Научная статья на тему '«Стратегией инновационного развития для России должен быть стратегический бросок в будущее»'

«Стратегией инновационного развития для России должен быть стратегический бросок в будущее» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
66
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Век качества
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СТРАТЕГИЯ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ / ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА / КАЧЕСТВО УПРАВЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы —

14 апреля 2011 г. в столичном «Президент-Отеле» состоялся XIII Международный конгресс «Инновационная экономика и качество управления». В работе конгресса приняли участие представители Совета Федерации Федерального собрания РФ, Госдумы России, Министерства экономического развития РФ, Росстандарта, саморегулируемых организаций, страхового сообщества, крупных игроков телекоммуникационного рынка, научных, общественных и профессиональных организаций, СМИ. На мероприятии обсуждались государственные задачи, поставленные Комиссией при Президенте РФ по модернизации и технологическому развитию экономики России на заседании в г. Арзамасе 31.01.2011 г. применительно к отрасли связи и информационных технологий. В частности, особое внимание было уделено основным проблемам, сдерживающим инновационное развитие отрасли; организационно-методическому обеспечению инновационного развития; совершенствованию нормативно-правового регулирования инноваций; практическим достижениям в области инновационного развития; опыту эффективного ведения и применения результатов НИОКР.С докладами выступили представители Совета Федерации РФ, Государственной Думы России, Министерства экономического развития РФ, Росстандарта, руководители ОАО «Ростелеком», СРО НП «ПроектСвязьТелеком», НП СРО «СтройСвязьТелеком», ЗАО «Энвижн Груп» и других ведущих телекоммуникационных компаний, эксперты, ученые. В прозвучавших с трибуны конгресса докладах был затронут целый блок актуальных вопросов, акцентировалось внимание на задачах инновационного развития национальной экономики и путях их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему ««Стратегией инновационного развития для России должен быть стратегический бросок в будущее»»

РЕГУЛИРОВАНИЕ

В

□ В

ваа □в

В АДМИНИСТРАЦИИ СВЯЗИ

Глобальный проект

СИИ - НОВО! КАЧЕСТ

НОВОЕ КАЧЕСТВО РОСТА"

М^АСЕМ^ТОЦАЦту

«Стратегией инновационного развития для России должен быть стратегический бросок в будущее»

14 апреля 2011 г. в столичном «Президент-Отеле» состоялся XIII Международный конгресс «Инновационная экономика и качество управления». В работе конгресса приняли участие представители Совета Федерации Федерального собрания РФ, Госдумы России, Министерства экономического развития РФ, Росстандарта, саморегулируемых организаций, страхового сообщества, крупных игроков телекоммуникационного рынка, научных, общественных и профессиональных организаций, СМИ.

Организаторы конгресса:

• Росстандарт

• Ассоциация

«Международный конгресс качества телекоммуникаций»

• НИИ экономики связи и информатики «Интерэкомс»

• Международный институт качества бизнеса

• Международная академия менеджмента и качества бизнеса.

Соорганизаторами

конгресса

выступили:

• ОАО «Ростелеком»

• ЗАО «Энвижн Груп»

• НП СРО «СтройСвязьТелеком»

• СРО НП «ПроектСвязьТелеком»

Стратегия инновационного развития российской экономики

«Сегодняшний конгресс является проявлением острой потребности в кон-

«Перед Россией стоит нелегкая задача технологического обновления экономики страны. В решении этой задачи большая роль отводится органам государственного управления» Н.Ф. Пожитков,

член Совета Федерации Федерального Собрания РФ, Председатель общественного совета глобального проекта «России - новое качество роста»

солидированных усилиях со стороны государства, бизнеса и гражданского общества по созданию инновационной экономики», - такую оценку мероприятию дал в своем выступлении член Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации Н.Ф. Пожитков.

Говоря о невысокой позиции, которую Россия занимает в мировых инновационных процессах, докладчик особое внимание уделил вопросам стратегии инновационного развития, в частности, документу «Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года».

Н.Ф. Пожитков обратил внимание аудитории на необходимость повышения престижа ученых, инноваторов, исследователей: «Оценка инновационно активных компаний и их руководителей особенно нужна сегодня. Мы должны знать эти компании и этих людей, помогать им в их деятельности, пропагандировать накопленный опыт». В этой связи в докладе была отмечена проводимая в течение 20 лет группой компаний «Интерэкомс» большая работа по пропаганде и распространению передового мирового и отечественного опыта, а также инициатива Ас-

«Основной вопрос, который стоит сегодня перед объединенной компанией «Ростелеком», - обеспечить управление инновационным развитием»

В.Н. Бондарик,

председатель Совета директоров ОАО «Ростелеком», заместитель генерального директора ОАО «Связьинвест»

социации «Международный конгресс качества телекоммуникаций» по организации конкурса «Лидер инновационного развития».

