Научная статья на тему 'Тенденции развития отечественной инфокоммуникационной отрасли и перспективы капитализации ее предприятий'

Тенденции развития отечественной инфокоммуникационной отрасли и перспективы капитализации ее предприятий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
419
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Тенденции развития отечественной инфокоммуникационной отрасли и перспективы капитализации ее предприятий»

Тенденции развития отечественной инфокоммуникационной отрасли и перспективы капитализации ее предприятий

Д.А. Федосеев

соискатель Академии народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации

В.В. Баранов

доцент Академии народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации, кандидат технических наук

С.А. Александров

доцент Московского государственного технологического университета, кандидат экономических наук

В предлагаемой вашему вниманию статье рассматриваются основные тенденции изменений в инфокоммуникационной отрасли России, механизмы, способствующие ее эффективному развитию, а также перспективы повышения капитализации ее предприятий. При подготовке материалов статьи авторами были использованы данные различных web-сайтов, в том числе Rutelekom.ru, Русский Фокус Online, Газета.Ру, www.ione.ru,www.finmarket.ru Компьюлента, Телеком-Форум, Сотовик, Comnews.ru и других web-сайтов, материалы информационных агентств Росбизнесконсалтинг, Интерфакс, а также данные, приведенные в периодических изданиях.

В условиях глобализации экономики ин-фокоммуникации, сегодня понимаемые в мире как конвергенция связи и вычислительной техники (С&С - Computers and Communications), играют все более важную роль в экономической и общественной жизни общества. При росте мирового валового

национального продукта за период с 1995 по 2000 год с 28 до 32 триллионов долларов доля в нем инфокоммуникаций (услуги плюс оборудование) выросла с 3 до 4 процентов (в абсолютном исчислении с 900 млрд долларов до 1300 млрд долларов). При этом активное строительство инфо-коммуникационных сетей привело к увеличению их емкости за тот же период в 200 раз, а инвестиции в инфокоммуникацион-ную отрасль в 2000 году превысили 200 млрд долларов США. По данным исследовательской компании ЮС, начиная с 2003 года в странах Европы годовой рост расходов на информационные технологии составляет не менее 4 процентов. Динамика структуры рынка инфокоммуникаций показана в таблице 1.

По мнению специалистов отрасли, в качестве основных факторов, способствующих этому росту, выступают:

• глобализация экономики и интеграция бизнеса;

Таблица 1 Динамика структуры рынка инфокоммуникаций

• стремление к сближению производителей оборудования и услуг и их клиентов;

• бурное развитие Интернет и мобильной связи;

• конвергенция различных видов связи на базе единых подходов к передаче, коммутации информации и предоставлению услуг (концепция сетей связи следующего поколения NGN - Next Generation Networks);

• повышение роли информационной безопасности связи.

При этом считается, что в ближайшее десятилетие в инфокоммуникационной отрасли приоритетное развитие должны получить мобильный и беспроводный сектора. Кроме того, увеличатся объемы инвестиций в информационную безопасность связи, причем безопасность будет рассматриваться не как минимальная тактическая функция, а как основное направление стратегических инвестиций. Этот процесс будет сопровождаться появлением новых игроков и усилением конкуренции на рынке инфокоммуникаций, что несомненно обусловит его перманентный передел и динамичное развитие. Ожидаются большие структурные изменения во всех его сегментах, начиная от серверов и хранилищ данных, включая инфраструктуру связи, разработку программного обеспечения, и заканчивая оказанием различных IT-услуг (электронная коммерция, автоматическое диспетчирование объектов и т. д.). Необходимость этих

изменений обусловлена действием следующих основных факторов:

• появлением рынка новых услуг, при реализации которых широко используются принципы распределенной обработки информации, высокоскоростной передачи и доступа, мультимедийность информации;

• существенными изменениями в составе участников процесса обеспечения и предоставления услуг и отношениях между ними (с акцентом на значительное возрастание роли поставщиков услуг, среди которых особо следует отметить динамичный рост сектора услуг так называемых «контент-провайдеров», все более заметно определяющих содержание циркулирующей по сетям информации).

