Научная статья на тему 'Российский агропродовольственный рынок в условиях глобализации'

Российский агропродовольственный рынок в условиях глобализации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
231
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРОПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЙ РЫНОК / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ВТО / РИСКИ / ДОКТРИНА ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / AGROFOODMARKET / GLOBALIZATION / WTO / RISKS / OCCUPATIONAL SAFETY DOCTRINE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Алексеев А. Н., Минаев А. М.

В статье дано авторское толкование категории «агропродовольственныйрынок»(АПР), выявлены ключевые характеристики понятия. Сформулированы риски для российского АПР в условиях вступления в ВТО и обозначены ключевые направления развития для снижения уровня рисков и зависимости от иностранных поставщиков, предложен механизм по защите АПР.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RUSSIAN AGRICULTURAL MARKET IN THE CONTEXT OF GLOBALIZATION

The article givesthe interpretation of agricultural market category andidentifies keycharacteristics of the concept. It formulated also risksfor the Russianagricultural market interms of accession to WTO and emphasizes the keyareasof development in order to reducerisksand dependence on foreignsuppliers,and proposes the mechanismfor the agricultural market protection.

Текст научной работы на тему «Российский агропродовольственный рынок в условиях глобализации»

чение внешних затрат (экстерналий) в цену принято называть их интернализацией.

Интернализация должна привести к:

• стимулированию покупки автомобилей более высокого экологического класса и повышению топливной эффективности;

• решению транспортных потребностей общества за счет использования велосипедов, телекоммуникаций и пр.;

• оптимизации перевозок, позволяющей за счет применения современных логистических технологий сократить объемы транспортной работы при одновременном обеспечении существующего уровня транспортных потребностей общества;

• снижению транспортных потребностей.

Как показывает зарубежный опыт, включение внешних затрат в цену транспортных услуг возможно за счет:

• повышения и дифференциации налогов на транспортные средства в зависимости от их экологического класса;

• повышение и дифференциации акцизов на топливо в зависимости от их экологических свойств;

• введение платы за въезд автотранспорта на определенные территории в зависимости от экологических характеристик автотранспортных средств;

• введение платных полос для движения автотранспорта в зависимости от экологических характеристик автотранспортных средств;

• введение платы за парковку ТС в экологически неблагоприятных районах города;

• введение дифференцированной платы за пользование доро-

гой в зависимости от пробега и экологического класса транспортных средств.

Использование подобных инструментов позволяет на практике осуществить принцип «загрязнитель - платит», который на Всемирном саммите в Рио-де-Жанейро в 1992 году был признан основополагающим принципом природоохранной политики. Он предполагает, что все издержки, связанные с загрязнением окружающей среды, несет источник загрязнения- перевозчик.

В РФ сформировалась система экологического регулирования, которая не способна реализовать задачи сохранения благоприятной окружающей среды из-за недостаточной проработанности правового и нормативно-методического обеспечения экологического регулирования. Плата за загрязнение в нашей стране мала как к наносимому ущербу, так и к затратам на снижение загрязнения и не сопоставима с нормативами платежей в других странах.

Реформирование института платежей на наш взгляд может стать основой модернизации экономики и создать реальные стимулы инновационного развития в России.

Литература:

1. Государственный доклад Минприроды «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2010 году» от 08.02.2012.

2. Экологизация АТ: передовой опыт России и стран Европейского союза. Сб.трудов, С-П.: 2004.

3. Современная экономическая наука: уч.пособие. /Под. ред. Думной Н.Н.--М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.

РОССИЙСКИЙ АГРОПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЙ РЫНОК В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

Алексеев А.Н., к.э.н., доцент, доцент кафедры «Менеджмент и маркетинг» Московского университета им. С.Ю. Витте Минаев А.М., аспирант кафедры «Менеджмент и маркетинг» Московского университета им. С.Ю. Виттеe

В статье дано авторское толкование категории «агропродовольственный рынок»(АПР), выявлены ключевые характеристики понятия. Сформулированы риски для российского АПР в условиях вступления в ВТО и обозначены ключевые направления развития для снижения уровня рисков и зависимости от иностранных поставщиков, предложен механизм по защите АПР.

