DOI: 10.12731/2218-7405-2013-9-52 УДК 338.24
РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В ПОВЫШЕНИИ УРОВНЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ АГРОПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО РЫНКА
Минаев А.М.
В последнее время в российском обществе формируется реальная оценка положения в агропромышленном комплексе. Сегодня все чаще заявляется о необходимости его возрождения, усиления государственной поддержки, развития агропродовольственного рынка. Осложняет ситуацию с продовольственным обеспечением рост цен на продовольствие и снижение качества продуктов, поставляемых по импорту. Членство во Всемирной торговой организации выводят на первый план проблемы развития агропродовольственного рынка и повышения эффективности его функционирования.
В статье определена роль государственного аппарата влияющего на АПР, отдельное внимание уделено классификации рисков, представляющих угрозу для агропродовольственного рынка, дано авторское толкование экономической категории «конкурентоспособность», выявлены ключевые характеристики данного понятия. Сформулированы приоритетные направления для создания конкурентных преимуществ в условиях членства в ВТО и обозначены ключевые направления развития АПР.
Ключевые слова: агропродовольственный рынок; ВТО; конкурентоспособность; доктрина продовольственной безопасности; государство; государственная поддержка.
THE ROLE OF STATE IN AGROFOOD MARKET COMPETITIVENESS IMPROVING
Minaev A.M.
In the recent times Russian society worked out an adequate estimation of agrofood market condition. Today it is more often said that agrofood market needs to be reborn, more state-aided and developed as a separate industry. The situation is endangered by the food-products price growth and the deterioration of imported goods. WTO membership shows us the problems of agrofood market development and the enhancements of its efficiency in first hand.
In this article I define the role of public administration in agrofood market management; I classify the risks that might threaten the agrofood markets; I specifically define the term «competitive advantage» - I specify the key characteristics for this term. I define the prior directions to create the competitive advantages in terms of WTO membership and highlight the key trends for agrofood market development.
Keywords: agrofood market; WTO; competitiveness; food security doctrine; state; state support.
Интеграция российского АПР в систему мирового хозяйство кратно повысила актуальность исследований и разработки мер поддержки и развития отечественных производителей продукции. Необходимость в непредвзятой оценке соответствия положений Государственной программы развития сельского хозяйства и Доктрины продовольственной безопасности РФ принятым обязательствам России при вступлении в ВТО обусловлена всевозрастающей ролью конкурентоспособности отечественной продукции на внешних, но самое важное, на внутреннем рынке. Сегодня продукция отечественных производителей преимущественно неконкурентоспособна, что
отрицательно сказывается, как на продовольственной безопасности государства, так и на всей экономике в целом.
Согласно доктрине производственной безопасности, продовольственная безопасность Российской Федерации является одним из главных направлений обеспечения национальной безопасности страны в среднесрочной перспективе, фактором сохранения ее государственности и суверенитета, важнейшей составляющей демографической политики, необходимым условием реализации стратегического национального приоритета - повышение качества жизни российских граждан путем гарантирования высоких стандартов жизнеобеспечения.
Нынешнее состояние отечественного АПР, не отвечает тем требованиям, которые предъявляет сегодняшняя экономическая ситуация. Россия будучи одной из наиболее обеспеченных сельскохозяйственными ресурсами стан мира и в первую очередь пашней, обеспеченность страны пашней составляет около 864 га на 1000 чел., что является одним из самых высоких показателей в мире, только к концу первого десятилетия двухтысячных приблизилась к показателям качества потребления основных продуктов питания, к уровню 1990 года. Последствия кризисной ситуации трансформационного периода и нынешнее тяжелое состояние отечественного АПР, привели к значительному превышению агропродовольственного импорта над экспортом. Что в итоге сделало Россию одним из крупнейших импортеров сельскохозяйственного сырья и продукции. В ситуации членства в ВТО, условия на которых Россия была принята в данную организацию и требования по сокращению и ограничению уровня поддержки с лимитом, установленным в рамках «желтой корзины» при отсутствии оперативных и эффективных мер по поддержке отечественных производителей, в ближайшей перспективе могут привести к полной потере конкурентоспособности отечественной продукции и деспециализации производств, что станет мощным ударом по продовольственной и экономической безопасности государства. Именно по
этим причинам необходимо создавать конкурентные преимущества, которые смогут обеспечить устойчивость и независимость отечественного АПР, как в ближайшем времени так и в долгосрочный перспективе.
