Научная статья на тему 'Управление телекоммуникационными компаниями в условиях кризиса'

Управление телекоммуникационными компаниями в условиях кризиса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
783
152
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРИЗИС / ТЕЛЕКОММУНИКАЦИИ / УПРАВЛЕНИЕ КОМПАНИЕЙ / CRISIS / TELECOMMUNICATIONS / MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Никифорова Елена Александровна

Автором статьи исследованы проблемы, возникшие в телекоммуникационной отрасли в условиях кризиса. Проанализированы антикризисные мероприятия, проводимые телекоммуникационными компаниями в России и за рубежом, обеспечивающие, в том числе, защиту их имущественных интересов. Указаны направления совершенствования управления российскими телекоммуникационными компаниями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OFFICE OF TELECOMMUNICATIONS COMPANIES IN CRISIS

The author of the article examined the problems encountered in the telecommunications industry in crisis. Analyzed the anti-crisis activities of telecommunications companies in Russia and abroad, including ensuring the protection of their property interests. The directions of improving the management of Russias telecommunications companies.

Текст научной работы на тему «Управление телекоммуникационными компаниями в условиях кризиса»

Управление телекоммуникационными компаниями в условиях кризиса

Е.А. Никифорова

главный бухгалтер Макро-регион «Москва» ОАО «Мобильные ТелеСистемы» (г. Москва)

Елена Александровна Никифорова, nea@mts.ru

Совершенствование управления телекоммуникационными компаниями

Финансово-экономический кризис, охвативший многие отрасли экономики России, требует от операторов связи трансформации подходов к ведению бизнеса, системам продаж и обслуживанию потребителей. По оценкам многих специалистов, например М. Герчука, вице-президента открытого акционерного общества «Мобильные ТелеСистемы» (ОАО «МТС») по коммерческим вопросам, влияние кризиса на отрасль будет весьма значительно (см. табл. 1). При этом некоторые аналитики отмечают1, что если общий кризис имеет циклическую природу, связанную с природой капиталистической формы хозяйствования, то текущие проблемы телекоммуникационной отрасли также имеют структурный характер2.

Структурные изменения в отрасли в основном связаны с конкуренцией новых технологий, изменением профилей потребления со стороны клиентов, отставанием регулирования от темпов изменения рыночной среды. Финансовый кризис лишь обнажил накопившиеся проблемы. Ожидается, что кризис приведет к пересмотру схем финансирования и инвестирования в отрасль, изменению структуры потребительского спроса, адаптации законодательства, что приведет к изменению бизнес-моделей, используемых операторами.

Кроме того, кризис ускорит пересмотр ролей и перспектив ряда технологий, особенно мобильной связи, WiMAX и Long Term Evolution (LTE), широкополосного доступа (ШПД), NGN, NGA и спутниковой связи. Так, известно, что с середины 2007 года доходы сегмента мобильной связи в Западной Европе уменьшались в среднем на 1 процент в год. Хотя в настоящее время трафик выше, чем в 2007 году, падение деловой активности и существенное уменьшение доходов от роуминга, переход клиентов на более дешевые тарифные планы и другие процессы приведут к существенному провалу в 2009 году3. Темпы роста доходов от мобильной передачи данных сохранятся на уровне 20 процентов, но это лишь частично компенсирует падение доходов от голосовых услуг.

Так, по прогнозу компании Nomura Research Institute от 4 декабря 2008 года, основное негативное влияние кризиса будет заметно в 2009 году, после чего рынок, скорее всего, будет, постепенно восстанавливаться. В 2009 году ожидается заметное сокращение объема телекоммуникационного рынка в финансовом выражении. Это показано на рисунке 1, где на левой вертикальной оси - уровень изменения рынка по сравнению с предшествующим годом, а на правой - средний объем доходов, получаемых оператором сотовой связи от одного абонента (ARPU) в долларах США.

1 Например, Е. Соломатин - директор по развитию фирмы «Коминфо Консалтинг».

2 Следует отметить, что, по мнению некоторых экспертов, текущий кризис является не циклическим по своей природе, а системным, и не может быть прямым аналогом предшествующих. По словам М. Делягина, «Великая депрессия была, в общем, локальным явлением. ... Нас ждет кризис всех современных систем управления, включая и государство, и корпорации, и общественные институты».

3 По данным компании Strategy Analytics.

