Бухгалтерский учет как элемент системы внутреннего контроля в телекоммуникационных компаниях
Ключевые слова: бухгалтерский и управленческий учет, телекоммуникационные компании, ВТО, результат экономической деятельности.
Проблемы организации бухгалтерского (финансового) и управленческого учета в телекоммуникационных компаниях в связи с вступлением России в ВТО и принятием с 1 января 2013 г. Федерального Закона Российской Федерации от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" приобретают первостепенное значение; от четкого определения сущности учета, его целей, задач, функций, взаимодействий, во многом будет зависеть результат экономической деятельности каждой телекоммуникационной компании.
Гришанова Е.М.,
к.э.н., доцент кафедры ПЭ и П МТУСИ
Краснослободцева Е.А.,
к.э.н., доцент кафедры ПЭ и П МТУСИ
Телекоммуникационная компания, ориентированная на успешное функционирование и развитие, сталкивается с риском не достижения поставленных целей. К такому положению могут привести как координатные факторы, прямо не зависящие от организации, так и параметрические и информационные факторы, основанные на ошибках в управлении и злоупотреблениях администрации и персонала.
Проблема нейтрализации или снижения уровня ошибок в многочисленных аспектах управления решается возможностью формирования эффективной системы внутреннего контроля. Одним из важнейших структурообразующих элементов системы внутреннего контроля телекоммуникационной компании является система учета. Это подтверждают ее три основные цели:
— формирование полной и достоверной информации о хозяйственных процессах и результатах деятельности ;
— обеспечение контроля над наличием (сохранностью) и движением имущества (ресурсов) и его рациональным использованием в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;
— предотвращение злоупотреблений.
Поэтому отдельным объектом рассмотрения комплексных проблем совершенствования внутреннего аудита в телекоммуникационных компаниях является система бухгалтерского учета, закрепленная в учетной политике предприятия.
Ряд важных норм, позволяющих проанализировать эффективность состояния и функционирования системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля, определены в правиле (стандарте) аудиторской деятельности "Изучение и оценка систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля в ходе аудита". В этом документе сформулированы основные требования, предъявляемые к изучению и оценке системы бухгалтерского учета и контроля экономического субъекта в ходе внутреннего аудита.
Учитывая связь внутреннего аудита с внешним, эффективная система внутреннего контроля должна удовлетворять этим требованиям. Масштаб и особенности системы внутреннего контроля, а также степень их формализации должны соответствовать размерам экономического субъекта и особенностям его деятельности. Эффективная система внутреннего контроля должна обеспечить соответствие системы бухгалтерского учета законодательству и методологии по бухгалтерскому учету.
Практика показывает, что в соответствии с предметом деятель-
ности службы внутреннего контроля ее эффективность определяется изучением, анализом и оценкой сведений о следующих сторонах экономического субъекта:
— учетная политика и основные принципы ведения бухгалтерского учета;
— организационная структура подразделения, ответственного за ведение бухгалтерского учета;
— распределение обязанностей и полномочий между работниками, принимающими участие в ведение учета и подготовки отчетности;
— организация подготовки, оборота и хранения документов, отражающих хозяйственные операции;
— порядок отражения хозяйственных операций в регистрах бухгалтерского учета, формы и методы обобщения данных таких регистров;
— порядок подготовки периодической бухгалтерской отчетности на основе данных бухгалтерского учета;
— роль и место программного обеспечения в ведении учета и подготовки отчетности;
— критические области учета, где риск возникновения ошибок или искажений бухгалтерской отчетности особенно высок;
— средства контроля, предусмотренные в отдельных областях системы учета.
Согласно принятым в литературе подходам, система учета подразделяется на финансовый учет и управленческий учет. При этом цель первого - подготовить информацию для внешних пользователей, второго - для внутренних. Есть различия по степени регламентации, по охвату объектов учета, по способу отражения учетной информации, по частоте и срокам предоставления информации заинтересованным пользователям и др.
В решении практических задач управления строгую границу между финансовым и управленческим учетом провести достаточно сложно, так как управленческий учет можно рассматривать как продолжение финансового и наоборот. Для осуществления эффективной системы внутреннего контроля бухгалтерского учета необходимо иметь четкое представление о его составляющих.
