Научная статья на тему 'Проблемы достижения гражданского единства в контексте изменения государственной национальной политики РФ'

Проблемы достижения гражданского единства в контексте изменения государственной национальной политики РФ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
623
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКАЯ НАЦИЯ / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / ГРАЖДАНСКОЕ САМОСОЗНАНИЕ / НАЦИОНАЛЬНОЕ ЕДИНСТВО / CIVIL NATION / CIVIL SOCIETY / NATIONAL POLICY / CIVIC AWARENESS / NATIONAL UNITY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Слинько Александр Анатольевич, Кулаков Евгений Борисович, Полянчук Татьяна Витальевна

Статья поднимает вопросы формирования гражданской нации в Российской Федерации в контексте реализации государственной национальной политики, основные положения которой зафиксированы в Стратегии государственной национальной политики РФ на период до 2015 года, которая служит основой для деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, институтов гражданского общества и направлена на активизацию всестороннего сотрудничества народов Российской Федерации, развитие их национальных языков и культур. Задача достижения национального единства и формирования гражданского самосознания россиян остается актуальной. Авторы отмечают, что на национальную политику нашей страны в настоящее время влияют такие факторы, как последствия экономического кризиса, активизация миграционных потоков, события на Ближнем Востоке, присоединение Крыма и украинский кризис, способствующие повышению напряженности межэтнических отношений, изменения международной обстановки. Все вышеперечисленное способствуюет трансформации приоритетов в области национальной безопасности и изменению самоопределения массового политического сознания россиян.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Слинько Александр Анатольевич, Кулаков Евгений Борисович, Полянчук Татьяна Витальевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article raises the issues of the formation of the civil nation in the Russian Federation in the context of the implementation of the state national policy, the main provisions of which are fixed in the Strategy of the State National Policy of the Russian Federation for the period up to 2015, which serves as the basis for the activity of state authorities and local self-government institutions of civil society and is aimed at activation of all-round cooperation of the peoples of the Russian Federation, development of their national languages and cultures. The task of achieving national unity and the formation of civil self-consciousness of Russians remains relevant. The authors note that the national policy of our country is currently influenced by such factors as the consequences of the economic crisis, the activation of migration flows, events in the Middle East, the accession factor of the Crimea and the Ukrainian crisis, which contribute to increasing tension in interethnic relations, a factor in changing the international situation, facilitating the transformation of priorities in the field of national security and the change in the self-determination of the mass political consciousness of Russians. The authors come to the conclusion that the socio-psychological mechanisms of uniting the nation in crisis conditions in the face of external danger are the most effective. Therefore, increasing attention to building national policies, effective monitoring of interethnic relations and resolving contradictions in the early stages is one of the main tasks of ensuring national security. In such conditions it is necessary to develop the institutions of civil society in the positions of patriotism, harmonization of interethnic relations, and the growth of civic consciousness.

Текст научной работы на тему «Проблемы достижения гражданского единства в контексте изменения государственной национальной политики РФ»

УДК 323.1 DOI: 10.22394/2071-2367-2017-12-2-77-82

ПРОБЛЕМЫ ДОСТИЖЕНИЯ ГРАЖДАНСКОГО ЕДИНСТВА В КОНТЕКСТЕ ИЗМЕНЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ РФ

Слинько А.А., Кулаков Е.Б., Полянчук Т.В.1

Статья поднимает вопросы формирования гражданской нации в Российской Федерации в контексте реализации государственной национальной политики, основные положения которой зафиксированы в Стратегии государственной национальной политики РФ на период до 2015 года, которая служит основой для деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, институтов гражданского общества и направлена на активизацию всестороннего сотрудничества народов Российской Федерации, развитие их национальных языков и культур. Задача достижения национального единства и формирования гражданского самосознания россиян остается актуальной.

Авторы отмечают, что на национальную политику нашей страны в настоящее время влияют такие факторы, как последствия экономического кризиса, активизация миграционных потоков, события на Ближнем Востоке, присоединение Крыма и украинский кризис, способствующие повышению напряженности межэтнических отношений, изменения международной обстановки. Все вышеперечисленное способствуюет трансформации приоритетов в области национальной безопасности и изменению самоопределения массового политического сознания россиян.