Масштабность изменений рынка инфо-коммуникаций вызывает пристальное внимание к его регулированию на мировом уровне. Так, с целью расширения и координации международного сотрудничества ведущие промышленно развитые страны мира подписали Хартию «О глобальном информационном обществе» (Окинава, Япония, 2000 год). Существенный вклад в ускорение развития электросвязи и информационных технологий и усиление конкуренции на мировых рынках внесло вступление в силу Соглашения ВТО по базовым телекоммуникациям. Ключевые решения по стратегии, политике, техническим и организационным вопросам развития электросвязи приняты в рамках Международного союза электросвязи (МСЭ). Наиболее важные из них приняты на Полномочной конференции МСЭ (Марракеш, Морокко, 2002 год), Всемирной конференции по радиосвязи (Стамбул, Турция, 2000 год), Всемирной ассамблее по стандартизации электросвязи (Монреаль, Канада, 2000 год).

Принятые на международном уровне решения формируют ближайшую и стратегическую перспективу развития мировой отрасли инфокоммуникаций, что, в свою очередь, требует адекватных действий российских государственных органов по обеспечению эффективного развития отечественной транспортной и коммутационной сети и рынка услуг связи. Проведенная в конце 90-х годов ХХ века реформа отечественной телекоммуникационной отрасли обеспечила ее превращение в динамично развивающуюся и рентабельную отрасль. В недале-

1995 г. 2002 г.

Телекоммуникационные услуги, % 43 41

Информационные услуги, % 1B 21

Телекоммуникационное оборудование, % 14 13

Компьютерная техника, % 17 15

Программное обеспечение, % B 10

ком будущем эта отрасль в экономике России должна сыграть роль системообразующей, что наряду с дальнейшим развитием конкурентной среды на рынке услуг связи предопределяет необходимость государственного регулирования развития нормативной правовой базы, внедрения новых технологий и совершенствования механизмов рынка инфокоммуникационных услуг. Только государственный подход способен реально обеспечить конкурентную среду для всех участников рынка (например, решением таких проблем, как перекрестное субсидирование, дискриминация в применении услуги подключения и других проблем), а также стимулировать повышение прозрачности деятельности и инвестиционной привлекательности предприятий.

Государственная стратегия развития инфокоммуникаций, изложенная в «Концепции развития рынка телекоммуникационных услуг», принятой в декабре 2000 года, определила в качестве ключевых задач, в том числе, интеграцию инфокоммуникаци-онного комплекса России в европейскую и мировую инфокоммуникационные системы с учетом национальных интересов, а также повышение инвестиционной привлекательности отрасли. Законодательным обеспечением реализации основных положений указанной Концепции будет являться Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О связи», проект которого в настоящее время рассматривается Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации. На современном этапе нормативную правовую базу отрасли составляют более 270 актов: федеральные законы, указы Президента Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации.

Активное совершенствование нормативной правовой базы отрасли сопровождается реальными процедурными и структурными изменениями. Так, завершено выполнение ключевых мероприятий по реформированию Главного управления по надзору за связью и информатизацией в Российской Федерации в целях разделения функций надзора и частотных служб. Реализуются мероприятия по совершенствованию процедуры лицензирования операторской деятельности (планируется упростить процедуру полу-

чения лицензии и в то же время ужесточить требования по ее реализации, по некоторым видам деятельности ввести конкурсный порядок выдачи лицензий, определить механизм предоставления универсальной услуги связи для территорий, имеющих неравномерную инвестиционную привлекательность, оптимизировать число выдаваемых лицензий в пределах одной территории и т. д.). Приоритетным направлением признана гармонизация внутренних процедур и законодательства с нормами и положениями инфокоммуникационной отрасли европейских государств. Государственная технологическая политика наряду с задачей модернизации до 75 процентов оборудования существующих сетей связи общего пользования предусматривает серьезную поддержку национального производителя.

