—•8- Панфилов, Панкратов
АНАЛИЗ И ПРОГНОЗ РАЗВИТИЯ РЫНКА ПЛАТНОГО ТЕЛЕВИДЕНИЯ В РОССИИ ДО 2017 года
В последние десятилетия в российской экономике появились и бурно развиваются новые сегменты телекоммуникационной отрасли: сотовая связь, рынок телефонии, широкополосный доступ в интернет, цифровые терминалы, платное телевидение (ТВ). Значимая и все возрастающая часть экономического роста в этот период была достигнута именно за их счет. Так, начиная с 2000 г. и вплоть до начала кризиса 2008 г., средний годовой темп роста этих секторов экономики превышал 30%. К концу 2008 г. общий объем данных рынков составил 37,08 млрд. долл. (рис. 1)
Млрд. долл.
30 п
25 -
20 -
15 -
Сотовая связь Цифровые Телефония
терминалы
ШПД
Платное ТВ
10 -
5 -
0
Рис. 1. Объемы рынков сегментов телекоммуникационной отрасли РФ: 0 2008 г.; Ш 2009 г.
302
Большое внимание экспертным сообществом уделено развитию рынков сотовой связи и интернета, к остальным сегментам -существенно меньше. Между тем уже сейчас данные рынки оказывают определенное влияние на российскую экономику, особенно через масштабные инвестиции в эти сектора и создание в них значительного числа новых рабочих мест. В данной статье рассматривается развитие одного из таких рынков России — рынка платного телевидения.
В первой части статьи описывается схема взаимодействия участников рынка платного ТВ; во второй части приводятся сравнительные характеристики рынка, а также рассматривается зарубежный опыт развития платного ТВ; третья часть — прогноз развития рынка платного ТВ в России до 2017 года.
По темпам роста доходов в РФ платное ТВ входит в число наиболее прибыльных и динамично развивающихся отраслей. Так, в докризисный период ежегодный прирост абонентской базы платного ТВ достигал 40-50%. Это делало рынок крайне привлекательным для инвесторов. Более того, даже в период кризиса 2008-2009 гг. рынок платного ТВ продолжал расти. Это обстоятельство объясняется, с одной стороны, тем, что услуги платного ТВ - относительно недорогая форма досуга, а с другой, - «молодостью» рынка.
На сегодняшний день по различным оценкам число абонентов платного ТВ в России находится на уровне 18-20 млн. подписчиков, а общий размер рынка превысил 1 млрд. долл. США. Данные показатели свидетельствуют о том, что уже около 40% домашних хозяйств РФ имеют возможность пользоваться услугами платного ТВ, а объем рынка достиг таких значений, что представляет существенный интерес для анализа.
Схема взаимодействий на рынке платного ТВ. В самом общем виде эта схема может быть представлена следующим образом (рис. 2). Операторы платного ТВ доставляют сигнал абонентам за определенную плату. Абоненты/подписчики оплачивают данные услуги. Как правило, обязательными являются платежи за аренду оборудования и стоимость базового пакета. Подключение остальных телевизионных пакетов зависит от личных предпочтений подписчика.
303
Рис. 2. Укрупненная схема взаимодействий на рынке платного ТВ
Выручка, собираемая операторами с абонентов, является основной статьей доходов операторов и в значительной степени формирует объем всего рынка платного ТВ. Крупнейшими игроками на рынке платного ТВ России являются Топ-6 крупнейших операторов: "Триколор", "Комстар-ОТС", региональные провайдеры "ЭР-Телеком" и "Мультирегион", НТВ+ и МРК "Связьинвеста".
Помимо абонентов операторы платного ТВ взаимодействуют с телевизионными каналами. Собственно за просмотр телеканалов абоненты и платят деньги. Существуют два варианта работы телеканалов с операторами платного ТВ. Первый вариант заключается в том, что телеканал платит оператору фиксированную плату за свое вещание. В этом случае единственным существенным заработком канала является продажа рекламного времени. Второй вариант - оператор покупает (оплачивает) контент телеканала. Сумма подобных соглашений предмет переговоров и, как правило, привязана к общему числу абонентов оператора платного ТВ. В настоящий момент у крупных операторов она составляет от 1 до 4 руб. с абонента.
