Научная статья на тему 'Рынок телевидения и on-demand сервисов в России'

Рынок телевидения и on-demand сервисов в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
517
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Рынок телевидения и on-demand сервисов в России»

Рынок телевидения и on-demand сервисов в России

Павел Ермолич,

Коммерческий директор [email protected]

8 ноября 2011 г. в Москве в Marriott Royal Aurora Hotel состоялось масштабное событие в области телевидения. Более семидесяти представителей крупнейших телеканалов, провайдеров платного телевидения, онлайн-кинотеатров, продюсерских студий, звукозаписывающих компаний, исследовательских организаций, СМИ, а также образовательных учреждений собрались на конференции "РЫНОК ТЕЛЕВИДЕНИЯ И ON-DEMAND СЕРВИСОВ В РОССИИ", организованной J'son & Partners Consulting совместно с Европейской Аудиовизуальной Обсерваторией.

Открывали мероприятие Заместитель руководителя Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям Владимир Григорьев и Исполнительный директор Европейской Аудиовизуальной Обсерватории Вольфганг Клосс. Подобные встречи, посвященные обзору состояния аудиовизуальной отрасли в странах Европы, проводятся Обсерваторией каждый год.

Директор департамента телекоммуникационного консалтинга J'son & Partners Consulting Александр Шуголь представил презентацию отчета "Рынок телевидения и on-demand серви-

сов в России", подготовленного по заказу Обсерватории.

Особое внимание в докладе было уделено классификации ТВ-сервисов и услуг, разработанной в J'son & Partners Consulting на основе стандартов Европейской Аудиовизуальной Обсерватории. В связи с ускорением развития технологий, появлением новых сервисов рынок наполнился большим количеством разновидностей ТВ-услуг, разделяемых по типу устройств и систем.

Дополнительное измерение телевидению придает и грядущий переход России на цифровое телевещание. Эксперты J'son & Partners Consulting полагают, что повсеместное внедрение цифрового ТВ приведет к появлению социального ТВ, которого в "чистом" виде сейчас не существует.

Вместе с тем остается много нерешенных проблем, которые тормозят повышение качества, разнообразия российского телевидения. Среди них вопросы выбора систем условного доступа, обеспечения приставками льготных категорий граждан и общей слабой информированности населения.

В то же время существует и ряд положительных моментов, которые могут поднять Россию в глазах будущих цифровых телезрителей. Так, в линейке оборудования для просмотра ТВ (приставки set-top-box) хорошо представлены российские производители, что является, по сути, единственным примером удачного выхода на

рынок отечественной телекоммуникационной продукции.

Если рассматривать тенденции, которые сейчас происходят на рынке, то после ощутимого спада продаж приставок после кризиса, который продолжает сказываться на выручке, происходит постепенное восстановление потребления в натуральном выражении, которое в конце 2011 г. превысит докризисный уровень на 11%.

В сегменте мобильного ТВ прогнозируется ежегодный уверенный прирост абонентской базы, которая к 2016 г. должна достигнуть почти 6 млн. чел. или 4% от абонентов сотовой связи. Такие прогнозы основаны, прежде всего, на востребованности мобильной трансляции спортивных событий, права на которые приобретаются операторами "большой тройки", и выходе мобильного телевидения из категории премиальных сервисов.

Территориально наибольшее количество пользователей мобильного ТВ сосредоточенно в ЦФО, ПФО и СЗФО.

Неэфирное (платное) ТВ продолжит рост, во многом благодаря активности российских спутниковых операторов ("Триколор ТВ" и др.), предлагающих за сравнительно низкую стоимость подписки достаточно широкий пакет телеканалов. Также часть подписчиков огромной базы социального ТВ переходят на пакеты телеканалов спутниковых операторов.

Пытается нарастить абонентскую базу и относительно новый сегмент платного ТВ —

Типы клиентских устройств

TV

ЛинейноеТВ

НелинейноеТВ

Закрытые системы Открытые системы Закрытые системы (\/00) Открытыесистемы (ОТТ)

Кабельное ТВ

Спутниковое ТВ

Аналоговое эфирное ТВ

ml "- —

Цифровое ТВ

VOD для ТВ

Connected TV

PC, PAD

VOD для PC

Web-порталы

Смартфоны

Мобильное ТВ

VOD для смартфонов

Мобильное

видео

Рис. 1. Технологическая и маркетинговая классификация ТВ

Источник: J'son & Partners Consulting

IPTV, который обладает широкими возможностями интерактивных сервисов, но по-прежнему сохраняет высокую плату за доступ к контенту. Количество российских подписчиков IPTV к первой половине 2011 г. достигло лишь 0,7 млн. чел., что составляет 4% от общей базы платного ТВ. Поменять ситуацию может компания "Ростелеком", которая активно развивает IPTV в своих макрорегиональных филиалах: увеличивается число телеканалов, добавляются бесплатные услуги, закупаются лицензии.

