Научная статья на тему 'Специфика формирования национальной модели государственного предпринимательства'

Специфика формирования национальной модели государственного предпринимательства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
359
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / МОДЕЛИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / МОДЕЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА РОССИИ / ЕВРОПЕЙСКАЯ МОДЕЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / STATE ENTREPRENEURSHIP / THE MODELS OF STATE ENTREPRENEURSHIP

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пугачев Илья Олегович

В статье рассматривается специфика формирования моделей государственного предпринимательства в Европе, США и России. Раскрываются источники формирования и способы распределения ренты между экономическими субъектами, национальные особенности экономических систем, место и роль субъектов экономики в различных моделях государственного предпринимательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SPECIFICS OF THE FORMATION OF A NATIONAL MODEL OF STATE ENTREPRENEURSHIP

The article considers the peculiarities of the development of models of state entrepreneurship in Europe, the USA and Russia. Disclosed sources of formation and methods of the distribution of rents between the economic agents, the national peculiarities of the economic systems, the place and role of economic subjects in various models of the state entrepreneurship.

Текст научной работы на тему «Специфика формирования национальной модели государственного предпринимательства»

УДК 334.024

СПЕЦИФИКА ФОРМИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ МОДЕЛИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

И. О. Пугачев

THE SPECIFICS OF THE FORMATION OF A NATIONAL MODEL OF STATE ENTREPRENEURSHIP

I. O. Pugachev

Аннотация. В статье рассматривается специфика формирования моделей государственного предпринимательства в Европе, США и России. Раскрываются источники формирования и способы распределения ренты между экономическими субъектами, национальные особенности экономических систем, место и роль субъектов экономики в различных моделях государственного предпринимательства.

Ключевые слова: государственное предпринимательство, модели государственного предпринимательства, модель государственного предпринимательства России, Европейская модель государственного предпринимательства.

Abstract. The article considers the peculiarities of the development of models of state entrepreneurship in Europe, the USA and Russia. Disclosed sources of formation and methods of the distribution of rents between the economic agents, the national peculiarities of the economic systems, the place and role of economic subjects in various models of the state entrepreneurship.

Key words: state entrepreneurship, the models of state entrepreneurship.

В макроэкономических моделях, как правило, система национальной экономики определяется тремя важнейшими агрегированными хозяйствующими субъектами (секторами экономики): домашними хозяйствами, бизнесом и государством. Домашние хозяйства представляют все население страны, являются основной расходующей группой, субъектами личного потребления и сбережений, плательщиками индивидуальных налогов. Бизнес (сектор коммерческих предприятий и организаций, предпринимателей) выступает главным потребителем экономических ресурсов и производителем различных товаров и услуг. Государственный аппарат (государственный сектор) способен мобилизовать средства и организовать производство там, где другим экономическим субъектам это не под силу.

Хозяйственная активность государственной власти весьма разнообразна и имеет ярко выраженную предпринимательскую направленность, которую можно интерпретировать достаточно широко и многозначно. Приемлемой исходной посылкой исследования допустимо считать нижеследующее развернутое определение.

Государственное предпринимательство представляет собой деятельность государства, связанную с использованием казенной собственности и источников ее пополнения, направленную на расширение кругооборота контролируемых хозяйственных ресурсов. В сфере государственного предпринимательства находятся непосредственное ведение хозяйственных дел (ка-

зенное производство товаров и услуг, торговые монополии, займы и субсидии, текущее поступление и расходование средств бюджета) и реализация функций государственного управления (организация кредитно-денежного обращения, законодательное установление налоговых платежей, регулирование режима внешнеэкономических связей, регламентирование цен, тарифов, условий найма рабочей силы). Государственное предпринимательство охватывает спектр отношений с различной степенью эквивалентности: от безвозмездного присвоения и безвозвратного расходования части национального дохода на основании публичного права до обычных рыночных сделок в соответствии с гражданско-правовыми нормами. Объединяющим началом предпринимательства за казенный счет служит бюджет, гарантирующий господство государства в экономической системе страны [1, с. 8].

Реализуя управленческие функции, государственный аппарат стремится выстроить такую инфраструктуру рынка, которая обеспечивала бы не только эффективную работу экономической системы, но и создавала бы дополнительный доход государству. Величина получаемого дохода во многом зависит от источников формирования и способов распределения ренты в экономике.

Модель государственного предпринимательства определяется национальной спецификой стран: историческими условиями развития, совокупностью организационных форм, правовых, культурных, религиозных норм, идеологических установок, культурными традициями и географическим положением.

