Кризис:
ПРИЧИНЫ, ПОСЛЕДСТВ!
СТВИЯ, ПРЕОДОЛЕНИЕ
Два дня представители телекоммуникационной отрасли обсуждали сложившуюся в связи с кризисом ситуацию в рамках работы организованной Министерством связи и массовых коммуникаций РФ Международной конференции «Телекоммуникационная отрасль в условиях мирового финансового кризиса» (10-11 февраля 2009 г., гостиница «Метрополь», г. Москва).
Роль председателя конференции взял на себя заместитель министра связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Н.С. Мардер. Его вопросы и комментарии к выступлениям участников формировали общую цель мероприятия - понять происходящие процессы, определить перспективы их развития и принять нужные для отрасли решения
Причины
Обращаясь к участникам конференции, Н.С. Мардер отметил, что кризис должен привести к новому пониманию происходящих процессов: «Январь-февраль показали, что ситуация на рынке изменилась по сравнению с ноябрьской. Мы здесь собрались для того, чтобы понять сегодняшнюю ситуацию, заглянуть вперед и прийти к решениям проблем. Кризис дает нам возможность поиска новых механизмов».
В конференции принял участие экс-министр экономики РФ, научный руководитель ГУ «Высшая школа экономики» Е.Г. Ясин, который представил в докладе свой профессиональный взгляд экономиста на разворачивающийся кризис.
Говоря о мировой экономике, Е.Г. Ясин выделил следующие ключевые проблемы.
1 Степень участия стран в мировых событиях зависит от уровня их развития. Чем ниже уровень, тем меньше степень участия, и - наобо-
Век Качества N° 2
Н.С. МАРДЕР: «Кризис должен привести к новому пониманию происходящих процессов».
рот. В США создана наиболее изощренная финансовая система, которая оказывает влияние на всю мировую экономику.
В 2001 г. в целях оживления американской экономики были предприняты определенные меры, которые вызвали необоснованное оживление в виде избыточного кредитования. Параллельно происходил экономический рост во всем мире.
Мировая финансовая система создала ненадежные инструменты, которые привели к возникновению «дешевых денег». Последние стали основой роста деловой активности, которая не соответствовала реальной ситуации - надулся «всемирный пузырь».
2 Кризис носит глубокий структурный характер. Во всем мире сформировались региональные несоответствия, и кризис приведет к существенным структурным изменениям.
Множество предприятий старых отраслей, например таких, как металлургия, автомобилестроение, перенесены из развитых стран в развивающиеся. Мировая металлургия сегодня наполовину находится в Китае, что традиционно было специализацией Запада. Если раньше судостроительной страной была Англия, то сегодня - Корея. Америка потеряла свое место в автомобилестроительной иерархии.
3 Россия не является пассивной жертвой мирового кризиса, как это
пытаются порой преподнести. Страна сравнительно недавно начала развиваться по законам рыночной экономики. При этом руководством страны был допущен ряд просчетов, не сформирован ряд институтов. Еще до кризиса прекратился рост промышленного производства, аналогичная ситуация сложилась в строительстве. Было взято также много кредитов - «дешевых денег». Поэтому Россия переживает мировой кризис по многим параметрам тяжелее, чем другие страны.
Ясин Е.Г. отметил, что кризис приведет к структурным изменениям, которые могут коснуться и благополучных ранее отраслей, таких, как металлургическая отрасль, автомобилестроение. Но телекоммуникационной отрасли, по его мнению, опасаться нечего. Один из главных вопросов для нее сейчас - не потратить все резервы в период спада, а вложить их в мероприятия по выходу из кризиса.
Анализ кризисной ситуации продолжил в своем выступлении заместитель генерального директора Международного института исследования рисков А.Н. Баутов.
Аналогов сегодняшнему кризису в истории нет. Он несет смену базовых финансовых понятий в мировом масштабе. Например, кризис привел к исчезновению инвестиционных банков.
Е.Г. ЯСИН: «Кризис приведет к структурным изменениям, которые могут коснуться и благополучных ранее отраслей,.. но телекоммуникационной отрасли опасаться нечего».
Деятельность предприятий телекоммуникационной отрасли связана с различными рисками, которые были обострены кризисом и вышли сегодня из-под контроля. В целом же рискам сегодня свойственен чаще техногенный характер и глобальные масштабы.
Существуют различные оценки в отношении длительности развивающегося кризиса. По некоторым из них, его длительность составит от 4 до 6 лет. Масштаб кризиса заставляет принимать соответствующие меры, совершенствовать методы управления рисками.