IPTV стало отправной точкой развития закрытых систем нелинейного ТВ в России — услуг "видео по запросу" (VOD), основными бизнес-моделями которых являются "плата за просмотр" (PPV) и "подписка" (SVOD). Практически все крупнейшие российские операторы платного ТВ, а также мобильной связи имеют в активе этот сервис, позволяющий выбирать фильмы из единого либо тематического каталога провайдера.

Трудности с приобретением прав на контент, необходимость вносить потребителю двойную плату (провайдеру за доступ к контенту и за сам фильм) делают на настоящий момент услугу VOD неконкурентоспособной с аналогичным по принципу работы сервисом в открытых системах — other the top (OTT)^ котором контент доступен любому пользователю Интернет: в телевизорах Smart TV (например, Yota Play), на видеопорталах (в т.ч. бесплатных — Ivi, Tvigle, Zoomby), в мобильных телефонах (Omlet.ru, Trava.ru). Новая стратегия вещания предполагает движение от бизнес-модели one-to-one ("закрытая сеть — закрытое устройство") к бизнес-модели many-to-many ("закрытая и открытая сеть — закрытое и открытое устройство").

Исключение из цепочки поставки контента медиасервис-провайдера значительно удешевляет стоимость услуги и дает возможность впустить на рынок большее количество производителей контента. Сервис позволяет извлечь максимум информации о потребителе, а также эффективно проводить таргетированные рекламные кампании с высоким CTR. Особенно этому будет способствовать развитие телевидения в социальных сетях (social TV), которое уже получило широкое распространение на Западе. Поставщики услуг по запуску интерактивного телевидения внедряют стратегии взаимодействия с пользователями Facebook, Twitter, появляются интерактивные шоппинг-сервисы и т. п. Хорошие перспективы интерактивным сервисам придает масштаб рынка видеопросмотра:

3.0 г г 300

246

2,5 ’ ВЙ Щ ’ 250

2.0 I 1 I I li I I I 200

/I I ДЭД ' I I __ I lf«J

0 I I IB!Мим

о,5 Bfl so

0,0 : т о

2007А 2008А 2009А 2010А 201 IF 2012F

Спутниковое ТВ ■■ Кабельное ТВ IPTV ■••продажи в денежном выражении, млн долл.

РНс. 2. Продажи ТВ-оборудования в натуральном и денежном выражениях, 2007-2012 гг.

Источник: J'son & Partners Consulting

6000

4000

2000

у

2010Е 201IF 2012F 2013F 2014F 2015F 2016F

» «Абонентская база, тыс. чел. —■"Про ник мовемие от або нет» сотовой связи, % Про ник новоние от абонентов бес прооодного ШПД,%

Рис. 3. Абонентская база и проникновение мобильного телевидения в России, 2010-2016 гг.

Источник: J'son & Partners Consulting

25.0

20.0

15.0

10.0 5,0 0,0

40%

37%

У°______rd

27%

7°/o jcA

35% И

m 1

45%

40%

35%

30%

25%

20%

15%

10%

5%

0%

2009A 2010A 2011F 2012F 2013F 2014F 2015F

Абонентская база ПТВ в РФ, млн ДХ -•-Проникновение ПТВ в РФ, %

Рис. 4. Динамика абонентской базы услуг платного телевидения в России, 2009-2015 гг.

Источник: J'son & Partners Consulting

Основные игроки рынка VOD в закрытых системах

Провайдер Устройства Тип VOD

Билайн Телевизоры PPV, NPVR

Смартфоны PPV, SVOD

МТС Телевизоры PPV, NPVR

Смартфоны PPV

МегаФон Смартфоны PPV, SVOD

АКАДО Телевизоры PPV

Ростелеком Телевизоры PPV, NPVR, PVR, SVOD

PC PPV, NPVR

Источник: данные компаний

на данный момент в России одна из самых больших онлайн-видеоаудиторий: на июнь 2011 г. насчитывалось 41 млн. человек, в то время как, например, в Великобритании около 34 млн., а во Франции 40 млн.

