Научная статья на тему 'Мировой рынок телекоммуникационных услуг: тенденции и принципы'

Мировой рынок телекоммуникационных услуг: тенденции и принципы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3010
335
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ефремов Алексей Андреевич

В условиях усиления конкуренции на мировых рынках для любого государства является стратегически необходимым развитие национальных инновационных отраслей, которые призваны способствовать развитию научного потенциала страны и упрочнению ее позиций на международной арене. В связи с этим особого внимания заслуживает мировой рынок телекоммуникационных как один из наиболее перспективных и динамичных секторов мировой экономики. В данной статье освящены основные тенденции развития и принципы регулирования международной торговли телекоммуникационными услугами. В статье также рассматривается влияние данных тенденций на российский рынок телекоммуникационных услуг и на деятельность отечественных операторов сотовой связи на зарубежных рынках.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мировой рынок телекоммуникационных услуг: тенденции и принципы»

Мировой рынок телекоммуникационных услуг: тенденции и принципы

А.А. Ефремов

В условиях жесткой конкуренции на мировых рынках для любого государства является стратегически необходимым развитие национальных инновационных отраслей, которые будут способствовать диверсификации экспортного потенциала и привлечению дополнительных инвестиций в НИОКР.

По мере совершенствования модели экономического роста, роль сырья и энергии как воспроизводственного фактора падает. Роль квалификационного труда его творческой, интеллектуальной особенности и инновационной направленности усиливается. А роль информации в качестве воспроизводственного фактора становится преобладающей над сырьем и энергией. В связи с этим особого внимания заслуживает рынок телекоммуникационных услуг, который в последнее время демонстрирует стабильные темпы роста.

Увеличение значения телекоммуникаций в мировой экономике за последние годы хорошо прослеживается при анализе динамики доли телекоммуникационных услуг в ВВП во всех странах мира: за период 1990-2007 гг. доля телекоммуникаций в ВВП увеличилась с 1,7% до 3,2%, а доля телекоммуникаций в общей стоимости услуг - с 2,8% до 4,7%. Таким образом, динамика развития телекоммуникаций опережает как экономику в целом, так и сферу услуг. [6]

По оценкам Международного союза электросвязи, объем мирового рынка телекоммуникационных услуг в 2007 году составил более 1 700 млрд долл. США (прирост к 2006 году более 12%). Причем за последние 15 лет телекоммуникационный рынок увеличился более чем в 3 раза. Инвестиции в развитие телекоммуникационных услуг в 2007 году в мире составили более 200 млрд долл. США.

Движущей силой роста услуг связи является в первую очередь увеличение деловой активности в различных странах. Существует прямая

зависимость между темпами экономического развития, качеством жизни населения и масштабом применения в обществе информационных технологий: чем выше уровень благосостояния граждан в стране, тем больше объем потребляемых услуг. При этом существует и связь в обратном направлении, рост телекоммуникационной отрасли помимо увеличения числа рабочих мест увеличивает эффективность других отраслей экономики, т.е. выполняет инфраструктурные функции. Для отдельных секторов экономики телекоммуникационные услуги имеют особенно важное значение. Например, к таким секторам услуг относятся банковский сектор, услуги в сфере воздушного транспорта (в частности бронирование авиабилетов) и др.

Телекоммуникационные услуги по классификации ГАТС делятся на две основные группы.

Так называемые основные (базисные) телекоммуникации (basic telecommunication), включающие телефон, телеграф, телекс, факсимильную связь (факс), сотовые телефоны, пейджинговую связь, неподвижные и мобильные спутниковые системы связи. Главная особенность базисных телекоммуникаций заключается в том, что с их помощью голос и другие сигналы передаются от отправителя к получателю в неизменной форме.

И так называемые модифицирующие услуги (услуги добавленной стоимости) (value added services), включающие электронную почту, онлайновые формы связи; обработку, хранение и получение данных, обмен информацией в электронной форме. Их особенность связана с тем, что форма передаваемого сообщения модифицируется в ходе передачи.

Международная торговля телекоммуникационными услугами как особый сектор экономики подвергается воздействию ряда тенденций.

