Проблемы и перспективы международного сотрудничества в сфере борьбы с
терроризмом. Вклад России
Requirements and prospects for international cooperation in combating terrorism. Russian
contribution
Степанян Вадим Варужанович
Студент 2 курса,
Образовательной программы «Международные отношения» Санкт - Петербургский государственный университетa
Россия, г. Санкт - Петербург e-mail: [email protected]
Stepanyan V.V.
2nd year student Educational program «International Relations» Saint-Petersburg State University Russian Federation, Saint-Petersburg e-mail: [email protected]
Аннотация.
Террористическая деятельность и наносимый ею вред являются одними из наиболее острых проблем, с которыми сталкивается общество. С появлением международного терроризма мировое сообщество столкнулось с негативными чертами глобализации, так как интернациональные экстремистские организации стали осуществлять террористическую деятельность за пределами своих государств, подрывая как внутригосударственную стабильность, так и мировой порядок в общем. В связи с появлением международного терроризма как новой глобальной проблемы, возрастает необходимость развития межгосударственного сотрудничества, которое является важной мерой для осуществления методов борьбы с данной угрозой. Так же необходимо рассмотреть роль России, как одного из главных игроков мировой арены, в противодействии вызовам террористических угроз.
Annotation.
Terrorist activities and the harm they cause are some of the most pressing problems facing society. With the emergence of international terrorism, the world community faced the negative features of globalization, since international extremist organizations began to carry out terrorist activities outside their states, undermining both domestic stability and the world order in general. In connection with the emergence of international terrorism as a new global problem, there is a growing need for the development of interstate cooperation, which is an important measure for the implementation of methods to combat this threat. It is also necessary to consider the role of Russia, as one of the main players in the world arena, in countering the challenges of terrorist threats.
Ключевые слова: терроризм, международный терроризм, международное сообщество, проблемы и вызовы, вклад России.
Key words: terrorism, international terrorism, the international community, problems and challenges, Russia's contribution.
Проблема терроризма на сегодняшний день уже перешла из статуса государственного уровня и стала развиваться в рамках международных отношений, тем самым приобрела статус нового актора транснациональной политики. В связи с этим у государств как главных акторов на мировой арене появляется необходимость объединения своих возможностей для противостояния международному терроризму. Международное сотрудничество стало важнейшим этапом борьбы с данным феноменом: благодаря кооперации государства не только вместе пытаются выработать универсальную стратегию, но и помогают пресекать попытки терактов, обмениваясь определенными данными и информацией.
Global Terrorism Index (GTI) - ежегодный доклад, публикуемый Институтом экономики и мира (Institute for Economics & Peace), который показывает изменение влияния терроризма, выводит статистику смертности, показывает статистические данные популярности международных террористических организаций.
Рисунок 1. Показатели Global Terrorism Index
На сегодняшний день активную борьбу с терроризмом ведет Организация Объединенных Наций, основным направлением которой является разработка международно-правовой базы. Таким образом, под эгидой ООН и ее специализированных учреждений утверждено 19 международных соглашений: 11конвенций,6 протоколов и 2 поправки, в исполнении которых могут участвовать все государства.
В области борьбы с терроризмом ООН были приняты следующие конвенции:
1. «Конвенция о преступлениях и некоторых других актах, совершаемых на борту воздушных судов» (Токийская конвенция) 1963 года;
2. «Конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов» (Гаагская конвенция) 1970 года;
3. «Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации» 1971 года;
4. «Конвенция о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов» 1973 года;
5. «Международная конвенция о борьбе с захватом заложников» 1979 года;
6. «Конвенция о физической защите ядерного оружия» 1979 года;
7. «Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства» 1988 года;
8. «Конвенция о маркировке пластических взрывчатых веществ в целях их обнаружения» 1991 года;
9. «Международная конвенция о борьбе с бомбовым терроризмом» 1997 года;
10. «Международная конвенция по борьбе с финансированием терроризма» 1999 года;
11. «Международная конвенция о борьбе с актами ядерного терроризма» 2005 года.
Кроме этого, на 49 сессии ООН Генеральной Ассамблеей была принята Резолюция А^^/49/60 «Меры по ликвидации международного терроризма», в которой четко прописано, что государства-члены отрицательно относятся к любым проявлениям терроризма и не должны поощрять его и участвовать в организации террористических группировок. Также в Декларации прописаны обязательства Генерального Секретаря ООН, который должен собирать статистические данные о положении международного терроризма, обозревать возможности, которые могут быть использованы в рамках международного сотрудничества, для усовершенствования законодательной базы по борьбе с международным терроризмом.
