Научная статья на тему 'Сбербанк на связи'

Сбербанк на связи Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
84
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сбербанк на связи»

70 1 1 ВАШ БАНК

Я УСЛУГА СБЕРБАНКА ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / №09 (65) 2007

В 2007 году одним из крупнейших заемщиков Сбербанка России стало ОАО «Комстар-Объединенные Телесистемы». Компании открыта пятилетняя кредитная линия на сумму $1 млрд. для развития сети связи. Об особенностях финансирования компаний отрасли связи и телекоммуникаций рассказывает заместитель директора Управления проектного финансирования Сбербанка России Михаил Дубин.

Венера КАРПИНСКАЯ

Михаил Дубин: «Наиболее распространенные и эффективные проекты в отрасли связи — со сроком окупаемости 5-7 лет»

— Какие факторы влияют на поведение рынка связи сегодня? Каковы прогнозы на среднесрочную перспективу?

— Доля отрасли связи в ВВП на начало этого года достигла 3,9% (на начало 2006 года — 3,2%). Доходы от услуг связи за 2006 год превысили 830 млрд. руб. и по сравнению с 2005 годом увеличились на 24%.

Рынок мобильной связи развивается стремительными темпами на всей территории России последние три-четыре года благодаря тому, что эта услуга удобна и необходима большинству людей. До 2007 года основным локомотивом отрасли оставалась именно мобильная связь — этот сегмент демонстрировал рекордные темпы роста. Сегодня уровень ее проникновения в России, по официальной статистике, превысил 100%. Как результат, операторы мобильной связи вынуждены предлагать клиентам новые услуги для увеличения своей доходности.

В 2006-2007 годах рынок доступа в интернет демонстрирует феноменальный рост. Широкополосный доступ (ШПД) уже не является чем-то особенным для России, сейчас это — необходимая и востребованная услуга. Конкуренция на рынке все больше обостряется, особенно в сегменте ШПД в Москве, переживающем наиболее активное развитие. К концу 2006 года широкополосный доступ в интернет имела каждая четвертая московская квартира, а объем

Сбербанк на связи

столичного рынка ШПД составил $260 млн. Рост числа желающих оказывать услугу по передаче данных в этом регионе, по прогнозам самих компаний и различных аналитиков сектора связи, уже через два года приведет к консолидации игроков на рынке — домовые сети будут вытеснены крупными игроками за счет качества, скорости, дополнительных услуг и технической сервисной поддержки.

С моей точки зрения, в среднесрочной перспективе именно этот сегмент рынка и сегмент цифрового телевидения сохранят наибольшие темпы прироста, поскольку спрос на них далек от насыщения. В будущем, по мере снижения стоимости подключения и пользования, потребность клиентов в этих услугах будет только возрастать.

С большой долей вероятности можно предположить дальнейшую консолидацию бизнесов, причем практически во всех сегментах связи: в мобильной продолжится экспансия «большой тройки» в страны СНГ и за их пределы, в альтернативной фиксированной связи — по России, в ШПД и кабельном телевидении (КТВ) на территории страны останется пять-шесть крупных игроков.

Что же касается «Связьинвеста», то здесь достаточно сложно что-то предположить до приватизации компании, прогнозировать сценарии развития межрегиональных компаний (МРК) и холдинга в целом будет разумно делать после того, как государство определится с его судьбой. Сценарии реструктуризации холдинга постоянно меняются, очевидно лишь, что желающих стать акционерами этих компаний достаточно. Кстати, один из наших крупнейших кредитов, предоставленных в первом полугодии 2007 года ОАО «Комстар-ОТС», ча-

стично направлен на финансирование покупки блокирующего пакета акций ОАО «Связьинвест».

В целом для отрасли характерно быстрое развитие технологий, которое необходимо учитывать при анализе бизнеса компаний. Одновременно усиливается и конкуренция технологий. В каждой есть свои плюсы и минусы. При анализе проектов мы стараемся поставить себя на место абонента, которому важно не название стандарта, а качественная услуга с хорошим брэндом. Люди хотят иметь доступ к услугам в любом месте, независимо ни от чего.

В перспективе трех-пяти лет мы прогнозируем внедрение беспроводной технологии Wi-Max, которая может оказать влияние на расстановку сил на рынке.