Во-первых, международная торговля телекоммуникационными услугами - одна из наиболее динамичных секторов экономики. По данным статистики Всемирной торговой организации средний прирост мирового экспорта услуг связи в период с 2004 по 2006 гг. составлял 18-19% в год и в 2006 году достиг 70 млрд. долл.

Во-вторых, следует обратить внимание на ослабление барьеров, препятствующих выхо -ду иностранных поставщиков телекоммуникационных услуг на внешние рынки. Либерализация рынков позволяет свободно перемещать новые технологии и разработки. В результате, сегодня большинство крупных телекоммуникационных компаний являются транснациональными. Интернационализация операторов усиливается с каждым годом, в особенности это затрагивает деятельность тех операторов, которые оказывают услуги беспроводной связи. Одним из самых ярких примеров интернационализации телекоммуникационных компаний является крупнейший в мире по доходам британский оператор мобильной связи Vodafone, который в 2007 году почти 90% доходов получил за рубежом.

В третьих, повышение роли инноваций в развитии мирового рынка телекоммуникационных услуг.

Основная тенденция последних 15 лет -бурное развитие мобильной связи и Интернета

- практически весь прирост пользователей телекоммуникационных сетей приходился именно на них. Доходы от предоставления услуг мобильной связи в 2007 году составили более 800 млрд. долл. США, для сравнения в 1991 году данный показатель составил лишь 19 млрд. долл. Соответственно, изменилась и структура доходов отрасли - доля доходов от мобильной связи возросла с 5 % до 50%, доля доходов от фиксированной связи уменьшилась с 82% до 34%. Для сравнения по данным Федеральной службы государственной статистики РФ по результатам 2007 года доля доходов от подвижной связи в валовом доходе всего отечественного рынка телекоммуникационных услуг составляет 44% [5]. Таким образом, анализ динамики структуры доходов от оказания телекоммуникационных услуг позволяет сформулировать следующий тезис - уменьшение

значения фиксированной связи при увеличении значения мобильной на телекоммуникационном рынке являлась определяющим фактором развития отрасли на протяжении 1990-х гг. и в начале ХХ1 века.

Регулирование в области телекоммуникаций опирается на ГАТС (Генеральное соглашение по торговле и услугам), включая 2 приложения: Приложение по телекоммуникациям и Приложение о переговорах по базовым телекоммуникациям (подписанные в 1994 году). Кроме этого, в 1998 году было подписано Соглашение по базовым телекоммуникациям и так называемый Справочный документ. Важно, что члены ВТО получают исключительно рамки для проведения конкурентной политики, сохраняя достаточную гибкость для внедрения национального регулирования, соответствующего национальным особенностям. Правительство стран-членов могут устанавливать регулирование, которое выходит за рамки Соглашений ВТО, то есть соглашение ВТО в области телекоммуникаций устанавливает лишь минимальные стандарты регулирования.

Принципы торговли телекоммуникационными услугами, как и остальными услугами, определены Генеральным Соглашением по торговле и услугами.

Во-первых, отдельного внимания заслуживает принцип либерализации. Основными способами доступа на иностранный рынок являются как передача информации через границу (трансгранично), так и оказание услуг путем коммерческого присутствия, включая возможность иметь на правах собственности независимую сетевую инфраструктуру связи и эксплуатировать ее.

Либерализация национальных телекоммуникационных рынков в развитых странах в 1990-е гг. усилила внутристрановую конкуренцию. Усиление конкуренции наряду с активным развитием новых технологий, снижавшим капиталовложения в строительство новых сетей, стало причиной поиска телекоммуникационными операторами новых возможностей для расширения бизнеса на зарубежных рынках, где существовал неудовлетворенный спрос на услуги связи. В это время большинство развивающихся стран характеризовалось невысоким уровнем развития телекоммуникаций, поэтому

именно эти странны в первую очередь становились объектом экспансии операторов из развитых стран. Нередко операторы на новых рынках сталкивались с ограничениями на участие иностранного капитала в операторах связи, а также с устаревшим законодательством в области связи, не отвечавшим современным реалиям, что зачастую, несмотря на привлекательность фундаментальных характеристик рынка, приводило к отказу операторов от инвестирования. Соглашение в рамках международных организаций были призваны снять подобные ограничения и гармонизировать регулирование телекоммуникаций. Наиболее распространенными на сегодняшний день международными соглашениями в области телекоммуникаций являются Соглашения ВТО и Директивы Европейского Союза. Концептуальные основы положения Директив ЕС соответствуют Соглашениям ВТО, однако существенным отличием Директив ЕС является их большая детализация и регулярное обновление.