Таблица 1

Влияние кризиса на телекоммуникационную отрасль4

Влияние кризиса Последствия Оценка влияния кризиса

Снижение роста внутреннего валового продукта и доходов населения Пропорциональное снижение показателей отрасли Среднее

Снижение экономической активности Пропорциональное снижение доходов операторов от услуг, предоставляемых корпоративному сектору Среднее

Снижение доступности финансовых ресурсов Сокращение инвестиционных программ Высокое

Девальвация рубля Снижение выручки операторов в валюте Высокое

15

<

3

О

о

10

По оценке П. Терещенко - заместителя генерального директора по развитию бизнеса компании «Ростелеком», кризис окажет различное влияние на отдельные сегменты телекоммуникационного рынка (табл. 2)5.

Незначительный уровень влияния кризи-

са на отрасль в сегменте частных пользователей обусловлен рядом обстоятельств. Сегодня средний бюджет российской семьи на услуги связи составляет от 500 до

1 500-2 000 рублей в месяц. Это не самая существенная расходная статья семейного

Гзрчук М. Кризисные модели управления на российском телекоммуникационном рынке : доклад на Международной конференции «Телекоммуникационная отрасль в условиях мирового финансового кризиса», проходившей в Министерстве связи и массовых коммуникаций Российской Федерации 10-11 февраля 2009 года.

Из доклада П. Терещенко на Международной конференции «Телекоммуникационная отрасль в условиях мирового финансового кризиса», проходившей в Министерстве связи и массовых коммуникаций Российской Федерации 10-11 февраля 2009 года.

5

0

4

Таблица 2

Оценка негативного влияния мирового экономического кризиса на различные сегменты российского телекоммуникационного рынка для различных категорий абонентов

(фиксированная связь)

Вид услуги Сегмент пользователей телекоммуникационных услуг

Частные пользователи Корпоративные клиенты Операторы связи

Голосовые услуги незначительное существенное умеренное

Интернет и передача данных незначительное существенное незначительное

Аренда каналов отсутствует существенное умеренное

бюджета. К тому же она меньше расходов на коммунальные платежи и тем более на питание. Ожидается, что даже граждане, потерявшие работу, будут еще больше, чем ранее, пользоваться услугами связи, в том числе с целью поиска новой работы. По мнению некоторых специалистов, продолжится активный рост новых подключений фиксированного ШПД в регионах. В городах Москве и Санкт-Петербурге, где рынок фиксированного ШПД уже насыщен и цены стабилизировались, будет повышаться интерес к услугам мобильного ШПД, доступность и качество которого в последнее время существенно повысились.

Иная ситуация ожидается в сегменте корпоративных клиентов телекоммуникационной отрасли. В условиях кризиса все компании стараются максимально сократить издержки, в том числе свои расходы на услуги связи. При этом наиболее уязвимыми являются услуги доступа в Интернет (сокращение издержек за счет оптимизации трафика и сокращения его объемов) и интегрированных сетей связи (отказ от поддержки «горячих линий» в банковском и страховом секторах, а также в сегменте ритейла и FMCG). В настоящее время крупные операторы уже почувствовали существенное снижение активности в банковском секторе, предприятий металлургии и в других производственных отраслях. Устойчивый спрос на услуги в сегменте сохраняется только со стороны предприятий добывающих отраслей. В сегменте голосовых услуг ситуация, как предполагается, сложится немного лучше.

По прогнозам аналитиков рынка, операторский сегмент телекоммуникационного рынка не столь сильно пострадает от экономического кризиса, как корпоративный, главным образом за счет сохранения трафика, генерируемого в сегменте частных пользователей. В сегменте передачи голосового трафика существенно снизятся объемы трафика операторов, в большей степени ориентированных на корпоративный рынок и практически не работающих с частным сектором. Для операторов, в основном ориентированных на массовый сектор, снижение объемов трафика, если и будет происходить, то скорее вследствие иных причин, нежели мировой кризис (смещение структуры потребления в частном секторе в сторону интернет-приложений).

В сегменте магистрального интернет-доступа ожидается рост, обусловленный дальнейшим увеличением уровня проникновения ШПД в сегменте частных пользователей в регионах, как за счет снижения стоимости магистрального трафика, так и за счет новых антикризисных предложений провайдеров, заинтересованных в привлечении новой абонентской базы в период кризиса. Рост магистрального интернет-доступа нивелирует негативные тенденции в корпоративном сегменте, обусловленные снижением объемов потребляемых услуг.

Отмечается, что спрос перераспределяется в сторону наиболее эффективных решений как с технической точки зрения (решения в рамках одного клиентского порта), так и с экономической (рост IP VPN как оптимально защищенного решения). Опти-

во

мизация расходов клиентов подстегивает конкуренцию среди операторов и в конечном итоге способствует развитию дополнительных разветвленных сервисов, гибких и эффективных решений.