— Как меняется рынок кредитования крупных телекоммуникационных компаний?

— В течение последних пяти-семи лет рынок кредитования крупнейших операторов связи постепенно превращается из «рынка продавца» в «рынок покупателя». Такие изменения связаны с высокими темпами роста телекоммуникационных компаний. Многие их них стали финансово устойчивыми, понятными с точки зрения стратегии развития, прозрачными для инвесторов и аналитиков, и сегодня банки выражают готовность их финансировать. Этим заемщикам, помимо банковского кредитования, стали доступны такие источники финансирования, как рублевые облигации, лизинг, евробонды, и прочие.

В результате условия финансирования сегодня зачастую диктуют заемщики, а банки вынуждены подстраиваться под их требования, предлагать новые услуги, продукты, инструменты для того, чтобы их за-

интересовать. В условиях увеличивающейся конкуренции среди кредиторов стоимость финансирования связистов неуклонно снижается.

— В чем особенности финансирования компаний в различных секторах, например компаний ОАО «Связьинвест»?

«Связьинвест» — традиционный оператор фиксированной связи — может претендовать на привлечение иностранного капитала, но этот процесс пока не получил значительного развития, что обусловлено ожидаемой реорганизацией компании. Неопределенность структуры холдинга в будущем не способствует развитию такого способа привлечения средств. Западный рынок с подозрением относится к управлению компании государством в ожидании реструктуризации. Нет уверенности в эффективности такого управления. Таким образом, размещение бумаг МРК на Западе предполагает большую премию.

— Можете ли вы тогда диктовать свои условия МРК «Связьинвеста»?

— Как я уже отмечал, в настоящее время рынок кредитования отрасли связи — это рынок, определяемый скорее заемщиками, нежели кредиторами. По этой причине мы не стремимся диктовать свои условия, в том числе МРК, осознавая имеющиеся у компаний альтернативы, а вырабатываем наиболее интересные, удобные, понятные и прозрачные формы и условия кредитования, стимулирующие заемщиков обращаться в наш банк.

Кроме того, после вступления в силу Федерального закона № 135-Ф3 «О защите конкуренции» все МРК с октября 2006 года для привлечения финансирования обязаны проводить открытый конкурс или аукцион.

Проводя конкурсы, компании сами устана-

Сбербанк России кредитует все сегменты телекоммуникационного рынка (остаток ссудной задолженности на 01.07.07 — более 80 млрд. руб.]

Сбербанк России — крупнейший в стране кредитор отрасли связи и телекоммуникаций — проводит экспертизу и финансирует долгосрочные инвестиционные проекты отрасли с 1998 года. Финансирование инвестиционных проектов осуществляется как на уровне Центрального аппарата Сбербанка России, так и в территориальных банках по всей стране. За шесть месяцев 2007 года совокупная задолженность компаний отрасли перед банком выросла более чем на 60% и на 1 июля этого года превысила 80 млрд. руб., что составляет около 15% от общего объема долгосрочных инвестиционных кредитов банка. Среди клиентов банка — подавляющее большинство крупнейших российских операторов и компаний связи, крупные и средние компании традиционной и альтернативной фиксированной связи, операторы мобильной, международной и междугородной, космической связи, доступа в интернет, телевидения и передачи данных. Это, в частности, ОАО «ВымпелКом», ОАО «РТК-Лизинг», ОАО «Комстар-ОТС», ФГУП «Космическая связь», ОАО «МегаФон», ОАО «Межрегиональный Транзит Телеком», компании группы «Скайлинк», ЗАО «Синтерра». Крупными заемщиками являются межрегиональные компании связи ОАО «Связьинвест» (их задолженность в части долгосрочных кредитов превысила 7,5 млрд. руб.) и региональные компании связи.

вливают форму заимствования, максимальную ставку привлечения ресурсов, в каждом отдельном случае готовят текст заключаемого с победителем кредитного договора, применимое право и прочие параметры, то есть полностью диктуют свои условия рынку.

Как показывает практика, проведение тендеров идет этим компаниям на пользу. За год стоимость финансирования МРК на рынке снизилась на 1,5-2% и вплотную приблизилась, а в ряде случаев и сравнялась со стоимостью привлечения ресурсов крупнейшими операторами мобильной связи.

