Научная статья на тему 'Деловая активность как элемент конкурентной стратегии предприятий отрасли инфокоммуникаций'

Деловая активность как элемент конкурентной стратегии предприятий отрасли инфокоммуникаций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
220
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Деловая активность как элемент конкурентной стратегии предприятий отрасли инфокоммуникаций»

Деловая активность как элемент конкурентной стратегии предприятий отрасли инфокоммуникаций1

Д.А. Федосеев

соискатель Академии народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации

B.В. Баранов

доцент Академии народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации, кандидат технических наук

C.А. Александров

доцент Московского государственного технологического университета, кандидат экономических наук

Введение

Стратегическое развитие отрасли инфокоммуникаций, являющейся одной из наиболее динамично развивающихся отраслей российской экономики, осуществляется под руководством федеральных органов власти. В то же время ключевые задачи развития отрасли решаются под воздействием рыночных факторов. Эти задачи связаны, во-первых, с интегрированием отечественного инфокоммуникационного комплекса в европейскую и мировую системы с учетом национальных интересов России, во-вторых, с повышением инвестиционной привлекательности отрасли. Результаты анализа показывают наличие резервов для развития отечественной инфокоммуника-ционной отрасли и эффективных рычагов повышения капитализации ее предприятий, т. е. возможность использования традиционных и нетрадиционных источников финансирования. К традиционным источникам в первую очередь можно отнести прибыль, амортизационные отчисления, акции и облигационные займы. Нетрадиционные финансовые инструменты в телекоммуникационной отрасли в основном связаны с использованием лизинговых операций, механизмов венчурного и проектного финансирования. Расширение областей использо-

вания различных финансовых инструментов становится неотъемлемым элементом корпоративной стратегии современных ин-фокоммуникационных компаний.

Базовая структура и основные характеристики корпоративной стратегии инфокоммуникационной компании

В соответствии с основными положениями стратегического менеджмента, корпоративная стратегия инфокоммуникационной компании представляет собой детально разработанную на основе анализа внутренней и внешней среды и постоянно актуализируемую на базе контроллинга совокупность планов и мероприятий по достижению успеха на рынке. К основным элементам, составляющим корпоративную стратегию инфокоммуникационной компании, относятся маркетинговая, производственная, финансовая, инновационная, инвестиционная и ряд других частных стратегий. Реализация совокупности частных стратегий во многом определяет деловую активность ин-фокоммуникационной компании. В современных условиях повышение уровня деловой активности служит основой достижения высокой эффективности деятельности ин-фокоммуникационных предприятий. В свою

При подготовке статьи авторами были использованы данные различных web-сайтов, в том числе Rutelekom.ru, Русский Фокус Online, Газета.Ру, www.ione.ru,www.finmarket.ru, Компьюлента, Телеком-Фо-рум, Сотовик, Comnews.ru и других web-сайтов, материалы информационных агентств Росбизнесконсалтинг, Интерфакс, а также данные, приведенные в периодической печати.

очередь, деловая активность инфокомму-никационного предприятия может быть охарактеризована такими финансовыми параметрами, как уровень рентабельности продаж инфокоммуникационных услуг, оборачиваемость капитала, уровень диверсификации финансовых вложений и т. д.

Формирование корпоративной стратегии предприятий инфокоммуникационной отрасли, как правило, осуществляется по ряду ключевых направлений, среди которых следует выделить:

• совершенствование структуры бизнеса в соответствии с потребностями обслуживаемого рынка;

• стремление интегрироваться в мировые телекоммуникационные сети;

• повышение инвестиционной привлекательности (инвестиционного потенциала), в том числе за счет реинвестиций полученной прибыли;

• повышение капитализации;

• активизация инновационной деятельности инфокоммуникационных предприятий;

• привлечение нетрадиционных источников для финансирования инфокуммуника-ционного предприятия, в том числе на основе использования лизинговых операций.

В статье рассмотрен ряд наиболее значимых факторов деятельности современных инфокоммуникационных компаний, влияющих на формирование элементов корпоративной стратегии.