В целом к факторам кризиса, отрицательно влияющим на отрасль, можно отнести следующее:

• снижение платежеспособности населения и доходов корпоративных клиентов, в результате чего потребители, скорее всего, пересмотрят свои расходы на связь в сторону понижения;

• сокращение возможностей внешнего финансирования, недостаток оборотных средств и продолжение кризиса ликвидности, что резко снижает возможности компаний по рефинансированию краткосрочных задолженностей;

• ухудшение финансового состояния операторов вследствие кризиса ликвидности, ужесточения банками условий кредитования, роста ограничений по привлечению краткосрочных кредитов на пополнение оборотных средств и текущую операционную деятельность;

• сокращение операторами планируемых капитальных затрат на развитие сетей и бизнеса, что замедлит развитие отрасли в целом, особенно прохождение процессов внедрения новых технологий, еще не доказавших коммерческую состоятельность;

• снижение курса национальной валюты. Это не критично для региональных компаний «Связьинвеста», но может сильно повлиять на рентабельность мобильных операторов, ухудшит показатели отчетности по стандартам GAAP и, как следствие, может негативно повлиять на цены их акций.

К факторам кризиса, положительно влияющим на отрасль, можно отнести следующее:

• уход с рынка неэффективных компаний;

• увеличение тарифов на оказание услуг фиксированной связи, что повысит устойчивость межрегиональных телекоммуникационных компаний;

• снижение стоимости строительства, оборудования, комплектующих, рабочей силы, энергетических ресурсов, аренды и т. д., что позволит снизить стоимость инвестиционных проектов;

• активная финансовая поддержка государством ключевых предприятий, а также принятие мер по предоставлению государственных гарантий,субсидий, заказов и т. д.;

• замораживание заработных плат и отказ от приема новых сотрудников. Наряду с сокращением таких статей расходов как, например, реклама, это способствует снижению общих затрат операторов.

Анализ антикризисных мероприятий российских компаний

В сложившейся ситуации телекоммуникационные компании разрабатывают антикризисные программы. Так, для ОАО «МТС» приоритетными направлениями являются6:

• взвешенная финансовая политика, направленная на сохранение средств и привлечение ресурсов для выполнения финансовых обязательств и осуществления необходимых инвестиций. Как видно из рисунка 2, кризис вызвал резкое ускорение темпов погашения долгов ОАО «МТС», что потребовало активизации работы компании в этом направлении;

• оптимизация текущих и капитальных затрат, включающая повышение эффективности и оптимизацию издержек, оптимизация условий оплаты услуг и работ поставщиков;

• концентрация усилий на стратегических проектах, включая развитие широкополосного доступа и услуг, основан-

6 Из доклада М. Герчука на Международной конференции «Телекоммуникационная отрасль в условиях мирового финансового кризиса», проходившей в Министерстве связи и массовых коммуникаций Российской Федерации 10-11 февраля 2009 года.

ных на контенте и передаче данных, а также развитие собственной моно-брендовой сети.

Одним из антикризисных направлений совершенствования управления телекоммуникационными компаниями является повышение эффективности каналов продаж услуг операторов. Из-за кризиса многие

3 О Ц

ц

0

4

1 ц

5

компании мобильной розницы оказались в тяжелом положении, что привело к сокращению традиционных каналов продаж. Для сохранения каналов продаж и точек обслуживания абонементов, а также для более активного формирования собственных розничных сетей реализации потребовались дополнительные инвестиции.

1 000

800

600

400

200

987

94

750

238

IV кв. 2008 2009 2010 2011 годы

0

Рис. 2. График погашения долгов ОАО «МТС» (в конце III квартала 2008 года долг ОАО «МТС» к погашению в 2008-2011 годах составлял 2,1 миллиарда долларов США)

Компания ОАО «Комстар - Объединенные ТелеСистемы» («Комстар - ОТС») осуществила следующие антикризисные мероприятия с целью обеспечения устойчивости компании7:

1) оптимизирована структура в традиционном и альтернативных сегментах:

• интеграция с компанией «Комстар-Директ» с сохранением юридического лица «Комстар-Директ»;

• централизация функций (в МГТС);

2) проведена селективная модернизация сети доступа:

• переход на ADSL 2+;

• внедрение нового стандарта сжатия ТВ сигнала МРЕЭ-4;

• реализация программы модернизации «оптика до шкафа» ^ТТС);

3) дифференцирована структура выручки:

• увеличение доли региональной выручки;

• выход на рынок МГ/МН;

4) создана база для успешного регионального развития:

• приобретение кабельных активов Стрим-ТВ, начало интеграции;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• расширение географии присутствия до 69 городов;

5) запущен ряд новых проектов:

• начальная стадия оказания МГ/МН услуг на базе собственной сети;

7 Из доклада президента компании «КОМСТАР - Объединенные ТелеСистемы» С. Приданцева на Международной конференции «Телекоммуникационная отрасль в условиях мирового финансового кризиса», проходившей в Министерстве связи и массовых коммуникаций Российской Федерации 10-11 февраля 2009 года.

