Научная статья на тему 'Имплементация глобальной контртеррористической стратегии ООН'

Имплементация глобальной контртеррористической стратегии ООН Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
326
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРЕСЕЧЕНИЕ ТЕРРОРИЗМА / SUPPRESSION OF TERRORISM / АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / ANTITERRORISM COOPERATION / УНИВЕРСАЛЬНЫЕ МЕЖДУНАРОДНЫЕ ДОГОВОРЫ / UNIVERSAL INTERNATIONAL TREATIES / ОБЯЗАТЕЛЬСТВА / COMMITMENTS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Амиров Арсений Эдуардович

В представленной статье исследуется деятельность государств и международных организаций по противодействию терроризма как содержательного компонента реализации Контртеррористической стратегии ООН. Рассматривается содержание и имплементация международно-правового регулирования данного направления на национальном уровне. Анализируются проблемы и тенденции международно-правового регулирования противодействия финансированию терроризма.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the present article examines the activities of states and international organizations on combating terrorism as a substantial component of the implementation of the UN Counter-Terrorism Strategy. The content of and implementation of international legal regulation of this area at the national level. The problems and tendencies of international legal regulation of the financing of terrorism.

Текст научной работы на тему «Имплементация глобальной контртеррористической стратегии ООН»

the current legislative assembly must be taken into account such as the "obligation effects" from the civil law as well as the commercial laws which apply to contractual responsibility.

Therefore, I consider the contractual liability is not only a particularly interesting and vast domain, but also complex from a judicial point of view due to the effects it can produce, depending on their applicability in space and time.

References

1. Stanciu Carpenaru - Tratat de drept Comercial Editia IV-a, Ed. Universul Juridic, 2014

2. Stanciulescu Liviu - Curs de drept civil. Contracte, Ed. Hamangiu 2012

3. S. Angheni, Clauza pénala in dreptul civil §i comercial, Editia a Il-a, Editura Oscar Print, Bucure§ti, 2000.

4. O. Capatana, B. §tefanescu, Tratat de drept a comertului international, vol. II, Partea Specialá, Editura Academiei, 1987;

5. S. D. Cárpenaru, Drept comercial roman, Editia a VlII-a, Editura Universul Juridic, Bucure§ti, 2008;

6. S. Angheni, M. Voiculescu, Drept comercial, Editura U.T.M., Bucure§ti, 2005; V. D. Zlátescu, Garantiile creditorului, Editura Academiei, Bucure§ti, 1970;

7. P. Filipescu Drept civil - Teoria generala a obligatiilor, Editura Actami, Bucure§ti, 1997;

8. D. C. Florescu, Drept civil - Teoria Generala a Obligatiilor, Editura U.T.M., Bucure§ti, 2007;

ИМПЛЕМЕНТАЦИЯ ГЛОБАЛЬНОЙ КОНТРТЕРРОРИСТИЧЕСКОИ

СТРАТЕГИИ ООН

Амиров Арсений Эдуардович

Аспирант кафедры международного. и европейского права

К(П)ФУ, г. Казань

АННОТАЦИЯ

В представленной статье исследуется деятельность государств и международных организаций по противодействию терроризма как содержательного компонента реализации Контртеррористической стратегии ООН. Рассматривается содержание и имплементация международно-правового регулирования данного направления на национальном уровне. Анализируются проблемы и тенденции международно-правового регулирования противодействия финансированию терроризма.

ABSTRACT

In the present article examines the activities of states and international organizations on combating terrorism as a substantial component of the implementation of the UN Counter-Terrorism Strategy. The content of and implementation of international legal regulation of this area at the national level. The problems and tendencies of international legal regulation of the financing of terrorism.

Ключевые слова: Пресечение терроризма, антитеррористическое сотрудничество, универсальные международные договоры, обязательства.

Keywords: Suppression of Terrorism, anti-terrorism cooperation, universal international treaties, commitments.

Имплементация Глобальной контртеррористической стратегии (ГКС) ООН предполагает трансформацию соответствующих международно-правовых норм, то есть, прежде всего, издание компетентными органами государства внутригосударственных правовых актов, а также последующее принятие административных распоряжений и мер, адресованных органам государственного управления, юридическим лицам и гражданам, призванных обеспечить осуществление Компонентов Стратегии.

Осуществление субъектами внутригосударственного права международных норм по борьбе с терроризмом, лежащих в основе Компонентов ГКС ООН, обеспечивается путем принятия и реализации необходимых национальных нормативно-правовых актов.