Ключевые слова: гражданская нация, гражданское общество, национальная политика, гражданское самосознание, национальное единство.

THE PROBLEM OF ACHIEVING NATIONAL UNITY IN THE CONTEXT OF CHANGING THE STATE NATIONAL POLICY OF THE RUSSIAN FEDERATION

SLINKO A.A. - Doctor of Political Sciences, Professor, Head of the Department of Political Science and Political Administration of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (Russian Federation, Voronezh), e-mail: aleksandr_slinko@mail.ru

KULAKOV E.B. - Postgraduate student of the Department of Political Science and Political Administration of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (Russian Federation, Voronezh), e-mail: kulakov.evgeniy.80@mail.ru

POLYANCHUK T.V. - Postgraduate student of the Department of Political Science and Political Administration of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (Russian Federation, Voronezh), e-mail: polyanchuk.tatyana@mail.ru

Слинько Александр Анатольевич - доктор политических наук, профессор, заведующий кафедрой политологии и политического управления, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Воронежский филиал, адрес: 394005, Россия, г. Воронеж, Московский пр-т, д.143, e-mail: aleksandr_slinko@mail.ru

Кулаков Евгений Борисович - аспирант кафедры политологии и политического управления, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Воронежский филиал, адрес: 394005, Россия, г. Воронеж, Московский пр-т, д. 143, e-mail: kulakov.evgeniy.80@mail.ru Полянчук Татьяна Витальевна - аспирантка кафедры политологии и политического управления, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Воронежский филиал, адрес: 394005, Россия, г. Воронеж, Московский пр-т, д. 143, polyanchuk.tatyana@mail.ru

The article raises the issues of the formation of the civil nation in the Russian Federation in the context of the implementation of the state national policy, the main provisions of which are fixed in the Strategy of the State National Policy of the Russian Federation for the period up to 2015, which serves as the basis for the activity of state authorities and local self-government institutions of civil society and is aimed at activation of all-round cooperation of the peoples of the Russian Federation, development of their national languages and cultures. The task of achieving national unity and the formation of civil self-consciousness of Russians remains relevant.

The authors note that the national policy of our country is currently influenced by such factors as the consequences of the economic crisis, the activation of migration flows, events in the Middle East, the accession factor of the Crimea and the Ukrainian crisis, which contribute to increasing tension in interethnic relations, a factor in changing the international situation, facilitating the transformation of priorities in the field of national security and the change in the self-determination of the mass political consciousness of Russians.

The authors come to the conclusion that the socio-psychological mechanisms of uniting the nation in crisis conditions in the face of external danger are the most effective. Therefore, increasing attention to building national policies, effective monitoring of interethnic relations and resolving contradictions in the early stages is one of the main tasks of ensuring national security. In such conditions it is necessary to develop the institutions of civil society in the positions of patriotism, harmonization of interethnic relations, and the growth of civic consciousness.

Keywords: civil nation, civil society, national policy, civic awareness, national unity.

Введение.

Главная цель национальной политики России определяется закрепленным в Конституции РФ положением о многонациональном народе. Исходя из этого, государство берет на себя задачи учета и согласования интересов проживающих на его территории этнических групп, задачи обеспечения материальных и правовых условий для их развития при сохранении равноправного положения. Демократическая модель согласования интересов этнических групп предполагает уважение их культурно-исторической самобытности и создание условий для их добровольного сотрудничества на взаимовыгодной основе. Данная модель ориентирована на гармонизацию межэтнических отношений, предупреждение межэтнических конфликтов и исходит ир того, что необходимо обеспечивать удовлетворение обусловленных этнической принадлежностью потребностей как на уровне общности, так и на уровне индивидов.

Стратегия государственной национальной политики в РФ на период до 2025 года служит основой для координации деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, их взаимодействия с институтами гражданского общества при реализации государственной национальной политики Российской Федерации и направлена на активизацию всестороннего сотрудничества народов Российской Федерации, развит^ их национальных языков и культур1.

Проблемы формирования гражданской нации в РФ.