Под непосредственным руководством Министерства Российской Федерации по связи и информатизации (Минсвязи России) разработаны и реализуются целый ряд государственных концепций и федеральных программ в области спутниковой связи и телерадиовещания («Концепция развития национальной системы спутниковой связи и вещания на период до 2010 года», «Программа экстренных мер по государственной поддержке сохранения, восполнения и развития российских спутниковых систем связи и вещания государственного назначения» и другие программы), в области внедрения перспективных информационных технологий (например, «Концепция развития в России сетей кабельного телевидения и систем широкополосного беспроводного доступа на период до 2015 года»), в сфере информатизации («Концепция управления государственными информационными ресурсами», проект «Концепции государственного регулирования негосударственными информационными ресурсами России», «Программа стандартизации в сфере информатизации на период 2002-2004 годы» и другие программы).

Несмотря на то, что последействия резкого спада в инфокоммуникационных отраслях США и ведущих государств Запада, произошедшего в прошедшие годы, еще ощущаются, показатели роста российского сегмента этого рынка выглядят достаточно оптимистично. Только за период с 1996 по

2000 год доля инфокоммуникаций в вало-

вом внутреннем продукте России удвоилась, достигнув 2 процентов. По оценкам специалистов, рынок инфокоммуникацион-ных услуг в России в среднем за год увеличивается на 12-15 процентов. Телефонная плотность в России превышает средний мировой показатель примерно в 1,5 раза. По данным Государственного комитета Российской Федерации по статистике (Госкомстат России) объем услуг связи, оказанных всеми организациями связи и информатизации России за семь месяцев 2002 года, увеличился на 9,6 процента в сопоставимых ценах по сравнению с тем же периодом

2001 года. Этот объем в текущих ценах составил 141,5 млрд рублей. Объем услуг связи юридическим лицам за этот же период возрос на 6,8 процента и составил 84,1 млрд рублей, а населению - на 14,5 процента (57,4 млрд рублей). Следует отметить, что этот рынок все в большей мере осваивается новыми операторами. Так, например, в первом полугодии 2002 года на долю новых операторов приходилось около 50 процентов общего объема инфокомму-никационных услуг, в том числе, примерно 40 процентов услуг оказывалось населению. Валовые доходы традиционных операторов электросвязи по итогам первого полугодия 2002 года увеличились на 27 процентов, а по итогам года ожидается рост в 35-37 процентов. В ближайшие 3-4 года прогнозируется сохранение указанных темпов развития отрасли. Большинство аналитиков прогнозируют в 2010 году валовой доход отечественных инфокоммуникаций в объеме 18 млрд долларов. США, что в 2000-2010 годах составит 11 процентов среднегодового прироста. Ожидается, что ежегодный рост услуг сотовой связи составит около 13 процентов, традиционной телефонии - около 4 процентов, Интернет и передачи данных - около 29 процентов.

За последние годы российские инфоком-муникационные компании активно увеличивают объемы рыночной капитализации. Так, например, в 2001 году объемы рыночной капитализации и годовой оборот ведущих отечественных инфокоммуникацион-ных компаний составили соответственно:

• компания «Мобильные ТелеСистемы» - 2,379 млрд долларов США и

358,3 млн долларов США;

• компания «Вымпелком» - 728,3 млн

долларов США и 226,4 млн долларов США. На начало сентября 2002 года рыночная капитализация компании составила 1,24 млрд долларов США;

• компания «Ростелеком» - 619,4 млн долларов США и 933,5 млн долларов США;

• компания МГТС - 429,1 млн долларов США и 176,8 млн долларов США.