Совершенствование

структуры бизнеса в соответствии

с потребностями обслуживаемого

рынка

Концепция построения инфокоммуникационных сетей следующего поколения базируется на решениях, разработанных международными организациями стандартизации при координирующей роли Международного союза электросвязи. Эти решения направлены на создание универсальных транспортных сетей как основы будущей всемирной распределенной сети передачи и обработки информации.

В условиях глобализации экономики новые инфокоммуникационные технологии обусловливают появление новых услуг, ос-

нованных на использовании принципов распределенной обработки информации, ее высокоскоростной передачи, а также муль-тимедийности. Поэтому в современных условиях эффективно разрабатывается концепция сетей связи следующего поколения - NGN (Next Generation Networks). При формировании этой концепции учитываются требования гибкого и быстрого создания новых услуг и обеспечение их подвижности и гарантированного качества. Большое влияние на формирование концепции сетей связи следующего поколения оказали процессы конвергенции информационных и телекоммуникационных услуг, в результате которой широкий спектр инфокоммуника-ционных услуг станет доступным пользователям всех типов сетей.

В настоящее время функциональная модель инфокоммуникационных сетей следующего поколения представлена тремя уровнями:

• транспортный уровень, предназначенный для прозрачной передачи информации и поддержки взаимодействия с существующими сетями связи;

• уровень управления коммутацией и передачей информации. На этом уровне осуществляются обработка информации сигнализации и управление информационными потоками;

• уровень управления услугами, обеспечивающий управление логикой услуг и приложений.

Такое функциональное разделение сетей следующего поколения позволяет унифицировать задачи управления вызовом, а также абстрагироваться от особенностей используемых технологий передачи и коммутации. В свою очередь, это позволяет применять одну и ту же программу логики предоставления услуг для любого типа транспортной сети и любого способа доступа. С точки зрения архитектуры, инфоком-муникационная сеть следующего поколения может быть охарактеризована как мультисерверная сеть с децентрализованным управлением услугами. Основу этой сети составляет универсальная транспортная среда, построенная на базе использования технологии распределенной комму-

тации пакетов. Кроме коммутаторов, маршрутизаторов, мультиплексоров, которые являются традиционными узлами любой информационной системы, в состав сети связи следующего поколения могут входить контролеры сигнализации и шлюзы различного назначения. Доступ к услугам сетей связи следующего поколения, предоставляемых посредством специализированных серверов, осуществляется через оконечные/оконечно-транзитные узлы с функциями узлов служб.

Все эти мероприятия позволят сформировать универсальную транспортную среду, которая во многом будет способствовать становлению полноценного рынка информационных услуг в России.

Так, по современным прогнозам, в результате реализации федеральной целевой программы «Электронная Россия» к 2005 году рынок информационных услуг возрастет в два раза. До 2010 года число компьютеров увеличится в 4 раза, а число пользователей сети Интернет - в 8 раз.

По оценкам экспертов компании АйТи, объем российского рынка структурированных кабельных систем составляет приблизительно 1 млн портов в год. Примерно 77 процентов от этого числа, по мнению экспертов, составляют малые и средние проекты (до 200 портов). В настоящее время специалисты компании Molex Premise Networks (MolexPN) оценивают ежегодный рост российского рынка структурированных кабельных систем в 20 процентов.

В России успешно формируются такие составляющие рынка инфокоммуникаци-онных услуг, как услуги альтернативной фиксированной связи, рынок услуг спутниковой связи и т. д. По оценкам экспертов, объем российского рынка услуг альтернативной фиксированной связи составляет около 700 млн долл. США - это примерно пятая часть всего рынка фиксированной связи в России. Почти 90 процентов этих доходов приходится на операторов Москвы, Московской области и Санкт-Петербурга. Выручка этих компаний в среднем возрастает на 5-10 процентов в квартал.