Во-вторых, принцип транспарентности.

Каждый член ВТО обеспечивает, чтобы соответствующая информация об условиях доступа к телекоммуникационным сетям и услугам общего пользования и их использования являлась общедоступной, включая тарифы и другие условия предоставления услуг; информации об органах ответственных за подготовку и принятие стандартов, затрагивающих такой доступ и использование; условия касающиеся присоединения терминалов или другого оборудования, а также требования к уведомлениям, регистрации или лицензированию, если таковые имеются.

В третьих, принцип свободы доступа к телекоммуникационным сетям и услугам общего пользования и их использование.

Данный принцип обязывает члена ВТО обеспечить, чтобы любой поставщик услуг любого другого члена ВТО имел доступ к телекоммуникационным сетям и услугам общего пользования и к их использованию на основе разумных и недискриминационных (на основе принципов РНБ и национального режима) условий для осуществления поставки данного вида услуг. Поставщикам услуг должно быть разрешено использовать их собственное оборудование, если они соответствуют определен-

ным техническим критериям. Члены ВТО обязаны соблюдать обязательства, предусмотренные Приложением, независимо от того, зафиксировали ли они какие-нибудь обязательства по базовым телекоммуникационным услугам или нет. Именно поэтому Приложения предписывают обеспечение доступа пользователей к этим услугам, а не возможность выхода на рынок для продажи таких услуг.

В четвертых, принцип обеспечения технического сотрудничества.

Члены признают, что эффективная, развитая телекоммуникационная инфраструктура в странах, особенно развивающихся странах, важна для расширения их торговли услугами. С этой целью члены одобряют о поощряют максимально возможное участие развитых и развивающих стран и их поставщиков телекоммуникационных сетей и услуг общего пользования и других структур в программах развития международных и региональных организаций, включая Международный союз электросвязи, Программу развития Организации Объединенных наций и Международный банк реконструкции и развития.

И в-пятых, соблюдение интересов потребителей и производителей данного вида услуг (отношение к международным организациям и соглашениям).

Члены признают важность международных стандартов для глобальной совместимости, взаимодействия и повышения качества телекоммуникационных сетей и услуг и берут на себя обязательство содействовать распространению таких стандартов посредством работы соответствующих международных органов, включая Международный союз электросвязи и Международную организацию по стандартизации.

С этой целью были разработаны международные стандарты ИСО 9001 и ОСО 9004 серии 2000 года. Если стандарт ИСО 9001:2000 содержит минимум требований, ориентированных на удовлетворение запросов потребителей и предназначен для применения в конкретных ситуациях и при сертификации системы менеджмента качества, то стандарт ИСО 9004 нацеливает организацию на повышение «эффективности» (соотношение результата и затрат).

Вместе с тем, наряду с универсальными международными стандартами в области менеджмента качества в настоящее время в международной практике получают все большое развитие отраслевые стандарты в этой области менеджмента. Среди них ТЬ 9000 для телекоммуникационных отраслей. Основными целями разработки стандарта ТЬ 9000 следует считать:

0 Содействие созданию эффективных систем менеджмента качества применительно к продуктам телекоммуникационного комплекса: техническим средствам связи (оборудования), программному обеспечению и услугам;

0 Обеспечение непрерывного улучшения качества продукции на телекоммуникационном рынке.

В условиях глобализации мировой экономики рассмотренные тенденции не обходят стороной и отечественный рынок телекоммуникационных услуг.

