Научная статья на тему 'Роль государства в экономическом и социальном развитии общества'

Роль государства в экономическом и социальном развитии общества Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3583
215
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Турчанинова Т. В., Храпов В. Е.

В статье проанализирована роль государства в экономическом и социальном развитии общества (на примере США и Советского государства в период НЭПа). Обоснована необходимость государственного регулирования рыночной экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On role of a state in economic and social development of a society

The paper has analyzed the role of a state in economic and social development of a society (on the example the USA and the Soviet state during the New Economic Policy). The author has proved the necessity of the state regulation of market economy.

Текст научной работы на тему «Роль государства в экономическом и социальном развитии общества»

Турчанинова Т.В., Храпов В.Е. Роль государства в экономическом... УДК 338.2(47+57)(73):94

Роль государства в экономическом и социальном развитии общества

Т.В. Турчанинова, В.Е. Храпов

ОАО "Мурманская судоверфь - СДП"

Аннотация. В статье проанализирована роль государства в экономическом и социальном развитии общества (на примере США и Советского государства в период НЭПа). Обоснована необходимость государственного регулирования рыночной экономики.

Abstract. The paper has analyzed the role of a state in economic and social development of a society (on the example the USA and the Soviet state during the New Economic Policy). The author has proved the necessity of the state regulation of market economy.

1. Введение

В настоящее время все реально существующие экономические системы являются смешанными, где функционирование частного сектора, основанного на рыночной экономике, модифицируется различными способами государственным сектором.

Россия вступила в новое XXI столетие, находясь в условиях глубочайшего системного кризиса, поиска новых подходов к экономической и социальной политике, осознания своего места в истории человеческой цивилизации. В настоящее время вопросы соотношения рыночного саморегулирования и контролирующей роли государства, оздоровления финансовой системы и укрепления доверия к рублю, создания современных корпоративных структур и функций естественных монополий не решены (Абалкин, 1999).

Для России жизненно важным является создание современной экономики, основанной на рыночных механизмах и государственном регулировании, которое и в экономически развитых странах является важнейшим инструментом эффективности национальных экономик.

2. Экономическая роль и функции правительства США

Экономические системы мира отличаются друг от друга соотношением роли правительства и рынка в управлении экономикой. Например, в экономике КНДР важнейшее значение имеет централизованное планирование; в США экономика представляет собою преимущественно рыночную систему, но существенное значение в ней имеют экономические функции правительства: федерального, штатов и местных органов власти.

Одним из оценочных количественных показателей экономической роли правительства можно условно считать следующий: соотношение частей национального продукта, обеспечиваемого рыночной системой и производимой под управлением правительства. Кроме того, следует учитывать, что правительство, кроме финансирования производства, осуществляет программы социального страхования и социального обеспечения в целях перераспределения дохода в частном секторе экономики. Например, в США в настоящее время около 4/5 национального продукта обеспечивается рыночной экономикой, остальная его часть производится при участии государства. Кроме того, налоги и общий объем правительственных расходов, включая покупку товаров, услуг и социальные программы, составляют приблизительно 1/3 национального продукта.

Практически правительство США вовлечено во все сферы экономической деятельности через систему регулирующих мер, например, по защите окружающей среды, охране здоровья и труда рабочих, защите потребителей от опасных для здоровья продуктов, обеспечению равного доступа к вакантным рабочим местам, контролю над практикой ценообразования.

За базу для анализа экономической деятельности правительства можно взять пять его функций, с помощью которых решаются две группы экономических задач.

К первой группе относятся задачи правительства по созданию оптимальных условий для функционирования рыночной системы. К этой сфере можно отнести два важнейших вида деятельности правительства: первый - обеспечение правовой базы и общественного мнения, которые способствуют эффективному функционированию рыночной системы; и второй - защита конкуренции.

Ко второй группе относятся задачи правительства по совершенствованию сферы функционирования рыночной системы за счет следующих трех правительственных функций: первая -

перераспределение дохода и богатства; вторая - корректировка распределения ресурсов для изменения структуры национального продукта; третья - контроль над уровнем занятости и инфляции вследствие колебаний экономической конъюнктуры, стимулирование экономического роста в целях стабилизации экономики (Грейсон, О'Делл, 1991).

Государственное регулирование экономики непосредственно связано с экономической политикой и направлено на ее реализацию. Государство для реализации целей своей экономической политики использует различные формы и методы, которые в единстве образуют инструментарий государственного регулирования экономики.

