Научная статья на тему 'Условия и потенциал развития российского инфокоммуникационного комплекса1'

Условия и потенциал развития российского инфокоммуникационного комплекса1 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
456
168
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Казанцев С. Ю., Фролов И. Э.

В статье показаны предпосылки и условия формирования инфокоммуникационного комплекса в России, исследовано его текущее состояние и оценен потенциал развития на перспективу до 2010 г. Основное внимание уделено разработке комплекса организационноэкономических мер по совершенствованию государственной политики, устраняющих барьеры, мешающие реализации имеющегося потенциала ИКК.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Условия и потенциал развития российского инфокоммуникационного комплекса1»

ОТРАСЛИ И МЕЖОТРАСЛЕВЫЕ КОМПЛЕКСЫ

С.Ю. Казанцев, И.Э. Фролов

УСЛОВИЯ И ПОТЕНЦИАЛ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО ИНФОКОММУНИКАЦИОННОГО КОМПЛЕКСА1

В статье показаны предпосытки и условия формирования инфокоммуникационного комплекса в России, исследовано его текущее состояние и оценен потенциал развития на перспективу до 2010 г. Основное внимание уделено разработке комплекса организационноэкономических мер по совершенствованию государственной политики, устраняющих барьеры, мешающие реализации имеющегося потенциала ИКК.

На протяжении нескольких лет в России сохраняется тенденция увеличения роли инфокоммуникационных отраслей (отрасль связи и отрасль информационных техники и технологий). С 2000 по 2005 г. их доля в ВВП России возросла с 3,2 до 5,4%. Кроме возрастания роли этих отраслей существует объективная тенденция к их интеграции и формированию единого инфокоммуникационного комплекса (ИКК), в который помимо указанных отраслей входит также радиоэлектронный комплекс (РЭК).

Изучение перспектив развития комплекса и подходов к его моделированию ранее проводилось в работе [1], основными результатами которой стали построенная классификация ИКК и описание его текущего состояния и проблем развития.

Ниже изложены новые оценки текущего состояния и потенциала развития ИКК, а также организационно-экономические меры совершенствования государственной политики по реализации этого потенциала.

Реализация предлагаемых далее рекомендаций позволит получить двойную выгоду, т. е. добиться ускоренного роста основных секторов инфокоммуникационного комплекса; создать мультипликативный эффект, выражающийся в ускорении роста других отраслей народного хозяйства, в первую очередь из-за уменьшения трансакционных издержек производителей товаров и услуг.

Предпосылки и условия формирования ИКК. На современном этапе все большее распространение приобретают комплексные инфокоммуникационные услуги, совмещающие услуги связи (телекоммуникационные) и ИТ -услуги (услуги по хранению и переработке информации и доступу к различным информационным ресурсам). В качестве примеров таких услуг можно привести мобильный Интернет (подключение к Интернет плюс мобильная связь), мобильное телевидение (телевидение плюс мобильная связь), интерактивное телевидение (возможность участия абонента в телевизионных передачах, например, голосовать, заказывать товары в телемагазинах), управление банковскими счетами по телефону, предоставление абонентам сотовой телефонной связи справочной информации или возможности использовать электронную почту и т. д. Появление таких комплексных услуг обусловлено возникновением потребности в них, а также возможностью их предоставления в силу непрерывного технологического совершенствования сетей связи и пользовательских терминалов.

Для предоставления комплексных инфокоммуникационных услуг сформирована целая цепочка технологий (рис. 1). Для потребления комплексной услуги, например для выхода в Интернет с использованием сети сотовой

1 Статья является продолжением работ «Потенциал развития наукоемкого, высокотехнологичного сектора российской промышленности» и «Состояние и потенциал развития инфокоммуникационного комплекса России», опубликованных в журнале «Проблемы прогнозирования», № 1, 2004 г. и № 3, 2005 г.

телефонной связи, потребителю услуги необходим универсальный терминал, имеющий функцию персонального компьютера и сотового телефона (смартфон). Универсальный терминал должен иметь соответствующее программное обеспечение (ПО), позволяющее заходить на различные сайты в сети Интернет и визуализировать их на своем экране.

Error!

Инфокоммуникационный комплекс

оборудование связи (терминал)

ЭВМ (ПК)

ПО (ОС, прикладное)

Группировки согласно ОКВЭД:

класс 32 «Производство аппаратуры для радио, телевидения и связи»; группа 30.02 «Производство ЭВМ и прочего оборудования для

обработки информации»; подкласс 72.2 «Разра-

ботка программного обеспечения и

консультирование в

комплексная услуга

универсальный универсальные

терминал сети связи

информационные ресурсы

линии связи

оборудование связи

ЭВМ (сервера с базами данных)

ПО (СУБД)

ЭВМ (управление и поддержка работы сетей)

ПО (ОС, поддержка сетей)

Группировки согласно ОКВЭД: подкласс 64.2 «Деятельность области электросвязи»; подкласс 31.3 «Производство;

изолированных проводов и ка-! белей»;

класс 32 «Производство аппаратуры для радио, телевидения и связи»; группа 30.02: «Производство ЭВМ и прочего оборудования для обработки информации»; группа 72.20: «Разработка про-

граммного обеспечения и консультирование в этой области»

Группировки согласно ОКВЭД:

группа 30.02 «Производство ЭВМ и прочего оборудования для

обработки информации»; класс 72 «Деятельность, связанная с использованием

вычислительной техники и

информационных технологий»

Рис. 1. Формирование ИКК

Таким образом, существует объективная тенденция к объединению отраслей связи, информационных техники и технологий, радиоэлектронной в единый инфокоммуникационный комплекс. На рис. 1 в том числе выявлен статистический разрез ИКК (согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД)), в рамках которого формируется комплексная инфокоммуникационная услуга. Классификация ИКК в рыночном разрезе приведена на рис. 2. Она включает три основных сегмента: рынок услуг связи и передачи данных, рынок программного обеспечения и ИТ-услуг, радиоэлектронный комплекс и два рынка - страхования и консалтинговых услуг в этих сферах деятельности. рис. 2

S1

Рис. 2. Классификация ИКК

Текущее состояние ИКК и основные тенденции 2004-2005 гг. В 2004-2005 гг. отрасль инфокоммуникационных технологий продолжала развиваться высокими темпами - эта тенденция сохраняется с 2000 г. Прирост объема рынка по всем секторам в 2004 г. составил около 10% (в сопоставимых ценах), что превышает общий рост экономики (7,2%) и рост промышленного производства (8,3%) [2, 3]. В 2005 г. прирост объема рынка можно предварительно оценить в 8% (в сопоставимых ценах).