Российская Федерация одной из первых столкнулась с терроризмом в его современных, самых опасных формах, и вследствие этого, активно поддерживает контртеррористические усилия под эгидой ООН, в том числе собственным экспертным опытом и практикой. Анализ проводимой Россией в данном направлении деятельности можно выразить в следующей генеральной линии: укрепление комплексного подхода в борьбе с терроризмом при реализации его на национальном уровне и продвижение в международном антитеррористическом сотрудничестве при центральной координирующей роди ООН и ее Совета Безопасности. Как отметил

Президент Российской Федерации в своем выступлении на сессии Генеральной Ассамблеи ООН, 28 сентября 2015 года в Нью-Йорке «Россиявсегда твёрдо и последовательно выступала против терроризма во всех его формах» [1].

Процесс имплементации ГКС ООН осуществляется Российской Федерацией по следующим направлениям:

- двустороннее и многостороннее сотрудничество с государствами и международными организациями;

- антитеррористическое законодательство;

- создание национального антитеррористического центра;

- деятельность правоохранительных органов, специальных служб и ведомств, занятых в сфере обеспечения безопасности;

- работа специальных контртеррористических групп и проведение контртеррористических операций;

- выработка комплекса мер по противодействию экстремизму;

- участие институтов гражданского общества в данной сфере.

Отметим следующие инициативы, практические достижения нашей страны в развитие и осуществление Компонентов Стратегии.

Прежде всего, подчеркнем, что именно Россия выдвинула инициативу на формирование под эгидой ООН Глобаль-

ной стратегии противодействия новым угрозам и вызовам на прочном фундаменте международного права. Время подтвердило актуальность и значимость такой задачи. И российская инициатива получила широкую поддержку в ходе 58-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН.

Отметим, важный вклад России в создание и укрепление международной антитеррористической коалиции, сложившейся после трагических событий 11 сентября 2001 г. в США. Во многом именно благодаря сбалансированной, неконфронтационной внешней политике России, ее твердой и последовательной приверженности решению ключевых мировых проблем на основе многостороннего сотрудничества, верховенства международного права и укрепления центральной роли ООН удалось избежать раскола антитеррористической коалиции в связи с односторонней военной операцией США и ряда их союзников против Ирака.

При ключевом участии России Советом Безопасности ООН единогласно была принята резолюция 1535 (2004) [2] о реформе Контртеррористического комитета (КТК) ООН, предусматривающая повышение экспертного и организационного потенциала Комитета, эффективности его работы по содействию практической деятельности государств на антитеррористическом направлении. Резолюция учредила Исполнительный директорат КТК ИДКТК, задачей которого стало наблюдение за выполнением резолюции 1373 и оказание технической помощи государствам-членам.

При решающем участии России были выработаны и приняты резолюции Совета Безопасности ООН, открывшие возможности выхода из острейшего иракского кризиса, в том числе в противодействии международному терроризму. В частности, по инициативе России в рамках Совета Безопасности ООН разработана и принята в конце апреля 2004 года резолюция 1540 (2004) [3] о недопущении попадания оружия массового уничтожения и средств его доставки для так называемых «негосударственных субъектов», прежде всего - экстремистов и террористов.

Россия выдвинула инициативу разработки под эгидой ООН действенного Кодекса защиты прав человека от терроризма. Важным вкладом в реализацию российского предложения стало принятие в ходе 58-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюции «Права человека и терроризм» (Россия - соавтор), вобравшей в себя все элементы такого Кодекса, в частности, положения о праве каждого человека на защиту от терроризма и террористических актов, независимо от национальной принадлежности, расы, пола и религии, а также о недопустимости предоставления убежища лицам, виновным в совершении терактов.

В 2015 году при активном российском вкладе принята резолюция Совета Безопасности ООН 2199 (2015) [4] по борьбе с «Исламским государством», «Джабхад ан-Нусрой», другими террористическими группировками, действующими в регионе Ближнего Востока и Северной Африки, недопущению их усиления за счет нелегальных нефтедоходов или притока так называемых иностранных террористов-боевиков [5].

Актуальной является поддержка принятого в апреле 2012 года также по инициативе Российской Федерации решения Комиссии ООН по предупреждению преступности запустить работу по формированию основ международного сотрудничества в обеспечении безопасности туристической сферы от террористических и иных криминальных угроз.