По итогам 2002 года на российском рынке услуг спутниковой связи наиболее пер-

спективными областями применения стали телевидение, корпоративные сети, высокоскоростной доступ в Интернет. Системы спутниковой связи все чаще используются для организации выделенных корпоративных и коммерческих сетей, сетей аналогово-цифрового телерадиовещания, высокоскоростного доступа в Интернет, резервных и обходных направлений связи, предоставления услуг связи в труднодоступных районах России и обеспечения связи в чрезвычайных ситуациях.

Одной из важнейших задач в сфере развития телекоммуникационной структуры России является создание общенациональной мультисервисной сети связи. Выполнение этой задачи неразрывно связано с созданием в федеральных округах межрегиональных компаний. Поэтому механизм решения задачи создания общенациональной мультисервисной сети связи предполагает поэтапное объединение традиционных сетей связи региональных операторов, входящих в межрегиональные компании, на основе универсальной управляемой распределенной транспортной платформы. Эта платформа позволяет осуществить транспортировку данных на уровне региональных и межрегиональных сетей с использованием ресурсов магистральной сети ОАО «Ростелеком», играющего ключевую роль в развитии инфраструктуры отечественного инфокоммуникационного рынка. В настоящее время эта компания приступила к созданию современной сети гибких мультиплексоров доступа на базе модульных гибких мультиплексоров MartisDXX американской фирмы «Tellabs». Гибкие мультиплексоры или мультиплексоры доступа к цифровым сетям предназначены для обеспечения услуг по аренде каналов с большой пропускной способностью. Они построены по модульному принципу, что позволяет подбирать их конфигурацию в соответствии с потребностями в предоставлении тех или иных услуг.

Кроме того, прослеживается тенденция ряда ведущих компаний, в том числе ОАО «Связьинвест», к обособлению части услуг. Это обособление может осуществляться как оформление услуг в виде отдельных

бизнесов, в том числе на основе передачи их дочерним компаниям.

В настоящее время разрабатывается проект межгосударственной программы развития автоматизированной системы информационного обмена между государствами - участниками СНГ. Эта система предусматривает создание информационнокоммуникационной системы, связывающей органы власти государств СНГ, в частности аппараты правительств, парламентов, ведомства, занимающиеся борьбой с терроризмом, преступностью, а также создающие рыночную инфраструктуру в рамках СНГ. В рамках этой системы также предполагается создание межгосударственного информационного ресурса в виде баз данных правовой информации. В эти базы данных первоначально будут входить межгосударственные и национальные правовые документы. На следующих этапах реализации проекта будут созданы дополнительные подсистемы, в частности подсистемы обмена таможенной информацией, органов, осуществляющих финансовый контроль и т. д. Информационное взаимодействие планируется осуществлять как через Интернет, так и по специальным каналам связи.

Приведенные примеры, иллюстрирующие совершенствование структуры инфо-коммуникационного бизнеса в соответствии с потребностями обслуживаемого рынка, свидетельствуют о необходимости решения двух взаимосвязанных задач: во-первых, создания универсальной (т. е. базирующейся на принятых в международной практике решениях) транспортной среды, во-вторых, структурирования бизнеса по территориальному признаку с учетом специфики потребностей сегментов реального рынка инфокоммуникационных услуг.

Повышение инвестиционного

потенциала

1. Инвестиционная емкость инфокомму-никационного рынка.

Неотъемлемыми элементами корпоративной стратегии предприятий инфокомму-никационной отрасли являются повышение их инвестиционной емкости и привлекательности (инвестиционного потенциала), а

также реинвестиции значительной части прибыли в бизнес.

По оценкам компании «Ernst&Young», инвестиционный потенциал отечественного инфокоммуникационного рынка остается значительным, что подтверждается повышенным интересом к российскому рынку со стороны инвесторов промышленно развитых стран. Так, например, объем продаж компьютеров московским представительством компании «Intel» в первом полугодии 2002 года возрос на 30 процентов по сравнению с аналогичным периодом 2001 года. В августе 2002 года компания «Intel» заявила о возможном увеличении инвестиций в Россию. Кроме того, наряду с Китаем Россия объявлена страной с максимальным присутствием роста компании «Intel».