В 2005 г. по предварительным оценкам доля отрасли в ВВП равнялась 5,4%, что в полтора и более раз выше аналогичного показателя в 2000 г. (3,2%). Однако, несмотря на достигнутые темпы роста рынка, в целом по уровню внедрения инфокоммуникационных техники и технологий Россия отстает от многих развитых стран [4].

Объем российского рынка информационных техники и технологий в 2004 г. оценивался в 255,6 млрд. руб., что приблизительно на 3% выше показателей предыдущего года (в сопоставимых ценах). В 2005 г. объем рынка составил, по предварительным оценкам, 310 млрд. руб.

Количество пользователей сети Интернет в течение 2004 г. увеличилось на 20% и составило 18 млн., за 9 мес. 2005 г. оно увеличилось еще на 20%, достигнув 22 млн. чел. (6-месячная аудитория сети Интернет)2.

Общее количество персональных компьютеров в РФ превысило 15 млн. шт., увеличившись по сравнению с предыдущим годом более чем на 15%; в 2005 г. оно достигло 17 млн., прирост составил 13% [4].

Более высокую скорость роста демонстрирует рынок услуг связи. За последние несколько лет его ежегодный темп составлял около 20% (в сопоставимых ценах). Данные за 2004 г. также подтверждают эту динамику. По оценкам, приведенным в работе [4], за 2004 г. объем рынка составил 540,0 млрд. руб., что на 16% выше показателей предыдущего года (в сопоставимых ценах). При этом операторы от услуг электросвязи получили более 500 млрд. руб. доходов, а от услуг почтовой связи - 34 млрд. руб.

В 2005 г. объем рынка составил 730 млрд. руб. (предварительные оценки).

Рост рынка телекоммуникаций сопровождался развитием и модернизацией инфраструктуры. В 2004 г. сдано в эксплуатацию более 60 тыс. км кабельных и радиорелейных линий связи, свыше 5 млн. телефонных номеров фиксированной связи. Введено свыше 300 тыс. каналов междугородных и международных телефонных станций.

Впечатляют темпы роста подвижной связи. На конец 2004 г. число абонентов, по нашим оценкам, составило около 60 млн. чел (прирост за год 80%), за 9 мес. 2005 г. число абонентов увеличилось еще на 40% и составило 83 млн. чел. Налицо тенденция к замедлению роста абонентской базы сотовых операторов.

Что касается спутниковой связи, то на конец 2005 г. в состав российской «гражданской» группировки ФГУП «Космическая связь» входят 17 спутников на геостационарной орбите, включая пять новых спутников серии «Экспресс-АМ» (их создание и запуск обошлись примерно в 770 млн. долл.), три спутника серии «Экспресс-А», шесть спутников серии «Горизонт», один космический аппарат «Экран-М», а также спутники непосредственного телевещания «Бонум-1» и «W4». В результате перегруппировки космических аппаратов, начавшейся в августе 2005 г., на орбите к началу 2006 г. останутся 12 спутников, способных обеспечить глобальное покрытие земного шара. Отработавшие свой срок «Горизонты» (за исключением одного) будут выведены в резерв, и часть их будет использована для защиты орбитально-частотного ресурса.

2 Пользователи, которые выходили в сеть Интернет хотя бы раз за последние 6 мес. [5].

83

Реализация Программы обновления российской орбитальной группировки в 2001-2005 гг. позволила увеличить спутниковый ресурс более чем в 3 раза (с 1999 г. - в 6 раз), с 89 до 277 активных транспондеров с полосой пропускания 36 МГц. Таким образом, пропускная способность российской группировки выросла с 3,3 до 10 тыс. МГц. Одновременно с количественными возросли и качественные показатели новой емкости группировки как по точности удержания спутников на орбите, так и по мощности самих транспондеров и зонам обслуживания [6].

Ключевым событием для отрасли в 2004 г. стало вступление в силу Федерального закона «О связи» (от 7 июля 2003. № 126-ФЗ). В основу закона положен принцип создания равных условий доступа всех граждан России к услугам связи. Постановления Правительства, устанавливающие порядок применения закона

«О связи», формировались в течение всего 2004 г., принятие большинства из них пришлось на начало 2005 г.

Разработанные Мининформтехнологий и связи России нормативные правовые акты, реализующие механизмы, заложенные в федеральном законе, призваны существенно снизить барьеры для участников рынка. Формализованы процедуры лицензирования, распределения ограниченного ресурса и межоператорского взаимодействия. Упрощены процедуры подтверждения соответствия средств связи. В результате этого созданы условия для дальнейшей либерализации рынка телекоммуникаций [4].

Текущее состояние и потенциал развития РЭК. Как уже отмечалось в работах [7, 8], в РЭК включены три отрасли: радиопромышленность (РП), электронная промышленность (ЭП) и промышленность средств связи (ПСС). РЭК в свою очередь является составной частью оборонно-промышленного комплекса (ОПК).

Темпы развития РЭК в 1990-е годы (до 1998 г.) (рис. 3) в целом (включая научнотехническую продукцию) были отрицательными: в 1997 г. по сравнению с 1991 г. общие объемы выпуска продукции сократились примерно в 9,8 раза. С 1998 г. РЭК начал расти за счет экспортных контрактов на зенитно-ракетный комплекс. Наиболее высокие темпы наблюдались в период посткризисного роста в 19992000 гг. Среднегодовые темпы в этот период достигли почти 29%, затем, в 2001 -2004 гг. они снизились примерно до 9,5%.

Темп роста, %

1,6 и

1,4 -

1,2 -1

Г"

0,8 -

0,6 - Н

0,4 -

0,2 0

'(ЧС0^1Л'01>00<^0-—

СЛ(^СЛСЛСЛСЛСЛ<^<^000000

СЛ(^СЛСЛСЛСЛСЛ<^<^000000

IIN<N<N<N<N<N

Рис. 3. Темпы относительного роста (падения) промышленной продукции РЭК ( □)

и комплекса в целом ( )

Система управления РЭК. Непосредственное управление комплексом до марта 2004 г. осуществляло Российское агентство по системам управления, образованное в мае 1999 г.

На агентство были возложены следующие функции:

- обеспечение реализации государственной политики в этой области;

- координация и государственное регулирование деятельности предприятий и организаций по разработке, производству, модернизации и утилизации специальных систем управления и радиоэлектронных комплексов, радиоэлектронной аппаратуры, радиоизмерительной техники военного и гражданского назначения;

- формирование совместно с Минобороны России и другими государственными заказчиками госпрограммы вооружения и гособоронзаказа;

- исполнение функций заказчика разработок и производства продукции гражданского назначения, в том числе с использованием внебюджетных источников финансирования;

- заключение договоров с иностранными партнерами на выполнение международных программ и проектов в области радиоэлектроники в соответствии с законодательством РФ;

- проведение работ по стандартизации, унификации и каталогизации продукции;

- организация работ по сертификации продукции, а также сертификации систем управления качеством продукции предприятий и организаций РП, ЭП и ПСС;

- лицензионная деятельность по разработке, производству и утилизации продукции отрасли;

- обеспечение разработки и выполнения мероприятий по мобилизационной подготовке и гражданской обороне на предприятиях и в организациях РЭК.

