УДК 341.4
Р.Д. Ахмадуллина
РОЛЬ ГЛОБАЛЬНОЙ КОНТРТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ СТРАТЕГИИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ В БОРЬБЕ С ТЕРРОРИЗМОМ
В статье автор поднимает одну из острейших проблем современности - проблему борьбы с терроризмом. Подчеркивается, что террористическая деятельность на сегодняшний день является серьезным вызовом международному сообществу. В работе отмечается необходимость принятия комплексных мер, направленных на реализацию положений Глобальной контртеррористической стратегии Организации Объединенных Наций. Особое значение автор придает усилению международного сотрудничества и консолидации усилий государств перед лицом террористической угрозы.
Ключевые слова: международный мир и безопасность, противодействие терроризму, международное право, сотрудничество государств, ООН.
Терроризм - это та реальность, в которой сегодня живет весь мир, это угроза каждому государству и международному сообществу в целом. Нет ни одного государства, которое бы не столкнулось с этим явлением в большей или меньшей степени. Преступления террористической направленности имеют целью, прежде всего, нарушение основных прав и свобод человека, включая такое основополагающее право человека, как право на жизнь, а также подрыв демократических устоев общества и государства. Самое страшное заключается в том, что акты терроризма могут произойти в любом месте и в любой момент, а жестокость таких посягательств не знает границ [1, с. 118]. Ни одна страна не застрахована от этой угрозы, и ни одна страна не в состоянии справиться с этой проблемой в одиночку, поскольку одна из особенностей преступлений террористической направленности заключается в их трансграничном характере. Поэтому архиважно развивать международное сотрудничество государств в сфере противодействия терроризму. Как отметил министр иностранных дел России С.В. Лавров на 73-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН, в современных условиях «объективно повышается роль ООН - безальтернативной площадки для преодоления разногласий и координации действий мирового сообщества», в основание которой «изначально был заложен приоритет коллективной работы в интересах согласования общеприемлемых решений» [2].
Важный этап в борьбе с терроризмом ознаменован принятием Генеральной Ассамблеей ООН в сентябре 2006 г. Глобальной контртеррористической стратегии (далее - Стратегия). В качестве четырех основных компонентов данной Стратегии обозначены меры по устранению условий, способствующих распространению терроризма, меры по предотвращению терроризма и борьбе с ним, меры по укреплению потенциала государств по предотвращению терроризма и борьбе с ним и укреплению роли системы Организации Объединенных Наций в этой области, меры по обеспечению всеобщего уважения прав человека и верховенства права в качестве фундаментальной основы для борьбы с терроризмом [3].
В Стратегии закреплены следующие основные руководящие принципы международного сотрудничества в сфере борьбы с терроризмом [4, с.62-67]:
1) Осуждение терроризма во всех его проявлениях и формах. Главный тезис этого основополагающего принципа заключается в том, что государства обязаны установить уголовную ответственность за совершение преступлений террористической направленности во внутригосударственном законодательстве. Например, в резолюции Совета Безопасности ООН № 2170 от 15 августа 2014 г. содержится призыв к государствам осуществлять сотрудничество в усилиях, направленных на розыск и предание суду лиц, групп, предприятий и организаций, которые совершают, организуют и финансируют террористические акты [5].
2) Отказ от организации, подстрекательства, содействия, участия, финансирования, поощрения или проявления терпимости по отношению к террористическим действиям. Важно отметить, что одним
© Ахмадуллина Р.Д., 2019.
Научный руководитель: Липкина Надежда Николаевна - доцент кафедры международного права, кандидат юридических наук, доцент, Саратовская государственная юридическая академия, Россия.
Вестник магистратуры. 2019. № 1-1(88)
ISSN 2223-4047
из ключевых элементов реализации Стратегии является международное сотрудничество именно по противодействию финансирования терроризма, которое, как подчеркивается в литературе, предполагает, среди прочего, имплементацию санкционных режимов Совета Безопасности ООН, направленных противодействие финансированию терроризма на национальном уровне [6, с. 55].
3) Соблюдение прав и свобод человека при принятии мер по борьбе с терроризмом. Борьба с терроризмом не может быть успешной, если в ходе ее осуществления не будет обеспечено соблюдение прав человека и принципа верховенства права. Важность данного принципа подчеркивалась Генеральной Ассамблеей ООН при принятии Стратегии: «...действенные меры по борьбе с терроризмом и защита прав человека являются целями, которые не противоречат, а дополняют и взаимно подкрепляют друг друга» [3]. Таким образом, принимая позитивные меры по борьбе с терроризмом и по привлечению к ответственности виновных лиц, государства не должны нарушать основные права и свободы человека. К числу наиболее значимых аспектов защиты прав человека в контексте борьбы с терроризмом можно отнести соблюдение запрета пыток и принципа невыдачи, соблюдение принципа недискриминации при профилировании потенциальных подозреваемых, обеспечение права на справедливое судебное разбирательство и
др. [7]
4) На государствах лежит главная ответственность за осуществление Стратегии. Отметим, что особую роль в реализации указанного положения Стратегии играет принцип субсидиарности, означающий, что государства пользуются свободой усмотрения в определении того, какие меры требуется принять в сфере противодействия терроризму. При этом принимаемые государствами меры для предотвращения терроризма и борьбы с ним, должны полностью соответствовать их международным обязательствам, включая международные обязательства в сфере прав человека.