В этих условиях регулирование будет усиливаться. Ход экономического развития обусловил необходимость системного подхода к управлению рисками в телекоммуникационной отрасли.
Последствия
В ряде выступлений на конференции были даны прогнозы развития ситуации. Оптимистично прозвучал доклад заместителя начальника отдела реформирования транспорта и связи Минэкономразвития России К.А. Степаненко. По его мнению, телекоммуникации являются основой бизнеса, поэтому сегодняшний кризис затронет эту отрасль в меньшей степени. Аналитики предсказывают даже развитие бизнеса в части предоставления недорогого игрового сервиса. Кроме того, телекоммуникационные предприятия характеризуются достаточно высокими темпами роста доходов и хорошей рентабельностью.
Оптимизация издержек должна стать ежедневной работой телекоммуникационных предприятий. Наряду с этим в период кризиса целесообразна взаимная поддержка венде-ров, сотрудничество операторов в области аутсорсинга.
Об активной позиции своего предприятия в период кризиса рассказал коллегам президент ОАО «Комстар-ОТС» С.В. Приданцев. Среди прогнозируемых тенденций в телекоммуникационной отрасли в период кризиса им были выделены следующие:
^ снижение спроса на услуги и отток корпоративных клиентов;
^ рост дебиторской задолженности, уменьшение инвестиций;
^ сокращение издержек производства, рост спроса на экономные тарифные планы;
^ консолидация и развитие новых видов бизнеса.
В докладе было отмечено, что выживут в кризис и укрепят свои позиции компании, отвечающие таким критериям, как: устойчивый диверсифицированный бизнес, дающий стабильный денежный поток; сба-
с с с.
С.В. ПРИДАНЦЕВ: «Компания «Комстар-ОТС» объявила 2009 г. годом качества, совершенствования бизнес-процессов».
лансированный долговой портфель; гибкое управление своими издержками; консолидация.
ОАО «Комстар-ОТС» активно реализует стратегию «Пять углов атаки», принятую на срок до 2011 г. Существующие стратегические проекты компании адаптируются к условиям кризиса. Компания объявила 2009 г. годом качества, совершенствования бизнес-процессов. Сегодня ОАО «Комстар-ОТС» делает акцент на продвижении бюджетных массовых продуктов, развитии новых сегментов бизнеса.
Аналитический обзор ситуации развития кризиса в мире представил в своем докладе Е.Б. Соломатин - директор по развитию ЗАО «Коминфо Консалтинг», руководитель программы МВА-Те1есош бизнес-школы «МИРБИС».
По мнению Е.Б. Соломатина, ключевые причины кризиса заключаются в накопившихся структурных проблемах; кризис ускорит пересмотр ролей, откроет ряд перспектив и технологий, произойдет перераспределение структуры потребления.
В этих условиях регулирующие органы предпринимают все меры по защите национальных операторов и рынков. В ЕС планируется создание специализированного регулятора -ЕТМА.
Развитие концепции универсальной услуги в мире вышло на новый уровень. В странах ЕС и США идет активное развитие этой концепции, расширяется набор универсальных услуг (до 5-6). Даже в Колумбии с 2000 г. пакет представлен 6 услугами, а в Европе идет активное развитие услуг широкополосного доступа в Интернет.
В докладе были определены ключевые факторы влияния кризиса на телекоммуникационную отрасль в России:
SS снижение платежеспособности населения, пересмотр расходов в сторону сокращения;
SS снижение спроса со стороны корпоративного сегмента (на 30-40% по малому и среднему бизнесу);
SS снижение возможности внешнего финансирования;
SS ухудшение финансового положения из-за кризиса;
SS снижение капитальных затрат и стоимости строительства, рабочей силы;
SS падение курса национальной валюты;
SS замораживание затрат;
SS помощь государства.
Услуги мобильной связи, как показали результаты опроса в декабре 2008 г., вошли в группу услуг первой необходимости. На рынке услуг фиксированной связи выиграют те, у кого хорошо развита инфраструктура.
На рынке услуг широкополосного доступа в Интернет идет передел, замораживаются проекты выхода в новые регионы. Сейчас, по мнению докладчика, сложилась благоприятная для укрепления позиций МРК «Связьинвеста» ситуация.