Гражданскую нацию можно определить как гражданское, т.е. политическое, сообщество, для которого этнические и этно-конфессиональные различия имеют лишь социокультурный

1 Исайкин Д.М. Документы программного характера, определяющие государственную национальную политику // Актуальные теоретические и практические вопросы развития юридической науки: общегосударственный и региональный аспекты [Текст]: материалы Всероссийской конференции с международным участием. - Пермь: Западно-Уральский институт экономики и права. - С.159-169.

характер и не являются основанием для политического размежевания. Этническая принадлежность гражданина не ограничивает его политических прав и не создает дополнительных политических привилегий, но этнические группы имеют возможность реализовывать свои интересы и предъявлять требования политической системе при сохранении принципов равенства всех перед законом. Эта задача возникла в постсоветской России в условиях глубокого кризиса идентичности, когда старая советская идентичность, выступавшая в качестве универсального объединяющего фактора, распалась, проявились противоречия, которые долгое время скрывались официальной идеологией1.

Российский этнолог В.Тишков в своем выступлении на заседании Совета по национальным отношениям привел данные социологических исследований, подтверждающих, что "понятие «я - россиянин» сегодня является ведущей формой коллективной идентичности среди граждан нашей страны"2. Возможность "конструирования" гражданской нации, с точки зрения этнолога, не означает искусственности этого образования, а лишь подчеркивает важность усилий политиков, интеллектуалов, деятелей культуры в формировании единого пространства, в котором ценность общности ставится выше признаваемых и сохраняемых различий.

Известный политический деятель Н. Нарочницкая, в частности, считает «имперский формат» существования российской государственности нормой. Она утверждает, что "позитивный опыт построения гражданской нации" неизбежно перерастет в России "в спокойную имперскую сущность, свободную от страхов и ощущения собственной уязвимости перед чужими и разрушительными идеями"3.

Анализируя практики становления в России гражданского общества, можно сделать вывод, что в многонациональной России развитие гражданского общества возможно лишь на наднациональной основе, т.е. при условии превращения россиян в политическую нацию и формирования их гражданской идентичности4.

Несмотря на разногласия, задача достижения национального единства и формирования гражданского самосознания россиян остается актуальной и поэтому продолжает оставаться в политической повестке дня. А управление подобными процессами представляет собой сложную задачу, поскольку «современная идентичность населения России представляет собой сложный конгломерат новой российской, ностальгической советской, социальной, региональной, локальной, этнокультурной, религиозной идентичностей. Естественно, все политические, социально-культурные, экономические трансформации общества находят отражение в государственно-гражданской идентичности»5. Гражданская интеграция полиэтнического общества, которое переживает глубокую социальную трансформацию, - исключительно сложная задача, требующая постоянного внимания.

В постперестроечное время происходит реформирование институциональных основ национальной политики и предпринимаются шаги по обновлению ее концептуальных основ.

1 Савельев В.В. К национально-культурному вектору во внутренней политике России / Вопросы национальных и федеративных отношений. Научный журнал. - 2012. - №1. - С. 104-107.

2 Тишков В. Выступление на Заседании Совета по национальным отношениям 22 октября 2013 г. // Вестник российской нации - 2013. - №6. - С. 204.

3 Нарочницкая Н.А. "России необходим модернизационный проект, основанный на православии" // Столетие. — 2006. — 17 июня. - URL: http://stoletie.ru/moment/060613134707.html (дата обращения: 12/05/2016).

4 Горшков М.К. Формирование гражданского общества и гражданской нации в пореформенной России (к социологическому осмыслению проблемы) // Вестник российской нации. - 2012. - Т.1. - №21. - С.135-160.

5 Дробижева Л.М. Процессы гражданской интеграции в полиэтническом российском обществе // Общественные науки и современность. - 2008. - № 2. - ^ 68-77.

Принятие Стратегии государственной национальной политики РФ на период до 2025 года вписывает это направление регулирования важных для государства отношений в единую систему. Значение принятия нового документа заключается в том, что впервые в российский общественно-политический обиход официально вводятся такие понятия, как «российская нация» и связанные с ним «согражданство», «политика согражданства», «общероссийская гражданская идентичность»1. Признавая проблемы слабости общероссийского гражданского самосознания (общероссийской гражданской идентичности) при все большей значимости этнической и религиозной самоидентификации, авторы Стратегии приходят к необходимости решения этой проблемы на конкретно-политическом уровне.