В настоящее время в России действует академическая программа Intel, в рамках которой осуществляется взаимодействие с крупнейшими российскими вузами. Компания Intel израсходовала более 3 млн долл. на поддержку научных и образовательных программ. Так, например, в рамках новой образовательной инициативы Intel открыт первый в России Центр семейного компьютерного творчества. Центр оборудован рабочими станциями Intel на базе процессоров Pentium 4, доступом в Интернет и необходимым программным обеспечением.

Сегодня для российского рынка характерен рост объемов продаж инфокоммуника-ционных услуг: в 2002 финансовом году (с 1 июля 2001 года по 30 июня 2002 года) оборот московского представительства компании «Microsoft» увеличился на 80 процентов и составил 86 млн долл. США.

По данным исследований российского рынка оффшорного программирования, проведенных компанией «Market-Visio/EDS», в 2002 году объем его российского сегмента составил более 170 млн долл. США. С учетом заказов российских центров разработки, открытых международными компаниями «Intel», «Dell», «Sun Microsystems», «LG» и некоторыми другими компаниями, этот объем составил более 230 млн долл. США. В 2002 году по сравнению с 2000 годом экспорт российского программного обеспечения вырос на 15-20 процентов.

За относительно короткий промежуток времени в России сформировался рынок биллинговых систем. Процессы, протекающие на этом рынке, тесно взаимосвязаны с процессами, протекающими на отечественном телекоммуникационном рынке в целом. Основными факторами, влияющими на развитие рынка биллинговых систем, являются:

• более интенсивное развитие инфоком-муникаций по сравнению с другими отраслями отечественной промышленности;

• появление крупных потенциальных заказчиков «тяжелых» биллинговых решений в связи с реорганизацией ОАО «Связьинвест»;

• динамичное развитие крупных федеральных операторов мобильной связи.

Как правило, каждый разработчик биллинговых решений позиционируется в определенном сегменте рынка. При этом отмечается активность разработчиков биллинговых систем для различных сегментов рынка: альтернативных операторов мобильной связи, интернет-провайдеров, транзитных операторов и других систем. Например, основная тенденция развития рынка биллинговых систем для операторов мобильной связи стандарта GSM связана с развитием роуминговой деятельности. По данным Европейской комиссии, доля выручки оператора, получаемая от роуминговой деятельности, иногда достигает 30 процентов в общем объеме поступлений финансовых ресурсов. Поэтому в современных условиях роуминг начинает оформляться в самостоятельный бизнес. Также на российском рынке отмечается значительное усиление конкуренции в области Интернет-биллинга. Актуальным направлением развития рынка биллинговых систем является Interconnect-биллинг. Это направление связано с повышением востребованности решений для транзитных операторов. По оценкам экспертов, в ближайшем будущем на российском телекоммуникационном рынке будет возрастать набор технологий, поддерживаемых биллинговыми системами и эти технологии постоянно будут усложняться.

Несмотря на значительную капиталоемкость интенсивно развивается бизнес в сфере предоставления услуг и продажи оборудования спутниковой связи. Этот вид связи относится к коммерчески привлекательным областям бизнеса. По оценкам экспертов компании «Futron», в 2001 году прибыль 900 компаний, относящихся к спутниковой промышленности, от эксплуатации спутникового оборудования составила 19,4 млрд долл. США, а общая сумма прибыли этих компаний достигла 39,5 млрд долл. США2. Производители наземного оборудования, в том числе систем управления орбитальной группировкой и параболических антенн, за последние два года получили доход в сумме более 17 млрд долл. США. При этом совокупный доход производителей спутников в 2000 году превысил 15 млрд долл. США. Общая сумма вложений в спутниковую индустрию в 2000 году равнялась 81,1 млрд долл. США. Таким образом, совокупный доход производителей спутников в 2000 году составил 20 процентов от общей суммы вложений в спутниковую индустрию. При этом компании, осуществлявшие запуски, получили более 8 млрд долл. США.