Модель государственного предпринимательства формирует тип работника, трудовую этику, нормы права, национальные особенности экономики, вырабатывает парадигму мышления, экономические знания и практические навыки, образцы поведения, стимулы и регуляторы воспроизводства, а также определяет набор методов и инструментов, которые применяет правительство, реализуя экономическую политику, ее конечные результаты, долю ренты, поступающую в государственное распоряжение.

Историческая специфика формирования модели государственного предпринимательства на европейском континенте рассматривается в монографии Э. С. Райнерта «Как богатые страны стали богатыми, и почему бедные страны остаются бедными». По мнению автора, история становления европейской модели государственного предпринимательства - это прежде всего история того, как экономическая политика сумела преодолеть устрашающие преграды, поставленные на пути к богатству географией, климатом и культурой [2, с. 44-46].

Концентрация капитала в Европе традиционно считалась средством экономического развития, основная цель которого - эмуляция и накопление знаний. Капитал бесполезен без инновационных возможностей, а их создают только новые технологии и инновации. Первое богатство ведущих государств Европы обеспечивалось тройной рентой - тройной рыночной властью в экономической деятельности, которая отсутствовала в бедных странах; это -промышленное производство, почти полная монополия в одном важном виде сырья, а также прибыльная международная торговля. Созданное богатство сохранялось с помощью высоких входных барьеров: знаний, разнообразия промышленного производства, эффекта межотраслевой синергии, рыночной

власти, низких издержек, экономии на масштабах в использовании военной силы [2, с. 108].

По мере экономического развития европейское правительство создавало модель государственного предпринимательства, основанную на условиях реального (справедливого) распределения ренты между государством, бизнесом и домашними хозяйствами, представленную на рис. 1.

Рис. 1. Европейская модель государственного предпринимательства

Экономический рост и равномерное разделение ренты вели к постепенному росту благосостояния населения, созданию устойчивой базы налогообложения. Высокий уровень потребления трудящихся классов препятствовал созданию избыточного капитала со стороны предпринимателей, формировались социальные институты.

В наши дни фундаментом отраслевой структуры европейской экономики является обрабатывающее производство, сочетающее высокий технологический прогресс и несовершенную конкуренцию, которой, как правило, сопутствует снижение издержек при увеличении масштабов производства [2, с. 37], что значительно повышает производительность труда, уровень заработной платы. Высокая оплата труда до сих пор остается одним из ключевых факторов процветания Европы, ее устойчивого, динамичного развития.

Для европейской модели государственного предпринимательства традиционно характерны следующие черты: высокая доля государственных расходов в структуре ВВП, высокий коэффициент обновления основных фондов, инвестиционная привлекательность, низкая инфляция, высокий уровень заработной платы, сильные профсоюзы, развитая инфраструктура, преобладание готовых изделий в структуре экспорта.

Основные элементы, на которых базируется социальное устройство современной Европы, восходят к эпохе Просвещения, выдвинувшей идею гуманитарных реформ, в которых воплотились понятия свободы и человеческого достоинства [3, с. 324]. Для европейских стран характерен низкий коэффициент имущественного неравенства.

История становления индустриального общества в Европе насчитывает по меньшей мере четыре столетия, в США этот отрезок как минимум вдвое короче. В период становления экономической системы Соединенных Штатов федеральное правительство наряду с государственными мерами поддержки задействовало программы, выгоды от которых распределялись между всеми субъектами экономики.

Развитие инфраструктуры, снижение транспортных издержек, расширение местных рынков способствовали появлению общенациональных компаний, занимающихся бизнесом в масштабах всей страны. Развитый внутренний рынок создал условия для крупного вложения иностранного капитала.

Для американской экономики характерны высокая производительность общественного труда, развитые рыночные институты, высокие денежные доходы, высокая покупательная способность населения, либерализация торговли и денежного рынка, высокий уровень потребления капитала, использование в экономике наукоемких технологий.

Американская модель государственного предпринимательства имеет уникальную структуру, основанную на получении ренты не только из внутренних источников, но и из внешних - из мировой экономики.

Положение США как единственной «сверхдержавы» позволяет задействовать уникальную модель государственного предпринимательства, представленную на рис. 2.