Еще одним элементом рынка платного ТВ являются производители контента. Создание контента включает в себя творческий и производственный процесс разработки контента как профессионалами (композиторами, поэтами, разработчиками, писателями, режиссерами и т.д.), так и любителями (контент,
304
созданный самими пользователями, так называемый user generated content). В связи с интенсивным развитием платного ТВ в России начинается производство видеоконтента для компаний-дистрибьюторов, в частности кабельных ТВ-провайдеров ("Национальные Кабельные Сети"), когда создаются отдельные форматы каналов для трансляции абонентам кабельного ТВ самостоятельно или в партнерстве с производителями "нише-вых" каналов и/или крупными медиа-холдингами. Производителями контента могут быть как телеканалы, так и отдельные компании, специализирующиеся на создании и распространении тематических "нишевых" телеканалов для спутникового и кабельного вещания. К крупнейшим подобным компаниям относятся ООО ТПО Ред Медиа (занимается производством 13 каналов), ЗАО "Телекомпания "СТРИМ" (в производстве 9 телеканалов). Помимо компаний, для которых основной деятельностью являются создание и распространение контента, можно отметить также компании, преимущественной сферой деятельности которых является непосредственная доставка контента конечному пользователю. Так, НТВ+, оператор спутникового телевидения, также занимается производством линейки телеканалов, таких как НТВ+ Спорт, НТВ+ Футбол, НТВ+ Кино, по сути, являясь агре-гатором данных телеканалов и распространяя данный контент в сетях кабельных операторов.
Правообладатели - следующий важный элемент рынка платного ТВ в РФ. Поскольку правообладателями (владельцами прав на исключительную лицензию) является широкий круг лиц: телеканалы, компании, создающие контент, отдельные авторы, организации по управлению коллективными правами, а права распространяются на любое творческое произведение, то, по сути, правообладателями являются практически все участники рынка платного ТВ. Однако для наших целей будем определять правообладателей как владельцев прав на «первичные» творческие произведения, т.е. на произведения, используемые без какой-либо переработки. Например, оригиналы музыкальных или литературных произведений. На сегодняшний день более или менее отлажена схема взаимодействия между агентами рынка в области использования музы-
305
кальных произведений. Государственную аккредитацию по управлению коллективными правами в области музыкальных произведений получило Российское Авторское Общество (РАО). Это означает что плата за использование, по сути, любых музыкальных произведений осуществляется через данное общество. Поясним, как происходит подобное взаимодействие. Компания по производству контента по заказу телеканала производит документальный фильм. В этом фильме используется музыкальное произведение. Компания-производитель заключает лицензионный договор (в данном случае с РАО) об использовании музыкального произведения и осуществляет его оплату. Затем фильм попадает к заказчику, телеканал запускает его в эфир и также платит за использования музыкального произведения в этом фильме. Оплата осуществляется по лицензионному договору телеканала с РАО. Оператор платного ТВ выводит телеканал в свет и также вынужден оплачивать использование музыкального произведения в эфире телеканала. Оплата также осуществляется через лицензионный договор между оператором платного ТВ и РАО. Размеры лицензионных договоров, как правило, привязаны к выручке компании, а ставка зависит от частоты использования музыкальных произведений. В среднем она составляет от 3 до 5% от выручки компании покупателя. Кроме того, необходимо пояснить, что для цифрового вещания характерны два типа использования объектов интеллектуальных прав.
Первый - сообщение для всеобщего сведения (по кабелю и в эфир), т.е. обеспечение доступности произведения для слухового и/или зрительного восприятия независимо от его фактического восприятия публикой. При этом кабельное вещание ориентируется на конкретного подписчика, которому контент доставляется в кодированном виде, а эфирное вещание обычно направлено на неопределенный круг лиц. Второй - доведение до всеобщего сведения, т. е. обеспечение возможности любому лицу получить доступ к произведению из любого места и в любое время (например, "скачивание" контента). С этим типом использования связаны так называемые интернетные права.
306
Государственное участие на рынке платного ТВ. Можно условно разделить государственное участие на рынке платного ТВ на несколько основных направлений.