Резолюцией 71/291 Генеральной Ассамблеи ООН 15 июня 2017 года было учреждено Контртеррористическое управление Организации Объединенных Наций (КТУ ООН). Создание подобной структуры является важнейшим шагом для противостояния терроризму на мировом уровне. В Мандате Генеральной Ассамблеи ООН прописано 5 основных функций, за исполнение которых отвечает КТУ, среди них:
1. «Обеспечивает руководство в вопросах выполнения контртеррористических мандатов Генеральной Ассамблеи, вверенных Генеральному секретарю в рамках системы Организации Объединенных Наций»;
2. «Повышает координацию и согласованность действий структур, участвующих в Глобальном договоре Организации Объединенных Наций по координации контртеррористической деятельности, в целях сбалансированного осуществления четырех компонентов Стратегии»;
3. «Повышает эффективность помощи, предоставляемой Организацией Объединенных Наций государствам-членам деле укрепления контртеррористического потенциала»;
4. «Освещает контртеррористическую деятельность Организации Объединенных Наций, проводит информационно-просветительскую работу и осуществляет мобилизацию ресурсов»;
5. «Обеспечивает должное внимание вопросам борьбы с терроризмом в деятельности всей системы Организации Объединенных Наций и осуществлению важной работы по предупреждению насильственного экстремизма в строгом соответствии со Стратегией».
КТУ активно взаимодействует с Советом Безопасности ООН и определенными органами, такими как «Контртеррористический комитет», учрежденный резолюциями 1373 (2001) и 1624 (2005) , «Комитет по санкциям Совета Безопасности», учрежденный резолюциями 1267, 1989, 2253 по «Исламскому государству Ирака и Леванта» и «Аль-Каиде» и «Комитет Совета Безопасности», учрежденный резолюцией 1540 . Деятельность Контртеррористического управления помогает государствам скоординировать свою деятельность для пресечения терактов, так как КТУ занимается распространением информации о террористических группировках и готовящихся терактах.
Одним из приоритетных направлений является развитие Глобальной контртеррористической стратегии ООН, являющейся «живым» международным документом, так как раз в два года Генеральная Ассамблея ООН осуществляет обзор Стратегии, анализируя террористическую ситуацию в мире за этот срок. Стратегия ООН была учреждена резолюцией А/RES/60/288 и содержит 4 пункта:
1. «Устранение условий, способствующих распространению терроризма»;
2. «Меры по предотвращению терроризма и борьбы с ним»;
3. «Меры по укреплению потенциала государств по предотвращению терроризма и борьбы с ним и укреплению роли системы Организации Объединенных Наций в этой области»;
4. «Меры по обеспечению всеобщего уважения прав человека и верховенства права в качестве фундаментальной основы для борьбы с терроризмом».
Данный стратегический план является важнейшим элементом в системе международной борьбы с терроризмом и организации сотрудничества государств. Кроме этого, государства-члены ООН впервые смогли сформировать единый подход к проблеме международного терроризма, что является на данном этапе приоритетным и помогает государствам осуществлять деятельность по предупреждению терроризма в едином направлении.
Рассмотрев деятельность ООН в рамках проблемы борьбы с международным терроризмом как самой масштабной международной организации, представляется необходимым также рассмотреть работу других объединений в данном ключе.
Европейский антитеррористический центр (ЕСТС), осуществляющий свою деятельность под эгидой Европола (Европейское полицейское управление) как орган Европейского Союза, - одно и последних учрежденных учреждений, которое занимается европейским терроризмом. Функционал ЕСТС направлен на следующие цели:
1. «Предоставление оперативной поддержки по запросу государства-члена ЕС для проведения расследований»;
2. «Борьба с иностранными боевиками»;
3. «Обмен разведывательными данными и опытом в области финансирования терроризма (через программу отслеживания финансирования терроризма и группу финансовой разведки)»;
4. «Пропаганда терроризма и экстремизма в интернете (через Интернет-реферальный отдел ЕС)»;
5. «Незаконный оборот оружия»;
6. «Международное сотрудничество между органами по борьбе с терроризмом»
Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) как одна из масштабных региональных организаций в мире выстраивает деятельность по противодействию терроризма на мировом уровне на основе Шанхайской конвенции о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом. Под эгидой ШОС была учреждена Региональная антитеррористическая структура (РАТС), ведущая свою деятельность с 2004 года. «Основными задачами РАТС ШОС являются: разработка предложений и рекомендаций о развитии сотрудничества в борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом для государств-членов ШОС; формирование банка данных РАТС ШОС о международных террористических, сепаратистских и иных экстремистских организациях, их структуре, лидерах и участниках, других причастных к ним лицах, а также источниках и каналах их финансирования; содействие в подготовке и проведении антитеррористических командно-штабных и оперативно-тактических учений; участие в подготовке международно-правовых документов, затрагивающих вопросы борьбы с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом, подготовке кадров для антитеррористических формирований.»