Важнейшей функцией Российского агентства по системам управления, которая в 2004 г. была передана Федеральному агентству по промышленности (ФАП), является реализация применительно к РЭК федеральной целевой программы «Реформирование и развитие оборонно-промышленного комплексу (2002-2006 гг.)», в том числе

Год

подготовка предложений по созданию в отрасли интегрированных (холдинговых) структур.

Краткие итоги 2004-2005 гг Этот период характеризуется замедлением темпов роста комплекса: в 2004 г. рост товарной продукции РЭК составил 9,4%, в 2005 г., по предварительным оценкам, - 3% [9].

Существенно замедлились темпы роста РП и ЭП: если в 2004 г. рост товарной продукции этих отраслей составил соответственно - 2,5 и 14,5%, то в 2005 г. (по предварительным оценкам) снизился до 2 и 5%. Представители электронной отрасли отмечают продолжающееся увеличение доли импортной электроники даже в российской продукции военного назначения. Конкурентоспособность производимых отраслью товаров народного потребления достигается почти исключительно за счет более низкой по сравнению с конкурентами цены. Сказывается и неблагоприятное положение, сложившееся в смежных отраслях российского ОПК.

Объем научно-технической продукции РЭК в целом за 2004 г. увеличился на 15,8%, НИОКР - на 15,5%. Было произведено на 5,7% больше продукции специального назначения. Объем производства гражданской продукции возрос на 12,2%. Государственный оборонный заказ на предприятиях отрасли составил в 2004 г. около

23 млрд. руб. Это почти на 70% больше поступлений от экспортных поставок отрасли (военных и гражданских), по оценкам, равным примерно 470 млн. долл. [10, 11].

ФГУП «Воронежский НИИ связи», которое избрано головным в создаваемом объединении предприятия электроники «Созвездие», начал производство опытного образца базового комплекса единой системы управления войсками и оружием тактического звена для ВС РФ. Серийное производство комплекса будет осуществляться на Воронежском НИИ связи, а основное сборочное производство - в участвующем в этой работе ОАО «Электросигнал». На эту программу и другие госзаказы, рассчитанные до 2015 г., средства будут выделяться из федерального бюджета.

Среди военных заказов, выполненных в 2004 г., можно выделить поставки в Китай запасных частей к установке С-300 (НПО «Алмаз-Антей») на сумму более 53 млн. долл., бортовых РЛС, измерительной аппаратуры и контрольно -испытательных станций в Индию на 30 млн. долл. («Фазотрон-НИИР» и ЗИПов более чем на 30 млн. долл. к ранее проданным Индии и Китаю ЗРК (НПО «МРТЗ»). Наиболее крупные поставки продукции гражданского и двойного назначения осуществили ОАО «ЛЭМЗ» - радиолокационная аппаратура для гражданской авиации для семи стран (более 23 млн. долл.); ОАО «НИИМЭ» и завод «Микрон» -

полупроводниковые пластины и кристаллы в Гонконг, США и Китай (22 млн. долл.); ОАО «Ангстрем» - кристаллы для калькуляторов, электронных игр, карточки ЖКИ в Китай и Тайвань (11 млн. долл.). Корпорация «Фазотрон-НИИР» завершила летные испытания и начала серийное производство бортовой многофункциональной многорежимной импульсно-доплеровской РЛС «Жук-МЭ». Этот радар будет устанавливаться на палубные истребители МиГ-29К, поставляемые ВМС Индии, а также на многофункциональные истребители МиГ-29СМТ. В 2005 г. «Фазотрон-НИИР» планирует завершить также летные испытания РЛС «Копье», которые будут установлены на штурмовике Су-25ТМ [10, 11].

К концу 2005 г. концерном ПВО «Алмаз-Антей» досрочно выполнен заказ Вьетнама стоимостью 230 млн. долл. на поставку двух дивизионов ЗРК С-300ПМУ1. В 2005 г. начаты работы по выполнению самого крупного заказа на ЗРК последнего времени -8 дивизионов С-300ПМУ2 «Фаворит» для КНР на сумму примерно 1 млрд. долл., а также по заказу ОАЭ на зенитно-пушечные комплексы ПВО «Панцирь-С1» стоимостью 700 млн. долл. Ижевский механический завод «Купол» приступил к выполнению контракта на поставку 29 ЗРК «Тор-М1» в Иран [9].

Сводные данные о текущем положении РЭК и тенденциях развития в последние годы приведены в табл. 1.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 1

Удельный вес радиоэлектронного комплекса в НВТС, %*

Показатель 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г.

Доля РЭК в общей численности предприятий (к НВТС) 46,2 45,7 45,7 45,4 45,3

в валовых объемах (промышленной и научнотехнической) продукции (к НВТС) 11,7 10,7 11,3 11,4 11,2

в объеме промышленной продукции ОПК 16,3 12,8 13,2 13,3 13,2

в том числе: военной 15,9 10,0 11,8 11,9

гражданской 18,1 16,9 15,5 14,9 -

из нее потребительских товаров 12,4 11,0 10,3 9,3 -

Динамика производства промышленной продукции 105,7 113,6 125,4 109,4 103

в том числе: военной 123,3 139,4 106,6 104,3

гражданской - 107,7 113,9 112,2 100,5

Доля РЭК в объеме научно-технической продукции ОПК 14,6 16,2 17,8 16,5

в объемах экспорта НВТС 4,3 4,5 4,6 3,5 3,4

в общей численности работников ОПК 20,9 20,5 20,8 20,6 20,5

в том числе: промышленного сектора 21,0 19,8 20,0 19,9 -

научного сектора 23,0 23,2 23,4 23,2 -

* Расчеты авторов по [1, 7 — 17].

Специалисты РЭК с тревогой отмечают, что все чаще радиоэлектронные изделия военного назначения комплектуются импортными элементами и компонентами. Номенклатура критических материалов, по данным Роспрома, охватывает более 700 наименований.