Рис. 2. Американская модель государственного предпринимательства

Соединенные Штаты Америки, являясь мировым лидером, обладают уникальной возможностью «делать деньги из ничего», используя схему «эксплуатации долларом». Цикл государственной долларовой эксплуатации охватывает следующие фазы: товарное кредитование США остальным миром; накопление долларовых резервов за рубежом; «связывание» их в американских ценных долговых бумагах; периодическое сжатие рынка облигаций и поощрение рынка акций, для того чтобы сместить центр тяжести на частный долг; обвал фондовой биржи, снижение общей задолженности; размещение получаемых монетарных дивидендов в прямые иностранные инвестиции, предназначенные для усиления американского капитала в ТНК; выкачивание через ТНК реальных ресурсов для вывоза в США [4, с. 24].

Данная схема беспрецедентна и неповторима, поскольку для США нет валютной границы между внутренним и внешним миром, как у всех других стран. Обязательства перед внешним миром деноминированы в долларах; их экономическая суть - обязательства США перед самими собой [4, с. 25].

Источник формирования ренты в американской модели государственного предпринимательства - капитал, большая часть доходов от которого оседает в частном бизнесе. Весьма показательны данные за 2000 г. по прямым инвестициям, размещенным за рубежом, фактически в капитале и оборотных средствах филиалов транснациональных корпораций поступления были в 1,3 раза больше, чем выплаты. И еще один немаловажный момент привлекает внимание: на 99 % инвестиционные доходы США - негосударственные, тогда как расходы, напротив, на 1/3 государственные [4, с. 27].

Асимметричная структура доходов и расходов приоткрывает то значение, которое имеет для США частный бизнес.

Мировая экономика в большей мере зависит от состояния американской экономики, та в свою очередь - от американского фондового рынка, а этот рынок в значительной степени определяется котировками 10-15 компаний, большинство из которых - компании «новой экономики» [5, с. 217].

Главенство бизнеса в американской модели государственного предпринимательства сосредоточивает социально-экономический анализ на показателях эффективности производства и прибыли. Производство преимущественно развертывается по пути создания технологий и продуктов, хотя и имеющих порой планетарное значение, но остающихся вполне массовыми и стандартизированными. Особенностью социальной сферы в США является максимальное использование рыночного механизма в процессе решения социальных проблем. Государство рассматривается как составная часть и гарант всей национальной системы социального страхования и обеспечения граждан.

Истоки российской модели государственного предпринимательства восходят к временам Петра I. В Московской Руси, несмотря на значительное развитие крупной купеческой и мелкой розничной торговли, промышленность имела примитивный, кустарный характер и сохранила бы его еще надолго, если бы на сцену не выступил новый фактор - государство [6, с. 84, 85].

В допетровской Руси не существовало промышленного капитализма, но был развит торговый капитализм. Купцы не обнаруживали наклонности захватить в свои руки производство, а предпочитали скупать, владея рынком, продукты труда мелкого производителя и держать ремесленника в полной зависимости от себя, не обращая его в наемного работника. Концентрация торгового капитала в допетровской Руси была вызвана не правительственными мероприятиями, а естественной эволюцией торговли, преимуществом крупной торговли перед мелкой. Этот-то торговый капитал и стал базисом крупного производства в эпоху Петра [6, с. 80, 86].

Государственная поддержка крупной промышленности была обычным, естественным явлением в мировой практике. Меры Петра Великого имели успех благодаря подготовленности русской экономической почвы к современным формам промышленности. Известно, что Петр, желая ускорить развитие в России новых отраслей промышленности, не останавливался перед пожертвованием интересами всего населения выгодам тех или иных крупных фабрикантов [6, с. 105].

О современной российской модели государственного предпринимательства речь можно вести с 60-х гг. XIX столетия, когда после отмены крепостного права в России сложились условия для индустриализации на основе применения вольнонаемного труда, наметился переход от аграрного общества к индустриальному.

М. И. Туган-Барановский отмечал: «В конце Х1Х века, как и при возникновении нашей фабричной промышленности при Петре I, русское правительство, поощряя рост фабричного производства, руководствовалось главным образом так называемыми «государственными» соображениями, т.е. стремлением увеличить платежные силы населения для пополнения государственного казначейства. Рост производительных сил есть единственно возможная опора политического могущества» [6, с. 521].

Экономические интересы крупных промышленных и торговых капиталистов играли хотя и важную, но второстепенную роль. Главным действующим лицом отечественной индустриализации было, как в прочем и остается, государство.

Вышеизложенное означает, что для российской модели государственного предпринимательства характерна структура иерархии экономических интересов, представленная на рис. 3.

Рис. 3. Российская модель государственного предпринимательства

Исходными теоретическими предпосылками российской модели государственного предпринимательства служат взаимосвязь хозяйственной и управленческой деятельности государства, иерархическое и финансовое господство государственного аппарата в системе экономических отношений, решающее значение бюджета в экономической жизни страны.