5) Совершенствование межкультурного взаимопонимания и обеспечение уважения всех религий, религиозных ценностей, убеждений и культур. Как подчеркивается в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН № 71/195, терроризм не может и не должен ассоциироваться с какой бы то ни было религией, национальностью, цивилизацией или этнической группой [8].
Стоит отметить и определенные проблемы, возникающие в связи с реализацией Стратегии. Прежде всего, это недостаточные масштабы международного сотрудничества. Отметим, что для противодействия терроризму сделано многое. На протяжении многих лет государства прибегали к универсальным, региональным и двусторонним международным инициативам и договоренностям. Вместе с тем считаем, что для борьбы с терроризмом сотрудничество необходимо вывести на новый уровень. В частности, требуется укрепление сотрудничества между ООН, региональными и субрегиональными организациями и другими многосторонними форумами. Это может стать дополнительной силой, помогающей государствам в их усилиях по борьбе с терроризмом. Несомненно, существует потребность в более конструктивном политическом диалоге по вопросам борьбы с терроризмом, в переходе к использованию более прагматичного и делового подхода, ориентированного на развитие технических и оперативных методов борьбы с терроризмом и на активизацию многостороннего международного сотрудничества на двустороннем, региональном и универсальном уровнях.
Существенно затрудняет борьбу с преступлениями террористической направленности и все более широкое использование террористами достижений научно-технического прогресса (возможность использования социальных сетей и даркнета для подготовки нападений, расширение доступа к автономным беспилотным летательным аппаратам и автомобилям и др.) [9].
Подводя итог, следует отметить, что в борьбе с терроризмом очень важно комплексно реализовы-вать все положения Стратегии, наращивать международное сотрудничество всех государств, ликвидировать практику двойных стандартов в этой области. Совместные усилия государств по противодействию терроризму должны основываться на принципе соблюдении прав человека и верховенства права. Прочную политическую и правовую основу таких усилий обеспечивают: Стратегия, соответствующие резолюции Совета Безопасности ООН и Генеральной Ассамблеи ООН, иные международные документы по борьбе с терроризмом. Соответствующие международные обязательства государств должны быть воплощены в конкретные практические их действия, позволяющие обмениваться опытом, совместно использовать ресурсы и совершенствовать своевременный и безопасный обмен важнейшей информацией в целях эффективной борьбы с преступлениями террористической направленности.
Библиографический список
1.Майстренко Г.А. Борьба с терроризмом на основе реализации положений международного и российского права // Современное право. - 2018. - № 9.
2.Выступление Министра иностранных дел России С.В. Лаврова на 73-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН. Нью-Йорк, 28 сентября 2018 года.
URL:http://www.mid.ru/press_service/video//asset_publisher/i6t41cq3VWP6/content/id/3359296 (дата обращения: 25.11.2018).
3.Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН № 60/288 «Глобальная контртеррористическая стратегия Организации Объединенных Наций» от 8 сентября 2006 г. URL: http://www.un.org/ru/terrorism/strategy-coun-ter-terrorism.shtml#a2 (дата обращения: 25.11.2018).
4.Амиров А.Э. Принципы глобальной контртеррористической стратегии ООН: проблемы реализации на современном этапе // Юридический мир. - 2015. - № 7.
5.Резолюция Совета Безопасности ООН № 2170(2014) от 15 августа 2014 г. URL: http://www.un.org/ru/documents/ods.asp?m=S/RES/2170(2014) (дата обращения: 25.11.2018).
6.Амиров А.Э. Имплементация Глобальной контртеррористической стратегии ООН // Евразийский союз ученых. - 2016. - № 1 -5 (22).
7.Фактологический бюллетень УВКПЧ ООН. Изложение фактов №32 «Права человека, терроризм и борьба с терроризмом». URL: https://www.ohchr.org/Documents/Publications/Factsheet32ru.pdf (дата обращения: 25.11.2018).
8.Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН № 71/195 «Борьба с нетерпимостью, формированием негативных стереотипных представлений, стигматизацией, дискриминацией, подстрекательством к насилию и насилием в отношении лиц на основе религии или убеждений» от 19 декабря 2016 г. URL: https://undocs.org/ru/A/RES/71/195 (дата обращения: 09.12.2018).
9. Доклад Генерального секретаря ООН «Деятельность системы Организации Объединенных Наций по осуществлению Глобальной контртеррористической стратегии Организации Объединенных Наций» 2018 г. URL: https://www.un.org/ga/search/view_doc.asp?symbol=a/72/840&Lang=r (дата обращения: 29.11.2018).
АХМАДУЛЛИНА РЕНАТА ДИНИСЛАМОВНА - студентка 4 курса, Саратовская государственная юридическая академия, Россия.