Первое из них - государственное регулирование, которое в практической плоскости заключается в выдаче лицензий и контроле за деятельностью участников рынка (операторов платного ТВ, телеканалов). Со стороны государства этим занимается Федеральная служба по надзору в сфере информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Второе направление - это участие государства и его институтов в развитии отрасли. Здесь основной деятельностью государства являются меры по реализации Федеральной целевой программы «Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на 2009-2015 гг.».
В соответствии с ней окончательный переход на цифровое наземное вещание состоится к 2015 г., однако работы в данном направлении начались уже в 2009 г., при этом к концу 2010 г. были обеспечены цифровым сигналом дальневосточные регионы РФ. В первый мультиплекс вошли следующие 8 телеканалов: Первый, Россия, Вести+, Культура, Спорт, 5-й канал, НТВ, Детский канал.
В последующем планируется ввод в эксплуатацию еще двух мультиплексов. Таким образом, число каналов, обязательных к бесплатному распространению, достигнет 20, но состав данных мультиплексов и срок их запуска пока не утверждены.
Бюджет программы развития наземного цифрового вещания в РФ составит 123,1 млрд. руб., при этом наиболее затратными статьями является строительство сетей и трех мультип-лексов; планируется привлечение средств государственных компаний и частных инвесторов в качестве основных источников финансирования.
Существенным отличием данного варианта программы от ее предыдущих версий является отказ от бесплатного распространения приставок (в варианте концепции ФЦП, предложенной регуляторами отрасли в 2007 г., затраты на субсидирование населения составляли 30-40% бюджета всей программы).
Следует принимать во внимание и производство приставок к обычным аналоговым телевизорам для приема ими цифрово-
307
го телевизионного сигнала. С учетом большого количества аналоговых телевизоров, находящихся в пользовании у населения (не менее 80 млн. аппаратов), данный сегмент рынка представляется весьма существенным.
Кроме того, необходимо учитывать систему платного абонентского ТВ, в которой используются специальные схемы, обеспечивающие возможность платного просмотра. Общий объем рынка унифицированных электронных модулей для систем цифрового телевидения оценивается около 20 млрд. руб./год. В системы для цифрового ТВ входят цифровые приставки и цифровые телевизоры (включая сверхбольшие интегральные схемы канальных демодуляторов и декодеров, тюнеров, сверхбольшие интегральные схемы цифровых процессоров обработки сигналов изображения и звука, дисплейных модулей, импульсных источников питания и т.д.). Объем рынка электронной компонентной базы для данного направления составит 6-8 млрд. руб./год.
По мере перевода сетей телевизионного вещания на цифровой формат в РФ будет разворачиваться массовое производство цифровых телевизоров. Ожидается, что объем российского рынка цифровых телевизоров к 2012 г. может достичь 10 млн. шт./год.
Поскольку для строительства современного завода по производству плоских телевизионных дисплеев требуются инвестиции в объеме 1-2 млрд. долл., для решения этой задачи целесообразны привлечение иностранных партнеров и создание совместных производств. Такая практика широко распространена среди ведущих мировых производителей плоских дисплеев, которые образуют стратегические альянсы для объединения своих финансовых и технологических ресурсов.
Третье направление государственного участия на рынке платного ТВ - участие государства в роли экономического агента. У государства находятся крупные пакеты акций многих компаний отрасли: НТВ плюс (Газпром медиа), ЗАО «Первый канал, Всемирная сеть», ВГТРК и т.д. Таким образом, государство законодательно регулирует телевизионный рынок и создает необходимую структуру для развития цифрового ТВ, определяет условия и правила ведения медийного бизнеса в России.
308
Технологии платного ТВ. С точки зрения технологии рынок платного ТВ на сегодняшний день состоит из двух основных сегментов: HFC (Hybrid Fiber Coax — гибридная оптоволоконно-коаксиальная сеть) - аналоговое вещание и DOCSIS - технологии (Data Over Cable Service Interface Specifi cations - передача данных по коаксиальному телевизионному кабелю) - цифровое ТВ. Также в России продолжает развиваться технология IPTV (Internet Protocol Television) (IP-TV, IP-телевидение) - цифровое телевидение в сетях передачи данных по протоколу IP, новое поколение телевидения.
