Научная статья на тему 'Проблемы рисков для российского аграрного сектора в условиях ВТО'

Проблемы рисков для российского аграрного сектора в условиях ВТО Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
141
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РИСКИ / АГРАРНЫЙ СЕКТОР / ВТО / СТРАТЕГИЯ / ГОСПРОГРАММА / RISKS / AGRARIAN SECTOR / WTO / STRATEGY / STATE PROGRAM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Донник И. М., Воронин Б. А., Васильцова Л. И.

Вступление Российской Федерации во всемирную торговую организацию объективно актуализирует проблему рисков имеющихся в российском аграрном секторе. Анализ рисков и возможные негативные последствия для агропромышленного комплекса, связанные с членством России в ВТО потребует принятия адекватных мер и. прежде всего, направленных на поддержку российских сельскохозяйственных товаропроизводителей в условиях ВТО. Игнорирование в управленческой деятельности имеющихся рисков и непринятие необходимых мер может создать проблемы для устойчивого развития отечественного АПК в условиях Всемирной торговой организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of risks for the Russian agrarian sector under WTO conditions

Entry of the Russian Federation into the World Trade Organization objectively actualizes the problem of risks existing in the Russian agrarian sector. Analysis of the risks and possible negative consequences for agriculture, associated with Russian membership in the WTO will require the adoption of adequate measures and. primarily aimed at supporting Russian agricultural producers under WTO conditions. Ignoring in administrative activity existing risks and the failure to take appropriate measures may create problems for the sustainable development of domestic AIC under conditions of the World Trade Organization.

Текст научной работы на тему «Проблемы рисков для российского аграрного сектора в условиях ВТО»

Экономика ‘^*к>

ПРОБЛЕМЫ РИСКОВ ДЛЯ РОССИЙСКОГО АГРАРНОГО СЕКТОРА В УСЛОВИЯХ ВТО

и. м. донник,

доктор биологических наук, профессор, академик Россельхозакадемии, ректор,

Б. А. ВОРОНИН, доктор юридических наук, профессор, проректор,

Л. И. ВАСИЛЬЦОВА, г; 620075, Г. Екатеринбург, доктор Юридических наук, Профессор, ! ул. К. Либкнехта, Д. 42; Уральская государственная сельскохозяйственная академия ^ тел.: 8 (343) 371-33-63

Положительная рецензия представлена А. Н. Митиным, доктором экономических наук, профессором, заведующим кафедрой теории и практики управления Уральской государственной юридической академии.

Российский аграрный сектор экономики всегда существовал в условиях рискованного ведения сельскохозяйственного производства.

Особую актуальность проблема рисков для позитивного развития отечественного агропромышленного комплекса может приобрести в настоящее время в связи с вступлением Российской Федерации во Всемирную торговую организацию.

В экономической науке существует интегрированный показатель различного вида рисков, который в условиях макроэкономики в той или иной степени распространяется и на аграрный сектор.

Перечислим эти риски:

1. природные — землетрясения; сели; лавины; оползни; природные пожары; наводнения и паводки;

2. техногенные — транспортный; аварийность на производственных объектах;

3. экономический—производственный; научно-технический; внешнеэкономический; продовольственный;

4. финансовые — кредитный; ценовой; налоговый; инвестиционный; теневая экономика и коррупция;

5. энергетические — технологический, социально-экономический;

6. социальные — качество и уровень жизни населения; занятость населения, криминогенный;

7. демографические — общедемократический; феминизм; социально-значимые заболевания; миграционные процессы;

8. экологические — природные ресурсы; загрязнение окружающей природной среды.

Как видно у каждого из вида рисков имеются свои модули для их оценки.

В Стратегии инновационного развития агропромышленного комплекса Российской Федерации на период до 2020 г., утвержденной решением коллегии Министерства сельского хозяйства Российской Федерации (протокол № 10 от 27.09.2011 г.) [1] перечисляются виды рисков, которые могут обостриться в условиях ВТО.

Конкретизируем отдельные из них.