Вопросы стратегии инновационного развития экономики России полу-

г □г

В АДМИНИСТРАЦИИ СВЯЗИ РЕГУЛИРОВАНИЕ

а

чили развитие в докладе Ю.И. Мхита-ряна «В активизации инновационных процессов должны быть заинтересованы все слои общества». В доказательство этого тезиса, прозвучавшего в выступлении, были представлены данные о положительном влиянии инновационной деятельности на различные аспекты экономики 18 стран мира, в том числе: на расширение ассортимента товаров и услуг, улучшение их качества, сокращение затрат, снижение загрязнения окружающей среды и др.

«Ошибаются те руководители, которые считают, что инновационное развитие - процесс механический. Для эффективного инновационного развития нужен системный подход. Стратегией инновационного развития для России должен быть стратегический бросок в будущее» Ю.И. Мхитарян,

генеральный директор НП СРО «СтройСвязьТелеком», д.э.н., академик МАИ и МАКТ

Докладчик отметил, что для информационного общества характерно преобладание сферы информационных услуг над сферой материальных услуг и большое влияние на развитие экономики ее информационной составляющей. В связи с этим в докладе были приведены результаты рейтинга 138 стран по развитию информационных технологий (ВЭФ, 2011 г.), согласно которым Россия занимает 77 место в мире (между Гамбией, находящейся на 76 месте, и Мексикой - 78 место).

Ю.И. Мхитарян подчеркнул: «Доля ИКТ в ВВП России в 2-3 раза ниже аналогичного показателя ведущих стран мира. Необходимо использовать этот фактор для повышения эффективности экономики страны. При этом управление данным процессом должно стать основным элементом управления развитием инновационной экономики».

Данные Росстата показывают, что инновационная активность российских предприятий довольно низкая. В докла-

5,0% 4,5% 4.0% 3,5% 3,0% г.5% 2,0% 1,5% 1.0% 0.5% 0,0%

3.73%

3.39%

2,11%

1,12% I

а £

а в

Паумчшк: (:тчт. с&урнык *Итуикопюры наукк 2ШЯ» .*'.' > Мшнюрноуки, Пкспмт, I' ).'

Рис. 1. Доля расходов на НИОКР в ВВП

де, в частности, отмечалось, что доля расходов на НИОКР в ВВП России также не соответствует мировому уровню (рис. 1). Как показывают социологические опросы, престиж ученых в России низок, а это - ключевой момент для инновационного развития страны. Поэтому большое значение имеет сегодня оценка инновационной активности предприятий.

Сегодняшняя экономика России не может противостоять повторяющимся кризисам. По мнению Ю.И. Мхитаря-на, с учетом особенности экономики XXI века стратегией инновационного развития для России должен быть стратегический бросок в будущее.

Должна быть разработана стратегия инновационного развития для телекоммуникационного рынка, так как этот сегмент экономики является сегодня наиболее значимым. Основные положения такой стратегии должны исходить из задач, заложенных в «Стратегию развития

«Важным ограничивающим фактором в России является слабая конкурентная среда и низкая эффективность расходов на НИОКР» Г.И. Сенченя,

заместитель директора департамента стратегического управления (программ) и бюджетирования Министерства экономического развития РФ

информационного общества в Российской Федерации» и «Концепцию долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года».

«Стратегию инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года» («Инновационная Россия -2020») представил в своем докладе Г.И. Сенченя. Он дал характеристику внешним вызовам и отметил, что последний мировой кризис оказал влияние на инновационную политику ряда стран. В частности, в этих странах выделялись значительные средства на инновационное развитие, что привело к обострению конкуренции на мировом рынке. Для России при этом характерна слабая конкурентная среда и низкая эффективность расходов на НИОКР, что является важным ограничивающим фактором инновационного развития ее экономики.