Неотъемлемым стратегическим фактором успеха является не только создание, но и удержание в течение длительного времени созданных конкурентных преимуществ. В этом процессе решающую роль играет интеграция экономических систем между собой, а также с механизмами и мерами государственной поддержки, которые обладают не только различным потенциалом развития, но и синергетическим эффектом.
Понятия конкурентоспособности, конкурентной устойчивости, конкурентного потенциала находятся в центре внимания исследователей Г.А. Азоева, В.С. Гармашова, Б.Е. Мильберга, А.О. Полынева, С.Г. Светунькова, И.А. Спиридонова, Р.А. Фатхутдинова, О. В. Эйснера.
С учетом вышеизложенного, автор полагает, что наибольший вес и значение в повышении и удержании уровня конкурентоспособности страны и в частности АПР играет государство. Именно государственное регулирование в функционирование АПР должно нивелировать негативные последствия стихийных рыночных отношений, негативные последствия которых в России до сих пор не преодолены.
Эффективность вмешательства государства в функционирование АПР можно условно охарактеризовать тремя целями: обеспечение населения качественной продукцией на уровне необходимых норм физиологического потребления; стимулирование и поддержка производства сельскохозяйственной продукции; развитие инфраструктуры рынков и одновременно развитие сельской инфраструктуры.
Для достижения поставленных целей автор предлагает выявить приоритетные задачи, решение которых во многом будет определять успешность достижения целей, а именно: повышение уровня занятости села; повышение уровня квалификации; повышение уровня социальной
ответственности; повышение уровня предпринимательской активности в сфере сельского хозяйства.
Сегодня, когда объем квот в рамках «желтой корзины» значительно превышает объем государственного вмешательства целесообразно направить денежные средства на стимулирование компаний к повышению эффективности, поддержку возникающего на ранних этапах производства спроса на прогрессивные продукты, концентрировать усилия на создании специализированных факторов и стимулировании конкуренции на местах. Государство может оказать влияние на конкурентоспособность АПР широким набором инструментов: субсидии для сельскохозяйственных предприятий, как прямые (в денежной форме), так и косвенные (создание инфраструктуры); налоговое законодательство, применяемое к предприятиям, владению имуществом и хозяйственной деятельности; образовательная политика; помощь и поддержка в создании специальных факторов и конкурентных преимуществ; усиление мер стандартизации.
Создание конкурентных преимуществ, в том числе при помощи государства, является необходимым критерием успешного развития АПР в краткосрочной перспективе, для обеспечения высокого уровня конкурентоспособности отечественной продукции необходимы условия и факторы, позволяющие удержать созданные преимущества. Удержать имеющиеся и созданные преимущества позволит постоянное совершенствование товара, способов производства и множества других факторов. В долгосрочной перспективе, конкуренцию стоит понимать не как равновесие, а, как постоянную динамику и перемены. Совершенствование и обновление отрасли - процесс непрерывный и дорогостоящий. Поэтому в основе объяснения конкурентного преимущества страны лежит роль страны базирования в стимулировании обновления и совершенствования (т. е. в стимулировании производства инноваций).
Мы предлагаем понимать конкурентоспособность в первую очередь, как инструмент достижения поставленных целей, т.е. общего повышения благосостояния населения. В глобальном масштабе посредством увеличения производительности эффективности в контексте международной специализации конкурентоспособность представляет собой основу для увеличения размеров заработка населения неинфляционным путем.