• реализация проекта по беспроводному доступу на базе WiFi и WiMAX;

6) снижены валютные риски:

• долг практически полностью номинирован в рублях.

Исходя из существующих стратегических проектов (региональное развитие, развитие ШПД в Москве, новые услуги - МГ/МН, WiFi/ WiMAX) компания ОАО «Комстар - ОТС» в условиях кризиса сконцентрировала внимание на следующих направлениях:

• адресный маркетинг по существующей абонентской базе;

• совершенствование бизнес-процессов;

• выход на массовый рынок МГ/МН;

• эффективное использование различных технологий (ADSL, WiMAX, WiFi).

К новым стратегическим инициативам ОАО «Комстар - ОТС» отнесены:

• фокус на продвижении бюджетных массовых продуктов (Интернет от МГТС);

• развитие новых сегментов бизнеса (пилотные проекты новых услуг, тестирование рекламной модели).

Антикризисная программа, разработанная ОАО «Связьинвест» в сентябре 2008 года, предусматривает выполнение следующих действий компаниями группы8:

• оптимизация капитальных затрат;

• ужесточение требований к финансовой отдаче инвестиционных проектов;

• перенос платежей по инвестиционной деятельности на второе полугодие

2009 года;

• оптимизация операционных затрат;

• отказ от прямой индексации заработной платы, переход к ее дифференцированному повышению;

• ревизия используемых ресурсов и выявление резервов;

• формирование кредитных резервов.

Непосредственно ОАО «Связьинвест»

в соответствии с программой должна вы-

полнить следующие действия:

• внутрихолдинговое финансирование;

• привлечение кредитов.

Дополнительными мерами являются:

• пересмотр бюджетов компаний группы - переход на квартальное планирование;

• ужесточение контроля за управлением денежными средствами;

• отказ от эксплуатации убыточных таксофонов, не включенных в систему универсального обслуживания;

• минимизация убытков при оказании услуг телеграфной связи.

Основными принципами производственно-хозяйственной деятельности ОАО «ЦентрТелеком» в условиях кризиса являются9:

• сокращение операционных расходов;

• оптимизация и повышение эффективности инвестиционной программы;

• совершенствование системы управления персоналом;

• совершенствование системы продаж и обслуживания клиентов;

• оптимизация производственных бизнес-процессов и повышение качества услуг и сервиса;

• активизация процессов разработки, внедрения и продвижения новых продуктов и услуг;

• ускорение развития сетевой инфраструктуры и переход на новые технологии;

• обеспечение повышения надежности и безопасности сетей и объектов связи;

• экспансия на новые рынки;

• реструктуризация убыточных услуг (телеграф, проводное радиовещание).

Для сокращения операционных расходов предусматривается:

• оптимизация затрат на персонал;

• оптимизация транспортной инфраструктуры;

8 Из доклада заместителя генерального директора ОАО «Связьинвест» Е. Чечельницкого на Международной конференции «Телекоммуникационная отрасль в условиях мирового финансового кризиса», проходившей в Министерстве связи и массовых коммуникаций Российской Федерации 10-11 февраля 2009 года.

9 Из доклада генерального директора ОАО «ЦентрТелеком» В. Мартиросяна на Международной конференции «Телекоммуникационная отрасль в условиях мирового финансового кризиса», проходившей в Министерстве связи и массовых коммуникаций Российской Федерации 10-11 февраля 2009 года.

• обслуживание и техническая поддержка телекоммуникационной и IT-инфраструктуры;

• оптимизация использования и обслуживания недвижимости;

• оптимизация процедуры закупок материалов, комплектующих и запасных изделий;

• автоматизация производственных и управленческих бизнес-процессов;

• ужесточение бюджетного контроля затрат;

• мониторинг эффективности продуктов и услуг.