Так же как и во всем мире, в России расширяются объемы рынка IP-телефонии (по данным компании Instat/MDR, в 2001 году мировой объем продаж оборудования и IP-телефонов достиг 1 млрд долларов США). По оценке компании МТУ-Информ, в России при помощи IP-телефонии в настоящее время обеспечивается не менее 20 процентов передаваемого международного трафика. Учитывая международные тенденции развития инфокоммуникаций, следует ожидать значительного увеличения этой цифры. По данным исследований компании «Зебра-Телеком», в 2001 году жители России уже потратили на IP-телефонию более 20 млн долларов США. Предполагается, что по результатам анализа итогов 2002 года подтвердится прогноз, в соответствии с которым более 25 процентов телефонных звонков будет осуществляться представителями российского бизнеса через Интернет, а ежегодное сокращение цен на оборудование IP-телефонии в среднем составит 40-50 процентов.

В настоящее время отечественная спутниковая связь активно развивается. Доля спутниковой составляющей в трафике Взаимоувязанной сети связи России составляет 3-5 процентов. Ключевую роль в выполнении государственной программы развития спутниковой связи, реализация которой оценивается в 850 млн долларов США, играет Федеральное государственное унитарное предприятие (ФГУП) «Космическая связь». Финансирование этой программы осуществляется за счет средств государственной поддержки, собственных средств ФГУП «Космическая связь» и привлекаемых кредитов. К 2002 году компанией оплачено около 30 процентов стоимости всей программы. В настоящее время государство, используя 35 процентов емкости спутниковых ретрансляторов ФГУП «Космическая связь», приносит компании доход только в объеме 15 процентов, т. к. тарифы на государственное телевидение регулируются

Министерством Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства. Ситуация должна измениться после перевода спутникового вещания на цифровые технологии, т. к. при этом высвободится часть емкости ретрансляторов, которая сейчас используется по низким тарифам.

Приведенные данные являются далеко не исчерпывающими как по видам предоставляемых на рынке инфокоммуникационных услуг и перечню игроков этого рынка, так и по номенклатуре характеризующих технических и финансово-экономических параметров. Однако они убедительно свидетельствуют о необходимости и перспективности решения стратегической задачи формирования исключительно рыночного механизма обеспечения рентабельности и повышения капитализации предприятий инфокоммуни-кационной отрасли за счет использования различных финансовых инструментов.

Методы государственного регулирования инфокоммуникационного рынка России, предусмотренные «Концепцией развития рынка телекоммуникационных услуг», способствуют обеспечению динамичного развития и эффективного функционирования отрасли. Использование этих методов ориентировано на достижение высоких конечных экономических показателей деятельности отраслевых предприятий. При этом предлагается в первую очередь ориентироваться на себестоимость и нормативный уровень рентабельности. В связи с этим для повышения эффективности функционирования отечественной отрасли инфокоммуникаций необходимы сведение до минимума перекрестного субсидирования, оптимизация структуры тарифов по потребительским и региональным рынкам, переход к тарифному регулированию по методу предельного ценообразования и т. д.

В настоящее время в основу тарифного регулирования в области телекоммуникаций положен принцип перекрестного субсидирования. Затраты, связанные с предоставлением услуг местной телефонной связи, внесены в реестр субъектов естественных монополий. Эти затраты компенсируются за счет доходов от междугородной и международной связи. Применение принципа перекрестного субсидирования приводит, с одной стороны, к сверхконкурен-

ции на рынке междугородной и международной связи, постоянному падению междугородного и международного трафика, пропускаемого через сети естественных монополий, к вытеснению и дискриминации новых операторов субъектами естественных монополий. С другой стороны, это приводит к искусственному ограничению со стороны государства конкуренции на рынке местной телефонной связи, отсутствию экономических стимулов к расширению местных сетей связи.

