РЕГУЛИРОВАНИЕ
шм J ti>
Обсуждение актуальных вопросов развития ИКТ-отрасли, совершенствования законодательства и нормативно-правовых актов, обеспечения безопасности и качества работ при проектировании, строительстве и эксплуатации объектов капитального строительства Единой сети электросвязи Российской Федерации, предоставления услуг ИКТ было в центре внимания участников XXVII Международного конгресса «Безопасность и качество в сфере ИКТ», состоявшегося 25 марта в столичном отеле «Sheraton Palace».
Официальные партнеры Конгресса -ФГУП «Космическая связь», ОАО «КОМКОР», ОАО «Таттелеком».
Конгресс проходил в рамках Общественного движения «России - новое качество роста» при поддержке Совета Федерации Федерального собрания РФ, Государственной Думы РФ, Министерства связи и массовых коммуникаций РФ, Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзора), Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт), Общероссийской общественной организации «Деловая Россия» и ФГУП «Российские сети вещания и оповещения».
Организаторами конгресса стали Национальная Ассоциация телекоммуникационных компаний «Регулирование качества инфокоммуни-каций», СРО Союз «СтройСвязьТе-леком», НИИ экономики связи и информатики «Интерэкомс», Международный институт качества бизнеса.
Перед участниками мероприятия стояла задача дать дополнитель-
ный импульс развитию законодательной базы в области связи и ИКТ; предложить органам власти, компаниям и организациям эффективные решения, обеспечивающие поддержку добросовестных участников отечественного рынка; объединить на основе ключевых идей и технологий управления усилия общества, государства, организаций для достижения высокого качества услуг ИКТ. Именно эти цели определили палитру обсуждаемых вопросов.
Комплексный подход к совершенствованию законодательства и нормативного регулирования в области качества услуг связи был в центре внимания выступившего с докладом директора Департамента регулирования радиочастот и сетей связи Минкомсвязи России К.А.Степаненко. По его словам, Мин-комсвязи России удалось реализовать ряд ожидаемых инициатив, среди которых: применение принципа технологической нейтральности использования ра-■ диочастотного спектра; внедрение новой
СОБЫТИЕ
□
GH □ СП HGH СП
ч п
РЕГУЛИРОВАНИЕ
методики платы за радиочастотный спектр; внедрение возможности совместного использования средств связи (RANsharing) и радиочастотного спектра.
Так, внедрение принципа технологической нейтральности использования радиочастотного спектра в диапазонах 450/900/1800 МГц привело к ускорению внедрения сетей стандартов LTE и UMTS. Новыми возможностями немедленно воспользовались операторы в 19 субъектах РФ, в том числе: ООО «ЕКАТЕРИНБУРГ-2000», ЗАО «СМАРТС - Волгоград», ЗАО «Скай-1800», ЗАО «СМАРТС - Казань», ОАО «МТС», ОАО «Мегафон», ОАО «Те1е2». В результате ожидается, что число базовых станций LTE в России увеличится с 6836 (1 кв. 2014 г.) до 36 852 (1 кв. 2015 г.)
С 1 января этого года заработала новая методика расчета платы за радиочастотный спектр, в которой число базовых станций не учитывается. Это регулирование направлено на улучшение качества связи, стимулирование строительства дополнительных базовых станций, сокращение расходов операторов связи при развитии сети. Дополнительные возможности повышения качества услуг мобильной связи открывает также принятый комплект нормативных актов, стимулирующих совместное использование средств связи. В декабре компании «Вымпелком» и МТС объявили о реализации совместного проекта в 36 субъектах РФ, где эти операторы будут совместно строить сети связи и эксплуатировать инфраструктуру. В результате ожидается, что экономия по капитальным затратам составит 25%, а по операционным затратам - 50%. Такое решение направлено на покрытие но-
вых территорий, предоставление дополнительных возможностей развивать сети связи.
Еще одна инициатива Минкомсвязи России связана с созданием инфраструктуры для развития широкополосного доступа (ШПД) в многоквартирных жилых домах. Готовятся изменения в Жилищный кодекс, с тем, чтобы заставить застройщиков создавать необходимую пассивную инфраструктуру, пригодную для строительства оптических сетей в многоквартирных жилых домах, а также предоставить равные права всем операторам при входе в дом. Министерство видит свою задачу в борьбе с монополизмом и в развитии конкуренции на этом рынке, что повлечет за собой снижение тарифов и рост качества услуг.