Для оптимизации и повышения эффективности инвестиционной программы предполагается:

• сокращение инвестиций:

CAPEX / EBITDA = 0,3-0,35;

• повышение эффективности инвестиционных проектов;

• использование оборудования отечественной сборки (по возможности);

• оптимизация расходов на инвестиционные проекты;

• получение рассрочек и товарных кредитов от поставщиков;

• мониторинг эффективности пользовательских проектов, усиление контроля за реализацией проектов.

С целью совершенствования системы управления персоналом предусматривается:

• приостановление сокращения производственного персонала;

• повышение производительности труда;

• повышение средней заработной платы;

• повышение заинтересованности персонала в результатах своего труда;

• обучение, переквалификация, оценка, разработка и реализация программы развития персонала, ротация;

• развитие идеологической и разъяснительной работы;

• разработка методик измерения качества процессов;

• дальнейшая работа по централизации функций и оптимизации управленчес-

кого персонала;

• создание полностью прозрачных механизмов премирования и стимулирования труда, понятных персоналу;

• развитие кадрового резерва и усиление работы с молодыми специалистами.

Для совершенствования системы продаж и обслуживания клиентов предусматривается:

• трансформация системы продаж -развитие прямых и непрямых бесконтактных продаж;

• усиление работы в корпоративном сегменте;

• упорядочение работы и усиление контроля в операторском сегменте;

• реализация принципа one-stop shopping в корпоративном сегменте совместно с другими компаниями «Связьинвеста»;

• усиление работы с застройщиками коммерческой и жилой недвижимости;

• партнерство с сервис-провайдерами и контент-провайдерами;

• развитие системы приема платежей;

• преобразование центров продаж и обслуживания клиентов;

• более гибкая тарифная политика;

• выход на московский рынок услуг связи;

• драйверы роста (ШПД, IPTV, FMC и др.)

Для оптимизации производственных бизнес-процессов и повышения качества услуг и сервиса предусматривается:

• создание системы управления предприятием на базе ERP Oracle;

• централизация биллинга;

• введение единой системы CRM;

• технический учет;

• централизация информационных и интеллектуальных услуг;

• централизация заказных служб.

По оценкам Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации10, основными направлениями действий

10 Из доклада директора Департамента экономики и финансов Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации А. Нарукавникова на Международной конференции «Телекоммуникационная отрасль в условиях мирового финансового кризиса», проходившей в Министерстве связи и массовых коммуникаций Российской Федерации 10-11 февраля 2009 года.

отечественных компаний отрасли по повышению своей устойчивости являются:

1) совершенствование бизнес-процессов, включая:

• анализ деятельности организации;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• оптимизацию расходов;

• отладку структуры предприятия;

2) совершенствование финансовой политики, включая:

• ускорение оборачиваемости средств;

• сокращение кредиторской и дебиторской задолженностей;

• ужесточение контроля за бюджетными расходами;

3) совершенствование кадровой политики, включая:

• повышение эффективности управления персоналом;

• регулирование качества и количества персонала;

4) совершенствование клиентской политики, включая:

• уточнение тарифов на предоставление услуг;

• проведение маркетинговых акций.

Анализ антикризисных мероприятий зарубежных компаний

Зарубежные телекоммуникационные компании также планируют проведение антикризисных мер. Например, основными положениями антикризисного плана компании Telecom Italia является следующее:

1) сосредоточить усилия на национальном рынке и в Бразилии;

2) обеспечить строгий финансовый контроль, повысить эффективность работы, сократить затраты с целью роста операционного денежного потока до 22 миллиардов евро (суммарно за 2009-2011 годы);

3) обеспечить сохранение показателей дохода EBITDA в 2009 году на уровне 2008 года;

4) продолжить инвестиции в развитие на сумму 4,8 миллиарда евро в 2009 году;

5) обеспечить рост дохода на 2 процента ежегодно;

6) запустить 7 программ трансформации, сократить персонал на 9 тысяч человек в 2009-2011 годах;

7) снизить долг, уменьшить коэффициент DEBT/EBITDA до 2,3 к 2011 году (сейчас этот коэффициент равен 3);

8) продать активы, не являющиеся ключевыми, на сумму не менее 3 миллиардов евро.

На национальном рынке компания Telecom Italia планирует:

1) сохранить рыночную долю посредством внедрения клиентоориентированного подхода и соответствующую организационную структуру;

2) увеличить уровень проникновения ШПД посредством роста удовлетворенности потребителей, внедрения и пакетирования новых услуг;

3) развивать мобильный ШПД, осуществлять персонализацию сервисов;

4) развивать новые сегменты дохода, включая IPTV, ICT, Online Advertising, Digital Home, Service Exposure с целью удовлетворить все потребности, за которые клиенты готовы платить;

5) перепозиционировать бренд под новые роли оператора, усилить его позиции на рынке.