Среди проблемных для России моментов, в докладе отмечалась деграда-

Из Резолюции конгресса:

«Считаем, что основным законодательным актом должен стать федеральный закон «Об инновационной системе РФ», определяющий инновационную инфраструктуру экономики, институты инновационной деятельности и механизмы взаимодействия между ними как по отраслевому, так и по территориальному принципу. Этот закон должен закрепить долгосрочную стратегию инновационного развития РФ и механизмы поддержки инновационного сектора»

№ 3 • 2011 век КАЧЕСТВА

РЕГУЛИРОВАНИЕ

в

SS

□ SS

□ SS SS H

В АДМИНИСТРАЦИИ СВЯЗИ

«ОАО «Интеллект Телеком» считает, что прошедший XIII Международный конгресс «Инновационная экономика и качество управления» явился значительным событием в телекоммуникационной жизни Российской Федерации. Во всех выступлениях на конгрессе поднимались актуальные вопросы развития национальной экономики, качества управления и инновационного развития телекоммуникаций в России».

А.Б. Антонян, директор центра проектирования систем и сетей связи ОАО «Интеллект Телеком»

ция в части научных кадров, отсутствие мониторинга внедрения новых разработок и др. Кроме того, до сих пор не внедрено в полном объеме «электронное правительство».

В качестве приемлемого для России варианта инновационной стратегии Г.И. Сенченя представил «смешанную» стратегию (рис. 3), сочетающую в себе элементы трех «чистых» вариантов стратегий: инерционного импортоори-ентированного технологического развития; догоняющего развития и локальной технологической конкурентоспо-

«Сегодня, развиваясь неинновационно, нельзя выжить в условиях конкуренции. При этом отсутствуют четко выработанные меры для инновационного развития предприятий» Е.Р. Петросян,

заместитель руководителя Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии, президент Международной академии менеджмента и качества бизнеса, академик МАКБ

Рис. 2. Прогнозы развития ШПД

№>ачи государстве!

>|: Ii ?. I:Ii^ Ii >1 .м

нр

■ in". ::i |ii i ii.i на ШТЛС.1М1 Ь1Х н inipj R. 1ГШ1ЯI JIII1ЮНИ II llllll 11 (Н Ii |l I IIIIII NU

I.IH'SU'H 11. i l [1.11 l ill' .Hippel Dil D

leiчеш t\. где > России есть конк*peiiiiii.it i •.11■ i■. .■ .1 uii

рсыницна im: :> i h -i ii • м сгрштнта и большинстве сектороп яконочнкн и

прпмЫ111ЛСНН|1СТ11

HitcrniiiiH.iciiHi: ммч.гin ниш и и

конструкторского и отсшша.1 u

ИНМСМфОВШГНСВ

фирм heilieui нне ново го качесты человеческого клин г л.и

собности; достижения лидерства в ведущих научно-технических секторах и фундаментальных исследованиях.

Относительно фактического положения дел в выступлении приводились данные об отставании России по целевым показателям по итогам 2008-2009 гг. даже от инерционного сценария.

Докладчик рассказал также о сформированной модели координации различных государственных ведомств в рамках национальной инновационной системы. Согласно данной модели, должны быть разработаны отраслевые (секторальные) стратегии инновационного развития.

Особо в выступлении было отмечено, что в качестве первого приоритета при реализации национальной инновационной стратегии выступает формирование у граждан компетенций «инновационного человека». Важная роль при этом отводится формированию культуры инноваций и повышению престижа инновационной деятельности.

Продолжил тему стратегического инновационного развития A.B. Тодо-сийчук: «На сегодняшний день принят ряд документов в области инноваций, выделено много средств на инновационное развитие, но российская экономика не становится инновационной».

В докладе приводились примеры негативного развития ситуации в стране, которые не позволяют реализовать поставленные задачи по инновационному развитию.

В частности, докладчик подчеркнул, что 90% предприятий в России нахо-

Рис. 3. «Смешанная» стратегия

«Трудно создать «инновационного человека» на фоне низких зарплат учителей и ученых. Мы приближаемся к «точке невозврата», когда увеличение государственного финансирования не приводит к инновационной активности»

А.В. Тодосийчук,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ведущий советник Комитета Государственной Думы РФ по науке и наукоемким технологиям, д.э.н., профессор

5 HG

В АДМИНИСТРАЦИИ СВЯЗИ РЕГУЛИРОВАНИЕ

а

дятся в частной собственности, но при этом 70% финансирования науки осуществляет государство.

Особую тревогу вызывает система образования. По приведенным в докладе цифрам мы имеем более 50% кандидатов и докторов наук на фоне нехватки профессиональных кадров. При этом идет активная подготовка научных кадров в области экономики и общественных наук, что свидетельствует о существующем перекосе в системе образования.