В то же время все в большей степени проявляется и негативная сторона этого изменения в законодательстве, но касается она кредиторов. Практически все МРК являются интересными для банков клиентами, при этом в желании выиграть конкурс его участники зачастую перестают оценивать риски МРК и проводить анализ их деятельности и направления использования средств. В результате среди кредиторов развязывается «ценовая война», итогом которой становится снижение доходности всех банков по кредитам, предоставленным МРК.

— На каких условиях кредитуются операторы кабельного телевидения (КТВ) и передачи данных?

— Если крупнейшие компании мобильной и фиксированной связи работают на сформировавшемся рынке, где спрос на услуги в достаточной мере удовлетворен, то операторы КТВ и передачи данных находятся на этапе активного строительства сетей и набора абонентской базы как в Москве, так и в регионах РФ.

Одни компании предлагают абонентам качественное цифровое телевидение, другие — высокоскоростной доступ в интернет, однако зачастую крупнейшие игроки на московском и региональных рынках оказывают эти услуги одновременно («Ком-кор-ТВ», «Центел» и пр.).

Текущее финансовое состояние таких компаний (проектов) достаточно непростое, однако вполне объяснимое, поскольку они находятся в активной инвестиционной фазе. Для захвата доли рынка и ускорения своего развития компании активно привлекают заемные ресурсы и используют акционерные заимствования, которые, как правило, дороже банковских. В то же время привлечение средств с использованием публичных инструментов вроде облигаций для таких компаний в силу их состояния достаточно затруднительно.

Объемы кредитования меньше, чем в случае МРК и «большой тройки» мобильных операторов, однако по отдельным про-

ектам, при которых приобретаются другие компании с готовыми сетями и абонентской базой в несколько сотен тысяч абонентов, размер кредитов измеряется десятками и сотнями миллионов долларов.

При этом для себя мы классифицируем подобные проекты как проектное финансирование, то есть проекты, по которым возврат кредита обеспечивается денежным потоком, генерируемым преимущественно самим проектом, без регресса на другой состоявшийся бизнес. Соответственно, в нашем случае успешная реализация проекта и своевременный возврат кредита напрямую увязаны с темпами строительства сетей, приростом абонентской базы и сохранением необходимого ARPU.

Совокупность рисков по этим компаниям и реализуемым ими проектам мы оцениваем как повышенную, соответственно, и стоимость их финансирования, определяемая в том числе и как плата за наш риск, также выше. По мере выхода проектов на заявленную мощность мы стараемся приводить в соответствие уровень рисков и стоимость ресурсов, то есть снижаем ставки.

— На какие проекты привлекают средства компании связи?

— Операторы «большой тройки» — «ВымпелКом», «МТС», «МегаФон» — ежегодно вкладывают более $1 млрд. в реализацию своих инвестиционных программ. Как правило, заемные средства привлекаются на строительство новых сетей связи, поддержание работоспособности действующей сети, а также ее модернизацию, приобретение других операторов связи и рефинансирование заимствований. Сегодня все три оператора получили лицензии на 3G. Думаю, для осуществления планов по внедрению технологий третьего поколения объемы их инвестпрограмм будут увеличены, что, однако, не приведет к существенному изменению показателей их бизнес-планов.

Объемы ежегодных инвестиционных программ МРК поменьше — около 40-50 млрд. руб. на семь компаний. Цели привлечения схожи с мобильными операторами, однако здесь зачастую компании реализуют непрофильные активы, а не приобретают новые. Одним из исключений стала профинансированная нами сделка по приобретению ОАО «Дальсвязь» пакета акций компании «Сахателеком».

Помимо этого, МРК принимают участие в реализации различных социальных программ, в частности по внедрению на территории страны «универсальной услуги связи». В 2007 году существенная часть инвестиций приходится именно на эту программу.

Объемы реализуемых проектов по строительству сетей интернет-компаний на порядок меньше — это десятки миллионов долларов по одному проекту. Потребности этих компаний будут возрастать. Через год-два объемы проектов должны увеличиться до сотен миллионов. Как правило, акционеры окрепнувшей компании принимают решение о повышении стоимости бизнеса. Самый простой способ в этом случае — покупка конкурента. Сегодня консолидация бизнесов уже идет по всей России и странам СНГ. Привлечение ресурсов на цели поглощения других компаний — одна из основных целей заимствований.