Рынок телекоммуникационных услуг в России, несмотря на то, что предыстория его формирования и даже некоторые этапы демонополизации схожи с аналогичными процессами в ряде стран Западной Европы, весьма специфичен по свое сути. С одной стороны, налицо неудовлетворенная потребность даже в базовых услугах (см. табл. 1), с другой стороны, существует, как объективное явление, низкая платежеспособность практически во всех сегментах потребительского рынка, при которой оператор связи вынужден максимально снижать издержки.

Таблица 1

Число телефонных аппаратов телефонной сети общего пользования и абонентов сотовой мобильной связи (на конец года; на 100 человек населения)

Число телефонных аппаратов Абонентов сотовой связи телефонной

2000 2004 2005 2006 2007 2000 2004 2005 2006 2007

Россия 22,6 28,4 30 31,1 31,8 2,2 49,7 86,6 109 121

Источник: Россия в цифрах 2007, Федеральная служба государственной статистики - www.gks.ru

По данным Министерства связи и массовых коммуникаций РФ в области телекоммуникаций наметилась положительная динамика во всех сферах: доходы от услуг связи в 2007

году составили более одного трлн рублей (см. табл. 2) и по результатам 2008 года объем инвестиций составил 262 млрд руб., что на 13% больше чем в предыдущем году.

Таблица 2

Доходы от услуг связи

(на конец года; в фактически действовавших ценах; млрд рублей; до 2000 г. - трлн руб.)

2002 2003 2004 2005 2006 2007

Связь - всего 270 396 540 660 835 1 032

Темпы роста по сравнению к предыдущему году 147% 137% 122% 127% 124%

Источник: Россия в цифрах 2007, Федеральная служба государственной статистики - www.gks.ru

В российской экономике существуют следующие ключевые факторы роста рынка услуг связи. Во-первых, это экономический рост. А второй фактор - активизация рынка мобильной связи в регионах.

На сегодняшний день Россия является активным участником на мировом рынке те-

лекоммуникационных услуг, однако соотношение экспорта и импорта телекоммуникационных услуг складывается с пассивом для нашей страны. В 2006 году соответствующие показатели составили соответственно 739 млн долл. и 900 млн долл. (см. таблицу 3).

Таблица3

Основные экспортеры и импортеры телекоммуникационных услуг по результатам 2006

года

Экспорт Импорт

Место Ст рана Объем, млн долл. Годовой темп прироста, % Место Страна Объем, млн долл. Годовой темп прироста, %

1 ЕС 30 161 20 1 ЕС 29 978 24

2 США 6 257 23 2 США 4 557 1

3 Кувейт 3 398 20 3 Россия 900 25

4 Индия 1 096 162 4 Малайзия 653 -4

5 Россия 739 11 5 Южная Корея 613

6 Малайзия 649 19 6 Индия 450 35

7 Филиппины 572 4 7 Австралия 403 -2

8 Мексика 566 8 Гонконг 349 -19

9 Гонконг 466 -17 9 Израиль 318 50

10 Южная Корея 423 -15 10 Аргентина 266 11

Источник: International trade statistics 2008, WTO

Процесс интернационализации не обходит стороной и деятельность отечественных операторов связи. В условиях насыщения некоторых сегментов российского телекоммуникационного рынка и развития новых технологий российские операторы активно корректируют свою стратегию в направлении экспансии на другие географические рынки. В настоящее время отечественные операторы «большой тройки»

- МТС, Вымпелком и Мегафон присутствуют практически во всех странах СНГ. Более того, компании начинают экспансию и в дальних регионах. В качестве примера можно выделить Соглашение о создании совместного предприятия во Вьетнаме между ОАО «Вымпелком» и вьетнамкой госкомпанией Global Telecom-

munications Corporation (51% СП) и ее дочерней компанией GTEL TSC (9%). Размер инвестиций в GTEL Mobile составит 1,8 млрд. долл. за пять лет.

В заключение хотелось бы добавить, что рынок телекоммуникационных услуг - один из самых динамичных секторов экономики и в нашей стране, и в мире. Развитие данной отрасли не ограничивается каким-либо отрезком времени, перед ней открываются все новые и новые горизонты.

Библиография:

1. Дюмулен И.И. Международная торговля услугами. - М.: Экономика, 2003. - 315 с.;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.