Государство использует методы прямого и косвенного воздействия на экономику, использование которых предполагает применение характерных для них приемов и средств. Метод прямого воздействия осуществляется средствами административного и экономического влияния. Косвенный метод регулирования осуществляется только экономическими средствами.

Формами государственного регулирования экономики, под которыми понимается конкретное выражение приемов и средств регулирования, являются: законодательные и нормативно-правовые акты, государственный заказ, государственные инвестиции, государственные кредиты, субсидии, лицензирование и квотирование, применение санкций, охрана окружающей среды, государственное экономическое прогнозирование, государственное экономическое программирование, бюджетно-налоговая система, денежно-кредитная политика, валютная политика, таможенная политика.

3. Основные инструменты государственного регулирования экономики

1) Государственное экономическое прогнозирование основано на результатах анализа реального положения дел в экономике: существующие потребности и возможности использования всех факторов и имеющихся ресурсов на основе учета тенденций развития науки, техники, интеллектуального потенциала, что позволяет получить достоверные знания о возможных процессах в экономике в конкретных условиях. Исследование вариантов развития помогает осознанно формировать экономическую политику, определять совокупность рычагов, обеспечивающих ее эффективную реализацию.

2) Государственное экономическое программирование представляет собой высшую форму государственного регулирования экономики: социально-экономические программы, базируясь на экономических прогнозах, должны использовать весь комплекс элементов государственного регулирования экономики и иметь целевую направленность. В экономических программах формулируются цели развития, определяются материальные и финансовые средства для реализации этих целей. Объектами целевых экономических программ являются, в частности, важнейшие народнохозяйственные комплексы. В рыночной экономике экономическое программирование носит индикативный характер.

3) Бюджетно-налоговая система является одним из существенных рычагов реального экономического воздействия государства на хозяйственные процессы. Масштабы государственного бюджета, определяемые объемом его доходной части, его долей в валовом внутреннем продукте (ВВП), создают реальные возможности влияния на социально-экономические процессы. Государственное влияние на экономику реализуется на основе формирования структуры расходной части бюджета. Основным источником доходной части бюджета являются налоговые поступления. Влияние налоговой системы на экономику связано с совершенствованием налоговых ставок, механизма селективного определения объектов льготного налогообложения.

4) Денежно-кредитная политика и ее инструменты являются важнейшим средством воздействия государства на хозяйственные процессы. Денежно-кредитная политика государства должна быть направлена прежде всего на обеспечение устойчивого денежного обращения, непосредственно связанного с потребностями процесса воспроизводства. В процессе реализации денежно-кредитных способов регулирования экономики тесно переплетаются прямые и косвенные методы. К инструментам прямого экономического воздействия относятся: целевое кредитование, установление кредитных ставок и прямой контроль над их уровнем. Меры, связанные с целевым кредитованием, выражаются в существовании специальных кредитно-финансовых учреждений, осуществляющих кредитование предприятий по льготным ставкам. Кредитование осуществляется на строго установленные цели и в определенных размерах. Кредитные "потолки" являются ограничениями объемов кредитов тех или иных видов, что позволяет сдерживать чрезмерную кредитную активность в отдельных сферах хозяйственной деятельности. Прямой контроль над уровнем кредитных ставок осуществляется в России путем установления ставки рефинансирования и определением нормы обязательного резервирования средств коммерческих банков в Центральном банке Российской Федерации.

К косвенным методам денежно-кредитного регулирования относятся следующие: регулирование минимальных резервных требований, осуществление дисконтной политики (регулирование учетных

ставок по кредитам), купля-продажа иностранной валюты, изменение курса национальной валюты, эмиссия денег в обращении в рамках определенных нормативов.

5) Таможенная политика является действенным рычагом государственного регулирования экономики в отношении ее субъектов, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, что в значительной степени относится к рыбохозяйственному комплексу.

Государственное регулирование рыночной экономики в целом является комплексом административных, экономических, институциональных, структурных и других направлений вмешательства государства в рыночную экономику. Макроэкономическая политика включает следующие инструменты государственного регулирования экономики: реформирование налоговой системы, совершенствование таможенной политики, повышение эффективности бюджетной политики (с акцентом на систему межбюджетных отношений), преодоление проблем кредитно-денежной политики. Для государственного регулирования развития рыбохозяйственного комплекса представляется целесообразным использовать именно эти инструменты.