В конце лета 2013 года была принята новая Федеральная целевая программа «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014 - 2020 годы)»2, в которой признаются такие проблемы, как кризис гражданской идентичности, межэтническая нетерпимость, сепаратизм и терроризм, а также открыто говорится о негативном влиянии на межнациональные отношения некоторых последствий советской национальной политики (например, репрессий и депортаций в отношении отдельных народов, неоднократных изменений административно-территориальных границ). Программа признает этнический и религиозный факторы важнейшими предпосылками обеспечения безопасности страны, так как, несмотря на то, что нарастание политического ресурса этничности в последнее время замедлилось, накопленный ранее потенциал продолжает сказываться в российском обществе на разных уровнях, в том числе в виде религиозно-политического экстремизма3.

Выводы.

На национальную политику нашей страны в настоящее время влияют такие факторы, как последствия экономического кризиса, определяющие активизацию миграционных потоков, фактор исламистской угрозы, связанный с событиями на Ближнем Востоке, фактор присоединения Крыма и украинский кризис, способствующие повышению напряженности межэтнических отношений, фактор изменения международной обстановки, способствующий изменению приоритетов в области национальной безопасности и изменению самоопределения массового политического сознания россиян4. В рамках нового этапа глобализации следует гарантировать национальный суверенитет и избегать односторонних трактовок гуманитарного права5.

Сделан вывод, что социально-психологические механизмы сплочения нации в кризисных условиях перед лицом внешней опасности являются наиболее действенными.

Социально-психологические механизмы сплочения нации в кризисных условиях перед лицом внешней опасности, воспринимаемой как крайне актуальная, пожалуй, являются наиболее действенными. При этом они также повышают риски обострения латентных конфликтов, не имеющих прямого отношения к внешней угрозе.

1 Указ Президента РФ от 19 декабря 2012 r. N 1666 «О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года».

2 Постановление Правительства РФ от 20 августа 2013 г. № 718 «О федеральной целевой программе «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014 - 2020 годы)». -URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70339260/#ixzz3cgsvechy.

3 Шахов Ш.К. Формирование единой российской нации на гражданской основе // Этносоциум и межнациональная культура. - 2016. - №9 (99). - С. 9-15.

4 Слинько А.А. Усиление роли гражданского общества в процессах становления национального государства / Сучасна полп^ична на^я: духовно-моральна культурно-етичн та соцiально-економiчнi засади розвитку : матерiали XIV науковопрактичноТ конференций - К.: ВНЗ «Нацюнальна академiя управлшня», 2014. - С. 70-72.

5 Слинько А.А., Добрева И.В., Слатинов В.Б. Новый баланс сил на евразийском пространстве / Среднерусский вестник общественных наук. - 2016. - №5. - Том 11. - С.174-179.

Поэтому повышение внимания к выстраиванию национальной политики, эффективному мониторингу межэтнических отношений и разрешению противоречий на ранних стадиях выступает в качестве одной из основных задач обеспечения национальной безопасности. В подобных условиях необходимо развитие институтов гражданского общества на позициях патриотизма, гармонизации межэтнических отношений, роста гражданского самосознания.

Библиография/References:

1. Горшков М.К. Формирование гражданского общества и гражданской нации в пореформенной России (к социологическому осмыслению проблемы) // Вестник российской нации. - 2012. - Т.1. - № 21. - С.135-160.

2. Дробижева Л.М. Процессы гражданской интеграции в полиэтническом российском обществе // Общественные науки и современность. - 2008. - № 2. - C. 68-77.

3. Исайкин Д.М. Документы программного характера, определяющие государственную национальную политику // Актуальные теоретические и практические вопросы развития юридической науки: общегосударственный и региональный аспекты. - 2014. - № 1. - С.159- 169.