Среди предприятий РЭК, выпускающих гражданскую продукцию, стоит отметить концерн «Научный центр» (недавно переименован в концерн

«Ситроникс») - дочернюю компанию АФК «Система». В 2005 г. он открыл первое в России производство ЖК-панелей. Прежде всего они будут использованы для производства техники под маркой компании «Ситроникс», выбравшей в качестве своей стратегии производство и продажу ЖК-телевизоров и мониторов, поскольку этот сегмент рынка в России активно развивается. За 2005 г. «Ситроникс» продала около 10 тыс. ЬСБ-телевизоров, а также пробную партию ЖК-мониторов объемом 3 тыс. шт. Кроме того, концерн «Научный центр» объявил о намерениях совместно с АФК «Система» инвестировать до 10 млн. долл. в переоборудование «чистой комнаты» входящего в него завода «Микрон». Модернизация «чистой комнаты» потребуется для обработки выращенных на «Микроне» кристаллов под микрочипы, предназначенные для современных смарт-карт. Мощность производства составит до 60 млн. чипов в год. Аналитики обращают внимание на то, что сейчас ежегодная потребность российского рынка оценивается в 50-60 млн. смарт-карт. Видимо, концерн «Ситроникс» рассчитывает и на экспортные заказы.

Прогнозные оценки развития РЭК на среднесрочную перспективу приведены на рис. 4, где показано, что если не предпринять энергичных мер, то с 2008 г. РЭК вступит в фазу резкого затухания темпов роста, которая к 2010-2011 гг. может перейти в фазу спада.

%

1,14

1,12 -

1,10

1,08 -

1,06

1,04 -

1,02

1,00

0,98

0,96

Год

2008 2009

Рис. 4. Прогнозные темпы развития гражданского производства комплекса ( )

и РЭК в целом в 2006-2010 гг. ( )

Прогноз развития ИКК на перспективу до 2010 г Проведенное исследование ИКК позволило построить прогноз развития практически всех его секторов, в том числе уточнить прогноз сотовой телефонной связи. Для построения прогноза развития комплекса использовались два основных подхода: прогноз на основе модели Басса (и ее расширенной модификации - модели неоднородного влияния), подробно описанной в работе [1], а также метод экспоненциального сглаживания (на основе линейной и квадратичной моделей [7]).

Анализ динамики различных сегментов рынка, по которым доступна статистическая информация, достаточная для построения прогноза с приемлемой точностью, позволил выбрать для них наилучшие методы прогнозирования.

Сегмент ИКК

Сотовая связь (GSM)

Сотовая связь (CDMA2000) Фиксированная телефонная связь Пейджинг Интернет

Экспортная разработка ПО Информационно-вычислительное обслуживание РЭК

Метод прогнозирования

Модель неоднородного влияния Модель Басса

Экспоненциальное сглаживание (линейная модель) Экспоненциальное убывание Экспоненциальное сглаживание (линейная модель) Экспоненциальное сглаживание (квадратичная модель)

Экспоненциальное сглаживание (линейная модель) Модель Басса

Прогноз развития сети Интернет основан на статистической информации. Результат использования метода экспоненциального сглаживания на основе линейной модели приведен на рис. 5.

2006

2007

2010

Млн. чел.

Рис. 5. Прогноз числа пользователей сети Интернет к 2010 г.

Согласно прогнозу число пользователей сети Интернет к 2010 г. возрастет более чем вдвое по сравнению с 2004 г. и составит около 40-45 млн. чел.

Прогноз развития рынка экспортной разработки ПО основан на статистических данных [4, 12]. Исходная информация (в долларах) была приведена к постоянным ценам 2000 г. с использованием среднегодовых валютных курсов [2] и последующим дефлированием. Результаты прогнозирования показаны на рис. 6.

Млрд. руб.

Рис. 6. Прогноз роста объема рынка экспортной разработки ПО (в ценах 2000 г.)

К 2010 г. объем рынка увеличится втрое по сравнению с 2004 г. (в постоянных ценах) и составит около 40-45 млрд. руб. (в ценах 2000 г.).

Основные результаты построения прогноза развития для различных сегментов инфокоммуникационного комплекса сведены в табл. 2.

Таблица 2

Основные результаты прогнозирования ИКК

Сектор 2004 г. 2010 г. Прирост, %

Сотовая телефонная связь, млн. абон. GSM 60,5 115,9 92

CDMA2000 0,135 6,4 4641

Фиксированная телефонная связь, млн. ТА 37,6 46,3 23

Пейджинг, тыс. абон. 120,0 63,0 -48

Интернет, млн. польз. 17,6 43,6 148

РЭК, млрд. руб.* 31,0 88,0 184

Информационно-вычислительное обслуживание, млрд. руб.* 18,8 39,0 107

Экспортная разработка ПО, млрд. руб.* 14,0 42,0 200

* В постоянных ценах 2000 г.

К зарождающимся секторам, динамика которых характеризуется ускоряющимся ростом, следует отнести сектор сотовой связи стандарта CDMA2000, РЭК и экспортную разработку ПО. И если сектор сотовой связи и экспортная разработка ПО действительно являются сравнительно новыми отраслями, то РЭК попал в эту категорию исключительно из-за положительной динамики его объемов, обусловленной постепенным выходом комплекса из кризиса.

Зарождающиеся секторы характеризуются самыми высокими темпами роста и небольшими абсолютными объемами.

К растущим секторам относятся сотовая связь стандарта GSM, сеть Интернет и отрасль «Информационно-вычислительное обслуживание». Эти секторы демонстрируют стабильно высокие, однако не ускоренные темпы роста. Согласно прогнозам, прирост абонентов сотовой связи стандарта GSM близок к своему максимуму. Однако существенное замедление прогнозируется только в конце 2006 г., поэтому сейчас этот сектор классифицирован как растущий.

К замедляющимся секторам отнесена фиксированная телефонная связь. Ее динамика прогнозируется на основе линейной модели, но связано это с ограниченным предложением. Спрос же на фиксированную телефонную связь имеет тенденцию к снижению, о чем свидетельствует мировая практика. Фактором, обусловливающим отнесение фиксированной телефонной связи к замедляющимся секторам, является, в частности, низкая скорость роста по сравнению с секторами ИКК.

Пейджинг - единственный сектор, абсолютные объемы которого уменьшаются. Согласно предложенной классификации, он является исчезающим сектором. Однако в действительности пейджинг не исчезает совсем, а просто уменьшается в объеме, и по достижении определенной отметки численность абонентской базы стабилизируется на отметке 60 тыс. Окончательно классификация секторов ИКК по скорости роста выглядит следующим образом:

Комплекс организационно-экономических мер по совершенствованию государственной политики в области управления развитием ИКК. Как показывает прогноз развития ИКК, комплекс обладает весьма значительным потенциалом роста. Прогноз строился в предположении, что федеральные программы, в которых участвуют предприятия ИКК, финансируются в достаточном объеме; концепции развития рынков, разработанные профильными министерствами, последовательно реализуются: при разработке и корректировке ФЦП, при реформировании законодательства, формировании экономической политики государства. Это позволит сохранить и увеличить достигнутые темпы роста комплекса.

