Вестник экономики, права и социологии, 2012, № 1
Экономика
УДК 338.46
Особенности развития российского рынка услуг связи и телекоммуникаций
Стрелкова И.А.
Профессор кафедры экономической теории Всероссийской государственной налоговой академии Министерства финансов Российской Федерации
В статье рассматриваются проблемы развития рынка услуг связи и телекоммуникаций в современных условиях российской экономики. Анализируется зарубежная практика функционирования рыночных структур в секторе связи, предлагаются меры по регулированию российского рынка услуг связи и телекоммуникаций.
Ключевые слова: инфраструктура, информационно-коммуникационные технологии, единое информационное пространство, эффективность хозяйственных взаимодействий.
В настоящее время перспективы развития экономики все больше связаны с коммуникациями, которые не только способствуют повсеместному распространению информации, но и «увязывают жизнь в единое целое» [1; с. 42]. Одним из главных источников повышения конкурентоспособности в рыночных условиях становятся преимущества, создаваемые высокотехнологичными компаниями. К концу 2010 г. в мире центрами-генераторами информации были 3,5 тыс. компаний, а 4,22 тыс. компаний - поставщиками информационных ресурсов, что в совокупности с государственными информационными службами составило около 8 тыс. информационных агентств [2].
Современная экономика функционирует на основе нового качества взаимодействий экономических субъектов при резком увеличении количества связей между ними. Стационарные объекты связываются проводами, а подвижные радиоволнами и инфракрасными лучами. Такое коллективное взаимодействие объединяет воедино множество объектов рыночной и нерыночной среды через волокно или воздух и образует взаимосвязанные сети: энергетические, финансовые, коммуникационные, товарные и пр.
Объединение усилий государства, поставщиков оборудования разных стран, компаний электросвязи, телевидения, радиовещания, вычислительной техники, а также рост спроса на услуги связи заложили основы для развития рынка услуг связи и телекоммуникаций.
По данным аналитической компании Гартнер, в 2010 г. объем мирового рынка ИКТ по затратам составил 3,4 трлн. долл. при росте на 5,3 % по сравне-
нию с 2009 г.; затраты на ИТ-сервисы составили 821 млрд. долл.; компьютеры - 353 млрд. долл. или рост на 5,7 %; ПО -232 млрд. долл. (5 % роста); объём затрат на телекоммуникации - 1,9 трлн. долл. В целом, оборот внешней торговли ИКТ и информационных услуг увеличился в 2,5 раза за период 1990-2010 гг. [3, с. 110].
Наиболее развитой телекоммуникационной сетью является Интернет. В ее состав входит множество свободно соединенных сетей. Внутри каждой сети, входящей в Интернет, существует конкретная структура связи и определенный порядок управления. При этом структура и методы соединений между различными сетями для пользователя не имеют никакого значения. Однако разрушение любого звена в системе сетевых взаимодействий все быстрее сказывается на общем состоянии экономики.
Большое значение в международной правовой практике имеет распространение на Интернет «принципа универсальной услуги» (ПУУ). Этот принцип - ПУУ был закреплен американским законодательством еще в 1934 г. Принцип универсальной услуги основан на том, что все услуги, а, следовательно, также информационные и телекоммуникационные услуги являются фундаментальным благом, а потому государство должно обеспечить всем гражданам свободный доступ к ним.
В российском законе «О связи» также заложено понятие универсальной услуги. Это предполагает, что каждый житель страны может позвонить из таксофона или войти в Интернет из пункта коллективного доступа. Для обеспечения такой возможности
126
Вестник экономики, права и социологии, 2012: № 1
Экономика
создан специальный резерв (фонд) для покрытия затрат на телефонизацию удаленных регионов, которая не окупается. Операторы связи выплачивают в фонд 1,2 % своей выручки.
Основная функция компаний, работающих на рынке услуг связи и коммуникаций, заключается в удовлетворении общественных потребностей в информации с помощью различных средств ее передачи. Телекоммуникационный сектор представляет собой самый динамичный и наиболее капиталоемкий элемент структуры российского рынка.
Для России проблема развития коммуникаций с ее огромной территорией, неравномерно освоенной и развитой, особенно актуальна. К 1997 г. было реализовано три крупнейших международных проекта в области связи: построены волоконно-оптические линии связи (ВОЛС) Россия-Дания, Италия-Тур-ция-Украина-Россия, Россия-Япония-Корея и самая длинная в мире (около 8 тыс. км) цифровая радиорелейная линия (ЦРРЛ) Москва-Хабаровск, благодаря чему страна получила 3 независимых выхода на глобальную сеть электросвязи и, кроме того, на территории России замкнулось мировое телекоммуникационное кольцо, образовав наиболее рациональный путь трафика из Европы в страны Тихоокеанского региона и обеспечив автоматизированную телефонную связь со 180 государствами. За 1993-1997 гг. было введено в действие около 70 тысяч каналов международной связи и построено 7 международных центров коммуникации, что на ближайшие 1015 лет решило проблему международной связи для нашей страны.