Абонентская база аналогового платного ТВ. Главная тенденция на рынке аналогового платного ТВ в России - это постепенное уменьшение абонентской базы. В последнее время её рост на рынке платного ТВ происходит за счет цифрового ТВ, включая IPTV. Тем не менее, на данный момент абонентская база аналогового платного ТВ почти в два раза превышает абонентскую базу цифрового платного ТВ и составляет 10 млн. подписчиков.
Причиной уменьшения абонентской базы аналогового ТВ является переход на цифровое вещание, который в России начал осуществляться в 2010 г. Практически все операторы кабельного телевидения одной из своих важнейших стратегий развития называют оказание услуг цифрового платного ТВ.
Согласно концепции развития телерадиовещания в РФ (2008-2015 гг.) аналоговое (эфирное) вещание должно прекратиться в России к 2015 г. Эта дата является и для операторов кабельного аналогового ТВ определенной реперной точкой для перехода на цифровое ТВ.
Абонентская база цифрового платного телевидения. В декабре 2009 г. подписана Федеральная целевая программа о развитии телерадиовещания в России. Документ нацелен на переход до 2015 г. с аналогового на цифровое телевещание, который обойдется в 122,4 млрд. руб. Государство выделит на эти цели 76,4 млрд. руб. Остальные средства предполагается привлечь из внебюджетных фондов. На 60 млрд. руб. будут построены наземные цифровые сети, в 26 млрд. руб. обойдутся спутники, а на цифровое радиовещание потребуется 13,7 млрд. руб.
Абонентская база цифрового платного ТВ по итогам 2011 г. достигла более 6,5 млн. абонентов, что составляет 36% общерос-
309
сийской базы платного ТВ. Таким образом, по итогам 2011 г. проникновение цифрового платного ТВ произошло в 11% всех домашних хозяйств.
При этом крупнейшим региональным рынком платного цифрового ТВ является рынок Москвы, где все операторы платного ТВ предоставляют его услугу в цифровом формате.
В регионах же крупнейшим игроком цифрового ТВ является спутниковый оператор "Национальная Спутниковая Компания", предоставляющий услугу платного ТВ под брендом "Триколор-ТВ", абонентская база платного ТВ которого по итогам 2011 г. составила около 10 млн. абонентов.
Помимо спутниковых операторов серьезными игроками, развивающими цифровое ТВ, являются МРК "Связьинвеста", в основном предоставляющие в своих сетях услугу IPTV (бренды "Авангард", "Твист", DiSeL, TVi, Utel TV).
Таким образом, несмотря на развитие IPTV и цифрового кабельного ТВ, основная доля абонентов цифрового ТВ пользуется услугами спутниковых операторов.
Основными сдерживающими факторами на пути внедрения цифрового ТВ в России являются следующие:
• дороговизна абонентского оборудования (стоимость приставки составляет минимум 50 долл., и в случае дотирования приставки оператором окупать эти затраты придется не один месяц - к подобным акциям пока готовы в основном операторы платного ТВ в Москве);
• отсутствие критической массы пользователей (в том числе по причине низкой платежеспособности и высокого уровня пиратства при дистрибуции DVD) интерактивных услуг и дополнительных возможностей - HDTV, коммерция, игры и другие интерактивные приложения;
• отсутствие настолько широкого выбора каналов, который невозможно было бы передать по существующим аналоговым сетям. Именно поэтому большинство игроков рассматривают инвестиции в цифровое ТВ скорее как экспериментальный проект, а не коммерческий.
Количественные характеристики рынка. Российский рынок платного ТВ, по нашим оценкам, к концу 2011 г. насчи-
310
тывал около 18 млн. абонентов (консервативная оценка). Из них около 52% - абоненты, получающие сигнал через кабельные сети, 45% - через спутниковые системы, оставшиеся 3% -это пользователи ГРТУ.