Усиление межотраслевой конкурентной борьбы за факторы, определяющие конкурентоспособность инновационных систем в АПК, в первую очередь, за квалифицированную рабочую силу и капиталы (инвестиции, привлекающие в проекты новые знания, технологии, компетенции), резкое повышение мобильности этих факторов. В условиях низкой эффективности и недостаточной инвестиционной при-

влекательности сельского хозяйства, сосредоточения значительной части сельскохозяйственного производства в мелких хозяйствах населения происходит ухудшение его кадрового обеспечения, «вымывание» идей, капитала, выведение земель из хозяйственного оборота.

Изменение климата и деградация агропочвенного потенциала, высокий уровень зависимости сельского хозяйства от почвенно-климатических условий, особенно в условиях нарастания колебаний погодных условий, дестабилизирует деятельность отрасли. Специализация сельскохозяйственных производств и переход к коротко-ротационным севооборотам, низкий уровень внесения удобрений и ослабление других почвозащитных мероприятий вызывают снижение почвенного плодородия. Происходит накопление болезней и вредителей, специфических сорняков.

Повышение вероятности распространения конвенционных (особо опасных) и экзотических трансмиссивных вирусных болезней продуктивных животных и растений на территории страны в условиях глобализации и расширения внешнеэкономических, культурных и туристических связей.

Низкий уровень прибыльности у значительной части сельскохозяйственных товаропроизводителей, ограничивающий возможность осуществлять расширенное воспроизводство и инновационные проекты, переход к новым ресурсосберегающим технологиям. В результате сложилась парадоксальная ситуация, когда огромные площади земель сельскохозяйственного назначения не используются в условиях недостатка собственного продовольствия и неоправданно больших объемов его импорта.

Сосредоточенность значительной части сельскохозяйственного производства в мелких низкодоходных хозяйствах населения, которые не в состоянии осуществить переход к инновационному развитию.

Отсутствие требуемых заделов по отдельным специфичным направлениям научных исследований и технологических разработок, по новейшим технологиям в сельском хозяйстве.

Слабая материально-техническая база и низкие темпы обновления основных производственных фондов, что отрицательно сказывается на своевременном выполнении основных технологических процессов в сельском хозяйстве, переработке сырья и качестве выпускаемой продукции, не позволяет в полной мере обеспечить на внутреннем рынке импортозамещение

Экономика

отечественной продукцией. Модернизация пищевой и перерабатывающей промышленности осуществляется в основном на базе импортного оборудования, что создает значительные риски для развития отрасли; продолжающееся технико-технологическое отставание массового агропромышленного производства, неразвитость инновационной системы АПК, стагнация сельскохозяйственного машиностроения и машиностроения для пищевой и перерабатывающей промышленности, а также других отраслей промышленности, сферы производственного обслуживания аграрного сектора — основных факторов роста производительности труда и конкурентоспособности отечественной сельскохозяйственной продукции и продовольствия.

Отставание в создании современной нормативнотехнической и нормативно-правовой базы (технические регламенты, национальные стандарты и др.), обеспечивающей производство и товарооборот сельскохозяйственного сырья и продуктов питания.

Отставание социальной инфраструктуры сельских территорий от городов, а доходов занятых сельскохозяйственной деятельностью от их уровня у работников других сфер экономики, низкий уровень престижа крестьянского труда, и как следствие дальнейшее снижение уровня заселенности сельской местности, отток квалифицированных кадров, в особенности молодежи, из сферы сельскохозяйственной деятельности, падение семейных ценностей, потеря чувства перспективы, алкоголизация значительной части сельского населения; неразвитая инфраструктура агропродовольственного рынка и сложность доступа к ней сельскохозяйственных товаропроизводителей, возрастающая монополизация его крупными торговыми сетями, рост импорта сельскохозяйственной продукции и продовольствия, предстоящее ужесточение условий внешнеэкономической деятельности при вступлении России в ВТО.

Недостаточное и несвоевременное финансирование программных мероприятий, особенно на уровне субъектов Российской Федерации.

Ухудшение экологического состояния агропромышленного производства в отдельных регионах сельской местности в связи с возрастающей его концентрацией, ослаблением контроля за технологиями производства и качеством пищевых продуктов.

Постановлением Правительства Российской Федерации № 717 от 14 июля 2012 г. утверждена Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 гг. [2].