При этом Е. Соломатиным отмечается, что антикризисные планы зарубежных телекоммуникационных компаний не могут быть скопированы российскими компаниями, поскольку в работе отечественных и зарубежных компаний есть принципиальные отличия. Например, европейские операторы, как правило, диверсифицированы по географическим рынкам, по технологическим и потребительским сегментам, а также по продуктовой линейке, имеют значительно больше активов, работают в странах с более обеспеченными потребителями.

Одним из «популярных» антикризисных мероприятий за рубежом является сокращение численности персонала телекоммуникационных компаний. Е. Соломатин приводит следующие данные11:

11 Соломатин Е. Луч солнца в холодной воде: факторы влияния и тенденции развития отрасли телекоммуникаций в 2009 году : доклад на Международной конференции «Телекоммуникационная отрасль в условиях

• AT&T планировала сократить 12 тысяч рабочих мест в 2009 году - 4 процента от общего числа;

• Deutsche Telekom анонсировала увольнение 32 тысяч сотрудников за

2 года;

• France Telecom анонсировала увольнение 12 тысяч сотрудников до конца

2010 года согласно антикризисному плану Next II restructuring plan;

• Sprint Nextel (мобильный оператор № 3 на рынке США) планировала сократить 8 тысяч сотрудников в 2009 году (14 процентов от всех работающих), что позволило бы уменьшить затраты на персонал на 1,2 миллиарда долларов ежегодно;

• Telecom Italia планирует уволить 9 тысяч человек в 2009-2011 годах;

• Telekom Austria планировала сокращение персонала на 1,3 тысячи в 2009 году.

Оценки развития ситуации

По оценкам П. Терещенко, заместителя генерального директора по развитию бизнеса ОАО «Ростелеком», успешными будут операторы с невысокой долей заемных средств и стабильным доходом12. По его мнению, наименее уязвимыми окажутся крупные операторы со сложившейся мощной собственной инфраструктурой и диверсифицированным пакетом услуг для разных сегментов телекоммуникационного рынка. Кризис дает таким операторам дополнительные возможности для приобретения находящихся на грани банкротства небольших региональных операторов по ценам, которые в период кризиса будут существенно ниже. Это обеспечит диверсификацию бизнеса и выход на новые перспективные рынки. Наиболее уязвимое положение в условиях кризиса занимают операторы, ориентировавшиеся исключительно на корпоративный рынок и не успевшие закончить

строительство собственной инфраструктуры, особенно те, кто осуществлял программу развития за счет заемных средств.

Выводы Е. Соломатина о стратегии действий операторов в условиях кризиса во многом схожи с мнением П. Терещенко. Он считает, что компании, имеющие высокую долговую нагрузку, не смогут снижать тарифы. Высокие цены, в свою очередь, могут привести к оттоку клиентов. Таким образом, компании, имеющие невысокую долговую нагрузку, имеют больше возможностей для конкурентной борьбы. Компании с низким уровнем долга имеют возможность играть в ценовые войны. Мелкие игроки с отсталыми технологиями и низкой скоростью доступа столкнутся с требованиями абонентов снизить тарифы под угрозой перейти к другому игроку, что приведет к операционной убыточности и в условиях отсутствия доступа к кредитным ресурсам возможно -к быстрому банкротству. Вследствие этого ключевой стратегией является продажа большего объема услуг текущим абонентам, а не поиск новых. Также отмечается, что рост сегмента мобильного ШПД окажет значительное давление на рынок фиксированной телефонии для некоторых стран Западной Европы и будет стимулом для роста конкуренции технологий.

Направления совершенствования управления российскими телекоммуникационными компаниями

Государство прилагает определенные усилия для поддержки отрасли. Как следует из материалов конференции «Телекоммуникационная отрасль в условиях мирового финансового кризиса», проведенной в Министерстве связи и массовых коммуникаций Российской Федерации 10-11 февраля 2009 года, оно выделяет ряд основных задач, решение которых будет способствовать развитию отрасли и повышению эффективности операторов связи и качества

мирового финансового кризиса», проходившей в Министерстве связи и массовых коммуникаций Российской Федерации 10-11 февраля 2009 года.

12 Из доклада П. Терещенко на Международной конференции «Телекоммуникационная отрасль в условиях мирового финансового кризиса», проходившей в Министерстве связи и массовых коммуникаций Российской Федерации 10-11 февраля 2009 года.