В целом по РФ с 2000 г. число абонентов платного ТВ выросло более чем в 12 раз (рис. 3). За этот же период времени мировой рынок развивался в 2 раза меньшими темпами, нежели российский рынок. В последние пять лет рост абонентской базы происходил в основном за счет спутникового сегмента рынка. Наиболее значимую роль в этом сыграл оператор «Триколор ТВ».
Млн. подписчиков
20
2000 2002 2004 2006 2008 2010
Рис. 3. Динамика числа абонентов платного ТВ в России
Потенциал развития спутникового ТВ в его всеохватности -для приема сигнала достаточно иметь спутниковое оборудование. Спутниковые операторы в первую очередь необходимы в небольших городах и поселках, куда проще доставить спутниковый телевизионный сигнал, тогда как кабельные сети чаще прокладывают в крупных населенных пунктах. Услуга кабельного ТВ имеет ряд неоспоримых преимуществ перед спутниковым ТВ. Это связано в первую очередь с тем, что абоненту при подключении к ТВ не нужно покупать дополнительное оборудование (декодер, спутниковая антенна). Кроме того, большинство кабельных операторов предоставляют услугу широкополосного доступа в Интернет. По нашим оценкам, в
311
ближайшие пять-семь лет технологическая структура рынка платного ТВ не претерпит серьезных изменений. Заметным будет только увеличение доли ГРТУ, которая может вырасти до 7-10% общего объема рынка.
Денежный объем рынка по состоянию на 2011 г. составил порядка 33 млрд. руб. (рис. 4). При этом практически весь рынок контролируется 7-ю крупными операторами: «Триколор ТВ», «НТВ Плюс», группа «Национальные телекоммуникации», «Комстар», компания «ЭР-Телеком», холдинг «Мульти-регион», «Акадо».
Млн. руб.
35 000 30 000 -25 000 -20 000 -15 000 -10 000 -5 000 -
0 41
2000
1
1
2002
2004
2006
2008
2010
Год
Рис. 4. Объем рынка платного ТВ в России
Говоря о структуре распределения доходов от рынка платного ТВ, следует сказать, что из общей суммы операторы оплачивают покупку контента (телевизионные каналы) - около 20-30%, еще 5-7% - отчисления различным авторским обществам, оставшиеся 60% - доход операторов платного ТВ. В настоящий момент значительная часть этой суммы направляется операторами на развитие собственной инфраструктуры и привлечение новых абонентов.
Как видно из рис. 3 и 4 даже кризис 2008 г. не оказал существенного влияния на рынок платного ТВ, продолжали расти как абонентская база, так и денежный объем рынка. Однако сказать, что кризисные явления совсем не повлияли на деятельность операторов платного ТВ, было бы неверным. Во-
312
первых, по ним сильно ударила девальвация рубля. Связано это с тем, что, значительная часть затрат крупных операторов приходится на лицензионные отчисления за телевизионный контент (покупка телепрограмм и телеканалов) и оплачивается конвертируемой валютой. Многие операторы пытаются получить дисконт на приобретение программ и телеканалов из-за рубежа, объясняя необходимость скидок тем, что в рублевом эквиваленте цены на зарубежные программы выросли, а абонентскую плату операторы поднять не могут, опасаясь потерять подписчиков.
Другой негативный для рынка фактор - снижение доступности кредитных средств, вынуждающий операторов сворачивать инвестиционные программы. С началом кризиса большинство операторов платного ТВ сократили свои инвестиционные программы, и географическое расширение рынка приостановилось. Тем не менее, рост рынка продолжился, хотя и не столь высокими как ранее темпами. Причина в том, что за предыдущий период почти все крупнейшие участники рынка завершили формирование своих сетей в ключевых регионах, поэтому в течение ближайших двух-трех лет они имеют возможность расти на существующей инфраструктуре за счет совершенствования системы обслуживания абонентов, оптимизации контентного наполнения, роста производительности труда. Помимо этого в условиях кризиса операторы платного ТВ были вынуждены более активно заниматься «цифровизацией» уже имеющихся сетей, что обеспечивало расширенный доступ производителей контента к потенциальной аудитории. Следующая новация рынка связана с девальвацией рубля и удорожанием платного контента для провайдеров. Реагируя на это, операторы перепрограммируют пакеты в сторону большей доли бесплатного контента, который чаще предоставляют российские компании, рассчитывающие зарабатывать на рекламе. С точки зрения рынка это удешевляет пользование платным ТВ и расширяет спрос.