В основе государственного регулирования рыночной экономики лежит возможность воздействия государства на сферу обращения для создания наиболее эффективного взаимодействия основных рыночных факторов: спроса, предложения и цены. При этом государство определяет наиболее перспективные народнохозяйственные комплексы, развитие которых может стимулировать повышение эффективности экономики в целом.

4. Анализ роли государства в экономическом и социальном развитии общества (на примере США)

Государство должно являться инициатором формирования национальной идеи и национальной стратегии, обязано быть главным источником и координатором социальной ориентации развития страны.

В США развитие государственности и современная практика хозяйствования обуславливают уникальный потенциал эффективности государственного регулирования, главной причиной которого являются конструктивные отношения с гражданским обществом: государство должно служить людям, и этот приоритет сложился исторически. Американское государство возложило на себя задачу по реализации основных потребностей общества, прежде всего обеспечение безопасности и конституционной законности в стране. Основу разделения труда между обществом и государством составляет принцип социально-экономической эффективности.

Современная экономика США является комплексной многоукладной, или смешанной: и государственной, и рыночной. В комплексной экономике государство обслуживает основную часть сектора общественных потребностей, рынок - определенный спектр индивидуальных или частных потребностей. Современное состояние американской экономики характеризуется лидерством государства в системе существующих общественных укладов. Результатом деятельности государства является упорядочение сфер общественной и личной жизни, включая нормы и правила социального и экономического поведения.

В США в области гражданских экономических программ определилась ориентация на дальнейшее социальное развитие общества и сокращение расходов на создание конкурентной среды в экономике. Уровень расходов стабилен на финансирование фундаментальной науки, космические исследования, образование, охрану окружающей среды, транспортную инфраструктуру, и возрастают расходы на здравоохранение, профилактику заболеваний, борьбу со СПИДом и наркоманией. Государственное воздействие на народнохозяйственные процессы в США проявляются через систему правовых институтов: законодательное регулирование, установление стандартов, бюджетно-финансовые и налоговые рычаги. Государство влияет на воспроизводственный процесс также через совместные частно-государственные мероприятия и различного рода контракты.

Главной особенностью американских государственных структур является их децентрализация, при которой федеральное правительство, правительства штатов и местные муниципальные органы играют каждый свою специализированную роль, качественно различную от другого уровня, но в равной мере необходимую. Штатные и местные органы власти независимы в своих внутренних делах: они имеют самостоятельные источники доходов, в рамках Конституции осуществляют законодательное и правовое регулирование, самостоятельно проводят правовое регулирование бизнеса, устанавливают природоохранные и другие стандарты, поддерживают правопорядок, контролируют значительную часть социальной и культурной сферы. Местные органы власти, на которые приходится 46 % всех правительственных капиталовложений, вносят существенный вклад в инвестирование социально-экономического развития. Например, штаты и местные органы власти финансируют более 90 % всех затрат в сфере высшего и среднего образования, 80 % строительства шоссейных дорог, несут 50 % затрат по развитию авиатранспорта.

Доминантной характеристикой американской государственной системы является особая структура государственного аппарата на федеральном уровне. Крупнейшие министерства и ведомства США, ответственные за социально-экономическое развитие, например, министерства торговли, труда, сельского хозяйства, образования, городского хозяйства, Бюро переписей, Национальный научный фонд, Бюджетное бюро конгресса - по своим функциям, структуре и составу кадров представляют собою мощные научно-координационные и консультативные учреждения, обслуживающие подведомственную им сферу. Значительное место в деятельности отраслевых или хозяйственных министерств занимает распространение технических, организационных, экономических и других новаций, в частности, конверсионных, через свои региональные филиалы, станции, широкую информационную деятельность и соответствующие центры. На каждое федеральное государственное ведомство возложено выполнение большого объема общедоступной статистической и информационной работы, что является основой всестороннего обоснования ежегодных бюджетных заявок. В настоящее время США обладают самой совершенной в мире системой экономической статистики, включающей данные для анализа текущих и прогнозных тенденций.

США являются страной, где на всех этапах ее развития всегда были сильны требования ограничения роли государства, поэтому возникло ощущение о незначительной роли государственного регулирования. На самом деле активная, целенаправленная, и эффективная государственная деятельность обеспечила социально-экономический взлет США: от колониального управления к национальному государству. Истоки эффективного государственного регулирования находятся в уникальном опыте развития гражданского общества США (Богарт, 1927).