Предстоит передел, и компании с невысокой долговой нагрузкой смогут выиграть в условиях кризиса. В выигрыше перед «голосовыми» операторами останутся компании, имеющие больше абонентов по услуге широкополосного доступа в Интернет. При этом ключом к успеху является пакетирование услуг. В целом же на телекоммуникационном рынке возрастает концентрация и снижается конкуренция.
По мнению заместителя генерального директора ОАО «Ростелеком» П.Г. Терещенко, успешными в сегодняшних условиях будут операторы с невысокой долей заемных средств, с существенной абонентской базой и стабильным доходом.
Вопросы оптимизации инвестиций и ресурсов в кризисный период прозвучали в докладах: Игоря Голицына - директора отделения Alcatel-Lucent по работе с компаниями ОАО «Связьинвест» и локальными операторами связи в регионах, а также А.В. Трегубова - директора по работе с операторами связи ООО «Зайксель Россия».
Преодоление
Открывший работу конференции министр связи и массовых коммуникаций Российской Федерации И.О. Щёголев отметил, что, в условиях кризиса важно сконцентрировать внимание на сохранении доступности телекоммуникационных услуг для широких масс населения. Здесь от предприятий отрасли требуется гибкость в тарифах.
Март-апрель 2009 г.
(L
Касаясь злободневной темы сокращений, министр сказал, что сегодня важно думать не только о потребителях услуг, но и о сотрудниках телекоммуникационных предприятий. При этом И.О. Щеголев особо подчеркнул: «Экономить можно на всем, кроме людей: когда дела пойдут в гору, снова потребуются инженеры».
И.О. ЩЕГОЛЕВ: «Сегодня важно думать не только о потребителях услуг, но и о сотрудниках телекоммуникационных предприятий».
Председатель Общероссийского профсоюза работников связи А.Г. Назейкин отметил возрастание роли социальной защиты, социальной ответственности бизнеса в условиях кризиса и изменение подходов в обслуживании клиентов.
Кадровая политика в кризисных условиях, по мнению докладчика, должна быть направлена на сохранение кадрового потенциала, а не его сокращение: «Нельзя допустить сокращения фонда оплаты труда, затрат на персонал».
А.Г. Назейкин обратил внимание участников конференции на тот факт, что среди тенденций последних лет выделяется частая сменяемость руководителей телекоммуникационных предприятий. При этом стабильность предприятия, по его мнению, зависит напрямую от стабильности руководства: «Дестабилизация в кадровом вопросе вредит делу там, где все работает». В докладе было также подчеркнуто, что телекоммуникационная отрасль богата профессионалами, и это поможет предприятиям выстоять в условиях кризиса.
Заместитель председателя Совета Федерации Федерального Собрания РФ Д.Ф. Мезенцев в своем выступлении выделил законодательств о в качестве базовой основы для экономического развития. Он отметил, что сегодня российское законодательство многотомно, так как законы готовятся плохо и идут поправка за поправкой. Но работа по
10 Век Качества N° 2
его совершенствованию не прекращается.
Затронутая в выступлении Д.Ф. Мезенцева тема получила продолжение в докладе заместителя руководителя Федеральной антимонопольной службы. А.Н. Голомолзина.
Недавно Правительство РФ внесло в Госдуму новый пакет документов, направленных на совершенствование антимонопольного законодательства.
Говоря о тенденциях в телекоммуникациях, А.Н. Голомолзин отметил, что 2007-2008 гг. характеризовались активными процессами конвергенции сетей и услуг, слияния, приобретения компаний. При снижении экономической активности в четвертом квартале 2008 г. ситуация изменилась. Общие трудности, как было отмечено в докладе, позволили по-новому взглянуть на правила игры на рынке телекоммуникаций.
Есть внушительная статистика по нарушениям антимонопольного законодательства. Телекоммуникационная отрасль в отношении этих нарушений занимает четвертое место. Среди таких нарушений: навязывание невыгодных условий договора, завышение цен и др. Так, анализ
А.Н. ГОЛОМОЛЗИН: «Сейчас сложилась благоприятная ситуация для внесения изменений в законодательство в области связи, направленных на снятие административных барьеров, уменьшение лицензируемых видов деятельности, устранение дискриминации в части доступа к инфраструктуре».
рынка услуг доступа в Интернет в небольших городах показал неутешительные результаты: разброс конечных цен на услуги - значительный.