К основным тенденциям развития российского рынка платного ТВ в 2008-2012 гг. можно отнести:
• в условиях замедления темпов роста доходов пользователи вынуждены сокращать расходы на услуги платного ТВ и
313
переходить на более дешевые тарифные пакеты, что влечет за собой снижение общего объема выручки операторов;
• региональные операторы вынуждены отказываться от ряда зарубежных телеканалов, что связано с высокими лицензионными отчислениями правообладателям (вследствие роста курса валют);
• насыщение части региональных рынков, в условиях которого операторы вынуждены конкурировать за каждого абонента путем увеличения числа предоставляемых каналов и/или снижения тарифов;
• неудовлетворенность пользователей качеством аналогового вещания и растущий спрос на дополнительные услуги;
• высокие темпы роста абонентской базы бюджетных операторов спутникового телевидения, существенно опережающие среднерыночные.
Сравнительные характеристики рынка. Активное развитие рынка платного ТВ в мире началось с середины 1990-х годов. На сегодняшний день суммарное число абонентов платного ТВ составляет около 668 млн. При этом на Азиатский регион приходится более половины подписчиков (365 млн.), порядка 150 млн. на Европейский континент, 120 млн. на Северную и Латинскую Америку. По прогнозам компании Гп^а! к 2015 г. число подписчиков платного ТВ вырастет на 30% и составит 868 млн. домашних хозяйств. Основной прирост придется на страны Азии (Китай, Индия) и Северную Америку (рис. 5).
В мировом масштабе наиболее быстрорастущим сегментом на рынке платного ТВ является ГРТУ (22% за предыдущий год), за ним следует спутниковое телевидение. Данная тенденция объясняется универсальностью интернет-подключения и его удобством для абонентов: вместе с телевидением в дом приходит ГР-телефония и доступ к Интернету.
По денежным объемам рынка платного ТВ лидирует рынок США с объемов в 93 млрд. долл. (2010 г.). В числе наиболее крупных - рынки Японии, Китая, Европейского Союза. Россия с объемом рынка в 1,3 млрд. долл. не входит даже в число 20-ти крупнейших рынков мира.
314
Число абонентов
1 000 000 000 800 000 000 -600 000 000 -
400 000 000 " ' ~ ----:...............:.....
200 000 000 - : : : :
2011 2012 2013 2014 2015 Год
Рис. 5. Прогноз числа абонентов платного ТВ в мире:
0 Западная Европа; ШИ Сев. Америка; ■ Бл. Восток и Африка И Восточная Европа; □ Лат. Америка; ЕШ Азия
Однако с другой стороны, это означает существенный потенциал для роста как числа абонентов (проникновение платного ТВ в России меньше чем в развитых странах), так и расходов абонентов по оплате услуг платного ТВ.
Как видно из рис.6 средние ежемесячные расходы абонента на платное ТВ в России ниже западноевропейского уровня (30 евро) в 4 раза. По нашим оценкам, в ближайшие 10-15 лет уровень оплаты услуг платного ТВ российскими абонентами может удвоиться и к 2022 г. достигнуть 14 евро (по ППС 2006 г.).
Потенциал российского рынка платного ТВ во многом скрыт в характере потребительских привычек россиян. Зрители не привыкли платить за телевидение, которое им обычно предоставляли бесплатно. Подстегнуть интерес смогут недавние инновации в области развлечений, а именно HDTV, или телевидение высокой четкости, и 3D TV. Динамичному развитию рынка может помешать телевизионное пиратство, или несанкционированный доступ к телесигналу. В России это основное препятствие для развития медиа-индустрии.
315
Евро в месяц (ППС 2006 г.)