Анализ законодательных актов, как говорилось в выступлении, показывает, что действующий сегодня механизм не обеспечивает полного инновационного цикла. Между тем, по мнению докладчика, финансирование следует направлять не на отдельные виды работ, а на весь инновационный цикл. Ряд действующих программ дублирует друг друга, результаты разработок не внедряются.

В связи с этим докладчик призвал усилить контроль за качеством, сместить фокус контроля финансовых потоков, выделяемых на инновационное развитие, с макроуровня на микроуровень.

Стратегии инновационного развития предприятий

Накануне конгресса произошло юридическое объединение нескольких крупных компаний, в результате которого образовался самый крупный в Европе оператор связи - «Ростелеком». О стоящих перед объединенным оператором задачах в области инновационного управления рассказал участникам конгресса В.Н. Бондарик.

Анализируя ситуацию в области развития услуг ШПД, докладчик сделал акцент на отставании России от стран OECD по данному показателю. По приведенным в докладе данным (рис. 2) существующее отставание в 6 лет ожидается и в будущем примерно на том же уровне. Ликвидировать этот разрыв можно через увеличение инвестиций либо путем инновационного развития. Для России может быть использован комбинированный вариант, когда наряду с увеличением инвестиций выбирается путь инновационного развития.

Касаясь вопроса обеспечения управления, В.Н. Бондарик рассказал о созданной в объединенном «Ростелекоме» структуре управления инновационным развитием. При этом существенная роль, по мнению докладчика, отводится нормативным инструментам: сертификатам, стандартам и др.

«Государство должно создавать условия для развития инновационных процессов. Наша инновационность носит «лоскутный» характер, так как в целом ряде вопросов компании ущемлены»

А.П. Вронец,

генеральный директор СРО НП «ПроектСвязьТелеком»

В последнее время значительное внимание операторы уделяют связям с наукой. В докладе была представлена информация о созданном координационном совете, сотрудничестве с рядом вузов: «Мы традиционно проводили работу с университетами по подготовке кадров, и сегодня создаем на их базе исследовательские центры. За последние 10 лет Россия во многом утратила свой научный потенциал. Мы считаем, что сейчас может наступить новый этап развития».

Обобщение мирового и отечественного опыта в области стратегического менеджмента нашло отражение в выступлении Е.Р. Петросяна. «Как правило, новые стандарты в области менеджмента не имеют практических подтверждений реальной эффективности, публикуемые подтверждения их эффективности зачастую уклончивы и сомнительны», - подчеркнул докладчик. Стандарты ИСО серии 9000 являются практически единственной методологией, хорошо зарекомендовавшей себя в мире и дающей хорошие результаты.

Говоря об особенностях инновационного развития, докладчик привел три формы стратегии организации. В выступлении было отмечено, что очень важно научиться правильно измерять и оценивать результаты управления инновационным развитием. Одна из причин неверных оценок, по мнению Е.Р. Петросяна, кроется в использовании традиционного подхода, когда оценка производится на основе данных предыдущего периода. Кроме того, любые преобразова-

ния и их оценку сегодня нужно делать очень быстро.

«Благодарю Вас за приглашение к участию в конгрессе. Вопросы, которые были подняты на мероприятии, актуальны в современном мире бизнеса. Конгресс расширил мое понимание инноваций, особенно в направлении телекоммуникаций. Подбор вопросов был очень интересен». О.В. Михайленко, исполнительный директор ЗАО «Нефтяной Альянс Лизинг»

В докладе было подчеркнуто, что достижение инновационного результата возможно при условии, что большинство сотрудников организации находятся примерно на одном уровне и действуют в одном направлении. В первую очередь, нужно бороться с «внутренними врагами», такими как:

- наличие внутренних тормозов;

- сильное влияние инвесторов;

- неправильная экономическая политика;

- плохое планирование и менеджмент рисков;

- отсутствие информационной политики и менеджмента знаний;

- плохой кадровый менеджмент и

др.

Инновации затрагивают все отрасли экономики. О задачах проектировщиков в реализации инновационных проектов рассказал участникам конгресса А.П. Вронец. По приведенным в докладе данным (таблица) инновационные проекты в области информационно-телекоммуникационных технологий составляют около 20% от всех направлений инновационного проектирования.