Продолжая тему борьбы с монополизмом, заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы А. Н.Голомолзин поднял в своем выступлении вопросы антимонопольного контроля в сфере информационно-коммуникационных технологий. Он рассказал о ситуации на рынке со сделками слияния-приобретения, об основных изменениях в реализации конкурентной политики в сфере телекоммуникаций и вопросах подготовки нормативно-правовых актов, обеспечивающих проведение данной политики. По словам А.Н. Голо-молзина, активность сделок слияния-приобретения на рынке из года в год замедляется. Если в 2010 г. в ФАС рассматривалось на предмет контроля экономической концентрации более 300 сделок, то в 2014 г. - только 54 сделки. Это связано с тем, что в предыдущие годы происходили активные процессы консолидации. Представитель ФАС сообщил, что в на-
РЕГУЛИРОВАНИЕ
п ч нн ппя □ □2 ПП
н >•
СОБЫТИЕ
стоящее время обсуждается вопрос о том, чтобы провести выделение полос частот для операторов федерального уровня, чтобы в России появился еще один крупный игрок, а также в региональном сегменте для распределения между профессионально работающими в этой сфере компаниями. Это позволит создать существенное конкурентное давление на рынке услуг сотовой связи и улучшить ситуацию с тарифами и качеством услуг.
В дорожной карте по развитию конкуренции закреплен принцип технологической нейтральности. К примеру, ФАС выступает за то, чтобы в сегменте универсальных услуг связи присутствовали операторы не только фиксированной, но и сотовой связи, а также операторы, способные в удаленных местах обеспечить доступность услуг связи по приемлемым тарифам.
В 2014 г. в целом по системе ФАС было возбуждено 78 дел, принято 52 решения по фактам наличия нарушений антимонопольного законодательства. В целом по стране примерно 1% от общего количества нарушений приходится на телекоммуникационный сектор. Пик нарушений пришелся на 2011 г., когда было рассмотрено около 200 дел (для сравнения в 2014 г. - около 80 дел). Сокращение числа правонарушений связано с принятием в последнее время целого ряда документов, один из которых связан с правилами недискриминационного доступа и упрощением процедуры доступа к объектам инфраструктуры в сферах естественных монополий и сопряженных с ними сферах. Кроме того, ФАС занимается уточнением процедур доступа в многоквартирные дома, участвует в разработке принципов справедливого роумин-га, вопросами сетевого нейтралитета и дерегулирования тарифов на услуги фиксированной телефонии.
Стандартизации в сфере информационных и коммуникационных технологий посвятил доклад А.В. Зажигалкин, заместитель руководителя Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии. В 2015 г. празднуется 90-летие Росстандар-та и национальной стандартизации: 15 сентября 1925 г. при Совете Труда и Обороны был образован Комитет по стандартизации, который возглавил В.В. Куйбышев. С тех пор Росстандарт использует в своей деятельности четыре традиционных инструмента: метрологию, стандартизацию, управление качеством и надзор на рынке. В структуре Росстандарта сегодня: 88 региональных центров, 7 НИИ в сфере метрологии, 5 НИИ в области стандартизации, 7 межтерриториальных управлений, 340 ТК
по стандартизации, более 10 тыс. экспертов, участвующих в работах по метрологии и стандартизации. В условиях новых вызовов - необходимости преодоления экономической нестабильности, развития промышленного производства и повышения конкурентоспособности отечественной продукции, импортозамещения критических технологий, формирования Евразийского экономического союза - стандартизация рассматривается как инструмент поддержки отечественной промышленности. Уже подготовлена Программа разработки и пересмотра национальных стандартов, направленная на сокращение зависимости промышленности от импортной продукции и технологий. ИКТ являются одним из основных направлений работ по стандартизации в инновационной сфере.
Докладчик особо отметил одну из новелл проекта Закона «О стандартизации в Российской Федерации», связанную с обеспечением возможности применения в нормативных правовых актах РФ ссылок на национальные стандарты. В соответствии с Концепцией развития национальной системы стандартизации Российской Федерации на период до 2020 г. должны быть разработаны национальные программы стандартизации в приоритетных направлениях (всего 32 программы, из них разработаны 9), в том числе в сфере ИКТ. Фонд действующих стандартов (ГОСТ/ГОСТ Р) составляет 775 документов. На стадиях разработки находятся более 300 проектов новых стандартов в области ИКТ.
На международном уровне работы по стандартизации ИКТ активно проводятся в десяти технических комитетах (ТК) по стандартизации ИСО и трех ТК МЭК. Общий фонд международных стандартов под непосредственной ответственностью комитетов ИСО составляет 1739 стандартов и нормативных документов, комитетов МЭК - 40 документов. Рабочие программы указанных ТК по разработке новых стандартов ИКТ содержат около 1200 проектов документов. В России создано 14 национальных технических комитетов, имеющих отношение к ИКТ, в том числе ТК 021 «Услуги связи, информатизации, организация и управление связью».