Ключевые слова: агропродовольственный рынок, глобализация, ВТО, риски, доктрина продовольственной безопасности.

RUSSIAN AGRICULTURAL MARKET IN THE CONTEXT OF GLOBALIZATION

Alekseev A., Ph.D., associate professor, assistant professor of Management and Marketing chair, Vitte Moscow University Minaev A., the post-graduate student of Management and Marketing chair, Vitte Moscow University

The article givesthe interpretation of agricultural market category andidentifies keycharacteristics of the concept. It formulated also risksfor the Russianagricultural market interms of accession to WTO and emphasizes the keyareasof development in order to reducerisksand dependence on foreignsuppliers,and proposes the mechanismfor the agricultural market protection.

Keywords: agrofoodmarket, globalization, WTO, risks, occupational safety doctrine.

Сегодняшняя ситуация обязывают нашу страну включать в планы социально-экономического развития страны план по более интенсивному совершенствованию агропродовольственного рынка. В этом плане должны содержаться три последовательных этапа действий до и после возможных кризисов, представляющих угрозу продовольственной безопасности: прогноз и предотвращение подобной ситуации, повышение сопротивляемости и управление кризисом. Повышение сопротивляемости кризису предполагает заблаговременное проведение мероприятий, направленных на максимально возможное снижение ущерба стране. Решение этих задач должно быть обеспечено при любых изменениях внешних и внутренних условий и без сокращения размеров государственного продовольственного резерва.

Теоретические, методологические и методические вопросы развития агропродовольственного рынка в последние десятилетия приобрели особую актуальность и нашли широкое освещение в работах таких исследователей, как Р.Х. Адуков, А.И. Алтухов, Т.В Гомелько, Э.Н. Крылатых, В.И. Малышков, А.С. Миндрин, Н.Н. Миронова, А.А. Степанов, А.А. Шутьков. Вместе с тем, многие особенности развития агропродовольственного рынка остаются недостаточно исследованными, требует уточнения классификация факторов, оказывающих влияние на АПР в условиях вступления в ВТО, ряд других связанных категорий.

Для понимания термина «агропродовольственный рынок» мы предлагаем разделить определение на три составляющие: первое, специфический механизм связи между потребителями и производителями сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, характеризующийся свободой принятия экономических решений, где сигналами, ориентирами экономической деятельности служат цены на продукцию; второе, социально-экономическая система, предполагающая наличие рыночного механизма, рыночной инфраструктуры, а также предполагающая аграрную политику, направленную на значительное государственное регулирование; третье, непосредственное место совершения сделок купли-продажи сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.

Развитому агропродовольственному рынку присущи следующие характеристики.Сельскохозяйственная продукция, сырьё, продовольствие со стороны всех участников рынка по цене, объёму, ассортименту и качеству характеризуются довольно насыщенным и устойчивым ростом спроса и предложения. При наличии рабочего механизма постоянного регулирования на региональном и национальном уровнях, включая систему мер, ограничивающих доступ на агропродовольственный рынок страны отдельных видов импортного продовольствия и сырья.

Наличие развитой инфраструктуры способствует беспрепятственному перемещению сельскохозяйственной продукции, сырья

и продовольствия от их производителей к конечным потребителям, учитывающему установление рациональных территориально-отраслевых пропорций, наиболее полно отвечает экономическим интересам развития агропродовольственного производства в стране и отдельных ее регионах. Наличие адекватной современным условиям ценовой, финансово-кредитной и внешнеэкономической политики, обеспечивает сельскохозяйственным товаропроизводителям более благоприятные условия производства и реализации продукции и инвестиционного климата для инвесторов. Наличие развитой нормативно-правовой базы функционирования агропродоволь-ственного рынка, обеспечивает благоприятные условия участия страны в международных интеграционных союзах, повышение качества отечественного продовольствия, охрану здоровья населения. Наличие необходимых запасов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, способствует поддержанию пропорциональности спроса и предложения на внутреннем рынке.