Помимо выше указанных учреждений, оказывать противостояние международному терроризму пытаются также такие организации, как Совет Европы, НАТО, Интерпол, Группа восьми, СНГ. Многие из них ставят борьбу с интернациональным экстремизмом и терроризмом одним из приоритетных направлений своей деятельности, принимая во внимание остроту и опасность данного феномена, распространяющего свое влияние на глобальном уровне. Можно наблюдать, что международный терроризм является причиной для объединения государств в оказания взаимопомощи в передаче обширной информации о координации деятельности террористических организаций и при устранении последствий террористических актов.
Наряду с другими государствами, Российская Федерация также вносит свой вклад в развитие антитеррористической деятельности на международном уровне, так как Россия как самая крупная по площади страна мира не раз подверглась террористическим актам, организованными известными радикальными группировками, такие как, например, «Аль-Каида» и ИГИЛ.
Говоря об ООН, представляется нужным отметить еще раз «Глобальную контртеррористическую стратегию ООН», инициатива по созданию которой была проявлена именно Российской Федерацией. Стратегия ООН, принятая 8 сентября 2006 года, не теряет своей актуальности с момента своего учреждения и получает немалую поддержку со стороны мирового сообщества как основной источник направления деятельности по борьбе с терроризмом.
Продолжая рассматривать инициативную деятельность по борьбе с международным терроризмом на площадке ООН, следует отметить, что именно Россия предложила рассмотреть план по разработке специализированного Кодекса, направленный на защиту прав человека от терроризма. Благодаря инициативной
деятельности РФ в данном ключе, на 58 сессии была принята резолюция A/RES/58/174 «Права человека и терроризм», которая призывает уважать права социальных меньшинств и «решительно осуждает этнические и другие формы нетерпимости». Кроме данного аспекта, в резолюции также указывает, что защита от терроризма не должна быть ограничена расовой или этнической принадлежностью человека, его вероисповеданием и другими факторами.
Вклад Российской Федерации в противостояние терроризму также осуществляется и в Содружестве Независимых Государств (СНГ). В рамках проведения антитеррористической политики под эгидой СНГ в 2000 году был учрежден Антитеррористический центр (АТЦ). Основной документы, используемый Содружеством для осуществления своей деятельности, - «Концепция сотрудничества государств-участников СНГ в борьбе с терроризмом и иными насильственными проявлениями экстремизма», а также «Программа государств-участников СНГ по борьбе с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма». Некоторые цели, которые ставит Концепция:
1. «ликвидация угроз терроризма и экстремизма на территориях государств -участников СНГ»;
2. «выявление и устранение причин и условий, способствующих возникновению и распространению терроризма и экстремизма на территориях государств - участников СНГ, а также ликвидация последствий преступлений террористического и экстремистского характера»;
3. «укрепление международного антитеррористического сотрудничества»;
4. «выработка согласованных подходов государств - участников СНГ к вопросам борьбы с терроризмом и экстремизмом, в том числе по вопросам их предупреждения».
Министерство внутренних дел России активно сотрудничает с АТЦ, осуществляя обмен информацией по деятельности и координации действий террористов. Сотрудники Центра при поддержке РФ разрабатывают нормативно-правовые акты на основе международного права, направленных не только на улучшение деятельности Антитеррористического Центра, но и на развитие нормативно-правовой базы в рамках борьбы с любыми видами терроризма.
Рассматривая международный терроризм и вклад России в борьбу с данной глобальной проблемой, необходимо также упомянуть альянс НАТО. По сведениям МИД РФ Североатлантический союз сотрудничают с Россией в рамках борьбы с терроризмом, но для более эффективной совместной деятельности необходимо решить определенные разногласия, существующие между РФ и НАТО. Участие России в антитеррористических программах и концепциях Совета Европы, ОБСЕ, ШОС, АСЕАН. Также Россия старается вести сотрудничество отдельно со странами. Благодаря консультативным встречам, РФ смогла организовать сотрудничество в рамках проблематики международного терроризма с некоторыми европейскими странами: Франция, Польша, Италия, а также со странами Северной и Латинской Америки: Канада, Аргентина, Перу, Уругвай.