Среди проблем проектирования в докладе был выделен кадровый вопрос:

Из Резолюции конгресса: «Для активизации инновационной деятельности на телекоммуникационном рынке необходимо разработать стратегию инновационного развития в сфере информационных и телекоммуникационных технологий на период до 2020 года и программу мер по ее реализации»

«50 лет назад задачи в космической области заставили выйти ряд технологий и отраслей на новые рубежи. При этом уровень разработок тех лет не был ниже зарубежных аналогов»

А.Е. Крупнов,

президент Инфокоммуникационного союза

№ 3 • 2011 век КАЧЕСТВА

и

SS

РЕГУЛИРОВАНИЕ BEB В АДМИНИСТРАЦИИ СВЯЗИ

на •••

Таблица. Распределение инновационных проектов по направлениям (по материалам НАИРИТ)

Технологические направления 2009 2010

Информационно-телекоммуникационные технологии 18,9% 19,4%

Биотехнологии и медицина 15,4 % 17,6%

Энергетика и энергосбережение 8,1 % 11,3%

1 [ромышленные технологии 10,4% 9,8 %

Индустрия наносистем и материалов 6,8 % 8,1 %

Сельскохозяйственные технологии 8,7 % 7,9 %

Экология и ресурсосбережение 7,4 % 7,2%

Электроника и приборостроение 5,5 % 4,8 %

Строительные технологии 3,6 % 3,5 %

Транспорт и двигагелестроение 4,6 % 3,3 %

Авиационные и космические системы 1,7 % 2,8 %

Другое 8,9 % 4,3 %

«В России нет сегодня среды и какой-либо программы для подготовки проектировщиков. В то же время у предприятий нет средств и временных ресурсов на обучение своих сотрудников проектированию».

По мнению докладчика, проектирование в условиях инновационного развития экономики не может оставаться в старых рамках и оперировать старыми понятиями. Инновационный подход к проектированию телекоммуникаций требует сегодня от проектировщика:

^ информирования о технических новинках и о потребностях клиентов в новых услугах; ^ способности принимать и реализо-вывать решения, основанные на тщательном анализе технологической и продуктивной эволюции рынка; ^ знания не только действующих нормативно-правовых документов, но и инновационных процессов, которые способны удовлетворить потребности общества в телекоммуникациях;

«От лица ЗАО «Самарская оптическая кабельная компания» и от себя лично выражаю благодарность организаторам конгресса. Как его участник я получила новейшую информацию по методам повышения результативности систем управления и деятельности компаний».

Е.А. Каменская, директор по качеству ЗАО «Самарская оптическая кабельная компания»

«Для формирования инновационной среды необходимо стимулирование конкуренции, в том числе, с использованием механизма саморегулирования, в котором важную роль играет страхование» Е.Н. Федорова,

руководитель проекта ОАО СК «РОСНО» в составе Allianz SE, действительный член экспертно-консультационного совета Делового союза IBA

^ приверженности принципу непрерывных инноваций и поиска нереализованных возможностей. Инновационный подход к проектированию должен быть построен на принципах ориентации на будущих потребителей и предлагать им принципиально новые услуги. При этом важно своевременно определить услуги будущего. В докладе рассматривалась схема процесса современно-

го проектирования, которая должна включать в себя не только традиционное проектирование сетей, но и проектирование процессов, услуг и в итоге - бизнеса.

«Отрасль ИКТявляется высококонкурентной. Здесь постоянно появляются новые технологии и услуги. Требуются лидеры, объединяющие науку, технологии и общество, обеспечивающие возможность быстрого воплощения идей» В.А. Ростокин,

генеральный директор ЗАО «Энвижн Груп»

Задачи сегодняшнего дня

Задачи сегодняшнего дня представили в своих докладах представители ряда компаний и организаций.

По мнению В.А. Ростокина, Россия была и остается важным центром инноваций. Докладчик обратился к организаторам и участникам конгресса с рядом предложений по расширению программы и форм работы конгресса с тем, чтобы обеспечить эффективное взаимодействие всех участников телекоммуникационного рынка при решении задач инновационного развития экономики.

Развитие мобильных платежей как инновационных платежных сервисов отвечает приоритетам информационного развития общества. О перспективах использования технологии NFC в развитии массовых мобильных платежей и деятельности Инфокоммуника-ционного Союза по продвижению NFC в России рассказал в своем выступлении А.Е. Крупнов.

Осенью 2010 года Президент России принял участие в совещании с представителями страхового сообщества, где обсуждался вопрос о развитии системы страхования. Роли страхования в инновационной экономике посвятила свое выступление Е.Н. Федорова. ■ Материал подготовлен Е. Гаврюшиной

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.