Однако анализ основных тенденций развития различных секторов ИКК показал, что для полной реализации потенциала развития отраслей комплекса необходимо решение целого комплекса организационно-хозяйственных проблем.

Основной проблемой развития ИКК является отсутствие целостного, системного подхода к развитию комплекса. В настоящее время три его сектора (рынок услуг связи и передачи данных, рынок ПО и ИТ-услуг, РЭК) имеют

Классификация секторов Зарождающиеся

Сотовая связь стандарта CDMA2000 РЭК Экспортная разработка ПО Сотовая связь стандарта GSM Интернет

Информационно-вычислительное обслуживание Фиксированная телефонная связь Пейджинг

Сектор ИКК

Растущие

Замедляющиеся

Исчезающие

собственные концепции развития [18, 19] и управляются различными ведомствами (Министерство информационных технологий и связи РФ, ФАП). Это приводит к нескоординированности политики управления развитием взаимосвязанных секторов, неэффективному использованию ресурсов и неполному использованию потенциала развития ИКК в целом. Решение этой проблемы предполагает:

- разработку единой государственной стратегии развития ИКК в форме координационной программы развития комплекса на долгосрочную перспективу. Программа должна основываться на построенном прогнозе развития ИКК с учетом достигнутых результатов выполнения отдельных программ в секторах и должна взаимоувязывать существующие программы развития подотраслей. Для согласования приоритетов развития отдельных сегментов в разработке программы обязательно участие Министерства информационных технологий РФ и Министерства промышленности и энергетики РФ;

- обеспечение стабильного и сбалансированного роста ИКК путем введения системы регулярного средне- и долгосрочного прогнозирования развития комплекса. Целесообразным представляется построение плана развития комплекса на пять лет с контролем их исполнения и внесением соответствующих корректировок в долгосрочную программу развития комплекса. Относительно кризисных секторов (в настоящее время - РЭК), требующих пристального внимания со стороны государства, следует дополнительно разрабатывать планы развития сроком на два-три года;

- формирование органа, ответственного за общую реализацию стратегии на государственном уровне. Эту роль может играть Министерство информационных технологий и связи РФ при условии придания ему соответствующих контролирующих и управляющих функций. Также необходимо разграничить полномочия и детализировать сферы компетенции отдельных органов исполнительной власти, отвечающих за политику в сфере развития отдельных секторов ИКК, выделить необходимые ресурсы и определить полномочия участников по реализации программы.

Кроме общей проблемы, препятствующей реализации потенциала развития ИКК, есть ряд локальных проблем, касающихся отдельных секторов комплекса. Возможные пути их решения представлены ниже.

Отрасль связи характеризуется весьма значительными темпами роста. Однако современное положение телекоммуникационного сектора характеризуется множеством серьезных структурных перекосов. В частности, операторы фиксированной связи, дочерние общества «Связьинвест», контролирующие более 80% телекоммуникационной инфраструктуры (87% в 2000 г., [10, 11]) получают лишь 42% доходов отрасли (данные за 2004 г., [4, 20]).

Существующая структура телекоммуникационного сектора, а также общие проблемы российской экономики создают значительные трудности для формирования конкурентных отношений. Развитие отрасли во многом зависит от грамотного распределения важнейших ограниченных ресурсов: радиочастотного спектра,

магистральных сетей связи (имеется ввиду регламентация предоставления услуг присоединения) и номерной емкости. Проблемы с двумя последними ресурсами в значительной степени преодолены в связи с Концепцией развития рынка телекоммуникационных услуг и разработанного с ее учетом в новой редакции ФЗ «О связи» (от 25.06.2003 г.), однако остаются нерешенными проблемы относительно распределения радиочастотного ресурса. В соответствии с этим законом «регулирование использования радиочастотного спектра является исключительным правом государства» (ст. 22). Это право реализуется государственной комиссией по радиочастотам, которая выдает разрешения на использование радиочастот (радиочастотных каналов). В законе предусматриваются конкурсные основания для распределения лицензий между обладателями разрешений на использование радиочастот, тем не менее конкурсный механизм распределения лицензий не является

обязательным. Таким образом, возможность эффективного распределения радиочастотного ресурса (с точки зрения максимизации общественного благосостояния, максимизации создания стоимости и т. д.) существенно ограничена.

Для преодоления этого ограничения необходимо установить обязательный порядок конкурсной выдачи лицензий. В качестве механизма распределения наиболее подходящим для российских условий является аукцион. Главный его недостаток - отрицательное воздействие на цены конечной продукции и на платежеспособность операторов связи - не скажется заметно при проведении аукциона в России, поскольку инвестиционный климат не способствует формулированию чрезмерно высоких заявок. В то же время основное преимущество - привлечение средств на аукционе - позволило бы, например, сформировать источник финансирования программы конверсии радиочастотного спектра.

К требованиям, которым должны удовлетворять эффективные аукционы [21, 22], относятся:

- четкое определение прав, которые приобретает лицензиат;

- достаточно продолжительный срок лицензии на использование радиочастот;

- закрытый список квалификационных критериев для участия в аукционе;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- проведение одновременного аукциона на размещение отдельных лицензий с правом на разную покрываемую территорию, но на одинаковые направления использования;

- предоставление участникам торгов возможности формировать оптимальный пакет лицензий;

- «прозрачность» информации о ходе аукциона для его участников в форме, наиболее удобной для анализа;

- проведение аукциона в течение короткого периода времени;

- использование специальных процедур для ограничения стратегического поведения («стратегического бездействия» или «стратегического участия») участников аукциона;

- использование достаточно высоких штрафов за отзыв заявки участником аукциона.

Рынок информационных техники и технологий также характеризуется

существенными диспропорциями, затрудняющими реализацию его потенциала. Основная проблема - чрезмерная зависимость рынка от государственного заказа, поскольку единственным крупным потребителем на рынке является государство. Это приводит к чрезмерной зависимости рынка от государственного заказа. Необходимо стимулировать развитие спроса на ИТ-услуги на внутреннем рынке.

Среди возможных вариантов стимулирования можно указать:

- налоговые льготы и государственную поддержку (субсидирование, государственные гарантии по кредитам) фирмам и предприятиям, покупающим и внедряющим различные информационные системы поддержки бизнеса (корпоративные информационные системы, системы поддержки клиентов и т. д.), которые, с одной стороны, позволят стимулировать рост рынка ИТ-услуг, а с другой - повысить эффективность производства на предприятиях в результате использования информационных систем, приводящих к сокращению трансакционных издержек;

- уменьшение таможенных пошлин на компьютерное оборудование и комплектующие. Концепция развития рынка информационных технологий предполагает отмену таких пошлин, однако ее следует использовать с большой осторожностью и в течение небольшого промежутка времени с целью защиты отечественных производителей. Такое решение также в обязательном порядке требует тщательного исследования с участием ФАП;

- повышение компьютерной грамотности населения, приводящее к росту спроса на компьютерное оборудование, программное обеспечение и способствующее увеличению числа пользователей Интернет.