— Какие виды финансирования предпочитают компании связи? Какова доля банковского финансирования в структуре их заимствований?

— Основными формами финансирования компаний являются банковские кредиты российских и западных банков, финансовая аренда (лизинг) и облигационные выпуски, в том числе еврооблигации. Предпочтения компаний меняются в зависимости от конъюнктуры на мировых и внутренних финансовых рынках.

В какой-то момент все компании размещают облигации — данные заимствования направлены на поддержание публичности компаний и повышение их инвестиционной привлекательности, зачастую являются более удобным инструментом и с точки зрения практически полной свободы направления использования привлеченных средств. Затем многие отказываются от облигаций в пользу кредитов. Учитывая, что выручка компаний практически на 100% рублевая и тарифы на оказываемые услуги связи также фиксируются в рублях, для избежания валютных рисков операторы связи переходят в последнее время на рублевые заимствования.

В целом портфели заимствований компаний достаточно сбалансированы, доля банковского финансирования, по моим оценкам, составляет в среднем около 50%.

— Отличаются ли сроки финансирования по различным группам клиентов?

— Безусловно, причем довольно серьезно. Мы стремимся к оценке индивидуальных особенностей каждого проекта и не ставим задачи загнать клиента в удобные нам сроки финансирования.

В нашем кредитном портфеле есть проекты с различными сроками окупаемости. По некоторым — три года, это высокомаржинальные проекты с высокой долей финансирования за счет собственных средств компаний.

Наиболее частым является 5-7-летний срок кредитов. Как показывает почти 10-

летняя практика работы с отраслью, именно проекты с такими сроками отдачи вкладываемых в их реализацию средств являются наиболее распространенными и эффективными.

Не исключение для Сбербанка и 10-летние кредиты. Один из наших знаковых проектов по обновлению российской спутниковой группировки, реализуемый ФГУП «Космическая связь», стоимостью более $1 млрд. финансируется в основном с такой срочностью кредитов.

— В чем особенности рисков финансирования телекоммуникационных компаний?

— Отрасль связи не имеет бурного прошлого с приватизацией, как у компаний ТЭКа. Активы большей части компаний связи созданы «с нуля». Большинство участников этого рынка — «прозрачные» компании с хорошим корпоративным управлением.

Ключевым для телекомов риском, с моей точки зрения, является рыночный риск. С учетом непрекращающейся смены технологий достаточно серьезный риск по каждому проекту состоит также в том, что в течение пяти-семи лет срока его реализации технология может значительно устареть и утратить востребованность.

Большинство новых проектов носит в определенной степени инновационный характер, сложно предсказать, будет ли достаточный спрос на предлагаемые проектами услуги. Правда, такой путь неизбежен с учетом развития отрасли и необходимости внедрения новых продуктов для удовлетворения возрастающего спроса со стороны клиента.

Как наиболее показательный с точки зрения совокупности рисков приведу в качестве примера уже упомянутый мною проект ФГУП «Космическая связь». Компания начала реализацию проекта по обновлению и модернизации российской орбитальной спутниковой группировки в 1999 году. Напомню, что проект изначальной стоимостью около $800 млн. предусматривал производство и запуск шести телекоммуникационных спутников, последний из которых был запущен в 2005 году. Социальную важность этого проекта сложно переоценить — до начала его реализации риск перерыва вещания ТВ на значительную часть территории нашей страны был очень высоким. Спутники продолжали находиться на орбите, несмотря на истекший срок их нормальной эксплуатации, а новые аппараты еще даже не были спроектированы.

Проекту присущи самые разные риски, начиная от формы собственности заемщика и заканчивая потенциальной возможностью выхода из строя ключевых активов

в любой момент времени по форс-мажорным обстоятельствам.

Особенность бизнеса состоит в сроке эксплуатации спутников на орбите (1215 лет). Как только спутник перестанет работать, денежный поток от его эксплуатации (то есть аренды его каналов) прекратится. Такие риски достаточно значительны. В то же время практика показывает, что возможно и досрочное прекращение работы спутников. Авария, произошедшая со спутником «Экспресс-АМ11» в апреле 2006 года, подтвердила серьезность этих рисков.