4. Нарочницкая Н.А. России необходим модернизационный проект, основанный на православии // Столетие. - 2006. - 17 июня. - URL: http://stoletie.ru/moment/060613134707.html

5. Савельев В.В. К национально-культурному вектору во внутренней политике России // Вопросы национальных и федеративных отношений. - 2012. - № 1. - С. 104-107.

6. Слинько А.А., Добрева И.В., Слатинов В.Б. Новый баланс сил на евразийском пространстве // Среднерусский вестник общественных наук. - 2016.- Т. 11. - № 5. - С.174-179.

7. Тишков В. Выступление на Заседании Совета по национальным отношениям 22 октября 2013 // Вестник российской нации - 2013. - № 6. - С. 204.

8. Шахов Ш.К. Формирование единой российской нации на гражданской основе // Этносоци-ум и межнациональная культура. - 2016. - № 9 (99). - С. 9-15.

1. Gorshkov, M.K. (2012) Formirovanie grazhdanskogo obshchestva i grazhdanskoi natsii v poreformennoi Rossii (k sotsiologicheskomu osmysleniiu problemy) [Formation of civil society and civil nation in post-reform Russia (to the sociological understanding of the problem)] // Vestnik rossi-iskoi natsii. - T.1. - № 21. - P.135-160. (In Russ.)

2. Drobizheva, L.M. (2008) Protsessy grazhdanskoi integratsii v polietnicheskom rossiiskom ob-shchestve [Processes of civil integration in a multi-ethnic Russian society] // Obshchestvennye nauki i sovremennost'. - № 2. - P. 68-77. (In Russ.)

3. Isaikin, D.M. (2014) Dokumenty programmnogo kharaktera, opredeliaiushchie gosudarstven-nuiu natsional'nuiu politiku [Documents of a program nature that determine the state national policy] // Aktual'nye teoreticheskie i prakticheskie voprosy razvitiia iuridicheskoi nauki: obshchegosudar-stvennyi i regional'nyi aspekty. - № 1. - P.159 - 169. (In Russ.)

4. Narochnitskaia, N.A. (2006) Rossii neobkhodim modernizatsionnyi proekt, osnovannyi na pra-voslavii [Russia needs a modernization project based on Orthodoxy] // Stoletie. - 17 iiunia. - URL: http://stoletie.ru/moment/060613134707.html (In Russ.)

5. Savel'ev, V.V. (2012) K natsional'no-kul'turnomu vektoru vo vnutrennei politike Rossii [Towards a national-cultural vector in Russia's domestic policy] // Voprosy natsional'nykh i federativnykh otnoshenii [Questions of National and Federative Relations]. - № 1. - P. 104-107. (In Russ.)

6. Slin'ko, A.A. (2014) Usilenie roli grazhdanskogo obshchestva v protsessakh stanovleniia natsional'nogo gosudarstva [Strengthening the role of civil society in the processes of the formation of the national state] / Suchasna politichna natsiia: dukhovno-moral'ni, kul'turno-etichni ta sotsial'no-ekonomichni zasadi rozvitku: materiali KhIV naukovopraktichnoi konferentsii. - K.: VNZ «Natsional'na akademiia upravlinnia». - P. 70-72. (In Russ.)

7. Slin'ko, A.A., Dobreva, I.V., Slatinov, V.B. (2016) Novyi balans sil na evraziiskom prostranstve [New balance of power on Eurasian space] // Srednerusskii vestnik obshchestvennykh nauk [Central Russian Journal of Social Sciences]. - T. 11. - № 5. - P.174—179. (In Russ.)

8. Tishkov, V. (2013) Vystuplenie na Zasedanii Soveta po natsional'nym otnosheniiam 22 oktia-bria 2013 [Speech at the Meeting of the Council on National Relations October 22, 2013] // Vestnik rossiiskoi natsii - № 6. - P. 204. (In Russ.)

9. Shakhov, Sh.K. (2016) Formirovanie edinoi rossiiskoi natsii na grazhdanskoi osnove [Formation of a united Russian nation on a civil basis] // Etnosotsium i mezhnatsional'naia kul'tura [Eth-nosociology and interethnic culture]. - № 9 (99). - P. 9-15. (In Russ.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.