Доля трафика спутниковой составляющей во взаимоувязанной сети связи России в настоящее время составляет 3-5 процентов. В числе крупнейших реализуемых в России проектов, использующих спутниковую составляющую, следует назвать, во-первых, общегосударственную программу по подключению к сети Интернет сельских школ, во-вторых, региональный проект по созданию спутниковой мультисервисной сети Дальневосточного федерального округа.

2. Инвестиционная привлекательность инфокоммуникационных предприятий.

Отечественный рынок инфокоммуника-ций характеризуется достаточно высокой отдачей. Так, например, в 2001 году по отношению к 2000 году темп прироста объемов реализации составил:

• компания «Транстелеком» - 368,7 процента;

2 Здесь и далее приведены данные за 2001 год, т. к. итоги 2002 года будут подведены не ранее конца февраля 2003 года, а материал готовился к печати в начале февраля 2003 года.

• компания «Северо-Западный Телеком» - 116,2 процента;

• компания «Кубань-GSM» - 119,4 процента;

• компания «Мобильные телесистемы» -

69,2 процента.

Сегодня, по данным ИК Атон, рентабельность междугородной связи равна 70 процентам, тогда как в целом по отрасли она составляет только 38 процентов.

Выполненные нами расчеты уровня рентабельности 30-ти ведущих инфокоммуни-кационных компаний России на основании опубликованных в открытой печати данных показывают, что уровень чистой рентабельности продаж инфокоммуникационных услуг в 2001 году составлял от 33 (компания «Мобильные телесистемы») до 11 процентов (компания «Дальневосточная компания электросвязи»). В то же время на отечественном рынке инфокоммуникаци-онных услуг работали и убыточные предприятия (например, компания «Московская сотовая связь»).

Существенное значение для повышения рентабельности и инвестиционной привлекательности отрасли имеет постепенный уход от дотаций местной телефонной связи за счет механизма перекрестного субсидирования. Поэтому холдинг «Связьинвест» в рамках реализации своей корпоративной стратегии планирует завершить процесс перехода на повременную оплату услуг связи в 2004 году.

По оценкам Объединенной финансовой группы, выручка компании «Связьинвест» в

2001 году по сравнению с 2000 годом возросла на 17 процентов (т. е. до 2,78 млрд долл.). Кроме того, в 2001 году компания накопила 4,2 млрд р., увеличив этот показатель почти на 1 млрд р. по сравнению с

2000 годом. Рост доходов региональных компаний связи произошел за счет увеличения тарифов и трафика. Общая рентабельность холдинга выросла с 29 процентов до 32, хотя ее сдерживает рост на 26 процентов фонда зарплаты.

Следует отметить, что рост рентабельности основных компаний происходит на фоне высокой динамики роста объемов продаж этих компаний. Так, в первом полугодии

2002 года по сравнению с аналогичным периодом 2001 года доходы ОАО «Ростелеком» от предоставления услуг международной связи выросли на 40 процентов и составили более 4 млрд р. Доходы компании от абонентов выросли на 14 процентов, т. е. более 1,5 млрд р., а доходы от операторов выросли на 64 процента и составили 2601 млн р. Динамично развивается сегмент подвижной сотовой телефонной связи. Так, в России в течение последних двух лет сохраняется тенденция ежегодного удвоения количества абонентов сотовой связи. По состоянию на конец сентября 2002 года общее количество абонентов подвижной сотовой связи превысило 14,7 млн человек, а количество постоянных пользователей сети Интернет достигло 8 млн человек. Предварительные итоги 2002 года свидетельствуют о наличии сравнимых с 2001 годом темпах роста экономических показателей, характеризующих развитие отрасли инфокоммуникаций.

3. Реальные инвестиции, реинвестиции.

В последние годы на отечественном телекоммуникационном рынке значительно активизировались операторы сотовой телефонной связи. Так, например, ОАО «Мобильные ТелеСистемы» в течение 2002-2004 годов планирует инвестировать в развитие сети ежегодно 500 млн долл. США, из них 75 млн долл. США вложить в развитие сети в северо-западных областях России. Компания предполагает достичь рентабельности бизнеса на уровне не менее 50 процентов.