Можно констатировать, что проведенная в 19921998 гг. в России реформа связи и информатизации, сыграла положительную роль и обеспечила превращение данного сектора в высокорентабельную и системообразующую отрасль экономики.
В России связь и телекоммуникации и многие другие наукоемкие отрасли имеют немалые ресурсные возможности и при соответствующей экономической политике государства вполне в состоянии доказать свою конкурентоспособность. Многие из этих отраслей развиваются с темпом 25-30 %.
Развитие и эффективное функционирование компаний, предоставляющих услуги связи и коммуникаций, происходит под влиянием следующих факторов:
- широкого распространения и использования ИКТ;
- растущей неопределенности и динамичности рыночной среды;
- конкуренции (особенно внутриотраслевой конкуренции);
- давления новых собственников (нарастающие тенденции размещения акций компаний на международных рынках требует соответствующего уровня прозрачности).
Отставание систем связи и телекоммуникаций в России от общемировых стандартов объясняется недостаточными ассигнованиями в эту область. Кроме того, основные телекоммуникационные системы комплектуются на 40 % оборудованием иностранного производства.
В предыдущее десятилетие рост российской телекоммуникационной отрасли обеспечивался в основном компаниями сотовой связи. Наиболее крупные и известные компании на рынке мобильной связи МТС, «Вымпелком» «Мегафон» и др.
Начиная с 2005 г., стала активно развиваться фиксированная телефонная связь в сельской местности. За счет средств федерального бюджета и собственных средств организаций электросвязи было введено в эксплуатацию 400 тыс. номеров. Одна из крупнейших в России и в Европе компаний местной проводной связи - ОАО МГТС. В сети МГТС действует порядка 600 АТС. Доля МГТС на московском рынке фиксированной связи - около 77,2 % [4].
Вместе с тем, анализ деятельности традиционных операторов связи в последние годы выявил нарастание негативных тенденций, и, прежде всего, снижение их инвестиционной привлекательности и конкурентоспособности. Это свидетельствует о необходимости принятия соответствующих решений, направленных на изменение правил регулирования рынка телекоммуникационных услуг с целью его дальнейшего расширения и развития [5].
Так, чтобы обеспечить обслуживание клиентов на современном уровне и тем самым сохранить свои позиции традиционный оператор связи «Почта России» ввела в строй 10 тыс. пунктов коллективного доступа в Интернет в отделениях связи, ввела дополнительные услуги, основанные на использовании возможностей новых ИКТ.
Сегодня в качестве стратегической базовой технологии для развития национальных и международных телефонных сетей признана IP-телефония. IP-телефонисты увеличивают численность своих пользователей в геометрической прогрессии и в ближайшие три года смогут рассчитывать на значительную долю прибыли.
Объем речевого трафика, передаваемого по IP-сетям, постоянно увеличивается. Это объясняется тем, что переход на IP-телефонию позволяет компаниям, использующим услуги телефонной связи, снизить издержки примерно на 30 %. Кроме того, приобретение системы IP-телефонии выгодно, так как она стоит на 50 % меньше традиционной телефонной станции. В России на IP-телефонию приходится до 50 % рынка дальней связи в Москве и около 25 % в целом по стране.
По мере того, как использование единой сети будет снижать затраты и упрощать ее эксплуатацию, станут более популярными новые услуги связи -видеоконференцсвязь, групповые коммуникации. С
127
Вестник экономики, права и социологии, 2012: № 1
Экономика
расширением этих услуг повсеместное объединение двух сетей - обычной и IP-телефонии - в единую ускорится.
Еще более широкие возможности открывает поддержка IP-телефонии технологиями широкополосного доступа, такими, как кабельные модемы и цифровые абонентские линии (xDSL).
В феврале 1997 г. в Женеве 68 государств в рамках ВТО подписали соглашение о либерализации мировых рынков телекоммуникационных услуг и информационных технологий (ИТ), вступившее в силу с 1 января 1998 г. Ведущими участниками проекта выступили США, которые раньше других начали либерализацию своего внутреннего рынка, а также Япония, Канада, страны ЕС. Активную роль сыграли и некоторые развивающиеся государства, такие как Колумбия, Филиппины, Индия, Пакистан. Сектор связи занимает сегодня третье место в мировой экономике - после здравоохранения и банковских услуг - по объему циркулирующих здесь капиталов. Следствием подписания данного соглашения должно было стать развитие конкуренции на рынке телекоммуникационных услуг и ИТ (до этого времени лишь 20 % мирового рынка было открыто для конкуренции).
Международные региональные организации являются важным фактором либерализации и гармонизации законодательства по электросвязи, телекоммуникациям и информационным услугам. Региональные организации инициировали реформирование в области регулирования и развития предпринимательства на данных рынках.