Россия к вступлению в ВТО подошла с рядом нерешенных задач и проблем. Нашу страну можно отнести к государствам, не преодолевшим последствия системного кризиса при переходе от централизованно-управляемой экономики к рыночной. Необходимость либерализации торговли, снижения или устраненияторговых барьеров, отказ от экспортных субсидий, от квотирования импорта и прочих мерпротекционистского характера оказывается весьма болезненным, достижение необходимойконкурентоспособности на мировых рынках требует значительных капитальных вложений впроизводство и инфраструктуру, что может привести к усилению зависимости от мировогофинансового рынка. И здесь стоит напомнить, что вступая в международную торговую систему, Россия принимает на себя определенные, весьма непростые обязательства в отношении доступа стран — участниц ВТО на внутренний рынок страны, что, в свою очередь, может привести к определенным весьма негативным последствиям.

Но касательно обязательств России по поддержке сельского хозяйства, то здесь следует отметить, что они отличаются от стандартных обязательств, принимаемых другими странами, присоединяющимися к ВТО. Обязательства по АМП (агрегированные меры поддержки) предусматривают уровень внутренней поддержки в 9 млрд. долларов США (только в рамках желтой корзины) до 2013 г., что позволяет реализовать Государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сырья, сельскохозяйственной продукции и продовольствия на 2008 - 2012 годы. Затем в течение переходного периода предполагается снижение внутренней поддержки к 2018 г. до 4,4 млрд. долларов США, что с одной стороны соответствует среднему уровню субсидирования российского сельского хозяйства за 2006 - 2008 гг., но с другой стороны, как отмечают ведущие российские экономисты-аграрники, в частности академики Ушачев И.Г., Шутьков А.А. и др., является критически низким уровнем, не соответствующим сложности условий аграрного хозяйствования на большинстве территорий России, не учитывающим проблему диспаритета цен и др.

Россия принимает обязательство о связывании объема АМП на уровне 4,4 млрд. долл., что соответствует базовому периоду 2006 -2008 гг. Однако сразу после присоединения России к ВТО разрешенный уровень поддержки составит 9 млрд долл. США, который постепенно будет сокращаться до связанного уровня 4,4 млрд долл. (то есть фактически после присоединения уровень поддержки, соответствующий базовому периоду, не сокращается, а увеличивается).

Такой нестандартный подход к обязательствам по поддержке был увязан членами ВТО с предоставлением Россией гарантий сохранения в течение переходного периода сложившегося соотношения различных видов поддержки. Такие гарантии предложено зафиксировать в форме обязательства о том, что в течение переходного периода до 2017 года включительно доля продуктово-специфической поддержки в отношении к продуктово-неспецифической поддержке не будет превышать 30%.

Следует отметить, что уровень в 30% в целом соответствует среднему показателю такого соотношения, заложенному в проекте госпрограммы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы».

Столь масштабная интеграция оказывает колоссальное влияние на процессы развития агропродовольственного рынка. И управляемость этих процессов, продуктивность их работыневозмож-ны без системы государственного научно-обоснованного регули-

рования. Данная система необходима для оценки и эффективного нивелирования рисков, которые несет в себе интеграция в ВТО.

Наиболее значимые риски относятся к следующим категория-м:макроэкономические риски, обусловленные снижением инвестиционной привлекательности отечественного реального сектора экономики и конкурентоспособности отечественной продукции, а также зависимостью важнейших сфер экономики от внешнеэкономической конъюнктуры;

технологические риски, вызванные отставанием от развитых стран в уровне технологического развития отечественной производственной базы, различиями в требованиях к безопасности пищевых продуктов и организации системы контроля их соблюдения;

агроэкологические риски, обусловленные неблагоприятными климатическими изменениями, а также последствиями природных и техногенных чрезвычайных ситуаций;

внешнеторговые риски, вызванные колебаниями рыночной конъюнктуры и применением мер государственной поддержки в зарубежных странах.