В параграфе X определены риски реализации Го-спрограммы, к которым относятся:

— макроэкономические риски, включающие рост цен на энергоресурсы и другие материально-технические средства, потребляемые в отрасли, что ограничивает возможности значительной части сельскохозяйственных товаропроизводителей осуществлять инновационные проекты, переход к новым ресурсосберегающим технологиям, а также обеспечивать реализацию модели ускоренного экономического развития;

— внешнеторговые риски, связанные с изменением конъюнктуры мирового рынка продовольствия и возникающими в связи с этим ценовыми колебаниями;

— природные риски, связанные с размещением большей части сельскохозяйственного производства в зонах рискованного земледелия, что приводит к существенным потерям объемов производства, ухудшению ценовой ситуации и снижению доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей, а также к росту импорта продовольственных товаров.

Предварительные расчеты показывают наличие и таких рисков в условиях присоединения к ВТО:

— снижение инвестиционной привлекательности и рентабельности предприятий;

— невыполнение показателей Доктрины продовольственной безопасности РФ;

— банкротство малых и средних форм предприятий из-за низкой конкурентоспособности;

— сокращение рабочих мест, снижение доходов и уровня жизни на селе.

Госпрограммой предусмотрены меры по адаптации агропромышленного комплекса и снижения рисков в условиях ВТО.

Эти меры осуществляются в рамках реализации:

— плана действий Правительства Российской Федерации, направленных на адаптацию отдельных отраслей экономики к условиям членства Российской Федерации в ВТО;

— плана по реализации предложений делового сообщества в отношении адаптации экономики Российской Федерации к условиям членства в ВТО;

— плана мероприятий Министерства сельского хозяйства Российской Федерации по реализации плана действий Правительства Российской Федерации, направленных на адаптацию отдельных отраслей экономики к условиям членства Российской Федерации в ВТО.

Кроме того, утверждена «дорожная карта» по таможенно-тарифному и нетарифному регулированию импорта сельскохозяйственной продукции в рамках присоединения России к ВТО, которая подготовлена структурными подразделениями ведомства с участием отраслевых союзов и интегрирует основные направления поддержки подотраслей сельского хозяйства, где возникают риски в связи с присоединением к ВТО.

Разрабатывается российский национальный стандарт и система оценки качества мяса крупного рогатого скота.

Для преодоления возможных негативных последствий предусматриваемся реализация следующих мероприятий:

— продление действия ряда налоговых льгот для сельскохозяйственных товаропроизводителей, в том числе льготы по налогу на прибыль, льготы по налогу на добавленную стоимость при реализации и ввозе всех видов племенной биопродукции до 2020 г.;

— принятие федерального закона «О ветеринарии», направленного на совершенствование правового регулирования отношений в области ветеринарии, а также на гармонизацию российского законодательства с требованиями международных организаций;

Аграрный вестник Урала № 3 (109), 2013 г. _

Экономика ^*5

— подготовка перечня сельскохозяйственной продукции и продовольствия, в отношении которых устанавливается запрет на закупки для государственных и муниципальных нужд в случае, если страной происхождения таких товаров не являются государства-участники Единого экономического пространства;

— усиление таможенного администрирования ввоза сельскохозяйственной продукции (особенно говядины) со стороны Федеральной таможенной службы;

— внесение изменений в Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства» с целью определения критериев неблагоприятных регионов для ведения сельского хозяйства, в которых выплаты сельскохозяйственные товаропроизводителям не будут подлежать ограничениям;

— стимулирование спроса на сельскохозяйственное сырье и продовольствие за счет продовольственной помощи низкодоходным слоям населения,

поддержки питания отдельных социальных групп (например, школьное питание), реформирование системы закупок продовольствия для государственных нужд (например, закупка российского продовольствия на нужды армии, закупки госрезерв и др.).

Вместе с тем для решения задачи повышения конкурентоспособности российского агропромышленного комплекса до окончания переходного периода и вступления в силу всех обязательств в рамках ВТО необходимо создать условия для скорейшего перевода отрасли на новую технологическую основу повышения ее конкурентоспособности, что будет возможно только при обеспечении полноценного финансирования Государственной программы.

Процессы управления рисками сегодня приобретают особую актуальность, ибо от этого зависит экономическая эффективность развития отечественного агропромышленного комплекса и его реальная возможность выхода на мировой агропродовольствен-ный рынок.

Литература

1. Отдельное издание Минсельхоза России 2011 г.

2. Бюллетень нормативных актов 2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.