Значительное место занимает сотрудничество Россий-

ской Федерации по вопросам осуществления ГКС ООН как с органами в рамках системы ООН, так и с иными заинтересованными международными организациями, государствами. В этих целях Россия активно сотрудничают с КТК ООН, Программой развития ООН, Управлением по координации гуманитарной деятельности ООН, Международным комитетом Красного Креста и другими.

Основное внимание в налаживании антитеррористического сотрудничества в рамках региональных структур Россия уделяет СНГ и ее Антитеррористическому центру (АТЦ СНГ), ОДКБ, ШОС.

Так, во исполнение решения Совета глав государств СНГ создан Антитеррористический центр государств-участников СНГ, утверждено Положение, определяющее правовой статус, основные задачи, функции, состав и организационные основы деятельности Центра.

Антитеррористический центр СНГ является постоянно действующим специализированным органом СНГ и предназначен для обеспечения координации и взаимодействия компетентных органов государств-участников в области борьбы с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма.

Антитеррористический центр СНГ [6] проводит работу по формированию специализированного информационного банка данных: о международных террористических организациях, их лидерах и причастных к ним лицах; о состоянии, динамике и тенденциях распространения международного терроризма и иных проявлений экстремизма; о неправительственных структурах и лицах, оказывающих поддержку международным террористам.

Россия ратифицировала Соглашение между государствами-членами ШОС [7] о Региональной антитеррористической структуре (РАТС) [8], призванной содействовать координации и взаимодействию компетентных органов ее участников в борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом. Деятельность РАТС уже перешла в практическую плоскость: проводятся совместные антитеррористические учения стран-участниц ШОС, заседания руководящего органа - Совета РАТС, Исполнительного комитета РАТС.

В нынешних непростых условиях объединительный потенциал антитеррористической повестки дня, «основанной на принципах Устава ООН», «общих ценностей и общих интересов на основе международного права» определил Президент Российской Федерации в рамках выступления на сессии Генеральной Ассамблеи ООН: «объединить усилия для решения стоящих перед нами новых проблем и создать по настоящему широкую международную антитеррористическую коалицию. Как и антигитлеровская коалиция, она могла бы сплотить в своих рядах самые разные силы, готовые решительно противостоять тем, кто, как и нацисты, сеет зло и человеконенавистничество. И, конечно, ключевыми участниками такой коалиции должны стать мусульманские страны. Ведь «Исламское государство» не только несёт им прямую угрозу, но и своими кровавыми преступлениями оскверняет величайшую мировую религию - ислам. Идеологи боевиков издеваются над исламом, извращают его истинные гуманистические ценности» [9].

В настоящее время Российская Федерация в отличие от ряда стран ратифицировала все 13 универсальных антитеррористических конвенций по борьбе с различными проявлениями терроризма. Выступая за укрепление международно-правовой базы антитеррористического сотрудни-

чества, Россия отстаивает линию на скорейшее завершение согласования в ООН проектов Всеобъемлющей конвенции по международному терроризму (индийская инициатива). Стоит отметить, что наша страна автор проекта международной конвенции о борьбе с актами ядерного терроризма (инициирован в 1998 году).

Ключевым элементом в системе осуществляемых Россией мер противодействия терроризму является пресечение финансирования террористической деятельности. В целях выполнения международных обязательств и реализации положений соответствующих внутренних документов продолжается существенная работа по приведению национального законодательства в соответствие с международными стандартами. Основополагающим в этом плане стало внесение в Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» изменений, необходимых для реализации «восьми специальных рекомендаций» по борьбе с финансированием терроризма Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ).

Россия последовательно имплементировала в национальное законодательство и положения резолюций Совета Безопасности ООН, являющихся важнейшим источником права для международной системы противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма, в частности: 1267(1999), 1269(1999),1333(2000), 1363(2001), 1373(2001), 1390(2002), 1452(2002), 1455(2003), 1456(2003).

В октябре 2012 года Российская Федерация приняла миссию Контртеррористического комитета ООН для оценки имплементации нашей страной отдельных положений Глобальной контртеррористической стратегии и в, частности, базовых антитеррористических резолюций 1373 и 1624. По итогам визита продемонстрирована приверженность России делу наращивания международного сотрудничества по выполнению ГКС ООН и подтвержден вклад в качестве постоянного члена Совета в разработку и продвижение международных стандартов в этой сфере.