Перечень перечисленных рисков формирует угрозы продовольственной безопасности, которые могут приводить к несоблюдению пороговых значений критерия продовольственной безопасности. Устойчивость развития экономики страны требует реализации мер государственного регулирования для преодоления:

низкого уровня платежеспособного спроса населения на пищевые продукты;

недостаточного уровня развития инфраструктуры внутреннего рынка;

ценовых диспропорций на рынках сельскохозяйственной и рыбной продукции, сырья и продовольствия, с одной стороны, и материально-технических ресурсов - с другой;

недостаточного уровня инновационной и инвестиционной активности в сфере производства сельскохозяйственной и рыбной продукции, сырья и продовольствия;

сокращения национальных генетических ресурсов животных и растений;

дефицита квалифицированных кадров;

различий в уровне жизни городского и сельского населения; искусственных конкурентных преимуществ зарубежной продукции, формируемых за счет различных мер государственной поддержки производства пищевых продуктов в зарубежных странах.

Для снижения уровня выявленных рисков, в данной статье считаем необходимым представить несколько направлений, развитие которых позволит в значительной степени снизить уровень возможных угроз степень зависимости от воздействия внешних факторов.

Для повышения уровня доступности продовольственных продуктов для всех групп населения необходимо уделить особое внимание осуществлению мер, направленных на снижение уровня бедности, обеспечение приоритетной поддержки наиболее нуждающихся слоев населения. По статистике, россияне тратят на продукты питания до 90% своего дохода.

В части физической доступности пищевых продуктов необходимо сконцентрироваться на развитии межрегиональной интеграции в сфере продовольственных рынков и продовольственного обеспечения. Повысить эффективность использования механизмов поддержки регионов, находящихся в зонах недостаточного производства пищевых продуктов или оказавшихся в экстремальных ситуациях.

Повысить уровень транспортной доступности отдаленных регионов для гарантированного и максимально равномерного продовольственного снабжения населения. Создать условия для увеличения числа объектов торговой инфраструктуры и общественного питания различных типов.

В части формирования государственного материального резерва должны определяться номенклатура соответствующих материальных ценностей и нормы их накопления.

Для обеспечения безопасности пищевых продуктов необходимо усилить контроль за соблюдением требований законодательства России в области сельскохозяйственной, рыбной продукции и продовольствия, в том числе импортированных, на всех стадиях их производства, хранения, транспортировки, переработки и реализации. Необходимо исключить бесконтрольное распространение пищевой продукции, полученной из генетически модифицированных растений с использованием генетически модифицированных микроорганизмов и микроорганизмов, имеющих генетически модифицированные аналоги. Уделить максимум внимания совершенство-

ванию системы организации контроля безопасности пищевых продуктов, включая создание современной технической и методической базы.

В области производства сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия усилия считаем справедливой концентрацию усилий на следующих направлениях:повышение урожайности, расширение посевов сельскохозяйственных культур за счет неиспользуемых пахотных земель, реконструкция и строительство мелиоративных систем;более интенсивное развитие животноводства;рас-ширение и более интенсивное использование потенциала водных биологических ресурсов и новых технологий их индустриального выращивания;создание инновационных технологий глубокой и комплексной переработки продовольственного сырья, методов хранения и транспортировки сельскохозяйственной продукции;развитие научного потенциала агропродовольственногорынка, поддержка новых научных направлений в смежных областях науки и реализация мер, предотвращающих утечку высококвалифицированных научных кадров;увеличение темпов структурно-технологической модернизации агропродовольственногорынка, воспроизводства природно-экологического потенциала;развитие системы подготовки и повышения квалификации кадров;совершенствование механизмов регулирования рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в части повышения оперативности и устранения ценовых диспропорций на рынках сельскохозяйственной продукции и материально-технических ресурсов;повышение эффективности государственной поддержки, уделяя особое внимание созданию условий для финансовой устойчивости и платежеспособности товаропроизводителей.

В области развития сельских территорий должны получить развитие направления:социальное обустройство сельских поселе-ний;увеличение финансового обеспечения реализации социальных программ в сельских поселениях;диверсификация занятости сельского населения.