Кроме перечисленных вариантов стимулирования развития отечественного ИТ-рынка, необходимо обратить внимание на прогнозируемый массовый приход крупных международных ИТ-фирм, предлагающих свои продукты. В связи с этим важно подготовить меры по защите отечественных производителей корпоративных информационных систем, систем автоматизированного проектирования и т. д.

С серьезными проблемами сталкивается сектор экспортной разработки ПО. Как показывает практика стран, занимающихся разработкой ПО (в том числе экспортной), к основным факторам, влияющим на привлекательность отрасли, относятся поддержка государства и законодательство. Именно в этих направлениях отечественный рынок уступает странам-конкурентам (Индия, Ирландия).

Единственно доступный источник капитала для разработчиков ПО в настоящее время - реинвестирование прибылей. Однако нынешняя налоговая система дестимулирует предприятия по производству ПО, основанные на применении большого объема квалифицированного труда с относительно высокой (по российским меркам) оплатой. Так, доля заработной платы в суммарном объеме выручки ПО-компании - 50-70%, а суммарная налоговая нагрузка - до 23% (для сравнения: в тяжелой промышленности эти показатели составляют соответственно 20 и 12%).

В Российском законодательстве не прописаны функции такой деятельности, как производство ПО на экспорт. Юридическая квалификация разработки ПО в России по заказу иностранных компаний может быть произведена по-разному, поскольку сама разработка на заказ не включена в перечень действий, подпадающих под понятие услуги. С одной стороны, это экспорт: услуг, работ или же объектов интеллектуальной собственности. С другой — отношения между иностранными заказчиками и российскими разработчиками могут расцениваться как иностранные инвестиции.

Таможенным регулированием также не охвачен экспорт ПО, что создает значительные препятствия для более динамичного развития отрасли. Текущее положение способствует «уводу» экспортных операций компаниями ИТ за рубеж.

Существенный фактор, затрудняющий развитие рынка ИТ, - отсутствие современной и доступной телекоммуникационной инфраструктуры. Преодоление ИТ-компаниями этих сложностей увеличивает стоимость продукции и снижает конкурентоспособность.

Для решения указанных проблем следует:

- совершенствовать законодательную базу в сфере ИТ в направлении детализации норм правовых механизмов и процедур. Это важно не только для развития рынка ИТ, но и для формирования информационного общества внутри России и вхождения в мировое информационное сообщество;

- совершенствовать налоговое законодательство. Применение сниженных ставок единого социального налога для предприятий ИТ-сектора (снижение ставки ЕСН до 14% в особых экономических зонах), предложенное в Концепции развития рынка информационных технологий, сместит бремя социальных платежей на другие отрасли и уменьшит величину бюджетных средств для социальных нужд. С целью уменьшения негативного влияния дифференцированных ставок следует вводить льготные ставки ЕСН только для малых и средних компаний;

- адаптировать к реальной ситуации таможенное регулирование экспорта ПО с целью устранения барьеров, затрудняющих прохождение таможенных процедур. Это увеличит поступления в бюджет за счет уменьшения количества «серых» схем экспорта и повысит прозрачность ИТ-компаний, что усилит их инвестиционную привлекательность. Решение таможенных проблем должно

также устранить существующие в настоящее время проблемы с возвратом НДС экспортерам;

- предусмотреть в концепции ряд мер относительно обеспечения телекоммуникационной инфраструктурой ИТ-компаний, в частности, предполагается формировать специальные территории развития ИТ. Однако Мининформсвязи необходимо совместно с ФАП разработать программу, нацеленную на совершенствование телекоммуникационной инфраструктуры с использованием отечественного оборудования. Это будет стимулировать развитие отечественных производств и в перспективе позволит решить проблемы развитой телекоммуникационной инфраструктуры на более значительных территориях. Кроме того, закон об особых экономических зонах следует доработать с учетом нужд ИТ-сектора, поскольку в текущей редакции он не отвечает современным требованиям.

Развитие РЭК также сопровождается рядом проблем. Комплекс в течение ряда лет демонстрирует посткризисный экономический рост [9-11, 17], однако

конкурировать с зарубежными поставщиками телекоммуникационного и компьютерного оборудования российским производителям по-прежнему мешает ограниченность финансовых ресурсов и использования современных технологий.

Недавний экономический кризис РЭК показал гораздо большую значимость проблем, суть которых не в совершенствовании рыночных механизмов, а в самом их формировании. Перечислим основные проблемы как РЭК в целом, так и его части, входящей в ИКК (телекоммуникационное и компьютерное оборудование):

1. Недостаток собственных денежных средств, слабая финансовая поддержка со стороны государства, высокая стоимость нововведений, низкий платежеспособный спрос на новую продукцию.

2. Низкий инновационный потенциал предприятий вследствие недостаточного уровня развития исследовательской базы на производстве, большого физического и морального износа оборудования и производственных мощностей, что тормозит освоение новейших научно-технических достижений в производстве.

3. Отсутствие механизма перетока высоких технологий, используемых при производстве продукции ГОЗ, в гражданское производство и повышения его технологического уровня, невосприимчивость большинства предприятий гражданских отраслей к инновациям.

4. Неразвитость инновационной инфраструктуры. Российский рынок услуг ориентирован на оказание консалтинговой помощи разработчикам инноваций, в то время как они нуждаются в основном в решении проблем поиска заказчика для серийного производства своей продукции.

5. Недостаточное финансирование ФЦП, в реализации которых участвуют предприятия РЭК. Выделяемые государственные капитальные вложения позволяют финансировать лишь часть предусмотренных в программах инвестиционных проектов, что обеспечивает возможность реализации только отдельных фрагментов ФЦП, перенося на долгосрочную перспективу их выполнение в целом.

Для решения указанных проблем и повышения инвестиционной привлекательности РЭК необходимо прежде всего активизировать государственное и корпоративное стимулирование инновационной деятельности. Импульс инновационным разработкам должны придать новые отношения науки, бизнеса и государства с разделением полномочий, ответственности и рисков на всех этапах инновационного процесса. При этом в рамках инновационной политики важно предусмотреть создание адекватной инфраструктуры, включающей все необходимые управленческие, правовые и институциональные элементы, формирующие «технологический коридор от научного открытия до рыночного продукта».