Сейчас, по мнению А.Н. Голомолзина, сложилась благоприятная ситуация для внесения изменений в законодательство в области связи, направленных на снятие административных барьеров, уменьшение лицензируемых видов деятельности, устранение дискриминации в части
доступа к инфраструктуре и др. Кроме того, идет процесс гармонизации законодательства на уровне СНГ Вице-президент по коммерческим вопросам ОАО «Мобильные ТелеСистемы» Михаил Герчук рассказал коллегам о своем видении ситуации: «Влияние кризиса на отрасль значительно. Прибыльность телекоммуникационных компаний снижается».
В докладе между тем прозвучал оптимистичный прогноз в отношении дальнейшего развития рынка услуг мобильной связи: пик кризиса придется на 2009 г.; в 2010-2011 гг. объем рынка восстановится и будет уверенно расти дальше за счет услуг передачи данных, контентных услуг и др.
Среди приоритетов ОАО «МТС» в условиях кризиса докладчик назвал следующие:
SS взвешенная финансовая политика; SS оптимизация текущих и капитальных затрат;
SS концентрация на стратегических проектах: развитие услуг, основанных на передаче данных и контенте, развитие собственной розничной многобрендовой сети. В последнее время у компании существенно сузились возможности качественной продажи услуг из-за закрытия точек и сетей. Поэтому сейчас ОАО «МТС» планирует развивать собственную сеть по продаже услуг. Представитель ОАО «МТС» подчеркнул также, что во время экономического спада компаниям необходимо инвестировать в стратегические проекты.
О внедрении новых услуг и бизнес-моделей в условиях финансовой нестабильности рассказала коллегам ГШ. Хасьянова - генеральный директор ЗАО «Скай Линк».
В частности, Гульнара Шамильевна отметила, что кризис изменил рынок, и сегодня востребованы новые бизнес-модели, в том числе, модель MVNO (Mobile Virtual Network Operator). ЗАО «Скай Линк» готово к сотрудничеству с MVNO-операторами в сегменте голосовых услуг и услуг передачи данных. Но для успешного развития бизнеса операторов мобильной связи на основе модели MVNO необходимы изменения в действующей сегодня нормативной базе.
При выборе стратегии ЗАО «Скай Линк», как и другие операторы мобильной связи, ориентируется на развитие сотрудничества с операторами фиксированной связи, внедрение конвергентных решений для различных категорий пользователей. В целях продвижения услуг оператор привлекает новых партнеров: АЗС, почтовые отделения, банки, супермаркеты, Интернет-магазины. «Панацеей от всех бед операто-
Г.Ш. ХАСЬЯНОВА: «Для успешного развития бизнеса операторов мобильной связи на основе модели MVNO необходимы изменения в действующей сегодня нормативной базе».
ры считают повышение тарифов. Но это не единственный фактор, влияющий на развитие отрасли», -отметила в своем докладе начальник Управления по регулированию деятельности естественных монополий в области связи Федеральной службы по тарифам Г.М. Жигульская.
Большая роль на современном этапе отводится совершенствованию нормативно-правовой базы государственного регулирования в области связи. И одна из основных задач - актуализация тарифного регулирования: создание сегментированных тарифных планов; формирование тарифных решений, направлен-
ных на стимулирование предоставления пакетных услуг.
На 2009 г. Федеральной службой по тарифам приняты решения по увеличению на 8% предельных максимальных уровней тарифов на предоставление местных телефонных соединений. По отдельным операторам учреждены дополнительные тарифные планы.
В выступлении Г.М. Жигульской было подчеркнуто, что в сложившейся ситуации требуется трансформация подходов к ведению бизнеса и от самих операторов.
Генеральный директор Cisco Capital по России и СНГ Михаил Гру-зер в своем докладе призвал коллег взять на Западе все лучшее по преодолению кризиса и попытаться применить это в России. Он рассказал о мерах, предпринимаемых компанией по преодолению кризиса: «Мы предлагаем нашим клиентам скорректировать проекты с тем, чтобы у них не было финансового напряжения. Кроме того, мы ввели рассрочку платежа до трех лет и оперативный лизинг».
В целом М. Грузер представил оптимистичный взгляд на кризисную ситуацию, которую он охарактеризовал как «время возможностей и время проверки».
Л.С. Парамонов - заместитель директора Департамента международного сотрудничества Минкомсвя-зи России - затронул в своей речи некоторые проблемные для отрасли вопросы в части международного сотрудничества, среди которых:
- в стране достаточно крупных производственных мощностей, которые не используются в полную силу, поэтому перенос некоторых производств в Россию был бы эффективен;
- расчеты за поставки оборудования встречают трудности из-за выбора валют для финансовых операций, что вызывает необходимость формирования прайс-листов в рублях;
- есть необходимость в центрах подготовки и переподготовки кадров, так как уровень знаний населения в области ИКТ низок. Необходимы также центры по разработке новых продуктов и технологий.