В области внешнеэкономической политики необходимо обес-печивать:оперативное применение мер таможенно-тарифного регулирования для целей рационализации соотношения экспорта и импорта сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольстви-я;активное использование защитных мер при растущем импорте сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, а также в случаях демпинга и применения в зарубежных странах субсидий при их экспорте;поэтапное снижение зависимости отечественного агропродовольственногорынка от импорта технологий, машин, оборудования и других ресурсов.

В этом направлении были предприняты некоторые шаги. Была утверждены целевые программы «Развитие инфраструктуры и логистического обеспечения агропродовольственного рынка, предусматривающее расширение возможностей по хранению и сбыту сельскохозяйственной продукции, в том числе с использованием потенциала открытого акционерного общества «Объединенная зерновая компания» на 2010 - 2012 годы», «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года», «Социальное развитие села до 2013 года».

Все эти целевые программы являются частью большого проекта направленного на развитие российского АПР и снижение уровня рисков и зависимости от внешних факторов и источников продовольствия, что должно позволить обеспечить сохранение продовольственной безопасности России. Чтобы не быть голословными приведем суммы государственных ассигнований на реализацию программы.

Объем ресурсного обеспечения реализации Государственной программы за счет средств федерального бюджета по годам соста-вит:в 2013 г.-158942948 тыс. руб., а к 2020 г.-217919863,45 тыс. руб.

Такой объем инвестиций позволяет рассчитывать на динамичное развитие отечественного АПР. Но в заключении считаем необходимым напомнить, что важно сосредоточиться, как на развитии внутри страны, так и обеспечить качественное государственное регулирование внешней торговли агропродовольственными товарами. А оно, в свою очередь, должно осуществляться на основе механизма, включающего в себя меры следующих направлений.

1) Меры по защите внутреннего агропродовольственного рынка. Так, одним из основных инструментов регулирования внешней торговли являются тарифы.

2) Меры по совершенствованию законодательной и нормативно-правовой базы для обеспечения эффективных мер в регулиро-

вании внешней торговли, в особенности в области предотвращения поступления на российский рынок недоброкачественной продукции.

3) Меры по формированию и реализации стратегии импорто-замещения. Замещение импорта должно осуществляться посредством стимулирования, развития и защиты собственного конкурентоспособного агропроизводства как основного источника удовлетворения потребностей населения в полноценном и здоровом питании. При совершенствовании структуры продовольственного импорта особое внимание следует уделять сокращению закупок продукции, которая не способствует обеспечению экономической и продовольственной безопасности, сократить импорт тех товаров, которые было бы целесообразно производить внутри страны, и удовлетворять спрос на них в рамках импортозамещения.

Литература:

1. Aлексеев, A.fr Организационно-экономический механизм агропродовольственного рынка северных регионов России [Текст]: Монография / A.R Aлексеев. - М.: МУ им. С.Ю. Витте, 2011.

2. ВТО: Куда же все-таки вступила Россия подборка материалов Aгентства AгроФакт [Электронный ресурс]. - Режим доступа http://www.agronews.ru/news/detail/117664/ (дата обращения

16.09.2012).

3. Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.mcx.ru/documents/document/show/14857.19.htm (дата обращения 15.09.2012).

4. Карташов Е. Ф. Aгропродовольственный рынок России и вступление в ВТО [Электронный ресурс]. - Режим доступа http:// www.scienceeducation.ru/pdf/2012/3/187.pdf (дата обращения

14.09.2012).

5. Минаев AM. Факторы, влияющие на развитие агропродо-вольственного рынка // Продовольственная стратегия России в XXI веке. Материалы научно-практического круглого стола. - М.: МИ-ЭМП, 2010.

6. Фетюхина О.Н., Теоретические аспекты развития агропро-довольственного рынка России в условиях глобализации // Управление экономическими системами. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://uecs.ru/otraslevaya-ekonomika/item/519-2011-07-14-10-53-11 (дата обращения 15.09.2012).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.