оказания услуг. Важное место среди задач, выделенных государством, занимает совершенствование тарифного регулирования. Разумеется, государственное регулирование тарифов не является единственным фактором, влияющим на развитие и жизнеспособность отрасли, и решить проблему долговых обязательств операторов связи только за счет увеличения тарифов на регулируемые услуги связи не представляется возможным, тем более в условиях развития конкуренции на рынке этих услуг. В связи с этим Федеральной службой по тарифам (ФСТ России) намечен ряд предложений, реализация которых будет способствовать развитию отрасли в условиях кризиса13:

1) совершенствование нормативной правовой базы государственного тарифного регулирования. Предлагается внести изменения не только в Федеральный закон от 7 июля 2003 года № 126-ФЗ «О связи», но и в перечни лицензируемых услуг и лицензионных условий, правила присоединения сетей электросвязи и их взаимодействия, а также в правила оказания услуг связи, так как последние не содержат полного перечня таких услуг, что вызывает споры в оценках стоимости услуг (например плата за предоставление абонентской линии). Отмечается необходимость и дальнейшего совершенствования нормативной правовой базы государственного тарифного регулирования, которое должно учитывать изменения, внесенные в нормативные акты, а также изменение технологии и конфигурации рынка услуг связи;

2) совершенствование системы государственного тарифного регулирования, включая проведение гибкой тарифной политики и сохранение конкурентоспособности регулируемых услуг связи. Появление новых операторов связи, развитие рынка услуг сотовой связи, расширение зоны их проникновения, обеспечение дополнительных удобств пользования услугами сотовой связи по сравнению с услугами фиксированной телефонной связи и возможность

их замещения, а также соизмеримая величина тарифов на эти услуги обуславливают необходимость повышения конкурентоспособности услуг фиксированной телефонной связи, сохраняя их доступность и привлекательность для потребителей. Как показала практика, операторы связи (например ОАО «Северо-Западный Телеком»), которые наряду с обязательными тарифными планами на предоставление местных телефонных соединений ввели несколько дополнительных тарифных планов, ориентированных на определенные категории абонентов, имеют более высокие темпы роста доходов от оказания регулируемых услуг связи. По этой причине для сохранения конкурентоспособности услуг фиксированной телефонной связи и стимулирования абонентов к увеличению объемов потребления услуг операторам связи предлагается расширить практику создания сегментированных тарифных решений и формирования тарифных решений, стимулирующих предоставление пакетных услуг.

При принятии тарифных решений Федеральной службой по тарифам в 2009 году была расширена практика введения дополнительных тарифных планов не только на услуги местной телефонной связи, но и на набор услуг связи. Такие дополнительные тарифные планы на предоставление местных и внутризоновых телефонных соединений были утверждены для ОАО «Уралсвязьинформ», ОАО «СевероЗападный Телеком», ОАО «ВолгаТелеком», ОАО «Дальсвязь». Однако не все операторы связи оказались готовыми к тарификации услуг общедоступной электросвязи с применением различных тарифных планов, ориентированных на определенные сегменты потребителей, ввиду отсутствия повременного учета продолжительности местных телефонных соединений и неготовности биллинговых систем.

По ряду причин дальнейшее сохранение высоких темпов роста тарифов на услуги местной телефонной связи, по мнению ФСТ

13 Актуальные вопросы государственного тарифного регулирования в области связи : материалы Федеральной службы по тарифам, представленные на Международной конференции «Телекоммуникационная отрасль в условиях мирового финансового кризиса», проходившей в Министерстве связи и массовых коммуникаций Российской Федерации 10-11 февраля 2009 года.

России, не представляется возможным. Так, тарифы на отдельные виды услуг, по оценкам регулятора, доведены до уровня, обеспечивающего компенсацию экономически обоснованных затрат и нормативной прибыли. Кроме того, расширилась зона проникновения услуг сотовой связи и, соответственно, пропорционально увеличилась ее возможность замещения услуг фиксированной телефонной связи. В этих условиях существенное повышение тарифов на услуги местной и внутризоновой телефонной связи приведет к потере абонентов, пользующихся услугами фиксированной телефонной связи, и снижению продолжительности местных и внутризоновых телефонных соединений. Таким образом, наиболее реальным источником повышения доходности услуг связи является не столько повышение тарифов, сколько введение дополнительных тарифных планов, ориентированных на сегменты пользователей, а также стимулирование предоставления пакетных услуг;