Увеличение финансирования ФЦП позволит стимулировать и контролировать разработку и внедрение эффективных технологий базовых производственных процессов, что в свою очередь позволит решить основополагающие проблемы:

- обеспечение непрерывности цикла «идея - поисковые НИР, прикладные НИОКР - создание опытных образцов - серийное производство - реализация» и сбалансированности его этапов при общей ориентации на конечный результат, т. е. серийный выпуск экономически целесообразных объемов наукоемкой конкурентоспособной продукции в условиях платежеспособного спроса;

- использование механизмов государственной поддержки и адекватных систем оценки при выборе и финансировании приоритетных проектов;

- заинтересованность предприятий и негосударственных финансовых структур посредством ассигнований из бюджета в организации промышленного производства, получении прибыли и притоке внешних инвестиций.

Поскольку предприятия РЭК участвуют в нескольких ФЦП, программах союзного государства, межотраслевых и региональных программах, то существует очевидная необходимость в объединении в ясную и скоординированную систему комплекса программных мероприятий с целью устранения разрозненности действий и дублирования работ и эффективного решения поставленных задач.

Для повышения инвестиционной привлекательности необходимо, чтобы все инвестиционные проекты охватывали весь цикл процесса от проведения НИОКР до реализации продукции и создавали реальный источник прибыли для дальнейшего развития. Кроме того, ресурсы необходимо сконцентрировать для скорейшего полномасштабного выпуска новых поколений электронных приборов и электронных компонентов к ним, а также для совершенствования инфраструктуры связи.

Внедрение информационных технологий проектирования и поддержки жизненного цикла изделий следует увязывать с государственным стимулированием внедрения информационных технологий на различных фирмах и предприятиях.

По мере решения этих первоочередных задач в ближайшей перспективе необходимо проведение фундаментальных исследований, позволяющих создать научно-технологический задел электроники следующего поколения, ориентируясь уже не на У-й технологический уклад (ядро которого составляют микроэлектроника, программное обеспечение, вычислительная техника и технологии переработки информации, производство средств автоматизации, космической и оптико-волоконной связи), а на У1-й. Наиболее вероятными ключевыми факторами нового технологического уклада станут: биотехнологии, системы искусственного интеллекта, глобальные информационные сети и интегрированные высокоскоростные транспортные системы. Дальнейшее развитие получат гибкая автоматизация производства, космические технологии. В связи с этим приоритетное финансирование У-го технологического уклада станет нецелесообразным после решения первоочередных задач стабилизации развития РЭК.

Отдельного рассмотрения заслуживает переход как в целом ОПК, так в частности РЭК от традиционных военных систем (которые проектируются целиком и в которых смена поколений технологий требует полной замены встроенной электронной системы) к так называемым военным системам с открытой архитектурой, которая предполагает модульную конструкцию, т. е. обновление системы не целиком, а постепенной заменой отдельных модулей. Модульной конструкцией обладает как сама радиоэлектронная система, так и встроенное ПО, используемое для управления ею.

Исторически сложилось так, что в первую очередь развивалась военная электроника и лишь потом новые технологии постепенно перетекали в

производство гражданской продукции. Однако смена военных стандартов является гораздо более длительным процессом, чем смена поколений бытовой электроники, поскольку военная техника на вооружении стоит значительно дольше, до 15-20 лет. Соответственно появляется проблема отставания отечественного радиоэлектронного комплекса в области производства современной продукции гражданского назначения.

Однако опыт, например, Японии является прямо противоположным: развитие идет в гражданском секторе, а военные заимствуют созданные технологии с соответствующими изменениями, которые не так ресурсоемки по сравнению с созданием практически с нуля образца военной техники.

Военные системы с открытой архитектурой легко заимствуют технологии, применяемые в гражданском секторе, поскольку при использовании модульной конструкции для этих целей достаточно просто описать стандартные интерфейсы взаимодействия модулей. После этого любой производитель может предлагать свои решения, и процесс внедрения инноваций необратимо ускорится. Именно такова была история быстрого распространения компьютеров с открытой архитектурой фирмы 1ВМ и завоевания ими существенной доли рынка персональных компьютеров.

Кроме указанных выше проблем развития ИКК существенной трудностью является недостаток квалифицированных кадров. Особенно сильно это ощущается на рынке ИТ и в РЭК. В отрасли связи проблема кадров ощущается меньше, поскольку она, наряду с нефтегазовым и финансовым сектором, является одной из тех отраслей, которые демонстрируют самые высокие темпы роста, и следовательно, социальному положению работников уделяется внимания больше, чем в проблемных отраслях.

В ИТ-секторе ощущается недостаток квалифицированных специалистов, особенно сертифицированных по конкретным технологиям. Проблема особенно заметна в регионах, поскольку в Москве и С.-Петербурге рынок труда в этой области уже достиг определенного уровня развития и существует, хотя и недостаточное, но отличное от «бесконечно малого» предложение рабочей силы.

В РЭК существуют кадровые проблемы несколько иного характера: слишком высок средний возраст работников - 46 лет, в то время как оптимальным является средний возраст: 35-38 лет, реально существовавший в 80-е годы. Молодежь в возрасте до 30 лет составляет лишь 16% работников, а специалисты в возрасте свыше 50 лет - 39%, в их числе 19% работающих пенсионеров. Среди кандидатов наук лишь 17% в возрасте до 50 лет, докторов наук - 6%; 58% кандидатов наук и 72% докторов наук - работающие пенсионеры [14].

Общая кадровая проблема сектора ИТ и РЭК - несоответствие образовательных программ вузов современным требованиям. Выпускники учебных заведений не готовы в короткий срок встроиться в производственный процесс и начать эффективно работать. Предприятия вынуждены тратить дополнительное количество денег и как минимум год времени, а то и больше, чтобы довести их до необходимой квалификации.