Целью совершенствования системы государственного регулирования тарифов на услуги связи является формирование системы ценообразования, обеспечивающей наиболее полное удовлетворение потребностей в телекоммуникационных услугах. Эти потребности должны устанавливаться на основе согласования экономических интересов потребителей, предприятий связи и общества в целом. Устанавливаемые тарифы должны обеспечивать эффективность деятельности предприятий связи в процессе оказания услуг, т. е. компенсировать эксплуатационные затраты предприятий и обеспечивать им необходимую прибыль. Однако при этом себестоимость услуг должна быть экономически обоснована и корректно соотнесена с уровнями себестоимостей аналогичных услуг на мировом рынке. Государственное регулирование тарифов должно обеспечить установление в границах федеральных округов единых предельных тарифов, обеспечивающих окупаемость услуг местной телефонной связи в течение не более 8-10 лет. Для этого в тарифы на услуги местной телефонной связи прибыль должна включаться в минимально необходимом размере. Это необходимо с целью получения финансовых ресурсов для развития и модернизации сетей, а также улучшения качества обслуживания.

Рынок инфокоммуникационных услуг оказывает существенное влияние на формирование макроэкономических показателей Российской Федерации. Так, по прогнозам научных исследований, выполненных Министерством экономического развития Российской Федерации, к 2010 году объем инвестиций в отрасль должен составить 33 млрд долларов США. Большая часть этой суммы придется на реинвестиции отечественных компаний связи. Кроме того,

российскими участниками используются практически все финансовые инструменты долгосрочного финансирования, в том числе синдицированные займы, еврооблигации, публичное размещение акций и т. д. При этом учитывается, например, что синдицированные займы являются основной формой внешнего финансирования инфо-коммуникационного сектора в странах Центральной и Восточной Европы. В настоящее время на их долю приходится 6 процентов общего объема привлеченных ресурсов, что составляет около 10,9 млрд долларов США. Такая сумма финансовых ресурсов была привлечена предприятиями инфокоммуникационной отрасли за период с 1996 по 2001 год и сформирована на основе использования более 70 кредитов, размещенных в 12 странах. Крупнейшими заемщиками синдицированных кредитов являются мобильные компании. При этом 90 процентов средств получили страны Центральной Европы и Балтии. Доля России и других стран СНГ в общем объеме синдицированного кредитования невелика и в абсолютном выражении составляет 42,8 млн долларов США.

На еврооблигации приходится более 30 процентов внешнего финансирования инфокоммуникационного сектора. За период с 1996 по 2001 год компании связи Центральной и Восточной Европы привлекли финансовых ресурсов на основе выпуска еврооблигаций на сумму 5,9 млрд долларов США. При этом 11 эмитентами было эмитировано 26 выпусков еврооблигаций в 6 странах. В России в качестве эмитентов еврооблигаций выступали МГТС, «Вымпелком» и МТС. Общий объем траншей еврооблигаций этих компаний в 1996-2001 годах составил 475 млн долларов США. Кроме того, в 2002 году «Вымпелком» и МТС осуществили дополнительную эмиссию еврооблигаций.

Акции как источник финансирования на современном этапе развития инфокомму-никационной отрасли не играют существенной роли в обеспечении ее предприятий финансовыми ресурсами. Это в первую очередь связано с тем, что курсовая стоимость акций в большей мере, чем курсовая стоимость облигаций, зависит от конъюнктуры рынка. Из российских телекоммуникационных компаний эмиссию акций осуществляли только «Вымпелком» и МТС.

По-прежнему активно используется традиционный финансовый инструмент заемного финансирования крупных проектов. При этом следует отметить практику повышения эффективности его применения за счет применения централизованного в масштабах всего проекта тендера на закупку оборудования и возможности использования оптовых закупочных цен. Так, телекоммуникационный холдинг «Связьинвест» в июле 2002 года осуществил самый крупный за всю свою историю заём: Сберегательный банк Российской Федерации (Сбербанк России) выделил ему централизованный кредит в размере 4 млрд рублей на закупку оборудования для региональных операторов холдинга. Кредит предоставлен сроком на 5 лет и будет выделяться непосредственно региональным «Электросвязям». Этому кредиту предшествовал централизованный тендер «Связьинвеста» на закупку оборудования связи. Такой тендер проводился впервые и, по оценке специалистов «Связьинвеста», позволил снизить закупочные цены на 15 процентов. При этом в планы холдинга на 2003 год входит повышение эффективности расходования закупочных средств на 20-25 процентов за счет проведения централизованных тендеров и привлечения относительно дешевых финансовых ресурсов Сбербанка России.