В 2001 году компания ОАО «Уралсвязьинформ» профинансировала капитальные вложения в сумме 703,6 млн р., что на

105,7 процента больше чем в 2000 году. Привлечение кредитов и займов составило 2,047 млн р. (рост на 33,6 процента). В

2001 году по сравнению с 2000 годом операционные расходы компании увеличились на 12,1 процента и составили около 2 млрд р. Рост расходов обусловлен увеличением амортизационных отчислений на

24,2 процента, а также расходов на заработную плату и социальные отчисления на 20,8 процента. Благодаря снижению темпов роста затрат по сравнению с темпами роста выручки, операционная прибыль компании

увеличилась на 42,2 процента и составила

477,2 млн р. Прибыль до налогообложения возросла на 68,8 процента и составила 590,4 млн р. В 2001 году рентабельность компании возросла с 17 до 24,6 процента, а чистая прибыль составила 308,1 млн р. В тот же период операционный денежный поток компании увеличился в 1,9 раза и составил 418,5 млн р.

ОАО «Уралсвязьинформ» получило разрешение на выпуск производных бумаг, обращающихся за пределами Российской Федерации. В настоящее время компания разместила по открытой подписке 1 млн процентных облигаций номиналом 1 тыс. р. Общий объем выпуска составил 991,8 млн р.

В сентябре 2002 года был зарегистрирован выпуск обыкновенных и привилегированных акций московской городской телефонной сети (МГТС). Размещение акций осуществлялось путем их конвертации в акции с большей номинальной стоимостью. Общий объем выпуска обыкновенных акций по номинальной стоимости составил более 3 млрд р., а привилегированных акций по номинальной стоимости - более 638 млн р.

В настоящее время долг МГТС инвесторам составляет 160 млн долл. США, поэтому в 2003 году компания планирует выпустить американские депозитарные расписки объемом до 200 млн долл. США. Большую часть привлеченных средств предполагается направить на реконструкцию сети, а оставшуюся - на реструктуризацию задолженности.

В северо-западном регионе России отмечается высокая деловая активность компании «Вымпелком» Так, в августе 2002 года лицензионная комиссия Министерства Российской Федерации по связи и информатизации приняла решение о выдаче компании «Вымпелком» лицензии на северо-западный регион. Корпоративная стратегия компании направлена на создание в регионах своей собственной сети, внедрение единой системы обслуживания и поддержки единого бренда. ОАО «Вымпелком» предполагает в течение 2002-2004 годов инвестировать, в частности в развитие сети «Би-Лайн GSM» 1,1 млрд долл. США, проводить агрессивную маркетинговую политику, рас-

ширить покрытие основных транспортных направлений центрального региона.

Повышение эффективности

менеджмента

В последнее время участники инфоком-муникационного рынка уделяют значительное внимание инновационной составляющей деловой активности, в том числе в финансовой, управленческой и других сферах деятельности. Наметилась тенденция усиления финансовой независимости участников отечественного телекоммуникационного рынка. Например, в ОАО «Северо-Западный Телеком» для повышения финансовой независимости создан резерв по сомнительным долгам в размере 250 млн р. Необходимость создания такого резерва вызвана недостаточной компенсацией льгот по тарифам на связь отдельных категорий потребителей, в том числе ветеранов и инвалидов, из федерального и регионального бюджетов. Это привело к тому, что к началу

2002 года у ОАО «Северо-Западный Телеком» сумма дебиторской задолженности составила 453 млн р. Компания планирует перейти на повременный учет стоимости разговоров и использовать в своей деятельности биллинговую систему стоимостью более 2 млн долл. США. Для того чтобы более эффективно контролировать потоки финансовых ресурсов, в ОАО «Северо-Западный Телеком» предполагается переход на международные стандарты бухгалтерской отчетности. Так, аудиторское заключение за 2002 год, подготовленное фирмой «Ernst Young», выполнено в соответствии с международными стандартами бухгалтерской отчетности.

