Семенихин А.Л.
д.в.н., к.э.н., профессор, профессор кафедры управления Российской таможенной академии, Санкт-
Петербургский филиал
sam5581@ya.ru
РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКЕ
Ключевые слова: теневая экономика, правоохранительные органы, контрольно-надзорные органы, координирующий орган, налоговая система.
Keywords: shadow economy, law enforcement agencies, control and supervisory authorities, coordinating body, tax
system.
В настоящее время теневая экономика является деструктирующим фактором любой национальной экономики и, как следствие, налоговой системы страны. Минимизация или нивелирование ее последствий - одна из задач государства с рыночной экономикой, особенно на этапах становления.
По данным Росстата доля теневой экономики по состоянию на 2018 год составляет около 20% от ВВП или ориентировочно 21 трлн. руб.1
Вопросами выявления и противодействия теневой экономике занимаются различные государственные структуры, включая как правоохранительные (ФСБ и МВД), так и контрольно-надзорные (ФСФМ, ФНС и ФТС). Причем данные структуры зачастую имеют множество ведомственных барьеров при осуществлении своего взаимодействия, что негативно сказывается на достигнутых результатах.
Кроме того, произошла дезинтеграция усилий, так как в сентябре 2007 г. ФСФМ была выведена из состава Минфина, что ослабило координирующую роль министерства в области противодействия теневой экономике. При этом Минфин не только координирует, но и консолидирует налоговую и таможенную политику страны, что несомненно снижает его главенствующую роль в данном направлении.
В то же время таможенные органы являются не только контролирующим органом, но и субъектом оперативно-розыскной деятельности (ОРД), что позволяет им использовать как гласные, так и негласные методы работы. Данное обстоятельство помогает им в режиме реального времени не только выявлять, но и пресекать противоправные действия в сфере контрабанды, которая является весомым компонентом любой теневой экономики.
Налоговые органы, обладающие лишь контролирующей функцией без использования методов ОРД, перечислили в бюджет за 6 мес. 2021 г. 12,8 трлн. руб., а ФТС за 9 мес. - 4.8 трлн. руб.2. Данное обстоятельство говорит о том, что целесообразно и ФНС наделить статусом субъекта ОРД.
Имея статус субъекта ОРД, налоговые органы будут в состоянии в оперативно решать вопросы, связанные с налоговыми правонарушениями и преступлениями, что позволит укрепить налоговую систему государства, снизить негативное влияние теневой экономики, повысить дисциплинированность налогоплательщиков.
Следующим этапом по стабилизации как налоговой, так и всей финансовой системы государства, является создание при Минфине департамента по противодействию финансовым преступлениям и делегирование ему части полномочий ФСБ, МВД и ФСФМ в данной сфере деятельности.
Данный департамент будет в состоянии отслеживать финансовые потоки не только на территории страны, но и за ее пределами, что позволит извлекать денежные средства из теневого оборота и перенаправлять их в бюджет.
Кроме того, целесообразно возложить на него функцию контроля как за банковской сферой, так и за другими финансовыми рынками, перераспределив тем самым часть полномочий Банка России, что повысит эффективность по пресечению отмывания и легализации преступно и незаконно полученных доходов.
В дальнейшем возможно создание на его основе федеральной службы по стабилизации финансовой системы страны с закреплением за ней как контрольных, так и правоохранительных функций.
Перераспределение полномочий, консолидация их в одном федеральном органе с наделением статуса - субъекта ОРД позволит выявлять, расследовать и пресекать противоправные действия, направленные на дестабилизацию финансовой системы государства.
Таким образом, активное участие государственных структур по противодействию теневой экономике позволит укрепить не только налоговую, но и всю финансовую систему страны.
1 Теневая экономика по данным Росстата. - https://rosinfostat.ru/tenevaya-ekonomika/
2 https://www.banki.ru/news/lenta/?id=10954204; https://www.kommersant.ru/doc/4937059