Рис. 6. Затраты абонентов на платное ТВ в разных странах
Ниже представлен прогноз развития рынка платного ТВ в РФ до 2017 г. (объем рынка и число абонентов). Прогноз составлен исходя из следующих предположений:
а) в целом за период до 2020 г. номинальная оплата труда возрастает в 2,4 раза, частично за счет роста доли наемных работников в структуре занятых в экономике с 69 до 71%, рост реальной оплаты труда составит 1,5 раза;
б) в совокупном спросе населения возрастет доля прироста кредитов физическим лицам с 4-5% в настоящее время до 7-9% в 2020 г.;
в) доля расходов населения на оплату услуг платного ТВ вырастет до 0,13% от расходов населения на покупку товаров и оплату услуг;
г) полное выполнение ФЦП «Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на 2009-2015 гг.», что предполагает переход России на цифровое вещание. Эти технологии открывают перед оператором широкие возможности в плане предоставления различных дополнительных услуг.
Результаты прогноза представлены на рис.7 и 8.
По нашим оценкам, общее число абонентов к 2017 г. составит 26,5 млн. ед. Совокупный рост составит 8,5 млн. абонентов (47%). Значительная часть этого роста придется на активное развитие услуги IPTV (3 млн.), около 4 млн. абонентов при-
316
растет за счет деятельности кабельных и спутниковых операторов и 1,5 млн. новых подключений даст реализация федеральной целевой программы.
Млн. абонентов
30 -,
2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017
Рис. 7. Прогноз числа абонентов платного ТВ до 2017 г.
Млрд. руб.
2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017
Рис. 8. Прогноз денежного объема рынка платного ТВ в России до 2017 г.
Финансовый объем рынка возрастет на 70%. Рост будет обеспечен не только за счет притока новых абонентов, но и за счет роста ежегодных платежей. Так, среднегодовой платеж возрастет на 273 руб. и составит 2 100 руб./год. Кроме того, изменится и структура финансовых потоков в отрасли. Операторы в борьбе за подписчиков будут вынуждены активно конкурировать за телевизионный контент, что увеличит доходы телеканалов с текущих
317
30% рынка до 40%. Помимо этого возрастут отчисления операторов и телеканалов в пользу организаций по управлению коллективными правами (правообладателей).
Литература и информационные источники
1. Ассоциация коммуникационных агентств России. http:www.akarussia.ru.
2. Министерство связи и массовых коммуникаций. http:www.minkomsvja.ru
3. Панфилов В.С., Бакман ЮА. Тенденции и перспективы Интернет-рынков в России и мире //Научные труды ИНП РАН. М.: МАКС Пресс, 2010.
4. Инновационная экономика: Энциклопедический словарь-справочник / На-
учн. рук. Ивантер В.В, Суслов В.И. ИНП РАН М.: МАКС Пресс, 2012.
Основные понятия
Телевидение (ТВ) - комплекс устройств для передачи движущегося изображения и звука на расстояние.
Платное телевиденье (ТВ) - услуга, предоставляемая взаимосвязанной системой различных агентов и устройств, посредством которой подписчики (зрители) платят за просмотр определенных телеканалов или отдельных телепередач.
Операторы платного ТВ - организации, предоставляющие услуги доступа к платному ТВ и иные связанные с платным ТВ услуги.
Средства массовой информации - средства донесения информации (словесной, звуковой, визуальной) по принципу широковещательного канала, охватывающее большую (массовую) аудиторию и действующее на постоянной основе.
Телеканал - электронное средство массовой информации, представляющее собой совокупность телевизионных программ и иных аудиовизуальных сообщений и материалов, сформированных в соответствии с сеткой вещания для последующего распространения.
Производители ТВ контента - физические и юридические лица, занимающиеся на коммерческой основе производством телевизионных программ, части телевизионных программ, аудиовизуальных произведений и иных материалов для целей телевизионного вещания.
Организации по управлению коллективными правами - некоммерческие организации, основанные на членстве правообладателей. Данные организации действуют на основании полномочий, полученных непосредственно от правообладателей по соответствующим договорам или через другие, в том числе, иностранные организации по управлению коллективными правами.
Правообладатели - физические и юридические лица, являющиеся обладателями исключительной лицензии на творческое произведение.
Рынок платного ТВ - совокупность экономических агентов, законодательных норм и правил введения бизнеса, обеспечивающая создание услуг платного ТВ.
318