В Европе в 2002 г. Европейская комиссия (ЕК) утвердила новую нормативно-правовую базу Евросоюза (ННПБ ЕС), состоящую из основополагающей директивы и четырех основных специальных директив: директива о выдаче разрешений; директива о доступе; директива об универсальном обслуживании; и директива о защите конфиденциальности.
Составной частью ННПБ ЕС является также рекомендация Комиссии, касающаяся соответствующих рынков, а также руководящие указания Комиссии по анализу рынков, служащие руководством для регулирующих органов при проведении анализа конкретных рынков, которые могут подлежать регулированию.
Общие цели ННПБ ЕС состоят в поощрении конкуренции на рынке электронных средств связи, улучшении функционирования внутреннего рынка стран и гарантировании качества и защиты интересов потребителей, которые не могут быть гарантиро-
ваны рынком. По условиям конвергенции, ННПБЕС должна быть нейтральной в отношении технологий, исключая голосовую телефонию и в определении различий между фиксированными и подвижными средствами связи, которые ранее были базовыми в Европейском союзе (ЕС).
Первым шагом в демонополизации российского рынка связи явилась структурная перестройка телекоммуникационного комплекса 1992-1993 гг., следствием которой стало увеличение количества субъектов рыночных отношений в этом секторе и развитие конкурентной среды. Сегодня состояние конкуренции на различных сегментах российского рынка услуг связи и Интернет характеризует табл. 1.
В СНГ ряд стран определили и закрепили принцип универсального обслуживания в своих законодательствах по надзору за предоставлением информационных услуг и услуг электросвязи. В Кыргызской Республике подготовлен проект стратегии универсального доступа к системе связи. Семь стран СНГ разработали обязательства по универсальному обслуживанию (УО) в сфере электросвязи. Если в Молдове и Украине применяется традиционный подход к УО, то в Армении, Казахстане, России и (для различных регионов по итогам конкурентного тендера) и Узбекистане поставщики оборудования и структуры универсального обслуживания определены государством.
В Беларуси эту роль эффективно выполняет Беларусь Телеком. Фонды универсального обслуживания созданы в Азербайджане, Беларуси, РФ и Узбекистане, а операторы связи вносят в них взносы в размере 1,2-1,5 % своих доходов. Минсвязи Ар-
Таблица 1
Характер конкуренции на различных сегментах российского рынка услуг связи и Интернет [6, с. 163]
Сегмент рынка услуг Оператор Территория Характер конкуренции
Мобильная связь новые операторы и традиционные операторы регион, где действует лицензия КР
Местная телефонная связь традиционный оператор, новые операторы определенный регион регион, где действует лицензия услуги для населения - ДМ, услуги для организаций - кРд
Междугородная и международная связь акционерное общество «Ростелеком», новые операторы РФ - регион, где действует лицензия услуги для населения - КРД, услуги для организаций - кРд
Передача данных, телепатические услуги, включая Интернет новые операторы, акционерное общество «Ростелеком» и традиционные операторы регион, где действует лицензия КР
Примечание: ДМ - долговременная монополия; КРД - конкурентные рынки при высоком уровне доминирования одного или нескольких хозяйствующих субъектов; КР - конкурентные рынки без доминирования хозяйствующего субъекта.
128
Вестник экономики, права и социологии, 2012: № 1
Экономика
мении приняло план стимулирования частных инвестиций в развитие оптических волоконных сетей в сельских районах для расширения охвата сетями всей территории страны в 2012 г.
Таким образом, степень развития рынка услуг связи и телекоммуникаций определяет качество национальной информационной среды, которая необходима для эффективного функционирования современного производства и национальных рынков.
Литература:
1. Келли К. Новые правила для новой экономики // Энергия востока. - 2002. - № 2 (5). - С. 42-48.
2. The 2010 Thomson Reuters Annual Report. - URL: http://ar.thomsonreuters.com
3. Доклад Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации «О результатах и основных направлениях деятельности на 2008 - 2010 годы». - URL: www.minsvyaz.ru.
4. Measuring the information society, 2010. - URL: http://www.ifap.ru/library/book463.pdf
5. Концепция развития рынка телекоммуникационных услуг Российской Федерации на 20022010 гг. - URL: www.minsvyaz.ru.
6. Лазарев А.Н. Мировой рынок информационных услуг в условиях глобализации: тенденции и направления развития. - М.: Финансовый университет при Правительстве РФ, 2012. - 163 с.
Particularities of Development of Russian Communications Services Market
I. Strelkova
All-Russia state tax academy of the Ministry of Finance of the Russian Federation
The paper deals with the problems of development of communications services market in modern Russian economy. The author analyzes the international experience of market structures functioning in the communications sector and suggests measures of regulation of Russian communications services market.
Key words: infrastructure, information and communication technologies, single information space, efficiency of economic cooperation.
129