Во многих российских телекоммуникационных компаниях отмечается рост уровня корпоративного управления, являющегося одной из компонент «деловой репутации». Так, в конце сентября 2002 года международное рейтинговое агентство «Standard Poors» объявило о присвоении ОАО «Уралсвязьинформ» рейтинга корпоративного управления, равного 6,0 по десятибальной шкале. Это достаточно высокий рейтинг, отражающий устойчивое стремление руководства компании к повышению стоимости бизнеса для акционеров. При определении

рейтинга корпоративного управления компании ОАО «Уралсвязьинформ» структура собственности и влияние акционеров на результаты деятельности компании была оценена в 6,5 баллов; права финансово-заинтересованных лиц и отношения компании с ними - в 6,3 балла; прозрачность финансовой отчетности компании и раскрытие информации также составила 6,3 балла, а состав и практика работы совета директоров компании были оценены в 4,8 балла.

Повышение деловой активности в сфере финансовой деятельности инфокоммуникационных компаний часто приводит к изменению структуры их капитала. Так, например, недавно компания «Телекоминвест» переоформила два крупных кредита на ОАО «МегаФон». Эти кредиты были взяты ОАО «Телекоминвест» в Международном московском банке под залог активов для строительства сотовых сетей на Северном Кавказе и Урале. Впоследствии эти сети влились в общенациональный проект МегаФон. Первый кредит на сумму 10 млн долл. компания «Телекоминвест» получила под залог своей доли в альтернативном операторе ПетерСтар (29 процентов акций). Привлеченные средства были направлены на покупку у ОАО «Ленсвязь» 14 процентов акций компании Северо-Западный GSM, которая в 2002 году стала базовой компанией проекта МегаФон. Позднее этот кредит был переоформлен как средства на развитие сотовой сети на Урале, которую создает Уральский GSM. В 2001 году холдинг взял в Международном московском банке еще один кредит на сумму

11,7 млн долл. под залог «25прорцентов + 1 акция» компании «Петербург Транзит Телеком» и 51 процент акций ЗАО «Мобиком-Кавказ». Полученные средства были направлены на закупку оборудования для сети Мобиком-Кавказ.

Растет уровень деловой активности и других инфокоммуникационных компаний. Так, например, компания «Московская телефонная связь» (МТС) заключила контракт с финской фирмой Nokia на поставку оборудования мультимедийной беспроводной связи. Монтаж и ввод в эксплуатацию оборудования в Москве и Санкт-Петербурге предпола-

гается завершить в первом квартале 2003 года. В рамках этой инвестиционной программы МТС выступит поручителем по кредитной линии ЗАО «Дрезднер банк» (Санкт-Петербург) на сумму до 10 млн долл. США для дочерней компании (81 процент акций) сотовой связи GSM-900 в Омске - ОАО «Мобильные системы связи». Кредитная линия в долларах США открывается на срок до 2 лет по ставке LIBOR+3,5 процента годовых.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Кроме того, компания МТС приобрела контрольный пакет украинского сотового оператора Ukrainian Mobile Communications (UMC). Причем 49 процентов акций было куплено у трех европейских компаний Deutsche Telecom (Германия), TDC Tele Danmark (Дания) и Royal KPN (Голландия), а небольшой пакет - у государственной телефонной компании «Укртелеком». Суммарные инвестиции в развитие сети UMC составили около 400 млн долл. США.

Северо-западный филиал ОАО «МегаФон» заключил контракт с компанией Nokia на поставку для петербургской сети сотовой связи оборудования службы мультимедийных сообщений (ММS) и аппаратно-программные средства поддержки GPRS.

Развитие лизинговых операций как нетрадиционного источника финансирования

инфокоммуникационных предприятий

В современных условиях лизинг играет все более существенную роль в повышении эффективности деятельности инфокомму-никационных предприятий. Этот финансовый инструмент позволяет обеспечить доступ предприятию к современному технологическому оборудованию без значительных первоначальных инвестиций. В настоящее время отечественные инфокоммуникацион-ные компании все более активно используют финансовый лизинг.