Стандартизация эффективна только при условии активного взаимодействия национального органа по стандартизации и регулятора. По мнению А.В. Зажигалки-на, в отношениях Росстандарта и Минкомсвязи России не всегда эффективно используется инструмент стандартизации. И здесь важна более активная позиция промышленности, операторов связи и потребителей.
СОБЫТИЕ
□
GH □ СП HGH СП
ч п
РЕГУЛИРОВАНИЕ
Комплексный подход к обеспечению безопасности и качества сфере ИКТ стал центральной темой выступления доктора экономических наук Ю.И. Мхитаряна, сопредседателя Общественного движения «России - новое качество роста», члена Экспертного совета по связи при Комитете экономической политики Совета Федерации Федерального Собрания РФ. Данный подход включает в себя: определение стратегических задач; охват всех заинтересованных участников; развитие саморегулирования и центров компетенций; создание системы национальных стандартов; разработку и реализацию предупредительных мер; обеспечение прозрачности деятельности. По мнению докладчика, необходимым условием успеха является организация взаимодействия органов государственного управления и саморегулируемых организаций.
По словам Ю.И. Мхитаряна, принятая Минкомс-вязи России Концепция управления качеством связи реализует передовые подходы к практике регулирования на телекоммуникационном рынке, в основе которых лежит применение механизма саморегулирования. В отрасли создана Национальная саморегулируемая организация «Национальная Ассоциация телекоммуникационных компаний «Регулирование качества инфокоммуникаций», работают саморегулируемые организации Союз «СтройСвязьТелеком» и Союз «ПроектСвязьТелеком», которые вносят свою лепту в управление качеством услуг на телекоммуникационном рынке. Взаимодействие участников рынка с «Национальной Ассоциацией телекоммуникационных компаний «Регулирование качества инфокоммуникаций» позволяет применять механизм сравнения результатов оценки качества, достигать открытости методов оценки качества, объективности, достоверности, публичности результатов оценки качества, привлекать к оценке качества потребителей, а также компетентные, независимые организации, обеспечивающие профессиональную оценку качества и т.д.
Заместитель генерально-
го директора - директор филиала - Санкт-Петербург ФГУП РСВО
А.В. Верниковский рассказал о развитии и внедрении современных технологий оповещения населения Санкт-Петербурга о чрезвычайных ситуациях. Инфраструктура вещания и оповещения ФГУП РСВО в Санкт-Петербурге включает в себя 4,5 тыс. км линий проводного вещания, более 75 тыс. радиостоек, более 300 км волоконно-оптических линий связи. В городе также работают более 2800 громкоговорителей и около 1,5 млн радиоточек. Реализуемая ФГУП РСВО модернизация сети проводного вещания и оповещения Санкт-Петербурга обеспечит повышение ее надежности и энергоэффективности, сокращение затрат на эксплуатацию. Совершенствование существующей инфраструктуры позволит создать в северной столице универсальную технологическую платформу, обеспечивающую возможность интеграции всех специальных систем и средств оповещения населения о ЧС. В ходе реализации проекта планируется осуществить модернизацию 76 объектов сети, которые обеспечат гарантированность, адресность и своевременность оповещения населения. Общий объем финансирования проекта по модернизации петербургской радиосети, который планируется завершить к 2017 г., составит более полумиллиарда рублей.
«Введение в эксплуатацию автоматизированной системы контроля качества услуг связи, оказываемых в сети подвижной радиотелефонной связи» - с такой темой выступил Д.Б. Митрофанов, начальник УО и РРК ФГУП «РЧЦ ЦФО». В соответствии с решением Коллегии Роскомнадзора от 28 апреля 2014 г. по вопросу создания автоматизированной системы контроля качества оказания услуг подвижной радиотелефонной связи в городах Санкт-Петербург, Краснодар, Казань, Новосибирск, Хабаровск, Екатеринбург и Москва разработано техническое задание на поставку, установку, настройку, проведение пускона-
№1 • 2015 век КАЧЕСТВА
РЕГУЛИРОВАНИЕ
ладонных работ системы измерения, обработки и хранения результатов контроля параметров качества предоставления услуг связи, оказываемых в сети подвижной радиотелефонной связи. Был определен также состав оборудования для каждого из указанных городов: возимое оборудование для проведения бенчмаркинга предоставления услуг сотовой связи; носимое оборудование для проведения тестирования качества предоставления услуг сотовой связи; серверное оборудование. Докладчик подробно остановился на требованиях к инфраструктуре для организации тестирования качества услуг подвижной радиотелефонной связи, технических средствах для контроля качества, а также на организации системы пост-обработки результатов измерений и вариантах отображения различных показателей качества связи на сайте Качествосвязи.рф.