Кроме того, этому проекту был свойственен такой «недостаток», как нехватка собственных, или бюджетных, средств. Участие государства в его реализации на начальном, то есть наиболее рискованном, этапе заключалось в субсидировании процентной ставки, а также в виде государственной гарантии на сумму около 5% от стоимости проекта. До последнего времени Сбербанк России выступал в роли основной финансирующей стороны проекта, помимо него, кредиты на небольшие суммы предоставили оператору поставщики оборудования.

В настоящее время — причем, с нашей точки зрения, именно вследствие аварии спутника «Экспресс-АМ11» — ситуация кардинальным образом изменилась. В федеральный бюджет РФ на 2007 год включены затраты на строительство и запуск новых космических аппаратов «Экспресс АМ 33» и «Экспресс АМ 44», в бюджет на 2008-2010 годы — на строительство и запуск еще трех спутников.

Такие шаги подтверждают значимость проекта для государства, снижают долговую нагрузку ФГУП «Космическая связь» и в целом наши риски по проекту, который продолжает активно развиваться.

— Какие риски по этому проекту по-прежнему актуальны?

— Это в первую очередь рыночный риск, связанный с продажей емкости спутников, а также технический, связанный с невозможностью устранения возникающих на спутниках, расположенных на значительном расстоянии от Земли (36 тыс. км), неисправностей и неполадок. Сегодня спрос на аренду спутниковых каналов повышается и рынок стабилизируется после затяжного падения цен в течение нескольких предыдущих лет, обусловленного переизбытком предложения на международном рынке.

— Есть ли отличия на рынке кредитования компаний связи в регионах?

— Как видно из приведенных цифр, более 87% нашего портфеля сосредоточено в Управлении проектного финансирования

ЦА в Москве. Специфика отрасли состоит в том, что, несмотря на повсеместное распространение связи на территории всей страны, большинство крупных компаний зарегистрировано в Москве, их менеджмент и контролирующие акционеры в основном также сосредоточены здесь. По этой причине доля проектов, анализируемых в регионах, невелика по сравнению с другими отраслями нашей экономики.

Региональные проекты, в первую очередь МРК «Связьинвест», в основном финансируются нашими территориальными банками. Особенных отличий в подходах нет, мы проводим единую кредитную политику, а наиболее крупные инвестиционные проекты берем на дополнительную экспертизу в Москву.

Проекты среднего уровня, находящиеся в пределах полномочий территориальных банков, естественно, рассматриваются на местах. Мы рассчитываем, что с повсеместным развитием широкополосного доступа в интернет в регионах число финансируемых проектов будет только увеличиваться.

— Сбербанк часто упрекают в монополии на рынке. Как меняются позиции банка в условиях роста конкуренции на рынке кредитования компаний отрасли связи?

— На сегодня Сбербанк России — крупнейший кредитор российской отрасли связи. Наш кредитный портфель диверсифицирован и риски сбалансированы. В этом отношении наши позиции весьма прочны. Сбербанк часто обвиняют в монополии на рынке, но это не так. Телекомы — одна из наиболее рыночных отраслей экономики страны, и залог успеха на этом рынке при условии высокого качества самой услуги — работа с клиентом. Мы делаем особый акцент на клиентских отношениях, и до сих пор такой подход себя оправдывает. Можно сказать, что банк концентрируется на «выращивании» своих клиентов. По статистике, телекоммуникационная компания, успешно привлекшая кредит в нашем банке, впоследствии растет и продолжает у нас кредитоваться. Соответственно, развивается и бизнес банка. Например, «ВымпелКом» и «МегаФон» выросли у нас на глазах и при нашей финансовой поддержке и продолжают оставаться нашими заемщиками.

Вместе с тем Сбербанк — не единственный источник средств для операторов связи, рост кредитоспособности которых привлекает новых и новых кредиторов. Мы приветствуем конкуренцию, потому что она приводит к повышению качества обслуживания, появлению новых продуктов на рынке и благотворно влияет на бизнес наших клиентов, и мы рады, что клиенты выбирают нас. ®

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.