Полная версия отчета на английском и русском языках будет доступна по адресу http://www;obs.coe.int/medium/radtv.html#menu29.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В рамках конференции также выступил юрист Института проблем информационного права Дмитрий Голованов с презентацией доклада IRIS Plus: "Ориентир для СМИ в России".

В ежемесячном правовом обзоре Европейской аудиовизуальной обсерватории IRIS

Plus по самым значимым изменениям в правовом регулировании аудиовизуальной отрасли освещается наиболее важный за последние 20 лет рубеж в российском медийном законодательстве: принятие Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации №16 "О практике применения судами Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации". Законодательный акт приблизил Россию к более современному и преемственному регулированию аудиовизуального сектора.

В завершении конференции руководитель департамента информации по рынкам и

финансам Европейской Аудиовизуальной Обсерватории Доктор Андре Ланж сделал обзор последних изменений на телевидении и в сегменте аудиовизуальных сервисов оп-demand в Западной Европе. В докладе был проведен анализ состояния рынка телевидения Европы, обозначены крупнейшие медийные холдинги, дано сравнение с рынком аудиовизуальных услуг в США. После конференции состоялось активное обсуждение докладов между участниками и гостями мероприятия. Со стороны игроков рынка поступили живые отклики на презентуемые материалы.

Первое в отрасли интегрированное беспроводное решение IPTV

Компания Cisco вместе с оператором AT&T анонсировала первую в отрасли услугу беспроводного IP-телевидения (IPTV). Cisco стала единственным на сегодняшний день поставщиком этого передового решения, включающего в свой состав новые беспроводные приемники и беспроводные точки доступа (Wireless Access Point, WAP). С 31 октября 2011 г. данное решение доступно всем абонентам, подписавшимся на телевизионную услугу AT&T U-verse.

С помощью беспроводной технологии пользователи могут получать высококачественные видеоуслуги в любой точке своего жилища без каких-либо проводов или кабелей. Новая технология позволяет просматривать телевизионные передачи в любой комнате, даже там, где нет выходов для телевизионной антенны (например, на кухне, в подвальном этаже или внутреннем гаражном помещении). Телевизионный контент передается с беспроводной точки доступа Cisco по внутренней домашней сети Wi-Fi на беспроводной приемник Cisco®, установленный рядом с телевизором. Чтобы наладить беспроводную связь, достаточно подключить телевизор к розетке электрической сети, вставить в разъемы кабели мультимедийного интерфейса HDMI или другой аудиовизуальной системы и нажать две кнопки.

Решение для беспроводного ТВ

Решение Cisco для беспроводного ТВ впервые поддерживает доставку телевизионных программ стандартного (SD) и высокого (HD) разрешения на множество приемников со "встроенной" или интегрированной технологией Wi-Fi. Одна точка беспроводного доступа, установленная в квартире, может поддержать работу двух беспроводных приемников, подключенных к телевизорам.

В данном решении используются беспроводные приемники

ISB7005 и точки беспроводного доступа VEN401, включенные в семейство продуктов Cisco Videoscape™.

Беспроводной приемник Cisco позволяет принимать обычные телевизионные каналы, а также пользоваться интерактивными услугами и функциями (например, домашним виртуальным видеомагнитофоном Total Home HD DVR, позволяющим просматривать и записывать телевизионные программы в беспроводном режиме).

Преимущества для поставщиков видеоуслуг

Видеоуслуги, доставляемые с помощью технологии Wi-Fi, предоставляют операторам уникальное преимущество. Теперь они могут предложить своим абонентам новый уровень свободы, позволяющий просматривать телевизионные программы в любой комнате. Решение Cisco для беспроводного телевидения без каких бы то ни было дополнительных проводов позволяет операторам быстрее активировать новые сервисы, а зрителям —самостоятельно устанавливать новые, простые в использовании системы Wi-Fi.

Интеграция технологии Wi-Fi в телевизионные приемники позволяет операторам экономить средства, поскольку для установки новых систем не нужно укладывать новые провода и кабели. Кроме того, приемник Wi-Fi позволяет оператору через сеть проводить мониторинг производительности этого устройства с помощью установленных на нем средств удаленной диагностики.

Решение Cisco основано на стандартных спецификациях 802.11n с некоторыми улучшениями, позволяющими управлять требовательным оборудованием и доставлять высококачественное видео по каналам Wi-Fi в хорошо защищенном режиме.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.