Немало вопросов у участников мероприятия вызвали результаты тестирования качества услуг сотовой связи, которое Роскомнадзор проводил в конце 2014 г. в ряде регионов страны. В частности, операторы настаивали на проверке корректности настройки оборудования, используемого для получения показателей, а также на принципиальном согласовании результатов тестирования с ними до публичного
представления их на сайте. Как отметил генеральный директор ФГУП «Космическая связь» Ю.В. Прохоров, использовать единую методику тестирования для сетей CDMA и LTE не совсем корректно, так как статистика работы сетей LTE существенно отличается от статистики работы сетей предыдущих поколений. В условиях, когда решается вопрос о развертывании голосового трафика в сетях LTE, это становится существенным моментом, так как может привести к увеличению процента неудачных соединений из-за сужения зоны обслуживания. В связи с этим в ходе дискуссии было отмечено, что необходимо совершенствовать методику контроля качества оказания услуг подвижной радиотелефонной связи для сетей LTE.
Среди участников развернулась дискуссия о проблемах виртуальных операторов связи и необходимости выделения для них частотного ресурса крупными операторами. По мнению президента Международной академии связи А.П. Оситис, регулятор не должен решать вопросы только компаний-мономонополистов, принимаемые законы должны также создавать условия для работы на телекоммуникационном рынке компаний среднего и мелкого бизнеса.
Участники дали поручение Оргкомитету конгресса изложить и аргументировать свое видение достижения поставленных целей и довести до всех заинтересованных органов государственной власти, министерств и ведомств выработанные рекомендации. ■
СОБЫТИЕ
Победители
национальных конкурсов
награждены
На XXVII Международном конгрессе «Безопасность и качество в сфере ИКТ» состоялась торжественная церемония награждения победителей двух конкурсов, проходящих в рамках Глобального проекта «России - новое качество роста» под патронажем Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации: национального конкурса «За лучшие достижения в бизнесе» в номинации «Лучший ТОП-менеджер-2015» и конкурса «ЛУЧШИЕ СТРОЙТЕЛЕКОМА-2015».
«Лучший ТОП-менеджер-2015»
Проведение конкурса «За лучшие достижения в бизнесе» в номинации «Лучший ТОП-менеджер» направлено на выявление и поощрение лучших руководителей предприятий, организаций, обладающих высокими профессиональными качествами, применяющих современные методы менеджмента и достигших значительных результатов в своей сфере деятельности.
В этом году Решением Экспертного совета по присуждению премий победителями конкурса «За лучшие достижения в бизнесе» в номинации «Лучший ТОП-менеджер-2015» стали: ^ ВЕРНИКОВСКИЙ Александр Викторович, заместитель генерального директора - директор филиала ФГУП РСВО - Санкт-Петербург - за большой вклад в развитие и внедрение современных технологий оповещения населения Санкт-Петербурга о чрезвычайных ситуациях; ^ КОРЕШ Виктор Иосифович, президент ОАО «КОМКОР» - за большой вклад в развитие телекоммуникационного рынка и предоставление высококачественных услуг связи на базе надежных волоконно-оптических технологий;
□
СП
□ СП
□ СП СП
ч п
РЕГУЛИРОВАНИЕ
^ ПРОХОРОВ Юрий Валентинович, генеральный директор ФГУП «Космическая связь» - за большой вклад в реализацию инновационного проекта «Система для предоставления услуг спутниковой связи по трассе «Северный морской путь»;
^ ШАФИГУЛЛИН Лутфулла Нурисламович, генеральный директор ОАО «Таттелеком» - за большой вклад в развитие широкополосного Интернета на территории Российской Федерации и запуск сети LTE в коммерческую эксплуатацию.
Конкурс
«ЛУЧШИЕ СТРОЙТЕЛЕКОМА-2015»
Конкурс проводится в двух номинациях:
1. «Лучший реализованный проект в сфере телекоммуникаций и информационных технологий».
2. «Лучшая организация по качеству проводимых работ в области строительства в сфере телекоммуникаций и информационных технологий»
В этом году номинирован лучший реализованный проект в сфере телекоммуникаций и информационных технологий, представленный
№ 1
<=> ООО «Экспател», технический директор - ОВСЯННИКОВ Виктор Владимирович - за
большой вклад в реализацию проекта по строительству и модернизации более 2 тысяч объектов сети ОАО «МегаФон, а также бесперебойную поддержку работоспособности сети оператора во время проведения Олимпийских игр в Сочи. ■
2015 век КАЧЕСТВА