета. 2010. 29 декабря.
2. О стратегическом планировании в Российской Федерации: федеральный закон от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru (30.06.2014).
3. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации: указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г № 683 // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http:// www.pravo.gov.ru (31.12.2015).
4. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года: указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537 // Собрание законодательства РФ. 2009. № 20, ст. 2444.
5. Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru (22.07.2014).
6. О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года: указ Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. № 1666 // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www. pravo.gov.ru (19.12.2012).
7. Об утверждении плана мероприятий по реализации в 2016 — 2018 годах Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года: распоряжение Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2015 г. № 2648-р // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru (29.12.2015).
тривуня молодого ученого
Notes
1. Rossiyskaya gazeta. 2010. December 29.
2. On the strategic planning in the Russian Federation: federal law of June 28, 2014 № 172-FZ // Official web portal of legal information. URL: http://www.pravo. gov.ru (30.06.2014).
3. On National Security Strategy of the Russian Federation: decree of the President of the Russian Federation dated 31 December 2015 № 683 // Official web portal of legal information. URL: http://www.pravo.gov.ru (31.12.2015).
4. On National Security Strategy of the Russian Federation until 2020: decree of the President of the Russian Federation dated May 12, 2009 № 537 //
Collection of legislative acts of the RF. 2009. № 20, art. 2444.
5. Official web portal of legal information. URL: http:// www.pravo.gov.ru (22.07.2014).
6. On the Strategy of the state national policy of the Russian Federation for the period till 2025: decree of the President of the Russian Federation dated December 19, 2012 № 1666 // Official web portal of legal information. URL: http://www.pravo.gov.ru (19.12.2012).
7. On approval of the action plan to implement in 2016 — 2018 Strategy of the state national policy of the Russian Federation for the period till 2025: order of the Government of the Russian Federation dated December 23, 2015 № 2648-r // Official web portal of legal information. URL: http://www.pravo.gov.ru (29.12.2015).