Однако официальный информационный ресурс МИД РФ выдает уже устаревшие справки и сведения о проведении встреч в первом десятилетии 2000-х и в самом начале второго на разных площадках. Об этом свидетельствует и приведенные выше ресурсы о сотрудничестве РФ с СНГ, НАТО, а также и дополнительная информация о взаимодействии РФ с другими международными организациями и союзами государствам, доступная на официальном информационном ресурсе МИД РФ. Подобная информация свидетельствует о небольшом внимании, уделяемом данной проблеме, и как следствие о неразвитом международном сотрудничестве и позиции России в нем.
Подводя итог настоящей работы, важно отметить, что существующая проблема международного терроризма безусловно требует непрерывного сотрудничества на межгосударственном уровне, но полностью решить данную глобальную проблему уже не получится. Во-первых, международное сотрудничество в рамках
данного вопроса на сегодняшний день развивается не так активно, как требует острота проблемы террористической деятельности. Характеризуя разного вида концепции и подходы к изучению, наблюдается некая неорганизованность сотрудничества государств из-за недостатка должного внимания. Официальные информационные ресурсы ООН предоставляют материалы по борьбе с терроризмом, но учреждения международных конвенций и соглашений недостаточно для эффективного противостояния данной проблеме. Во-вторых, террористические группировки продолжат функционировать, исходя из разного рода побуждений, которые могут возникать как на религиозном уровне, так и на уровне острых нерешенных политических, социальных или экономических проблем. Террористы всегда будут пытаться отстоять свои права и распространять свое влияние не только в рамках своих государств, но и на международном уровне.
Таким образом, перспективы развития международного сотрудничества представляются не такими глобальными из-за невозможности абсолютного искоренения проблемы международной террористической деятельности. Российская Федерация как один из ключевых акторов на международной арене пытается вносить вклад в противостояние данной глобальной проблеме, однако на сегодняшний день решение проблемы не представляется возможным из-за слабо развитой активности государств и международных и крупных региональных организаций. Проблематика этого направления остается по прежнему открытой, требующая глобального пересмотра позиций игроков мировой арены.
Список используемой литературы:
1. Institute for Economic & Peace. Global Terrorism Index 2020. Measuring the impact of terrorism. Figure 1.5 «Four deadliest terrorist groups in 2019», с.15. [Электронный ресурс]: https://www.visionofhumanity.org/wp-content/uploads/2020/11/GTI-2020-web-1.pdf
2. Конвенции и соглашения ООН. Терроризм. [Электронный ресурс]: https://www.un.org/ru/documents/decl conv/conv terrorism.shtml
3. Resolution A/RES/49/60 adopted by the General Assembly. Measures to eliminate international terrorism. [Электронный ресурс]: http://www.un-documents.net/a49r60.htm
4. Мандат генеральной Ассамблеи ООН. [Электронный ресурс]: https://www.un.org/counterterrorism/ru/about
5. Резолюция 1373 (2001), принятая Советом Безопасности на его 4385-м заседании 28 сентября 2001 года. [Электронный ресурс]: https://undocs.org/ru/S/RES/1373(2001)
6. Резолюция 1624 (2005), принятая Советом Безопасности на его 5261-м заседании 14 сентября 2005 года. [Электронный ресурс]: https://undocs.org/ru/S/RES/1624(2005)
7. Резолюция 1540 (2004) Совета Безопасности Организации Объединенных Наций. [Электронный ресурс]: https://www.un.org/disarmament/ru/wmd/резолюция-1540-2004-совета-безопасности-орг/
8. Резолюция A/RES/60/288, принятая Генеральной Ассамблеей 8 сентября 2006 года. Глобальная контртеррористическая стратегии Организации Объединенных Наций. [Электронный ресурс]: https://undocs.org/pdf?symbol=ru/A/RES/60/288
9. О Европейском антитеррористическом центре. Цели ЕСТС. [Электронный ресурс]: https://www.europol.europa.eu/about-europol/european-counter-terrorism-centre-ectc
10. Противодействие терроризму в рамках ШОС (Справка) [Электронный ресурс]: https://www.mid.ru/sanhajskaa-organizacia-sotrudnicestva-sos-/-/asset publisher/0vP3hQoCPRg5/content/id/187762
11. Резолюция A/RES/58/174, принятая Генеральной Ассамблеей 22 декабря 2003 года. Права человека и массовый исход. [Электронный ресурс]: https://www.un.org/ru/ga/58/docs/58res2.shtml