Направления для создания конкурентных преимуществ: создание зоны инноваций, научных исследований и разработок; либерализация через завершение создания единого рынка и совершенствование политики государственной поддержки и конкуренции; создание промышленных сетей в области телекоммуникаций, инфраструктуры и транспорта; совершенствование правовых условий деятельности предприятий; расширение социальной вовлеченности путем возвращение людей в состав рабочей силы, повышения квалификации и модернизации социальной защиты; поддержка устойчивого развития.
Все это обуславливает необходимость ускорения процесса структурной перестройки экономических отношений в АПР, принятия мер по смягчению и устранению неблагоприятных последствий аграрных реформ для населения и производственно-экономического потенциала, содействие в обеспечении устойчивого развития и повышения конкурентоспособности АПР России в целом, а также создании условий для повышения уровня конкурентных преимуществ региональных товаропроизводителей, что позволит наполнить региональные рынки собственной продукцией.
Исходя из вышесказанного автор предлагает осуществлять государственное регулирование через:
• Определение на федеральном и региональном уровнях перечня государственных организаций.
• Устранение внутренних транзакционных барьеров.
• Поддержку импорта высокотехнологичной продукции.
• Создание страхового резерва.
• Формирование четких критериев наступления страхового случая. По мнению авторов к ним стоит отнести: стихийные бедствия, падеж скота, болезни животных и т.д.
• Создание единой системы информационно-методического и рекламного обеспечения сельскохозяйственных организаций путем создание интернет-ресурсов, выпуска информационно-методической и практической литературы.
• Техническое перевооружение сельскохозяйственного производства.
Список литературы
1. Алексеев А.Н. Организационный механизм управления агропродовольственным рынком районов Крайнего Севера // Перспективы науки. 2010. № 13. С 101-104.
2. Алексеев А.Н. Повышение конкурентной устойчивости агропродовольственной сферы северных регионов России // Транспортное дело России. 2011. № 6 (91). С. 122-124.
3. Алексеева О.А. Формирование системы синтетических показателей оценки социально-экономического развития регионов // Экономика. Управление. Право. 2012. № 1-1. С. 3-7.
4. Васильева Е.В. Формирование инфраструктуры современного агропродовольственного рынка; автореф.дис. ... д-ра экон.наук. Саратов: 2010.
5. Голубев А. Задачи государственного управления российским агрокомплексом // АПК: экономика и управление. 2005. № 1. С. 36.
6. Гомелько Т.В. Регулирование продовольственного рынка (теория, методология, практика); автореф.дис. ... д-ра экон.наук. М.: 2009. 47 с.
7. Захаров Ю. Состояние и возможности развития агропромышленного комплекса // Экономист. 2002. № 5.
8. Логачева Е.В. Особенности функционирования мирового продовольственного рынка: место России: Автореф.дис...канд.экон.наук: 08.00.14. Москва, 2011.
9. Минаев А.М. Факторы, влияющие на развитие агропродовольственного рынка // Продовольственная стратегия России в XXI веке. Материалы научно-практического круглого стола. М.: МИЭМП, 2010.
10. Фетюхина О.Н. Теоретические аспекты развития агропродовольственного рынка России в условиях глобализации // Управление экономическими системами. Режим доступа: http://uecs.ru/otraslevaya-ekonomika/item/519-2011-07-14-10-53-11 (дата обращения 25.05.2013).
11. Brunstad R., Gaasland I., Verdal E. Multifunctionality of agriculture: an inquiry into the complementarity between landscape preservation and food security // European Review of Agricultural Economics. 2005. vol. 32(4). pp. 469-488.
12. Falcon W.P., Naylor R.L. Rethinking food security for the twenty-first century // American Journal of Agricultural Economics. 2005. 87(5). pp. 1113 - 1127.
13. Food Security Indicators, Measurement, and the Impact of Trade Openness / Basudeb Guha-Khasnobis, Shabd S. Acharya and Benjamin Davis (eds); WIDER Studies in Development Economics Series. Oxford, UK: Oxford 301 University Press, 2007.