3) совершенствование механизма государственной поддержки системообразующих операторов связи. Для укрепления финансовой устойчивости операторов связи недостаточно только проведения гибкой тарифной политики, необходима государственная поддержка операторов связи. В рамках этой поддержки предлагаются выделение средств на покрытие убытков, предоставление государственных гарантий по кредитам, компенсация процентной ставки по привлеченным средствам, увеличение доли государства в капитале, реструктуризация долговых обязательств и налоговой задолженности компаний и другие меры;

4) оптимизация затрат и инвестиционных расходов. Применяемый в настоящее время при регулировании тарифов на услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи метод экономически обоснованных затрат и нормативной прибыли не всегда эффективен и часто приводит к увеличению затрат операторов связи,

в основном за счет роста прочих затрат. По оценкам аналитиков, темпы роста расходов некоторых операторов связи превышают темпы роста их доходов. При этом качество предоставления услуг за последние годы существенно ухудшилось. Вследствие этого оптимизацию затрат целесообразно осуществлять не за счет снижения затрат на эксплуатацию сетей и ухудшения качества предоставляемых услуг, а за счет снижения других статей расходов;

5) внедрение новых методов государственного регулирования тарифов. В настоящее время с целью обеспечения гибкости тарифной политики и повышения конкурентоспособности услуг общедоступной телефонной связи все тарифы (тарифные планы) на услуги местной телефонной связи, а также тарифы на услуги внутризоновой и междугородной телефонной связи, установленные ФСТ России, являются предельными максимальными. Однако установление предельных максимальных уровней тарифов по методу экономически обоснованных затрат и нормативной прибыли не стимулирует операторов связи к повышению эффективности и качества услуг и не увязано с контролем инвестиционных расходов. В связи с этим ставится вопрос о совершенствовании методов регулирования, в том числе о переходе к регулированию тарифов на услуги общедоступной электросвязи по методу предельного ценообразования. В настоящее время основным направлением дальнейшего совершенствования государственного тарифного регулирования является создание дифференцированной системы государственного тарифного регулирования, адаптированной к различным условиям функционирования рынков услуг связи.

Меры необходимой поддержки телекоммуникационной отрасли, по оценкам Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, должны включать14:

14 Из доклада директора Департамента экономики и финансов Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации А. Нарукавникова на Международной конференции «Телекоммуникационная отрасль в условиях мирового финансового кризиса», проходившей в Министерстве связи и массовых коммуникаций Российской Федерации 10-11 февраля 2009 года.

• оптимизацию порядка налогообложения по НДС и налогу на прибыль;

• содействие переводу кредитных обязательств из иностранной валюты в российские рубли;

• обеспечение кредитования отечественных компаний и предприятий за счет финансовых ресурсов отечественных банков по оптимальным процентным ставкам;

• упрощение процедуры привлечения заемных средств субъектами естественных монополий;

• разработку программы профессиональной переподготовки и переквалификации высвобождающихся трудовых ресурсов.

По мнению некоторых участников рынка телекоммуникаций, роль регулятора в условиях кризиса должна сводиться к комплексу мероприятий, включающих15:

1) в области тарифного регулирования:

• своевременную экономически обоснованную индексацию тарифов на услуги электросвязи;

• антимонопольное регулирование тарифов на межоператорское взаимодействие;

2) в области разрешительных процедур:

• упрощение процесса получения разрешительной документации и сокращение сроков рассмотрения заявок в целях оперативного реагирования

компаний на стремительно меняющуюся в условиях кризиса ситуацию;

3) в области цифровизации и новых услуг:

• увеличение требуемых сроков цифро-визации сетей традиционных операторов, не меняющих доступность универсальных услуг связи;

• создание благоприятных условий для развития новых капиталоемких услуг на базе альтернативных операторов;

4) в области кредитования:

• обеспечение доступного финансирования предприятий отрасли через системообразующие банки;

• ограничение на повышение ставок государственными банками по существующим кредитам;

5) в области обеспечения недискриминационного доступа:

• плавный переход к недискриминационному доступу с учетом интересов всех игроков рынка, в том числе системообразующих (МГТС, «Связьинвест»).

ИНФОРМАЦИОННЫЙ ИСТОЧНИК

1. Телекоммуникационная отрасль в условиях мирового финансового кризиса : Международная конференция : организатор - Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. 10-11 февраля 2009 года. иЯЬ: http://minkomsvjaz. ги/пем8/хРадев/еп1гу.7923.И1т1

15 Из доклада президента компании «КОМСТАР - Объединенные ТелеСистемы» С. Приданцева на Международной конференции «Телекоммуникационная отрасль в условиях мирового финансового кризиса», проходившей в Министерстве связи и массовых коммуникаций Российской Федерации 10-11 февраля 2009 года.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.