Допустим, что система финансового учета - это определенным образом упорядоченная и законодательно регламентированная система процедур определения, сбора, измерения, регистрации и обработки (группировки и отражения) информации в стоимостной оценке об имуществе, источниках его формирования, финансовых и хозяйственных операциях телекоммуникационной компании с целью составления и предоставления заинтересованным пользователям финансовой отчетности.
Согласно такому определению, система управленческого учета может рассматриваться как определенным образом упорядоченная и подчиненная внутреннему регламенту совокупность процедур оп-
Т-Сотт, #12-2013
37
ределения, сбора, измерения, регистрации и обработки информации о затратах и результатах хозяйственной деятельности организации в разрезе определенных сегментов (вид продукции, тип покупателя, район сбыта и т.п.) деятельности, а также передачи этой информации управленческому персоналу, осуществляющему контроль и принимающему решения.
Проблемы организации бухгалтерского (финансового) и управленческого учета в телекоммуникационных компаниях в связи с вступлением России в ВТО и принятием с 1 января 2013 года Федерального Закона Российской Федерации от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" приобретают первостепенное
значение; от четкого определения сущности учета, его целей, задач, функций, взаимодействий, во многом будет зависеть результат экономической деятельности каждой телекоммуникационной компании.
Литература
1. Лытнева НА, Кыштымова Е.А., Парушина Н.В. Бухгалтерский учет и анализ. — Феникс, 2011.
2. Пугачев В.В. Внутренний аудит и контроль // Дело и сервис, 2009.
3. "Закон о бухгалтерском учете". № 402-ФЗ от 6 декабря 2011 г.
Accounting as part of the internal control system in telecommunication companies Grishanova E.M., Krasnoslobodtseva EA, MTUCI, Russia Abstract
Problems of accounting and management accounting in telecommunication become import are important in relation to Russia's accession to the WTO (World Trade Organization) and the adoption of January 1, 2013 402 - FL (Federal Law) "On Accounting". Result of economic activity will largely depend on a clear definition of the essence of accounting, goals, objectives, functions and interactions.
Keywords: accounting and management accounting, telecommunication company, WTO (World Trade Organization), result of economic activity.
Нормативно-правовая база функционирования отрасли инфокоммуникаций
Отрасль инфокоммуникаций в современныхусловиях является наиболее динамично развивающейся отраслью инфраструктуры. Ее основная функция — оказание услуг в области передачи и получения определенной информации. Опыт использования нормативно-Кпючевые слова отрасль и^кошу^икаций, правовой базы отрасли инфокоммуникаций показывает, что многие источники права
нормативно-правовая бащ передача уже теряют свое значение и актуальность в связи с высокими темпами развития отрасли,
и получение информации,источники права. поэтому необходимо их постоянное совершенствование.
Гришанова Е.М.,
кэ.н., доцент кафедры ПЭ и П МТУСИ
Краснослободцева Е.А.,
кэ.н., доцент кафедры ПЭ и П МТУСИ
Право на получение и передачу услуг — это не абстрактная возможность правообладания чем-то, а закрепленное и гарантированное законом право притязания на приобретение и пользование услугами. Такое право граждан закреплено в Конституции Российской Федерации, в нормах Гражданского кодекса Российской Федерации, в ряде нормативных правовых актах. При этом в отрасли связи используется более широкое понятие, чем "гражданин — потребитель" для обозначения тех, для кого предназначены услуги связи. ФЗ "О связи" введено понятие "пользователь" — это лицо заказывающее и (или) использующее услуги связи. Пользователем может быть и гражданин и юридическое лицо, независимо от его гражданского-правовой формы.
Нормативно-правовую базу отрасли образуют источники права. Основными из них являются:
1. Конституция Российской Федерации.
2. Федеральные конституционные законы.
3. Федеральные законы.
4. Нормативные правовые акты Президента Российской Федерации.
5. Нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации.
6. Нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти в области связи.
7. Международные договора Российской Федерации.
8. Договора.
9. Обычаи делового оборота.
Конституция Российской Федерации в ст. 2 провозгласила человека, его права и свободы высшей ценностью, закрепив их приоритет перед остальными социальными ценностями, и установила, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина является обязанностью государства.
В ст. 18 Конституции устанавливается, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Эта норма еще раз подчеркивает естественный характер не только прав и свобод, закрепленных конституционно, но и любьх прав и свобод человека и гражданина. Причем действие этих прав не зависит от того, принят ли закон или иной нормативный правовой акт, устанавливающий порядок реализации конституционной нормы. Указание на то, что
38
T-Comm, #12-2013