14. LeBlanc M., Kuhn В., Blaylock J. Poverty amidst plenty: food insecurity in the United States // Agricultural Economics. 2005. 32(01). pp.159-173.
15. Mazzocchia М., Ragonaa М., Fritzb М. Stock market response to food safety regulations // European Review of Agricultural Economics. 2009. vol. 36(4). pp. 571-595.
References
1. Alekseev A.N. Perspektivy nauki, no. 13 (2010): 101-104.
2. Alekseev A.N. Transportnoe delo Rossii, no. 6 (2011): 122-124.
3. Alekseeva O.A. Jekonomika. Upravlenie. Pravo, no. 1 (2012): 3-7.
4. Vasil'eva E.V. Formirovanie infrastruktury sovremennogo agroprodovol'stvennogo rynka [Formation of an infrastructure of modern agri-food market]. Saratov: 2010.
5. Golubev A. APK: jekonomika i upravlenie, no. 1 (2005): 36.
6. Gomelko T.V. Regulirovanie prodovol'stvennogo rynka (teorija, metodologija, praktika) [Regulation of the food market (theory, methodology, practice)]. Moscow: 2009. p.47.
7. Zaharov Ju. Jekonomist, no. 5 (2002).
8. Logacheva E.V. Osobennosti funkcionirovanija mirovogo prodovol'stvennogo rynka: mesto Rossii [Features of the functioning of the global food market: the place of Russia]. Moscow, 2011.
9. Minaev A.M. Faktory, vlijajushhie na razvitie agroprodovol'stvennogo rynka". Materialy nauchno-prakticheskogo kruglogo stola "Prodovol'stvennaja strategija Rossii v XXI veke [Factors affecting the development of the agrofood market. Proceedings of the Round Table Food 'Strategy for Russia in the XXI century']. M.: MIJeMP, 2010.
10. Fetjuhina O.N. Upravlenie jekonomicheskimi sistemami. http://uecs.ru/otraslevaya-ekonomika/item/519-2011-07-14-10-53-11 (accessed may 25, 2013).
11. Brunstad R., Gaasland I., Verdal E. Multifunctionality of agriculture: an inquiry into the complementarity between landscape preservation and food security.
European Review of Agricultural Economics. 2005. vol. 32(4). pp. 469-488.
12. Falcon W.P., Naylor R.L. Rethinking food security for the twenty-first century. American Journal of Agricultural Economics. 2005. 87(5). pp. 1113 - 1127.
13. Food Security Indicators, Measurement, and the Impact of Trade Openness. Basudeb Guha-Khasnobis, Shabd S. Acharya and Benjamin Davis (eds); WIDER Studies in Development Economics Series. Oxford, UK: Oxford 301 University Press, 2007.
14. LeBlanc M., Kuhn V., Blaylock J. Poverty amidst plenty: food insecurity in the United States. Agricultural Economics. 2005. 32(01). p.159-173.
15. Mazzocchia M., Ragonaa M., Fritzb M. Stock market response to food safety regulations. European Review of Agricultural Economics. 2009. vol. 36(4). pp. 571-595.
ДАННЫЕ ОБ АВТОРАХ
Минаев Алексей Михайлович, ассистент кафедры «Менеджмент и Маркетинг», аспирант
Московский Университет им. С.Ю. Витте
2-й Кожуховский пр-д, 12, стр. 1, Москва, 115432, Россия
minaewaleksey@ya. ru
DATA ABOUT THE AUTHORS
Minaev Aleksey Mikhaylovich, Assistant of "Management and Marketing", graduate
Moscow Witte University
12/1, 2-Kozhuhovskypass., Moscow, 115432, Russia minaewaleksey@ya. ru
Рецензенты:
Алексеев А.Н., доктор экономических наук, профессор кафедры социального менеджмента ФГБОУ ВПО "Московский авиационный институт"