Россия в XXI в., как и триста лет назад, остается полупериферийной страной, источником ренты в которой выступают доходы от экспортносырьевых отраслей. Основная часть ренты направляется в государственное распоряжение. В 2000 г. доля нефтегазовых ресурсов в общем экспорте превысила 50 %, а доходы от них в консолидированный бюджет страны - 30,4 %. В 2010 г. доля нефтегазовых ресурсов в общей выручке от экспорта составила более 60 % [7, с. 27, 33].

Российской экономике присущи следующие черты: низкая производительность общественного труда, невысокие денежные доходы и слабая покупательная способность населения, неразвитость рыночных институтов, ограниченность торгового и денежного оборота, относительный избыток природных компонентов производительных сил в сравнении с накопленными капитальными благами.

Слабая экономическая инфраструктура не способствует привлечению инвестиций в реальный сектор. Государственно-частное партнерство, на которое в последнее время делает ставку российское правительство, пока ощутимых результатов не принесло. Огромная ресурсная база, казалось бы, является хорошим «плацдармом» для развития обрабатывающей промышленности, а по существу оттягивает инвестиции в сырьевой сектор.

Важнейшими факторами успешного экономического развития в нынешних условиях служат человеческий капитал, уровень образования и профессиональная квалификация работников, физическое и духовное здоровье людей, интенсивность научных исследований, оказывающих непосредственное влияние на динамику и качество экономического роста.

К сожалению, в российской экономике самый массовый социальный слой непосредственных производителей - наемных работников - остается наименее защищенным, низкооплачиваемым. Современная социальная сфера унаследовала от советского периода рабочее движение, чрезвычайно слабо участвующее в формировании доходов населения, хотя известно, на Западе профсоюзы сыграли огромную роль в том, что оплата рабочей силы постепенно приблизилась к ее полной стоимости [8, с. 30].

Для преодоления негативных тенденций в российской экономике необходимо переориентировать государственное предпринимательство с получения ренты от эксплуатации природных ресурсов страны на создание и перераспределение ренты от научно-технического прогресса производительных сил державы.

Таким образом, в различные исторические периоды и в различных странах модель государственного предпринимательства имеет особые, уникальные черты, собственные формы и методы воздействия на макроэкономическую динамику. Вместе с тем существуют и общие закономерности, характеризующие феномен государственного предпринимательства.

Список литературы

1. Черемисинов, Г. А. Государственное предпринимательство в годы нэпа (19211932 гг.) : автореф. ... д-ра экон. наук / Черемисинов Г. А. ; [Сарат. гос. ун-т им. Н. Г. Чернышевского]. - Волгоград : Изд-во Волгоград. гос. ун-та, 2003. - С. 8.

2. Райнерт, Э. Как богатые страны стали богатыми и почему бедные страны остаются бедными / Э. Райнерт ; пер. с англ. Н. Автономовой ; под ред. В. Автономова. - М. : Изд. дом гос. ун-та - Высшая школа экономики, 2011. - 384 с.

3. Социально-экономические модели и путь России : в 2 кн. / Междунар. ассоциация акад. наук, РАН ; под ред. К. И. Микульского. - М. : Экономика, 2005. - 911 с.

4. Абдулгамидов, Н. Двойные стандарты однополюсной глобализации / Н. Абдул-гамидов, С. Губанов // Экономист. - 2002. - № 12. - С. 24, 25, 27.

5. Ершов, М. В. Мировой экономический кризис. Что дальше? / М. В. Ершов. -М. : Экономика, 2011. - 295 с.

6. Туган-Барановский, М. И. Избранное. Русская фабрика в прошлом и настоящем. Историческое развитие русской фабрики в XIX веке / М. И. Туган-Барановский. -М. : Наука, 1997. - 735 с.

7. Соколов, М. Нефтегазовые ресурсы, резервные фонды и бюджет / М. Соколов // Экономист. - 2012. - № 7. - С. 27-33.

8. Меньшиков, С. М. Анатомия российского капитализма / С. М. Меньшиков. -М. : Международные отношения, 2004. - 432 с.

Пугачев Илья Олегович аспирант,

Саратовский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского E-mail: ilya_ov@mail.ru

Pugachev Il'ya Olegovich post-graduate student,

Saratov State University named after N. G. Chernyshevsky

УДК 334.024 Пугачев, И. О.

Специфика формирования национальной модели государственного предпринимательства / И. О. Пугачев // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе. - 2013. - № 3 (7). - С. 63-69.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.