В докладе были предложены перспективные направления деятельности для компаний телекоммуникационной отрасли, в том числе участие в: программах социальной направленности (Система-112, УУС, «Электронная Россия» и др.); реализации инфраструктурных проектов («Сочи-2014» и т.д.); региональных инвестиционных инициативах; отраслевых мероприятиях, а также содействие развитию в России рынка услуг.
О проводимых работах по преодолению кризиса рассказал в своем докладе генеральный директор ОАО «ЦентрТелеком» В.А. Мартиросян. Особо отмечалось, что предприятиям должны быть предоставлены равные условия для конкуренции: «Нужно дать возможность компаниям «Связьинвеста» развиваться», - сказал выступающий.
В докладе говорилось, что угрозы и опасности стояли перед компа-
Из «горячих» вопросов выступающим
Процедура проведения конкурсов на получение кредитов слишком затянута во времени, что приводит к срыву кредитов. Нельзя ли заморозить эту меру?
А.Н. Голомолзин: Проведение конкурсов способствует объективному выбору. Многие ведущие компании мира используют эту процедуру в качестве контрольной меры. В стандартных ситуациях процедура конкурсов прекрасно работает, а нюансы могут быть внесены организаторами в условия проведения конкурса. Законодательство в этой области будет совершенствоваться.
Почему ОАО «Ростелеком» по-прежнему числится в реестре естественных монополий, хотя сегодня компания конкурирует уже с несколькими операторами.
А.Н. Голомолзин: Для решения вопроса о выводе компании ОАО «Ростелеком» из этого реестра следует обратиться в суд.
В Общество защиты прав потребителей обращаются пользователи услуг сотовой связи, встречающие трудности в части качества услуг операторов. Какое место в контрольной и надзорной деятельности Роскомнадзора занимают вопросы качества услуг?
С.Ю. Демочко: Служба не видит своей роли в действующих правилах оказания услуг связи. По нынешнему законодательству мы не можем предъявлять операторам
претензии в плане качества услуг. Мы были бы рады, если бы Минкомсвязи издало документы, содержащие количественные характеристики качества услуг, которые Служба могла бы контролировать.
В каких целях сегодня проводится регулирование тарифов?
Г.М. Жигульская: Регулирование тарифов ограничивает их рост и обеспечивает баланс интересов операторов и потребителей услуг.
Будет ли меняться структура отрасли с учетом интеграции фиксированной и мобильной связи? Технологии для этого уже есть.
Н.С. Мардер: Развитие отрасли мы будем стараться проводить системно.
Почему при оценке безопасности мобильных телефонных аппаратов учитывается только мощность излучения, но не учитывается накопленная доза?
Л.В. Юрасова: При разработке технических регламентов мы опираемся на мировую практику и применяемые за рубежом нормы, так как глобализация требует гармонизации в регулировании. Проблема есть, она должна решаться, но я против специфического российского нормирования, которое создаст дополнительные барьеры.
нией «ЦентрТелеком» и раньше, но они были внутреннего характера. Сейчас к ним добавился внешний кризис. На 2009 г. у компании 13 млрд руб. долга, который полностью оплатить своими силами она не сможет, требуется помощь государства.
Говоря о преодолении кризиса,
В.А. Мартиросян отметил: «Можно в этих условиях сконцентрировать усилия на повышении эффективности, но параллельно с этим можно и развивать компанию. Правильная система управления - необходимый элемент».
Меры, предпринимаемые компанией по преодолению кризиса, включают в себя:
^ сокращение операционных расходов;
^ оптимизацию и повышение эффективности инвестиционной программы;
^ совершенствование системы управления персоналом, а также системы продаж и обслуживания клиентов;
^ оптимизацию производственных бизнес-процессов и повышение качества услуг и сервиса и другие меры
В качестве примеров из успешной практики компании докладчик назвал: передачу на аутсорсинг транспорта компании; проведение ежемесячно контроля затрат; реализацию проектов с высокой финансовой отдачей и отсрочку реализации остальных проектов; остановку сокращения производственного персонала; проведение аудита бизнес-процессов в целях их совершенствования и др.