Террористические акты последних месяцев 2015 года, жертвами которых стали граждане России, Франции, Великобритании, Турции, Туниса и ряда других стран, убедительным образом подтверждают необходимость поиска новых подходов в борьбе с терроризмом. Председатель Конституционного суда Российской Федерации В.Зорькин полагает необходимым подход, предполагающий создание глобальной антитеррористической коалиции одновременно с получением на ее операции «необходимого широкого, но конкретного и ясного мандата Совета Безопасности ООН, и приведения этой коалиции в действие» [10].

20 ноября 2015 года Совет безопасности ООН единогласно принял резолюцию 2249 «Угрозы международному миру и безопасности, создаваемые террористическими актами», подготовленную Францией с учетом поправок, внесенных Российской Федерацией. В резолюции «безоговорочно и самым решительным образом осуждены совершенные ИГИЛ, также известным как «Даиш», ужасающие террористические нападения, которые произошли 26 июня 2015 года в Сусе, 10 октября 2015 года в Анкаре, 31 октября 2015 года над Синаем, 12 ноября 2015 года в Бейруте и 13 ноября 2015 года в Париже». Также было выражено «намерение оперативно обновить санкционный перечень Комитета 1267, чтобы он четче отражал угрозу, исходящую от ИГИЛ» [11].

Террористические акты последних месяцев 2015 года,

жертвами которых стали граждане России, Франции, Великобритании, Турции, Туниса и ряда других стран, убедительным образом подтверждают необходимость поиска новых подходов в борьбе с терроризмом.

Российская Федерация, в этой связи, активно и последовательно выступает за создание широкой коалиции для борьбы с терроризмом. Представляется в этой связи, что ее создание и эффективное функционирование возможно при достижении согласия относительно единых подходов такой борьбы, а именно:

- равное и подлинное сотрудничество государств;

- совместные деидеологизированные действия в отношении терроризма и террористов, деятельность которых не должны ассоциироваться ни с одной религией, нацией, цивилизацией или этнической группой (отсутствие деления террористов на «плохих» и «хороших», руководствуясь конъюнктурными соображениями);

- действенные меры для экономического и финансового противодействия терроризму, включающие криминализацию финансирования террористов;

- имплементация санкционных режимов Совета Безопасности ООН, направленных противодействие финансированию терроризма на национальном уровне;

- необходимость координации действий с властями государств, на территории которых проводятся вооруженные контртеррористические операции.

Крайне важно, чтобы обсуждение и решение подобных значимых вопросов противодействия терроризму в рамках Глобальной контртеррористической стратегии Организации Объединенных Наций с участием и при инициативе Российской Федерации не испытывало последствий конфронтации политических взаимоотношений с рядом государств.

Список литературы:

1. Выступление Президента Российской Федерации на сессии Генеральной Ассамблеи ООН, 28 сентября 2015 года, Нью-Йорк. [Электронный ресурс] URL: http://nac.gov. ru/content/5139.html.

2. Резолюция Совета Безопасности 1535 (2004) от 26 марта 2004 г. Официальный сайт ООН [Электронный ресурсЩКЬ: http://www.un.org/ru/terrorism/securitycouncil. shtml.

3. Резолюция Совета Безопасности 1540 (2004) от 28 апреля 2004 года. Официальный сайт ООН [Электронный ресурс] URL: http://www.un.org/ru/sc/1540/.) дата обращения 10.09.15).

4. Резолюция Совета Безопасности ООН 2199(2015) от 12 февраля 2015 года. Официальный сайт ООН [Электронный ресурс] URL: http://daccess-dds-ny.un.org/doc/ UND0C/GEN/N15/040/31/PDF/N1504031.pdf?0penElement.

5. Центр новостей ООН [Электронный ресурс] URL: http://www.un.org/russian/news/story.asp?NewsID=24606.

6. Антитеррористический Центр госуд^рств-уч^ст ников Содружества Независимых Государств (Антитер--

рористический Центр СНГ, АТЦ СНГ) - отраслевой

орган СНГ, обеспечивающий координацию взаимодействия компетентных органов государств-участников СНГ в области борьбы с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма. Справочная ГАРАНТ.РУ [Электронный ресурс]URL: http://www.garant.ru/hotlaw/ federal/234449/#ixzz3pZqGM0T2

7. Федеральный закон от 9 марта 2010 г. N 21-ФЗ «О

ратификации Соглашения между правительствами государств - членов Шанхайской организации сотрудничества о взаимодействии при оказании помощи в ликвидации чрезвычайных ситуаций».