Для решения кадровых задач следует осуществить следующий комплекс мер:

- стимулировать переток ИТ-специалистов из Москвы и С.-Петербурга в регионы для решения новых сложных задач и повышения квалификации местных кадров. Для этой цели можно стимулировать компании открывать филиалы в различных городах путем предоставления налоговых льгот или государственных гарантий по кредитам, направленных на развитие региональной сети. Подобная политика позволит также решить часть социальных региональных проблем путем увеличения рабочих мест и соответственно платежеспособного спроса;

- создать программу улучшения социально-экономического положения работников РЭК. Она должна включать в себя следующие подпрограммы:

- постепенное увеличение заработной платы работников и доведение ее размера до конкурентоспособного уровня. По состоянию на 2004 г. размер заработной платы был равен 4300 руб. в

промышленном секторе РЭК, 6800 руб. - в научном секторе РЭК. Из-за невысокой оплаты престиж управленческого и научного труда в отраслях РЭК остается на низком уровне [14]. Необходимо довести размер заработной платы до

15-20 тыс. руб. в промышленности и до 25-30 тыс. руб. в научном секторе, при этом необходимо варьировать величину заработной платы в зависимости от региона;

- максимально быстрое вовлечение молодых специалистов в ответственные проекты по разработке современного высокотехнологичного оборудования, что способствует их мотивации и обеспечивает преемственность наработок и знаний;

- обеспечение молодых перспективных специалистов жильем и предоставление им отсрочки от военной службы;

- разработать программу адаптации общего и профессионального образования к текущим и перспективным требованиям отраслей ИКК. Совершенствование системы образования должно включать повышение ИТ-грамотности в общеобразовательных учреждениях; модернизацию и приведение в соответствие с лучшей международной практикой программ по подготовке специалистов по существующим специальностям и создание новых программ по специальностям, необходимым для развития отраслей ИКК; повышение уровня знания иностранных языков и т. д.

- усовершенствовать миграционное законодательство с упрощением визового режима для специалистов, приезжающих по приглашениям на работу в отрасли ИКК;

- стимулировать коммерческие банки к выдаче студентам низкопроцентных кредитов на образование. Международная практика показывает, что процент невозврата таких кредитов крайне низок, поэтому можно сформулировать требование банкам иметь в своем портфеле определенный процент образовательных кредитов под государственные гарантии.

Решение указанных проблем позволит полностью реализовать потенциал развития ИКК, что чрезвычайно важно для государства. Инфокоммуникационный комплекс не может стать основным «локомотивом» экономического роста страны на ближайшую перспективу вследствие неразвитости большинства потребительских секторов экономики, удовлетворяющих первичные потребности человека в пище, одежде, жилье и других, в том числе промышленных товарах. Но он может стать одним из самых быстрорастущих секторов сегодня и составить основу для будущего роста и долгосрочного развития экономики страны.

* * *

В проведенном исследовании выявлена объективная тенденция к объединению отраслей: связи, информационных техники и технологий, радиоэлектронной в единый инфокоммуникационный комплекс, обладающий существенным потенциалом роста.

Наиболее перспективными сегментами комплекса являются секторы, находящиеся в стадии ускоренного роста: сотовой связи стандарта CDMA2000 (практически 50-кратный потенциал роста в 2004-2010 гг.) и экспортной разработки ПО

(3-кратный рост в 2004-2010 гг.). Однако следует отметить повышенные риски инвестирования в данные сегменты.

Стабильный рост будут демонстрировать сегменты сотовой связи стандарта GSM (здесь хотя и будет наблюдаться существенное замедление роста, но общий прирост абонентской базы в 2004-2010 гг. составит около 90%, причем наименьшие приросты будут наблюдаться в конце указанного периода), сегмент доступа в Интернет (прирост числа пользователей в 2004-2010 гг. составит 150%) и сегмент «Информационно-вычислительное обслуживание», характеризующий развитие рынка ИТ-услуг (2-кратный рост в 2004-2010 гг.).

Для обеспечения полной реализации потенциала развития ИКК необходима реализация комплекса организационно-хозяйственных мер по совершенствованию государственной политики. Центральное место в нем занимает создание единой государственной стратегии развития ИКК в форме координационной программы

развития комплекса на долгосрочную перспективу и составление, а также введение системы регулярного средне- и долгосрочного прогнозирования развития комплекса.

Литература

1. Казанцев С.Ю., Фролов И.Э. Состояние и потенциал развития инфокоммуникационного комплекса России //Проблемы прогнозирования. 2005. № 3.

2. Материалы сайта Банка России. — www.cbr.ru.

3. Материалы сайта Федеральной службы государственной статистики РФ. — http://www.gks.ru.

4. Материалы сайта Министерства информационных технологий и связи РФ. — http://www.minsvyaz.ru.

5. Опросы «Интернет в России /Россия в Интернете». Выпуск 13. Осень 2005. — http://www.fom.ru.

6. ГПКС: новые услуги и глобальные возможности. — Интернет-издание Cnews.ru, 12.10.2005. — http://www.cnews.ru.

7. Фролов И.Э. Наукоемкий сектор промышленности РФ: экономико-технологический механизм

ускоренного развития. М.: МАКС-Пресс, 2004.

8. Фролов И.Э. Потенциал развития наукоемкого, высокотехнологичного сектора российской промышленности //Проблемы прогнозирования. 2004. № 1.

9. Экономика ВПК России. Октябрь-декабрь, 2005 г. № 4 (22) // Агентство ТС ВПК, февраль 2006 г.

10. Экономика ВПК России. Январь-март, 2005 г. № 1 (19) // Агентство ТС ВПК, апрель 2005 г.

11. Экономика ВПК России. Июль-сентябрь, 2005 г. № 3 (21) // Агентство ТС ВПК, октябрь 2005 г.

12. ВПК России в 2002 году (структурные показатели) // Агентство ТС ВПК. 2003.

13. ВПК России в 2003 году (структурные показатели) // Агентство ТС ВПК. 2004.

14. ВПК России в 2004 году (структурные показатели) // Агентство ТС ВПК. 2005.

15. Технико-экономические показатели развития высокотехнологичных отраслей в 2002-2003 гг. Отчет.

4.1. Основные технико-экономические показатели ВПК России в 2002-2003 гг. // Совместная НИР агентства ТС ВПК и ИНП РАН. М.: ИНП РАН, 2004.

16. Технико-экономические показатели развития высокотехнологичных отраслей в 2003-2004 гг. Отчет.

4.1. Основные технико-экономические показатели ВПК России в 2003-2004 гг. // Совместная НИР агентства ТС ВПК и ИНП РАН. М.: ИНП РАН, 2005.

17. Экономика ВПК России. Октябрь-декабрь, 2004 г. № 4 (18) // Агентство ТС ВПК, февраль 2005 г.

18. Концепция развития отрасли «Связь и информатизация» РФ / Под ред. Л.Д. Реймана и Л.Е. Варакина. М.: МАС, 2001.

19. Концепция развития рынка телекоммуникационного оборудования РФ на 2002-2010 гг. — http://www.minsvyaz.ru.

20. Материалы сайта исследовательско-аналитической компанииMarket-Visio — http://www.market-visio.ru.

21. Klemperer P. What Really Matters in Auction Design //Discussion paper. 2000. June Spectrum Allocation: Auctions and Comparative Selection Procedures. Economic Arguments. OECD Working Party on Telecommunications and Information Services Policies. OECD, 2001.

22. Spectrum Allocation: Auctions and Comparative Selection Procedures. Economic Arguments. OECD Working Party on Telecommunications and Information Services Policies. OECD, 2001.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.