В США демократическая государственность развивалась самобытным путем при отсутствии типичных для Европы социал-демократических традиций. В настоящее время в США общественное мнение не сомневается в необходимости широкомасштабного государственного регулирования, определяемого, во-первых, закономерностями общественного развития, во-вторых, национальной спецификой страны. Общественное развитие США складывается из экономической и социальной составляющих, которые взаимозависимы. В странах демократии деятельность человека в государственной сфере является не только областью исключительных возможностей, но и одновременно объектом жесткого контроля и ответственности перед обществом.

Американское правительство постоянно проводило политику, имевшую своим результатом перераспределение общественных ресурсов и доходов. Экономическое развитие США подразделяется на два этапа. На первом этапе преобладала экономическая ориентация развития общества, на втором этапе, который начался с первой трети ХХ века (с "нового курса" Ф.Д. Рузвельта) - социальная ориентация. Земельная политика, стимулирование промышленности и железнодорожного строительства, тарифное, антитрестовское и природоохранное законодательства, медицина, образование и помощь бедным составляли объекты государственного регулирования и в XIX, и в ХХ веках. Значение политики президента Ф. Рузвельта заключалось в том, что она использовала объективные законы социализации общественного развития и имела огромное значение для дальнейшего развития США по трем ключевым позициям.

Во-первых, "новый курс" положил начало формированию социального государства, которое было и остается феноменальным явлением современной мирохозяйственной системы. Проблема справедливости были возведена в ранг общенациональной значимости. В послевоенные годы новая социальная политика была продолжена в период президентства Дж. Кеннеди, Л. Джонсона и Дж. Форда, когда был взят курс на еще более глубокие социальные преобразования, не получившие достаточного финансирования в 30-е годы. В 80-е годы ХХ века социальные расходы прочно заняли первое место в бюджете государства, превысив по объему финансирования все другие статьи. Прежде корпорации стремились освободиться от сковывающей их активности государства и пресечь его социальную политику, но со времени "нового курса" они стали рассматривать ее как средство решения собственных проблем. Социализация бизнеса стала несомненной тенденцией современности.

Во-вторых, "новый курс" Ф. Рузвельта послужил началом революции в распределении расходов, которая обеспечила переход США на более высокую ступень социально-экономического развития, о чем свидетельствует рост личных доходов: в период с 1890 по 1939 год личные доходы населения увеличились на 142 %, с 1939 по 1989 год - на 310 %. Население получало эквивалентную долю результатов роста производительности труда, так как темпы роста национального и личных доходов были синхронны. Доля беднейших слоев населения с доходами менее 2 тыс. долларов в год в период с 1935 по 1964 год снизилась с 74,1 до 5,3 %, а несемейных лиц - с 65 до 15,8 %. Доля семей и лиц с доходами от 2 до 3 тыс. долларов снизилась в два раза, доля всех остальных групп, кроме богатейших, увеличилась, пополнив широкий слой американского среднего класса.

В третьих, "новый курс" Ф. Рузвельта заложил основу принципиально нового типа общественной регуляции, в которой государство стало играть главную, ведущую роль. Американское общество с самого начала формировало государство по своему образу и подобию, поэтому США, как государство, стало высокоэффективным и антимонополистическим.

Таким образом, государство превратилось в главный центр общественной регуляции, что возложило на него ответственность за разработку стратегического курса, общественную стабильность, национальный консенсус и эффективность действий всей системы общественного управления. Усиление государственного регулирования не только не уменьшило значения рынка и прочих традиционных механизмов, но и сделало их элементами новой, более зрелой структуры управления.

5. Экономика Советского государства в период НЭПа

В истории России также есть достаточно яркий аналог успешного государственного регулирования рыночной экономики методами государственного капитализма - это период новой экономической политики (НЭП) в Советском Союзе. Между государственным и частно-хозяйственным капитализмом имелись различия: различные уклады, разные формы хозяйства, что определяло и различные формы и методы их регулирования и руководства ими. В одном случае - при направлении капитализма в русло государственного капитализма - капиталисты вступали в договорные отношения с государством, обязывались осуществлять хозяйственную деятельность на условиях и в границах, определенных договором с государством. В другом случае капиталисты не желали вступать в какие бы то ни было соглашения с государством и сопротивлялись государственному регулированию и контролю.