По мнению докладчика, единственным очевидным драйвером роста сегодня для компании является технология широкополосного доступа в Интернет. В отношении преодоления кризиса было подчеркнуто: «Рецепты у всех одинаковые. Просто нужно этим заниматься и делать это каждый день».
Оптимистическое настроение в отношении кризиса прозвучало в докладе А.В. Нарукавникова - директора департамента экономики и финансов Минкомсвязи России.
Общее развитие телекоммуникационной отрасли характеризуется устойчивостью. В условиях кризиса направления действий компаний по повышению устойчивости должны быть подкреплены государственной поддержкой.
В Минкомсвязи сформирована рабочая группа с ежедневным мониторингом ситуации. Предполагается широкий набор мер по поддержке телекоммуникационной отрасли, в том числе по оптимизации налогообложения.
У ряда компаний есть проблемы с кредитной задолженностью, поэто-
Век Качества N° 2
В.А. МАРТИРОСЯН: «В сегодняшних условиях можно сконцентрировать усилия на повышении эффективности, но параллельно с этим можно и развивать компанию».
му им нужна помощь государства в части льготного кредитования. Однако докладчик отметил, что государственная поддержка может лишь дополнить, а не заменить усилия самих компаний.
В докладе вице-президента по продажам компании «SPIRIT» А.А. Кравченко был изложен взгляд на кризисную ситуацию из смежной области - из индустрии информационных технологий.
Мировой телекоммуникационный рынок сегодня характеризуют следующие моменты:
SS рост спроса на технологии, сервисы, услуги, которые позволяют экономить при сохранении привычного уровня качества и функциональности;
SS уже создана сетевая инфраструктура для быстрого формирования нового класса услуг;
SS перспективными услугами сегодня являются голосовая и видеосвязь по IP, интегрированные коммуникационные сервисы, видеоконференция, видеомедицина и т.д.
SS произошел всплеск развития социальных сетей, которые оттягивают на себя значительное число абонентов («Одноклассники», «MAIL.RU» и др.), представляя довольно серьезную угрозу доходам традиционных операторов. Компания «SPIRIT» в этой ситуации рекомендует операторам активно внедрять модели многосторонней связи типа «многие со многими», которые включают сервисы голосовой связи, Интернет-коммуникации и медиаконтент, одинаковые как на мобильной платформе, так и на PC, и т.д. Нужно также обратить внимание на отечественные разработки в этой области, которые доступны по цене, что выгодно сегодня и операторам, и их клиентам.
Начальник Управления контроля и надзора в сфере связи Федеральной службы по надзору в сфере связи, массовых коммуникаций и информационных технологий (Роскомнадзор)
С.Ю. Демочко рассказал о деятельности Управления в условиях кризиса.
В докладе акцент был сделан на работе в области повышения качества: «Ранее нами был принят ряд административных регламентов. Служба проводит работу по недопущению нарушений ее сотрудниками административных регламентов. Необоснованные требования со стороны территориальных органов к операторам являются незаконными. При проведении мероприятий по контролю будет рассматриваться история оператора, результаты ранее проведенных проверок».
В отношении сроков выполнения работ выступающий отметил следующее. В связи с плановыми затратами на проведение проверок их график не меняется. Роскомнадзор гарантирует соблюдение всех установленных сроков и тех, которые будут установлены. Сроки по оформлению разрешения на использование радиочастотных средств могут быть сокращены при увеличении численности персонала Службы.
Ведется большая электронная база данных, которая может оказать информационную поддержку рынку, быть востребованной предприятиями связи. Неконфиденциальная информация из этой базы данных частично будет представлена на сайте.
В докладе был затронут и вопрос консолидации. Возникновение в результате слияния новой компании требует переоформления разрешительных документов. Если компания-правоприемник подала документы на переоформление, то Служба считает, что требования выполнены.
Роскомнадзор развивает метод дистанционного контроля, проведение которого не требует ничего от проверяемых предприятий. К концу 2008 г. доля дистанционного контроля составила 50%, а в условиях кризиса решено увеличить эту долю до 60%.
При принятии регулятором решений в сложных для отрасли условиях важно соблюдать баланс интересов всех заинтересованных сторон. Поэтому нельзя не отметить важность и своевременность проведенного Министерством связи и массовых коммуникаций РФ мероприятия. Очередной площадкой для продолжения совместной работы мог бы стать ежегодно проводимый Международный конгресс «Инновационная экономика и качество управления», который состоится 9-10 апреля (Москва, «Президент-Отель»).
Обзор выступлений подготовлен Еленой Валент