При привлечении иностранных инвесторов в отечественную инфокоммуникацион-ную отрасль предусматривается комплексный учет интересов национальной безопасности страны. Некоторые механизмы определенно приводят к сдерживанию поступления на российский рынок радиооборудования и развития целого ряда услуг (ограничение на присутствие иностранного капитала в отрасли 49 процентами, необходимость сертификации оборудования, обязательность установки оборудования системы оперативно-розыскных мероприятий (СОРМ), требование прохождения национального трафика абонентов систем подвижной спутниковой связи через базовые станции на территории России и т. п.), но при этом они являются инструментами реализации государственной политики развития этой отрасли.

В качестве прогнозируемых макроэкономических показателей, отчасти характеризующих развитие инфокоммуникаций, мож-

но привести данные по динамике увеличения количества стационарных и мобильных телефонов, а также росту численности регулярных пользователей Интернет (таблица 2). При этом на основании текущих данных, в соответствии с которыми, например, по состоянию на 30.09.2002 число пользователей подвижной радиосвязи и постоянных пользователей Интернет достигло соответственно 14,9 млн и 8 млн человек, прогноз корректируется в оптимистическом направлении практически ежеквартально.

Российский Интернет-рынок в основном развивается на условиях самофинансирования. В то время как в промышленно развитых странах наблюдается кризис рынка информационных технологий, для российского рынка характерен устойчивый рост. Так, например, в 2001 году отечественный рынок информационных технологий вырос на 18 процентов, а рынок Интернет - на 50 процентов. По прогнозам Минсвязи России, до 2004 года отечественный рынок Интернет будет расти со скоростью 25 процентов в год.

Особо следует отметить, что уровень капитализации российских инфокоммуника-ционных компаний не отражает их реальной рыночной стоимости. Так, у отечественных операторов удельная капитализация на линию связи в среднем составляет около 80 долларов США. Эта величина примерно в 10-20 раз меньше, чем у зарубежных фирм. Например, стоимость линии у одной из ведущих отечественных телекоммуникационных компаний - МГТС оценивается в 120-130 долларов США, в то время как у компании Telefonica de Argentina стоимость аналогичной линии составляет 1462 доллара США. Показа-

тель «стоимость/линия» российских предприятий связи составляет около 9 процентов от соответствующего показателя телекоммуникационных компаний развивающихся рынков. Такая ситуация объективна, т. к. отечественные телекоммуникационные компании зарабатывают только 11 процентов от той суммы, которую получают с линии предприятия развивающихся стран. Поэтому одной из проблем, препятствующих эффективному развитию отечественной инфокоммуникационной отрасли, является низкая доходность ее предприятий, обусловленная «ножницами» относительно высоких издержек и невысокой средней платежеспособностью населения. Это, соответственно, нарушает нормальное функционирование механизма самофинансирования отраслевых предприятий, а также снижает их инвестиционную привлекательность.

Исходя из изложенного, в том числе в рамках системы мероприятий, направленных на поддержку отечественных производителей техники, важную роль должны играть финансовые инструменты. Использование этих инструментов обеспечит равные условия для продвижения инфокоммуника-ционной техники на российский рынок, в частности в отношении условий по отсрочке платежа при продаже оборудования и предоставлению потребителям долгосрочных товарных кредитов.

Среди нетрадиционных источников финансирования телекоммуникационных компаний наиболее привлекательным представляется лизинг оборудования. Так, например, компания «Мегафон» заключила с ОАО «РТК-Лизинг» сделку общей стоимостью 42 млн долларов США по приобрете-

Таблица 2

Динамика количества стационарных и мобильных телефонов в Российской Федерации и рост численности регулярных пользователей Интернет

Год Количество стационарных телефонов, млн шт. Количество мобильных телефонов, млн шт. Количество пользователей Интернет, млн чел.