При экономических связях государства с частным капиталом, основанных на договорах, государство в большей или меньшей степени подчиняло частный капитал своей хозяйственной политике, ставя его на службу социалистической экономике под непосредственным государственным управлением и контролем. В таких организационно-правовых формах госкапитализма как смешанные, государственно-частные общества и предприятия, государство получало возможность непосредственно планировать деятельность частного капитала. Частно-хозяйственный капитал оставался для Советской власти стихийно-анархическим капитализмом. Государство регулировало развитие частнохозяйственного капитализма, сферу его деятельности, размеры накопления, используя в этих целях политику организации снабжения, кредитования, налоговую политику, политику цен и другие экономические и административно-правовые рычаги воздействия. Советское государство применяло на практике две формы, два типа регулирования капитализма: государственно-капиталистическое, основанное на различного рода соглашениях с капиталистами о сотрудничестве их на определенных условиях с государством, под его прямым контролем; регулирование, основанное на экономическом и внеэкономическом воздействии на деятельность капиталистов.

В системе принципов и методов государственного капитализма большое значение имело включение частного капитала в организованные формы промышленной и торговой деятельности, объединение его в различные общества, товарищества, группы. Организованные формы деятельности частного капитала, не затрагивая отношений собственности, давали возможность государству осуществлять более полно учет и контроль над ним и его регулирование. Частный капитал, организованный в различные открытые легальные формы объединений, ставил себя под контроль государства, что способствовало более успешной борьбе Советской власти с нелегальными формами его деятельности и преодолению стихийных элементов в экономической жизни, связанных с развитием капитализма.

Последовательно осуществляя политику направления капитализма в русло государственного капитализма, Советское государство регулировало капитализм также обычными методами экономического и внеэкономического характера. Эти методы оставались главными в отношении преобладающей части частного капитала. Регулирование капитализма в промышленности требовало применения различных форм и методов надзора, учета и контроля. Рамки предпринимательской деятельности частного капитала регламентировались допущением его в определенных отраслях промышленности, ограничивались размерами предприятий, отпуском сырья, материалов, оборудования, условиями кредитования, налоговой политикой, уровнем тарифов за перевозки.

Важнейшим условием борьбы с частным капиталом было регулирование рыночных цен на основе политики снижения промышленных цен. Одна из главных задач политики цен и их регулирования состояла в том, чтобы государственные организации и кооперация, сосредоточивая в своих руках основную массу продуктов, необходимых широким массам потребителей, продавали их дешевле частника, преодолевая и вытесняя таким образом частный капитал экономически. Советская политика снижения цен вынуждала частника снижать цены, что означало уменьшение суммы накопления в частном секторе.

Одним из наиболее действенных орудий регулирования темпов роста и развития частного капитала была налоговая политика, которая носила ярко выраженный классовый характер: состоятельные капиталисты облагались высокими налогами, постепенно увеличивалась доля изъятия из доходов частных промышленников и торговцев в государственные доходы, т. е. ставились определенные границы капиталистическому накоплению. Установленные налоговым законодательством виды налогов и дифференцированные ставки налогообложения затрудняли конкуренцию частного капитала с государственными и кооперативными предприятиями. В то же время налоговая политика предусматривала значительные преимущества для государственных и кооперативных промышленных предприятий и организаций.

В течение длительного времени в период НЭПа Советское государство не отказывалось от использования частного капитала в народном хозяйстве. В течение всего этого периода государство с полным пониманием дела регулировало в интересах общества степень использования частного капитала, не отказываясь от его услуг. Гибко и умело используя ресурс государственного капитализма государство регулировало потенциал частного капитала.

В тот период времени советская власть самостоятельно без помощи извне и при отсутствии какого-нибудь опыта в истории мировой экономики доказала эффективную роль государства в решении проблем советской власти, где особую роль сыграли специалисты - государственники высочайшей квалификации.

6. Заключение

Экономика Советского государства в период НЭПа, а также развитие американской экономики в этот же период доказали эффективную роль государственного регулирования, что является необходимым условием существования любого государства. Государство обречено на гибель, если его аппарат не признает в качестве своей первоочередной и важнейшей задачи разработку стратегии и тактики государственного регулирования экономической и социальной жизни общества.

Литература

Абалкин Л. Экономические воззрения и государственная деятельность С.Ю. Витте. М., Институт

экономики РАН, 19 с., 1999. Богарт Э.Л. Экономическая история Соединенных Штатов. М, 215 с., 1927.

Грейсон Дж. К. мл., О'Делл К. Американский менеджмент на пороге ХХ1 века. М., Экономика, 319 с., 1991.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.