8. Региональная антитеррористическая структура (РАТС) является постоянно действующим органом Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) и предназначена для содействия, координации и взаимодействия компетентных органов государств-членов ШОС в борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом, как эти деяния определены в Конвенции.

9. Выступление Президента Российской Федерации на сессии Генеральной Ассамблеи ООН, 28 сентября 2015 года, Нью-Йорк. http://nac.gov.ru/content/5139.html.

10. Зорькин В. Право против хаоса / Российская газета. 24 ноября 2015.- № 265 (6836).

11. Резолюция Совет безопасности ООН 2249 «Угрозы международному миру и безопасности, создаваемые террористическими актами». S/RES/2249 (2015), 20 ноября 2015. http://daccess-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N15/384/16/ PDF/N1538416.pdf?OpenElement.

КОРПОРАТИВНАЯ ОТВЕСТВЕННОСТЬ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ КОРПОРАЦИИ НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

(ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА)

Казбекова Айнура Амангельдиевна

магистрант АО «Университет КАЗГЮУ», заместитель Руководителя УПО /Корпоративный секретарь АО «Университет КАЗГЮУ», г. Астана

Аяпбергенов Ерболат Бейбутович

магистрант АО «Университет КАЗГЮУ», корпоративный секретарь ТОО «КазМунайГаз-Сервис», г. Астана

АННОТАЦИЯ

В данной статье рассматривается проблема привлечения к корпоративной ответственности должностных лиц органов управления акционерных обществ и товариществ c ограниченной ответственностью в Республике Казахстан. Целью данной статьи является изучение вопроса эффективности применения норм действующего законодательства относительно юридической ответственности должностных лиц в процессе осуществления управляющих функций. При подготовке научной статьи использовались такие методы, как: наблюдение, сравнение, анализ, синтез, сравнительно-правовой, логический. Результатом исследования явилась разработка путей решения современной проблемы корпоративного управления корпорациями

ABSTRACT

This article solve the problem of bringing to corporate responsibility officials of the joint-stock companies and limited liability partnerships in the Republic of Kazakhstan. The purpose of this article is to examine the question of the effectiveness of the current legislation on the legal responsibility of officials in the implementation of the control functions. In preparing the article was used the scientific methods such as observation, comparison, analysis, synthesis, comparative legal, logical. The result of the study was to develop solutions to the problems of modern corporate governance.

Ключевые слова: корпоративная ответственность, должностные лица, корпорации, корпоративное управление.

Keywords: corporate responsibility, officials, corporations, corporate governance.

На сегодняшний день в рамках глобализации и развития национальной правовой системы Республики Казахстан в теории и правоприменительной практике корпоративного права актуален вопрос о юридической ответственности должностных лиц органов управления корпораций. В трудах современных авторов используется также понятие «корпоративная ответственность должностных лиц».

В Республике Казахстан наиболее часто практикуемыми организационно-правовыми формами юридических лиц являются акционерные общества и товарищества с ограниченной ответственностью. Это обуславливается рядом факторов, в частности, одним из них является наличие наиболее оптимальных систем корпоративного управления в вышеупомянутых организационно-правовых формах юридических лиц, а, следовательно, и возможность привлечения к корпоративной ответственности должностных лиц.

Актуальность исследования процедуры привлечения к ответственности должностных лиц корпораций характеризуется в первую очередь тем, что рентабельность и фи-

нансовая стабильность корпораций прямо взаимосвязаны с добросовестной и квалифицированной деятельностью членов органов управления и контроля акционерных обществ и товариществ с ограниченной ответственностью.

Так, согласно действующим нормативно-правовым актам Республики Казахстан, должностным лицом акционерного общества является член совета директоров акционерного общества, его исполнительного органа или лицо, единолично осуществляющее функции исполнительного органа акционерного общества (статья 1 Закона «Об акционерных обществах» от 13 мая 2003 года № 415); должностными лицами товарищества с ограниченной ответственностью являются члены исполнительного органа товарищества с ограниченной ответственностью или лицо, единолично исполняющее функции исполнительного органа товарищества с ограниченной ответственностью, а также члены наблюдательного совета (статья 41 Закона «О товариществах с ограниченной и дополнительной ответственностью» от 22 апреля 1998 года № 220).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.