2000 31,2 2,9 2,5

2005 36,9 16,0 11,0

2010 47,7 22,2 26,1

нию в лизинг оборудования для расширения сети. При этом ОАО «РТК-Лизинг» заключило договор со Сбербанком России об открытии кредитной линии сроком на четыре года. Объем кредитной линии составляет 30,3 млн долларов США, а недостающие 11,7 млн. долларов США составят собственные средства ОАО «РТК-Лизинг».

Перспективы роста рынка как фиксированной, так и мобильной связи в России связываются со стратегией объединения региональных операторов связи в более крупные структуры. По оценкам экспертов «Альфа-банка», это позволит повысить уровень ликвидности и капитализации региональных операторов, облегчит их доступ к капиталу, а также даст возможность оптимизировать структуру операционных издержек и улучшить финансовое планирование. При этом создание крупных региональных операторов может осуществляться в форме получения лицензий филиалом или дочерней компанией, слияния, приобретения и покупки доли в капитале других операторов. Однако, разрабатывая механизм укрупнения структур региональных операторов связи, следует учитывать возникающие при этом риски. Эти риски связаны с тем, что, во-первых, для налаживания эффективного управления после консолидации мелких региональных структур потребуется не менее года, во-вторых, в рамках единой корпоративной структуры возможны конфликты вошедших в нее мелких региональных операторов, в-третьих, прозрачность налоговых платежей в крупной корпоративной структуре, как правило, ухудшается.

Реформа отечественных инфокоммуни-каций, направленная на либерализацию российского рынка связи, позволит создать более надежный и эффективный механизм финансирования фиксированной связи за счет роста прибыли и трафика инфокомму-никационных компаний. Создание межрегиональных компаний связи на основе реорганизации ОАО «Связьинвест» должно способствовать повышению инвестиционной привлекательности региональных компаний, приросту их капитала и увеличению ликвидности компаний. В соответствии с программой приватизации федерального

имущества в 2003 году предусматривается продажа пакета акций ОАО «Связьинвест» в размере 25 процентов акций минус 2 акции. Планируется, что от продажи акций ОАО «Связьинвест» будет получено более 1 млрд долларов США.

Рост рыночной активности инфокомму-никационных компаний невозможен без повышения качества менеджмента на предприятиях отрасли. Для этого наряду с другими мероприятиями необходимо привлечение стратегических партнеров. Стратегическое партнерство облегчает предприятиям доступ к рынку капиталов, интеллектуальной собственности, в том числе лицензиям и ноу-хау стратегических партнеров и других рыночных субъектов.

Таким образом, инфокоммуникации являются высокорентабельной и одной из самых динамично развивающихся отраслей российской экономики. Государственные и федеральные органы власти разрабатывают и обеспечивают выполнение стратегии развития отрасли. При этом одной из ключевых задач ставится интеграция инфоком-муникационного комплекса России в европейскую и мировую системы с учетом национальных интересов, а также повышение инвестиционной привлекательности отрасли. Анализ отечественной инфокоммуника-ционной отрасли показывает наличие серьезных резервов и эффективных рычагов повышения капитализации ее предприятий за счет использования отраслевыми специалистами в области финансово-экономического управления различных финансовых инструментов. Среди этих инструментов можно выделить традиционные и нетрадиционные источники финансирования. К традиционным источникам можно отнести в первую очередь прибыль, амортизационные отчисления, акции и облигационные займы. Нетрадиционные финансовые инструменты в телекоммуникационной отрасли в основном могут быть связаны с использованием лизинговых операций и механизмов венчурного финансирования. Предложения по созданию механизма действия перечисленных финансовых инструментов будут рассмотрены авторами более подробно в следующей статье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.