Так, например, характеризуя деятельность такой известной инфокоммуникаци-онной компании, как ОАО «Ростелеком», следует отметить значительное повышение деловой активности лизинговой компании «РТК-Лизинг». В настоящее время портфель заказов «РТК-Лизинг» составил 128 млн долл. США. Общая сумма привле-

ченных компанией кредитов составила 160 млн долл. США. В 2002 году для финансирования лизинговых программ компания «РТК-Лизинг» привлекла ряд кредитов Сберегательного банка Российской Федерации, в том числе 4 млрд р. на закупки телекоммуникационного оборудования для предприятий ОАО «Связьинвест» и ОАО «Мегафон». Кроме того, в приобретение оборудования для ОАО «Связьинвест» компанией «РТК-Лизинг» было вложено 800 млн р. собственных финансовых ресурсов.

В настоящее время компания «РТК-Ли-зинг» продолжает наращивать уровень деловой активности: в рамках сотрудничества с ОАО «Связьинвест» реализуется инвестиционный проект стоимостью 10 млн долл. США, а также ряд проектов РТКомм.РУ. В

2002 году инвестиции в проекты РТКомм.РУ составили 10 млн долл. США, а ожидаемый доход превысил 24 млн долл. США.

В рамках расширения деловой активности компания «РТК-Лизинг» вкладывает финансовые ресурсы в ритейловые проекты. В качестве приоритетных проектов выступают лизинг автомобильной техники и IT-лизинг. В эти инвестиционные проекты компания «РТК-Лизинг» предполагает вложить 10 млн долл. США.

В конце 2002 года компания «РТК-Ли-зинг» осуществила выпуск облигационного займа в размере 1,5 млрд р. Ведущим андеррайтером этого выпуска является Доверительный инвестиционный банк. В выпуске облигаций принял участие Российский банк развития. Срок обращения бумаг будет составлять 730 дней с выплатой четырех полугодовых купонов.

С целью эффективной реализации венчурного проекта в сфере автолизинга компания «РТК-Лизинг» разработала и реализовала ряд мероприятий. Во-первых, была приобретена специализированная лизинговая компания «Hay-Typ», во-вторых, к разработке бизнес-процессов в сфере автолизинга привлечена консалтинговая фирма «McKinsey». В настоящее время компанией «РТК-Лизинг» в лизинг сдано более 50 автомашин.

Стратегическим партнером компании «РТК-Лизинг» является фирма «Гамма

Групп». В рамках развития корпоративной стратегии компании «РТК-Лизинг» предполагается превратить это стратегическое партнерство в альянс. При этом будет создана принципиально новая система совместного бизнеса, предназначенная для продвижения на рынке кросс-продуктов, включающих в себя совокупность инвестиционно-банковских, консалтинговых и финансовых услуг. Дальнейшее развитие создаваемого компаниями «РТК-Лизинг» и «Гамма Групп» стратегического альянса предполагает, во-первых, выход в новые сегменты рынка, во-вторых, отраслевую диверсификацию клиентской базы. Кроме того, предполагается начать работу на рынке корпоративных облигаций.

Выводы

Таким образом, анализ корпоративных стратегий, выполненный на примере ключевых параметров деловой активности основных участников отечественного телекоммуникационного рынка, показывает, что компании стремятся ориентироваться на использование новых телекоммуникационных технологий, привлекать различные финансовые инструменты, создавая при этом стратегические альянсы. Такой подход увеличивает конкурентоспособность оказываемых телекоммуникационных услуг, а в конечном итоге способствует повышению эффективности деятельности отечественных телекоммуникационных предприятий.

Рассматривая деловую активность отдельных участников отечественного телекоммуникационного рынка, следует отметить ряд тенденций. Во-первых, эти стратегии предусматривают совершенствование структуры инфокоммуникационной транспортной сети. Во-вторых, одним из стратегических направлений усилий отечественных участников инфокоммуникационного рынка является повышение капитализации компаний за счет инвестиционной деятельности. В-третьих, стремление компаний интегрироваться в мировые инфокоммуника-ционные сети в настоящее время является время одним из ключевых стратегических направлений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.